Чисто византийский перевод его представляется мозаикою ц. Мартораны (рис. 3) (1143 года) в Палермо, которая в общих чертах вполне совпадает с мозаическим изображением того же сюжета Палатинской капеллы в Палермо, а также с мозаикою афинского монастыря Дафни 6 . Рис. 3. Мозаическое изображение «Рождества Х-ва» в ц. St. М. del Ammiraglio (Марторана), в Палермо. В настоящем, однако, случае дело идет не об отдельных фигурах и их компоновке, но исключительно о составе самой композиции и об одной детали: изображении пещеры или вертепа и горки или холма, в котором эта пещера находится. В самом деле, мы увидим совершенно ту же самую композицию, но переданную несравненно более мягко, живописно и жизненно, вместо прежней византийской угловатой и сухой схемы, с ее резкими ломающимися складками, мелким дроблением светов и теней, с ее мертвенной сухостью и каким-то деревянным рисунком, который более напоминает резьбу в дереве, чем живопись. Такого рода перемену находим мы разом и при том почти в современных произведениях итальянских мастеров: в мозаике ц. св. Марии в Транстевере (рис. 4), работы Петра Каваллини или его мастерской в 1291 году 7 и во фреске верхней церкви (рис. 5) св. Франциска в Ассизи (работы Чимабуе или мастерской того же Каваллини, или, как полагают иные ныне, – Якова Торритти, около 1288 года). Рис. 4. Мозаика, работы мастерской Каваллини, в ц. Св. Марии в Транстевере, в Риме, 1290 годов. Рис. 5. Фреска нач. XIV в. в ц. Св. Франциска в Ассизи, фот. Андерсона 15340. Не вдаваясь в подробный разбор всех совершенных итальянскими мастерами перемен, ограничимся кратко указанием, что оригиналы этих фресок и мозаик, через посредство мастерских, исполнявших равно иконы на дереве, заготовлявших прориси, обменивавшихся ими, как уже переработанная итальянцами форма, перешли затем далее в греко-итальянскую (итало-критскую) иконопись на дереве, а через нее и в иконопись русскую. Византийская схема предстала тогда в новой художественной, необыкновенно сочной, форме, и в частности наиболее увлек греческую иконопись величавый образ Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

16 См.: Григорий Нисский , свт . Каноническое Послание к Литоию Мелитинскому. Правило 1. 17 Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы Лютеранам. Перевод с греч. архим. Нил. — М., 1864. Глава 11. С. 64. 18 Свенцицкий В., прот . Указ. соч. 19 Платон (Фивейский), архиепископ . Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния. — СПб., 2004. С. 168 20 Феофан Затворник, свт . Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. День 264. Вторник ( Фил.1:8-14 ; Лк.5:12-16 ). 21 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. 22 Свенцицкий В., прот . Указ. соч. 23 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 166. 24 Там же, с. 168, 172. 25 Платон (Фивейский), архиепископ. Указ. соч. С. 166. 26 Феофан Затворник, свт . Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. День 264. Вторник ( Фил. 1, 8-14 ; Лк. 5, 12-16 ); Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Покаяние. Амвросий Оптинский , прп. 27 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 166. 28 Иннокентий , архиепископ Херсонский и Таврический . Слова на 1 седмицу Великого поста. Слово 14 29 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 168. 30 Там же. 31 Цит. по: Христианское чтение. 1842 год. Т. 1. С. 244// Платон (Фивейский) , архиепископ. Понятие и нужда епитимьи; Феофан/Затворник/еп. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). 8е изд. — М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899. С. 166. См. также: Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы Лютеранам. Перевод с греч. архим. Нил. — М., 1864. Глава 12. О покаянии. С. 6667. 32 Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Указ. соч. 33 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 168. 34 Феофан Затворник, свт . Собрание писем. Конкретное духовное руководство. О молитве особо. Духовникам и благочинным монастырей, протоиереям. М.: Правило веры, 2012 — с. 247. 35 Ельчанинов А., свящ . Советы молодым священникам. Ч. 1. 36 См.: Антоний (Храповицкий), митрополит . Исповедь. 37 Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Указ. соч .

