Сам текст сообщает, что «Поликарп совершил мученичество во второй день начавшегося месяца ксанфика, а по римскому календарю – за семь дней до мартовских календ, в Великую Субботу в восемь часов. Был схвачен Иродом при жречестве Филиппа Траллиана, проконсульстве Стация Кодрата» (21) 165 . Таким образом, у нас появляется указание на дату – 23 февраля, но не оказывается года. Евсевий в «Церковной истории» относит казнь Поликарпа к началу правления Марка Аврелия и Луция Вера (IV, 15, I) 166 , а в «Хронике» мученичество датируется 236 олимпиадой, 2183 годом от Авраама и седьмым годом правления Марка Аврелия (март 167 – март 168 г.). Согласно Иринею и Евсевию (Iren. АН, III, 3, 4; Eus. НЕ, IV, 14, 1), Поликарп посетил Рим в то время, когда епископом там был Аникет, занявший престол ок. 154 г., следовательно, он не мог быть казнен раньше этого времени (в начале XX в. В. Вейк и Э. Бартон отнесли его смерть к 147 г.) 167 . Поздняя датировка – 176/7 г., – предложенная на основании соображений о времени распространении монтанизма во Фригии 168 , также является маргинальной, не находя подтверждений в источниках и противореча указаниям об общении Поликарпа и Иоанна: если он был казнен в возрасте 86 лет, то учиться у Иоанна он мог лишь в раннем детстве. Большинство ученых помещают смерть Поликарпа в промежуток от 155-го до 168 г. При этом датировки казни опираются на: 1) соображения о преследованиях христиан при Антонине Пие и Марке Аврелии; 2) связь гонений с землетрясениями или другими стихийными бедствиями в Малой Азии, о которых нам известно из других источников; 3) различные точки зрения на время возникновения и распространения монтанизма. В XIX в. общепринятым было мнение, согласно которому казнь Поликарпа состоялась в 166 или 167 г. – в зависимости от того, считать ли «Великой Субботой» календарную субботу (166 г.) или воскресенье (167 г.). Этот консенсус был нарушен после того, как В. Ваддингтон опубликовал работу, посвященную хронологии жизни ритора Элия Аристида, где доказывал, опираясь на данные эпиграфики, что Поликарп пострадал в 155 или 156 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андроникова монастыря архимандрит Дионисий сказал и руку приложил. 1660 г., февраля 11. Сказка игумена домового Новинского монастыря Боголепао том, что он не слыхал, отказывался ли патриарх Никон от патриаршего престола по окончании обедни в Успенском соборе, 10 июля 1658 г. 168 года, Февраля в 14 день, домового монастыря игумен Боголеп сказал: в прошлом де во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Положения Ризы Господни, я Боголеп служил с патриархом Никоном . А что он отставил ли патриаршество или нет, того я не слыхал, в те поры я игумен разоблачался. Игумен Боголеп сказал и руку приложил. 1660 г., февраля 14. Сказка игумена Знаменского монастыря Иосифа о том, что после обедни в Успенском соборе, 10 июля 1658 г., патриарх Никон, в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола 168 года, Февраля в 14 день, Знаменского монастыря игумен Иосиф сказал: в прошлом де в 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, служил он, Иосиф, въ соборе Пречистой Богородицы Успения с патриархомъ Никономъ литургию, и после литургии чёл он патриарх Никон поучение в беседах о учителях. И после поучения, на амвоне стоя, начал благословлять людей и говорил: не буду я вамъ пастырь и зваться патриархом Московским; и сдавал де с себя сан подьяконам и подьякам. А больше де того он, Иосиф, не помнит. К сей сказке игумен Иосиф руку приложил. 1660 г., февраля 14. Сказка протопопа Успенского собора Михаила о том, что по окончании обедни в соборе, 10 июля 1658 г., патриарх Никон, в речи, обращённой к властям и народу, отказался от патриаршего престола. О том же, какой был разговор между патриархом и присланным к нему от царя князем Трубецким, он не знает 168 году, Февраля в 14 день, большого собора протопоп Михайла сказал: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, как праздновали многоцелебной ризе Спасителя нашего Господа Бога Иисуса Христа, и служил патриарх Никон божественную литургию с властями, и как во время святого причащения патриарх Никон целовал властей и служащих всех во уста, и по заамвонной молитве вышел из алтаря на амвон и чёл поучение в беседах зачало двадцать девятое нравоучение, и после поученья начал говорить властям и всему народу: уж де я вам к тому не буду учителем и не нарекусь Московским патриархом, и снял с себя панагию и омофор и сак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i..: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.reisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.eck H. G. Kirche und theologische Literatur im.