VIII. Вместе с диадемою найдены были: семь серебряных слитков или, так называемых, киевских гривен, изображённых на таблице IX, рис. 1 – 7 129 ; один золотой (рис. 15): гладкий, но скрученный легкою спиралью шейный обруч или гривна, по-видимому, женский 130 ; один (рис. 14) такой же обруч, плетеный и перетянутый сканною нитью, из дурного серебра и также женский; один золотой массивнный 131 гладкий браслет (рисун. 9), с утолщенною среднею частью, из дрота; один, скрученный из двух дротов, серебряный браслет, со сбитыми плоско наглавниками, в виде змеиных головок (рис. 8); один золотой перстень с овальным гнездом, в котором вставлена темная яшма (рисун. 12) и другой золотой же перстень с печатью, на которой в средине вырезан Архангел, а по венцу византийские орнаменты, наведенные чернью (рис. 13); перстень этот издается нами здесь особо в точных снимках на рисунках 86 и 87; остатки ожерелья из серебряных полуцилиндриков (рис. 17), всего 13 неполных звеньев; бордюр от серебряной серьги в типе колта или колодочки, исполненный ажурными петельками (рис. 16); обрывки серебряных серёг, прежде украшенных тремя бусами (рис. 18 – 25), и, наконец, две золотых византийских монеты: 1.Золотой солид византийского императора Алексея I Комнина (1081 – 1118 года). На лицевой стороне: император, в мантии, с лабаром в правой руке и сферою; вверху десница, его венчающая: Надпись . На обор.: Христос на престоле, с Евангелием. ХС. Златник снабжён ушком. 2.Золотой солид, с ушком, императора Иоанна Комнина (1118 – 1143). Император по пояс, венчаемый Богородицею, которая держит с ним крест. Надпись . На обороте: Христос на престоле, благословляющий. Кусочек золотой парчи, длиною в четыре сантиметра. В окрестностях г. Черкасс в 1890 г. (рис. 2 на табл. ХУ) найден находящийся теперь в Минц-Кабинете Киевского Университета, 681 132 медный медальон или скорее подвесная бляшка от ожерелья, при всей своей грубости, очень любопытная, так как она украшена эмалью по византийскому способу, т. е. перегородчатою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Чириковых). Первый тип – Умиление, представленное прорисями икон Новгородского письма (быть может, даже XV столетия с иконы вышиною 10 верш.) XVI века и московского того же времени; представляем первую прорись в снимке (рис. 122). Младенец, хватаясь обеими ручками за платье у ворота, приподнимается слегка на руках Матери и прижимается к ее голове, к Нему склоненной. Это древнейшая (рис. 123) и натуральная редакция. В новгородской иконе, которая, судя по типу Богоматери и по росписи одежд Младенца твореным золотом, была непосредственной копией с грекоитальянской переделки итальянского оригинала, еще можно ощущать художественную жизнь и творческую работу, следы которых потом будут совершенно затерты ремесленным повторением. Любопытно, что в среде новгородских икон лучшего времени встречаются почти неразличимые копии греко-итальянских (венецианских по преимуществу) икон (один из таких образцов, пока не изданный, имеется в собрании Η. П. Следующий тип (рис. 124 и 125) (к нему примыкает икона «Умиления» в Толгском м. Яросл. г., рис. 126) мотивируется нежным и не столь порывистым движением Младенца к Матери, касающегося слегка щеки или подбородка с тем, чтобы обратить на себя ее внимание. При этом левая ручка Младенца (или же правая, смотря по прориси) или берет за складку мафория, или же держит свиток. Последний вариант – неудачное греческое напоминание, неидущее к теме. При этом голова Младенца имеет несколько иное положение, она более откинута назад и Младенец смотрит на Богоматерь как бы снизу, а она глядит поверх Него в скорбной задумчивости, почему Он и старается прикосновением ручки обратить на себя ее внимание. Такова, однако, упомянутая знаменитая икона Третьяковской галереи в Москве (рис. 102), в которой особенно ясно выражено скорбное настроение Матери. Рис. 123. Перевод образа «Умиления Пр. Б-цы» – моления кн. Вас. и Константина из Сийского Подл., л. 451. Рис. 124. Прорись иконы Б. М. «Умиления». Рис. 125. «Перевод» иконы Б. М. «Умиления». Рис. 126. Икона «Умиления Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Да в лицах того злата осталося пол 2 золотника. И всего злата пошло на оклад чюдотворца Кирила на средины и в венец и в цату я в позолоту и что того злата в лицех осталося пол фунта пол 12 золотника. Да у того ж