5. Итак, христианин, который не творит воли Христовой, пусть не обманывает себя и не думает, будто имеет часть со Христом, ибо Сам Христос говорит: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). Если Сам Он говорит так, то как возможно, чтоб был настоящим христианином тот, кто не творит воли Его и презирает заповеди Его? Или с какою надеждою исповедует он Христа Господом и Властителем своим, а не старается угождать Ему служить? – Кто это исповедует Христа Господом и Властителем своим, а между тем не творит волю сего Господа своего? Демоны не творят воли Его, при всем том, что знают и исповедуют, что Он есть Бог, ибо говорят: вемы, кто еси, Святый Божий ( Мк.1:24 ; Лк.4:34 ). Так что один тот есть настоящий христианин, который не только исповедует Христа Господом своим, но творит и волю Его. Кто в сердце исповедует и имеет Христа Господом и Владыкою своим, тот подкрепляется силою призывания имени Христова на то, чтобы творить и волю Его. Если кто не подкрепляется таким образом, очевидно, что он исповедует Христа только устами, сердцем же далеко отстоит от Него. Ибо невозможно, чтоб кто-либо от всей души и от всего сердца исповедал Христа Господом и не был подкреплен на то, чтобы творить волю Его. По мере веры нашей получаем мы и помощь, и живость на творение воли Христовой. Итак, кто творит заповеди Христовы, тот мерою деятельного исполнения их показывает и меру веры своей, потому что по мере веры получается и мера благодати, дающей силу на дела по заповедям. И наоборот, кто не творит заповедей Христовых, тот мерою бездействия в отношении к заповедям показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати, и возбуждающей к делам по заповедям, и помогающей в них. Без Христа невозможно творить воли Христовой, как Сам Он говорит: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). Итак, кто не творит воли Христовой, тот очевидно есть без Христа, и никакой не принесет ему пользы то, что исповедует Христа. Впрочем, от души исповедовать Христа и творить волю Его кажутся только двумя делами различными; в существе же это одно и то же дело, а не два, и одно из них не может стоять без другого, хотя некоторые, не имея надлежащего о сем понятия, думают, будто одно из них может стоять без другого, тогда как Апостол Иаков говорит: вера, аще дел не имать, мертва есть о себе ( Иак.2:17 ), и Христос Господь взывает: что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? ( Лк.6:46 ). – Истинно говорю вам, братия мои, что всякий человек, который творит грех, не есть раб Христов, но есть раб греха; раб же греха не имать пребывати во веки в дому Бога и Отца. Там пребывает Сын и тот, кого Сын освободит от рабства греху. Дом Бога и Отца есть царствие Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился, и потому не могу придти. И возвратясь, раб тот донес о сем господину своему. Тогда разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой, ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина. Ибо много званных, но мало избранных» 9 . Вот вам грозная притча о званных на вечерю, о множестве званных и малом числе избранных. Под человеком, учредившим вечерю, разумеется Бог Отец, а посланный раб – это Сын Божий, Иисус Христос , принявший образ раба. Извинения званных – означают разные отговорки от исполнения заповедей Христовых по причине разных мирских пристрастий. Городские нищие это простой народ, который по простоте своей более способен внимать и следовать Евангелию. Люди, которых господин послал искать по дорогам и изгородям, это – присоединяемые к Церкви из язычников и разных племен и вер. Смысл притчи тот, что Бог всех призывает в царствие Свое небесное: но весьма многие лишатся его за свое пристрастие к мирским благам, за свое неверие, за свою беззаконную и нераскаянную жизнь. Теперь приложим эту притчу к себе. Весьма многие из нас не отказываются ли от вечери царствия небесного, так или иначе, под разными предлогами не на словах, так на деле? Образ видимого царствия Божия на земле есть Церковь Божия и богослужение в храме Божием с его Таинствами. Не оставляют ли многие из христиан храмы Божии и службу Божию, кто из-за разных житейских сует, кто просто по лености, кто по маловерию и вольнодумству, кто по разным пристрастиям, напр., к театру, к