Псалом 52 Крайнее нравственное развращение есть следствие безбожия. 1. В конец, о маелефе, разума Давиду. Псалом принадлежит Давиду, как писателю; по своему содержанию он представляет учение для разума – о том заблуждении, в которое он впадает, именно, при забвении о Боге. – О маелефе, это выражение еврейское, по точному произношению – ал-махалах, значит о болезни или скорби. Некогда, законодатель Еврейского народа, пророк Моисей, предостерегая современное ему поколение и его потомство, сказал: «если ты будешь слушаться гласа Господа Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его; то не наведу на тебя ни одной из болезней (евр. махалах), которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, Бог Твой, целитель твой» ( Исх.15:26 ). Но во дни Давида, народ нарушил этот завет Божий, данный чрез Моисея, – все уклонились, сделались равно непотребными; не было делающего добро»... И вот Господь послал им скорбь – болезнь, ибо наказал пленом людей своих (ст. 4–5 и 7). – Скорбь Давида об этом состоянии народа и выражается в этом псалме. Сей псалом вполне сходен с 13-м псалмом, а потому имеет с ним и одинаковое изъяснение. 2. Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое. Ср. Пс.13:1 . 3–4. Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога? Вси уклонишася, вкупе непотребни Быша, несть творяй благое, несть до единаго. Ср. Пс.13:2–3 . 5. Ни ли уразумеют ecu делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Ср. Пс.13:4 . 6. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх: яко Бог рассыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их. Не боясь Бога, люди видели предмета страха там, где его не было, или в мнимых богах – идолах, или в сильной, но суетной власти коварного царя Саула ( Пс.51:1,9 ). Но что здесь не было истинного страха, это очевидно, так как Бог рассыпал кости человекоугодников, – поразил их преждевременною смертью на войне и, мертвые, они быстро в тлении обнажили кости, которые, быв не погребены, остались в разбросанном состоянии. Так Господь, за неповиновение своей воле, подверг их постыждению – попранию их костей ногами врагов и диких зверей, ибо Он уничижил их, – зато, что они уничижили Его. 7. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людий Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль. Ср. Пс.13:7–8 . Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Мы называем этот сборник Псалтирью, а сами эти гимны – псалмами. Ни первое, ни второе слово не имеет с древнееврейским языком ровно ничего общего: это – следы эллинизма, внесенного в Библию александрийскими переводчиками. Греческое слово ψαλμοσ (‘псалом’) буквально означает ‘бряцание по струнам’; оно было применено для того, чтобы передать еврейское “мизмор” (‘песнь, предназначенная для струнного сопровождения’), фигурирующее в заголовках отдельных гимнов сборника (например, 3-го, 4-го, 5-го, 6-го и др.). Другое греческое слово ψαλτηριον (‘псалтирь’) появляется впервые у Филона Александрийского (I в. до Р. Х. – I в. по Р. Х.) для передачи еврейского y “кинор” – ‘арфа’. Но у иудеев сборник издревле обозначался как   yy “техилим” – “книга Хвалений”, или просто “Хваления”. Сборник насчитывает ровно 150 гимнов. Септуагинта прибавляет к этому еще “псалом Давида на единоборство с Голиафом”, но обозначает его как стоящий “вне счета” и не дает ему порядкового номера. Число 150, выбранное, по-видимому, не без участия особой числовой эстетики, сохранено не без усилий. Некоторые целостные песни были разъяты, а самостоятельные – соединены, чтобы в итоге получалось “красивое” круглое число. С этим связан разнобой в нумерации псалмов между древнееврейским (так наз. масоретским) текстом Библии (которому следует протестантская традиция) и греческим текстом Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция). Септуагинта с полным основанием соединяет разделенные в масоретской Библии псалмы 9 и 10 (на деле образующие алфавитный акростих) в единый псалом 9; куда менее оправдано объединение двух самостоятельных песен 114 и 115 в псалом 113. Чтобы восполнить образовавшийся недобор до общей суммы 150, разделили два еврейских псалма (116 -- 114 плюс 115 и 147 -- 146 плюс 147) 9 . Для удобства можно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев православно-католический счет