К тому же Священное Писание многократно учит, что Царство Небесное есть сла­ва, наследие и достояние сынов: делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин. 8, 34–36 ). Потому, что вы (...) приняли Духа усыновления (...) Сей самый Дух свидетель­ствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу ( Рим. 8, 15–17 ) И там же ниже: сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8, 21 ). Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал. 4, 7 ) И там же: Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной ( Гал. 4, 30 ). Таковы и многие другие тексты Писания, в которых говорится, что вечная жизнь является наследием, или достоянием, которое приличествует сынам, а не рабам. Смотрите об этом вторую часть этого Догмата, главу 1, претыкание 3. Всякий, делающий грех, – словами Христа, – есть раб греха ( Ин. 8, 34 ), а раб, поскольку он раб, не может быть наследником сыновнего достояния. Следовательно, грешник, пребывающий в грехах, не может стяжать вечной жизни своими делами, даже добрыми. Наследие и достояние сынов не может быть наградой рабам, если бы они рабо­тали хоть и тысячу лет, так как сыновняя часть принадлежит сынам, а не рабам. Поэтому ясно, что добрые дела, которыми стяжается вечная жизнь, нуждаются, чтобы те, кто их делает, были усыновлены Богом. Поэтому каждый, желающий добрыми делами стяжать себе вечную жизнь, должен превратиться из грешника в Сына Божия по благодати. Это происходит у верующих через покаяние, а у неверующих – через крещение. Это же подкрепляется следующими доказательствами. 1 . Вечная жизнь, в которой возможно видение Лица Божия, является сверхъес­тественным делом, оставляющим позади всякое творение. Следовательно, должно быть сверхъестественными и делам, которыми заслуживается вечная жизнь, то есть они долж­ны исходить от благодати Божией, а не от одного естества, чтобы существовало некое равенство и соответствие заслуг награде. Грешник же, пребывающий в грехах, поскольку не имеет Божией благодати, не может своими делами, исходящими не от благодати, но от одного естества, получить сверхъестественную награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Так что библейское выражение « раб Бога Всевышнего» ( Дан. 3:93 ) для людей древности означало не униженность и несвободу, а как раз наоборот. Чем выше положение господина, тем выше положение раба, а поскольку выше Единого Бога Творца нет и не может быть ничего, то именование себя Его рабом означало, что ты не зависишь ни от чего в этом мире, ничто земное над тобою не властно, ты полностью свободен и от людей, и от своры маньяков, называвшихся языческими богами. Название «раб Божий» освобождало от рабства всем «сидящим в бездне» богам и духам, которые требовали крови и смерти и держали людей в страхе. Современные люди наивно полагают, что если они не называют себя рабами Божиими, то они от этого становятся свободны. Древние люди, наши предки, были умнее. Они понимали, что « всякий, делающий грех , есть раб греха» ( Ин. 8:34 ). Ты можешь сколько угодно кричать, что ты свободный, но если ты не в состоянии сдержать свой гнев, ты – раб гнева, если ты не в состоянии контролировать свою похоть – ты раб похоти, если ты не в состоянии воздерживаться от злоупотребления алкоголем – ты раб пьянства, и так далее. И когда твои страсти заводят тебя туда, куда бы ты сам ни за что не хотел бы зайти – о какой свободе тут можно говорить? Рабство – это просто слово, обозначающее зависимость. И эта зависимость освобождает от зависимости противоположному. Как говорит Писание, « освободившись от греха, вы стали рабами праведности… Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности» ( Рим. 6:18–20 ). Итак, рабство истине освобождает от рабства лжи. Рабство Богу освобождает от рабства диаволу и всем ложным богам. Для наших предков выбор стоял между рабством богам, которые требовали, чтобы людей