азартной игре, к пирам и веселью, и к прочему, и к прочему? И в самом деле между христианами, даже в нашем богохранимом граде, как много таких, которые как раз оправдывают на себе слова ныне читанного Евангелия; и на призыв Господа на вечерю велию отвечают делом: не могу придти, прошу Тебя, извини меня, и даже, как бы в противодействие Самому Господу, приглашающему рабов Своих на вечерю велию, – приглашают, да еще и печатно – христиан и притом в пост, – на вечерю мирскую суетную, напр., на конские ристалища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но я бы хотел сказать, что и этот страх, который прежде всего сопряжен со свободой, и название раб Божий очень почетны и высоки: замечательно, когда о ком-то можно сказать, что он настоящий раб Божий; это важно суметь понять. — То, что называется Пасхальная радость, это о том, как касается благодать Божия? то есть это может произойти в любой момент в любом месте? Отец Алексий: Да, конечно. — Все ли три степени связаны со свободой? Отец Алексий: Да, только свободный человек может быть рабом Божиим. — А каким образом раб получает свободу? Отец Алексий: Когда мы говорим об этом, мы вспоминаем апостола Павла, который говорит:; вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (см. 1 Кор 7:23), то есть вас освободили от смерти и от заклятия греха и поэтому вы свободны, не делайтесь рабами мира сего, не бойтесь его. Человек, который не освободился от страхов мира сего, не может работать Богу, он еще боится наказания, а не Бога, он еще не свободен. А Бога бояться можно только в свободе; это высокий страх любви, он и у раба страх любви, и у наемника страх любви. Но сыновний страх освобождает человека даже от мысли о воздаянии и о муках, он делает свободу человека совершенной. Человек, боящийся мук или работающий Богу за благодать, еще не совершенен в своей свободе, но тем не менее уже свободен. Люди, которые порабощены греху, Бога бояться не могут, они живут безбоязненно: грешат и не боятся Бога. И когда мы говорим Бог накажет — это ведь хорошо, потому что когда Бог наказывает, Он спасает. А есть люди, которых Бог уже не наказывает, и это страшная ситуация, потому что наказывать уже бессмысленно. Даже в Притчах Соломоновых написано: не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч 9:8–9). Если есть какие-то вопросы о страхе Божием, задайте, а потом мы перейдем к теме смиренномудрия. — А блаженны нищие духом — это к первой стадии относится? Отец Алексий: Я думаю, что это больше относится к следующей теме, к смиренномудрию.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

А так как вирусы греха обладают возможностью мутировать, то за одной греховной болезнью приходит и другая: «Блуд, вино и напитки…» ( Ос. 4: 11 ); «он обобрал… и произвел грабеж…» ( Иез. 29: 19 ). Богатство, как терние, без остатка пожирает пшеницу – христианское начало в человеке, мешает духовному росту. Сказано: «а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» ( Лк. 8: 14 ). Поистине, как сказал Сын Божий: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» ( Лк. 18: 24 ). То есть словами: «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие» – Христос сказал о возможности для богатого спастись. Но как? Богатый с трудом, но может войти в Царствие Божие, если не проявит скупость и спасется обнищанием. Вот почему на этом мытарстве сребролюбие и скупость поставлены рядом. Святитель Иоанн Златоуст : «Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец, раб, а не господин» Святитель Иоанн Златоуст учил: «Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец, раб, а не господин. Для него легче отдать часть своего тела, нежели уделить сколько-нибудь из законного золота» 8 . Богатые считают себя свободными и независимыми людьми, но они ошибаются: скупой сребролюбец «есть страж своего имения, а не владелец, раб, а не господин». Сказано: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» ( Рим. 6: 16 ). «Однажды святой Нифонт увидел человека, за которым следовало множество нищих, прося у него милостыни, но он даже и не оглянулся. Тогда Нифонт подошел к ангелу-хранителю этого человека и спросил: “Скажи мне, много ли у этого человека имения?” Ангел сказал: “Он имеет бесчисленное богатство, но поскольку сребролюбец, то