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i..: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Диакон: «Господу помолимся». Священник: надрезает верхнюю сторону (где слова ХС), произнося: «Во смирении Его суд Его взятся» (рис. 103). Диакон: «Господу помолимся». Священник надрезает нижнюю сторону (где слова NI КА), произнося: «Род же Его кто исповесть» (рис. 104). Диакон: «Возми, владыко». Священник надрезывает просфору с нижней ее стороны и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырех внешних ее сторон, произнося: «Яко вземлется от земли живот Его». Потом священник полагает Агнец на дискосе печатню вниз. На дискосе Агнец должен лежать также неподвижно, а копие должно налагать вдоль и поперек. При полагании Агнца к закланию и при обращении его после заклания приличнее вращать его не на себя и не от себя, т. к. в таком случае печать его примет неправильное положение, а на свою левую сторону, – на север, так чтобы обращением печати он образовал круг течения солнца. К прободению Агнца копие нужно вложить между вторым и третьим пальцами, обратив лезвие к тыльной стороне запястья. Диакон: «Пожри, владыко». Священник копием разрезает (делает глубокий надрез на лежащем печатью вниз Агнце) Агнец на четыре части, но так, что верхняя часть, где находится печать, не разрезается, а только надрезается по краям и священник произносит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение». Сказав эти слова, священник полагает Агнец на дискосе печатию вверх, на верхней части дискоса. Диакон: «Прободи, владыко». Священник прободает копием правую сторону Агнца (слева от священника) и говорит: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его». После этого диакон, взяв сосуд с вином, смешанным с водой 130 , подает священнику для благословения, произнося: «Благослови, владыко, святое соединение». Священник благословляет, без произнесения каких–либо слов, и диакон вливает соединение в св. потир 131 . Священник приступает к изъятию частиц из других четырех просфор. Из второй просфоры 132 изымается одна частица в честь и память Божией Матери, при чем читаются слова: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в преиебесный Твой Жертвенник» (рис. 105). Эта частица полагается на дискосе с правой стороны Агнца (от иерея с левой), вблизи от середины Агнца, при произнесении слов: «Предста Царица одесную Тебе, в ризе позлащенны одеяна, преукрашенна» (рис. 106).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Богослужебные шитые предметы из ризницы М. В. м. многообразны. Поручи с образом Благовещения Богородицы, шитые в России в кон. XVI - нач. XVII в. ( Пшеничников. 1894. Рис. 13-14) Маясова по технологическим особенностям (развитое золотное шитье, применение шелка лишь в личном, отсутствие оттенений в личном, характер растительного орнамента, палеография полууставных надписей, упрощенный рисунок при особой орнаментальности) считала работой укр. мастера-знаменщика. Вкладом князей Голицыных был набор из 3 сударей (покровцов на служебные сосуды), из к-рых изображение самого крупного, с образом лежащего на одре Спасителя, было опубликовано еще в кон. XIX в. ( Пшеничников. 1894. Рис. 3). Этот комплект (1643; ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Кат. выст. СПб., 1997. С. 117-119) был передан из М. В. м. в 1913 г. для торжественного богослужения в придворную ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе (ныне Пушкин) и, вероятно, поэтому остался в новой столице. На сударе в конце литургической надписи вышита фамилия вкладчиков (Голицыны), а на фоне средника на сударе «Агнец Божий» помещена вкладная надпись, содержащая офиц. упоминание государя, год создания этого предмета, имя вкладчицы, старицы Александры (Голицыной), вложившей в мон-рь этот комплект покровцов «на вечное поминание». Очевидно, как личный вклад в обитель был вложен комплект богослужебных тканей, сударей на чашу для Св. Даров с изображением Христа, «Агнец Божий» и Богородицей «Знамение» или «Воплощение» ( Пшеничников. 