Папа Римский открыл во внутреннем дворике собора св. Петра мемориальную доску, посвященную св. Григорию, Просветителю армян 25 февраля 2008 г. 18:34 Папа Римский Бенедикт XVI 22 февраля возглавил торжественную церемонию открытия в северном дворике базилики св. Петра мемориальной доски св. Григория, Просветителя армян. Помимо понтифика в церемонии участвовал армянский католический Патриарх Киликийский Нерсес Бедрос XIX Тамруни и несколько епископов этой Церкви восточного обряда, центр которой располагается в Ливане. Бенедикт XVI напомнил, что его предшественник Иоанн Павел II за несколько месяцев до своей смерти освятил памятник св. Григорию Просветителю, установленный незадолго до этого в нише стены Ватиканской базилики, выходящей в этот дворик. «Этот великий святой сделал армян христианами более 17 веков назад, и, более того, они стали первым народом, официально принявшим христианство, — отметил в своем слове Бенедикт XVI. — Святой Григорий был назван просветителем именно потому, что Лик Господа отразился в нем столь ярко». Понтифик обратился к армянам, чтобы они, «через заступничество прославленного и выдающегося сына своего народа, продолжили свой путь по стезям веры, позволяя быть ведомыми, как это было в течение веков, Христом и Его Евангелием, которое оставило столь глубокий след в армянской культуре». Григорий Просветитель (Григор Лусаворич, ок. 252-326) — святой Армянской Апостольской, Армянской Католической, а также Русской Православной и Римско-Католической Церквей, первый епископ и просветитель Армении. В житии св. Григория, написанном в IV в., рассказывается, что его отец, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Позже Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроя, Трдату, желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол.

http://patriarchia.ru/db/text/369778.htm...

Рим, 7 марта. Папа Франциск совершил в Пепельную среду, 6 марта, богослужения, ознаменовавшие начало Великого поста в Римско-Католической Церкви, сообщает " Сибирская католическая газета " со ссылкой на Vatican News. Епископ Рима отправился в вечернее время на Авентинский холм, чтобы начать Великий пост вместе с монашескими общинами Вечного города. Богослужение началось у бенедиктинской базилики Св. Ансельма, откуда его участники проследовали в покаянной процессии к базилике св. Сабины, где Папа возглавил мессу с обрядами освящения и возложения пепла. В своей проповеди он прокомментировал литургические чтения дня. «Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост», — призывает Господь через пророка Иоиля в первом чтении Пепельной среды. По словам Папы, звук этой трубы имеет своей целью «сделать свободной нашу жизнь, ту жизнь, коей свойственно постоянно спешить, но при этом она сплошь да рядом толком не знает, куда она, собственно, спешит». Это приглашение остановиться и обратиться к тому, что важно, воздерживаясь от всего чрезмерного, ввергающего в рассеянность. Этот «будильник души» сопровождается кратким, но пламенным призывом Господа: «Обратись ко Мне!» Обращаясь к символике возлагаемого на голову пепла, Папа Франциск указал, что смысл этого обряда состоит в том, чтобы помочь обрести маршрут и заставить задуматься: а что на самом деле содержится в моей голове? Зачастую наши мысли бывают привязаны исключительно к преходящим вещам, а потому эта щепотка пепла призвана деликатно, но твердо засвидетельствовать нам, что от тех многочисленных вещей, за коими мы ныне так самозабвенно гоняемся, в конечном счете не останется ничего. «Так на чем же следует сосредоточиться на протяжении всего великопостного пути?» — задался риторическим вопросом Папа и сам дал на него ответ: «Конечно же на Распятом! Иисус на Кресте — вот наш жизненный компас, указующий кратчайший путь на Небеса. Убогое древо, молчание Господа, Его обнажение ради любви — всё это указывает на потребность вести простую, свободную от бесконечной погони за вещами жизнь. Иисус поучает нас с креста, призывая к бесстрашному самоотречению. Ведь, будучи отягощены громоздким багажом, мы едва ли вообще стронемся с места». «Трудно ли жить так, как этого требует от нас Господь? — сказал Папа Франциск в заключение. — Разумеется, трудно, но зато это приводит к достижению цели. Об этом нам свидетельствует Четыредесятница. Она начинается с посыпания пеплом, но приводит к пламени Пасхальной ночи, чтобы там сделать удивительное открытие: Тело Иисуса не превратилось во гробе в прах, но воскресло во славе».