из-за копейки готов умереть. Бьет он и своих рабов, морит их голодом, не одевает и налагает непосильные работы”. Нифонт сказал: “Да неужели совесть не упрекает его за то, что оставляет нищих?” Ангел отвечал: “Послушай меня, Нифонт, я скажу тебе. Приходит к нему темный бес, смущая его и говоря: " Вот ты состаришься и в болезнь впадешь! Поэтому не давай своего никому, иначе когда будешь в нужде, то начнешь каяться и говорить: “Напрасно я раздал свое имение нищим!” Но уже поздно будет " . И таким образом прельщает его нечистый бес, часто влагая ему эти мысли в сердце. Он же повинуется им и пребывает помраченным и нищих не милует”. Человек тот вскорости впал в болезнь, и болезнь его была жестокой. Он израсходовал на лечение все свое имение, но не только не получил никакой пользы, но болезнь его еще больше усилилась. И, промучившись так много дней, умер, сказано, и душой, и телом. Пусть же помнят это богатые скупцы и скупость свою оставят. К этому призывает их и Господь: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут” (Мф. 6: 19)» 9 .

http://pravoslavie.ru/98254.html

7 ст. Служа с усердием, как Господу, а не как человекам. Т. е. как следует служить рабу Христову, со всеусердием – как Самому Господу, а не человеку. 8 ст. Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. Такое ваше доброе служение господам – во имя служения Господу – не останется от Господа без вознаграждения. Он Судия нелицеприятный и всем воздает должное, будет ли это раб или свободный. 9 ст. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. Т. е. и вы, господа поступайте и обращайтесь с вашими слугами так же, т. е. о Господе, по Божьи, а потому умеряйте строгость, помните, что над вами есть Господь, которому вы дадите отчет о своем обращении с рабами, не думайте, что за обиду раба, потому что он раб, с вас не взыщется. Господь Судия не – лицеприятный. 10 ст. Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Познавая волю Божию и стремясь исполнить ее в своей жизни, вы встретите на пути исполнения ее страшное препятствие в борьбе со врагом нашего спасения – диаволом. А посему, братья мои, говорит апостол, выступая на брань, крепость почерпайте в вере в Господа, в вере на Его помощь, и силу в могуществе Его. 11 ст. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских. Но надеясь на помощь и силу Божию, каждый христианин и сам со своей стороны должен облечься, как воин Божий, во всеоружие Божие, т. е. должен быть вооружен всеми возможными оружиями и способами, какие указывает Бог, чтобы во всякий данный момент быть готовым встать против казней дьявольских. 12 ст. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Помните, братья мои, говорит апостол Эфесским христианам, и мне и вам приходится бороться не с людьми подобными нам, которых всегда и во время мы можем заметить, равно увидеть и узнать их действия против нас, а с духами злобы поднебесными, которые стоят часто за людьми, против начальств, против властей этих темных сил, которые по апостолу являются мироправителями, но не сего мира, как прекрасного Божьего творения, а правителями мира греховного, который во зле лежит, дела которого тьма и совершаются в тайне, о коих срамно есть и глаголати. Вот какого мира начальниками, властями являются злые духи, и какие люди находятся в их власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Жених замедлил и пришел в полночь, неожиданно, когда все девы задремали и уснули. Пробудившись, они хотели выйти навстречу, но у неразумных не хватило масла в светильниках и вышли только мудрые. Пока же неразумные ходили покупать масло, жених уже пришел, и только мудрые девы вошли с ним на брак. Неразумные, придя слишком поздно, нашли двери запертыми. Они стали стучать и говорить: «Господи, Господи, отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас». Здесь «брак» – это Царствие Божие, «Жених» – Христос, вечный Судья, «девы» – души человеческие; «светильники и масло» – исполнение христианского долга, в особенности дела милосердия; «ожидание жениха» – это земная человеческая жизнь, цель которой встреча со Христом. «Итак, бодрствуйте, – подтвердил Господь, – потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Ту же заповедь о необходимости постоянной бдительности, труда и добрых дел Господь выразил в притчах о «Талантах» и о благоразумном и неблагоразумном рабах. «Кто же верный и благоразумный раб – сказал Христос, – которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, пришед, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами», то придет господин неожиданно и подвергнет злого раба одной участи с лицемерами. «Там будет плач и скрежет зубов». «Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф. 24:44–51 ). 