Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРНОБИЙ МЛАДШИЙ [лат. Arnobius Junior] (V в.), церковный писатель, условно названный так, чтобы отличить его от одноименного апологета Арнобия Старшего . Сведения об этом авторе, вероятно монахе, родившемся в Африке и жившем в Риме, содержатся исключительно в его сочинениях, в первую очередь в единственном бесспорно принадлежащем ему произведении «Диспут кафолика Арнобия с египтянином Серапионом» (Conflictus Arnobii catholici cum Serapione aegyptio, после 454). «Диспут» представляет собой изложение богословского спора правосл. Арнобия и египтянина Серапиона, сторонника ереси монофизитства , в присутствии судей Константина и Аммония, с приложением подборки цитат из творений святых отцов. А. М. также приписывается ряд др. произведений (Ж. Морен). «Комментарии на псалмы» (Commentarii in psalmos, между 433 и 439) дают мистическое истолкование всей книги псалмов, полемически направленное против учения блж. Августина о Божественном предопределении. «Комментарии» являются также важным источником по истории рим. обряда и становления идеи примата Римского епископа (PL. 53. Col. 545). В «Кратких толкованиях на Евангелия» (Expositiunculae in Evangelium) представлены сжатые комментарии на нек-рые места из Евангелий от Иоанна, Матфея и Луки. «Книга к Григории» (Libellus ad Gregoriam) адресована знатной матроне, к-рая жила в имп. дворце и была несчастна из-за постоянных разногласий со своим мужем. Авторство соч. против учения о Божественном предопределении «Praedestinatus» , к-рое нек-рыми учеными атрибутировалось А. М. (Морен, Ф. Гори), в наст. время большинством исследователей приписывается Юлиану Экланскому. Не исключено, что А. М. был автором нек-рых агиографических сочинений, в частности «Жития св. Сильвестра». Ист.: CPL, N 239-243; PL. 53. Col. 239-672; PL. Suppl. 3. Col. 213-256; CCSL. 1992. T. 25a (Ed. K. Daur); Conflictus Arnobii et Serapionis/Ed. e trad. F. Gori. Torino, 1993. Лит.: Bardenhewer.

http://pravenc.ru/text/76136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Главный алтарь базилики свт. Евсторгия Медиоланского в Милане († 4.06.518), свт. (пам. зап. 6 июня), еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия). В средневек. перечнях Миланских епископов (XII-XIII вв.) Е. назван 24-м епископом. Сведения о Е. сохранились в чтении на 6 июня в поздних литургических книгах амвросианского обряда. Большее количество чтений положено в честь свт. Евсторгия I Медиоланского, к к-рому были ошибочно отнесены нек-рые биографические данные Е. В чтениях о Евсторгии I сообщается, что он жил в Риме при папах Симмахе (498-514) и Гормизде (514-523) и на Медиоланской кафедре был преемником свт. Лаврентия († 25 июля 511). Эти сведения, несомненно, относятся к Е., к-рый, возможно, был рим. клириком. Обстоятельства назначения святителя на кафедру неизвестны. Кандидатура Е. могла быть предложена на рассмотрение остгот. кор. Теодориха Великого благодаря посредничеству св. Эннодия , еп. Тицинского (Павийского), влиятельного иерарха при королевском дворе и друга папы Гормизда (позднее Е. был близок к свт. Эннодию). Е. занимал кафедру 7 лет (511-518). В 512 г. Теодорих издал рескрипт на имя Е.: король сообщал об оправдании епископа Августы Претории (ныне Аоста), клирики ложно обвинили его в измене королю, и просил Е. принять епископа с подобающей честью, применив к доносчикам церковно-дисциплинарные меры. Король не желал делать это лично, т. к. клеветники являлись правосл. клириками ( Cassiod. Varia. I 9//MGH. AA. T. 12. P. 18). В др. рескрипте, адресованном наместнику Сицилии, кор. Теодорих по просьбе Е. требовал принять меры для защиты владений Медиоланской кафедры на острове и не допускать случаев присвоения церковного имущества (Ibid. II 29//Ibid. P. 63). В 513 г. на месте старого кафедрального собора (basilica vetus) Е. отстроил баптистерий св. Стефана «у источников» (ad fontes). Описание баптистерия сохранилось у свт. Эннодия, к-рый сообщает также о строительстве акведука для подачи воды в купель. Е. намеревался использовать баптистерий для крещения женщин (крещение мужчин совершалось в баптистерии при кафедральном соборе Спасителя) ( Ennodius Ticinensis. Carm. II 149//Ibid. T. 7. P. 271). Также епископ просил св. Авита, архиеп. Вьеннского, позаботиться об облегчении участи италийских пленников в королевстве бургундов и послал им необходимые денежные средства. В ответном послании свт. Авит восхвалял щедрость Е. и его заботу о ближних, благодаря которым святитель пользовался всеобщим уважением ( Avitus Viennensis. Ep. 8//Ibid. T. 6. Pars 2. P. 44).