приносили им в жертву, и рабством Богу, Который Сам принес Себя в жертву за людей . И если учесть, что этот же Бог сказал последователям Своим: «Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями» ( Ин. 15:15 ), « познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин. 8:32 ); « К свободе призваны вы, братия» ( Гал. 5:13 ), « Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал. 5:1 ), ибо Он « верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ) – после этого выбор наших предков совсем неудивителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Посему то Господь наш Иисус Христос ученикам Своим, а в лице их и нам всем, дал предостережение. от гордости и тщеславия в притче о рабе, возвратившемся с поля. Но быть может кто-нибудь скажет, что такого служения едва ли Господь и требовал от учеников. Как они могли бы именовать себя бесполезными рабами, когда Спаситель наделил их великими дарами, да и называл не рабами, а друзьями? Вы друзи мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам. Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам. Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет ( Ин.15:14–16 ). И в другом месте Сам Спаситель говорит: «Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, п подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» ( Лк.12:37–38 ). И св. апостол Павел о члене Церкви святой, верующем во Христа, говорит: «ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» ( Галат.4:7 ). Если же Господь Сам именует учеников Своих друзьями, и если вообще все члены Церкви Христовой суть сыны, то как же Он же повелевает и апостолам, и всем христианам стать опять в положение рабов, да еще неключимых, бесполезных? Правильно ли мы объясняем притчу и понимаем ли смысл ее? Да, братия, мы готовы настаивать на своем объяснении. Это верно, что Спаситель именует апостолов друзьями. Да они-то позволили ли себе хоть раз один назвать Его другом своим? Не все ли они охотно именуют себя рабами Христа? «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» так начинает свое послание св. апостол Иаков. «Симон Петр, раб и апостол Иисуса Христа», пишет св. ап. Петр. «Иуда, раб Иисуса Христа», начинает свое послание св. ап. Иуда. «Павел, раб Иисуса Христа» пишет и св. ап. Павел. Так апостолы охотно почитают себя рабами Господа Иисуса. Что же тут несходного с положением христианина в Церкви святой? Или уже не почетно быть рабом Божиим? То верно, что все крестившиеся по вере в Господа Иисуса Христа во имя Отца и Сына и Святого Духа получили право быть чадами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И рече Ми; раб Мой ecu Ты, Израилю, и в тебе прославлюся: как некогда патриарх Иаков, родоначальник Израиля, как верный раб Божий, прославил Бога и в Ханаане – перед язычниками, и в Месопотамии – перед родственниками, и в Египте – пред фараоном, соблюдая святую веру, храня любовь к Богу и стоя твердо в завете с Ним; так и Потомок Его – «Раб Божий», Спаситель мира, будет еще более преданным Богу, сделается родоначальником нового Израиля, и прославит Бога и на островах морских, и в отдаленных народах Востока (ст.1,6,8,12) – Это и совершит Христос Спаситель, распространив благовестие о вечном спасении во всей вселенной ( Мк.16:20 ; Рим.10:18 ). 4. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. (Аз же рекох: вотще трудихся, всуе и ни во что дах крепость Мою: сего ради суд Мой пред Господом и труд Мой пред Богом Моим). «Раб Божий» уже трудился для прославления имени Божьего: еще до воплощения Своего Он многократно являлся людям Ветхого Завета; Он воздвигал и пророков в среде Израиля, но не имел довольного успеха... Сам Израиль, быв не верным завету с Богом, многократно унижал имя Бога Иеговы, которым возвеличен был и величался; а унизив имя Божие, Израиль унизился и сам, даже до того, что, не сохранив своей родной земли и заветной святыни, должен был стать рабом нечестивейших Халдеев. В сознании, с одной стороны, потерянного труда и бесплодно потраченных сил и средств, а с другой – в сознании совершенно исполненного долга, «Раб Божий» говорит: сего ради, – ради непрестанного труда моего, – суд Мой и труд Мой пред Господом Богом, или – Мое право и награда за Мой труд – на суде у Бога; Он, по долгу справедливости, дает заслуженную награду. По всей справедливости, трудившемуся ради славы Божией и в награду будет дарована слава избранного Раба Божия, именно Он будет Спасителем мира (ст.5–8 и др.). 5. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. (И ныне тако глаголет Господь, создавый Мя от чрева раба себе, еже собрати Иакова к нему и Израиля: соберуся и прославлюся пред Господом, и Бог Мой будет Мне крепость).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Это было в самый святой день Преполовения пятьдесятницы. А на другой день мы вошли в судно. Пловцы принимают нас с радостью. И дал нам Господь ветер попутный. Когда мы были уже на половине моря, говорит раб Божий Николай: «молитесь все, чада! Великий гнев идет на нас, и мы будем в опасности в море». Тогда слуги его припали к ногам св. Николая, говоря ему: отец, тебя больше слушает Бог . Помолись о нас. Пловцы, слышав слова преподобного Николая, припали все к ногам его с плачем, говоря ему: «отец! Кто тебя известил, что нас ожидает гнев и что мы погибнем? Раб же Божий Николай говорит им: «у Господа длинные руки. Я уже видел диавола, окружающего судно и хотящего нас сбить с прямого пути. Он стал у судна, держа двустороний нож, чтобы разорвать все служащие судну веревки, и бросить нас вон в пучину, чтоб мы погибли». Была пятница и час девятый, когда это говорил раб Божий Николай. А около 12-го часа, став (на молитву), с плачем горько молился ко Господу, говоря: «Господи Иисусе Христе, яви лице твое на всех нас и вонми скорби нашей, и услышь нас, на Тебя надеющихся и не посрами нас, но сотвори милость и посещение, и будь нам грешным пристанище, ибо обнищахом зело. Скоро да предварят нас щедроты твои, Господи! Дай нам победу на противоборца и доброненавистника диавола. Ибо я вижу, как он набегает на нас (хотя) искусить нас и истнить веру нашу. Но поспеши (избавить) нас из среды засады 41 его, и дай нам силу и крепость попрать его, и прославим твое имя во веки веков. Аминь». Когда он кончил молитву, все повторили: аминь! И в ту же ночь была великая буря 42 в море, и судно покрывалось волнами. 13 . Пловцы видя, что находятся в опасности, припали к рабу Божию, прося и говоря ему: «господин авва! положи (?) и помолись о нас, ибо бедствуем. И ветер и волны против нас»! И говорит раб Божий Николай: «у Господа длинные руки, и Ему заботиться о рабах своих. Только будем верит Ему, что если захочет, может (Бог) спасти нас». И преклонив колена, раб Божий Николай молился несколько часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Александр, г. Клин Московской области Отвечает Роман Маханьков: Роман МАХАНЬКОВ Рабство в Библии Когда мы произносим слово «раб», перед глазами встают ужасные сцены из советских учебников по истории Древнего Рима. Да и после советской эпохи положение мало изменилось, ведь мы, европейцы, знаем о рабстве почти исключительно по рабству у римлян. Античные рабы... Абсолютно бесправные, несчастные, «человекоподобные» существа в оковах, прорезающих руки и ноги до самых костей... Их морят голодом, избивают плетьми и заставляют работать на износ 24 часа в сутки. А хозяин, в свою очередь, может в любую минуту сделать с ними все что угодно: продать, заложить, убить... Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче. Иногда такое рабство называют патриархальным. В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама – отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке. Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исход, глава 21, стихи 2-3).

