Бежавший раб Божий вот полное определение каждого человека, полное именование ветхого Адама, то есть состояния нынешнего человечества. Мы бежавший от Бога раб Его Адам, которого апостол в своей притче-жизни называет Онисимом. Онисим-раб представляет какую-то ценность у Небесного Хозяина. Самое его имя означает «полезный». Он должен быть возвращен к Филимону. Этого требует даже смысл имени Филимона: «Филимон» ведь это «любимый», «целуемый». Совершилось грехопадение раб убежал от Владыки, ушел в свою волю. И вот раб этот бродит по грязным рынкам жизни, пробавляется как нищий, без пристанища. Как рыба плавает в море, так бежавший раб бродит по жизни и попадает к апостолу, посланному для привлечения бежавших рабов Божиих. Сетью любви Небесной уловляется полезный пред Божьей любовью Онисим. Он привязывается к тому, кто стал орудием его привлечения. А этот, апостол Христов, с каким уже сыновним дерзновением о Христе говорит «Возлюбленному Сотруднику» своему Отцу Небесному: Имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, (заклинать Тебя!) что должно, по любви лучше прошу, не кто иной, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа, прошу тебя о сыне моем (рабе Твоем) Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне, я возвращаю его, ты же прими его, как мое сердце… Каким голосом дерзновения ибо, великой любви говорит апостол! Где слышалось такое дерзновенное слово?.. Священный голос Иова посредника между Богом и сыновьями своими звучал так… Полезный раб Онисим возвращается к Владыке. Смущенным, смиренным, покаянным возвращается Блудный Сын к дому своего Господина. Блудный Сын сам пришел к Отцу; блудному же Рабу указать путь правды может только свободный. Свободный о Христе, старец Павел, воин и чудотворец свободы, привлекает Онисима и снимает внутреннюю цепь рабства с несчастного, не находящего ни в чем внешнем свободы, человека. Может быть, какой-нибудь «раб тления» (Обещают им свободу, будучи сами рабы тления ( 2Петр 2: 19 )) обещал «свободу» страдавшему в рабстве Онисиму и указал для этого путь бегство из Дома. И Онисим, Полезный Раб, убежал из Дома, думая найти свободу за морем. Но не за морем свобода, а в сердце. И это за морем узнал Онисим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к толкованию блж. Августина на Ин. 15, 14–15, содержащемуся в его сочинении «Толкование на Евангелие от Иоанна». В 85-м рассуждении экзегет говорит, что в Ин. 15, 14 заключен следующий смысл: «Вы — друзья Мои, если являетесь Моими хорошими рабами». Господь, являя снисходительность, называет друзьями Своих хороших рабов, потому что хорошим рабом может быть только тот, кто исполняет предписания своего господина. Если христианин будет хорошим рабом Божиим, то будет и другом Божиим: «Великая снисходительность! Поскольку хорошим рабом можно быть, только исполняя предписания господина своего, то Он захотел, чтобы [ученики Его] разумели себя друзьями Его, если смогут проявить себя хорошими рабами. Но, как я сказал, в то м проявлена великая снисходительность, что Господь снизошел назвать своими друзьями тех, кого Он признал в качестве Своих рабов» . О том, что исполнение приказаний господина — это обязанность рабов, продолжает блж. Августин, говорится в иных местах Священного Писания, где рабы Божии, не исполняющие Его заповедей и обращающиеся к Нему как Своему Господу, призываются к послушанию, подтверждающему их слова, а послушным рабам обещается награда: «В самом деле, чтобы вы знали о том, что в обязанности рабов входит исполнение приказаний своего господина, Он порицает в другом месте рабов такими словами: “Чт вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, чт Я говорю?” (Лк. 6, 46). То есть, когда вы произносите, говорит Он, “Господи!”, подтвердите исполнением заповедей ваши слова. Разве не скажет Он послушному рабу: “Хорошо, добрый раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость Господа твоего” (Мф. 25, 21)? Итак, раб может быть и другом, если он хороший раб» . Таким образом, в Ин. 15, 14, по блж. Августину, друг Божий — это хороший раб Божий. Однако в следующем стихе сказано: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ин. 15, 15). И, по словам блж. Августина, имя друга используется здесь для того, чтобы имя раба было исключено, а не ради того, чтобы показать, что раб Божий и друг Божий — это одно и то же: «Как же мы должны разуметь, что хороший раб является и рабом, и другом, если Он сказал: “Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его”? Итак, Он ввел имя друга, чтобы удалить имя раба; не для того, чтобы и то и другое имя объединились в одном, но, чтобы одно заняло место, освобожденное другим» .