http://pravenc.ru/text/187493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика Католической Церкви ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВОТИВНАЯ МЕССА в католич. Церкви - литургия, совершаемая по обету или по нек-рым особым случаям, в отличие от регулярной, осуществляемой в соответствии с предписаниями церковного календаря ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604) ДАЛМАТИКА в античности и средние века - верхняя муж. и жен. одежда, туника из шерсти или шелка с рукавами до запястий; в католич. Церкви - одно из облачений диакона (а также в особых случаях - епископа и священника)

http://pravenc.ru/rubrics/122794_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика КИПАРИС вечнозеленое дерево, имеющее узкоконическую густую крону с ветвями, прижатыми к стволу и направленными вверх КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк КИПРИАНА (МИТРОПОЛИТА) СЛУЖЕБНИК древнерус. пергаменная рукописькон. XIV в., содержащая чины трех Божественных литургий и некоторые иные последования Евхология, создание к-рой приписывается митр. Киевскому и всея Руси свт. Киприану († 1406) КИРИАЛ литургическая певч. книга для католич. мессы рим. обряда, содержащая гл. обр. песнопения ординария (неизменяемые песнопения) КИРИОПАСХА принятое в православной традиции наименование христианского праздника Пасхи в те годы, когда он совпадает с календарной датой 25 марта по юлианскому календарю КИСТЕР [кюстер, от лат. custos - сторож], представитель низшей (1-й) степени церковной иерархии в протестант. и римско-католич. церквах: служащий, диакон, ризничий, звонарь COMPLETORIUM последняя служба суточного круга в лат. литургической традиции, аналог повечерия в визант. традиции КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении КОНФИРМАЦИЯ одно из таинств в католич. Церкви, главным содержанием к-рого является излияние Св. Духа на принимающего таинство, как Он был дан апостолам в день Пятидесятницы КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое) КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих

http://pravenc.ru/rubrics/122642_12.html

Новости Лидер лефевристов назвал поступок Папы " великодушным и отважным " 25.01.2009 21:29 Менцинген (Швейцария), 25 января, Благовест-инфо. Лидер основанного архиепископом Марселем Лефевром Общества св. Пия X епископ Бернар Фелле, с которого вчера решением Папы Бенедикта XVI было снято отлучение от Церкви, поблагодарил понтифика за " великодушный и отважный " шаг. " Благодаря этому жесту,  -- пишет епископ Фелле в своем письме к верующим, которое публикует Daily Telegraph , - приверженные традиции католики по всему миру не будут более неоправданно порицаемы и осуждаемы за то, что сохранили веру своих отцов. Католическая традиция более не отлучена от Церкви " . Покойный архиепископ Лефевр не принял ряд реформ II Ватиканского собора, в частности, перевод богослужения с латыни на современные языки. В 1970 году он основал в швейцарском Менцинге (французское название – Экон) традиционалистскую семинарию, где студенты обучались служению мессы по Тридентскому обряду. В последующее десятилетие у Общества св. Пия появилось немало много сторонников по всему миру, в целом ряде стран появились консервативные приходы, возглавляемые выпускниками семинарии в Эконе. Предчувствуя скорую смерть, архиепископ Лефевр хотел, чтобы его дело продолжил епископ из числа его сторонников, однако Рим не дал ему разрешения рукополагать епископов. Весной 1988 года между обществом св. Пия и Ватиканом было заключено соглашение – в ответ на некоторые уступки Лефевру было бы разрешено рукоположить епископа. Однако в последний момент французский прелат передумал. В июне 1988 года он рукоположил четверых священников - французов Барнара Фелле и Бернара Тиссье де Маллере, испанца Альфонсо де Галарету и англичанина Ричарда Уильямсона - во епископы. Тем самым Лефевр нарушил каноны Католической Церкви, согласно которым епископ может быть поставлен только с разрешения Папы, и на следующий день Ватикан объявил об экскоммуникации (отлучении от Церкви) архиепископа Лефевра и рукоположенных им епископов. После своего избрания на престол св. Петра Бенедикт XVI сделал ряд шагов к восстановлению единства с лефевристами. Важнейшим шагом стала публикация в 2007 году апостольского письма Summorum Pontificum, которым Папа разрешил повсеместное использование латинского обряда, что было одним из главных условий к примирению между Римом и традиционалистами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

