Две «стрелы времени», являются, на мой взгляд той «минимальной сложностью», которую нельзя редуцировать без потери работоспособности модели. А. Эйнштейну приписывают мысль/фразу о том, что «всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того» . По-видимому, двухвекторность – это и есть предел упрощения моделей соотнесения Шестоднева с научной картиной мира. Находящиеся за этой границей одновекторные модели - ТЭ, СЗК, МЗК, рис. 1 – просты и удобны для понимания, но при этом лишены функциональности. «Согласно рис.4 у прародителей за каждой конкретной «точкой преломления», соответствующей дню творения в проекции все же оказывается пустота.» В Священном Писании ничего не говорится о том, как произошло «проклятие земли» и «покорение суете». Известен только заключительный момент – изгнание Адама и Евы из рая на «проклятую землю». В плане двухвекторной модели этот момент означает переход прародителей из времени (здесь и далее имеется в виду пространство-время) П во время Т, рис. 4. Если согласиться с тем, что два вектора исходят из общей точки «начала», то следует полагать, что и другие творения, соответствующие 1-6 «дням», подобным же образом были «изгнаны» из первозданного состояния в падшее. Рис. 4 представляет собой иллюстрацию к чисто феноменологической модели. О реальных механизмах мы ничего не знаем и знать не можем. В рамках модели можно лишь сказать, что для прародителей, находящихся в раю, «проклятие» творений 1-6 «дней» произошло мгновенно, так как относится к прошедшему, но не к будущему времени. Этот момент не имеет продолжительности во времени П и, возможно, соответствует изгнанию первых людей из райского пространства-времени непосредственно в пространство-время падшего мира без промежуточного пребывания в «пустоте». При этом Рай (пространство-время П), конечно, не уничтожился, но о его физическом состоянии нам ничего не известно. На рис. 4Д райское бытие обозначенио в виде вертикальной «стрелы». «1) Идея Николая Станиславовича о непересекающихся векторах

http://bogoslov.ru/article/4873408

Рис. 1. Локализация Лавришевского монастыря. Целью настоящей статьи является исследование вопроса о локализации Лавришевского монастыря. Данная тема особенно актуальна в настоящее время в связи с проведением работ по восстановлению обители.   2. Анализ легендарных сведений о месте основания монастыря Дошедшие до нас сведения часто имеют легендарный характер. Согласно им древний Лавришевский монастырь был основан «на возвышенной местности, называемой… “островком”, вероятно потому, что во время разлива Немана местность эта не затопляется водою» . Это место также было известно под названием Незвище (Незвищский гай). Сейчас оно располагается на правом берегу Немана рядом с современной деревней Гнесичи (Новогрудский район Гродненской области Республики Беларусь (см. поз. 1 на рис.1)). Легенда повествует, что обитель находилась ранее на левом берегу Немана, но позже река изменила свое русло, и монастырь оказался справа от нее (гипотетический участок старого русла Немана схематично обозначен на рис. 1 желтой пунктирной линией). Согласно сведениям старожилов середины XIX века в изложении М. Д-ва « лет несколько десятков тому назад, посередине этого гая были кирпичные ямы, или пещеры, куда они мальчиками еще бросали каменья и загоняли овец от дождя» .По народному преданию, «внутри гая, в земле стоит кляштор (т.е. монастырь), а в нем похоронен преподобный Елисей и что “уже так Бог што кляштор землей . Предание повествует, что предположительно в первой половине XVI века обитель была разрушена, а позднее восстановлена уже на новом месте – в упомянутой выше соседней деревне Лавришево (поз.2. на рис.1). Там монастырь, будучи включенным в начале XVII века в состав униатского монашеского ордена базилиан (OSBM), просуществовал до 1836 года, когда был упразднен. Лавришевская церковь Успения Божией Матери (см. рис.1) известна как бывший храм упомянутого Лавришевского базилианского монастыря и была возведена в 1775 году при последней его перестройке. В литературе можно встретить и легенду о заложении рядом с Успенской церковью в деревне Лавришево еще одного монастыря.

