В Псалтири, в книге хвалений, 150 богодухновенных псалмов и особый 151 псалом. Есть 15 псалмов - песни степеней, со 119 по 133; покаянные 7 псалмов: 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142. Каждый псалом по внушению Духа Святого воспевает тайны Божий, благодеяния, промышление о мире и человеке, любовь, наипаче же о пришествии Христа Спасителя на землю, Его пречистых страстях, о милости к человеку, о воскресении, созидании Церкви и Царствии Божием - Иерусалиме Небесном. ПСАЛОМ 1 является началом и основанием всех псалмов. Воспевается в нем блаженный, единый, сильный новый Адам, сильный Муж делом и словом - Христос Господь, сказавший: " Снидох с Небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца " (Ин.6:38). Здесь наставление сынам человеческим к творению Господних добродетелей, приближение к Богу, дабы стяжать блаженство жизни вечной. Ибо Христос - древо жизни при воде святого крещения, а веровавшие в Него будут телом Его, как ветви и листья на древе жизни. ПСАЛОМ 2 предвозвещает явление Господа во плоти и что блаженство наше состоит в уповании на Него, ибо Бог Отец поставил Его (Христа) Царем над Сионом - святою Церковью. И Он как Владыка и Творец, как Бог принимает владычество над всем и как Человек с жезлом железным - Крестом святым Своим. ПСАЛОМ 3 вразумляет к добродетельной и целомудренной жизни всех, дабы творить добро, и соблюдать законы Божий, и прославлять воскресение Христово, ибо смерть Христова сном нарицается. ПСАЛОМ 4 содержит пророчество о воскресении из мертвых. Ныне люди познали лице Бога Отца - Христа Спасителя, Крест Его святый, тайну тела Христова, кровь Его животворящую, елей миропомазания. ПСАЛОМ 5 есть глас молитвы Церкви святой и всякой души благочестивой, входящей в храм Божий со страхом и трепетом, дабы получить благословение Господне. ПСАЛОМ 6 есть первый покаянный псалом, возвещающий о вечном дне осьмом. И до скончания века и Страшного Суда Божия будут хвалить и превозносить Бога. Содержит учение об искреннем покаянии. ПСАЛОМ 7 изъявляет пред Богом незлобие Давида в гонении, от Авессалома и Ахитофела бывшем, изображая глас Христа Господа к Богу Отцу, в незлобии Своем страдавшего. Воскресни, Господи, гневом Твоим и востани и пошли обетование, ибо человеком смерть и Бог Судитель праведен. Человек победил диавола и смерть, и чудно имя Иисуса, о нем же всяко колено небесных, и земных, и преисподних поклонится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

50 . Псалом 150 прославляет человеколюбие Бога Вседержителя, и человек, яко разумное творение, прославляет Творца всей твари и превозносит Его во веки. Хвалят Бога святые, освященные в храме Духом Святым, умом и сердцем, языком и всеми чувствами: в псалтири и гуслях, в тимпане и лице, во струнах и органех. В новом завете христиане должны представить телеса свои в жертву живу, святу, благоугодну Богови, в словесное служение свое. Прославляет Бога человек очима, егда отвращает очи свои не видети суеты, да видит правоты. Песнословит Бога устнами и языком, удерживая язык свой от зла, да не глаголати льсти. Приносит хваление Богу руками, чужого не похищаяй, но простирая руки свои на подаяние Христа ради требующим. Совершает славу Богу ногами, уклоняясь от всякого пути лукавого. Прославляет Бога ушима, преклоняясь к слышанию Евангелия Святого и песнопения церковного. Славословит Бога сердцем, не уклоняя сердца своего в словеса лукавствия, но горя любовью к Богу непрестанно, по апостолу, всегда и везде взывая в сердце: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицы ради, помилуй нас». И человек, проводя такую добродетельную жизнь, бывает орган доброгласен, сладкопеснен и благоприятен, пребывая в Духе и истине – свете Христовом, прославляя Бога. 51 . В Псалтири – книге хвалений – 150 богодухновенных псалмов и особый 151 псалом. Есть 15 псалмов – песни степеней, со 119 по 133, и семь покаянных псалмов: 6, 31, 37, 50, 101, 129 и 142. Псалмы с 119 по 133 – каждый из этих 15 псалмов – имеет название песнь степеней. В них воспевается восхождение верующих во Христа Господа по степеням добродетелей, от силы в силу, от юдоли плачевной в тишину и покой небесного жилища. По преданию эти псалмы воспевались на пятнадцати ступенях при входе в храм Соломона: 119 псалом на первой, 120 на второй, 121 на третьей... 