В Псалтири, в книге хвалений, 150 богодухновенных псалмов и особый 151 псалом. Есть 15 псалмов - песни степеней, со 119 по 133; покаянные 7 псалмов: 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142. Каждый псалом по внушению Духа Святого воспевает тайны Божий, благодеяния, промышление о мире и человеке, любовь, наипаче же о пришествии Христа Спасителя на землю, Его пречистых страстях, о милости к человеку, о воскресении, созидании Церкви и Царствии Божием - Иерусалиме Небесном. ПСАЛОМ 1 является началом и основанием всех псалмов. Воспевается в нем блаженный, единый, сильный новый Адам, сильный Муж делом и словом - Христос Господь, сказавший: " Снидох с Небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца " (Ин.6:38). Здесь наставление сынам человеческим к творению Господних добродетелей, приближение к Богу, дабы стяжать блаженство жизни вечной. Ибо Христос - древо жизни при воде святого крещения, а веровавшие в Него будут телом Его, как ветви и листья на древе жизни. ПСАЛОМ 2 предвозвещает явление Господа во плоти и что блаженство наше состоит в уповании на Него, ибо Бог Отец поставил Его (Христа) Царем над Сионом - святою Церковью. И Он как Владыка и Творец, как Бог принимает владычество над всем и как Человек с жезлом железным - Крестом святым Своим. ПСАЛОМ 3 вразумляет к добродетельной и целомудренной жизни всех, дабы творить добро, и соблюдать законы Божий, и прославлять воскресение Христово, ибо смерть Христова сном нарицается. ПСАЛОМ 4 содержит пророчество о воскресении из мертвых. Ныне люди познали лице Бога Отца - Христа Спасителя, Крест Его святый, тайну тела Христова, кровь Его животворящую, елей миропомазания. ПСАЛОМ 5 есть глас молитвы Церкви святой и всякой души благочестивой, входящей в храм Божий со страхом и трепетом, дабы получить благословение Господне. ПСАЛОМ 6 есть первый покаянный псалом, возвещающий о вечном дне осьмом. И до скончания века и Страшного Суда Божия будут хвалить и превозносить Бога. Содержит учение об искреннем покаянии. ПСАЛОМ 7 изъявляет пред Богом незлобие Давида в гонении, от Авессалома и Ахитофела бывшем, изображая глас Христа Господа к Богу Отцу, в незлобии Своем страдавшего. Воскресни, Господи, гневом Твоим и востани и пошли обетование, ибо человеком смерть и Бог Судитель праведен. Человек победил диавола и смерть, и чудно имя Иисуса, о нем же всяко колено небесных, и земных, и преисподних поклонится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

Разделы портала «Азбука веры» Архимандрит Наум (в миру — Николай Александрович Байбородин; 1927–2017 гг.) — священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит, духовник Троице-Сергиевой лавры, один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви последней четверти XX — начала XXI веков. Слово 1. О богодухновенных псалмах В Псалтири, в книге хвалений, 150 богодухновенных псалмов и особый 151 псалом. Есть 15 псалмов – песни степеней, со 119 по 133; покаянные 7 псалмов: 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142. Каждый псалом по внушению Духа Святого воспевает тайны Божии, благодеяния, промышление о мире и человеке, любовь, наипаче же о пришествии Христа Спасителя на землю, Его пречистых страстях, о милости к человеку, о воскресении, созидании Церкви и Царствии Божием – Иерусалиме Небесном. ПСАЛОМ 1 является началом и основанием всех псалмов. Воспевается в нем блаженный, единый, сильный новый Адам, сильный Муж делом и словом – Христос Господь, сказавший: «Снидох с Небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» ( Ин.6:38 ). Здесь наставление сынам человеческим к творению Господних добродетелей, приближение к Богу, дабы стяжать блаженство жизни вечной. Ибо Христос – древо жизни при воде святого крещения, а веровавшие в Него будут телом Его, как ветви и листья на древе жизни. ПСАЛОМ 2 предвозвещает явление Господа во плоти и что блаженство наше состоит в уповании на Него, ибо Бог Отец поставил Его (Христа) Царем над Сионом – святою Церковью. И Он как Владыка и Творец, как Бог принимает владычество над всем и как Человек с жезлом железным – Крестом святым Своим. ПСАЛОМ 3 вразумляет к добродетельной и целомудренной жизни всех, дабы творить добро, и соблюдать законы Божий, и прославлять воскресение Христово, ибо смерть Христова сном нарицается. ПСАЛОМ 4 содержит пророчество о воскресении из мертвых. Ныне люди познали лице Бога Отца – Христа Спасителя, Крест Его святый, тайну тела Христова, кровь Его животворящую, елей миропомазания. ПСАЛОМ 5 есть глас молитвы Церкви святой и всякой души благочестивой, входящей в храм Божий со страхом и трепетом, дабы получить благословение Господне.