http://bogoslov.ru/article/2586245

М. «Элеусы» – Милостивой. Исследование древнейших типов Умиления показывает, что они так или иначе воспроизводят в XII-XIII стол. образ подобный чудотворной иконе «Владимирской» Б. М. в Успенском соборе, что подтверждается медными образками именно той эпохи, находимыми в развалинах древнейших киевских храмов. Рис. 101. Икона Б. М. «Умиление», или «Ярославской», по преданию, князей Вас. и Константина, в Ярослав. каф. Соборе (по списку С. Тр. Лавры). Но эта древняя основа, перешедшая рано в иконописный обиход греке-православной общины в Италии, поступила затем в XIII веке в качестве излюбленной и освященной формы в иконопись Средней и Северной Италии (чему примеры находим, между прочим, в собраниях Пизы и др.) и распространилась в ряде иконописных вариантов XIV- XV веков (ср. икону Амбр. Лоренцетти в абб. Евгения близ Сиены, рис. 100). Рис. 102. Икона В. М. «Умиление» в Третьяковском собрании в Москве. Уже, при первом взгляде на греко-итальянские иконы и по их колориту, припоминаются некоторые, наиболее ценимые иконописцами русские иконы Б. Μ. XVI века, как, например, список иконы «Ярославской» в ризнице Свято-Троицкой Сергиевской Лавры (рис. 101), икона «Умиления» в собрании Третьяковской галереи (рис. 102). Сходство, кроме типа и характерной сухости и бледности иконописного лика, простирается даже и на самую манеру письма, так что мы должны, по необходимости, считать эти русские образцы копиями греческих оригиналов,, обстоятельство, не лишенное для нас специальной важности. Ниже, при рассмотрении основных композиций «Умиления», в греческой и русской иконописи, мы попробуем перебрать эти типы в порядке их исторического следования. В настоящее же время, останавливаясь исключительно на группе греко-итальянских икон, позволяем себе выразить догадку, что икона «Умиления» в известном периоде тесно связана по смыслу с иконою «Страстной» Б. М., как то показывает, например 70 издания Η. П. Лихачева. Икона эта представляет Б. М. с Младенцем, который, в живом порыве, охватывает шею Матери и правой щечкой прильнул к ее щеке, в то время, как Она нежно обнимает Его обеими руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Он напоминает ту самую чашу, в которой Сам И. Христос на тайной вечери преподал ученикам Своим под видом вина пречистую кровь Свою, и ту мысленную чашу страданий и смерти, которую испил Господь Спаситель за грехи людей. Что такое копие? (Копия рис. см. выше.) Какое значение копия? Оно означает то копие, которым прободены были пречистые ребра Спасителя на кресте; на что указывают и слова Евангелия о прободении И. Христа, читаемые священником при прободении сим копием Агнца 14 . Что такое звездица? (Звездицы рис. см. выше.) Какое значение звездицы? 12 . Она напоминает ту звезду, которая привела волхвов на поклонение родившемуся Спасителю и указала им место, где Он находился; по сему-то слова Евангелия о сей звезде, и произносятся священником при поставлении звездицы на дискос 15 . Что такое лжица? (Лжицы рис. см. выше.) Какое значение лжицы? Она изображает собою те клещи, коими в видении прор. Исаии, когда Бог посылал его на пророческое служение, Серафим взял с небесного алтаря угль и, прикоснувшись ими уст пророка, тем очистил его. Лжицею преподается нам угль тела и крови Христовых, и тем очищаются уста и души наши от грехов, подобно тому, как у Исаии от прикосновения угля посредством Серафимских клещей. Что такое, употребляемая при таинстве св. причащения, грецкая губа? Известное морское растение – Грецкая губа. Какое значение сей губы? Она напоминает ту губу, которую, напоив желчию и уксусом, воины прикладывали к устам умиравшего на кресте Спасителя, когда Он воскликнул «жажду.» Что такое блюдца и ковш? (Блюдца и Ковша рис. см. выше.) Что такое рипиды? (Рипид рис. см. выше.) Что значит название рипиды? С греческого опахала. Какое назначение рипид? Рипиды введены на востоке для того, чтобы веянием их отгонять от св. Даров во множестве летающих там мелких насекомых, чтобы они не впали в чашу. Употребляются они и у нас, по причине своего духовного значения. Какое значение рипид? Употребление рипид при совершении таинства св. причащения выражает невидимое присутствие ангелов в это время, почему на них и изображаются шестокрилые Серафимы. Осенение ими Даров означает приникание, т. е. углубленное внимание ангелов к совершающемуся на престоле непостижимому таинству заклания Христова и пресуществлению хлеба и вина в тело и кровь Христовы и благоговейное удивление их при виде сих тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Рис.1. Наружная стенопись Успенского Собора на восточной стороне. (Рисунок сделан с фотографий Н.