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕВЕНТАНСКИЙ ОБРЯД [лат. ritus beneventanus], зап. богослужебная традиция, бытовавшая в ср. века в г. Беневент (совр. Беневенто , Юж. Италия) и его окрестностях до вытеснения рим. обрядом . Источниками для изучения Б. о. являются литургические рукописи X-XIII вв., отличающиеся от соответствующих памятников рим. традиции по текстам, рубрикам и мелосу песнопений. Характерными признаками богослужебных книг Б. о. являются также особый вид шрифта, выработанный здесь на основе рим. курсива в VIII в., и особая система певч. нотации. Ареал распространения этих книг шире, чем границы Беневентского гос-ва, он простирается на восток до побережья Адриатического м. Значительными культурными центрами этого региона, обладавшими собственными рукописными школами, были бенедиктинское аббатство Монте-Кассино (в XI в. здесь было усовершенствовано беневентанское письмо), мон-ри св. Викентия на Вольтурне и св. Софии в Беневенте, паломнический центр Монте-Сант-Анджело, города Аверса, Бари, Капуя, Неаполь, Салерно и Троя. Характерные черты богослужения Благословение пасхальной свечи. Миниатюра. Богослужебный свиток беневентанского обряда (Troia III). XII–XIII вв. Благословение пасхальной свечи. Миниатюра. Богослужебный свиток беневентанского обряда (Troia III). XII–XIII вв. Во всех литургических памятниках Б. о. использован лат. перевод Псалтири, отличающийся от Вульгаты , т. н. Старая Римская Псалтирь. В воскресные и праздничные дни на мессе полагалось 3 чтения - ветхозаветное (пророческое) и 2 новозаветных (апостольское и евангельское), к первым двум пелись градуалы , к третьему - тракт (аллилуйный стих). Тексты евангельских перикоп также несут на себе следы древнего Доиеронимова перевода. В нек-рые из дней памятей святых полагались чтения из их житий. Перед Причащением звучал призыв к целованию мира: «Offerte vobis pacem» (Давайте друг другу [целование] мира) и ответ: «In nomine Christi» (Во имя Христа). Чин мессы отличался от рим. 5 изменяемыми молитвами - это 2 коллекты перед литургическими чтениями, молитва после Евангелия (oratio post Evangelium; свидетельством о существовании в рим. мессе подобной молитвы, исчезнувшей, по-видимому, до VI в., служит наличие возгласа «Помолимся» в более поздних чинах, вплоть до тридентского), секрета (тайная [молитва]) и заключительная молитва (oratio ad complendum).

http://pravenc.ru/text/78018.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) древнее богослужение Антиохийской Православной Церкви. Исторических сведений о нем сохранилось крайне мало ( Τρεμπλας. Σ. 101), а сохранившиеся тексты не всегда можно однозначно интерпретировать как «антиохийские». В лит-ре прошлого было принято называть «антиохийским» или «зап.-сир.», один из основных типов анафор , но корректнее называть этот тип анатолийским (Π. Τρεμπλας) по имени рим. диоцеза Востока (греч. Ανατολ) с политическим (но необязательно церковно-литургическим) центром в Антиохии, в к-рый входили М. Азия, Сирия, Палестина. Древнейшими анафорами Антиохии являются: 1) анафора апостолов» (см. Литургия 12 апостолов ) анатолийского типа, греч. оригинал к-рой утрачен и сохранился лишь сир. перевод; она послужила основой для анафоры, созданной свт. Иоанном Златоустом (R. Taft), ставшей в свою очередь одной из основных анафор визант. обряда (см. Литургия свт. Иоанна Златоуста ); 2) вероятно, анафора «ап. Петра» (ее не следует смешивать с визант. вариантом рим. мессы - см. Литургия ап. Петра ) вост.-сир. типа (см. Вост.-сир. обряд ), сохранившаяся в маронитской (см. Маронитская Церковь ) и груз. (см. Грузинская Православная Церковь ) версиях и близкая к анафоре литургии апостолов Аддая и Мари . Т. о., можно утверждать, что древняя богослужебная традиция Антиохии явилась одним из источников для формирования как вост.-сир. обряда (через посредство Эдессы), так и обрядов анатолийской группы (визант., зап.-сир.). Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд) Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд) Порядок литургии и таинств в Антиохии в IV-V вв. можно реконструировать по данным литургико-канонических памятников антиохийского происхождения: «Дидаскалии апостолов» (1-я пол. IV в.), 8-й кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380), «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (2-я пол. V в.). Важными источниками по истории А. б. кон. IV - нач. V в. являются проповеди свт. Иоанна Златоуста, произнесенные им до 397 г., в период его пресвитерства в Антиохии (F. van de Paverd), и Феодора Мопсуестийского († 428) (H. Lietzmann). С Сирией и Антиохией связано возникновение традиции исторического символизма в толковании литургии (см. Символизм литургический ).