http://azbyka.ru/klyuch-k-psaltiri

Но сторонники Кирилла Александрийского нашли способ обойти эту полицейскую меру. Кирилл составил послание своим единомышленникам в столице – епископам, пресвитерам и монахам – и поручил одному городскому нищему доставить это письмо константинопольскому архимандриту Далмату. Нищий спрятал послание в узловатой палке, с которой и отправился в столицу на корабле. Чиновники, досматривавшие багажи приезжавших в столицу, не заподозрили одетого в рубище нищего, которого моряки из милости бесплатно довезли до Константинополя, а тот немедленно по прибытии в Новый Рим отправился к Далмату. Это был в прошлом офицер из дворцовой стражи Феодосия Великого, принявший после смерти жены и детей постриг и давший обет до самой кончины безвыходно пребывать в монастыре. 48 лет он не выходил из обители, но полученное им известие настолько встревожило его, что он решил нарушить обет и отправиться к императору. Духовный авторитет подвижника в столице был велик, и Феодосий принял его. На этой аудиенции Далмат передал императору послание отцов собора, на котором председательствовал святой Кирилл, и сказал: «Справедливо ли это, благочестивейший август, чтобы голос одного нечестивца (он обозначил этим именем комита Кандидиана) имел для вашей совести больше значения, чем голоса 6 тысяч епископов, распространенных по всей вселенной, которые следуют учению отцов, собранных в Эфесе?» . Далмат добился от Феодосия разрешения посланцам собора прибыть в Константинополь, чтобы со своей стороны доложить императору о происшедшем в Эфесе. Это распоряжение было изложено в грамоте, которую Далмат взял с собой. При выходе из дворца его поджидали собравшиеся у ворот монахи и миряне. И все вместе они с зажженными свечами направились в церковь святого Мокия. По пути к процессии присоединялись новые люди. Шествовавшие воспевали 150 псалом «Хвалите Господа во святых Его», а время от времени раздавались крики: «Анафема Несторию». В храме святого Мокия было оглашено послание отцов собора во главе с архиепископом Кириллом. Затем архимандрит Далмат с амвона рассказал народу о своей аудиенции у императора. Свою речь он закончил словами: «Я уверен, что император последует внушению Бога и святого собора, а отнюдь не развращенным людям; итак, молитесь, братья, за императора и за нас». В церкви снова раздался крик: «Анафема Несторию» . Такая реакция соответствовала настроению большинства жителей столицы. Константинопольская паства, в которой раньше было немало сторонников у Нестория, была им явным образом потеряна.

http://pravoslavie.ru/50360.html

Кафизма 15 мая, 2012 Содержание статьи Кафизма: что это Кафизма — это один из разделов Псалтири. Во время чтения кафизмы на богослужении можно сидеть. При этом изначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели наоборот на следующих за ними седальнах и святоотеческих чтениях. Деление Псалтири на кафизмы Всего в Псалтири существует двадцать кафизм. Они составляют приблизительно одинаковую длину, это очень важно для образования кафизмы, потому что число псалмов в кафизмах может различаться даже при одинаковой длине. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Чтение кафизм в храме Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы: Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава I 97—100 101—102 107—108 109—111 112—114 115—117 118:1—72 118:73—131 118:132—176 119—123 124—128 129—133 134—136 137—139 140—142 143—144 145—147 148—150 Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы. Читайте также — Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой». В недельном Богослужении кафизмы читаются так: При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает. Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста: День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час Вс 10, 11, 12 19, 20, 1 13, 14, 15 Чтение кафизм в домашней молитве

