28, 20). Обо всем этом беседовал Филипп с эфиопским вельможей и, когда спросил его о вере, услышал в ответ: Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий (Деян. 8, 37). Только услышав этот ответ, Филипп счел крещение возможным. Прошедшие с тех пор века ничего здесь не изменили. Эти же слова необходимо в сердце своем произнести каждому желающему креститься. К каждому живущему обращены слова Спасителя: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Бог никогда не взламывает никакие двери, не входит ни в чье сердце непрошенным гостем. Он стучит и ждет, не отворят ли. Если мы пришли креститься, значит, решили отворить. И это произойдет, когда Таинство совершится. П риступая к любому делу, христиане осеняют себя крестным знамением. Приступая к крещению, священник трижды осеняет крестным знамением того, кого будет крестить. Мы называем это запечатлением. На человеке как бы ставится некая печать – действие, не очень понятное сегодня, но совершенно ясное в те времена, когда оно было установлено. А в те времена еще существовало рабство, и рабовладельцы имели обыкновение ставить на рабах печать тем или иным способом, дабы было понятно, чей это раб, кто его господин. Став христианином, человек осознавал себя рабом Божиим, ведь крест – знак Иисуса Христа. Когда говоришь об этом современному человеку, он порой недовольно морщится: не хочется ему быть ничьим рабом, пусть даже и Божиим. Но важно понять, что призвание любого человека – в служении. Нравится нам или не нравится, все равно чему-нибудь или кому-нибудь нам служить придется. Существуют различные виды служения – от самых постыдных (чреву, похоти и т. д.) до более благовидных (науке, искусству, своей семье и пр.). Но даже самые возвышенные виды порабощения ниже того, к чему призван человек. Временное, даже самое прекрасное, не должно господствовать над нами. Только вечное должно встать над всем, что управляет нашей жизнью. Не может человек служить двум господам. Больший из «господ» отменяет рабство меньшему. Став подлинным рабом Божиим, ты уже не будешь больше рабом никому и ничему. Сказать о себе: «Я раб Божий», – означает то же, что сказать: «Я свободен». Только в этом случае это будут не пустые слова. И более того! К тем, кто решил последовать за Христом, обращены удивительные слова, сказанные Спасителем за несколько часов до начала страданий: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14–15). А после Своего Воскресения Господь называет учеников даже не друзьями, а братьями! Поэтому, крестившись, мы становимся братьями и сестрами во Христе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Среди всего, что существует в этом мире, человек занимает особое место. Бог сотворил нас по Своему образу и подобию, дал нам свободу и предназначил для вечности. Природа человека искажена грехом, но Сын Божий из любви к чело­веку воплотился от Пресвятой Богородицы, принял смерть на Кресте, воскрес из мертвых и открыл нам путь к спасению от греха и смерти. Бог стал Человеком, чтобы человек вновь стал подобен Богу. Достоинство человека – это соответствие его своему предназначению, соответствие Божьему Промыслу о себе. Однако личное достоинство человека неравнозначно досто­инству человеческой природы. Впадая в грех , человек опускается ниже своей природы; присущее человеку первозданное богоподобие повреждено и отчасти утрачено. Вместе с ним, в той или иной мере, утрачивается наше личное достоинство. Возвращение богоподобия, избавление от греха и его последствий стало возможным благодаря подвигу Христа – Сына Божия, Который Своими крестными страданиями и Воскресением возвратил верующему в Него человечеству способность освобождаться от греха, идти путем добра и святости, что и составляет цель сознательной человеческой жизни. Тем самым происходит восстановление и возрастание личного достоинства человека через осознание своего несовершенства, то есть покаяние. Таким образом, возникает своего рода парадокс: чем выше достигнутое достоинство человека, тем ниже он сам себя осознает, тем меньше достоинства в себе видит. Парадокс этот разрешается нашим следованием за Христом по Его земному пути: на подвиг служения ближнему, на смерть и Воскресение. «Всякий, делающий грех , есть раб греха, – передает святой апостол Иоанн слова Спасителя. – Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освобо дит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8: 34–36 ). И по Его Воскресении святой апостол Павел пишет Галатам: «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» ( Гал. 4: 7 ). Принять или отвергнуть это бесценное наследие свободы – зависит от нас самих.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нет человека на земле, достигшего хотя бы одного из этих состояний, в котором Господь не видел бы совершенного Своего сына. Об этом стоит напоминать вновь и вновь, приводя примеры того, что такое страх. Я хотел бы лишь подчеркнуть, что и этот страх, прежде всего сопряженный со свободой, и определение «раб Божий» чрезвычайно высоки и почетны. Замечательно, если о ком-то можно сказать: он – истинный раб Божий! Только свободный человек может быть рабом Божиим. А каким образом раб получает свободу? Здесь следует вспомнить слова апостола Павла: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» ( 1Кор.7:23 ). Иными словами, вас освободили от смерти и от заклятия греха и поэтому вы свободны; не делайтесь же рабами мира сего, не бойтесь его! Человек, не освободившийся от страхов мира сего, не может работать Богу, он все еще боится наказания, а не Бога, а значит, до сих пор не свободен. Бога бояться можно только в свободе; это – высокий страх любви, присущий и рабу, и наемнику. Но сыновний страх освобождает человека даже от мысли о воздаянии и муках, он делает свободу совершенной. Человек, страшащийся мук или работающий Богу за благодать, еще не совершенен в своей свободе, тем не менее уже свободен. Люди, порабощенные грехом, Бога бояться не могут, они грешат и живут безбоязненно. Говоря: «Бог накажет»!, мы подразумеваем, что, наказывая, Господь спасает. Ведь есть и такие люди, которых Он уже и не наказывает, потому что наказывать их попросту бессмысленно. И вот такая ситуация действительно страшна! в Притчах Соломоновых написано: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» ( Притч.9:8–9 ). Страх сыновний – это совершенство святости. В состоянии сыновства заключена совершенная любовь, преодолевающая всякий страх: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» ( 1Ин.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

«Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое», – говорит святой апостол ( 2Кор.5:10 ). Следовательно, кто безумно судит ближнего, тот сан Христов похищает, – что также тяжко и страшно. «Не то повелено тебе, о человек, – говорит святой Златоуст, – чтобы ты других судил, но чтобы самого себя рассуждал: для чего же ты похищаешь должность Господа твоего? Ему принадлежит судить, а не тебе» (Беседа 11-я на 1 Послание к коринфянам). И еще: «Имеет всякий грешник своего судью: не должен ты похищать чести Единородного Сына Божия; Ему одному престол суда определен» (Беседа 42 на евангелиста Матфея). 3) Несносно человеку господину, когда раб его перед ним, но без воли его кем-то иным судится и злословится. Всякий человек есть Божий раб – как досадно Богу, когда раба Его перед очами Его судим и злословим! Перед очами Его, говорю, судим, ибо Бог везде есть и все видит. 4) Ближний наш есть раб Божий, перед своим Господом стоит или падает, и потому Божиего раба человеку судить и злословить также тяжко; да и нужды нам до него в этом нет. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его», – говорит апостол ( Рим.14:4 ). 5) Все мы грешники перед Богом. Если в каком-то грехе не находишься, то, может быть, уже был; если не был, то можешь быть; можешь тяжелее согрешить, нежели ближний твой, которого судишь за грех. Ибо общее у всех окаянство. Внутри нас зло кроется. Враги наши в домах наших – страсти наши. Все тем же случаям подлежим. Ближний твой сегодня, а ты завтра то же сделаешь, хотя не делом, так или словом, или мыслью. Без Божией благодати ничего не можем творить, кроме одного зла. Случай и дело это показывает. 6) Часто бывает, что многие являются перед нами грешными, но внутри праведны; для мира безумны, но для Христа мудры. Как, и напротив, многие праведными являются, но внутри грешные, и потому лицемеры. Для мира мудры, но для Христа безумны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Итак, вы видите, дети мои, как много делают терпение и молитва с постом. 2. Так и вы: если вы будете стремиться к целомудрию и невинности, чрез воздержание и молитву с постом, во смирении сердца, то Господь будет обитать в вас, ибо Он любит целомудрие. 3. Где же обитает Всевышний, то если бы кто и подпал зависти, или рабству, или клевете, или тьме, Господь, обитающий в нем, ради целомудрия не только избавляет его от зол, но и возносит и прославляет его, как и меня. 4. Ибо всячески человек прельщается или в деле, или в слове, или в помышлении. 5. Знают братья мои, как любил меня отец мой, и я не возносился в мысли моей, и, даже будучи юным, имел страх Божий в сердце своем, ибо знал, что все пройдет. 6. И я не возносился во зле, но почитал братьев моих, и из страха к ним я и продаваемый молчал, чтобы не сказать измаильтянам рода моего, что я сын Иакова, мужа великого и сильного. Глава 11 И так и вы, дети мои, имейте во всяком деянии вашем пред очами своими страх Божий и почитайте братьев ваших; ибо всякий, исполняющий закон Господень, будет возлюблен Им. 2. Когда же я пришел с измаильтянами в Индоколпиты, они спрашивали меня, говоря: „Раб ли ты?“; и я сказал, что я раб из дома, чтобы не обесчестить братьев моих. 3. Говорит же мне старший из них: „Ты не раб, ибо и вид твой показывает“; я же говорю им, что я раб их. 4. Когда же мы пришли в Египет, то спорили из-за меня, кто, уплатив золото, возьмет меня. 5. Посему всем было угодно, чтобы я был в Египте у торговца их товаров до времени, когда они возвратятся, неся товары. 6. И Господь дал мне благоволение в очах торговца, и он вверил мне дом свой. 7. И благословил его Бог рукою моею, и преисполнил его золотом и серебром. 8. И я был у него три месяца и пять дней. Глава 12 А в это время спустилась в крытой колеснице Мемфис, жена Пентефрия с большою пышностью, потому что услышала обо мне от евнухов своих. 2. И говорит она мужу своему, что „торговец разбогател руками некоего молодого еврея; говорят же, что они воровски украли его из земли Ханаанской. 3. Итак, соверши ныне над ним суд, и возьми юношу в дом наш, и благословит тебя Бог евреев, ибо у него благодать с неба“. Глава 13