1894. Рис. 4-6). Маясова опубликовала это шитье как произведения 2-й пол. XVII в. В мон-ре хранилась лицевая вышитая епитрахиль кон. XVII в. с образами святителей и богатым орнаментальным узором ( Пшеничников. 1894. С. 64-65. Рис. 11). О некоторых произведениях, возможно также созданных в М. В. м., известно лишь из письменных источников. Во Вкладной книге (1648) Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыря упоминается вклад, сделанный в 1631 г., кнг. Марина «Вознесенского московского монастыря» вложила в серпуховскую обитель «полицу» (палица, епигонатий), шитую золотом и серебром, ее сюжет из Богородичного цикла - «Зачатие св. Анны», надпись содержит имя заказчицы и вероятной исполнительницы шитья. За этот вклад следовало поминать «иноку Марину». Поскольку упоминание вклада идет после перечисления вкладов семьи Бибиковых, возможно, к ней принадлежала и мон. Марина. Но если учитывать сведения из приписки на полях, вероятно, она была из рода князей Кривоборских, вотчинников с Белоозера (Вкладная книга серпуховского Высоцкого мон-ря/Сост.: С. С. Ермолаев, Е. В. Лыкова, В. В. Шилов. М., 1993. С. 38). Традиции лицевого шитья сохранялись в мон-ре и позже. Так, в правление игум. Евгении (Виноградовой), с 1893 г. до закрытия мон-ря в кон. 1918 г., работали златошвейные мастерские. В 1903 г. был закончен шитый лицевой покров на гробницу прп. Евфросинии Московской. Некрополь

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Луции и грота св. Власия, которые, несомненно, моложе описанного изображения из грота св. Николая. Можно сказать, что в промежутке между этим последним и верхним, над ним (см. рис. 3) должны быть поставлены фрески левого нефа того же грота (рис. 4), вообще близкие по типу к росписи верхнего слоя грота св. Власия (группа св. Никол. и др. свв.) (ср. рис. 2). В таком случа ясно, что роспись левого нефа была сделана после росписи среднего нефа. Если исходить из датировки росписи (первоначальной?) среднего нефа XII в., т. е. близкой к дате 1197 г. росписи потолка грота св. Власия, то придется предположить, что боковой левый неф грота св. Николая, около Палажианелло, с изображением св. Николая, росписан в конце XIII в. На это, несомненно, указывает также слишком яркая, несерьезная орнаментировка росписи левого нефа. Характерен, между прочим, пунктирный ободок вокруг нимбов, чего мы не видим в росписи верхнего слоя грота св. Власия. Известно, что, напр., в римских апсидальных мозаиках такой пунктир имеется от в. (мозаика апсиды собора св. Павла за стенами Рима – папа Гонорий III). Хотя, конечно, нужно иметь в виду, что создания провинциального искусства, каковым, в сущности, является фреска пещерных храмов южной Италии, можно сравнивать очень осторожно с римскими мозаиками. Более внимательный осмотр росписи всего грота св. Николая показал следующее. Вся роспись левого нефа была отчасти подновлена, при написании св. Николая на верхнем слое правого столпа (см. рис. 3). На это указывает одинаковость пунктирного ободка вокруг нимбов, тожество красок одежды и общее сходство в «личном» обоих изображений св. Николая. Но интересно то, что омофор св. Василия в том же ряду левого нефа, не походит на омофор св. Николая этого ряда (как бы две вилки), а копирует омофор того позднейшего св. Николая на правом столпе среднего нефа (форма crux commissa). Отсюда можно сделать вывод, что ко времени позднейшей росписи грота, изображения левого нефа не в одинаковой степени пострадали. Лики, по-видимому, сохранились, и их не трогали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рис. 9 Отсутствие в херсонесском экземпляре креста фигуры Иоанна Богослова логичнее всего отнести на счет ее механической утраты, как и одной полуфигуры ангела. Но, как это ни удивительно, без этой фигуры оказался и бронзовый крест, хранящийся