8. О наименованиях: псалом и Псалтирь. Псалом (греч. – psalmus, от – пою) значит: хвалебная песнь. От собрания многих псалмов в одну книгу книга эта называется «Книгой псалмов», а в еврейской Библии – «Книгой Хвалений» (сефер тегилим). Псалмы, как богохвальные песнопения, назначались для пения и были петы или просто одним хором певцов, или же хором в соединении с музыкой, с игрой на музыкальных орудиях, или инструментах – струнных и вокальных или трубных, – каковых во времена Давида и после него было не мало ( Пс. 9:14, 97:5, 107:3 ; Пс. 150 ; Дан. 3:10 ; 1Пар. 16 и мн. др.). Одно из таких музыкальных орудий называлось псалтирью; почему и самая книга псалмов названа впоследствии Псалтирью.   9. О писателях псалмов. В начале псалмов, в особо издаваемой славянской Псалтири, так называемой «Учебной Псалтири», как бы общее надписание для всех псалмов, помещаются слова: «Давида пророка и царя песнь». Может быть, на основании этой надписи, составителем всей Псалтири многие из людей неученых считают Давида. Но такое мнение не справедливо. Как из различных частных надписей, имеющихся почти на всех псалмах, в начале их, так и из самого содержания их видно, что писатели псалмов были различны. По указанию надписаний в еврейской Библии , Давиду приписываются 73 псалма. Кроме того, в греческой Библии и славянской ему же приписываются те псалмы, которые не имеют надписания в еврейской Библии, каковых пятнадцать. Некоторые из этих псалмов относят к Давиду и священные писатели Нового Завета, например 2-й псалом – св. писатель Деяний апостольских ( Деян. 4:25 ); псалмы 31 и 94 – св. ап. Павел ( Рим. 4.6–8 ; Евр. 4.7 ). По самому содержанию псалмов видно, что некоторые из них написаны до Давида, другие – во времена Давида, а иные относятся к плену вавилонскому, который был спустя 400 с лишком лет по смерти Давида, и даже к последующим за ним временам. Из числа всех 150 псалмов 12 Асафовых, 12 сынов Кореовых, 1 Еманов, 1 Соломонов, 2 пророков Аггея и Захарии, 1 Моисеев и прочих псалмопевцев. Причиной того, что и в древности многими все псалмы приписывались Давиду, св. Афанасий считает самого Давида. Он сам избирал певцов, сам назначал, на каком музыкальном орудии разучать им пение того или другого псалма, а потому как учредитель хорового и музыкального пения он удостоился той чести, что не только им составленные псалмы, но и все, изреченное другими певцами, приписано Давиду.  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Далее поются Во время пения последнего антифона из алтаря выносится Евангелие. Затем следует прокимен перед Евангелием и песнопение «Всякое дыхание» ( Пс 150:6 со стихомПс 150:1), после чего предстоятель читает Евангелие (воскресное или праздника). На воскресной утрене и в пасхальный период сразу после Евангелия поется гимн Воскресшему Христу: «Воскресение Христово видевше». Далее следует 50-й псалом, а после него — припевы и так называемая «стихира по 50-м псалме». Полиелей завершается возглашаемой диаконом торжественной молитвой «Спаси, Боже, люди Твоя» (в ней перечисляются имена наиболее почитаемых святых, а также тех, чья память совершается в этот день) и возгласом священника. Всенощное бдение В канун воскресных и праздничных дней вечерня и утреня соединяются в одно богослужение, именуемое всенощным бдением Согласно уставу, это богослужение длится с вечера до утра. В дни совершения всенощных бдений повечерие и полунощница опускаются. В приходской практике Русской Православной Церкви всенощное бдение, как правило, начинается в обычное время вечерни и продолжается в течение вечера. И вечерня, и утреня в составе всенощного бдения совершаются по праздничному чину. На вечерне, в самом начале службы, совершается каждение всего храма; по окончании стихир на «Господи, воззвах» совершается вход; перед стиховными стихирами может совершаться лития — исхождение в притвор с пением песнопений и молением там, а также, каждением всего храма; отпустительный тропарь заменяется троекратным пением гимна «Богородице Дево, радуйся» или тропаря праздника, после чего устав предписывает совершать благословение хлеба, вина, пшеницы и елея; в конце вечерни поется 33-й псалом до середины. На утрене обязательно бывает полиелей и праздничное окончание. В традиции Русской Православной Церкви на утрене, после чтения Евангелия, совершается помазание молящихся Повечерие, полунощница, часы Повечерием называется богослужение, совершаемое в монастырях после вечерней трапезы («вечери»). Повечерие бывает малое и великое.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