http://pravenc.ru/text/115776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРМЯНСКИЙ ОБРЯД Богослужебная традиция Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Формирование арм. богослужения в III-IV вв. происходило под влиянием в первую очередь греч. (через Каппадокию) и сир. (через Эдессу и Осроену) традиций ( Taft. The Armenian. P. 176-179). Языками богослужения в это время были греч. и сир. ( Малахия Орманиан. С. 24). С V в. в связи с переводом Библии и богослужебных текстов на арм. язык богослужебная традиция ААЦ становится самостоятельной (Там же. С. 26). Собор мон-ря ап. Иакова в Иерусалиме. XVII–XVIII вв. Интерьер Собор мон-ря ап. Иакова в Иерусалиме. XVII–XVIII вв. Интерьер В V-VII вв. было ощутимо сильное влияние греч. иерусалимского богослужения , что объясняется в т. ч. присутствием арм. диаспоры в Иерусалиме. Арм. христ. общины существовали здесь уже в IV в. Известно, что немало армян было среди монахов лавры св. Саввы Освященного и др. палестинских мон-рей. Трон ап. Иакова. 1656 г. (Собор мон-ря ап. Иакова. Иерусалим) Трон ап. Иакова. 1656 г. (Собор мон-ря ап. Иакова. Иерусалим) По сообщению Кирилла Скифопольского (VI в.), прп. Евфимий († 473) из Мелитины (М. Армения) организовывал монашеские общины в Палестине. В сер. V в. в Иерусалиме был основан арм. мон-рь во имя св. ап. Иакова, получивший впосл. статус Патриархата, в VI в. поблизости, возле Дамасских ворот Иерусалима, образовался арм. квартал. Арм. часовни, церкви и мон-ри строились как в самом Иерусалиме, так и в его окрестностях: по археологическим данным, в VI в. здесь было не менее 12 арм. мон-рей, в «Истории» Себеоса говорится о восстановлении богослужения в арм. церквях в VII в. после нашествия персов, Анастас Вардапет (рубеж VII-VIII вв.) приводит названия 70 арм. мон-рей в этих местах. Кроме того, определенное воздействие на арм. литургическую традицию в это время оказал зап.-сир. обряд . В IX-XIII вв. арм. богослужение претерпело весьма заметное влияние визант. обряда ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 219; idem. The armenian. P. 179-195). В XII-XIV вв. присутствие крестоносцев в М. Азии, а также участие в их рядах киликийских и сир. армян (многие из них впосл. поселились в Иерусалиме, влившись в число верных арм. Иерусалимского Патриархата) привело к проникновению нек-рых элементов рим. обряда (в первую очередь традиций ордена доминиканцев) в арм. богослужение ( Winkler. Armenia. P. 348-353; Taft. The Armenian. P. 179). Богослужебные книги

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТАКОМБЫ подземелья (коридоры и залы) искусственного происхождения, возникшие в первые века по Р. Х. для погребения христиан, а также иудеев, язычников и митраистов там, где это соответствовало традиции и позволяли геологические условия (в Италии (в т. ч. на Сицилии), в Египте, в Тунисе, на Мальте). С К. связано становление христ. обряда погребения, литургии, традиции почитания святых, в т. ч. мучеников, а также иконографии и декоративного искусства. Катакомбы св. Себастиана в Риме Катакомбы св. Себастиана в Риме Слово «катакомбы» восходит к известному с III в. названию урочища с кладбищем на Аппиевой дороге (в 5 км южнее Рима), упоминаемого в средневек. итинерариях как coemeterium ad catacumbas. Существует неск. версий происхождения слова camacumbas: от греко-лат. cata tumbas («на могилах», «среди могил»); от греч. ν κοιμητηροις («на кладбищах») и κτω κμβος («подземные ходы»); от имени собственного и др. Уже в IX в. слово catacumbas относили к разным подземным захоронениям. До Нового времени К. называли в основном рим. кладбища, но с 1836 г. термин «катакомбы» распространился на любые подземные сооружения, использовавшиеся для погребения (ср. К. капуцинов в Палермо) или иным образом (включая старые подземные горные выработки - парижские, одесские, крымские, киевские