Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Мария Стёжка " decoding="" title="" Приводим статью консультанта собора Марии Стёжки, опубликованную в одном из номеров газеты “Православные вести. Ижица”. С октября 2009 года по благословлению митрополита Ижевского и Удмуртского Николая в Свято-Троицком Соборе города Ижевска начала свою работу приходская консультативная служба. Служба работает в выходные, праздничные дни, родительские субботы. Подобные службы существуют в Москве и в Санкт- Петербурге с начала 90х годов. Необходимость такой службы вызвана существованием в современной Церкви категории людей, которые являются крещенными, но не приобщенными к церковной жизни. Большая часть из них тянется к Богу и Церкви. Не всякий человек, пришедший впервые в Храм, решится обратиться к священнику. Цель приходского консультирования заключается в оказании людям необходимой помощи на начальном этапе воцерковления. Важно, чтобы эта служба не воспринималась как новшество. В Церкви всегда было принято давать пояснения для начинающих прихожан. Теперь, вследствие долгого, массового отлучения людей от Церкви, необходимость в ответах с пояснениями самая острая. Консультантами Свято-Троицкого Собора являются ребята РОО «Православная молодежь Удмуртии». Когда я увидела объявление о предложении потрудиться в консультативной службе, я не заинтересовалась, догадываясь, что новый человек в Храме, да ещё и в такой непривычной «должности», где уже сложился свой приход — дело непростое. Затем, услышав о практике консультирования в Храме Царских Страстотерпцев, в Преображенском Храме в Глазове, поняла, что опыт этот очень ценен и, работая в качестве консультанта с октября 2009 года, хотя и всего один раз в неделю (если не приходятся великие, двунадесятые праздники) осознала, что не ошиблась. Что касается Михаила, то ему предложил попробовать себя в роли приходского консультанта игумен Антонин (Напольских) — заместитель настоятеля Свято- Троицкого Собора, тем более, что в дальнейшем Михаил хочет получать духовное образование. По мнению Михаила, данное послушание содействует более осмысленному воцерковлению, дисциплинирует.

http://azbyka.ru/katehizacija/prikhodsko...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – март 2023 27 мин., 17.05.2023 Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - – 2023. FOMA.RU Обложка : Аппликация, изображающая человека под водой, который держит в руке чемодан. На него со всех сторон смотрят рыбки. А внизу надпись красного цвета: НЕ ДЕРЖИ ЗЛА. Аппликация Марии Сосниной. Пролог : Александр Ткаченко . «Придут времена когда-то…». Стихотворение. Фото Carter Saunders/Unsplash.//Фома. - – март 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: март //Фома. - – март 2023. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 5 марта. Торжество Православия. [В 843 году закончилась история страшных гонений на православных христиан, чтивших святые иконы. Почти сто лет иконоборческая ересь царила в Византии. За эти годы были подвергнуты казням и мучениям множество священнослужителей и мирян, уничтожены десятки тысяч икон, мозаик, барельефов с изображениями Господа, Божьей Матери, святых. И вот наконец императрица Феодора восстановила иконопочитание, подтвержденное собором 843 года. В тот день, выпавший на первое воскресенье Великого поста, христиане Константинополя впервые за десятки лет открыто вышли с иконами в руках и торжественно прошли по улицам столицы. В память об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует восстановление почитания святых икон, именуемое Торжеством Православия]. Торжество православия. Фото tatmitropolia.ru - С.4; 11 марта. Первая родительская суббота Великого поста. [Во время будних дней Великого поста обычная литургия не совершается, если нет большого праздника, — соответственно, и литургическое поминовение усопших тоже происходит реже. Чтобы не лишать усопших нашей соборной молитвы о них, Церковь установила три особых дня для их сугубого поминовения. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. В эти дни можно прийти на литургию и молиться за усопших. То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, а лично принять участие в общей молитве]. Фото Елены Добряковой. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-239-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как поминать усопших? 8 мин., 12.02.2024 Содержание В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том, как правильно поминать усопших. Какой молитвой поминать усопших? Как часто поминать усопших? Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу. Зачем поминать усопших? Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем. Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать? Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи. Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату: Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.