30. Учение Иисуса Христа о втором Его пришествии и о Страшном Суде ( Мф. 25:31–46 ) Господь сказал притчу о десяти девах, чтобы предупредить людей, что жизнь должна проходить в постоянном труде и духовной бдительности. Настанет момент, когда каждый человек должен будет дать ответ Вечному Судие. Это будет второе пришествие Христа и Страшный Суд. Тайну Страшного Суда Иисус Христос открыл в следующей притче:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мф. 24:15 = Дан. 9:24–27 ). Для слушателя или читателя во всех случаях до некоторой степени говорящим лицом является пророк. Еще слабее другие рационалистические доказательства. Говорят, что олицетворение Раба Иеговы прекращается с 53-й главы. Соглашаясь даже с тем, что личность Раба во второй группе пророчеств Исаии представляет простое олицетворение, нельзя утверждать, чтобы это олицетворение не встречалось в пророчествах после 53 главы. Достаточно обратить внимание на 54, 55 или 63 главы. Личность Раба (или олицетворение) хотя не называется здесь по имени, однако предполагается каждым стихом и каждым выражением. А в 63 главе находим даже такое определенное изображение мнимо отсутствующей личности Раба Иеговы: Кто это идет от Едома, в червлёных ризах от Восора, столько величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? Я изрекающий правду, сильный, чтобы спасать“. От чего же одеяние Твое обрызгано кровью, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем, и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое“ (ст. 1–3). Утверждают далее, что пророк представляет из себя раба Божия и потому сказанное об одном применимо к другому. Правда, что каждый пророк и даже каждый простой человек есть раб Бога Всевышнего; отсюда, однако никак нельзя отожествлять их с личностью Раба Иеговы, Раба Божия κατ ‘εξσχην. Каждый человек есть сын Божий, имеющий право взывать к Отцу Небесному Отче наш“... Но далеко не каждый, а только один Раб может называться Единородным Сыном Бога. После этого не может не казаться в высшей степени странным и самый отрицательный вывод из данной посылки: все сказанное об одном вполне приложимо к другому. Наконец, некоторые стираются обосновать отрицательную гипотезу тем фактом, что субъект данного пророчества ни разу не называется именем Раба Иеговы. Достаточно, по нашему мнению, указать на 42 главу (ст. 1–7), где Раб Иеговы ни разу не называется этим наименованием, чтобы видеть всю несостоятельность доказательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

—429— ныне, говорит Господь, не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени Твоему, ты мой“ ( Ис.43:1 ). „Ты Мой раб... Я Бог твой“ ( Ис.41:9,10 ). Итак Израиль – раб Божий по своему особенному назначению и постольку, поскольку он выполнял его. В действительности он часто оказывался отступником от Иеговы, но с идеальной стороны он никогда не переставал быть рабом Его, так как раз данное Иеговой слово, что Он просветит и спасёт через израиля все народы, не могло остаться втуне. Однако идеальный Израиль, раб Иеговы, не был чем-то несуществующим, лишь мыслимым. Ни в один свой период история иудейского народа не оставалась без истинно преданных вере своих предков людей, без израильтян по духу. Всегда среди него находились люди, ищущие Господа, знающие правду и носящие в сердце своём закон ( Ис.51:1, 7 ). Это семя святое и было настоящим носителем Божественных предначертаний и чаяний ветхозаветных людей. В нём они никогда не умирали, но, как неиссякаемый источник, оживляли ветхозаветный мир, готовя его к лучшему будущему. Этим то истинным носителям Божественных намерений и принадлежало собственно почётное название рабов Божиих или раба Божия. Если так назывался весь Израиль, то только ради их. Им-то собственно и давались все обетования славного будущего. Они одни будут