и мн. др.). В ранних источниках (сочинения блж. Иеронима Стридонского , Пруденция , эпиграфические тексты) подземные кладбища именуются криптами (cryptae). История и вопросы хронологии Христиане прилагали особые усилия для сохранения от повреждения останков умерших, поскольку усопшие ожидают скорого Второго пришествия Спасителя и воскресения. Стремление быть погребенным в кругу единоверцев, рядом со святым, требовало устройства общинных кладбищ, к-рые начали сменять родовые и семейные ипогеи, некрополи. Кроме того, если церковная община владела кладбищенской землей, уменьшалась стоимость отдельного захоронения. Наконец, во II в. начался повсеместный отказ от обряда кремации; распространение христианства его ускорило, и необходимые для погребений площади стали быстро расширяться. Крупнейшие К. Италии (катакомбы св. Каллиста (di San Callisto) в Риме, Сан-Дженнаро (св. Ианнуария - di San Gennaro a Capodimonte) в Неаполе) появились ок. 200 г. (возможно, древнейшие погребения в катакомбах Домитиллы (di Domitilla) восходят к сер.- кон. II в.). Развитие К. соотносится с распространением христианства в первые века. Их разрастание приходится на IV и V вв., период после издания в 313 г. Миланского эдикта о веротерпимости.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРСАК Рафаил (Корсак), униат. митр. Киевский и Галицкий. Портрет. XVIII в. (Львовская галерея искусств) Рафаил (Корсак), униат. митр. Киевский и Галицкий. Портрет. XVIII в. (Львовская галерея искусств) Рафаил (мирское имя Николай; ок. 1600, Вильно (по др. данным, Новогрудок) - 28.08.1640, Рим), униат. митр. Киевский и Галицкий. Происходил из белорус. шляхетского рода Корсаков-Бобыницких. Род. в семье, исповедовавшей кальвинизм; в раннем детстве лишился родителей и воспитывался Иосифом Вельямином Рутским (униат. митрополит Киевский с 1613), к-рый состоял в родстве с Корсаками. Начальное образование получил в иезуитских коллегиях в Замостье (Замосце) и Несвиже, затем обучался в папской миссионерской коллегии в г. Браунсберг (ныне Бранево Варминьско-Мазурского воеводства, Польша) и в иезуитской коллегии в Праге. Во время учебы в иезуитской коллегии в Несвиже принял католицизм лат. обряда, однако под влиянием Рутского перешел в визант. обряд. В 1620 г. вступил в новициат ордена василиан в Бытенском мон-ре (ныне дер. Бытень Ивацевичского р-на Брестской обл., Белоруссия), где вскоре принял монашеский постриг с именем Рафаил. В том же году направлен в Рим в папскую Греческую коллегию св. Афанасия, во время учебы там был рукоположен во пресвитера (1624). По возвращении в Речь Посполитую митр. Иосиф Рутский назначил К. настоятелем виленского во имя Св. Троицы мужского монастыря и протоархимандритом ( генеральным настоятелем ) ордена василиан. 6 сент. 1626 г. на синоде униат. духовенства, проходившем в Спасском мон-ре г. Кобрина, состоялось рукоположение К. во епископа Галицкого, к-рое возглавил митр. И. Рутский. Однако польский кор. Сигизмунд III Ваза отказался утвердить назначение К. коадъютором Киевской митрополии из-за слишком молодого возраста. Лишь после особого обращения в Рим митр. И. Рутского 9 марта 1631 г. папа Римский Урбан VIII утвердил К. в качестве коадъютора униат. Киевской митрополии. В 1630 г. К. принял активное участие в деле обращения в унию Львовского епископа Армянской Апостольской Церкви Николая Торосовича и образования Львовского епископства Армянской католической Церкви . 19 апр. 1632 г. К., сохранив титул епископа Галицкого, занял кафедру Пинского и Туровского еп-ства, которая оказалась вакантной, т. к. под давлением польск. властей ее покинул греч. правосл. еп. Авраамий (Лецида), переехавший из Пинска во Львов. Как протоархимандрит ордена василиан К. вел тяжбы в судах за возвращение имения Тыкоцин перешедшему в унию супрасльскому в честь Благовещения Пресв. Богородицы мужскому монастырю .