http://foma.ru/kak-pominat-usopshih.html

Слово о смерти Беседа на Троицкую родительскую субботу …Повсюду на земле царит смерть: умирают и дряхлые старцы, и сильные мужи; умирают в утробе матери, и чуть только появившиеся на свет. Умирает художник у незаконченной картины и артист на полуфразе; умирает невеста накануне венца и полководец после славной победы. В каноне на утрени Троицкой родительской субботы названы все «усопшие от житейской нощи»: утонувшие в воде и погибшие на поле брани, сгоревшие в огне, убитые лютыми убийцами, — все. Ведь лишь иногда смерть посылает вестников, — недуги, болезни, — иногда она хватает свои жертвы неожиданно. Ничто не спасает от смерти: ни самая воздержанная, правильная жизнь, ни врачи, ни даже самая религия, — и праведники умирают наравне с грешниками. Откуда же произошла смерть? Неверующие отвечают: такова природа всего существующего. А верующие отвечают: смерть есть следствие греха (Рим. 5:12), есть следствие удаления от Бога. Ведь первое кладбище было для ангелов: удалились некоторые из них от Бога и умерли. Но так как ангелы суть существа бестелесные, духовные, то и смерть у них духовная — вечное, невозвратимое отлучение от Бога: смерть, от которой нет воскресения. После падения ангелов Бог создал человека, дав ему душу и тело. Душа была абсолютно бессмертная, а тело заключало в себе возможность не умирать (чего теперь у человека уже нет). Все в природе рая способствовало этому бессмертию, но главная причина его заключалась в единении с Творцом. Правда, свободный человек имел возможность умереть: уклониться от Бога. Чтобы человек усовершенствовался и тем утвердился на пути к бессмертию, Бог дал ему заповедь. Ею все искушения и препятствия, вызывающие самый духовный рост, сводились в одно. Чтобы оградить человека от падений, Господь указывает ему и следствия падений — смерть. Но человек, несмотря ни на что, пал. Падение его состояло в том, что он перестал верить Богу и поверил диаволу, горделиво возжелал сравниться с Богом, забыв свое ничтожество. Внешним проявлением своего непослушания и недоверия он избрал нарушение Богом данной заповеди: съел запрещенный плод. Он порвал связь с Богом, — и стал смертным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2736...

Теряево. Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1479. Ссылки:     Адрес: Московская область, Волоколамский район, Теряево, Теряева слобода Координаты: 56.171167, 36.099747 Проезд:От ж. д. ст. Волоколамск (Рижское направление) авт. 31 до ост. Валуйки, далее на север 1 км до монастыря; или от ж. д. ст. Чисмена (Рижское направление) авт. 23 до ост. Теряево (конечная), далее 1 км на запад до монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основан преподобным Иосифом Волоцким в 1479 на земле удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого во имя Успения Божия Матери. Первоначально состоял в юрисдикции Новгородского митрополита, позже вошел в Московскую митрополию. Деревянный Успенский храм возведен в августе 1479, первый каменный собор построен при жизни преподобного Иосифа в 1485. Игумен Иосиф ввел в монастыре общежительный Студийский Устав. Во время польско-литовской интервенции в 1611 монастырь подвергся разорению, хотя мощные крепостные стены обители выдержали многодневную осаду войск гетмана Рожинского. В 15-16 вв. при Успенском монастыре в Волоколамском уезде существовали так называемые малые монастырьки: богорадный Введенский Спировский (в селе Спирово), устроенный для погребения неизвестных странников, которых поминали в родительские субботы «Бога ради», и Никольский Черленковский (в селе Черленково). В 16-17 вв. Иосифов монастырь использовался как тюрьма для видных русских государственных деятелей и опальных иерархов Русской Православной Церкви. В начале 17 в. здесь содержался низложенный царь Василий IV Шуйский, преподобный Максим Грек и его сотрудники провели здесь в заточении 12 лет, сюда был заключен сведенный с престола московский митрополит Даниил, пребывали в заточении до казни Матвей Башкин и Василий Курицын. Во время военных действий в начале 17 в. здесь содержались польские военнопленные, в кампанию 1812 пленные французы. С 1777 по 1823 в монастыре существовала школа для детей духовного звания.

http://sobory.ru/article/?object=00394

«Что тебе до того? Ты за Мной иди» Христос произносит фразу, которая стала предметом размышлений и споров для многих поколений христиан… 24 августа, 2014 Христос произносит фразу, которая стала предметом размышлений и споров для многих поколений христиан… 11-е воскресное евангелие на утрене – Ин 21:15–25 (зач. 67): В те дни явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых, и говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал это; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Сегодня мы читаем последнее из одиннадцати евангелий на воскресной утрене. Одновременно это конец Евангелия от Иоанна и всего Четвероевангелия. Нынешний фрагмент мы слышим не только на всенощном бдении под воскресенье несколько раз в году: он также читается в качестве рядового чтения на литургии Троицкой родительской субботы, на утрене в дни памяти апостола Иоанна Богослова (8/21 мая и 26 сентября/9 октября) и на литургии в день поклонения веригам апостола Петра (16/29 января).

http://pravmir.ru/chto-tebe-do-togo-ty-z...