чюдотворного образа в окладе поставлено в венце 3 камени складные в гнездцах яхонты червчаты да алмазцы. Да в цате камень лазорев яхонт да два гнездца, а в них яхонты червчаты складные. Да в полях 3 яхонты лазоревы да две бирюзы да два серавика да два вареника. Да в цате на спнях 4 зерна бурминских. Да в венце и на полях 14 зерн жемчюжных да в обниз пошло жемчюгу 12 золотников. Да у цаты в привесе 3 запаны, которые взяты от чюдотворцова образа, что стоит у чюдотворцова гроба у главы. Да мастеру дано от чюдотворцева образа и от убрусца Пречистые Богородицы от дробниц от дела 10 рублев. И всего на оклад чюдотворцу Кирилу к христолюбцевым дачам в прибавку пошло денег мелково збору в сребро и на золото и что мастеру от дела дано 30 рублев 11 алтын 4 деньги. Указатель рисунков Изображение (хромолитография) преп. Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года), писанное при жизни преподобного св. Дионисием Глушицким 1327 . Рис. I. Общий вид Кирилло-белозерского монастыря, со стороны Копани (по фотографии с натуры). Рис. II. Вид Кирилло-белозерского монастыря с мыса Обшары, со стороны Горицкой дороги (по фотографии с натуры). Рис. III. «Меньшой» Кириллов монастырь (Ивановский). Вид со стороны «свиточной» башни (по фотографии с натуры). Рис. IV. Собор Успения Пресвятые Богородицы, церкви: св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. V. План собора Успения Пресв. Богородицы и церкви св. Владимира. Рис. VI. Разрез Успенского собора. Рис. VII. Проект реставрации планов: Успенского собора и церкви св. Кирилла. Рис. VIII. Входные двери в северной стене Успенского собора (по рисунку из альбома Н. Мартынова). Входные двери в северной стене церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. IX. Изображение церкви, по рукописи XV века, Кирил. библ. 19–1096, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

е. всю правую сторону иконостаса (рис. 15). Возвратившись к царским вратам, кадит икону Божией Матери и соседние с ней иконы, т. е. всю левую сторону иконостаса (рис. 16). При этом все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. Вновь возвратившись к царским вратам, кадит правый клирос с находящимся на нем хором, 41 совершив поворот лицом на запад, к народу, кадит левый клирос, а затем опять повернувшись к народу, кадит и народ (с юга на запад, а затем на север) (рис. 17). Затем священник с диаконом спускается к праздничной иконе (лежащей на аналое посреди храма), кадит ее троекратно (рис. 18), и начинает от правого клироса до левого кадить иконы по стенам (и на столпах) храма и предстоящий народ, на что молящиеся отвечают поклонами (при этом кадится и притвор) (рис. 19). Окадив таким образом весь храм, священник с диаконом возвращается на солею, где вновь кадит царские врата, иконы Спасителя (по правую сторону) и Божией Матери (по левую сторону) (рис. 20), входит через царские врата в алтарь и кадит престол спереди, причем диакон стоит рядом со священником (справа от него) 42 (рис. 21). Покадив диакона, священник отдает ему кадило. Диакон кадит священника и совершив поклон горнему месту, отдает кадило и свечу пономарю, затворяет царские врата, и затем священник (с западной стороны) и диакон (с южной стороны) прикладываются ко святому престолу, творя положенные при этом поклоны (рис. 22). После этого священник на солее, перед царскими вратами должен читать светильничные молитвы. 43 Но зачастую, при поспешном пении современных хоров, на то не остается времени, и священник вынужден вычитывать эти молитвы в алтаре, во время или после великой ектении, во время пения стихир на Господи воззвах, до службы или вовсе упускать их. Но правильнее было бы просто увеличить количество исполняемых стихов 103–го псалма 44 и, доведя пение до уставного «не спешного и сладкопесенного», дать служащему иерею время, после каждения, для чтения пред царскими вратами положенных светильничных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Во всех рукописях присутствует композиция с крестом и «первоучителями церковными», среди к-рых в самых нижних медальонах помещены ап. Иаков Алфеев (или Иаков, брат Господень) и свт. Сильвестр, папа Римский,- РНБ. Соф. 1197. Л. 5; Редин. 1916. С. 12. Рис. 7; Гордиенко. 