псалмов отстает от еврейско-протестантского на один порядковый номер. Книга Хвалений разделена в своем составе особыми богослужебными завершающими формулами на пять книг. Что это – произвольное позднейшее членение, искусственно повторяющее структуру Пятикнижия, или же, напротив, воспоминание о древних поэтических циклах, существовавших порознь и лишь затем повстречавшихся в рамках одного сборника? Второе, по-видимому, вероятнее; но об этом до сих пор спорят, и спорят довольно ожесточенно, ибо вопрос этот связан с больной проблемой датировки отдельных псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Псалом 150 Да хвалят Господа все и великим образом. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–2. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его: хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Псалмопевец обращается к сонму левитов, певцов-музыкантов, во храме. – Хвалите Бога во святых Его, – среди народа, предстоящего святилищу Его, во храме. Хвалите Его во утверждении силы Его, или – на тверди силы Его, т. е. на горе Сионе, где Его престол и сосредоточены Его силы – воинства. Хвалите Его на силах Его, – как верховного Вождя воинств Его. Хвалите Его по множеству величествия Его, – сообразно величию Его могущества, которое Он проявил вомножестве своих дел, как Вождь воинств небесных и земных. 3–5. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех: хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Хвалить Господа должно всяким образом. – Хвалите Господа во гласе трубном, или посредством звука трубы. – Хвалите Его на псалтири и гуслях или цитрах, – на струйных орудиях музыки. – Хвалите Его в тимпане, или с тимпаном, и в лице – с хором музыкантов, играющих на духовных орудиях. – Хвалите Его во струнах и органе, на струнных орудиях, из коих самый полнозвучный – орган или многострунная арфа. – Хвалите Его в кимвалех доброгласных, нужно и сильно звучных. Хвалите Его в кимвалах восклицания, или – громогласных, для восклицания: так как музыканты-левиты, при пении псалмов, во время богослужения, в обширном дворе храма, давая гнать предстоящему здесь народу, когда он должен совершить восклицание – возглас на призыв хора певцов и музыкантов, ударяли в кимвалы (ударные металлические инструменты, в виде полушарий с отогнутыми краями). 6. Всякое дыхание да хвалит Господа. Проникнутый глубоким благоговением к имени Господа, псалмопевец желает, чтобы хвалило Его все живущее в мире. – Всякое дыхание, – все дышащее или живущее на земле, или в воздухе, или в море, что получило от Бога дыхание и жизнь, всякое существо должно прославлять Бога, как своего Творца, Промыслителя и Спасителя, всемогущего, премудрого и всеблагого, от которого всякое создание Его получает постоянно дары Его благости, – в особенности должен прославлять Бога сам человек, как созданный по образу и подобию своего Творца. Николай Троицкий Март, 23-е. 1908 г. Тула. Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 150 Аллилуиа. Древний Греческий Колбертов кодекс имеет еще: Аггеа и Захарии, но ни в Еврейском, ни в Греческих изданиях LXX сих слов нет. «Псалом сей есть победная песнь, предсказывает же будущее у всех людей Боговедение» (Бл. Феод.). 1 . Хвилите Бога во святых Его. «Здесь пророк говорит или о народе, или о святой жизни и святых мужах. Во святых Его, т.е. чрез святых Его. Благодарите Бога за то, что Он так устроил жизнь, или: соделал людей ангелами» (Злат.). «Кто, изучая жизнь святых, не подвигнет язык свой к прославлению Господа, даровавшего людям сим такое обилие благ»? (Бл. Феод.). Хвалите Его во утвержении силы Его. А Симмах перевел так: «Хвалите Его в неприступной твердыне Его»; «потому что Бог один имеет твердую, негиблющую, вечную державу» (Бл. Феод.). «Хвалите Его Ангелы, находящиеся на тверди Его» (Злат.). С Евр.: «Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его». 2 . Хвалите Его на (или: в) силах Его. Т.е. «хвалите Его за силы Его, за могущество Его, за чудеса Его, за могущество, которое Он являет во всем, горнем и дольнем, общем и частном, над каждым и непрестанно» (Злат.). С Евр.: «Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его». 