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

3). Можно лишь отметить, что по типологическим признакам следовало бы предполагать выполнение скорее всего на рубеже XII–XIII веков. Сохранилось, однако, произведение металлопластики более позднего времени, являющееся репликой модели галицкого произведения: это известный крест преп. Авраамия Ростовского, ныне принадлежащий Государственному музею-заповеднику «Ростовский кремль», куда он поступил из Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря 172 . Рис. 3 Крест шестиконечный, с рельефными изображениями с лицевой стороны (рис. 4). Кроме крупной массивной фигуры распятого Христа на выделенном рельефом крестном древе с табличкой вверху, помеченной крестиком, на всех концах, кроме нижнего, расположены медальоны с погрудными изображениями предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова (рис. 5), двух архангелов и ангела с мерилом в правой руке (рис. 6). Изображение архангела Михаила и Гавриила явно надо понимать как относящиеся к их изображениям в моленной позе, на концах верхней перекладины. Под Распятием вместо обычной для византийских изображений «главы Адама» характерная для романских памятников человеческая маска – олицетворение Земли. Надписи обычные, но в формуле ХС НИКА последнее слово не разделено на два слога 173 . Имена архангелов соответственно имеют форму МИХАИЛЪ и ГАВРИЛЪ нетипичную для Северо-Восточной Руси, но весьма обычную для западных украинских земель. Криптограмма над Распятием не находит соответствий среди учтенных исследователями 174 . Рис. 4 По преданию, описываемый крест получен преп. Авраамием на берегу р. Ишни, в окрестностях Ростова, на том месте, где стоит деревянный храм в честь св. Иоанна Богослова, вручившего этот крест. Данный сюжет только в XVIIbeke становится известным как иконографическая тема 175 . В середине этого столетия впервые изложено в пространной редакции жития преп. Авраамия о прежде хранившейся при его гробе «Трости», увенчанной крестом, которую якобы Иван Грозный «взя на победу и одоление Казанского царства», и лишь со второй половины XVIIcmoлemuя начинают приобретать известность связанные с именем подвижника реалии, в томчисле и упомянутый крест 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Левая ручка Младенца (невидная), вероятно, охватывает шею Матери; правая, подчиняясь требованиям иконы, сложена в именословное благословение. Младенец с нежной улыбкой глядит в глаза Матери. В византийской иконографии иконное изображение Младенца с обнаженными ножками встречаем: 1) на погрудном изображении Б. М. с Младенцем над одним из входов в собор в Монреале в мозаике  (рис. 34), украшающей остроконечный тимпан над дверью. Но распущенный свиток, висящий книзу в левой руке Младенца, указывает, пожалуй на несколько позднейшее происхождение (быть может, уже в XIII веке) этой мозаики; 2) далее, в ц. С. Мария Либера бл. Аквино в ю. Италии находим тоже мозаику и также в тимпане входного портика с изображением Б. М. и Младенца с обнаженными до колен ножками; по сторонам входа представлены мозаикою умершая чета, владетельного рода, жившая около 1160 года; 3) точно такую композицию мы находим на одной эмалевой пластинке (рис. 35) знаменитого оклада Хахульской Б. М. в Гелатском монастыре, близ Тифлиса; эта эмаль относится приблизительно тоже к XIII столетию; 4) в Солунской церкви св. Афанасия Александрийского имеется вставленный в стену мраморный рельеф, изображающий Б. М. с Младенцем на левой руке и стоящую: рельеф позднейшего времени, не ранее XIV в., передает только схему драпировки, но любопытен именно обнажением ножек Младенца, одетого только в короткую рубашку (см. Македония, 1909, рис. 75); 5) на сиенском окладе Евангелия, украшенном эмалями (см. наше соч. «Византийские эмали и собрание А. В. Звенигородского», стр. 189, 270) также имеется образ Б. М. с Младенцем на левой ее руке, но с обнаженными до колен ножками и с надписью греческого имени «Одигитрии» (фот. Алинари 8946), однако, и название то явно ошибочное, и эмаль не ранее XIII века; примеры ошибочного употребления имен «Одигитрии и Влахернской» в восточной иконографии не единичны. Рис. 32. Икона Б. М. (Madonna del Bordone) письма Коппо ди Морковальдо в ц. Сервитов в Сиене. Рис. 33. Снимок с оригинала Донской иконы Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ареццо (рис. 68). Художник этот замечателен для нас уже тем, что, по воспоминаниям флорентинских мастеров, занесенным у Вазари, он был иконным подрядчиком, организатором иконописного мастерства и прожил будто бы 80 лет. Основанное Яковом иконописное братство Св. Луки состояло как из последователей старой греческой манеры, так и новой, проложенной талантами Чимабуе и Джиотто. Известны нам и другие подходящие по типу иконы Мадонны с Младенцем: одна принадлежит известному сиенскому мастеру «Мадонне» Сано ди Пьетро (фот. Алинари 9335), другая – умбрийскому Аллегретто Нуци (Алинари 17897). Позднейший итальянский перевод (в народных листах) представляет (рис., 69) известная и чтимая икона Споручницы грешных (списки в Одрине м. Орлов . губ. и у Николы в Хамовниках в Москве), время и место явления которой неизвестны, но название которой объясняется положением перстов Младенца и Б. Μ. и словами акафиста: «Радуйся руце Твои в поручение о нас Богу приносящая». 9 .                  Группа Б. М. с Младенцем оживляется также и движениями самой Б. М., а между ними одним из особенно привлекательных и вполне натуральных является то положение Матери и Младенца, когда она, как бы предупреждая порыв излишне живой и резкий, кладет Ему, как бы слегка успокаивая и останавливая Его, тихо руку на грудь. Из ранних вариантов подобной темы мы уже знаем преимущественно иконы Мадонны Сиенской школы XIV столетия. Такова, например, тема иконы Липпо Мемми 56 , затем особенно Пиетро Лоренцетти 57 , который, при своих тяжелых фигурах Мадонны и Младенца, является, однако, наиболее экспрессивным живописцем и одним из лучших представителей школы в ее духовных сторонах. Тихое и плавное движение Материнской руки (рис. 64) является единственным выражением интимного свойства в его серьезно настроенных и элегически покойных темах. Рис. 68 Икона Б. М. письма Якова Казентино в Пинакотеке Ареццо, фот. Алинари. Рис. 69. Прорись иконы Б. М. «Споручницы», фряж. пис., из собр. ик. Чириковых Одно из наиболее ярких произведений Якопо Беллини, приобретенное в самое последнее время для галереи Уффиций и по своей необыкновенной отделке и сохранности возбудившее даже совершенно излишние сомнения, представляет Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Многие питомцы Академии, ознаменовавши свою деятельность священными изображениями, составили следующий, третий период русской церковной живописи. Таковы русские художники: Боровиковский (1758 – 1826) (рис. 94, л. 22), Шебуев (1777 – 1853) (рис. 213, л. 52 и 218, л. 54), Егоров (1776 – 1851), Басин (1793 – 1877) (рис. 189, л. 45), К. Брюллов (1799 – 1852) (рис. 182, л. 43 и 202, л. 49), Ф. Бруни (1800 – 1875) (рис. 199 и 201, л. 47 и 48) и многие др. Общие черты их художественной деятельности – тщательность отделки, задушевность тонов и стремление к реализму – сближают их с главными художниками итальянцами. Поэтому в тех исторических храмах, построенных в начале XIX в. как, напр. в С.-Петербурге Александро-Невская Лавра, Казанский, Исаакиевский и Смольный соборы, в росписи которых наиболее потрудились художники-академисты, живопись носит облик итальянской живописи. По характеру образования главных исполнителей этой живописи, она носит название «академической». Немалое значение в истории церковно-религиозной живописи в России имела личность и жизнь известного художника, друга писателя Н. В. Гоголя, Александра Иванова (1806 – 1856). Чутко относившийся вообще к религиозным вопросам, мучительно стремившийся к художественному изображению высших идеалов, этот художник в течение почти 30 лет работал над собиранием материалов и составлением предварительных рисунков (или этюдов), относящихся к земной жизни Иисуса Христа. В результате появилась знаменитая картина его: «Явление Христа» своевременно и теперь производящая сильное впечатление. Хотя Иванов не оставил церковно-храмовых изображений, но своим примером он побудил многих из последующих художников глубже и вдумчивее относиться к священным сюжетам, не забывая однако же жизненных основ, благоговейных форм и правильных технических приемов для художественного творчества. И действительно, во второй половине XIX века образовалось то направление русского иконографического искусства, которое, оставаясь верным византизму и исторической действительности, вместе