Д.В. Дементьев Вселенская родительская мясопустная суббота «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:25–30 ). Души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оную приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в Церкви. Блаженный Августин В субботу Недели о блудном сыне Святая Церковь молится об умерших, чтобы вместе с нами и они стали одесную Судии, особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапною смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша». В субботу же, а не в другой день, пред мясопустною Неделею полагается моление об упокоении душ, потому что день субботы, как день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления – упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших Святая Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам приближающегося спасительного поста. Закон Божий (М., Сретенский монастырь, 1999) ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему, всей Судящему земли, деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных и во святых жребий светлем, и достойным быти Небеснаго Царствия Его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 22 июня 2024 года 9. Суббота 7й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Прп. Александра, игумена Куштского. Прав. Алексия Московского (служба может быть перенесена на четверг, 7 июня) . Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших. Служба по Цветной Триоди. Примечание. Полиелейная служба прав. Алексия Московского может быть перенесена на четверг, 7 июня (ср.: Типикон, 25 мая, 2е «зри»). Примечание. Заупокойная служба Троицкой родительской субботы, согласно Типикону, совершается, «якоже предызъявися в субботу мясопустную, во всем подобне», включая соотношение заупокойных текстов Триоди с песнопениями системы Октоиха. Ежегодно Троицкая родительская суббота приходится на один и тот же день периода пения Цветной Триоди – субботу 7й седмицы по Пасхе, поэтому заупокойные песнопения Триоди ежегодно соединяются с песнопениями Октоиха 6го гласа, действующего в данную седмицу. В силу этого, тексты 6го гласа, принадлежащие системе Октоиха и использующиеся в субботу 7й седмицы по Пасхе, приводятся в Цветной Триоди на ряду (ср., напр., мученичны на «Господи, воззвах», стиховны вечерни и утрени). На вседневной вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученичны (из Триоди), глас 6й – 3, и Триоди, глас 8й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Плачу и рыдаю…», «И ныне» – догматик, глас 6й: «Кто Тебе не ублажит…». Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8й глас, с заупокойными стихами (см. в Цветной Триоди) – стих 1й: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; стих 2й: «И память их в род и род». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры из Триоди, глас 6й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Начаток ми и состав…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Можно ли креститься второй раз и отпевать попугайчиков? О том, как животные приводили людей в храм, и о других необычных случаях 7 ноября, 2015 О том, как животные приводили людей в храм, и о других необычных случаях С такими и другими подобными вопросами часто обращаются к священникам люди, далекие от Церкви. Желания у них могут быть и несуразными, и невозможными, но суть их одна: не может человек справиться со своей бедой или проблемой – просит помощи в доме Божьем. Так просит, как понимает. И именно в поминальные субботы в храмы приходит множество самых разных людей, в том числе и не знакомых с церковной жизнью. Накануне Димитриевской родительской субботы о необычных просьбах и случаях в своих храмах рассказывают протоиереи Сергий Навалихин и Иоанн Гориа. «Они этого не понимают» Протоиерей Сергий Навалихин, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской, Винница: Многие, общаясь со священниками, думают, что с нами только на религиозные темы можно поговорить – больше ни о чем. Это основной стереотип у людей: что батюшки кроме Церкви ничем не интересуются. А то, что попы, к примеру, на рыбалку ходят, так это просто шок у некоторых вызывает. А у воцерковляемых всегда много вопросов разных, в том числе и странных. И это не зависит от того, старый человек или молодой. Бывает, такие вопросы задают, что аж оторопь берет. Но это всё от незнания. И случаи бывают разные. С намерением повторно креститься обращались не раз. Одни – потому что считают, что им в жизни не везет. Другие – к экстрасенсам ходили, и те им сказали еще раз креститься, а если в детстве крестили, то это было несознательно. При этом не надо говорить священникам о том, что уже крещены – они этого не понимают. Приходит такой человек и говорит, что хочет креститься. Спрашиваю: «Вы в детстве были крещены?» Тот начинает мяться, мол, то да сё. Прошу точно сказать: да или нет. Тогда ему приходится сознаться, что да, был. Я и спрашиваю, зачем он еще раз хочет креститься. Он говорит что-то про сознательный шаг во взрослом возрасте. Ну, я и разъясняю такому человеку, что он хочет совершить смертный грех.