в Археологическом музее в Киеве, некогда обнаруженный на глинобитном полу под развалом стен дома в Судаке 198 (рис. 9). Он менее качественного литья и, похоже, отлит в глиняной форме с использованием в качестве модели херсонесского, с более четким рельефом. Судакская находка имеет вид отчасти деформированного изделия, более узкого во всех своих частях, с как бы заплывшей поверхностью. Детали аналогичных херсонесскому киотных крестов были найдены на Княжей Горе близ Канева 199 , при раскопках Воскресенской церкви в Переславле и, как было уже сказано, на городище близ Шепетовки 200 . Этот перечень на сегодняшний день определяет ареал распространения киевской металлопластики в начале XIIIbeka, правда включающий еще галицко-волынские земли. Рис. 10 Все существенные особенности иконографии и стиля херсонесского киотного креста находят параллели в византийских памятниках пластического искусства рубежа XII–XIIIbekob, а манера исполнения не оставляет никаких сомнений в том, что это изделие весьма квалифицированного константинопольского ремесленника. Этому не противоречат воспроизведенные в зеркальном виде славянские сопроводительные надписи с эпиграфическими признаками раннего XIIIbeka. Изделие изготовлено в Киеве вскоре после захвата византийской столицы крестоносцами в 1204 году, когда здесь оказались и первоклассные резчики по камню 201 . Рис. 11 В отличие от многочисленных крестов-энколпионов с рельефными изображениями и надписями, тип киотного креста скорее остался в стадии художественного эксперимента, как, впрочем, и ряд иных моделей художественного литья, связанных с работой в Киеве в начале XIIIbeka византийских мастеров.Предмет был явно дорогостоящим, и уже по этой причине его изготовление не могло носить массовый характер. Обнаружение судакского экземпляра, возможно, указывает на принадлежность херсонесского бракованного изделия к реквизиту мастера-литейщика, стремившегося наладить на новом месте производство.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

От имени жителей города Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал мэр Страсбурга Р. Рис. Он обратился к предыстории возведения храма Всех Святых, отметив, что вначале прихожане были вынуждены собираться на богослужения в перестроенном гараже. Когда возникла идея строительства, понадобилось решить ряд административных вопросов, подобрать участок для храма, заключить договор аренды, после чего в 2014 году состоялась закладка первого камня. Градоначальник поблагодарил участвовавших в строительстве российского архитектора Дмитрия Пшеничникова и его французского коллегу Мишеля Арнольда. «Я думаю, что они сделали великолепную работу», – сказал Р. Рис, подчеркнув, что за все время подготовки проекта и строительства храма он не получил ни одного возражения от жителей района. «Отныне этот храм является частью религиозного наследия Страсбурга наряду со знаменитым католическим собором, недавно отметившим свое 1000-летие, протестантской церковью, большой синагогой, открытой сразу же после войны, и главной мечетью, в открытии которой я также принимал участие», – отметил мэр города. «Пусть эта церковь служит православному сообществу, людям Страсбурга и его окрестностей, – сказал Р. Рис. – Пусть она позволит им возносить молитвы и служить Господу, как требует того вера». Далее прозвучало Первосвятительское слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В дар храму Его Святейшество передал образ Спасителя. «Я хотел бы, чтобы это величественное изображение Христа находилось в новопостроенном храме в городе Страсбурге», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. За усердные труды по строительству Всехсвятского храма в Страсбурге Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Филиппа (Рябых) в сан архимандрита. Далее состоялась церемония вручения наград Русской Православной Церкви тем, кто оказал помощь и содействие в возведении страсбургского храма Всех святых. Мэр города Страсбурга Ролан Рис удостоен ордена преподобного Серафима Саровского (III степени). Вице-президенту предприятия «Транснефть» М.В. Маргелову был вручен орден благоверного князя Даниила Московского (III степени).