с тем остается верным законам художественной перспективы и законам анатомии человеческого тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всё это свидетельствует о том, что христиане с самого начала, ещё при Апостолах не гнушались Крестом, а чтили и использовали его на своих Богослужениях, в домах, при погребении. Рис.2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 Другой важный факт : древние христианские апологеты II-III веков свидетельствовали, что язычники укоряли христиан в боготворении креста. Так, Марк Минуций Феликс приводит такое обвинение на христиан от имени язычника Цецилия: «Говорят также, что они почитают человека, наказанного за злодеяние страшным наказанием, и бесславное древо креста ...»; и дальше: «Вот пред вами угрозы, пытки, казни и кресты, приготовленные уже не для того, чтобы вы им покланялись , а для вашего распятия...» . Также и Тертуллиан повторяет мнение язычников о том, что «крест есть наш (т.е. христиан) Бог " . Естественно, древние христиане не боготворили Крест, и не поклонялись ему как Богу, а почитали его как святыню. Язычники же, обожествлявшие всё вокруг – людей, животных, неодушевлённые предметы и стихии – видя почтительное отношение христиан ко Кресту и, не умея классифицировать это почтение никак иначе, как обожествление, и посчитали, что христиане боготворят Крест (кстати, протестанты мыслят здесь точно как язычники: они не могут отличить почтение к святыне от обожествления, и потому также как и древние язычники обвиняют Церковь в боготворении Креста и считают Крест мерзостью). Здесь нужно ясно понять, что такие укоры от язычников могли явиться только потому, что первые христиане действительно почитали Крест . Если бы они мыслили о Кресте и относились к нему как протестанты, то со стороны язычников никогда бы не могли явиться подобные укоры. Как говорится, «дыма без огня не бывает». Язычники клеветали на христиан и извращали их учение, но в их обвинениях всегда был какой-то повод, нечто истинное, что они искажали. Так, в древности на христиан возводили три главных обвинения: безбожие, каннибализм и разврат. Об этом говорят древние христианские апологеты, например Афинагор (II в.): «Нас обвиняют в трех преступлениях: в безбожии, в ядении человеческого мяса, подобно Фиесту, в гнусных кровосмешения Эдиповских» .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

1823 Раскопки в Херсонесе Таврическом//ОАК за 1899 год. – СПб., 1902. – С. 13, рис. 20; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес//МИА. – 1959. – – С. 322–331, рис. 175,178–181; Якобсон А. Л. Средневековый Крым. – С. 67–68, табл. XIV, 3, а-б; Белов Г. Д. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1976 г.//Архив НЗХТ. – Д. 1842. – Л. 22, рис. 37. 1825 Кусок свинцовой трубы был найден в качестве лома вместе со свинцовыми пластинами во время раскопок на месте пом 26, принадлежавшей раннесредневековой усадьбе в квартале XV–XVIII на северном берегу городища (Якобсон A. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 324). Свинцовые трубы использовали также в раннесредневековой бане на территории «цитадели». 1826 Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 292, 324–325, рис. 176, 177; Якобсон А. Л. Средневековый Крым. – С. 67. Руководивший раскопками Г. Д. Белов указывал на находки свинцовых заготовок в двух комплексах в квартале XV–XVIII (пом. 16–19 и пом. 25–28), но по необъяснимой причине считал их в одном случае предназначенными для продажи, а в другом – «на существование какого-то производства, с ними связанного» (Белов Г. Д., Стржелецкий С. Ф. Кварталы XV и XVI (раскопки 1937 г.)//Материалы по археологии Юго-Западного Крыма. (Херсонес, Мангуп)/МИА. – 1953. – 34. – С. 86–88, 89–90, рис. 56). А. И Романчук полагает, что владельцы обеих здешних усадеб являлись ремесленниками (Романчук А. И. Очерки... – С. 139). Стратиграфия находок (на подошве слоя IX–X вв. и даже ниже) указывает , скорее, на IX в., чем на X–XI в., когда в этом районе перестраивались усадьбы и была возведена небольшая квартальная церковь -усыпальница (ср.: Талис Д. Л. Вопросы периодизации истории Херсона в период раннего средневековья//ВВ. – 1961. – Т. 18. – С. 70). 1827 Отчет за 1907 год//Архив НЗХТ. – Д. 16. – Л. 18 об. (склеп 72/2403); л.20 (склеп 93/2405); л. 105 (склеп 2405). 