3 . Хвалите Его во гласе трубнем и проч. «Пророк приводит в движение все музыкальные орудия 710 и заповедует на всех их возносить стройную песнь, воспламеняя и возбуждая душу слушателей, а нам повелевается песнословить Бога всеми членами: глазами, языком, слухом и руками» (Злат.). Слова: в кимвалех восклицания или, по другому переводу, знамения, по св. Злат., означают: «псалмы; ибо Иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но сколько возможно, выражали ими значение псалмов». 4 . С Евр.: «Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе». 5 . С Евр.: «Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных». 6 . Всякое дыхание да хвалит Господа, т.е. все дышущее, все живущее. «Таким образом, – говорит св. Злат., – пророк наперед рассеевает семена Нового Завета для людей, распространенных по всей земле». «Конец пророчества, – говорит бл. Феод., – повелевает получившим спасение песнословить Благодетеля». В Еврейском тексте заканчивается сей псалом: аллилуиа – хвалите Бога. 710 Музыкальные орудия здесь, по Еврейскому тексту, следующие: 1) трубы, на коих могли играть только священники ( Числ. 10, 8 ), 2) псалтири, 3) гусли, 4) тимпаны, 5) махол, по Калмету – музык. инструмент, переведено: лики, 6) орудия струнныя, 7) органы, 8) кимвалы, доброгласные или звучные и 9) кимвалы восклицания – громогласные. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 66 Бога милосердого и правосудного должны прославлять все народы. 1. В конец, в песнех, псалом песни Давиду. 2–4. Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны, познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Будучи ревностным чтителем истинного Бога, Давид желает, чтобы Его чтили все народы, как милосердого и правосудного. – Боже, ущедри ны, – пошли нам милость, не взирая на наши прегрешения; и благослови ны, – пошли все средства, необходимые для жизни; просвети лице Твое на мы, – яви нам лице свое не мрачное или грозное, т. е. гневное, а светлое или благостное, т. е. милостивое; и помилуй ны, – прости наши согрешения, не подвергай нас каре своего гнева: познати на земли путь Твой, – дабы все познали на земле путь Твой, т. е. Твою волю в законе Твоем, и чрез то – получили от Тебя спасение все народы. Да исповедятся Тебе людие, Боже, – да восхвалять Тебя, когда познают Твой путь и увидят Твое спасение; да восхвалять все – ибо спасение Твое будет во всех и для всех. 5–6. Да возвеселятся и да возрадуются языцы, яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Когда народы узнают на земля путь Твой – закон Твой и увидят вей спасение Твое (ст. 3), то возвеселятся – открыто будут торжествовать свою радость – внутреннее высокое чувство довольства, ибо поймут, что Ты судишь людей правотою – праведно,–оправдываешь только того, кто действительно прав; и – языки на земли наставиши, – управляешь народами на земле, руководя их своим законом, ведешь их ко спасению. Посему да восхвалят Тебя все люди, все народы. 7–8. Земля даде плод свой, благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Земля дала плод свой, – в этом и открылась милость Божия, о которой молился и продолжает молиться Давид за всех. – «Благослови нас, Боже, Бог наш, благослови нас, Боже. И да убоятся Его обитатели всех пределов земли!» – пусть благоговеют пред Богом все люди, созерцая дела Его милосердия и правды и видя спасение, соделанное Им на земле. Величайшее дело милосердия Божия – спасение, какое совершено на земле, пред взорами всех народов и для усвоения всеми, есть именно то, которое совершил Христос Спаситель, за что и прославляют Его все народы во всех пределах вселенной. Так исполнилась молитва Давида, проникнутая отрадной мессианской надеждой. Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но можно с вероятностью предполагать, что и Псалом 131-й, не имеющий в своём надписании имени писателя, также воспет был Соломоном по случаю перенесения ковчега завета из Давидовой сионской скинии в воздвигнутый им храм иерусалимский. 