Л. Александрова). Рис.2 Наружная стенопись над северными дверями. – Архангел Михаил. Рис.3. Тоже. – Архангел Гавриил. В 1666 г. 29 июня, по указу Царя Алексея Михайловича, велено у соборной церкви Успения Пречистые Богородицы над входными дверми, что против Государьских хором, образ Петра митрополита да образ Алексея митрополита починить и сделать заново a к тому делу….. прислать из приказу каменных дел подвящика“…. 36 . (См. рис. 4 и 5). В другом же документе 37 сказано более обще, именно, что Государь Царь „указал y соборные церкви Успения Пречистыя Богородицы над входными дверми что против Государьских хором стенное письмо починить“. (См. рис. 6). Заведовал починкою Степан Резанец 38 . Вследствие упомянутого указа, 2 и 3 августа 1666 года были посланы к Степану Резапцу для работ в Успенском соборе иконописцы, – ярославцы – Ивашка Елизарьев и Федька Карпов, костромичи – Марчка Назарьев и Фронько Леонтьев, из Устюга Великого – Ивашка Гонцов и Ивашка Соколов, Вологжанин Ивашка московские иконописцы Филипп Павлов и Андрей Ильин, Переяславец Дмитрий Григорьев, Новгородцы – Лунька Фомин и Мишка Васильев, московский – Автамошка Иванов, Переяславцы Ивашка Михайлов, Федька Микитин и Фадейка Потапов, Устюженцы – Лунька Фомин, Ивашка Стрекаловский, Афонька Соколов и Ивашка Гонцов, из Напрудной слободы Гришка Иванов и Ивашка Санин 39 . Впоследствии к ним присоединились иконописцы, бывшие y стенного же письма в Архангельском соборе 40 . «У соборные церкви Архангела Михаила y стенного письма y присмотру и y наряда Василей Иванов сын Соколов, Микита Иванов сын Лихарев, Микифор Ярофеев сын Лутковской, Роман Григорьев сын Протопопов. „Роспись иконописцам, которые были в нынешнем во 174-м году y соборные церкви Архангела Михаила y стенного письма a от того архангельского стенного письма отданы были к соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы к починке западных дверей, a ныне они отделались от того дела: Московские иконописцы первые статьи Иван Филатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Рис. 118. Средняя часть иконы Б. М. в м. Шемокмеди в Гурии, XIV-XV в. Рис. 119. Снимок с оригинала чудотворной иконы Владимирской Б. М. в Московском Успенском соборе. Фот. И. Н. Александрова. Рис. 120. Перевод образа «Умиления Ир. Б-цы» из Сийскаго Подл., л. 389. 17 .     При отсутствии точных снимков с наших чудотворных икон, пока не представляется никакой возможности установить в наших типах «Умиления» редакции и варианты и приходится ограничиться единственно указанием на подходящие иконы этого имени. Прежде всего, должно сказать, что тип «Умиления» в нашей иконописи сближен был с Владимирской иконой Б. М., хранящейся в Московском Успенском соборе, которой древность, удостоверенная преданием, а затем и фактом перенесения в Москву в 1395 году, делает эту икону, как бы источником и прототипом высокого образа. Наглядное свидетельство тому представляем, во 1-х, в снимке Владимирской иконы (рис. 119), (уменьшенном с одного из больших снимков, исполненных для Иконописного Комитета), и, во 2-х, прорисью, (рис. 120), на которой перевод подобный Владимирской иконе назван «Умилением». Древняя икона «Умиления» в Псково-Печерском монастыре, хорошего снимка которой нам не удалось получить, является тоже списком типа Владимирской иконы. Такова же отчасти чудотворная Б. М. «Оранская», почитаемая в Оранском монастыре Нижегородской епархии и в свое время заказанная, как точный список с Владимирской иконы Успенского собора, что было в 1629 году. Однако же, по снимку иконы, в ней сохранена только композиция Владимирской иконы и вовсе не соблюден ее тип. Позднейшими вариантами и списками представляются также чудотворная икона Владимирской Б. М. в «Мироносицкой» пустыни Б. М. 104 и «Волоколамская», явившаяся в 1677 году. С Владимирской иконы исполнены были копии уже в древности, например, в Новгороде икона 1548 года 105 . Прославленные списки Владимирской иконы находятся также в Ростове, Флорищевой пустыни. К типу «Умиления» примыкает, как мы указали, уже «Умиления Корсунская», имеющая свой особенный перевод, и подобная ей икона Игоревской Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Святцы неполные: на очень многие дни нет никаких уставных замечаний; 4) о житие рекше о пощение и разрешение всего лета (151 об.