1-я песнь – песнь Моисея, которую он воспел с израильтянами по переходе чрез Чермное море, 2-я песнь обличительная, покаянная того же Моисея; как покаянная, она поется только во дни Великого поста. – 3-я песнь Анны матери Самуила, которую она воспела, когда Бог разрешил её неплодство и даровал сына. 36 4-я песнь пророка Аввакума, содержащая в себе предсказание о воплощении Сына Божия. 5-я песнь пророка Исаии, заключающая в себе пророчество о Спасителе мира и плодах Его искупления. 6-я песнь прор. Ионы, которую он воспел во чреве кита об избавлении его от смерти. 37 7-я и 8-я песни трех отроков, чудесно спасшихся в пещи Вавилонской. 9-я песнь св. Захарии, отца Иоанна Предтечи, которую он воспел, когда Бог даровал ему сына ( Лк. 1:67–79 ). Ирмосы 9-й песни заключают прославление Божией Матери. – После пения канона поются избранные стихи, из так называемых Хвалитных псалмов (148, 149 и 150), к которым присоединяются стихиры новозаветного содержания. После возгласа священника: Слава Тебе, показавшему нам свет! поется великое славословие . Эта величественная и умилительная песнь составлена в первые века христианства. Начинаясь славословием Ангелов, прославивших Божественного Младенца при рождении, она оканчивается Ангельскою песнью – славословием Пресв. Троицы: «Святый Боже»; в ней мы славословим Триипостасного Бога за все неизреченные Его благодеяния, явленные миру, а в особенности благодарим Агнца Божия – Христа Спасителя, взявшего на Себя грехи мира. Заканчивается утреня сугубою и просительною ектеньями . Затем присоединяется чтение первого часа, в конце которого пред отпустом поется кондак Богородице: Взбранной воеводе (л. 37). II. Церковные песнопения на литургии По совершении Проскомидии, во время которой читаются 3 и 6 часы, Литургия оглашенных, – начинается возгласом священника; Благословенно царство Отца, и Сына, и Св. Духа... Произносится, далее, великая ектенья. Псалом 102-й и – Пс. 145-й По великой ектеньи – изобразительные антифоны. Псалом 102-й Гл. 1-й. 1) Благослови, душе моя, Господа, благословен еси Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 122 Праведник, и при уничнжении своем, как преданный Господу раб, получает от Него милость. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, Дóндеже ущедрит ны. Благочестивый израильтянин, приходя в Иерусалим и стоя во дворе Дома Божия, знал, что Господь обитает не в храме только: а потому, обращая взор ко святилищу храма, он, в тоже время, умственный взор свой возводил к небу. – «К Тебе возвожу очи мои, Живущему на небе», говорит благоговейный псалмопевец. – Так, ибо Святое Святых храма, где был Ковчег Завета, этот видимый престол Божий, было только, так-сказать, первым, ближайшим небом, а истинный престол Господа Вседержителя всегда на небе. И Господь, входя некогда с народом, при Иисусе Навине, с востока на запад, в землю Обетованную, первоначально возшел на гору Сион, где храм, а потом возшел и на небо небес на восток, где Его вечный престол ( Пс.67:5–6,17,19, 25–26,33–35 ). – К этому пренебесному престолу псалмопевец и обращает свой умиленный молитвенный взор – «Вот, как очи рабов обращены на руку господ своих, как очи рабыни – на руку госпожи ее, – в ожидании от них подаяния насущного хлеба: так и наши очи обращаются к Богу, как Господу нашему, – с преданностью и уверенностью, что Он помилует нас, – избавит силою Своей всемогущей десницы. 3–4. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых. – Обращая свой молитвенный взор к горнему престолу Божию, псалмопевец, как искренно преданный раб Господа Вседержителя, просит Его о заступлении. – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много-много мы испытали уничижения – презрения: особенно много, в полной мере душа наша испытала поношений со стороны гобзующих – надменных от изобилия всяких благ; много испытала душа наша и презрения со стороны гордых, ставивших нас ни во что. Псалмопевец сознает, что причиною такого уничижения были грехи его и других, но, со смирением, просит Господа о помиловании. И он вполне уверен, что Господь ущедрит его... (ст. 2). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 3-х, от вечера Недели (воскресения) ап. Фомы до субботы пред Пятидесятницей: «от сего дне» (т. е. недели ап. Фомы) «повечерие глаголем малое и поем канон молебный Пресвятыя Богородицы во Октоихе и трипеснцы Триоди дне, творение господина Иосифа» (которые печатаются особо в конце Цветной Триоди). «Идеже глаголем трипеснец, Богородицы песнь канона оставляется» (Тип., послед. недели Антипасхи вечера), т. е. в понедельник, когда трипеснцы состоят из 1-й, 8-й и 9-й песни, опускаются из канона Богородицы песни: 1-я, 8-я, и 9-я, во вторники опускаются 2-я, 8-я и 9-я песни канона Богородицы и т. д. Иногда на повечерии назначается читать не только канон, но и стихиры. Так, в последовании дня предпразднства Рождества Христова, 21-го декабря, читаем: «Идеже празднуется Святителя Петра праздник, поем канон святыя Июлиании на повечерии, вкупе с трипеснцем и последи (после) стихиры ея» (Тип., послед. 21-го декабря, зри). О порядке чтения канонов на повечерии для готовящихся к причащению смотри далее – о приготовлении к совершению литургии. После канона или и стихир поется «Достойно есть» (Тип., 9 сент., 16 авг., послед. вечера Антипасхи, нед. самарян.). В вечер Пятидесятницы – ирмос (Тип).. После пения «Достойно» читаются: «Трисвятое», «Отче наш» и поются или читаются следующие тропари. На великом повечерии, исключая вторника и четвертка сырной седмицы и пятков великой Четыредесятницы и канунов праздников (24 февр., 9 марта – Тип., послед. 24 февр.), поется велегласно и косно (медленно), на 6-й глас тропарь: «Господи сил, с нами буди» и 150-й псалом: «Хвалите Бога во святых Его», – тот самый псалом, который поется и на утрени пред великим славословием. Тропарь: «Господи сил, с нами буди» поется на великом повечерии пред стихами этого псалма, как припев. Этот тропарь сперва поет один лик, потом другой; затем первый лик поет первый стих псалма и, после него, этот тропарь; потом точно также второй лик поет второй стих псалма и сей тропарь и т. д. После пения всех пяти стихов псалма поется обоими ликами первый стих псалма: «Хвалите Бога во святых Его» и тропарь: «Господи сил, с нами буди». Подобное сему бывает на утрени; тогда, при пении: «Всякое дыхание», – хвалитные псалмы начинаются и оканчиваются одним и тем же стихом. После пения: «Господи сил, с нами буди» поются еще особые тропари, именно: на «Слава» поется тропарь: «Господи, аще не быхом Святыя Твоя имели молитвенники»; на «И ныне»: «Многая множество моих, Богородице, прегрешений», также: «Всесвятая Богородице» и: «Все упование мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1. Из двух циклов «Бесед на Книгу Бытия» первый, состоящий из девяти бесед, произнесен в Антиохии в течение Великого поста 386 г. Второй цикл – 67 бесед – представляет собой полный комментарий на Книгу Бытия: св. Иоанн изъясняет текст с начала до конца, разделив его на части. Вероятнее всего, беседы были произнесены в 388 г. Некоторые фрагменты из обоих циклов текстуально идентичны, что заставляет предполагать позднейшую редакцию. 2. «Беседы на Псалмы» включают толкования псалмов 3–12, 41–49, 108–117, 119–150, произнесенные предположительно в конце антиохийского периода жизни святителя и сохранившиеся в разных редакциях. К этой серии толкований примыкают две «Беседы на Псалом 58», а также толкования отдельных стихов из псалмов, например «Беседа на начало Псалма 41», произнесенная в 387 г., и «На Пс.115:1–3 » (ее текст найден в 1907 г.) Комментируя тексты псалмов, святитель нередко возвращается к своим излюбленным темам: о добродетелях и пороках ( Пс.100 , Пс.142 , Пс.146 ), о молитве ( Пс.7 , Пс.9 , Пс.141 ), псалмопении ( Пс.41 , Пс.134 , Пс.150 ) и св. причащении ( Пс.133 ). Некоторые беседы содержат полемику с арианами ( Пс.46 , Пс.109 , Пс.148 ). В отличие от своих прочих ветхозаветных толкований св. Иоанн Златоуст в беседах на Псалмы использует не только текст Септуагинты, но ссылается также на еврейский оригинал и сирийскую версию, а также на греческие переводы «других», т. е. Симмаха, Акилы и Феодотиона (см.: Пс.4 , Пс.55 и др.). К циклу «Бесед на Псалмы» примыкают две «Беседы на Пс.48 , Пс.17 и о гостеприимстве». 