первоначально V. было, по-видимому, центральным обрядом. В письме 392 г. папы Сириция епископам Галлии (Ep. X. 1. 3-4) упоминается вручение епископом деве покрывала, напоминающего брачное (PL. 13. Col. 1182c - 1184a). О покрывале пишет и папа Иннокентий I (Ep. II 13//PL. 20. Col. 478b - 479a). Возложение покрова при посвящении дев совершалось не только в Риме - о V., сопровождавшемся епископским благословением, пишет свт. Амвросий Медиоланский ( Ambros. Mediol. Ep. 19. 7; др. раннее свидетельство о совершении обряда в практике Милана - эпитафия 409 г. (DACL. Vol. 15. Col. 3191)). Молитвы рим. чина посвящения дев сохранились в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв.- Веронском Сакраментарии (раздел XXX и др.; см.: Sacramentarium Veronense/Ed. L. C. Mohlberg etc. R., 1955-1956), Геласия Сакраментарии (PL. 74. Col. 1152b - 1156a, 1471, 1574) и Григория Сакраментарии (PL. 78. Col. 174b - 174d); многие из этих молитв сохраняются в католич. практике до наст. времени. В галликанских памятниках Каролингской эпохи появляются новые молитвы, а также формула при передаче плаща (traditio pallii) посвящаемой: «Accipe, puella, pallium» (Приими, дщерь, плащ) (Missale francorum/Ed. L. E. Mohlberg. R., 1957. N 48, 15). В Романо-германском Понтификале X в. представлены подробные церемониалы посвящения девы, к-рая будет жить в миру (впосл. этот обычай вышел из практики), и девы, к-рая будет жить в мон-ре; посвящение происходило во время мессы, и обряд V. являлся одной из составляющих чина (Le Pontifical Romano-Germanique du dixième siècle/Ed. C. Vogel, R. Elze. Città del Vaticano, 1963). След. этап развития лат. чина посвящения дев отражен в Понтификале Гийома Дюрана XIII в. (Le Pontifical Romain au Moyen-Age. Vol. 3: Le Pontifical de Guillaume Durand/Ed. M. Andrieu. Città del Vaticano, 1940); практически в том же виде, что и в этом Понтификале, чин вошел и в тридентский (т. е. вышедший после Тридентского Собора) Понтификал (editio princeps: Pontificale Romanum. R., 1595-1596), использовавшийся в католич. Церкви до 60-х гг. XX в. После первой мировой войны в католич. Церкви усилилось движение за возобновление жен. служения в миру. Однако подготовленный в 1927 г. проект был отвергнут, а папа Римский Пий XII констатировал в Апостольской конституции Sponsa Christi (21. 11. 1950), что обряд посвящения дев по-прежнему совершается только в мон-рях (AAS. 1951. Vol. 43. P. 5-24). В Конституции Sacrosanctum concilium , принятой на Ватиканском II Соборе (4. 12. 1963), уже содержалось указание, что чин посвящения дев должен быть реформирован (N 80). Новый измененный чин, содержащий, в частности, и V., был опубликован при папе Павле VI (1970). В чине церковного благословения брака