http://foma.ru/rabi-ne-mi.html

Блаженное состояние! Сладкая и любезная рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие!.. Рабство Христос, Сын Божий, выкупил нас Себе от диавола и темной его власти. Выкупил не серебром и золотом или другой какой тленной ценой, но Своею Кровью. Крови ради нас Своей не пощадил, пострадать и умереть не отрекся, чтобы нас искупить и Себе присвоить. И хотя сатана лестно завладел было нами и поработил себе, но Христос, Господь наш вступился за нас, и избавил от горького рабства, и присвоил Себе, и сделал нас рабами Своими. И мы при Крещении святом, когда вступали в христианство, отреклись от врага этого, от всей гордыни его, от всех злых дел его и обещали Искупителю нашему Иисусу служить. И вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор. 6, 19–20 )… О воистину великая цена, бесценная цена дана за нас! Воистину не свои мы, а купленные рабы Христовы! Христу, как Господу нашему, купившему нас, служить должны, волю Его творить и заповеди Его исполнять. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор. 5, 15 ). Говорит Господь: всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин. 8, 34 ). Творящий блуд – раб блудной похоти; упивающийся и объедающийся – раб чрева, его бог – чрево ( Флп. 3, 19 ). Любящий серебро и золото – раб маммоны, маммоне служит ( Мф. 6, 24 ). То же думай и о прочих страстях. Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб ( 2Петр. 2, 19 ). Сколь же это тяжкая и мерзкая работа! Более тяжкая и подлая, чем служить человеку, ибо лучше человеку всякому, и самому мучителю, как созданию Божию, служить, чем греху и грехом диаволу. О, если бы эту работу бедный грешник увидел! Признал бы себя беднее пленников, каторжных, заключенных в темнице, окованных и прочих бедных и телесно страдающих людей. Но тем более беден, что этой бедности своей не понимает. Ибо страсть ослепляет разумное око. По преступлении заповеди Божией в раю прародители наши и с ними мы, чада их, все сделались рабами греха и пленниками диавола, потеряли духовную свободу и царское духовное благородство, подпали греховному тяжкому рабству и попали под власть диавольскую, и гордился над нами, как страшный исполин и мучитель над пленными. От этого тяжкого рабства и диавольского пленения и власти искупил нас Христос, Сын Божий, искупил же не тленным серебром или золотом, но драгоценной Своею Кровию ( 1Петр. 1, 18–19 ); цену за нас, пленных драгоценной Кровью Своей подал, поэтому называется и есть Искупитель, Освободитель и Избавитель человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Взаимоотношения богов и людей в античности лучше всего выражает латинская формула do, ut des — «я даю, чтобы ты дал». Этот римский принцип, изначально устанавливавший в рамках судопроизводства правовые отношения между двумя лицами, был перенесен и на отношения с божествами. Если человек хотел что-то получить от того или иного бога, он должен был сперва умилостивить его — принести жертву. Чем масштабнее была жертва, тем выше был шанс того, что человек получит желаемый результат. Ни о каком сыновстве, безусловной любви тут нет и речи. Редакция Свернуть Это — во-первых. Но есть еще и во-вторых: Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам... Никому, кроме Бога. Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей. Об этом ясно пишет апостол Павел: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы... Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим 6:16, 20-22). Как было устроено рабство в Древней Иудее? В Иудее рабство имело патриархальный характер, так что раб становился как бы членом семьи своего господина. Различались рабы-иностранцы и рабы-евреи, от происхождения раба зависел его правовой статус. Иностранцы находились в пожизненной собственности, их можно было продать, подарить или передать в качестве наследства. Отношение к ним было довольно гуманным. Рабы-иностранцы могли заводить семью, хозяин был обязан заботиться о них, обеспечивать жильем и всем необходимым для жизни. Запрещалось увечить рабов — изувеченный раб автоматически получал свободу. Важно, что рабы-иностранцы должны были принять обрезание и исполнять нормы закона Моисеева. В противном случае хозяин по истечении года должен был продать его иноверцу.

http://foma.ru/pochemu-ljudi-raby-bozhi-...