2001. Табл. XXIII). Из К. Б. м. происходят 2 рукописи этого текста, имеющие иллюстрации, восходящие еще к ранневизант. образцам,- бывшая позднее в б-ке новгородского Софийского собора (РНБ. Соф. 1197) (часть ее композиций была опубл. еще в нач. XX в. Е. К. Рединым как рукопись из собрания СПбДА) и неопубликованная и неисследованная рукопись РНБ. Кир.-Бел. 64/1141 (именно к этой рукописи комментаторы описи 1601 г. относят упоминание единственной «Книги Козма Индикоплов в полдесть» - Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 132, 310; см. также: Гордиенко. 2001 С. 171. Примеч. 370). Как показал Редин, миниатюры из русских топографий довольно точно воспроизводят ранние протографы, во многом правильно следуя их композициям, будь то изображение устройства мироздания, напр., образ мира по Божественному Писанию - 2 тверди, земная и небесная: прямоугольник с арочным завершением (РНБ. Соф. 1197. Л. 92 об.; Редин. 1916. С. 134. Рис. 110; Гордиенко. 2001. С. 173-174. Рис. 59; см. также: РНБ. Кир.-Бел. 64/1141. Л. 98), или движение солнца (РНБ. Соф. 1197. Л. 95; Редин. 1916. С. 159. Рис. 152), или «Царство Небесное» в виде «комнаты» с образом Христа Еммануила, все с той же горой, вокруг которой совершает движение солнце, с условными обозначениями залива и земной поверхности (РНБ. Соф. 1197. Л. 97 об.; Редин. 1916. С. 149. Рис. 129; Гордиенко. 2001. С. 175. Табл. XII), или атрибуты и сюжеты из библейской истории: покровы скинии (РНБ. Соф. 1197. Л. 116; Редин. 1916. С. 275. Рис. 291), портрет прор. Аарона в образе первосвященника с кадилом (РНБ. Соф. 1197. Л. 128 об.; Редин. 1916. С. 300. Рис. 332), поставление на царство Иисуса Навина прор. Моисеем (РНБ. Соф. 1197. Л. 140; Редин. 1916. С. 321. Рис. 369), переход через Иордан (РНБ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Дальнейшее осложнение получилось, когда, вместо одной птички, явились две, – как толковали, «два птенца голубиных», а потом уже вокруг голубя появился нимб или сияние – Св. Духа, в виде голубином, хотя такое положение Св. Духа не отвечает догме и хотя ручке Младенца трудно держать голубя. Прориси Коневской иконы, нами виденные 27 , представляют иконы московских писем конца XVI в., Петровского времени – все с птичкою, Палеховской фрязи – уже две птички. Но, как видно из прилагаемого 20-го рисунка (прорись левая, т. е. обратная) Младенец держит птичку, с привязанною к ножкам веревочкою, что даже в поздних копиях не допускало произвольной символики. Как видно, списки  Коневской иконы были в старину почитаемы. Рис. 17. Икона письма Таддео Бартоло в Пинакотеке Перуджии, 1403 г., фот. Андерсона 15728. Рис. 18. Икона «Коневской» Б. М. в ризнице Тр.-Сергиевой Лавры, 3, по фот. Фишера. 2 . Переходим к образу Б. М. Млекопитательницы. В Риме, в ц. Св. Марии в Транстевере, по фасаду базилики фризом протянутая мозаика представляет Б. М. (рис. 21), питающую грудью Младенца, и по сторонам Дев мудрых и безумных со светильниками мозаика выполнена при папе Евгении III (1145–1153 28 ). В Сиенской школе был также распространен тип Б. М. «Млекопитательницы». Впоследствии Ломбардская школа восприняла пристрастие к сюжету и отчасти, подчиняясь влияниям фламандским и германским, специально предалась задаче оживления религиозных композиции этою чертою. Рис. 19 Перевод иконы Коневской Б.М. из Филим. Собрания. Рис. 20 Прорись «Коневской иконы Б.М. (левая) в собр. бр. Чириковых Рис. 21. Мозаика на фасаде ц. St. Maria in Transtevere в Риме, 1145–1153 гг. Рис. 22. Стенное изображение Б. М. Млекопитательницы в кап. Скровеньи в ц. Мадонны делл’Арена в Падуе. Алинари 19439. В сиенской и флорентийской живописи XIV и XV века известны одинаково два перевода «Млекопитательницы»: с Младенцем, полулежащим на руках Матери 29 и с положением Младенца, сидящего на ее коленях (см. прилагаемые образчики рис. 22 и 23 джиоттовской школы начала и конца XIV ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

