При сличении текста с манускриптами Парижской Национальной Библиотеки (Paris Gr. 139 и схожие Par. 148, 140, 141, 163, Coislin 80 207 ), авторство толкования Диодора подтвердилось не полностью. Так в толковании на псалом LXXXVIII, 11 стих принадлежит Дидиму, так же как и толкование на псалом XCIII 208 . Это еще раз показывает необходимость научного пересмотра многих изданий 19 века. Но самым значительным событием XX века, была находка рукописей в Туре. Благодаря найденным произведениям наука смогла решить множество вопросов относительно авторства, взглядов и роли трудов Дидима в богословии того времени и тем самым составить полный образ Дидима, а так же в понимании толковательной традиции Александрии вообще 209 . III. 1. 3. Тура Во время войны в августе 1941 года при расчистке грота в 12 километрах южнее Каира, египетские рабочие обнаружили груду папирусов в отвесных прибрежных скалах Туры. Так появился на свет корпус Тура – папирусов, большинство из которых принадлежали Дидиму. Рабочими было найдено около 150 поврежденных свитков. Не зная об их ценности и необходимости особо бережного отношения, рабочие решили распределить находку между собой и продать каждую часть в отдельности. Это привело к тому, что и так поврежденные свитки были полностью перепутаны и, несмотря на всеобщие попытки ученого мира объединить части, это не дало больших результатов. Все собранные отрывки переданы на хранение в Египетский музей Каира и некоторые частные коллекции. Все найденное по объему и содержанию больше, чем собранное в течение прошедших 15 веков. 210 Папирусы, хранящиеся в Каирском музее в разных коллекциях, состоят, в общей сложности, из 1850 листов, разбитых на восемь кодексов, расположение которых позволяет утверждать, что 650 листов потеряны для музейной коллекции 211 . По всей вероятности тексты принадлежали библиотеке прооригеновского монастыря Св. Арсения 212 и относятся к 6 или 7 веку. Текст написан на листах размером примерно 26х23 см., а размеры текста на большинстве страниц – высотой 17,3–18 см, шириной 13,7–15,7 см.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

10. О подписаниях в начале псалмов. Что касается различных частных надписаний, предшествующих псалмам и состоящих большею частию из одного или двух слов, например, в конец, в песнех, о точилех, и проч., то должно признаться, что объяснение этих надписаний представляет гораздо более трудностей, чем самые трудные места псаломских изречений. По мнению преосвящ. Палладия, надписания же сделаны были в разные времена и разными лицами, потому что некоторые из них находятся только в еврейской Библии, другие – в одной греческой или только в славянской, что само собою указывает на разных лиц, сделавших надписания в разные времена. И не подлежит сомнению, что большая часть из сих надписаний весьма древние, потому что встречаются в самых древних изданиях еврейской и греческой Библии. Во всяком случае, чтобы не оставлять усердного и благоговейного читателя Псалтири в недоумении относительно различных непонятных надписаний над псалмами, мы должны представить на каждое из них хоть краткое объяснение, заимствуя его у тех же св. отцов и учителей Церкви. Но мы будем делать это в своем месте, при объяснении того или иного псалма.   11. Порядок объяснения псалмов и разделение их по содержанию. Самое объяснение псалмов предполагается вести в виде бесед и в том порядке, в каком они следуют один за другим в Псалтири. Отступление от этого порядка можно допустить только в тех случаях, когда один псалом имеет большое сходство с другим и по содержанию, и по буквальному выражению мыслей и чувств, как, например, псалом 69 с 39-м (в ст. 14–18). В числе всех 150 псалмов, по содержанию их, есть – 1) псалмы молитвенные, или просительные: а) о прощении грехов, каковы: 6, 24, 37, 50, 129 (эти псалмы называются покаянными), б) на тот случай, когда идем в храм Божий: это 41, 42, 62 и 83, в) когда находимся в скорби и несчастии – псалмы 3, 12, 21, 68, 76, 87 и 142; 2) есть псалмы благодарственные: а) за милости Божии к каждому человеку и б) за милости ко всей Церкви, как, например, 45, 47, 64, 65, 80 и др.; 3) есть псалмы исторические и есть 4) псалмы пророчественные, относящиеся в особенности к Иисусу Христу, каковы: 2, 8, 15, 21, 44, 67 и др. Последние псалмы называются также мессианскими, потому что содержат в себе пророчества о грядущем Мессии, т.е. о Спасителе нашем Господе Иисусе Христе.  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

