Но освобожденный Израиль положил лишь начало проповеди об Иегове, кончится же она тогда, когда на земле утвердится правда и все острова будут уповать на закон Божий. Итак образ Раба Божия в начале 42-ой главы описывается чертами, которые отчасти присущи и Израилю 3 . Это наблюдается и в дальнейшем ее содержании. Пленение Израиля было временным отвержением его Иеговой, когда завет Иеговы видимо прекратился, избрание Израиля потеряло силу. Освобождение из плена было восстановлением того и другого. Современники этого освобождения являлись таким образом настолько же восстановителями древнего завета для своей нации, насколько проповедниками и просветителями язычников. О них в известной мере могло быть сказано: «Я, Господь, призвал Тебя в правду (т. е. для оправданий) и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» ( Ис.42:6 ). Точно также и слова: «чтобы открыть глаза слепых (разумеется прежде всего в духовном смысле, в каковом далее в ст. 19 говорится: «кто так слеп, как раб Мой?»), чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы» ( Ис.42:7 ), могут быть отчасти применимы и к событию освобождения пленников и его влиянию как на язычников, так и на Израиля. Другое место, говорящее о Рабе Божием, и толкуемое большею частью в приложении к Мессии, это – Ис.49:1–9 . Это место представляет столько удобств для толкования его в применении к народу израильскому, что можно даже оспаривать мессианский смысл его. Прежде всего достойно внимания то, что в Ис.49:3 изображаемый Раб Божий называется Израилем, каковым именем пророк обозначает везде целый народ. То, что говорится здесь о Рабе Божием, в большей части своей читается нами в других местах об израильском народе. «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери называл Мое имя» ( Ис.49:1 ) читаем мы здесь. «Господь помогающий тебе от утробы матерней» ( Ис.44:2 ) «назвал тебя по имени твоему» ( Ис.43:1 ), читаем мы о народе израильском. «И соделал уста Мои как острый меч, тенью руки Своей покрыл Меня, и соделал меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня» ( Ис.49:2 ) значит в сущности тоже, что в Ис.51:16 говорится об Израиле: «и Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя», Израиль был призван возвестить всему миру славу Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Причащение апостолов. Роспись собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря, Москва. Haч.XVII в. Отвечая на призыв диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите», хор поет: Благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам. Благословен Грядущий во имя Господне! Бог Господь, и явился нам. Этими словами, заимствованными из Пс.117:26–27 , толпа (а по версии евангелиста Луки, «всё множество учеников») встречала Иисуса Христа при Его торжественном входе в Иерусалим. Этими же словами верующие встречают Христа, выходящего к ним в Святых Дарах 1037 . Священник, стоя на амвоне, читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». В храмах некоторых Поместных Православных Церквей эти молитвы читаются вслух всей общиной; в последнее время такой обычай начал входить в употребление и в некоторых храмах Русской Церкви. Лжица. Посл. четв. XVII в. (ГВСИАХМЗ) Во время причащения мирян хор многократно поет: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите. Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите. Причащая мирянина, священнослужитель произносит: Пречистаго Тела и честныя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащается раб Божий (имя) во оставление грехов своих и в жизнь вечную+ Аминь. Раб Божий такой-то причащается драгоценного и Святого Тела и Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, в оставление грехов своих и в жизнь вечную. Аминь. И лжицей вкладывает в уста причащающегося частицу Тела Христова вместе с небольшим количеством Крови Христовой. Изначально способ причащения для священнослужителей и мирян был одинаковым: и те, и другие принимали в правую руку Тело Христово и испивали Кровь Христову из чаши. Об этом свидетельствуют, в частности, слова Василия Великого : «Ибо и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее; и таким образом собственной рукой подносит к устам» 1038 . Подробные инструкции мирянам, принимающим в руки Тело Христово, дает Кирилл Иерусалимский :