http://pravmir.ru/mozhno-li-krestitsya-v...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Этот канон читается 2 раза в году, только во Вселенские родительские субботы : Мясопустную (в сб. за седмицу до Великого поста ) и Троицкую (в сб. перед праздником Святой Троицы ). Специфика данного канона в том, что там молитва за всех усопших вообще, тогда как мы привыкли молиться преимущественно за родственников. Читая канон субботы мясопустной, мы вместо частного богослужения (молитвы за конкретных людей) возвышаемся до осознания себя как песчинки, как части Вселенской Церкви и молимся за всех христиан (именно христиан, не всех людей вообще), когда-либо живших, малой части знаемых нами и огромного количества неведомых людей. Строго говоря, даже записки с именами на службах, где читается этот канон, не уместны. Можно читать этот канон и вне богослужения, келейно (дома) в другие дни года. Канон Триоди. Глас 8. Песнь 1. Ирмос: Песнь возслем людие/чудному Богу нашему,/свободившему Израиля от работы,/песнь победную поюще и вопиюще:/поим Тебе единому Владыце. Ирмос: Песнь вознесем, люди,/чудному Богу нашему,/Израиль освободившему от рабства,/песнь победную воспевая и взывая:/«Воспоем Тебе, единому Владыке!» Вси помолимся Христу,/творяще память днесь от века мертвых,/да вечнаго огня избавит я в вере усопшия,/и надежде жизни вечныя. Все помолимся Христу,/в сей день совершая память от века мертвых,/да от вечного огня избавит их,/усопших в вере и надежде жизни вечной. Глубиною судеб Твоих Христе,/Всепремудре Ты предопределил еси/коегождо кончину жизни, предел и образ./Темже яже покры гроб во всякой стране,/на суде спаси Всещедрый. Глубиною судов Твоих, Христе,/Ты каждому предопределил со всею мудростью/кончину жизни, предел ее и образ./Потому тех, кого гроб во всякой стране сокрыл,/на суде спаси, Всемилосердный. Пределы жизни нашея давый,/темже усопшия от житейския нощи,/дне невечерняго сыны покажи, Господи,/священники православныя, и вся верныя люди Твоя. Ты пределы жизни нашей дал;/потому уснувших после житейской ночи/дня немеркнущего сынами, Господи, покажи:/священников православных с царями,/и весь народ Твой.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-vsele...

29/03/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ КРИШНАИТУ ПРЕДЪЯВЛЕНО ОБВИНЕНИЕ В УБИЙСТВЕ СВЯЩЕННИКА 29 марта прокуратура Эвенкийского автономного округа, руководствуясь статьей 105 УК РФ, предъявила обвинение в умышленном убийстве православного священника ранее взятому под стражу 27-летнему Роману Гаврилову. подробнее... ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ПОЗДРАВИЛ ПРАВОСЛАВНЫХ С НАЧАЛОМ ТРЕТЬЕЙ НЕДЕЛИ ПОСТА С вступлением в третью неделю Великого поста поздравил сегодня верующих в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх Алексий, напутствуя их на дальнейший подвиг. В Святоотеческой традиции, напомнил предстоятель Церкви, эта неделя называется " светотворной " , ибо в эти дни Церковь напоминает: благодать Божия облагораживает и очищает внутреннее состояние человека, подвизающегося в подвиге поста. подробнее... НА МЕСТЕ УПОКОЕНИЯ ТЫСЯЧ ЖИТЕЛЕЙ И ЗАЩИТНИКОВ БЛОКАДНОГО ГОРОДА ВОССТАНОВЛЕН ПОМИНАЛЬНЫЙ КРЕСТ В мемориальной зоне Московского парка Победы Санкт-Петербурга, на месте упокоения десятков тысяч жителей и защитников блокадного города сегодня восстановлен и освящен поминальный крест. Святыня была сломана неизвестными вандалами три недели назад, в канун Вселенской родительской субботы, когда у креста обычно совершаются панихиды по погибшим. подробнее... ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ И ЮРИЙ ЛУЖКОВ УДОСТОЕНЫ ПОЧЕТНЫХ НАГРАД " ЗА ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД МОСКВОЙ " Первые почетные награды имени Ивана Калиты " За особые заслуги перед Москвой " были вручены 23 марта Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, московскому мэру Юрию Лужкову, главному архитектору столицы Александру Кузьмину и председателю Московского отделения Сбербанка России Геннадию Солдатенкову. подробнее... ПАНИХИДА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ И МИТИНГ НА СЛАВЯНСКОЙ ПЛОЩАДИ БЫЛИ ПОСВЯЩЕНЫ ГОДОВЩИНЕ НАЧАЛА НАТОВСКИХ БОМБАРДИРОВОК ЮГОСЛАВИИ Мероприятия, посвященные годовщине начала натовских бомбардировок Югославии, прошли в столице 24 марта. В 11 часов в храме Христа Спасителя была отслужена панихида по жертвам конфликта, а в 12 часов на Славянской площади, у памятника святым Кириллу и Мефодию, начался митинг в поддержку народов Югославии, с требованием остановить геноцид сербского населения " в южном сербском крае Косово и Метохии " .