просветителями народов; через них явится спасение в Сионе и ими распространится на весь мир. Так говорит Иегова тем, которые оставили Господа, забыли Святую гору Его: „вот рабы мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждой; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде... и убьёт тебя Господь Бог, а рабов своих назовёт другим именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины, и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины“ ( Ис.61:11–16 ). В таких именно чертах изображает пророк освобождённый из плена народ и отношения к нему Иеговы. Это изображение Израиля, как раба Божия и служит тем фоном, на котором начертывает пророк образ Раба Божия, как определённой Личности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Один человек сделал большой ужин. Послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И все начали извиняться. «Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донёс о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И когда исполнил раб повеление господина, осталось ещё место. «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» ( Лк.14:18–24 ). На пир Господний зовёт людей раб Божий. Но что слышит он в ответ? Кто явится на этот зов? Один ответствует – у него заботы: заботы по имению, по устроению жизни. Ему некогда придти на вечерю Господню – имей мя отреченна! Приду, говорит, может быть, когда-нибудь в другой раз! А этот купил «волов»! Этому надо испытать, надёжно ли устроил свою жизнь. Имей мя отреченна. Не могу придти на вечерю Господню. А у этого семья. А у этого жена. У всех-то заботы. Все устраиваются. Когда же начнут жить? Но вот мы, нищие, увечные, слепые, пришли на Его пир. Ибо истинный пир Господина нашего – Божественная святая Евхаристия. Что же здесь взамен этих земель, и волов, и жены предлагает нам наш Домовладыка? Может ли сравниться то, что предлагается на нём, с тем вещественным, наглядным, соблазнительным, что предлагает мирская жизнь? Пусть выбирает человек: волы, земля, земные наслаждения – или Божественное Тело, Божественная Кровь, жизнь вечная? О, пусть имеют нас отреченными все эти блага земные, всё, что порабощает дух. На вечере Господней предлагается нам то, что соединяет нас со Христом, что даёт покой душе, что осветит наше сердце, что исполнит радости наш жизненный путь. Здесь залог нашего воскресения в день Страшного Суда, здесь наша жизнь, наша любовь, наше спасение!

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

He смешивая и не отождествляя Святого Духа с Христом, Павел, тем не менее, видит в Нем силу, действующую заодно с Христом и присутствующую там же, где присутствует Христос. Соответственно, жизнь во Христе означает жизнь в Духе Святом, а отсутствие в человеке Духа Святого означает, что этот человек не принадлежит Христу («если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его»). Присутствие Духа Святого в учениках Христа является залогом того, что они воскреснут, подобно тому как Он воскрес из мертвых. Павел, кроме того, усматривает родство между Духом Божиим и духом человеческим. В человеке дух – та часть его естества, которая противостоит плоти и которая способна к прямому контакту с Духом Божиим: Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим. 8:14–18 ). Здесь Павел вводит важную тему: усыновления Богу. Мысли, которые высказывает Павел, являются почти дословным повторением Гал. 4:6–7 («...чтобы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа»). На первый взгляд новая тема может показаться не вытекающей из предыдущего изложения. Но связующим звеном является тема рабства: усыновление Богу приходит на смену рабству греху. В рабовладельческом обществе статус сына и наследника радикально отличался от статуса раба: сын и наследник был равен отцу, тогда как раб не мог иметь на такое равенство ни малейших притязаний. По мнению Аристотеля, неравенство между рабами и свободными было не просто социальным: оно было онтологическим, природным. 178 Павел не разделял этот взгляд, 179 но тем не менее хорошо знал о радикальном различии в статусе между рабом и свободным, а потому активно использовал терминологические пары «раб – свободный», «рабы – сыны» в своем богословском дискурсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010