http://bogoslov.ru/article/6195806

Увидав его, раб Божий Николай говорит ему: «сколько лет ты не видишь»? Слепец говорит: «есть года три, как я уже не вижу солнца. Много денег издержал на лекарей, чтобы сделали меня зрячим, и никакой пользы не было. Только издержал на них все, что у меня было»! Раб же Божий Николай: «а зачем ты не поверил святым? Вылечился бы без денег». Говорит ему слепец: «верю Богу и твоим преподобным молитвам, что можешь умолить Бога, да помилует Он меня. Сжалившись же раб Божий и став помолился над ним, и взял масла от владычней 46 лампады св. Феодора, и, сделав на глазах его знамение креста, говорит ему: «верю Богу, что завтра увидишь славу Божию собственными очами». И на следующий день отверзлись очи слепого, и ходил видя, и славил Бога, что прозрел молитвою раба Божия. 15 . Сейчас же и другой некто, видя, что прозрел слепой молитвами преподобного Николая, припал к рабу Божию говоря: «господин авва! Уже четыре месяца, как я валяюсь по полу, боля внутренностно. Дрожаще в теле, и не могу сесть для собственной моей нужды и облегчить себя, и не принимаю пищи, но сделался мертвецом, нося (в себе) чревные испражнения. И много издержался на лекарей, а пользы никакой! Только напрасно истратил все мое (достояние). И говорит ему раб Божий Николай: «я отошлю тебя к лекарю, который может вылечить тебя без серебра». И кто он такой, да помилует меня скорее? И говорит раб Божий Николай: «Он здесь стоит с нами». Больной же, посмотрев туда сюда, не увидит ли лекаря, говорит блаженному авве: не вижу никого, господин авва. Говорит ему раб Божий: «если ты поверишь моему лекарю, я буду просить его, чтобы тебя исцелил душей и телом». Говорит ему человек: «я верю Богу и в твою святыню». Раб же Божий Николай помолился, и, знаменовав его, говорит ему: «во имя Господа моего Иисуса Христа исцелись от часа сего». И человек, поверив Богу и рабу Его Николаю от всего сердца, вылечился от часа того, и отправился в дом свой, славя Бога за то, что после четырех месяцев стал есть и пить, и не имел более никакого затруднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Быть может, сравнение внезапного пришествия Сына Человеческого с ожидаемым приходом в дом «вора» показалось слушателям проповеди Христа слишком смелым и не вполне понятным. Тогда ап. Петр сказал Учителю: «Господи, к нам ли притчу сию говоришь, или ко всем?» На этот вопрос Спаситель ответил апостолу рассказом новой притчи. ПРИТЧА О ВЕРНОМ И БЛАГОРАЗУМНОМ ДОМОПРАВИТЕЛЕ ( Лк.12. 42–48 ; Мф.24:45–51 ) Эта притча изложена двумя евангелистами. У Матфея кратко, у Луки более распространенно. «Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?, – спросил Христос слушателей Своих. И из дальнейших слов Христа оказалось, что притча сказана не только для апостолов, но для всех людей, которые являются рабами и слугами Божиими. Бог послал в мир людей, чтобы они творили волю «Господина своего». Каждый человек – есть раб Божий и он же является «домоправителем», которому Господин поручил то или иное дело в его доме, большое или малое. В ожидании возвращения Господина – «раб-домоправитель» должен добросовестно исполнить данное ему поручение. «Блажен раб тот, которого Господин его, придя, найдет поступающим так, – сказал Христос, – «истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его»... Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, – и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то... Символически раб как-бы говорит: «не скоро придет моя смерть и отчет Богу; можно еще пожить «по своей воле», т.е. безнравственно; еще хватит времени исправить дело», и т. п. Но... предупреждает Христос: «Придет господин раба того в день, в который не думает, и... рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными». Внезапно придет час ответа и отчета, к которому раб не успеет подготовиться. В присутствии господина» раб был услужлив и внушал к себе доверие, но в отсутствие хозяина «переменил лицо», показав себя «злым рабом» и «лицемерным» ( Мф.24:48–51 ). Из этой притчи нельзя не заключить, что в ожидании пришествия Царства Божия, необходимо всегда, во всех обстоятельствах земной юдоли жить и работать так, как заповедал Бог, т.