132 на четырнадцатой, а 133 на пятнадцатой ступени. В каждом псалме по внушению Духа Святаго воспеваются тайны Божии, благодеяния, промышление о мире и человеке, Божественная любовь, наипаче же извещается о пришествии Христа Спасителя на землю, о Его пречистых страстях, о милости к человеку, о воскресении, о созидании Церкви и о Царствии Божием – Иерусалиме Небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Диакон (глаголет малую ектению): Паки и паки миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувши, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Священник: Яко Тя хвалят вся силы небесныя, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон: Свят Господь Бог наш! Хор поет тожде теперь, а равно и по каждом последующем стихе, произносимом диаконом. Диакон: Яко свят Господь Бог наш. Над всеми людьми Бог наш. «Свят Господь Бог наш» не поется лишь в день Святой Пасхи, Пятидесятницы, а также в воскресенья, на которые приходятся праздники Рождества Христова, Богоявления и Преображения Господня, Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Однако «Свят Господь Бог наш» поется в субботу Лазаря и в Великую субботу. Стих «Свят Господь Бог» прославляет Воскресшего Господа, даровавшего любящим Его жизнь вечную. Хор (ексапостиларий 1): Со ученики взыдем на гору Галилейскую, верою Христа видети глаголюща, власть прияти вышних и нижних, научимся, како учит крещати, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, языки вся, и пребывати с таинники якоже обещася, до скончания века. В соответствии с 11 воскресными Евангелиями число воскресных ексапостилариев, как и утренних воскресных стихир,– 11. Далее поются стихи хвалитных псалмов (148–150-го) с припевом: «Тебе подобает песнь, Богу!» Хор: (псалом 150-й, 6): Всякое дыхание да хвалит Господа! (Псалом 148-й): Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних! – Тебе подобает песнь, Богу! Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Тебе подобает песнь, Богу! Чтец: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече – и быша; Той повеле – и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи и немимо идет. Хвалите Господа от земли: змиеве и вся бездны, огнь, град, снег, голоть (туман), дух бурен, творящая слово Его; горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри; зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты; царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии; юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси и вознесет рог людей Своих. Песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающимся Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После псалмопения бывают два чтения из Ветхого и Нового Завета (но по воскресеньям оба чтения из Нового Завета) 26 . Личное правило. Каждый монах молится у себя в келье сколько может, причем, даже во время физической работы (плетения корзинок, циновок и др.) 27 . Эта почти непрерывная молитва будет состоять главным образом из мелодического чтения Псалтири. Здесь следует заметить, что практика чтения нескольких псалмов подряд не слишком древняя (разумеется, по отношению к разбираемому нами периоду). Она не была известна ни евреям, первым христианам и, очевидно, обязана своим происхождением именно монахам. Эта традиция сохраняется в уставном (без приходских сокращений) правиле чтения т. н. кафизм, о которых будем говорить в свое время. У монахов св. Пахомия (которых Иоанн Кассиан не знал) существовали схожие порядки (см.: Taft. 1986, p. 62). 2. Палестинские монахи По Иоанну Кассиану : (1) утреннее бдение, начиная с пения петухов (на петлоглашение). Поются различные псалмы; все завершается псалмами 148–150. (Это бдение заменяло Утреню в городах.) (2) 3-й, 6-й, 9-й час: 3 псалма и молитвы на каждом часе; (3) вводится nova sollemnitas (новое торжество) на 1-й час дня, с тем чтобы монахи не спали в то время, когда люди в миру были на (городской «соборной») Утрене, – псалмы 50,62, 89. Кассиан не говорит о вечерней службе, но можно предполагать, что это было вечернее бдение 1-й стражи ночи, как в Египте, поскольку совершалось и бдение 4-й стражи 28 . По блаженному Иерониму ( 420), у палестинских монахов были такие службы: (1) ad diluculum (рано утром); (2) 3-й, 6-й, 9-й час; (3) вечером: к возжиганию лампады, как «жертва вечерняя»; (4) полночь: читается Псалтирь, один псалом за другим; (5) в течение ночи: два или три раза читаются отрывки из Священного Писания 29 . 