Нужно сирот и вдов утешать; сама знаешь, как одинокой тяжело жить. Нужно нам с тобой быть для всех утешением; чтобы, где бываем – радовались бы нам, и желали бы видеть нас, и любили бы за то, что с плачущими плачем». Указывая на лоб и на грудь, батюшка сказал: «Вот где спасение! Когда бывают искушения, увидишь или услышишь что-то неподобное, надо святой воды ложечку принять и помолиться: «Боже, очисти мя, грешную»; или «Царю Небесный» прочитать». Подарил книгу «Училище благочестия», велел каждый день читать: «Научитесь быть добродетельной». «Начиная однажды панихиду, батюшка обратился ко всем собравшимся в соборе и сказал: “Знайте, что все, кого мы будем сейчас поминать, здесь с нами, радуются и благодарят нас, а кто достоин, тот может и видеть их. Помните, что если мы здесь будем поминать и молиться за своих дорогих усопших, то они с радостью и любовью встретят нас на том свете”» 130 . Утешения в скорбях Как отмечалось выше в главе о проповедях, отец Валентин уделял большое внимание обучению своих пасомых терпению скорбей. Очевидно, что батюшка обладал и даром утешения, и общение с ним, его молитвы помогали в самых тяжких утратах и горестях: «Если будут отца бранить или выгонять – все терпи ради Господа; и Его гнали, негде Ему было главы преклонить. Если будешь терпеть, будешь в числе мудрых дев; пойдешь за Богородицей и будешь сопровождать Ее. При скорбях нужно чаще повторять: Господь Просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся. Надо надеяться на промысл Божий и читать псалом 138. Если у нас бывают неприятности, все нужно принимать, как от руки Божией за прежние грехи. Знай, что все на пользу; все нужно с радостью переносить. Ты каждый день вкушаешь просфоры; будь так же чиста, как просфора. Нужно так жить: видеть, как бы не видишь, слышать, как бы не слышишь. Нужно помнить, что ты ради Бога все оставила. Скорби для нас дороже всякого наслаждения. После скорби молись перед сном хорошенько за обидящих и ненавидящих. Не надо, чтобы было по-нашему, а чтобы было по-Божьему; надо радоваться, когда не по-нашему, надо все переносить, как Господь все терпел и смирялся».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

По нашему мнению, антифоны преподобного Иоанна Дамаскина весьма близки по стилю и внутреннему характеру к его воскресным и праздничным канонам. Воскресные антифоны построены на основе псалмов Давида, называемых песнями восхождения. Они охватывают тексты псалмов со 119-го по 132-й (за исключением псалма 131-го). Псалмы эти дают, таким образом, темы для антифонов всех восьми гласов. Каждый глас включает группу из трех антифонов, в 8-м гласе – четыре антифона. В свою очередь, каждый из антифонов содержит три тропаря; два первых из них развивают мысль, взятую из псалмов – песней восхождения; третий, заключительный тропарь содержит славословие Святаго Духа как Обновителя твари, споклоняемого Отцу и Сыну. Таким образом, в группе антифонов каждого гласа содержится девять тропарей (в 8-м гласе – двенадцать). Тема тропарей антифонов 1-го гласа соответствует теме 5-го; во 2-м гласе – соответствие теме 6-го гласа, в 3-м – 7-го и в 4-м – 8-го. Антифоны 1-го и 5-го гласов берут свою основу в псалмах 119–121-м; антифоны 2-го и 6-го гласов написаны на основании 122–124-го псалмов; антифоны 3-го и 7-го гласов построены на основе 125–127-го псалмов; в антифонах 4-го гласа используются псалмы 128–130-й; в антифонах 8-го гласа к последним присоединяется еще псалом 132-й. Псалмы святого пророка Давида, положенные в основу воскресных антифонов, очень выразительны сами по себе и богаты глубокими чувствами веры, надежды на Бога, славословия Его. Преподобный Иоанн Дамаскин дал этим псалмам новозаветное толкование. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, замечает, что антифоны писаны стихами. Трудно отдать предпочтение антифонам какого?либо гласа, ибо в каждом из них имеются образцы высокой поэзии и глубокого внутреннего смысла; все они, повторим утверждение преосвященного Филарета, «превосходны». Вместе с тем, сопоставляя их с псалмами, на которых они построены, можно сразу установить, что антифоны Октоиха – молитва инока, новозаветного подвижника, шествующего нелегким путем отшельнического жития. Это отчетливо видно уже из 1-го антифона 1-го гласа, где инок исповедует: Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме 177 . В антифонах параллельного, 5-го гласа эта мысль раскрывается дальше; внутренним подвигом и молитвенными трудами иноки обретают духовную радость и блаженство: Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся. Впрочем, это утешение дается не сразу, и преподобный творец антифонов раскрывает болезни и скорби иноческого пути. Внегда скорбети ми, – вопиет он, – услыши моя болезни, Господи, Тебе зову (1-й антифон 1-го гласа). А в антифоне параллельного, 5-го гласа преподобный Иоанн в состоянии глубокой скорби просит Господа: Избави душу мою от языка льстиваго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