е. всегда чувствовать себя в присутствии Божием, всегда «быть готовым» к ответу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, чт ó должен. Прощенный и отпущенный своим государем, раб встречает другого раба, своего должника, по отношению к которому он теперь оказывается в положении государя. Но когда раб становится государем, взгляните, как грозен такой государь! В то время как человек царь поступил со своим должником и истинно по-человечески, и истинно по-царски, этот же самый должник, коего милость царская спасла от погибели, ведет себя теперь с собственным должником хуже дикого зверя, и еще из-за какого долга! Из-за ста динариев! Ему самому человек царь простил пять миллионов золотых червонцев, а он из-за ста динариев хватает и душит своего должника, и сажает его в темницу, пока не отдаст долга. Здесь уже не царь считается с рабами своими, но раб с рабом. И раб-заимодавец хватает за горло раба-должника, душит его и требует немедленно возвратить долг. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Точно такая же сцена разыгрывалась только что, когда сей лукавый раб стоял на коленях перед государем. И царь, умилосердившись, простил ему десять тысяч талантов. Он же не умилосердился над своим должником, который был ему должен всего лишь сто динариев. Не захотел он ни сжалиться, ни умилосердиться, ни простить, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Так раб-заимодавец поступил с рабом-должником. Так человек поступает с человеком. А такой поступок человека по отношению к человеку и изменяет милость Божию на праведный суд. Когда человек утеряет милость Божию, настигает его суд Божий. Если же милость утеряна, то суд страшен. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7). Мы действительно совершаем надругательство над Богом, если принимаем от Него милость, а распространяем вокруг себя немилость. Мы действительно насмехаемся над Богом, если на коленях вымаливаем у Него прощение нашим бесчисленным грехам, а сразу после того сажаем в темницу своего брата за один-единственный грех против нас. Не будем же обманываться, воистину Бог поругаем не бывает, над Ним нельзя насмеяться, Его невозможно обмануть. Мы никогда не удалены от его длани, как от милующей, так и от карающей. Страшно впасть в руки Бога живаго (Евр. 10, 31)! А насколько страшно сие, показано далее в самой притче Христовой:

http://pravoslavie.ru/38605.html

И в делах спасений наблюдается таковой же порядок. Спаситель наш есть единственный Господь и Владыка всего сотворенного Им вместе со Отцом и Духом Святым. Божественная власть Его проявилась во всей силе и тогда, когда Он служил во плоти роду человеческому. Ему повиновалась природа, как своему Творцу. Слову Его послушны были многоразличные недуги людей и оставляли больных. Его волю исполняла смерть, возвращая жизнь умершим. Его боялись, пред Ним трепетали бесы, как пред своим Судьею Воистину. Иисус Христос есть Господь единственный и всемирный. Мы все Его рабы. Он выкупил нас Себе от рабства диаволу. Говорим только о нас, чадах Церкви Православной. По Своему человеколюбию Он и не оставил нас даже в положении рабов, но даровал нам права усыновления и наследия на небесах. С одной стороны, мы рабы Христовы, ибо не должны иметь никакого другого господина над собою. Но в тоже время мы свободные дети Христа Бога по благодати. Так и Св. апостол Павел пишет: призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть: такожде и призванный свободник, раб есть Христов. Ценою куплена есте: не будите раби человеком ( 1Кор.7:22–23 ). «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». И в другом месте сей же великий апостол пишет: Егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом: да подзаконныя искупитъ, да всыновление восприимем. И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща, авва отче. Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом ( Гал.4:4–7 ). «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва Отче! Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