http://pravenc.ru/text/150045.html

ТЕНЬ БРЕСТСКОЙ УНИИ НАД УКРАИНОЙ Теперь уже ни для кого не секрет, что следующим этапом после создания т.н. " Украинской Поместной Церкви " под эгидой Патриарха Варфоломея станет новая уния с католицизмом. Об этом свидетельствуют как исторические корни самой автокефалистской идеи, так и откровенные высказывания Патриарха Варфоломея и апологетов раскола. Идея " незалежной " от Москвы Западно-Русской митрополии с целью постепенного ее подчинения Ватикану была впервые выдвинута в XV веке отступником от Православия митрополитом Исидором, изгнанным из России и возведенным Папой в кардинальское достоинство. В XVII веке в католических кругах разрабатывается новая идея, призванная не допустить консолидации русского народа и усиления влияния Русской Православной Церкви - что было бы гибельным для с трудом сколоченной Брестсткой унии и трещавшей по швам Речи Посполитой. Сами униаты признают, что проект создания " Киевского патриархата " был изобретен в Ватикане. Имеется в виду именно католический " патриархат восточного обряда " (Рим создал свои униатские " патриархаты " в противовес Православным патриаршим кафедрам - Антиохийской и Иерусалимской и др.). В 1996 году на симпозиуме " 400 лет Брестской унии. Критическая переоценка " , состоявшемся в голландском городе Нейменген, д-р Фрэнсис Томпсон (Антверпенский университет, Бельгия) утверждал, что униатский митрополит Иосиф Рутский направил в 1624 году в Рим план создания униатского " Киевского патриархата " . Согласно этому плану " после избрания патриарха, он и его епископы-коллеги принесут присягу Святому Престолу, а верующие постепенно приспособятся к новому положению. Эту схему, которую с известной долей справедливости прозвали " благочестивым мошенничеством " , Рутский направил в Рим в 1624 году " ( " 400 лет Брестской унии. Критическая переоценка " . - М.: Издание Библейско- Боголовского ин-та, 1998). Нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей является продолжателем курса печальной памяти патриарха - униата Афинагора (Кокинакиса), который в 1960-е годы самочинно, без каких-либо консультаций с представителями братских Поместных Православных Церквей снял анафемы с латинян, наложенные в 1054 году Цареградским патриархом Михаилом (Керруларием). Этот абсолютно неканоничный шаг вызвал бурю возмущения в православном мире, в особенности на Святой Горе Афон: там даже возникло движение " непоминающих " - монахов-зилотов, отказывающихся поминать имя Константинопольского патриарха как вероотступника. Следующий после Афинагора патриарх Димитрий продолжил линию своего предшественника, постоянно посещая Папу в Ватикане.

http://pravoslavie.ru/analit/uniaten.htm

К. А. Панченко. " Становление антилатинской полемики православных арабов в XVIII в. "   Одним из ключевых сюжетов истории Христианского Востока Раннего Нового времени было соприкосновение арабов-христиан с Западной цивилизацией, распространение в странах Леванта католического влияния, повлекшее за собой серию церковных расколов и возникновение униатских Церквей. Все эти процессы сопровождалось напряженной политической и идейной борьбой между католиками восточного обряда и традиционными восточно-христианскими исповеданиями. В частности, раскол православного Антиохийского патриархата в 1724 г. и отделение от него Мелькитской Католической Церкви породили с обеих сторон конфликта всплеск полемической активности. Мелькитская униатская община, опиравшаяся на поддержку европейской дипломатии и католической Церкви с ее отлаженной системой миссионерской пропаганды и образования, качественно превосходила своих православных оппонентов в материальном и интеллектуальном плане. В XVIII в. сами шансы на сохранение сирийского православия иной раз выглядели сомнительными. Для православных арабов было жизненно важно создать собственный корпус антилатинских полемических текстов, т. е., обоснование позитивной самоидентификации для своей общины. Мелькитская Католическая Церковь использовала как богатое наследие латинской апологетической и полемической традиции, так и передовые технологии книгопечатания. Православные арабы, со своей стороны, в интеллектуальном противостоянии с униатской пропагандой также пытались опереться на сотрудничество с остальным православным миром. И. Ю. Крачковский заметил в этой связи, что «положение православного населения в смысле культурного уровня было значительно хуже, чем у тех слоев, которые были в соприкосновении с Римом и ориентировались на Запад. Они могли опереться здесь на давнюю традицию и серьезную помощь, как в школах, так и в развитии письменности… [Православная литературная традиция], ориентированная в идеологических устремлениях на греко-византийскую письменность… не имела центра, сколько-нибудь похожего на Рим, к которому могла бы тяготеть… [Константинопольский патриархат] не мог отчетливо представить стремлений, связанных с арабскими культурными течениями» . Однако, как представляется, Игнатий Юлианович был неоправданно критичен по отношению к уровню образованности пост-византийских греков и перспектив взаимодействия православных народов.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985740/