И то суть фрязи сделали и поставили (под самым верхом тем непокрытым). Суть же дверцы трои у теремца того учинены хитро, яко решето хрестцы и теми дверцами влазят люди ко Гробу Господню... Есть святая церковь та Воскресения Христова кругла образом вся мокачна (округла) в длину и ширину сажен 30» 73 . Судя по этому описанию, отделка пещеры напоминала по крайней мере в XII в. формы ротонды храма Воскресения, и, несомненно, некоторые детали, здесь указанные, встречаются у Сильвии и на ампулах Монцы. В конце XVI в. Трифон Коробейников замечает также, что верх у великой церкви «не сперт [πετρον] над гробом Господним. А над самым гробом стоит приделец в той же церкви камен, аки церковь же на двое переделана 74 ». На основании этих данных, нужно полагать, что кувуклия или пещера Гроба Господня обработана была также применительно к общим архитектурным формам Анастасиса; это было миниатюрное подобие его: округлое основание с 12-ю колоннами, мерой 4 локтя в диаметре; вверху над этим сооружением теремок (трибун на колонках) с куполом, с тремя решетчатыми дверями. В виде ротонды планируют эту кувуклию Сепп, Вогюэ, Гюбт, Шик и др. – иногда лишь с небольшим отрезком со стороны входа. Близко подходит к этому описанию изображения на некоторых ампулах Монцы, где видим также колоннадное центрическое здание с покрытием округлым и вместе шатровым, с решетчатыми переплётами и дверями, увенчанное крестом (рис. 13–15), даже с лампадами, о которых упоминают Сильвия и игумен Даниил. Иные из ампул совершенно утрачивают этот вид кувуклии. Ротонда на Миланском диптихе (рис. 16–17) напоминает пирамидальный столп Антонина Пьячецнцского, но не имеет других примет, указанных игуменом Даниилом. На Британском авории (рис. 18) имеется теремок, но он не на колонках. Рис. 13–15. Ампулы Монцы Рис. 16. Часть Миланского диптиха Рис. 17. Часть Миланского диптиха Рис. 18. Британский аворий Теремок Бамбергского авория (рис. 19) на колонках, но цельное сооружение – базируется не на круглом, но прямоугольном основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

III.3.3. Один из таких миниатюрных энколпионов найден в Великом Новгороде. Энколпионы II и III трупп имеют также иконографические совпадения с лицевыми створками черневых энколпионов больших и средних размеров с закруглёнными концами IV.1.1. IV.2.1, IV.2.2 (рис. 13, 14). А оборотная створка большого энколпиона с изображением Богоматери Оранты с Младенцем и 3 святых IV.1.1 совпадает по иконографии с единственной рельефной створкой с таким типом изображения Богоматери II.1.4 (рис. 13). Рельефная створка с изображением Богоматери Оранты с Младенцем имеет столь низкий рельеф, что её следовало бы поместить в группу VIII с низко-рельефными изображениями. Но оказалось, что по характеру рельефа она очень близка двум створкам с изображением Богоматери Одигитрии типа II.1.1 (рис. 13) в каком-то его локальном варианте. Проводя этот ряд сопоставлений, вернёмся к началу – II группе (рис. 7), чтобы сделать одно существенное уточнение, касающееся иконографического типа распятого Христа. При внимательном рассмотрении оказывается, что на рельефных энколпионах типа II.1.1 встречается два варианта изображения Распятия, отличающихся положением головы и ног Христа, некоторыми особенностями в передаче анатомического строения тела, характером складок препоясания. В первом варианте (типа херсонесского энколпиона II.1.1/107) основные отличительные черты: две пряди волос на плечах у Христа, почти прямые ноги со слегка разведёнными стопами, узел препоясания строго на уровне талии (рис. 7:2). Во втором варианте (типа купятицкого энколпиона – II.1.1/61): прядь волос только на левом плече Христа, ноги немного согнуты в коленях, стопы разведены в стороны, узел препоясания ниже талии, у левого бедра колончатая углублённая надпись: О АГНОС (рис. 7:1). Изображение Богоматери на всех энколпионах типа II.1.1 и типа III.1.1 одинаково. Первый вариант композиции Распятия на массовых средних и единичных больших энколпионах типа I.1.1 (когда на них повторяется иконография энколпионов среднего размера) дополняется изображениями предстоящих и святителя Николая, а на парной ему створке изображение Богоматери Одигитрии дополняется тремя святыми воинами (рис. 7:2). Есть вариант единичных больших энколпионов, на котором этот вариант композиции Распятия дополняется изображениями предстоящих и архангела Михаила, а на парной створке изображение Богоматери Одигитрии дополнено архангелом Гавриилом и свв. апостолами Павлом и Петром (рис. 7:3 и 4).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