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Рубрики Коллекции Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»? 8 мин., 11.07.2020 Поделиться Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос: Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди — это «рабы Божьи», а в язычестве — «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте. Михаил Отвечаем: Начнем с того, что и в христианстве люди — строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное: Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов. Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» — так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16). Стать другом Божиим, стать святым — вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям. Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости. Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание — «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим». Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых — из страха наказания. Во-вторых — из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих — бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное — наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже — сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»

http://foma.ru/pochemu-ljudi-raby-bozhi-...

Протоиерей Алексий Уминский: Настоящая любовь немыслима без свободы Что значит – свободны, как рабы Божии? 7 октября, 2017 Что значит – свободны, как рабы Божии? Человек и без законов знает, как ему правильно поступить – не по шпаргалке, а по любви. «Правмир» предлагает вам фрагмент из книги «Подросток в семье и Церкви. Преодоление зон недоверия» протоиерея Алексия Уминского, вышедшей недавно в издательстве «Никея» . Христиане часто называют себя рабами. «Причащается раб Божий такой-то», — слышим мы, подходя к причастию. «Помяни, Господи, рабов Твоих», — говорит священник на богослужении. О каком рабстве идет речь? И как это сочетается со словами апостола Павла: «Господь есть Дух. А где Дух Господень, там свобода»? (2 Кор. 3:17) Вообще Павел очень часто призывает христиан именно к свободе. Он говорит: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). И еще: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8:15). А вот слова апостола Петра: «Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2:15–17). Свободны, как рабы Божии, — что это значит? Можно ли быть свободным и одновременно рабом? На самом деле нельзя. Есть такое слово «оксюморон» — сочетание несочетаемого. Да, раб не может быть свободным, тем не менее в этом высказывании заложен определенный смысл. Человек часто обретает свободу через подчинение какой-то руководящей им идее и чувству. Скажем, люди, которые сильно любят друг друга, они свободны? Да. Они сильно зависят друг от друга? Они подчинены друг другу? Тоже да. Мы, конечно, не можем сказать, что они в рабстве друг у друга. Но это уже вопрос словоупотребления. Давайте разберемся, почему нам так не нравится слово «раб»?

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

А в книге Иова идею несчастья как воздаяния за грех отстаивают три его друга, настойчиво уговаривающие страдальца покаяться. Он же упорствует в том, что невинен. И что же? Книга завершается речами Бога, Который среди других слов говорит: Бог выше человека... Он не дает отчета ни в каких делах Своих (Иов 33:12-13). В данном случае это означает, что Бог выше приписываемых ему человеческих свойств, даже таких, как справедливость, как наказание и поощрение. И когда Елиуй в долгих речах превозносит всесилие Божие (вроде бы все правильно! и мы такое часто слышим, а подчас и сами произносим!), Бог говорит (не ему, а Иову): кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? (Иов 38:2). Далее к Елифазу Феманитянину обращены следующие слова Господни: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов 42:7). Им предлагается принести жертву Богу в присутствии Иова: ...и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов 42:8). Итак, в Ветхом Завете Бог отвергает идею однозначного соответствия греха и беды — и не исключено, что потому, что от нее недалеко не только до мысли судить Бога за суды Его, но и до убежденности в том, что коль скоро мы постигли закономерности, по которым Бог воздает за добро и зло, то и сами можем править суд. Но тем не менее эта идея никуда не делась и дожила до поры земной жизни Христа. В 9-й главе евангелия от Иоанна — главе полной жизни, потому что она повествует и о великой Божественной силе Христа, и о множестве разнообразных человеческих заблуждений, — апостолы, увидев слепорожденного и находясь в плену все той же идеи, спрашивают: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? — и следует ответ Спасителя: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин 9:2-3). Казалось бы, вот уже и в Новом Завете об этом сказано устами Самого Христа. Но между тем стремление в случае любого несчастья активно выявлять виновных (не выявлять даже, а обличать по принципу «сам виноват») и при этом мерить Божий Промысел по своей хиловатой мерке живет и очень часто побеждает и естественное человеческое чувство сострадания, и заповеди Христовы.

http://foma.ru/siloamskaya-bashnya-i-nov...