К тому же Священное Писание многократно учит, что Царство Небесное есть сла­ва, наследие и достояние сынов: делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин. 8, 34–36 ). Потому, что вы (...) приняли Духа усыновления (...) Сей самый Дух свидетель­ствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу ( Рим. 8, 15–17 ) И там же ниже: сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8, 21 ). Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал. 4, 7 ) И там же: Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной ( Гал. 4, 30 ). Таковы и многие другие тексты Писания, в которых говорится, что вечная жизнь является наследием, или достоянием, которое приличествует сынам, а не рабам. Смотрите об этом вторую часть этого Догмата, главу 1, претыкание 3. Всякий, делающий грех, – словами Христа, – есть раб греха ( Ин. 8, 34 ), а раб, поскольку он раб, не может быть наследником сыновнего достояния. Следовательно, грешник, пребывающий в грехах, не может стяжать вечной жизни своими делами, даже добрыми. Наследие и достояние сынов не может быть наградой рабам, если бы они рабо­тали хоть и тысячу лет, так как сыновняя часть принадлежит сынам, а не рабам. Поэтому ясно, что добрые дела, которыми стяжается вечная жизнь, нуждаются, чтобы те, кто их делает, были усыновлены Богом. Поэтому каждый, желающий добрыми делами стяжать себе вечную жизнь, должен превратиться из грешника в Сына Божия по благодати. Это происходит у верующих через покаяние, а у неверующих – через крещение. Это же подкрепляется следующими доказательствами. 1 . Вечная жизнь, в которой возможно видение Лица Божия, является сверхъес­тественным делом, оставляющим позади всякое творение. Следовательно, должно быть сверхъестественными и делам, которыми заслуживается вечная жизнь, то есть они долж­ны исходить от благодати Божией, а не от одного естества, чтобы существовало некое равенство и соответствие заслуг награде. Грешник же, пребывающий в грехах, поскольку не имеет Божией благодати, не может своими делами, исходящими не от благодати, но от одного естества, получить сверхъестественную награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Посему то Господь наш Иисус Христос ученикам Своим, а в лице их и нам всем, дал предостережение. от гордости и тщеславия в притче о рабе, возвратившемся с поля. Но быть может кто-нибудь скажет, что такого служения едва ли Господь и требовал от учеников. Как они могли бы именовать себя бесполезными рабами, когда Спаситель наделил их великими дарами, да и называл не рабами, а друзьями? Вы друзи мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам. Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам. Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет ( Ин.15:14–16 ). И в другом месте Сам Спаситель говорит: «Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, п подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» ( Лк.12:37–38 ). И св. апостол Павел о члене Церкви святой, верующем во Христа, говорит: «ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» ( Галат.4:7 ). Если же Господь Сам именует учеников Своих друзьями, и если вообще все члены Церкви Христовой суть сыны, то как же Он же повелевает и апостолам, и всем христианам стать опять в положение рабов, да еще неключимых, бесполезных? Правильно ли мы объясняем притчу и понимаем ли смысл ее? Да, братия, мы готовы настаивать на своем объяснении. Это верно, что Спаситель именует апостолов друзьями. Да они-то позволили ли себе хоть раз один назвать Его другом своим? Не все ли они охотно именуют себя рабами Христа? «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» так начинает свое послание св. апостол Иаков. «Симон Петр, раб и апостол Иисуса Христа», пишет св. ап. Петр. «Иуда, раб Иисуса Христа», начинает свое послание св. ап. Иуда. «Павел, раб Иисуса Христа» пишет и св. ап. Павел. Так апостолы охотно почитают себя рабами Господа Иисуса. Что же тут несходного с положением христианина в Церкви святой? Или уже не почетно быть рабом Божиим? То верно, что все крестившиеся по вере в Господа Иисуса Христа во имя Отца и Сына и Святого Духа получили право быть чадами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Так что библейское выражение « раб Бога Всевышнего» ( Дан. 3:93 ) для людей древности означало не униженность и несвободу, а как раз наоборот. Чем выше положение господина, тем выше положение раба, а поскольку