–152 об.); 5) о еже како подобает пети псалтырь в все лето (152 об.–153 об.); 6) ведомо ж буди от недели Фомины да иж и до Пентикостия (153 об.–155); 7) о днех всея седмици како поются канони в ох(тае) с минеею (155 об.–156 об.); 8) о службе субботней и о вечерни и о утрение и о литургие егда поем БогГосподь (155 об.–156 об.); 9) о празднице Богородици якоже аще ли прилучиться в неделю праздник Богородици Рождества еа или Ведение или Сретение или Благовещение или Успение (159); 10) о отдании праздником Пречистыа Богородици якож есть Рожество еа и Введение и Успение (160); 11) о Господскых праздницех аще ли прилучигься в неделю яже суть сиа Воздвижение честного Креста, Рождество Владыкы Христа, Крещение его и Преображение (160–161): 12) о отдании Господскых праздник и Богородици аще ли будет в неделю (161–162) ; 13) о препразднественных и попразднствиях Господскых праздник аще случатся в неделю (162–163); 14) о предпразднственных и попразднственных кондакох, глаголемых в неделю вместо ипакоа гласу (163); 15) о двою стихирах имущих два тропаря (163 об.); 16) о предпразднественных и попразднственных тропарях, аще случатся в неделю с святым имущим тропари (164); 16) о тропарих Владычных праздник аще ли случатся два праздника в неделю (164); 18) о тропарях предпразднственных и попразднственных како поются на всяк день с тропарем святого ради кроме недели (164 об.); 19) о предпразднственных и попразднственных канонех (164 об.); 20) о двою святых имущих два кондака (164 об.); 21) о предпразднственных и попразднственных аще случатся с двема святыма в неделю (165); 22) о святым имущем бдение аще ли случится в неделю (165); 23) о святем празднуемом имущи поелиос (166); 24) о святом празднуемом на 6, аще ли прилучится в неделю (166 об.–167); 25) о предпразднствиях Владычных праздник аще ли прилучатся в неделю еже есть Воздвижения честного Креста и Введения Богородици, Сретения, Благовещения, Преображения, Успения Богородици (167 об.); 26) о еже аще случится в субботу предпразднество или попразднество святый имеа литургию и песнь (167 об.); 27) о еже како поются каноны мертвым на понахидах (168); 28) о еже ведети подобает яко аще ли случиться святый в субботу имея троп(арь) (168); 29) о первых богородичных како глаголются в субботу или в неделю или празднуется святый или ни (168 об.); 30) о святом имущем выход и богородичных первых (168 об.); 31) о еже когда не стихословим Господеви поим (168 об.); 32) ожо когда поется Честнейшу херувим и когда не поется (169); 33) о еже како чтутся евангелиа в 1 книзе еже от Иоанна втолконие Златоустаго (169–170); 34) о еже како вжигаются свещи в церкви на праздникы (170 об.–171 об.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п/п События Годы до Р.Х. 336–224. Предатель Иасон восхищает первосвященство у брата своего Онии. Прибытие царя Антиоха в Иерусалим ( 2Мак. 4:7–22 ). 176–175. Смещение первосвященника Иасона в пользу Менелая, и убиение первосвященника Онии. Казнь первосвященника Лизимаха и суд над Менелаем ( 2Мак. 4:23–50 ). 172–170. Страшные воздушные знамения. Взятие Иерусалима первосвященником Иасоном, произведенное им кровопролитие и бесславная смерть его в изгнании ( 2Мак. 5:1–10 ). 170–168. 168–167. 168–167. 167–166. Раздраженный Антиох Епифан собирает новую армию на Иудеев, но внезапно отправляется в Персию для пополнения своей истощенной казны ( 1Мак. 3:27–37 ). 166–165. 166–165. 166–165. 165–164. 165–164. Начало царствования Антиоха Евпатора. Победы Иуды Маккавея над Идумеями. Вторичное поражение Тимофея( 2Мак. 10:9–38 ). Поражение громадной Лисиевой армии. Мир, заключенный между Антиохом Евпатором и Иудой. Письма Лисия, Евпатора и Римлян ( 2Мак. 11 ). Здесь кончается вторая книга Маккавейская. Затем первая книга Маккавейская повествует: О союзе, заключенном Иудой Маккавеем с Римлянами (гл. 8). О смерти Иуды Маккавея и начале правления брата и преемника его Ионафана (гл. 9). 