5 . Псалом 87-ой приписывается Еману, a 83-й Ефаму «Езрахитам». 6 . Имя «сынов Кореевых» можно считать надписанным на одиннадцати псалмах: 41, 42 (как представляющем продолжение 41 -го), 43–48, 83, 84, 86. Во всех псалмах замечается мягкость и элегическая нежность выражений. Собрание псалмов в один состав. Псалтирь составилась не в одно время. У Евреев существовали псалтири меньшие теперешней н имели церковно-богослужебное употребление. Из них то и составилась наша псалтирь. На это указывают: разновременность происхождения псалмов, разбросанность псалмов одного писателя по всей Псалтири и Еврейское деление книги на пять частей. Самый древнейший сборник псалмов составляет первая часть, состоящая из сорока Давидовых псалмов и сохранившаяся от времени Давида. Затем дело канонизации и собрания псалмов производилось при Езекии, когда, вероятно, образовался сборник из 71-го псалма. После плена Вавилонского, трудами священника Ездры и современных ему пророков, пересмотрены были и приведены в один состав (канон) все ветхозаветные книги и, в том числе, псалмы. В это-то время и явился канонический сборник псалмов, состоящий из 150 псалмов и разделяющийся на пять частей. Разделение псалмов по содержанию. В силу разнообразия молитвенного и учительного содержания псалмов и многообразных религиозных чувств, быстро сменяющихся в одном и том же псалме, нет возможности сделать строгого деления псалмов по содержанию. По учительному содержанию псалмы можно разделить: на псалмы, в которых содержится пророческое учение о Мессии и Его Церкви, на псалмы, раскрывающие учение о водительстве людей промыслом Божиим ( Пс.1, 3–10, 22, 102, 103, 144 и др.) и на псалмы, раскрывающие учение о греховном состоянии человека (13, 50 и др.). Из всех одинаково «боголепных псалмов» для нас в настоящем случае выбор может определяться важностью и полнотой догматического и пророчески-исторического содержания. Поэтому особому изучению подлежат псалмы пророческие о Мессии и Его церкви, Псалом 1-ый в Еврейской библии надписания не имеет, но по сходству его со 2-м псалмом, происхождение которого от Давида засвидетельствовано книгой Деяний (4 гл. 25 ст.), его можно приписывать Давиду. Содержание его изображает судьбу праведника и грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

20, ст. 27 и особенно 30); это тело не созерцаемо извне, но восчувствовано изнутри, и его образ слагается не из впечатлений глаза, а из вибраций утробы — образ страждущего и терзаемого тела, в котором, однако, живет такая кровная, чревная, сердечная теплота интимности, которая чужда статуарно выставляющему себя напоказ телу эллинского атлета. Вполне последовательно, что чуткость к вибрациям человеческого нутра перенимается византийским христианством, резко отграничивая стиль его мистики от традиций языческого платонизма. «В то время как христианство разработало подробнейшую и сложнейшую физиологию молитвы, — отмечает А. Лосев, — платонизм на тысячах страниц, посвященных экстазу, не пророняет об этом почти ни слова. У отцов и подвижников православного Востока точно определены стадии молитвы: она начинается словесно, на языке, опускается в горло и грудь, сцепляется с дыханием (так что всякое дыхание есть уже молитвенный вопль), — наконец, переходит в сердце… Платоник воспринимает свое божество всем телом и всею душою, не различая физиологических моментов восхождения: исихасты же воспринимают своего Бога дыханием и сердцем; они сводят ум в грудь и сердце» . Но лишь дыхание (ne§ama), которое замирает от сильного чувства (ср.: Книга Даниила, 10, 17), и может славословить (ср. псалом 150, 6), и тем паче сердце (leb, lebab), которое дрожит от ужаса и веселья, а иногда делается как мягкий, плавкий воск (ср. псалом 21, 15), сердце, упоминаемое на протяжении книг Ветхого Завета 851 раз, — это важнейшие символы библейского представления о человеке. Среди этих символов должна быть названа еще и утроба, прежде всего, конечно, в муках рожающая материнская утроба (rehem), которая представляет собой в библейской семантике синоним всяческой милости и жалости («благо–утробия», eu–splanchnia, как у Библии научатся выражаться византийцы и крещенные византийцами славяне ), но и вообще утроба как образ интимной сокровенности и не в последнюю очередь как выражение мягкой, чувствительной, болезненной незащищенности перед ударом (ср.