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

а) Рассказ страшный и изумляющий ум Авва Макарий сказал: Когда я пришел в Константинополь, ибо у меня явилось желание видеть его, и я гулял в одной галерее, – то вот я видел умственными (νοερος) очами (истина свидетельствует мне в том, что я рассказываю), данными мне Господом к разумению чудес Его, что какой-то человек, как будто евнух 1028 , стоит пред дверьми обиталища блудниц, закрыв лице свое своими обеими руками и так плачет, что можно было подумать и небо плачет вместе с ним. Я подошел к нему и сказал: какая же причина твоего плача и почему ты печален? Почему ты не уходишь отсюда, ведь это обиталище блудниц и любострастных женщин? Скажи мне, – прошу тебя. Ибо плачь твой возбуждает сильное сострадание. И отвечал он мне: По природе я славный раб Божий, я Ангел, назначенный для охраны и защиты находящегося здесь человека, так как все христиане в час крещения, каждый получает своего Ангела от Бога. Я сильно огорчен, видя его здесь преданного похотям и нечистотам, находящегося в этом обиталище ради похоти, как ты видишь, с этою блудницею; и как же мне не оплакивать образ Божий, низринутый в такой мрак? Я сказал ему: Почему же ты не убеждаешь избегать мрака этого греха? И отвечал мне Ангел: Потому что я не имею места, чтобы приблизиться к нему. Ведь с тех пор, как он начал творить грех, он раб демонов, и я не имею над ним никакой власти. – Откуда видно, что ты не имеешь над ним никакой власти, ведь Бог его вверил тебе? И отвечал мне Ангел: Бог наш, благий и человеколюбец, создал человека свободным, и позволил ему по своей собственной воле избирать путь, указав ему два пути, один узкий, а другой широкий, сказав ему о конце того и другого, что шествие по узкому и обременительному пути сопряжено с большим трудом в настоящем, но в безконечные веки веков доставляет покой, а шествие по широкому пути доставляет наказание вечное и огнь геенский и все прочие наказания. Какое же у меня остается увещание, каким же увещанием я буду пользоваться к этому человеку, которого Бог мне вручил для охранения его? Ведь Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, Сын Бога Живаго убеждает, увещевает и учит всех – воздерживаться от студных дел, и едва ли кто-нибудь соблюдает Божественные слова Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

«явился Сын Божий, да разрушит дела диавола» 909 . Но в слове Господнем «творяй грех», ποιν τν μαρταν, – есть еще более широкое указание. Много грехов прощал и прощает милосердый Господь 910 при покаянии, но под словом «творяй грех» постоянно, настойчиво, с убеждением своей правоты, разумеется нераскаянный грешннк, идущий неуклонно по пути неверия и злобы и самонадеянной кичливости как Иудеи, которых посему (ниже ст. 44) Господь и назвал «сынами диавола», ибо они не хотели спасения, считая себя совершенными и не нуждающимися в покаянии 911 . Рабы греха и сыны диавола по гордости и злобе, они возмутились, слыша, что они станут свободными лишь тогда, когда Истина освободит их (ст. 32). Господь теперь яснее раскрывает им, кто Истина! «Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете»... Ибо «раб не пребывает в дому во век, Сын пребывает во век». Господь, пришед на землю и родившись от Девы, обрученной мужу из колена Давидова, явился во плоти среди народа обетования. Но народ сей утратил, – по крайней мере среди учителей своих и начальников своих, – высшие духовные начала. Среди него царствовал грех , – не случайный, не частный, а общий, вошедший в строй его умственной и материальной жизни, приявший форму гордости и злобы и неправды во всех ее видах. Освободить от сего рабства сначала народ обетования, а с ним и через него 912 все человечество, – пришел на землю Сын Божий. «Господь пришед к своим и свои Его не приняли ( Ин. 1:11 ), но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими (ст. 12). Но кто же были сии приявшие Господа? кто были те, которые удостоились счастия быть восприятыми Богом во усыновление? В той же первой главе Иоанна (ст. 12 и 13) указано что счастие сие предоставлено лишь верующим, что не рождение по плоти может дать сие преимущество, но рождение духовное от Бога. Сие таинственное рождение еще яснее раскрывается в беседе Господа с Никодимом и называется рождением от Духа» и «рождением водою и Духом» 913 . Стадо быть все те, кои не рождены от Бога, не возродились водою и Духом, остались в рабстве греха и не получили свободы чрез усыновление Богом. Сие-то Господь и выясняет Иудеям, предупреждая их, что раб изгоняется из дома, а только Сын и чрез Него усыновленные пребывают в доме Отца, в доме счастия и правды и любви. Они же «делатели неправды... увидят себя изгоняемыми вон» 914 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Обратимся же, христиане, от суеты и по­каемся, дабы не познать на себе гнев Божий, но получить от Него и здесь и там милость. Напишем на мысли нашей Страшный Суд Христов, на котором всем нам явиться подо­бает. Страшно и стыдно виноватому стоять на суде человеческом, и слышать выговор от присутствующих людей, и осужденному быть по законам, и казнь терпеть; всякий того из­бегает. Насколько страшнее будет стоять на суде том страшном, где Ангелы и все люди, от создания мира пожившие, соберутся, и услы­шать выговор и осуждение от Бога пред всем светом, и осужденному быть на вечную казнь и мучение с дьяволом и ангелами его злыми. Боже, пощади нас, создание Твое!    Истинно покаявшийся всего того бедст­вия избежит, чего я и вам и себе от сердца же­лаю.    Да подвигнет всякого грешника благость Божия к покаянию. Рассуди, человек, чей ты, чье дело, чье создание и чей раб? Божия тварь и Божий раб ты: «руки Его сотворили» тебя «и со­здали» тебя (Пс 118). Почему же Создателя тво­его не слушаешь и не почитаешь? От кого вся­кое добро на всякий день и час получаешь? От Бога. Хлеб, которым питаешься, питье, кото­рое пьешь, одежда, которой одеваешься, огонь, которым согреваешься и на котором пища твоя варится, вода, которой омываешь­ся и прохлаждаешься, дом, в котором отдыха­ешь, свет, которым освещаешься, воздух, ко­торым сохраняется жизнь твоя, скот, который служит тебе, имение, которым довольствуешь­ся и прочее добро, которым пользуешься, — чье? Все Божие добро. Все это Бог тебе подает.    Бог тебе Свое добро подает, а ты Его не почитаешь! Человека-благодетеля, например, отца своего, господина своего и властелина своего почитаешь и слушаешь, а Бога, высо­чайшего Благодетеля и Господа и Властелина и Отца своего, не хочешь почитать и слушать! Ибо Бог без страха Божия и истинного пока­яния и творения заповедей Его истинно по­читаться не может. Лицемеры те, которые ус­тами только Бога почитают, к каковым Бог говорит: «Приближаются ко Мне люди сии ус­тами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф 15:8). Надо Бога не только устами, но и сердцем почи­тать, то есть бояться, любить Его и от усердия заповеди Его творить. Особенно должно по­двигнуть нас к покаянию, послушанию Ему, любви к Нему и благодарению сердечному Его человеколюбие, то, что Он ради нас, грешных, отверженных, погибших, и Едино­родного «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32), чтобы благодатью Его мы спаслись. Сия великая Его и непостижи­мая любовь к нам да уцеломудрит нас, и от су­еты мира обратит к Нему и к любви Его, и к сердечному благодарению и послушанию да поощрит. Без чего ничего угодного Ему со­творить не можем, что бы ни делали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Блаж. Иероним по поводу этих слов говорит: «когда кто облечется во Христа и огнем Духа Святого объят станет, не различишь – золото кто есть или серебро... огонь проникает всю массу, все становится одним огненным светом, и всякое различие рода и состояния исчезает» (цит. по еп. Никанору, Толковый Апостол, изд. III, СПб., 1904, ч. II, стр. 375). Таким новым организмом, где все члены совершенно равны, является Церковь Божия, напоенная огнем Духа Божия, в