http://pravmir.ru/kafizma/

Разделы портала «Азбука веры» Псалтирь или Псалтырь (от греч. ψαλτριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав Библии (связь между названием книги, как сборником псалмов (песней), и названием музыкального инструмента объясняется тем, что во времена Ветхого Завета пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах). Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида. Содержание псалмов весьма разнообразно при одинаковой молитвенной (в смысле обращения человека к Богу) форме большинства из них: есть псалмы покаянные (например: Пс.6 , Пс.24 , Пс.37 , Пс.50 , Пс.129 , Пс.136 ), благодарственные (Псалом 17, Пс.29 ), хвалебные ( Пс.103 , Пс.145 ), просительные; есть кроме того псалмы и в собственном смысле учительные, например Пс.90 . Наряду с этим учительно-молитвенным содержанием псалмов во многих из них находятся и пророчества о будущих событиях, особенно об Иисусе Христе и Его Церкви, – таких псалмов насчитывается более двадцати ( Пс.2 , Пс.8 , Пс.15 , Пс.18 , Пс.21 , Пс.23 , Пс.39 , Пс.40 , Пс.44 , Пс.50 , Пс.67 , Пс.68 , Пс.71 , Пс.88 , Пс.96 , Пс.101 , Пс.109 , Пс.117 , Пс.118 , Пс.129 , Пс.131 , Пс.142 ). В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении , причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах ), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири. По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.