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Преодоление тоталитаризма как проблема: попытка ориентации Журнал «Новый мир», М., 2001, 9, сс. 144–150. Моя ностальгия Журнал «Новый мир», М., 1996, 1, сс. 140–144. Ритм как теодицея Журнал «Новый мир», М., 2001, 2, сс. 203–205. О духе времени и чувстве юмора Журнал «Новый мир», М., 2000, 1, сс. 137–148. Солидарность поколений как фактор гражданской свободы Семья в постатеистических обществах. Киев, Дух i Л1тера, 2003, сс. 5–12. notes Примечания 1 Ср. Camp C. V. Wisdom and the Feminine in the Book of Proverbs.«Bible and Literature Series», 11, Columbia Theol. Univ. 1985. 2 Интересно, что цитата из второго псалма, приводимая апостолом Павлом в синагоге Литиохии Писпднйскон (Деян. 13:33), в целом ряде старых и авторитетных рукописен Нового Завета дается соссылкои на первый псалом; для отразившейся в этом факте традиции псалом 2 был псалмом 1. Это значит, что псалом 1 либо не включался и счет, как стоянии] вне ряда и его предваряющим, либо соединялся с псалмом 2 в единый текст. 3 Ср. текст Свитка 1 lQPsa. col. 27. 1. 4 Эта литературоведческая констатация сама по себе не предрешает вопроса об употреблении псалма 1 в древнем богослужении Иерусалимского храма. 5 Ср. P. Kaplan. Meditation and the Bible. York Beache, Maine, 1978, p. 11 6 Сопоставление с псалмом 14/15 особенно показательно ввиду ехидства его топики с топикой псалма 1; тем отчетливее выступает различие, вносимое контекстом, который ладам молитвенным обращением в начале псалма 14/15. 7 Этимологический смысл мерного слова псалма 1, открывающего всю Книгу Псалмов как целое, является весьма спорным, но его контекстуальное значение достаточно ясно (ер. Втор. 33:29 и Пс. 127/128:1; см. Lexicon in Veteris Testament! Iibros, ed. L. Koehler. Leiden. Brill. 1985, p. 98). Отметим, во–первых, что с точного греческого эквивалента этому слову, зафиксированного еше Септуашнтой, наминается в Евангелии от Матфея 5:3 Нагорная проповедь Иисуса Христа: во–вторых, слово это —-х [ашрей] само начинается с первой буквы еврейского алфавита. Если иметь в виду чрезвычайную чувствительность еврейского восприятия к символике букв, перенесенную в Новом Завете на греческий алфавит (ср. Откр. 22:13), все вышеназванное очень трудно счесть случайным. Творились особые легенды для того, чтобы объяснить, почему Книга Бытия (и тем самым Пятикнижие в целом) начинается не с буквы «алеф», а с буквы «бет». С первой буквы греческого алфавита (открывающей, к тому же. слово гёрхл «начало») начинается Евангелие от Марка. 8

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Копт. гимны имеют неск. различных мелодических форм. Форма «А - А1 - А2 - А3», схожая с одночастной формой, нередко используется в песнопениях ночной «псалмодии» и литургии, напр., в ходатайствах ( ), гимне « » («Радуйся, Мария»; называется « » и поется после молитвы покаяния). Эта форма, имеющая широкое распространение, иногда завершается фразой (Б), отличающейся от основной фразы (А) и являющейся «кодой» (окончанием гимна). Примером может служить гимн « » (О, Царь мира), поющийся на праздники и в составе чина венчания. Иногда фраза Б повторяется в конце гимна, смешиваясь с фразой В, как в гимне « » (лобш 1-й песни) или в гимне « » (лобш 2-й песни). В таких гимнах фраза Б имеет простую структуру, без мелизмы, но с энергичным силлабическим стилем. Однако в некоторых формах фраза Б имеет достаточно сложную структуру со свободным ритмом и небольшим мелодическим украшением, как в гимне « » (Господи Боже), где фраза Б является не окончанием, как обычно, а