7) Писатели остальных сорока трёх псалмов: 65, 65, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136 и 145–150 в еврейских надписаниях не поименованы и несмотря на то, что некоторые из них в переводе 70-ти, нашем славянском и др. древних переводах надписываются то именем Давида, то именами пророков Иеремии, Аггея и Захарии, должны быть признаны песнями различных неизвестных писателей. По различным, более или менее вероятным, признакам можно догадываться, что из числа этих псалмов первые 4:65, 66, 90 и 91 относятся ко времени Езекии, а следующие затем 8 псалмов, 92–99, воспеты были в подражание пророчествам Исаии о вечном всемирном царстве Божием (гл. 40–66) в царствование Иосии, или в последние годы Манассии; псалма: 101, 104, 105 и, может быть, еще 129 составлены были в утешение и ободрение иудеев в плену вавилонском, в ожидании обещанного пророками избавления, а все остальные относятся к послепленному периоду священной письменности и были составлены частью по случаю самого возвращения из плена с последовавшими затем стеснительными обстоятельствами водворения и устроения возвратившихся в своём отечестве ( Пс.106, 110–113, 118–120, 122, 124, 125, 127, 128 и 136), частью же по случаю построения и освящения второго храма в Иерусалиме ( Пс.114–117, 123–125 ) и восстановления и освящения стен святого города ( Пс.145–150 ). 6) Происхождение собрания псалмов Написанные в разные времена в течение продолжительного, более чем 600-летнего периода (не включая сюда промежуток времени, отделяющий псалом Моисея от псалмов Давидовых), песни Псалтири собраны были в един состав не вдруг, а постепенно, по мере их происхождения. Судя по тому высокому уважению, каким уже во время Давида стали пользоваться у евреев священные песни, надобно полагать, что начало собрания их имело место во время Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1–2 Святые, т. е. нашедшие защиту в любви Господа (ср.: ст. 5, 9); Израиль – избранный ( Ис. 41:8 ) сын, первенец ( Исх. 4:22 ), искупленный ( Исх. 6:6–7 ); Сион – предназначенный для царя Давида. 4 Причины хвалы: благоволит Господь, т. е. радостно принимает Свой народ; прославляет… спасением – вопреки любому противостоянию – враждебных людей или обстоятельств. Смиренных – поверженных, лишенных всякой возможности спастись самостоятельно. 5–6 На ложах… меч – преднамеренное противопоставление. Подданные Давида не призывались к военным победам. На ложах – возможно, подразумевалось возлежание на пиру Мессии ( Ис. 25:6–10 ), а мен может означать уже одержанную победу. Но для них, как и для нас, эти победы духовные ( 2Кор. 10:5 ), а настоящая победа одержана на Голгофе ( Отк. 12:11 ). 7 Мщение – темная сторона дня спасения ( Ис. 61:2; 63:4 ; Флп. 1:28 ; 2Фес. 1:7–10 ; Отк. 14:14–19; 20:15 ). 8 (Ср.: Ис. 45:14–25 ). Красочная метафора принятия языческими народами Царя и Его Царства: принять весть – значит покориться вестнику ( 2Кор. 8:5 ). 9 Суд писанный, т. е. записанный в книге Божьей; суд в соответствии с законом Божьим, запечатленном в Священном Писании . Псалом 150. Всеобщая хвала! Это самый последний псалом славы, и в нем мысль, звучащая в Пс. 149:5–9 и нашедшая свое отражение в Ис. 45:23 и Флп. 2:11 , приходит к своему кульминационному завершению в гимне всех спасенных ( Отк. 5:8–14, 7:9–10 ). 1–2 Воздать Богу достойную хвалу. С высоты Своей небесной святыни и в величии Своего небесного могущества (на тверди силы), Господь являет Свое величие, превосходящее все, доступное воображению человека. Святыня – это и Его святость, и святилище, дом Господень, который Он повелел построить, чтобы пребывать там и общаться со Своим народом, который мог приближаться к Нему через примирительную жертву. Это наивысшее проявление Его величия. Его великие свершения, начиная с сотворения всего сущего, направлены на искупление, поддержание жизни и наставление Его народа. 3–6 Хвала всего рода человеческого. Хвала отовсюду (3–5), из всех уст (6) раздается как единый вселенский хор, как кульминация, преизбыток радости ветхозаветной религии, как предвкушение славы Отца, Сына и Святого Духа, которая наполнит небеса и будет длиться вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Не менее трудно, чем о происхождении псалмов, решать вопрос о происхождении Псалтири, как известного ныне определенного собрания или «книги» псалмов. Многих исследователей как бы наталкивает на определенное решение этого вопроса еврейское деление Псалтири на пять частей, тем более что вторая часть (конец 72 пс. по евр. счету) заканчивается так: «кончились молитвы Давида, сына Иессеева». Отсюда естественен вывод, что пять частей Псалтири указывают на последовательное пятикратное собирание псалмов: эти пять частей суть пять сборников, появлявшихся