которой иерархичность есть не выражение неравенства, но функция служения, организованность и чин. 2. Рабство закона и свобода Евангелия (Гал.4:1–5, 13) а) Человек под законом и под благодатью ( Гал.4:1–7 ) Сравнив подзаконных с детьми, а закон – с детоводителем, теперь Апостол сравнивает их с рабами: «наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего» ( Гал.4:1 ), потому что находится под надзором, как и раб. Духовное детство народа Божия во время подзаконное подчиняло его «вещественным началам мира» ( Гал.4:3 ), что неизбежно приводило к незрелым религиозным понятиям. Но это время подзаконности, детоводительства с пришествием Сына Божия уже миновало: «когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). Родившись «от жены» (ecguaikoz – из женщины) в подзаконное время, Он и Сам стал подзаконным, сообщив тем самым человеческой природе и Свое Божество. Поэтому уверовавшие в Него уже не рабы, но сыны Божии по благодати и полноправные наследники своего отца по обетованию: «Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (стихи 4, 4–7 наиболее ярко выражают истину о Воплощении Сына Божия, почему и читаются как Апостольское зачало на Рождество Христово) ( Гал.4:7 ). Наше благодатное богосыновство удостоверяется свидетельством Св. Духа, Которого мы получили в крещении: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ), т. е. «Отче наш». Выражение Апостола, что Сын Божий «родился от жены» ( Гал.4:4 ) имеет тот же смысл, что и у ап. Матфея ( Гал.1:20 ) и у ап. Луки ( Гал.2:5 ), где слово «жена» (gunh) означает женщину вообще, а не супругу. б) Укорение галатов за непостоянство (Гал.4:8–20)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

3 ст. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. Кончился срок воспитания наследника, и он становится свободным, самостоятельно действующим, так и мы, говорить апостол, пока были в детстве, не умели еще распоряжаться ни своими силами, ни данными нам Богом средствами ко спасению, не отличались от рабов, т. е. и в этом случае мало чем отличались от языческих народов; мы отовсюду были оберегаемы и опекаемы законом с его предписаниями и угрозами. Мы были порабощены вещественным началам мира. Как еще плотяные, сами не понимавшие духовного, мы и были кругом обставлены внешними, обрядовыми предписаниями закона Моисеева, но которые все же в известном роде воспитывали нас и обучали, пестунствовали ко Христу. 4 ст. Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 ст. чтобы искупить подзаконных, дабы нам получит усыновление. Когда же настало предопределенное Богом время, когда окончилось воспитание людей к принятию Мессии, Бог послал Сына Своего Единородного. Этот Единородный Сын Божий рождается от жены, т. е. стал Богочеловеком; как рожденный от жены подчинился закону, т. е. исполнил все то, чего требовал от Него закон, как потомка Авраамова. Все это для того, чтобы искупить подзаконных, т. е. выкупить, вывести иудеев из-под ига закона и сделать их свободными чадами Божиими, а затем и язычников привести в сыновство Богу Отцу. Закон для сынов не нужен. Его внешняя опека сменилась внутренним наитием Духа Святого в сердца верующих. 6 ст. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Чрез веру во Христа и вы, Галаты, стали сынами Божиими и в ваши сердца Бог послал Духа Святого, который свидетельствует вам о вашем сыновстве и научает вас, как и всех христиан, обращаться к Богу как Отцу с воззваниями: Авва, Отче! в которых чувствуется близость к Богу и сыновнее дерзновение. 7 ст. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа. Итак, говорит апостол, кто бы ты не был, если ты веруешь во Христа, то ты уже не раб, но сын. А если сыны, то и прямые наследники всего, что обещал Бог верующим во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Вот и еще тайная, чудная подвижница палестинская того же времени. «На расстоянии около 20 тысяч шагов (40 верст) от Иерусалима, — говорит блаж. Иоанн Мосх, — есть монастырь, так называемый Сапсас. Из этого монастыря двое отцов ходили поклониться на гору Синай. Возвратись в монастырь, они рассказывали нам следующее. «Поклонившись на святой горе и возвращаясь обратно (так случилось с нами), мы заплутали в пустыне и долго носились по ней, как по морю. В один день, увидев вдали маленькую пещерку, пошли мы к ней. Приближаясь к пещере, увидели небольшой источник, около него несколько травы и след человеческий; верно, сказали мы себе, здесь живет раб Божий. Входя в пещеру, мы никого не видали, только слышали, что кто-то плачет. Осмотрев тщательно, мы нашли что-то вроде яслей, и в них кто-то лежит. Подойдя к рабу Божию, мы просили его сказать нам что-нибудь. Но как он ничего не отвечал, мы взяли его. Тело его еще было тепло, но душа отошла ко Господу. Тут узнали мы, что в то самое время, как входили мы в пещеру, раб Божий скончался. Взяв тело его из того места, в котором лежал, вырыли могилу в той же пещере; один из нас скинул мантию, в которой был, и мы стали завертывать в нее тело; тогда нашли, что это была жена, прославили Бога и, совершив над ней правило, похоронили». Кончина последовала, вероятно, в 596 г. Дабы примеры ревностных подвижниц были более сильны для нас, повторим для себя следующие наставления Св. Писания: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 6, 24). Носите бремена друг друга и таким образом исполняйте закон Христов (Гал. 6, 2). Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр. 4, 16)».     IV. СИРСКИЕ ПОДВИЖНИЦЫ Свв. Платонида, Вриенна, Феврония, Иерия и Фомаида   Во второй Сирии, иначе — в Месопотамии, отшельническая жизнь явилась рано. В горах, соседних с Низибиею, называемых Синьджар (у греков Сигорон), пещеры служили жилищами для отшельников и отшельниц. К числу подвижников принадлежал св. Иаков, епископ Низибийский (314–350 гг.), известный как подвигами отшельничества, так и великим даром учения. Он уже писал наставления «Чадам обета» и «О девстве». Древнейший из мужеских монастырей Низибии находился под управлением пр. Маркела в 300 г. В то же время тут же была община 50 девственниц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

   Ответ, данный Иисусом Христом, таков, что каждый вправе, равно как и Он, сделать его: не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходя­щим из уст Божиих. Защитник всей Своей Церкви, Он покрывает Своим щитом не одного Себя, но всех тех, кого Он назвал Своими братьями и с которыми Он в Своем воплощении соединил Свою участь и судьбу; и гово­ря будет жив человек, заявляет, что Он не желает отделять Себя от рода человеческого. Эти слова взяты, равно как и другие два места, Им приво­димые, не только из Ветхого Завета, но прямо из повествования о сорока­летнем искушении Израиля в пустыне, как о нем рассказано в книге Вто­розакония. И сделано это, конечно, не просто, не без основания, но изъяс­няется тем, что Израиль прообразовал Сына Человеческого, что он был раб Божий, долженствовавший исполнить праведность, но не исполнив­ший ее; в этом факте мы и должны искать объяснения того, что святой Матфей говорит словами пророка Осии: из Египта воззвал Я Сына Моего (Мф.2:15; ср.Ос.11:1). Христос, на что уже и прежде приходилось указы­вать, не только есть второй Адам, но и истинный Израиль, раб Божий (Ис.42:1), который, как таковой, засвидетельствует своим послушанием, что человек истинно живет лишь вечным Словом, что в нем его жизнь.    Первоначально эти слова были сказаны Моисеем о манне: Он питал тебя манною, которой не знал ты, и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом) исходящим из уст Господа, живет человек (Втор.8:3). Но сказанные тогда эти слова особенно приличествовали такой минуте, как была настоящая, и вот почему: в ниспослании манны и в питании ею людей заключалось знаменательное доказательство того, что для всемогущества Божия не одни обычные средства могут быть пределом действия и что как тогда Он создал «новую вещь» для подкрепления Своего народа, так Он и теперь мог напитать совершенно без всяких каких-либо наружных средств и помощи того, который возлагал свою надежду на Него. Бог Сам Питатель, а не хлеб или что иное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010