средством выразительности со звуками в высоком регистре. Каденции в копт. песнопениях. Пример 1 Каденции в копт. песнопениях. Пример 1 Мелодическая форма «А - Б - А1 - Б1 - В» присутствует, напр., в гимне « » (Все, вы, мудрые мужи), исполняемом в присутствии патриарха и/или епископов. Существуют и гимны с более сложной формой, напоминающей сонатную,- с экспозицией, разработкой (где встречаются транспозиции звукоряда и нетрадиц. изменения ритма, выявляющие мастерство составителя мелоса) и репризой, к-рая может основываться не на той же основной ступени, что и весь гимн (как это бывает обычно), а содержать смещение звукоряда на полтона вверх (напр., в гимне « »). Каденции в копт. песнопениях. Пример 2 Каденции в копт. песнопениях. Пример 2 Важной частью муз. формы копт. гимнов являются каденции (окончания), предназначенные для завершения не только всего гимна, но и отдельных муз. предложений. Есть разные виды каденций, каждый из к-рых придает определенный смысл предшествующему предложению: полукаденция имеет характер неопределенного окончания; переходное окончание используется для перехода от одного звукоряда (макама) к другому; несовершенная (неполная) каденция означает, что окончилась только небольшая часть гимна; прерванная каденция дает слушателю ощущение ожидания окончания совершенной каденции; орнаментированное окончание содержит мелодические украшения; совершенная каденция используется в конце главных предложений и в конце гимна. Каденции в копт. музыке разнообразны, они могут завершаться на любой ступени звукорда (см. пример: 1 - гимн на дни памяти святых « » (Твое имя), 2 - причастен « » (Хлеб жизни), 3 - гимн на Рождество Христово « » (Дева днесь), 4 - пасхальный гимн « », 5 - псалом месяца хойака, 6 - годовой псалом, 7 - Пс 150).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Мелодия и ритм музыки имеют также свое символическое значение, поскольку напоминают нам о том, что наша жизнь должна быть упорядоченной и должна соответствовать определенному ритму, должна создавать согласие и гармонию. Перетянутая струна угрожает разрывом, недотянутая также не производит качественный звук — согласно Григорию это является притчей о жизни добродетелей. Целью философии Давида как цельного является, как поясняет это Григорий в другом месте своего толкования, то, «что бы вся жизнь человека стала псалмом» («псалом», согласно Григорию, — «мелодия, производимая музыкальным инструментом» ), составленным, однако не из «земных» тонов, а из тонов или мыслей (νοματα ) «горних», т. е. отражающих гармонию небес. Симфония различных и многообразных добродетелей должна «уподобиться гармонии целого», стать, как и вся вселенная, «божественным инструментом». Песнь человеческой жизни, представленная, по мнению Григория, в заключении Псалтири , «арфами и гуслями» (ср. Пс. 15:3 ), должна, таким образом, присоединится к славословию вселенной. Натянутые струны этих инструментов показывают усилие каждой отдельной добродетели, которая должна противостоять действию своей противоположности — порока. Кульминацией всего произведения, по словам псалмопевца, является удар кимвалов (ср. Пс. 150:5 ), т. е. так, как поясняет Григорий, радостная повторная встреча (σνοδος ) ангельской и человеческой природ, одной и второй тарелки кимвалов: «...когда человеческое естество будет возведено в перво­начальный свой жребий, и при взаимном своем столкновении [естества человеческого и ангельского как двух тарелок кимвалов — ЛК ] издаст сладостный глас благодарения». В этом величественном ударе кимвалов Григорий слышит эсхатологическую кульминацию всей вселенной, когда человеческое естество, одаренное логосом как и ангелы, и сбитое грехом с ритма небесного славословия, вернется на свое исходное место. Всю человеческую историю Григорий воспринимает как какую-то паузу в ритме кимвалов, где обе изначально соединенные тарелки, были разделены, чтобы в триумфальном финале встретиться снова. Заключительный аккорд указывает на поверженность врага, который всецело побежден, поскольку подпал небытию. Единым дыханием вселенная теперь навеки может славословить божественный триумф (ср. Пс. 150:6 ).