http://pravenc.ru/text/2458743.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНФОЛОГИОН [Анфологий; греч. Ανθολγιον < νθολογα - антология, букв.- собрание цветов, цветник; слав.            ], название рукописных и печатных сборников литургического и учительного содержания. Богослужебные А. Основу А. в визант. обряде , как правило, составляют службы великих праздников и избранных святых, т. е. тексты, входящие в совр. Минею Праздничную, греч. рукописные А. такого состава известны с XII в., первое печатное издание было выпущено Эммануилом Глизонием Хиосским в 1587 г. в Венеции, в 1882 г. там же появилось пересмотренное издание А., подготовленное Анфимом Мазаракисом . Известно также греч. издание А. сщмч. иером. Антима Ивиряну (Снагов (Румыния), 1697). А. мог называться и раздел такого же содержания в сборниках смешанного состава (напр., в сборнике на основе Псалтири ГИМ. Син. греч. 52. Fol. 179-279, 1-я пол. XIV в.). Греч. униатские (см. Греко-католики ) издания А. содержали службы не только из Минеи, но и из Триоди и Пентикостария, Октоиха и Параклитика , иногда они включали в себя литургию и др. последования Евхология . Впервые А. для греко-католиков был напечатан в 1598 г. в Риме архипресв. Антонием Аркудием, в эту книгу вошли также Псалтирь и Часослов (ср. Псалтирь следованная ). Более поздние униатские издания А. отмечены влиянием богослужения рим. обряда (в месяцесловах указаны зап. праздники). Последние рим. издания А.: Рим, 1967. 4 т.; итал. пер.: Anthologion di tutto l " anno/Trad. di M. B. Artioli. R., 1999-2000. 4 vol. Схожими по содержанию правосл. изданиями являются греч. «Великий и священный спутник православного христианина» (Μγας κα Ιερς Συνκδημος Ορθοδξου Χριστιανο. Αθναι, 1995), церковнослав. «Богослужебный сборник» (М., 1976, 19912) и «Великий сборник» (Джорд., 1952. Мукачево, 1992-1993р. 3 ч.). В слав. традиции сборники, аналогичные Минее Праздничной, дополненные службами из Триодей, известны не позднее кон. XI в. (напр., РГАДА. Тип. 131 - новгородская рукопись, восходящая к болг. оригиналу X в.), а включающие также службы октоиха (обычно сопровождаются Часословом) - с XIII в. (галицко-волынский Венский Октоих («Кодекс Ганкенштейна») - Vindob. slav. 37). Обычно у таких сборников отсутствует заглавие, в позднейшей традиции первые именуются Праздниками , вторые - Обиход(ник)ами . В южнослав. (серб.) и славяно-румын. печатной традиции XVI в. типологический аналог последних именуется «Сьборникь» (Венеция, тип. Божидара Вуковича , 1533; там же, тип. Винченцо Вуковича, 1547; там же, тип. Иакова «от Каменной реки», 1566; Себеш, печатник диак. Кореси (?), 1580).