http://pravoslavie.ru/news/index15.htm

Верны ли мы? Почему порой кажется, что жертва новомучеников напрасна Есть места в России, где это до сих пор чувствуется особенно остро 10 февраля, 2019 Есть места в России, где это до сих пор чувствуется особенно остро Как нам живется в стране, где в названиях станций, улиц, площадей и городов по сей день запечатлены имена тех, кто завел на долгие годы и десятилетия эту страшную машину уничтожения себе подобных? И как ничтожно малы голоса тех, кто об этом говорит. 10 февраля  Церковь празднует собор новомучеников и исповедников Российских. Размышляет священник Андрей Мизюк. Так сложилось, что я вот уже почти десять лет служу в храме, настоятеля которого ровно сто лет назад, в октябре 1919 года, расстреляли  на городском кладбище вместе в Вольским викарием епископом Германом и еще более чем десятком людей. Так называемое «дело саратовского духовенства», которое велось с 1918 по 1919 год, контролировал лично один из вождей большевиков Лев Троцкий, а закончилось оно этим страшным и скорым расстрелом на окраине городского Воскресенского кладбища. Соседние с Саратовом Царицын и Воронеж к октябрю 1919 года уже были заняты армиями Врангеля и Деникина. Город ожидал наступления соединений добровольческой армии, а в связи с этим ГубЧК принимает решение об уничтожении «непримиримых врагов рабоче-крестьянской власти». Среди тех саратовцев, казненных в ночь с 9 на 10 октября, оказались и представители духовенства. Так приводился в действие учрежденный в России Троцким «красный террор». Очень интересно у нас на старом Воскресенском кладбище. Вот уже сорок лет оно не действует, там не производятся захоронения, в выходные дни или на родительские субботы туда приезжают уже взрослые внуки и правнуки тех, кто там лежит. Их немного, этих живых. Большая часть захоронений уже и сама замерла в одиночестве и времени, у многих зде лежащих уже и не осталось живых и не забывших их. Поэтому в некотором смысле это кладбище — уже скорее мемориал, место памяти. Слезы уже выплаканы, скорбь прожита, а вместе с ней и жизнь самих скорбящих, которые по своему уходу упокоились в иных, новых местах.

http://pravmir.ru/vernyi-li-myi-pochemu-...

Вопросы священнику по теме " усопшие " Найдено вопросов: 8 Вопрос от Вадима Здравствуйте, батюшка! Родственники усопшего обычно подают записки и молятся за усопшего после его кончины. А если верующих родственников при жизни не осталось (и при этом без семьи человек жил) и некому помолиться за такого усопшего? Значит ли это, что он пропадёт в аду, и ничего ему уже не поможет, или в церкви всё же молятся за таких усопших, которых не знали при жизни? (Уточню, речь идёт про усопших православных христиан не-самоубийц). Заранее спасибо за ответ. Отвечает прот. Игорь Катаев Здравствуйте, Вадим! Если верующий жил праведно, ему после кончины не требуется дополнительная молитвенная помощь оставшихся на земле. Наоборот, сами такие усопшие праведники становятся святыми молитвенниками - предстателями перед Господом за тех, кто обращается за их молитвенной поддержкой. В Церкви есть поминовение тех, за кого некому помолиться. Для этого существуют родительские субботы.  http://azbyka.ru/roditelskie-subboty Подробнее о поминовении усопших: http://azbyka.ru/pominovenie-usopshix Вопрос от Любови Здравствуйте. Крещенного человека похоронили без отпевания, без церкви. Ещё не прошло сорок дней. Скажите пожалуйста, что я могу сделать для усопшего, придя в церковь? Я в другой стране и на могилу пойти не смогу. Спасибо большое! 8 апреля 2021 Отвечает прот. Игорь Катаев Здравствуйте, Любовь! Независимо от того, где Вы находитесь, Вы можете молиться за всех Ваших родных и близких, как живых, так и усопших. Для этого есть и домашняя молитва, и молитва в храме.  Если усопший или усопшая были не только крещеными, но и верующими, и, несмотря на это, родственники по какой-то причине не совершили отпевания и не планируют этого делать, Вы сами можете заказать заочное отпевание в ближайшем православном храме. Подробно о поминовении усопших здесь: http://azbyka.ru/pominovenie-usopshix Вопрос от Андрея Здравствуйте, батюшка! На протяжении долгих лет меня тревожит один вопрос: мой дед на войне был минометчиком, сколько за ним убитых, он и сам не знал. Значит ли это что, согласно первой заповеди Христианства, он должен попасть в ад?

http://mitropolia.spb.ru/question/?theme...

Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.  Радио «Радонеж» в прямом эфире. У микрофона протоирей Максим Козлов. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс. Надеюсь, все технические сложности устранены, и мы сможем общаться с вами в прямом эфире до конца передачи, не испытывая никаких затруднений. Традиционно напоминаю вам телефон прямого эфира (495)959-59-39.  Еще раз приветствую вас, дорогие радиослушатели, в этот вечер Родительской субботы. В наше время, когда так много споров, разделений всегда хочется говорить преимущественно о том, что нас объединяет, а не разделяет. В том, в чем мы, православные христиане, вне зависимости от специфики наших личных взглядов по общественным и даже церковным вопросам, наверняка или, скорее всего, будем едины.  Мне бы хотелось продолжить рассказы о церковной Москве минувших лет. Но сегодняшняя встреча, если мы не успеем, то и какие-нибудь следующие, построить не по хронологическому принципу, а по географическому. Сегодня я стараюсь вам начать рассказывать об одном примечательном уголке Москвы, дорогом сердцу многих верующих москвичей. Ну, а начать этот рассказ позволю себе со следующих строк великого нашего поэта Александра Сергеевича Пушкина:  Два чувства дивно близки нам —  В них обретает сердце пищу —  Любовь к родному пепелищу,  Любовь к отеческим гробам.   Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как опаленная пустыня И как алтарь без божества.  На них основано от века  По воле бога самого  Самостоянье человека,  Залог величия его.  А рассказ будет об одном из московских кладбищ. Немецком Введенском кладбище. Удивительном сокровище, оставленном нам небом. Небом сохраненное, живое свидетельство об истинном православии, о настоящем христианстве. История этого кладбища и удивительна и промыслительна. Предназначенное первоначально в XVIII столетии для погребения инославных, оно с 20-х годов минувшего XX века стало местом последнего упокоения многих замечательных московских пастырей, мирян и монашествующих. Сумевших остаться верными среди смут, неурядиц, среди человеческой жестокости и околоцерковных неправд. И вот при всей необъяснимости внешними обстоятельствами, почему из всех московских кладбищ именно Введенскому немецкому была уготована подобная судьба, есть что-то очень глубокое в той встрече, которая произошла в его аллеях. Там похоронены и французы, воевавшие против России в 1812 году, и те, которые воевали вместе во время Второй мировой войны.

http://radonezh.ru/text/o-tserkovnoy-mos...

Е.А.Тихомиров Отдел третий. Погребение и поминовение православного христианина 1. Погребение православного христианина То, что ты сеешь, не оживет если не умрет ( 1Кор. 15:36 ). а) Отходная При конце жизни человека, при отходе его из этого мира, над ним читается особый канон, который в Требнике Малом озаглавливается так: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и пречистей Богородице Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного». При конце канона полагается особая молитва . Этот канон, читаемый «от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати», обыкновенно называется отходною. Вот несколько тропарей из этого умилительно – трогательного канона: «Се мя, Владычице, страх усрете, его же и бояхся, се подвиг велик объят мя, в немже буди ми помощница, надежде спасение моего». «Устне мои молчат и язык не глаголет, но сердце вещает: огнь бо сокрушения сие снедая внутрь возгарается и гласы неизглаголанными Тебе, Дево, призывает». «Нощь смертная мя постиже неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному, да спутешествует ми твоя милость, Владычице». «Великой последней гласящей трубе в страшное и грозное воскрешение суда, воскресающим всем, помяни мя тогда, Святая Богородице». «Зря конец близу жития моего и помышляя безместных мыслей, деяний же, Всечистая, душу мою делательницу, люте уязвляюся стрелами совести: но преклоншися милостивно буди мне предстательница». В заключение всего от иерея глаголется следующая молитва на исход души. «Владыко Господи Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Иже всем человеком хотяй спастися и в разум истины приити, не хотяй смерти грешному, но обращения и живота! Молимся и милися Ти деем: душу раба Твоего (имя рек) от всякие узы разреши, и от всякие клятвы свободи, остави прегрешения ему, яже от юности, ведомая и неведомая, в деле и слове, и чисто исповеданная, или забвением или студом утаенная. Ты бо един еси разрешали связанныя и исправляяй сокрушенныя, надежды неначаемым, могий оставляти грехи всякому человеку, на Тя упование имущему. Ей, человеколюбивый Господи, повели, да отпустится от уз плотских и греховных, и приими в мире душу раба Твоего сего (имя рек), и покой ю в вечных обителех со Святыми Твоими, благодатию единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с Ним же благословен еси, с пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули. Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего. 3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это? Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»). Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы… А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся. 4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание? Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».

http://sueverie.net/svyashhennik-aleksij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010