http://bogoslov.ru/article/736248

4. Откуда масло на помазании? В работе над книгой я старалась ловить детские вопросы – а почему, а что, а зачем? И среди этих вопросов оказался такой: а что это за масло, которым помазывают на всенощной? И действительно, что это за масло, откуда его берут? В работе над книгой я старалась ловить детские вопросы – а почему, а что, а зачем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала мне показалось важным подчеркнуть, что помазание маслом на всенощном бдении – это обряд, а не таинство, в отличие от миропомазания (когда помазывают миром, обычно сразу после таинства Крещения) и елеосвящения (которое мы чаще всего называем «соборованием»). Миро для миропомазания освящают специальным чином епископы, масло для соборования освящают прямо во время соборования, а вот для помазания на всенощной масло берут из лампадки, которая горит перед иконой или у святых мощей, или же то масло, которое освящали во время литии. Хлеб, который раздают после помазания, тоже по идее берут с литии, смачивают его тем самым вином, которое тоже освящали на литии – правда, часто литийного хлеба не хватает, поэтому готовят какой-то другой хлеб для раздачи народу. 5. Хвалите Господа, звери, птицы и судьи! После канона на утрене поются «хвалитные псалмы»: 148-й, 149-й и 150-й. Здесь псалмопевец призывает все, сотворенное Богом, хвалить и воспевать Создателя. Привычная тема, так часто встречающаяся и в Библии, и в богослужении, но порой как нечто само собой разумеющееся. А ведь это так удивительно – призывать «неодушевленную» природу и животных прославлять Господа! Я хотела обратить внимание на этот «детский» момент, а заодно – вообще на слова псалма. Для этого «разложила» на темы 148-й хвалитный псалом, буквально показала – вот кто призван восхвалить Господа с небес: 6. Музыка Ветхого Завета В псалмах, прокимнах, стихирах, которые мы слышим во время богослужения, нередко упоминаются какие-то музыкальные инструменты. Например, мы просим Бога «возвыси рог христиан» – почему именно рог, что это за рог? Перед Великим постом поют грустное «на вербиих обесихом органы наша» – какой орган можно повесить на дерево, вряд ли тот самый огромный инструмент, который стоит в католических храмах? Особенно много музыкальных инструментов упоминается «на хвалитех» (см. стихи из 150-го псалма):

http://pravoslavie.ru/154286.html

579 Ст. 4. В греч. языке понятия «дух, дыхание, дуновение, ветер» выражаются одним словом, посему в этом контексте, где говорится о стихиях, ст. 4 может иметь и такой смысл: «Ты превращаешь в ветер Своих Ангелов и в огненное пламя Своих служителей» или: «Ветры делаются Твоими Ангелами и вспышки огня – Твоими слугами». О явлении Ангела в пламени огня см.: Исх. 3:1–2 . 581 Ст. 6. ...на горах станут воды – вздымающаяся водная громада достигнет высоты гор, но не сможет затопить землю, не сможет нарушить установление Божие, стихия подчиняется Богу и начертанному Им порядку. Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом. 582 Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом. 583 Ст. 10–16. От водной бездны взор псалмопевца переносится на землю и на воду, текущую по земле, на ее место и роль в природе: вода питает землю, поит растения, животных, вместе с землей она создает среду обитания и среду произрастания для всей живой природы и человека. 