Новости Богослужения Пепельной среды в Риме возглавил кардинал Паролин Иерарх зачитал проповедь Папы Франциска, который отсутствовал из-за болезни 03.03.2022 15:35 Скриншот: youtube.com Рим, 3 марта, Благовест-инфо. Госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин возглавил 2 марта богослужения Пепельной среды на Авентинском холме в Риме. Изначально было запланировано, что служить будет сам Папа Франциск, однако из-за острой боли в колене он был вынужден отменить свое участие, сообщает английская служба Vatican News . По древней традиции в первый день Великого поста в церкви св. Ансельма Кентерберийского на Авентине – одном из семи римских холмов – была совершена так называемая стациональная литургия, после которой покаянная процессия направилась к расположенной неподалеку базилике св. Сабины. Во время шествия пелась литания святым. Примечательно, что церковь св. Ансельма является центром бенедиктинского ордена, а св. Сабины – доминиканского. В храме св. Сабины, построенном еще в V веке, кардинал Паролин возглавил мессу. Богослужение, за которым молились многочисленные кардиналы, епископы, клирики и монашествующие, транслировалось в прямом эфире. Во время богослужения кардинал совершил обряд возложения пепла на головы присутствующих. Этот древний обряд символизирует покаяние и смирение, напоминает человеку, что он сотворен из праха и смертен. «Человек, помни, что ты – прах и в прах возвратишься», – говорит священнослужитель, возлагая пепел на головы подходящим к нему людям. При этом используется пепел от сожженных пальмовых ветвей, которые были освящены в предыдущий год в праздник Входа Господня в Иерусалим. В начале обряда пепел на голову кардинала Паролина возложил кардинал Йозеф Томко – словацкий иерарх, которому на следующей неделе исполнится 98 лет, обладает титулом кардинала-священника базилики св. Сабины. После этого госсекретарь Ватикана возложил пепел на его голову, а затем – на головы остальных молящихся. По итальянской традиции пепел был возложен на темя молящихся, тогда как во многих других странах, как правило, пеплом начертается крест на лбу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Обнародована программа апостольского визита Папы в Венгрию и Словакию 21.07.2021 15:53 Рим, 21 июля. Ватиканский зал печати обнародовал программу 34-го апостольского визита Папы Франциска в Будапешт и в Словацкую Республику, который будет проходить с 12 по 15 сентября, сообщает Vatican News . Поездка понтифика начнётся утром 12 сентября: самолёт с Епископом Рима вылетит из аэропорта Фьюмичино и прибудет в Венгрию в 7 часов 45 минут. После официального приёма в аэропорту Будапешта состоится приветственная церемония в столичном Музее искусств и встреча с поместными епископами. В 10 часов Папа Франциск встретится с представителями Экуменического совета Церквей и некоторых иудейских общин. Перед полуднем, на Площади героев в Будапеште, Папа возглавит заключительную мессу 52-го Международного евхаристического конгресса, и это станет последним этапом его краткого визита в Венгрию. В 14 часов 30 минут Епископ Рима покинет страну и через час приземлится в международном аэропорту столицы Словакии. После официального приёма понтифик отправится в резиденцию апостольской нунциатуры, где примет участие и экуменической встрече, а затем в частном порядке побеседует со своими собратьями из Общества Иисусова.  На следующий день, 13 сентября, в президентском дворце Братиславы состоится приветственная церемония и визит вежливости к президенту Республики; Папа обратится с речью к представителям властей, общественных организаций и дипломатического корпуса. На 10 часов 45 минут запланирована встреча с епископами, священниками, монашествующими, семинаристами и катехизаторами в кафедральном соборе Святого Мартина. Во второй половине дня Папа посетит в частном порядке братиславский «Вифлеемский центр», встретится со словацкой иудейской общиной, а вечером – в резиденции апостольской нунциатуры – с президентом парламента и первым министром. В среду 14 сентября Епископ Рима отправится на самолёте в Кошице, а затем – в Прешов, где возглавит Божественную литургию византийского обряда, после которой встретится в местной цыганской общиной и – на местном стадионе – с молодёжью. Вечером понтифик вернётся самолётом в Братиславу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010