3. В греческой версии сохранилось шесть «Бесед на пророка Исаию», которые были произнесены частью в Антиохии, частью в Константинополе. Полный комментарий на пророка Исаию сохранился в армянской версии. Существуют также беседы на отдельные места из Книги Исаии, например «Беседа на Ис.6:1 ». 4. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат пять «Бесед о св. Анне» и три «Беседы о Давиде и Сауле», произнесенные предположительно в 387 г. и содержащие комментарий отдельных глав из «Книг Царств». Две «Беседы о темноте пророческих речений» составлены в Антиохии в 386 г. Под именем Златоуста сохранились также фрагменты толкований на Иеремию, Даниила, Притчи и Иова в «Катенах на Священное Писание Ветхого Завета». Экзегетические элементы присутствуют в похвальных словах Златоуста, посвященных ветхозаветным праведникам (о них см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

У многих псалмов есть надписания, нечто вроде заголовков, которые тоже требуют истолкования. Некоторые надписания указывают на авторство. Об этом уже шла речь выше. Отдельная группа надписаний содержит указания на обстоятельства, в связи с которыми псалмы были написаны (псалмы 3, 17, 55, 56). Кроме того, встречаются такие, которые указывают на характер псалма: «Аллилуия» – «Хвалите Бога» (псалмы 105, 106, 113–118, 134, 145–150); «Разума» или «в научение» (псалмы 31, 44, 51, 52, 73, 77); «Хвала», «Молитва» (псалмы 16, 85, 89, 101). Еще одна группа указывает на время или на способ исполнения. Например, надписания «песнь» (например, псалмы 38, 53, 54, 60), «псалом песни» (псалмы 29, 47, 64) и «песнь псалма» (псалмы 65, 82, 87) указывают на инструментальное или вокальное исполнение 228 . Некоторые слова, переведенные в синодальном переводе как «на струнных орудиях» (псалом 4, 53) или «на Гефском орудии» (псалмы 8, 80, 83), могли обозначать вид музыкального инструмента для аккомпанемента.     Но мы не должны останавливаться только на возможном буквально-прагматическом значении надписаний. Если вы откроете святоотеческие толкования, то увидите, что здесь может быть раскрыт и духовный смысл. Приведу лишь некоторые примеры:    «в конец» (псалмы 4, 6, 8 и др.) – «означает, что предсказываемое пророчеством исполнится после в отдаленные времена» 229 ;    «наследствующий» ( Пс. 5:1 ), есть боголюбивая душа или Церковь » 230 ;    «возлюбленным ( Пс. 44:1 ) пророк называет Сына Божия» 231 ;    «точила» ( Пс. 8:1 ) «суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в благочестии» 232 , «потому что и Господь именуется виноградною лозою» 233 . 21.4. Виды псалмов Для удобства изучения псалмы разделяются иногда на три группы по преимущественному содержанию, по которому они и называются. Есть псалмы молитвенные (псалмы 85, 89, 107). Есть псалмы учительные (псалмы 31, 73, 77), к которым, как правило, принадлежат те, в которых в надписании стоит слово «учение» или «в научение». Есть псалмы хвалебно-благодарственные (псалмы 145, 146). К ним относятся, в частности, все, которые в надписании содержат слово «песнь», «аллилуия», «хвала», «во исповедание».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

О.Д. Лада Скачать epub pdf Из беседы на 150-й псалом. Святитель Иоанн Златоуст Слава Богу за все! Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными орудиями ( Пс. 150, 3–6 ), так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше ( Рим. 12,1 ). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным песням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда простираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучною псалтырью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те музыкальные орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководить их к большему усердию. Бог , зная их грубость, леность и беспечность, хотел таким мудрым распоряжением пробудить их от усыпления, облегчая труд продолжительной молитвы приятностью музыкального пения. Что же значит: в кимвалах знамения? Так называет пророк псалмы. Иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но, сколько возможно, и посредством кимвалов, и посредством труб и посредством гуслей выражали значение псалмов; к этому они прилагали усердие и старание, которое приносило великую пользу. Всякое дыхание да хвалит Господа. Признав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, пророк, наконец, простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст: старцев, мужей, юношей; отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким образом наперед рассеивает семена Нового Завета для людей, распространенных по всей земле. Итак, будем постоянно хвалить Бога и непрестанно благодарить Его за все и словами и делами. Это – наша жертва и приношение; это – служение самое лучшее и достойное ангельской жизни. Если мы будем постоянно славить Его таким образом, то и настоящую жизнь проведем без всякого преткновения, и достигнем будущих благ, которых да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: О церковном пении. Сб. статей. Сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1996 вышла в свет книга «Скажи мне, Господи, кончину мою» ( Пс. 37, 5 ): Стихотворное переложение избранных псалмов св. пророка Давида». Автор ее – иеромонах Василий (Росляков), мученически скончавшийся в Олтиной пустыни от руки сатаниста. 129 В 2002 году вышла в свет книга Людмилы Федоровны Луцевич «Псалтырь в русской поэзии». Книга посвящена значению Псалтыри в становлении и развитии русской лирики. Автор рассматривает псалтырную поэзию Симеона Полоцкого , Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова, И.В.Лопухина, И.П. Тургенева, Ф.И. Дмитриева-Мамонова, Г.Р. Державина и пр. В качестве примера вольного стихотворного переложения псалмов можно привести переложение XIV псалма, выполненное архиепископом Белорусским святителем Георгием (Конисским) . Надо сказать, что этот автор не был учтен при составлении сборника «Псалтирь в русской поэзии». Переложение XIV псалма Господи! Кто обитает в Твоем дворе, И кто в святой Твоей вселится горе? Той, той, кто непорочен и правду творит, Что на сердце мыслит, то и говорит. Господи! Кто обитает в Твоем дворе, И кто в святой Твоей вселится горе? Той, той, кто не лукавит, не творит обид, Ближним и соседам в укор и на стыд. Господи! Кто обитает в Твоем дворе, И кто в святой Твоей вселится горе? Той, той, кто порочных, как язвы, бежит, Боящихся Бога и любит и чтит. Господи! Кто обитает в Твоем дворе, И кто в святой Твоей вселится горе? Той, той, кто если кому в чем клянется, Клятвы своей никак не отречется. Господи! Кто обитает в Твоем дворе, И кто в святой Твоей вселится горе? Той, той, кто не вземлет лихвы при людской беде, Не винит невинных за мзду на суде. О! Той в двор Божий вселится человек, И не подвигнется оттуда вовек. 8.5. Формирование Псалтири Первым псалмопевцем был святой пророк Моисей (14 или 15 век до Р.Х.). Один из последних по времени написания псалом 136 может относиться ко времени Вавилонского плена. Окончательное формирование Псалтири произошло, как полагают, во времена Ездры и Неемии (5 век до Р.Х.). Период от Моисея до Ездры и Неемии занимает тысячу лет. Поэтому, является весьма вероятным предположение, что существовали сборники псалмов, соединенные затем воедино. В современном тексте Псалтири четыре раза встречаются литургические окончания. Например, после 40 псалма окончание «Благословен Господь Бог Израилев от века и до века; аминь, аминь». Подобные окончания имеются также после псалмов 71, 88 и 105. в последней части заключительным славословием служит сам псалом 150. Это дает основание не бесспорному, впрочем, предположению, что Псалтирь составлена из пяти сборников, каждый из которых имеет богослужебное окончание. Кроме того, перед псалмом 72 есть примечание: «кончились молитвы Давида, сына Иессеева». Эти слова показывают, что существовали сборники псалмов Давида, которые носили имя их автора, для отличия от сборников других авторов. 8.6. Богослужебное употребление псалмов у иудеев и в Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010