585 Ст. 17–18. Впечатление величия создается образом высоты: от обилия влаги вырастают высокие кедры, и на них высятся гнезда аиста, вода как бы поддерживает эту верхушку дерева, тянется к ней; так же и земля тянется ввысь своими горами и скалами и на этой высоте принимает к себе животных. 586 Ст. 19–24. Четвертый день творения (см.: Быт. 1:14–19 ). Луна упомянута первой, потому что у древних евреев счет времени велся по лунному календарю. Как и в предыдущих стихах, неживая природа объединяется здесь с одушевленным миром: луна и солнце определяют собой ритм жизни человека и животных. 588 Ст. 29. Отвратишь лицо Твое – лишишь Своего благоволения; ...отнимешь дыхание у них – ср. рассказ о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ). 591 Аллилуия – букв. «хвалите Бога». Собрание псалмов с таким заголовком (песни хваления) входило в чин ветхозаветного богослужения, в Псалтирь вошли группы таких псалмов (пс. 104–106; 110–118; 134–135; 145–150). Пс. 104–106 вместе с пс. 103, в конце которого в евр. тексте стоит «Аллилуия», образуют тетралогию, то есть содержат четырехчастное описание библейских событий: пс. 103 воспевает творение мира, пс. 104 – раннюю историю еврейского народа, пс. 105 – выход из Египта, пс. 106 – возвращение в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По стихословиях седальнов Октоиха и ектений малых не бывает. Псалом 50-й. Канонов три: Октоиха 1-й – на 6 с ирмосом, ирмосы по одному разу, и святым два канона; тропари каждому – по 4. По 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях вместо катавасии поется ирмос от канона 2-му святому. По 3-й песни, если святым обоим есть кондаки и седальны, кондак и икос 2-му святому, седален 1-му святому, «Слава» – седален 2-му святому. «И ныне» – Богородичен его. По 6-й песни по ектении кондак и икос 1-му святому. По 8-й поем «Честнейшую» и каждение. По 9-й песни после ирмоса Минеи «Достойно есть». Ектения малая. Светилен Октоиха, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен его. «Хвалите Господа с небес». Если есть на «Хвалите» стихиры святому, то петь их с последними стихами 150-го псалма. (Если стихир на «Хвалите» нет, то читается «Тебе подобает».) «Слава в вышних Богу» читается. Ектения «Исполним утреннюю». На стиховне стихиры Октоиха, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен Октоиха по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи). «Благо есть» (один раз); по Трисвятом тропарь 1-му святому, «Слава» – тропарь 2-му святому; «И ныне» – Богородичен отпустительный от менших. Ектения «Помилуй нас, Боже». «Премудрость», «Сый благословен». «Утверди, Боже» и 1-й час. На 1-м часе тропарь 1-му святому, «Слава» – 2-му святому, «И ныне» – Богородичен часов, кондак 1-му святому. На прочих часах тропари так же, а кондаки переменяются. На литургии, если Блаженны положены обоим святым из канонов песни, читаются Блаженны им только – по 4 каждому, а Октоиха оставляются. По входе при пении тропарей соблюдается то же, что и во вседневное служение с малым святым, только тропарь и кондак 2-му святому следуют в ряду с тропарем и кондаком 1-му святому. Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дню и святым, если есть. СЛУЖЕНИЕ СУББОТНЕЕ а) Служение с одним рядовым или двумя святыми малыми 9-й час исполняется так же. По обычаю начинается вечерня. После великой ектений стихословится кафизма 18-я, если не было в этот день бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010