Чтобы дать представление о том, какой насыщенной была жизнь архиепископа Иоанна, процитируем одно из тогдашних периодических изданий: «С 22 по 27 февраля сего года в Мюнхене происходило собрание европейских архипастырей Русской Зарубежной Церкви под предстоятельством архиепископа Иоанна. С вокзала владыка по­ехал в Мюнхенскую кафедральную церковь на Сальваторплац, а оттуда в Епархиальное управление. Владыка архиепископ пришел в гимназическую церковь, а потом к учащимся и в детский сад, ласково знакомясь с детьми. В тот же день владыка посетил Сербское церковное управление, знакомясь с руководителями Сербской Церкви в Германии. В этот день владыка присутствовал на вечерне и утрени в канун родительской субботы в гимназической церкви. На следующий день Божественную литургию владыка совершал совместно с епископом Александром в церкви главного беженского лагеря американской зоны Германии, в Шлейсгейме. Из церкви архиепископ Иоанн и епископ Александр проехали на могилы митрополита Пантелеймона и архиепископа Венедикта. Вечером в субботу владыка с собором и иерархом совершал всенощную в кафедральном храме Мюнхена. Владыка Иоанн сказал слово на всенощной. На следующий день там же теми же архипастырями совершена была Божественная литургия, за которой владыка Иоанн сказал слово о Страшном Суде... Днем владыка Иоанн в сопровождении владыки Александра направился в главную тюрьму американской зоны, в Штраубинг, чтобы посетить со списком святой иконы Божией Матери «Знамение» Курско-Коренной находящихся там русских заключенных. На следующий день о визите владыки в тюрьму с большим сочувствием говорила центральная радиостанция Германии. С этого вечера владыка решил переселиться в монастырь прп. Иова Почаевского, расположенный в 13 километрах от Мюнхена. Но так как визит в тюрьму и дорога в 160 км по снегу оказались более продолжительными, то владыка прибыл в обитель вместо 7 вечера — в 10.30. Братия терпеливо ждала того, о ком уже знала как о воплощающем в наши времена строжайшие заветы древнего монашества. Немедленно же по приезде владыки началось всенощное бдение накануне праздника Иверской иконы Божией Матери и святых Мелетия Антиохийского и Алексия Московского. Бдение длилось до 3.30 ночи. На следующий день литургию, начавшуюся в 8 часов утра, совершали снова все архипастыри... После обеда в этот день в 2 часа дня начались заседания епископского совещания. Владыка поднял вопрос о почитании древних святых, которые были прославлены Западной Церковью до ее отпадения от Православия... На следующий день архиепископ Иоанн и епископ Александр совершили заупокойную молитву на могилах митрополита Серафима в Золене и епископа Василия в Мюнхене. Вечером архиепископ Иоанн отбыл в Голландию, в Амстердам» .

http://pravoslavie.ru/28859.html

Родительская суббота: главное — исповедь и причастие Постараемся, приходя в храм в родительскую субботу, подготовиться к исповеди, чтобы очистить свою душу от накопившихся грехов. Нет сомнения, что и это принесет утешение нашим усопшим родственникам, ибо, повторю вновь и вновь, все мы члены одного Тела, все мы в каком-то смысле сообщающиеся сосуды. 29 марта, 2014 Постараемся, приходя в храм в родительскую субботу, подготовиться к исповеди, чтобы очистить свою душу от накопившихся грехов. Нет сомнения, что и это принесет утешение нашим усопшим родственникам, ибо, повторю вновь и вновь, все мы члены одного Тела, все мы в каком-то смысле сообщающиеся сосуды. О родительских субботах знают все – и те, кто бывает в храмах еженедельно и чаще, и те, кто приходит… – ну вот, собственно, на родительские, на Рождество-Крещение-Пасху и на массовые соборования. Люди приходят помянуть своих близких, и они знают, как всё правильно сделать: надо прийти в храм, принести что-нибудь на канон, написать записки, отстоять панихиду… В моих словах можно услышать некоторую иронию – но она не относится к самому желанию помолиться о родителях, дедушках-бабушках, а в каких-то семьях – и о слишком рано покинувших своих отцов и матерей детях. Такое желание – естественно и похвально. Но мне хотелось бы предложить несколько более объемный взгляд на эти поминовения. Прежде всего обратим внимание на то, что суббота сама по себе (как день недели – не только родительские субботы) – посвящена молитве о упокоении преставившихся христиан. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть утреню субботы любого гласа Октоиха. Однако с субботним поминовением усопших неизменно соседствует молитва святым – в первую очередь мученикам, но также и святителям, и пророкам, и преподобным. Случайно ли такое совмещение: молитва всем святым и молитва о упокоении усопших? Думается, что нет. В нашем нынешнем сознании святые – это особый класс людей: они, во-первых, умерли, а во-вторых, их святость засвидетельстована формальным церковным актом – канонизацией. Однако такое понимание святости – довольно позднее. Если мы обратимся к Новому Завету, то святыми там именуются не «особые» люди, а христиане – просто по факту их принадлежности к Церкви: «А теперь я иду в Иерусалим, – говорит апостол Павел, – чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» (Рим15:25).