http://azbyka.ru/psaltir

О.Д. Лада Скачать epub pdf Из беседы на 150-й псалом. Святитель Иоанн Златоуст Слава Богу за все! Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными орудиями ( Пс. 150, 3–6 ), так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше ( Рим. 12,1 ). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным песням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда простираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучною псалтырью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те музыкальные орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководить их к большему усердию. Бог , зная их грубость, леность и беспечность, хотел таким мудрым распоряжением пробудить их от усыпления, облегчая труд продолжительной молитвы приятностью музыкального пения. Что же значит: в кимвалах знамения? Так называет пророк псалмы. Иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но, сколько возможно, и посредством кимвалов, и посредством труб и посредством гуслей выражали значение псалмов; к этому они прилагали усердие и старание, которое приносило великую пользу. Всякое дыхание да хвалит Господа. Признав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, пророк, наконец, простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст: старцев, мужей, юношей; отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким образом наперед рассеивает семена Нового Завета для людей, распространенных по всей земле. Итак, будем постоянно хвалить Бога и непрестанно благодарить Его за все и словами и делами. Это – наша жертва и приношение; это – служение самое лучшее и достойное ангельской жизни. Если мы будем постоянно славить Его таким образом, то и настоящую жизнь проведем без всякого преткновения, и достигнем будущих благ, которых да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: О церковном пении. Сб. статей. Сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 52 Крайнее нравственное развращение есть следствие безбожия. 1. В конец, о маелефе, разума Давиду. Псалом принадлежит Давиду, как писателю; по своему содержанию он представляет учение для разума – о том заблуждении, в которое он впадает, именно, при забвении о Боге. – О маелефе, это выражение еврейское, по точному произношению – ал-махалах, значит о болезни или скорби. Некогда, законодатель Еврейского народа, пророк Моисей, предостерегая современное ему поколение и его потомство, сказал: «если ты будешь слушаться гласа Господа Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его; то не наведу на тебя ни одной из болезней (евр. махалах), которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, Бог Твой, целитель твой» ( Исх.15:26 ). Но во дни Давида, народ нарушил этот завет Божий, данный чрез Моисея, – все уклонились, сделались равно непотребными; не было делающего добро»... И вот Господь послал им скорбь – болезнь, ибо наказал пленом людей своих (ст. 4–5 и 7). – Скорбь Давида об этом состоянии народа и выражается в этом псалме. Сей псалом вполне сходен с 13-м псалмом, а потому имеет с ним и одинаковое изъяснение. 2. Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое. Ср. Пс.13:1 . 3–4. Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога? Вси уклонишася, вкупе непотребни Быша, несть творяй благое, несть до единаго. Ср. Пс.13:2–3 . 5. Ни ли уразумеют ecu делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Ср. Пс.13:4 . 6. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх: яко Бог рассыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их. Не боясь Бога, люди видели предмета страха там, где его не было, или в мнимых богах – идолах, или в сильной, но суетной власти коварного царя Саула ( Пс.51:1,9 ). Но что здесь не было истинного страха, это очевидно, так как Бог рассыпал кости человекоугодников, – поразил их преждевременною смертью на войне и, мертвые, они быстро в тлении обнажили кости, которые, быв не погребены, остались в разбросанном состоянии. Так Господь, за неповиновение своей воле, подверг их постыждению – попранию их костей ногами врагов и диких зверей, ибо Он уничижил их, – зато, что они уничижили Его. 7. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людий Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль. Ср. Пс.13:7–8 . Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 150 Аллилуиа. Древний Греческий Колбертов кодекс имеет еще: Аггеа и Захарии, но ни в Еврейском, ни в Греческих изданиях LXX сих слов нет. «Псалом сей есть победная песнь, предсказывает же будущее у всех людей Боговедение» (Бл. Феод.). 1 . Хвилите Бога во святых Его. «Здесь пророк говорит или о народе, или о святой жизни и святых мужах. Во святых Его, т.е. чрез святых Его. Благодарите Бога за то, что Он так устроил жизнь, или: соделал людей ангелами» (Злат.). «Кто, изучая жизнь святых, не подвигнет язык свой к прославлению Господа, даровавшего людям сим такое обилие благ»? (Бл. Феод.). Хвалите Его во утвержении силы Его. А Симмах перевел так: «Хвалите Его в неприступной твердыне Его»; «потому что Бог один имеет твердую, негиблющую, вечную державу» (Бл. Феод.). «Хвалите Его Ангелы, находящиеся на тверди Его» (Злат.). С Евр.: «Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его». 2 . Хвалите Его на (или: в) силах Его. Т.е. «хвалите Его за силы Его, за могущество Его, за чудеса Его, за могущество, которое Он являет во всем, горнем и дольнем, общем и частном, над каждым и непрестанно» (Злат.). С Евр.: «Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его». 3 . Хвалите Его во гласе трубнем и проч. «Пророк приводит в движение все музыкальные орудия 710 и заповедует на всех их возносить стройную песнь, воспламеняя и возбуждая душу слушателей, а нам повелевается песнословить Бога всеми членами: глазами, языком, слухом и руками» (Злат.). Слова: в кимвалех восклицания или, по другому переводу, знамения, по св. Злат., означают: «псалмы; ибо Иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но сколько возможно, выражали ими значение псалмов». 