Значит, переложение книги Иова на современный поэтический язык, вместе с чем она как бы приблизилась к настоящему времени, нужно считать явлением, замечательным не только в литературном отношении, но и в нравственном. Что же в книге Иова особенно приложимо к настоящему времени? Не будем распространяться о страданиях, которые перенес Иов с непоколебимою верою в Бога, так что сделался великим нравственным образцом для страдальцев всех веков: высокая поучительность книги Иова в этом отношении очевидна для каждого. Обратим внимание на другую, более внутреннюю сторону в этой книге. При гноище Иова, по поводу его ужасных страданий, подняты были великие вопросы относительно жизни и судьбы человека на земли и коренных законов Божия управления миром; решая столь важные вопросы, собеседники, кроме своих убеждений, обнаружили различные направления своей духовно-нравственной природы. Сам Господь благоволил принять участие в решении вопросов; но особенно важно то, что Он благоволил и произнести Свой суд над теми духовно-нравственными направлениями человеческой мысли и человеческого чувства, какие обнаружены людьми при гноище Иова. «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы не так верно говорили предо Мною, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя всесожжение, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо Я его только ходатайство приму, чтоб не сделать вам чего худого, за то, что вы не так верно говорили предо Мною, как раб Мой Иов» ( Иов.42:7:8 ). – Вот слова Господа к Елифазу, одному из друзей Иова; вот верховный суд Его! Неизменяем он, и, произнесенный в слух людей во времена давно минувшие, остается и доселе не ложным мерилом человеческой мысли и человеческого чувства, и каждое духовно-нравственное направление должно испытывать себя при свете этого непреложного суда. Свое время мы любим называть временем убеждений и направлений: поэтому книга Иова может быть для нас особенно поучительна в указанном отношении, и современные мудрецы, люди с направлением, люди убеждений, пусть чаще обращаются к этой книге, тщательно вникают в смысл речей Иова, Елифаза Феманского, Валдада Савхейского, Софара Минийского, Елиуа Бузитянина, определяют духовно-нравственное направление, выражающееся в речах этих лиц; затем пусть делают запросы себе и тому направлению, какому они сами следуют; сравнивают направление своей собственной нравственной природы с теми направлениями, какие обнаружились в беседах мудрецов пустыни, и, наконец, пусть решают в своей совести: какой суд Божий приложим к их направлению,– тот ли милостивый суд, который произнесен над Иовом, или тот грозный суд, который изречен Елифазу и друзьям его!..

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/iov-i-...

Из богатой, неисчерпаемой сокровищницы учения св. ап. Павла о пастырском служении в настоящем случае ограничимся опытом уяснения смысла и пасторологического значения некоторых важнейших наименований, кои св. ап. Павел прилагал к себе и своим сотрудникам, характеризуя в этих наименованиях христианское пастырство по существу, а с точки зрения вытекающих из него обязанностей, имеющих посему непреходящее значение на все времена. К своему личному имени св. Павел во всех почти посланиях (за исключением двух) присоединяет описание своего положения или своей обязанности. Его любимыми терминами в этой связи являются или «апостол» или «раб», – или иногда совместно оба эти наименования с определениями: «Иисуса Христа» или «Иисуса Христа по воле Божией». В послании к Римлянам мы имеем: «раб Иисуса Христа, призванный апостол» (1:1). Во втором Кор. «волею Божиею апостол Иисуса Христа». В послании Галат.: «апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем». К Ефесянам и Колосянам: «волею Божиею апостол Хисуса Христа». К Филиппийцам (Павел и Тимофей): «рабы Иисуса Христа». В 1 Тимофею: «апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа». Во 2 Тим.: «волею Божиею апостол Иисуса Христа». В послании к Титу: «раб Божий, апостол же Иисуса Христа». Филимону: «узник Иисуса Христа». Итак, во всяком случае, в самом начале обращения к своим читателям, св. Павел всегда старался сделать ясным свое положение с точки зрения своих отношений к и Иисусу Христу. Не просто «Павел» или даже «Павел апостол» – тот, который хочет учить и, советовать или воодушевлять, но именно «Павел апостол» или «слуга Иисуса Христа. – С точки зрения ответственности и современный пастырь должен ясно держать пред своим собственным самосознанием и делать ясными для других свои отношения ко Христу. Говоря, что он совершаетъ свое слунсеше по воле Божией, апостол внушает и ту общую мысль, что пастырское дело занимает свое определенное и незыблемое положение в великом мировом порядке, в осуществлении и раскрытии великого божественного плана. Каждый истинный пастырь есть «служитель», посредник при выполнении этого спасительного плана Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010