http://pravenc.ru/text/75532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАВОЛИЙ [греч. νβολος, ναβλιον, ναβλι от ναβλλεσθαι - набрасывать, надевать], ткань, используемая в литургической практике правосл. Церкви. 1. Крестильная одежда. Симеон , архиеп. Фессалоникийский, в соч. «О священнодействиях» (ок. 1400) сообщает, что после совершения таинств Крещения , Миропомазания и обряда пострижения волос на новокрещеного надевают «хитон белый… который называется также анаволием, во образ божественного света и ангельской чистоты» (PG. 155. Col. 232 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 72)). Возможно, название «А.» происходит от глагола, употребленного во 2-м стихе 103-го псалма «  (ναβαλλμενος)        », к-рый является 2-й частью тропаря, поющегося при облачении в белую одежду (Требник малый. С. 53; см. также Облачения церковные ). 2. Часть монашеского облачения. Созомен (V в.) среди облачений егип. монахов называет А. (ναβολες), к-рый «придерживает [одежду] у плеч и предплечий», напоминая монаху о «необходимости быть приготовленным для служения Богу и трудов» (Церк. ист. III 14). Из этого описания ясно, что имеется в виду аналав . В эпоху свт. Германа , Патриарха К-польского ( 733), А. уже не отождествлялся с аналавом, но обозначал монашескую одежду, соответствующую «гиматиям (μτια) апостолов» (Герман, свт. Сказание. С. 52), т. е. совр. подрясник или рясу . Употребление одного и того же слова для обозначения монашеского облачения и крещальной одежды, возможно, связано как со смысловым параллелизмом монашеского пострига и таинства Крещения, так и со структурным сходством их чинопоследований (М. Wawryk). 3. Венчальный шелковый плат (ναβλι, также στεφανοσκπασμα, στεφανομντηλο), к-рый в Греции крестные родители жениха и невесты традиционно накидывают им на головы или плечи сразу после того, как священник возложит венцы на вступающих в брак. А. воспринимается как символ единства супружеской пары. Завернутые в А. венцы обычно относят домой и сохраняют. Этот обычай восходит к обряду velatio (древнему рим. обычаю покрывания голов вступающих в брак особой тканью, см. также Мафорий ).

http://pravenc.ru/text/114664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРРАНЦ [Испан. Arranz y Lorenzo; Арранс-и-Лоренсо] Михаил (испан.- Мигель) (9.07.1930, Гвадалахара, Испания - 16 июля 2008, Рим), иером.-иезуит, литургист, д-р церковных вост. наук (с 1967), магистр богословия (с 1979). Михаил Арранц. Фотография. 2000 г. Михаил Арранц. Фотография. 2000 г. В 1941-1949 гг. обучался в Малой и Высшей соборной семинариях в Толедо. В 1949 г. поступил в Восточный папский ин-т в Риме. Служил иподиаконом у рус. католич. епископа вост. обряда Александра (Евреинова), рукоположен им во диакона (1952), через 2 года - во пресвитера. В 1954 г. начал проходить двухгодичный новициат Об-ва Иисуса в Бельгии, 3-й год прошел во Франции (1963). 1954 г.- лиценциат богословия в Папском Григорианском ун-те , в 1967 г. защитил докт. дис. «Мессинский Типикон (ркп. Messin. gr. 115, 1131 г.)» в Вост. папском ин-те, в 1979 г.- магистерскую дис. «Как молились Богу древние византийцы» в ЛДА. В 1964-1969 гг. А. был зам. ректора колледжа Russicum и работал переводчиком с рус. языка при папе Римском. Начал преподавать в рус. лицее-интернате св. Георгия в Мёдоне под Парижем (1956); читал курсы: вост. литургики в Папском ун-те «Urbaniana» (1967-1972), в Богословском ин-те свт. Николая в Бари (1970-1975), Ун-те св. Ансельма в Риме (1979-1983); визант. литургики в Папском Восточном ин-те (с 1969; с 1995 заслуженный профессор ин-та); сравнительной литургики в Папском Григорианском ун-те (с 1992). В 1969-1975 гг. читал лекции по литургике в ЛДА, в 1975-1979 гг. по назначению Патриарха Московского и всея Руси Пимена профессор ЛДА; в 1996-2001 гг. преподавал в светских и церковных вузах Москвы и С.-Петербурга. Под рук. А. было защищено большое число диссертаций, его аспирантами были литургисты К. Георгиу (Греция), Ч. Джираудо (Италия), А. Пентковский (Россия), Г. Шургая (Грузия) и др. Основными темами научных исследований А. являются Студийский устав , чинопоследования служб суточного круга в древнем к-польском песненном последовании , визант. и древнерус. формуляры таинств и др. чинов Евхология . Своим преподаванием в России, а также тем, что мн. его работы написаны на рус. языке, А. внес вклад в рус. церковную науку. В наст. время живет в Риме.

http://pravenc.ru/text/76172.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010