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-g...

Увиделись! Перед тобою сотни и сотни тех, кто жил, любил, болел, радовался и страдал, и сущность которых и сегодня живет. Если бы исчезал умерший в какой-то астрономической дыре, если бы мы практически не ощущали, что молитва нас с ними соединяет, то давно бы в лету канули все наши родительские субботы. 13 мая, 2013 Перед тобою сотни и сотни тех, кто жил, любил, болел, радовался и страдал, и сущность которых и сегодня живет. Если бы исчезал умерший в какой-то астрономической дыре, если бы мы практически не ощущали, что молитва нас с ними соединяет, то давно бы в лету канули все наши родительские субботы.  Что происходит с людьми во время панихиды? Зачем ходить на кладбище на Радоницу? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Есть у Жуковского стих, который не часто вспоминается, а многим вообще неизвестен. Лирики-романтики нынче не в рейтинге, да и мерные строчки поэта слуху, воспитанному на перекрестных рифмах современных пиитов, как-то «поэтически» не складываются. Это стихотворение написано поэтом сразу же после похорон А. Пушкина . Вот оно: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его так мне знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь? Это желание поэта спросить «что видишь?» — отнюдь не пафосный оборот и не прием для усиления драматичности. Действительно, очень часто на похоронах есть желание подобный вопрос задать, когда на лицо усопшего смотришь. Даже священнику, для которого погребение — обычное, а для некоторых — почти повседневное «дело», знакомо это вопрошение. Оно от количества тобою отпетых никуда не девается. Без сопереживания чин отпевания лишь у тех в рясы облаченных, кто требы определением «работой» считает. Слава Богу, таких немного.

http://pravmir.ru/uvidelis/

- Добрый вечер, дорогие радиослушатели, добрый вечер, Сергей. С большим удовольствием приняла это приглашение. Потому что есть очень много что сказать о нашей программе. И мы все время сталкиваемся с тем, что о ней говорят много, и не всегда то, что говорится, соответствует действительности. Действительно, наверное, надо начать с самого начала. Программа стартовала в 2009 году и была задумана, с одной стороны как некий акт восстановления исторической справедливости. Москва все-таки в годы богоборчества потеряла, по разным данным, от пятисот до тысячи храмов, и никто точно даже не может, наверное, назвать эту цифру. В то же время на протяжении советской эпохи она разрасталась, прирастала спальными районами, где все было построено для человека телесного, то есть был дом, где он спал, был магазин, где покупали еду. Но, естественно, храмов никто не строил. За последние 20 лет ситуация очень изменилась. Не будет преувеличением сказать, что практически все поколение, родившееся за последние два десятилетия- это крещеные люди. И, наверное, надо оставить где-то в стороне на экспертных площадках обсуждение, кого уж считать очень церковным или не очень церковным, но практически вся современная Москва, все молодые семьи - это люди, которые ходят в храм, по крайней мере, по большим праздникам, они крестят своих детей, они венчаются. И они ходят обязательно помянуть своих близких. То –есть, уже есть новая Москва - люди, которые ходят в храм не только на Рождество и Пасху, но уже абсолютно всенародными стали и родительские субботы, и уже все знают не только Великий пост, но и остальные три многодневных поста. И, конечно, год от года ситуация становилась все тяжелее. Потому что в новых районах- все, что находится за пределами Садового кольца, практически все- это  спальные районы.  В течение первых же пяти-семи послеперестроечных лет, наверное, все небольшие сельские храмы были восстановлены усилиями верующих людей. А больших ведь храмов никогда и не было, потому что Москва росла на территориях бывших сел и деревень. И программа " 200 храмов " , она и была призвана, с одной стороны, восстановить историческую память, с другой стороны- утолить духовный голод. Как идет восстановление исторической памяти? Храмы получают свои наименования в память тех святынь, которые невозможно восстановить на прежних местах. Да и, в общем-то, наверное, если где-то и было можно, не имеет смысла это делать, не всегда имеет смысл строить храмы в пределах Садового кольца, где их и так достаточно. Храмы очень нужны именно на новых территориях. То –есть, мы сейчас можем уверенно говорить, что 90% населения Москвы вообще не имеет дороги к храму. В храм им надо куда-то ехать. Но все-таки дорога к храму должна быть посильной. И вот с этого программа начиналась.

http://radonezh.ru/text/u-mikrofona-serg...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010