Слава Богу, мы неленостно исполняем свое дело. Откройте же свои сердца перед проповедью нашей, уготовьте путь Господу, грядущему в сердца наши! Чему должно прежде всего научить вас, чтобы вы достойно приняли грядущего Господа? Тому, чтобы вы стали рабами Божиими. Хотите ли вы стать рабами Божиими? Нет ли среди вас таких гордых людей, которым настолько ненавистно слово " раб " , что они не хотят быть и рабами Божиими; таких, которые стремятся к совершенно неограниченной свободе, к ничем не сдерживаемому своеволию? Может быть, и есть, ибо гордость, своеволие, непокорство свойственны весьма многим. Конечно, тяжко и презренно положение раба человеческого. Но разве одно и то же - быть рабом людей и рабом Божиим? Разве вы сами не называете любовно именем раба Божия того человека, в котором видите образец кротости, любви и смирения, которого считаете добрым и чистым? Всякий раб человеческий предстоит господину своему, всегда видит лицо его, имеет постоянное общение с ним, а раб Божий находится в таком же положении по отношению к Самому Богу. Раб Христов имеет величайшее счастье всегда лицезреть Христа, иметь с Ним непосредственное духовное общение, слышать Его, а не только видеть. Часто Он говорит со Своими рабами словами Священного Писания, ибо бывает так, что человек с глубоким смирением и великим вниманием читает Священное Писание и вдруг неожиданно какая-нибудь фраза, как молния, пронзит его ум, сверкнет небесным светом в сознании, и человек почувствует и с глубокой уверенностью познает, что это были слова Самого Бога, обращенные к Нему. Многим святым Он открывал волю Свою в видениях, т. е. непосредственно речью, обращенной к ним. Стать рабом Божиим может каждый, если смирится пред Богом, как малое дитя, отвергнет гордость и самость. И если поставить задачей жизни своей исполнение святых Христовых заповедей, то из рабов Его можно сделаться Его друзьями, по неложному слову Спасителя, обращенному к апостолам: Я уже не назышаю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 13; 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Апостол Павел использовал термин «домостроитель» применительно к себе как служителю Христа. При этом он подчеркивает, что каждый домостроитель должен быть верным: здесь можно услышать аллюзию на рассматриваемую притчу. Однако наибольшее сходство между притчей и словами Павла усматривается в указании на второе пришествие Господа, Который осветит скрытое во мраке. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса из того же поучения, которое содержит притчу о благоразумном рабе: Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ). То, что во время земной жизни остается для многих скрытым, во время второго пришествия будет выведено на свет, выявлено и обнаружено с предельной ясностью. Второе пришествие станет моментом откровения, прозрения, и оно произойдет вдруг, во мгновение ока ( 1Кор. 15:52 ). Именно эта внезапность второго пришествия является главной темой притчи о благоразумном рабе. Речь в притче не идет о желании раба исполнить волю господина: это желание как бы подразумевается. Речь идет о важности настоящего момента и о том, что ответ на призыв Божий не следует откладывать 212 . Притча построена по иному принципу, чем многие другие притчи, в которых добрый противопоставляется злому, мудрый неразумному, верный неверному. Здесь один и тот же человек выступает в двух ролях: положительной и отрицательной. При этом положительная роль с самого начала приписывается ему (блажен тот раб…), тогда как отрицательная носит скорее гипотетический характер (если же раб тот…). В версии Луки пример верного раба, или верного домостроителя, несет в себе основную позитивную нагрузку, тогда как поведение того же раба в случае, если он будет заниматься рукоприкладством и пьянствовать, описывается в качестве дополнения к этому изначально позитивному образу. В версии Матфея дело обстоит так же, однако есть незначительное отличие: во второй части притчи раб назван злым (выражение если же раб тот, будучи зол, скажет в греческом языке буквально звучит так: «если же скажет злой раб тот»). Это может навести на мысль о том, что с самого начала речь в притче шла о злом рабе. Не следует, однако, придавать большого значения данному различию, которое свидетельствует лишь о том, что при вторичном произнесении притчи тональность сменилась с мажорной на минорную, что соответствовало обстановке последних дней земной жизни Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010