последовательно один за другим и впоследствии соединенных во едино Ездрой и Неемией. При этом находится подтверждение и хронологическое: в первой и второй частях (Псс.1–71) помещены более древние псалмы: Давидовы, Асафовы, Соломонов, – и таким образом в первых двух частях видны как будто два более древних, из эпохи Давида и Соломона до Езекии, сборника псалмов. Но подтверждаемое несколько первыми двумя частями Псалтири, это решение рассматриваемого вопроса едва ли может найти себе такую же опору в дальнейших частях. Так, в третьей части (Псс.72–88) встречаем псалмы с именем Асафа и Ефама, ясно указывающие на эпоху вавилонского плена (Псс.78; 79; 82; Пс.88, 39, 50 ); находящийся здесь же псалом сынов Кореевых указывает даже на «возвращение из плена Иакова», т. е. послепленную эпоху (84:2–6). Когда и кем собрана эта часть? Защитники указанного предположения утверждают, что собрана она при Езекии. Но как же быть с ясными признаками эпохи плена и даже послепленной (82:2–6 и 84:2–6)? Их доводится volens – nolens замалчивать. Четвертую и пятую части относят к послепленной эпохе. Но при чтении псалмов четвертой части (Псс.89–104), невольно возникает вопрос: почему в ней помещен Моисеев псалом (89-й, по евр. 90) и даже начинает ее? Неужели он был неизвестен евреям до эпохи плена и не находился ни в одном из псаломских сборников? Довольно странно так думать и наводить, согласно с новыми критическими гипотезами, на мысль о какой-то «заброшенности, неизвестности и безымянности» священных писаний до вавилонского плена… Затем, в той же «послепленной» части находятся псалмы Давида: 100 и 102. Ужели и они неизвестны были до плена и «не вошли» в предшествующие сборники? Точно также и в пятой части (Псс.105–150) есть псалмы Давида (107, 108, 109, 137–138, 140–144) и Соломона (126). И они почему не вошли в предыдущие сборники? Вообще что-то невероятное получается: сначала были точно забыты и затеряны, потом найдены и собраны. Правда, у бл. Феодорита и Афанасия встречается мысль о том, что псалмы расположены в Псалтири «по мере нахождения их» (Синопсис. Толкование на псалмы. Предисловие). Но по указанным соображениям, неудобно соглашаться с такою постановкою и решением рассматриваемого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Славьте Бога! . 149. (1) Славьте Бога. Воспойте Богу новую песнь, славословье Ему – в собрании благочестивых. (2) Да веселится Израиль о Творце своем, сыны Сиона да радуются о Властелине своем. (3) Да славят имя Его на махоле , на тимпане и арфе пусть играют Ему. (4) Ибо благоволит Бог к народу Своему, смиренных спасением украшает. (5) Восторжествуют благочестивые в почете, воспоют на ложах своих. (6) Величие Богу [исходит] из гортани их, меч обоюдоострый в руке их. (7) Чтобы свершать мщение над язычниками, наказание – над народами, (8) заключить царей их в узы, вельмож их – в оковы железные, (9) чтобы произвести над ними приговор записанный. Великолепен Он для всех благочестивых Его. Славьте Бога! 150. (1) Славьте Бога! Славьте Бога в святости Его, славьте в небосводе могущество Его! (2) Славьте Его во всемогуществе Его, славьте Его во множестве величия Его! (3) Славьте Его трубя в рог, славьте Его на лире и арфе! (4) Славьте Его с тимпаном и махолем, славьте Его на струнах и органе! (5) Славьте Его на звучных кимвалах, славьте Его на кимвалах громогласных. (6) Каждая душа да славит Бога! Славьте Бога! Псалтирь/Перевод П. Юнгерова /Перевод греческой версии, «Септуагинта» Псалом 1 1 Блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел, 2 но в законе Господа воля его и закону Его он будет поучаться день и ночь. 3 И будет он, как дерево, посаженное при истоках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не отпадет. И всё, что он ни делает, будет благоуспешно. 4 Не так нечестивые, не так: но как прах, который сметает ветер с лица земли! 5 Посему не возстанут нечестивые на суд и грешники в собрание праведных. 6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом 2 1 Зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное? 2 Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника Его: 3 «Расторгнем узы Их и свергнем с себя иго Их». 4 Живущий на небесах посмеется над ними, и Господь опозорит их.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010