http://mospat.ru/ru/news/46351/

Длинный цикл лекций, в которых Хаббард называл Кроули “своим дражайшим другом” и рекомендовал слушателям его писания, основан на технике, которую Хаббард называет “креативным процессингом”. Само собой разумеется, что эта техника хорошо известна адептам черной магии, которые обычно называют ее “визуализацией” (“сотворением визуальных представлений, или зримых образов”). Сайентология должна войти в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире коллекция учений, созданных одним человеком. Ее “священное писание” составляют более 100 книг и более 2,5 тысяч записанных лекций. Но ей принадлежат и тысячи торговых знаков, в том числе и многие символы. Ряд этих знаков весьма напоминает символы, использующиеся в черной магии. Зная о вовлеченности Хаббарда в оккультизм, было бы сложно предположить, что он ничего не знал о первоначальном значении этих символов. Например, сайентологический крест (см. последнюю страницу обложки рис. 1), который, по словам Хаббарда, он видел в старой испанской церкви в Аризоне, весьма напоминает розенкрейцеровский крест (Рис. 4), а также крест “Ordo Templi Orientis” (Рис. 5) Кроули. Хаббард был членом ро-зенкрейцеровской ложи. Мы уже видели, что он был знаком с разработанной Кроули колодой карт Таро, на рубашке каждой из которых был изображен крест ОТО. Хаббард просто не мог его не заметить. Сайентологический крест можно интерпретировать и как перечеркнутый крест с соответствующим сатанинским подтекстом. Весьма странно, что Хаббард, называвший сайентологию “лучшей” деятельностью, чем христианство, считавший Христа “фантазией” и заявлявший, что “Творца Неба” можно найти “под камнями среди жуков”, назвал свою организацию христианским словом “ церковь ”, одел ее служителей в униформу протестантских пасторов и использовал крест в качестве ее символа. Но вся сайентология основана на обмане и подлогах. У розенкрейцеров и франкмасонов есть ритуал под названием “Огненная могила”. Один видный розенкрейцер, также изучавший сайентологию, рассказал мне об обряде, в Ходе которого проходящий инициацию неофит ложится на Ковер, где изображены бушующие языки пламени. Он Утверждал, что символ сайентологического Центра религиозной технологии (ЦРТ) весьма похож на изображение на этом ковре (см. последнюю страницу обложки рис. 2).

http://sueverie.net/xabbard-i-okkultizm....

Во время пения полиелейных псалмов звонарь начинает трезвон во многие колокола, который продолжается до времени чтения Евангелия. Если каждение совершалось первым образом, то священник остается в алтаре, а диакон, после тропарей по «Непорочных» выходит на солею (см. рис. 23) и произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник, возглас: «Яко благословися Имя Твое и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Затем лик 88 поет ипакои гласа (из Октоиха) и степенны антифоны гласа (тоже Октоиха). Во время их пения диакон возвращается в алтарь. Прокимен утрени Диакон: «Вонмем. Премудрость. Прокимен, глас такой–то», и сам прокимен. Лик поет прокимен. Диакон: стих прокимна. Лик вновь поет прокимен. Диакон: первую половину прокимна. Лик допевает вторую часть прокимна. Диакон: «Господу помолимся». Лик: «Господи помилуй». Священник, возглашает: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почивавши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». Диакон: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Лик: «Всякое дыхание да хвалит Господа», на глас прокимна. Диакон, стих: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его». Лик: «Всякое дыхание...» Диакон: «Всякое дыхание». Лик, допевает: «Да хвалит Господа». Утреннее Евангелие Диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим». Лик: «Господи помилуй (трижды)». Диакон: «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия». Священник, преподавая благословение народу: «Мир всем». Лик: «И духови твоему». Священник, надписание читаемого Евангелия: «От (Матфея или Марка, или Луки, или Иоанна) Святаго Евангелия чтение». Если же каждение совершалось вторым способом, то существуют две традиции дальнейшего продолжения богослужения. По одной из них, во время полиелейной малой ектении все священнослужители возвращаются в алтарь, где разоблачаются, и в облачении остается лишь служащий священник. По другой же практике, после малой ектении диакон идет в алтарь (рис. 85), где он берет со святого престола Святое Евангелие (предварительно целовав его), выходит царскими вратами на солею, и став на амвоне, лицом к западу, произносит положенные возгласы и прокимен (рис. 86). Затем диакон с Евангелием идет на середину храма (рис. 87), где и держит Евангелие «при персех» во время чтения его настоятелем (или служащим священником).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010