М. Вододательницы (по ошибке Вотодательницы, как в рис. 47). Впоследствии, отыскивая смысл в этом имени, его видоизменяли по рефлексу на: Животодательница, как бы, сближая с Афонской Живоприятною. Приняв во внимание, как усердно сохраняли у нас все священные изображения, заходившие на Русь, хотя бы в прорисях, можно полагать, что этим именем была названа именно эта рельефная плита, тем более, что венецианцы вывозили к себе столько же памятники искусства, сколько реликвии и святыни Востока и что этот рельеф мог быть чудотворной иконой, а сходство издаваемой гравюры с рисунком иконы подтверждает эти соображения. 45 Примеры этих тем несравненно многочисленнее, но, во избежание затруднений, не приводим их по фотографиям Алинари, Андерсона, Броджи, Ломбарди и др.. ограничиваясь новейшим сочинением Вентури, дающим много снимков, а именно: т. V, рис, 420, 580, 670, 710, 748 (1370 г.) и пр. 46 Свящ. П. Островского. «Историческое описание Костромского Успенского собора, Москва, 1855, стр. I-ΧV, 1–30. Здесь впервые разъяснено предание, что икона явилась В. К. Василию Ярославичу. См. также Экземплярского. Великие и удельные князья с 1238 по 1506 г. II, 1891, стр. 263–264. 49 Ср. перевод Феодоровской иконы из ц. Рождества Богородицы на Сенях, изд. В. П. Гурьяновым в книге «Переводы древних икон», 1902, 28. 51 Вентури, рис. 419, 751. Итало-критская икона в римской баз. I. Латеранского, наз. Madonna del fonte, чуд., изображена в соч. Bombelli,  Immagini d. В. M, V., II, 31, р. 13. 53 Младенец, с развернутым свитком часто встречается у сиенских художников. см. Вентури, рис. 484, 582, 587, 582, 626. Младенец, касающийся подбородка Матери: рис. 479, 492, 546, 751. 54 А. Ф. Хойнацкого. «Повесть историческая о св. чудотворной иконе Божией Матери Почаевской». Почаев, 1898. 55 Вариант того же типа (рис. 67) в иконе известной под именем «Обет страждущих» (итал. Salus infirmorum, см. ниже) или у иконописцев «Избавление от бед». 58 Митрополит Пимен был поставлен в 1381 году, но явился в Москву только после своего низложения в 1388, по Никоновск. лет., о чем см. в соч. академика Е. Е. Голубинского «История русской церкви», II, 1900, стр. 249 и 257. 59 В указ. соч. Вентури том V, рис. 54–58, 66, 93, 324, 395, 484, 532–3. Также икона Пуччио Капанна в Пистойе (Алинари 10470), Аньоло Гадди и др. 60 Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской. 1871. Стр. 128–129. 61 В рисунках указ. Сербской Псалтыри в миниатюре к акафисту Б. М.: «витии многовещанныя», на л. VI, рис. 140 совершенно итальянская композиция Б. М. с Мл. и витиями. Читать далее Источник: Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 216, 17, VII с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Горним местом называется пространство между Престолом и восточною стеною алтаря. Здесь иногда устраивается возвышение или кафедра для сидения архиерея; места для священников идут полукругом от архиерейского трона и называются – «сопрестолием». Запрестольная икона находится на стене за Престолом. Обыкновенно на ней изображается Иисус Христос, Св. Троица или Божия Матерь; в древности чаще всего изображалась Тайная Вечеря 23 . Кроме того, за Престолом помещается еще Крест и семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище. 32. Сосуды и церковная утварь Священные сосуды, необходимые для совершения богослужения, ныне делаются из золота, серебра и украшаются иногда драгоценными камнями. При совершении Литургии употребляются: дискос, потир, копие, лжица; при совершении Таинства Крещения – купель, мирница; при венчании – венцы и ковшик (Рис. на л. 63). Дискос – это круглое металлическое блюдо или тарелка на подставочке с изображением лежащего в яслях Младенца Иисуса Христа. Во время проскомидии на него полагается Агнец для Причащения и частицы из просфор. Дискос напоминает ясли и гроб Спасителя (см. рис. 131 – 134, л. 37). Потир , или чаша, есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой и который напоминает Св. чашу Спасителя на Тайной Вечере (См. на рис. 132). Копие – резец, наподобие копья, для изъятия из просфор Агнца и частиц. Оно напоминает копье, которым прободены были ребра Спасителя на кресте (рис. 133). Звездица – состоит из двух дуг, соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их порядок (см. на рис. 131). Лжица , употребляющаяся для причащения мирян со времени Св. Иоанна Златоуста (с IV века). (Рис. 134). Купель – сосуд, наподобие большого потира, в который наливается вода для крещения младенцев. (Рис. на л. 63). Мирница – четырехугольный ящик, в котором помещаются склянки с Св. Миром и елеем для миропомазания, губка для осушения и ножницы для пострижения волос новокрещенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010