выше Единого Бога Творца нет и не может быть ничего, то именование себя Его рабом означало, что ты не зависишь ни от чего в этом мире, ничто земное над тобою не властно, ты полностью свободен и от людей, и от своры маньяков, называвшихся языческими богами. Название «раб Божий» освобождало от рабства всем «сидящим в бездне» богам и духам, которые требовали крови и смерти и держали людей в страхе. Современные люди наивно полагают, что если они не называют себя рабами Божиими, то они от этого становятся свободны. Древние люди, наши предки, были умнее. Они понимали, что « всякий, делающий грех , есть раб греха» ( Ин. 8:34 ). Ты можешь сколько угодно кричать, что ты свободный, но если ты не в состоянии сдержать свой гнев, ты – раб гнева, если ты не в состоянии контролировать свою похоть – ты раб похоти, если ты не в состоянии воздерживаться от злоупотребления алкоголем – ты раб пьянства, и так далее. И когда твои страсти заводят тебя туда, куда бы ты сам ни за что не хотел бы зайти – о какой свободе тут можно говорить? Рабство – это просто слово, обозначающее зависимость. И эта зависимость освобождает от зависимости противоположному. Как говорит Писание, « освободившись от греха, вы стали рабами праведности… Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности» ( Рим. 6:18–20 ). Итак, рабство истине освобождает от рабства лжи. Рабство Богу освобождает от рабства диаволу и всем ложным богам. Для наших предков выбор стоял между рабством богам, которые требовали, чтобы людей приносили им в жертву, и рабством Богу, Который Сам принес Себя в жертву за людей . И если учесть, что этот же Бог сказал последователям Своим: «Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями» ( Ин. 15:15 ), « познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин. 8:32 ); « К свободе призваны вы, братия» ( Гал. 5:13 ), « Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал. 5:1 ), ибо Он « верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ) – после этого выбор наших предков совсем неудивителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И рече Ми; раб Мой ecu Ты, Израилю, и в тебе прославлюся: как некогда патриарх Иаков, родоначальник Израиля, как верный раб Божий, прославил Бога и в Ханаане – перед язычниками, и в Месопотамии – перед родственниками, и в Египте – пред фараоном, соблюдая святую веру, храня любовь к Богу и стоя твердо в завете с Ним; так и Потомок Его – «Раб Божий», Спаситель мира, будет еще более преданным Богу, сделается родоначальником нового Израиля, и прославит Бога и на островах морских, и в отдаленных народах Востока (ст.1,6,8,12) – Это и совершит Христос Спаситель, распространив благовестие о вечном спасении во всей вселенной ( Мк.16:20 ; Рим.10:18 ). 4. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. (Аз же рекох: вотще трудихся, всуе и ни во что дах крепость Мою: сего ради суд Мой пред Господом и труд Мой пред Богом Моим). «Раб Божий» уже трудился для прославления имени Божьего: еще до воплощения Своего Он многократно являлся людям Ветхого Завета; Он воздвигал и пророков в среде Израиля, но не имел довольного успеха... Сам Израиль, быв не верным завету с Богом, многократно унижал имя Бога Иеговы, которым возвеличен был и величался; а унизив имя Божие, Израиль унизился и сам, даже до того, что, не сохранив своей родной земли и заветной святыни, должен был стать рабом нечестивейших Халдеев. В сознании, с одной стороны, потерянного труда и бесплодно потраченных сил и средств, а с другой – в сознании совершенно исполненного долга, «Раб Божий» говорит: сего ради, – ради непрестанного труда моего, – суд Мой и труд Мой пред Господом Богом, или – Мое право и награда за Мой труд – на суде у Бога; Он, по долгу справедливости, дает заслуженную награду. По всей справедливости, трудившемуся ради славы Божией и в награду будет дарована слава избранного Раба Божия, именно Он будет Спасителем мира (ст.5–8 и др.). 5. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. (И ныне тако глаголет Господь, создавый Мя от чрева раба себе, еже собрати Иакова к нему и Израиля: соберуся и прославлюся пред Господом, и Бог Мой будет Мне крепость).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010