1830 Суров С. Г. Отчет о раскопках УрГУ и Херсонесского музея в Северо-западном углу Херсонесского городища. 1960 год. – Л. 20–26, 38–39; Суров Е. Г. Херсонес Таврический. – С. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и нас неосуждены сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин. Яко святися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» и совершает обычный отпуст. Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Диакон: «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови». И священник произносит малый отпуст: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш...», поминая при этом творца литургии, совершаемой в этот день, например, святителя Иоанна Златоустог о. Каждение алтаря и храма По отпусте диакон, с чтением тропаря: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный», отверзает катапетасму (рис. 117) и совершает обычное каждение св. престола (с четырех сторон) 140 . Затем, при чтении 50–го псалма он кадит алтарь (см. рис. 26–36) и весь храм, обычным образом 141 (см. рис. 37–45), исходя для каждения на солею северною дверью, а возвращаясь в алтарь южною. Завершает каждение он также обычным образом, т. е. кадит престол с передней стороны, горнее место и священника. Затем отдает кадило пономарю, совершает поклон, поклонение и лобзание края св. престола, а затем поклонение горнему месту и настоятелю и отходит, вокруг св. престола, к жертвеннику (см. рис. 100). Священник, после отпуста проскомидии, во время чтения часов, изымает частицы из просфор, приносимых верующими, а диакон прочитывает помянники и записки, подаваемые верующими на проскомидию. Так продолжается до последнего возгласа 6–го часа: «Молитвами святых отец наших...» В это же время диакон должен отыскать Евангелие, которое должно читаться на литургии, если не сделал этого ранее. Во время чтения на клиросе молитвы 6–го часа:. «Боже и Господи сил...», священник и диакон, став перед престолом, трижды кланяются, с произнесением слов: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (см. рис. 94 ). Литургия оглашенных

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В таких библейских местах, как «принял образ раба», «образ Бога невидимого», «образ зверя» и других стоит это же греческое слово «икон» (Фил. 2:7; Кол. 1:5; Откр. 13:14). Образ можно сделать на камне, на металле, на дереве и бумаге. Сейчас иконы изображают чаще всего на дереве или бумаге. В катакомбах, где собирались ранние христиане, находят немало икон, образов Христа, Марии, Петра и др. В конце книги даны некоторые примеры икон, найденных в катакомбах (Рис. 1-4). Рис. 1. Изображение Апостола Петра, найденное высеченным на стене в одной из римских катакомб Рис. 2. Образ Иисуса Христа. Римские катакомбы Рис. 3. Дева Мария со Своим Божественным Сыном. Римские катакомбы Рис. 4. Матерь Божия и 12 Апостолов. Римские катакомбы   Все эти изображения были сделаны в первом или втором столетии, и они далеко не единственные. Это ведь потрясающие свидетельства. Хотя правда и то, что в широкое употребление иконы стали входить позже, так как в начале христианской эры Церковь испытывала постоянные гонения. По этой причине не было благоприятных условий для развития и существование иконописи. Кроме того, при гонениях всегда оставалась угроза осквернения язычниками святых образов. Т. е., как Писания охраняли и прятали, так и святые образы использовали с осторожностью и опасениями и не так широко. Но то, что иконы в Церкви с самого начала - это исторический и археологический факт. Василий Великий пишет: «Приемлю и св. Апостолов, Пророков и Мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да через них, т. е., по их предстательству, милостив будет мне человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертания их икон и поклоняюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от св. Апостолов и не запрещены, но изображают во всех наших церквах». Вот еще свидетельства писателей первых 3-х веков. Климент Александрийский говорит о христианине: «...останавливая взор на изящных изображениях, он мысли устремляет на многих прежде его достигших совершенства Патриархов, премногих Пророков, бесчисленных Ангелов и на самого Господа - всех, научающих нас, что и мы можем иметь жизнь, сообразную с сими высокими образцам».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010