161–158. О славных делах Ионафана (гл. 12). 153–144. О смерти Ионафана и свержении языческого ига в правлении Симона (гл. 13). Об утверждении Симона в достоинстве архиерея и вождя (гл. 14). О столкновении Симона Маккавея с царем Антиохом Сидетом (гл. 15). 141–139. О смерти Симона Маккавея и начале правления Иоанна Гиркана (гл. 16). 138–135. Последовательное чтение Третьей Книги Маккавейской Часть первая. Повод к гонению на Иудеев от Птоломея Филопатора. Глава 1. Намерение Птоломея проникнуть во святилище храма а) Филопатор намеревается идти войной против Антиоха, отнявшего многие местности в его владениях (ст. 1). б) Заговор Феодота на жизнь Птоломея, разрушенный Досифеем (ст. 2–3). в) Арсиноя, сестра Птоломея, воодушевляет его воинов и содействует победе над Антиохом (ст. 4–5). г) Филопатор посещает на возвратном пути города и капища (ст. 6–8). д) Принесение им жертвы в Иерусалиме, удивление великолепию храма и намерение проникнуть в самое святилище храма (ст. 9–13). е) Молитвенный вопль священников и всего народа Иерусалимского о недопущении язычника осквернить святыню храма (ст. 14–18). ж) Намерение некоторых ревностных граждан взяться за оружие, удержанное старейшинами и священниками (ст. 19–20). з) Безуспешные попытки приближенных царя отклонить его от принятого намерения и всеобщее уныние Иерусалимлян (ст. 21–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.reisgau, 1932. S. 166–167;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i..: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.reisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.eck H. G. Kirche und theologische Literatur im.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Христианские богословы черпали идеи Аристотеля из трактата неоплатоника Порфирия «Введение в Категории Аристотеля», известного также под названием «О пяти звучаниях». Трактат Порфирия многократно комментировался как философами, так и богословами, для которых аппарат Порфирия оказался очень востребован. 182 Порфирий, восприняв учение Аристотеля о собственном свойстве (τ διον) и привходящем свойстве (τ συμβεβηκς), 183 перенес на эти свойства Аристотелевское различие между общей и частной сущностью. Согласно Порфирию, все вещи имеют не только общие и частные сущности, но и свойства, которые могут быть общими и могут быть частными: οσα καθλου οσα π μρος συμβεβηκτα καθλου συμβεβηκτα π μρος. 184 Преподобный Анастасий воспринимает основные идеи Порфирия, внося некоторые коррективы в терминологию и чуть уточняя учение философа. Так, Синаит дает следующее определение своеобразных, или существенных свойств (τ διον, τ δωμα или διτης). «Своеобразное свойство, то есть свойство (διτης), есть то, что подлинно и особо распознается в некой природе, но не обнаруживается в другой» (II, 4, 26–28; 167–168). Так, для Божественной природы такими существенными свойствами являются, в частности, «предвечность, нетварность и неописуемость» (II, 4, 29–30; 168). Эти свойства, указывает Синаит, отсутствуют в любой другой природе, в том числе и в теле Христовом, которое по природе «не является ни предвечным, ни нетварным и никогда не будет неописуемым» (II, 4, 32–33; 168). Своеобразными же свойствами человека является «соединение из смертной и бессмертной природ,» (II, 4, 36; 168), то есть смертного тела и бессмертной души, а также разумность, способность дышать, ходить, трудиться и т.д. (II, 4, 45–48; 168). От этих природных свойств (διματα φυσικ), общих для всех ипостасей данной природы, следует отличать ипостасные, или характерные свойства (διματα ποστατικ, διματα χαραστηριστικ 185 ), характеризующие только конкретную ипостась, а не всю природу (по терминологии Порфирия это неотделимые случайные свойства, или неотделимые акциденции (τ χριστον συμβεβηκς) 186 ). Так, для конкретного человека ипостасными свойствами будут его цвет волос, глас, кожи, его черты лица, рост, вес, его черты характера, способности, пристрастия и т.д. Для Лиц Пресвятой Троицы такими «своеобразными свойствами ипостаси» являются «нерожденность Отца, рожденность Сына и исхождение Святого Духа» (II, 3, 130–132; 166).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010