3. Антиохийские монахи Монахи-антиохийцы соблюдали такую традицию: (1) бдение от пения петухов до рассвета: читаются псалом 133, 26-я глава из пророка Исайи, другие псалмы; все заканчивается псалмами 148–150; (2) утром при свете: библейские песни, псалом 62, Слава в вышних Богу, ектеньи, молитвы;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Чии благословения кампана, сиесть колокола, или звона» находится в Дополнительном Требнике. В нем сказано, что благословение колокола бывает прежде, нежели он бывает повешен на колокольне. «Повесивши звон при церкви, якоже бы мощи и сверху и извнутрь окропленну быти, прежде даже не поставити его на колокольни, сим благословением благословити его подобает. Если архиерей благословляет, то он действует, одеян в вся святительские одежды, или точию в мантию, в епитрахиль и омофор и митру (аще же священник – в епитрахиль и фелонь). Он, приидя из церкви к звону, там убо предуготованноий сущей воде священной и кропильнице, на честно покровенном столе, начинает обычно: «Благословен Бог наш»; клир же поет 6-мл, гласом: «Царю небесный». Засим читается: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй». 12 раз, «Слава», «И ныне». «Приидите, поклонимся», трижды, и псалмы, в которых призываются все и все к хвалению Господа, чтобы хвалили и в тимпане и лице, – в кимвалех доброгласных, в кимвалех восклицания, именно – псалом 148-й: «Хвалите Господа с небес»; 149-й: «Воспойте Господеви песнь нову»... и 150-й: «Хвалите Бога во святых Его». Засим читается: «Слава», «И ныне», «Аллилуиа», трижды. Диакон же произносит ектению: «Миром Господу помолимся», с особыми прошениями о благословении колокола ко благу людей (см. выше). По возгласе читается псалом 28-й: «Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви славу и честь». По окончании псалма архиерей или иерей читает молитву: «Господи Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славим и поклоняем быти» (см. выше). После сей молитвы он, при главопреклонении всех, тайно читает молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю» (см там же), и затем священной водой кропит кампан от четырех стран его сверху, окрест идый, произнося: «Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь», трижды. Такожде и внутри его кропя на четыре страны, тожде глаголет. Посем, взем кадильницу, кадит кампану от четырех стран извне и внутрь его. При этом клирики читают псалом 69-ий: «Боже, в помощь мою воими». По окончании псалма читается паремия из книги Чисел ( Чис.10:1–10 ): «Рече Господь к Моисею, глаголя: сотвори себе две трубы серебряны, кованы». В паремии говорится: «И во днех веселия вашего, и в праздницех ваших, и в новомесячиях ваших вострубите трубами на всесожжения и на жертвы спасений ваших» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Как и ранее, в это время демественным многоголосием излагаются лишь отдельные песнопения указанных служб, среди них достаточно часто встречаются только предначинательный псалом, «Блажен муж» (1-й антифон), полиелей, «На реках вавилонских»; лишь в 1-3 списках выявлены «Бог Господь», неск. величаний, «Свят Господь», «Всякое дыхание», «Преблагословенна еси, Богородице». Рукопись посл. четв. XVII в. ГИМ. Син. певч. 151 состоит из значительного количества песнопений всенощного бдения в 3-голосной партитурной записи, но в ней отсутствуют обычно наиболее распространенные в др. списках предначинательный псалом, «Блажен муж» и полиелей. С 70-х гг. XVII в. прослеживается устойчивая тенденция изложения многоголосным демеством песнопений Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста. В рукописях этого времени удалось выявить 6 списков литургии (РГБ. Ф. 379. 81, Ф. 218. 343; ГИМ. Син. певч. 1252; Вахр. 309; Щук. 55; РНБ. Погод. 399), полнотой состава выделяются списки рукописей РГБ. Ф. 218. 343 и ГИМ. Син. певч. 1252. Преобладающей в это время становится 3- и 4-голосная партитурная форма записи демества, хотя до конца века можно встретить и поголосные записи демественного многоголосия. Как и в предыдущее время, книг, содержащих демественные песнопения, было мало: известны только ГИМ. Син. певч. 150 и РНБ. Погод. 399. По сравнению с Д. нач. и сер. XVII в. состав их значительно сокращен. Рукопись ГИМ. Син. певч. 150 представляет собой собрание разновременных столбцов 50-90-х гг. XVII в., фиксирующих избранные песнопения демества в различных формах записи - партитурной (2-, 3-, 4-голосной) и поголосной. Всего песнопений 16, многие из них даны в нескольких певч. версиях. Большинство текстов и вариантов хорошо известно по более ранним рукописям. Рукопись РНБ. Погод. 399 содержит песнопения Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста в 4-голосной партитурной записи. Для XVII в. выявлено лишь 6 книг демественного многоголосия, 4 из них относятся к 1-й пол., 2 - ко 2-й пол. XVII в., следов., демественное многоголосие не имело распространения в певч.

http://pravenc.ru/text/171654.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010