4 . С Евр.: «Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе». 5 . С Евр.: «Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных». 6 . Всякое дыхание да хвалит Господа, т.е. все дышущее, все живущее. «Таким образом, – говорит св. Злат., – пророк наперед рассеевает семена Нового Завета для людей, распространенных по всей земле». «Конец пророчества, – говорит бл. Феод., – повелевает получившим спасение песнословить Благодетеля». В Еврейском тексте заканчивается сей псалом: аллилуиа – хвалите Бога. 710 Музыкальные орудия здесь, по Еврейскому тексту, следующие: 1) трубы, на коих могли играть только священники ( Числ. 10, 8 ), 2) псалтири, 3) гусли, 4) тимпаны, 5) махол, по Калмету – музык. инструмент, переведено: лики, 6) орудия струнныя, 7) органы, 8) кимвалы, доброгласные или звучные и 9) кимвалы восклицания – громогласные. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 66 Бога милосердого и правосудного должны прославлять все народы. 1. В конец, в песнех, псалом песни Давиду. 2–4. Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны, познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Будучи ревностным чтителем истинного Бога, Давид желает, чтобы Его чтили все народы, как милосердого и правосудного. – Боже, ущедри ны, – пошли нам милость, не взирая на наши прегрешения; и благослови ны, – пошли все средства, необходимые для жизни; просвети лице Твое на мы, – яви нам лице свое не мрачное или грозное, т. е. гневное, а светлое или благостное, т. е. милостивое; и помилуй ны, – прости наши согрешения, не подвергай нас каре своего гнева: познати на земли путь Твой, – дабы все познали на земле путь Твой, т. е. Твою волю в законе Твоем, и чрез то – получили от Тебя спасение все народы. Да исповедятся Тебе людие, Боже, – да восхвалять Тебя, когда познают Твой путь и увидят Твое спасение; да восхвалять все – ибо спасение Твое будет во всех и для всех. 5–6. Да возвеселятся и да возрадуются языцы, яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Когда народы узнают на земля путь Твой – закон Твой и увидят вей спасение Твое (ст. 3), то возвеселятся – открыто будут торжествовать свою радость – внутреннее высокое чувство довольства, ибо поймут, что Ты судишь людей правотою – праведно,–оправдываешь только того, кто действительно прав; и – языки на земли наставиши, – управляешь народами на земле, руководя их своим законом, ведешь их ко спасению. Посему да восхвалят Тебя все люди, все народы. 7–8. Земля даде плод свой, благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Земля дала плод свой, – в этом и открылась милость Божия, о которой молился и продолжает молиться Давид за всех. – «Благослови нас, Боже, Бог наш, благослови нас, Боже. И да убоятся Его обитатели всех пределов земли!» – пусть благоговеют пред Богом все люди, созерцая дела Его милосердия и правды и видя спасение, соделанное Им на земле. Величайшее дело милосердия Божия – спасение, какое совершено на земле, пред взорами всех народов и для усвоения всеми, есть именно то, которое совершил Христос Спаситель, за что и прославляют Его все народы во всех пределах вселенной. Так исполнилась молитва Давида, проникнутая отрадной мессианской надеждой. Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 150 Да хвалят Господа все и великим образом. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–2. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его: хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Псалмопевец обращается к сонму левитов, певцов-музыкантов, во храме. – Хвалите Бога во святых Его, – среди народа, предстоящего святилищу Его, во храме. Хвалите Его во утверждении силы Его, или – на тверди силы Его, т. е. на горе Сионе, где Его престол и сосредоточены Его силы – воинства. Хвалите Его на силах Его, – как верховного Вождя воинств Его. Хвалите Его по множеству величествия Его, – сообразно величию Его могущества, которое Он проявил вомножестве своих дел, как Вождь воинств небесных и земных. 3–5. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех: хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Хвалить Господа должно всяким образом. – Хвалите Господа во гласе трубном, или посредством звука трубы. – Хвалите Его на псалтири и гуслях или цитрах, – на струйных орудиях музыки. – Хвалите Его в тимпане, или с тимпаном, и в лице – с хором музыкантов, играющих на духовных орудиях. – Хвалите Его во струнах и органе, на струнных орудиях, из коих самый полнозвучный – орган или многострунная арфа. – Хвалите Его в кимвалех доброгласных, нужно и сильно звучных. Хвалите Его в кимвалах восклицания, или – громогласных, для восклицания: так как музыканты-левиты, при пении псалмов, во время богослужения, в обширном дворе храма, давая гнать предстоящему здесь народу, когда он должен совершить восклицание – возглас на призыв хора певцов и музыкантов, ударяли в кимвалы (ударные металлические инструменты, в виде полушарий с отогнутыми краями). 6. Всякое дыхание да хвалит Господа. Проникнутый глубоким благоговением к имени Господа, псалмопевец желает, чтобы хвалило Его все живущее в мире. – Всякое дыхание, – все дышащее или живущее на земле, или в воздухе, или в море, что получило от Бога дыхание и жизнь, всякое существо должно прославлять Бога, как своего Творца, Промыслителя и Спасителя, всемогущего, премудрого и всеблагого, от которого всякое создание Его получает постоянно дары Его благости, – в особенности должен прославлять Бога сам человек, как созданный по образу и подобию своего Творца. Николай Троицкий Март, 23-е. 1908 г. Тула. Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010