По нашему мнению, антифоны преподобного Иоанна Дамаскина весьма близки по стилю и внутреннему характеру к его воскресным и праздничным канонам. Воскресные антифоны построены на основе псалмов Давида, называемых песнями восхождения. Они охватывают тексты псалмов со 119–го по 132–й (за исключением псалма 131–го). Псалмы эти дают, таким образом, темы для антифонов всех восьми гласов. Каждый глас включает группу из трех антифонов, в 8–м гласе — четыре антифона. В свою очередь, каждый из антифонов содержит три тропаря; два первых из них развивают мысль, взятую из псалмов — песней восхождения; третий, заключительный тропарь содержит славословие Святаго Духа как Обновителя твари, споклоняемого Отцу и Сыну. Таким образом, в группе антифонов каждого гласа содержится девять тропарей (в 8–м гласе — двенадцать). Тема тропарей антифонов 1–го гласа соответствует теме 5–го; во 2–м гласе — соответствие теме 6–го гласа, в 3–м — 7–го и в 4–м — 8–го. Антифоны 1–го и 5–го гласов берут свою основу в псалмах 119—121–м; антифоны 2–го и 6–го гласов написаны на основании 122–124–го псалмов; антифоны 3–го и 7–го гласов построены на основе 125–127–го псалмов; в антифонах 4–го гласа используются псалмы 128–130–й; в антифонах 8–го гласа к последним присоединяется еще псалом 132–й. Псалмы святого пророка Давида, положенные в основу воскресных антифонов, очень выразительны сами по себе и богаты глубокими чувствами веры, надежды на Бога, славословия Его. Преподобный Иоанн Дамаскин дал этим псалмам новозаветное толкование. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, замечает, что антифоны писаны стихами. Трудно отдать предпочтение антифонам какого-либо гласа, ибо в каждом из них имеются образцы высокой поэзии и глубокого внутреннего смысла; все они, повторим утверждение преосвященного Филарета, «превосходны». Вместе с тем, сопоставляя их с псалмами, на которых они построены, можно сразу установить, что антифоны Октоиха — молитва инока, новозаветного подвижника, шествующего нелегким путем отшельнического жития. Это отчетливо видно уже из 1–го антифона 1–го гласа, где инок исповедует: Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме . В антифонах параллельного, 5–го гласа эта мысль раскрывается дальше; внутренним подвигом и молитвенными трудами иноки обретают духовную радость и блаженство: Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся. Впрочем, это утешение дается не сразу, и преподобный творец антифонов раскрывает болезни и скорби иноческого пути. Внегда скорбети ми, — вопиет он, — услыши моя болезни, Господи, Тебе зову (1–й антифон 1–го гласа). А в антифоне параллельного, 5–го гласа преподобный Иоанн в состоянии глубокой скорби просит Господа: Избави душу мою от языка льстиваго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

понести ( 1Кор. 10: 13 ), но за подъятые труды воздаст нам венец терпения и упования на Него» (VI, 247). По учению святителя Василия Великого , именно скорби часто являются наказанием за грех или служат для предотвращения его. «Из случившихся же с нами бедствий иные постигают в наказание за грехи, другие для исправления нравственности в искушаемых, а иные для истребления безнадежных, как было с фараоном» (II, 24). Когда человек забывает о цели своей жизни и, оставив попечение о душе, больше заботится о внешнем, временном, тогда Господь, посещая его скорбями, дает ему познать тщетность таких забот и направляет его к небесному. «Болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, – говорит он, – пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания и внешние бедствия измышлены к обузданию греха» (IV, 129–130). Милосердный Господь, не желая погибели грешника, но еже обратитися... и живу быти ему ( Иез. 33: 11 ), не для «истребления» наказывает его, но вразумляет для исправления, «наводит этот огонь (т. е. скорби. – Автор.) для истребления того, что ввергнуто огненными стрелами диавола в душу, не имеющую щита веры. Этот божественный огонь, учит святитель, впадая в душу, погашает стрелы лукавого и делается очищением другого огня, который возжигает в нас многие безрассудные и вредные похоти ( 1Тим. 6, 9 )» (II, 71). В скорбных обстоятельствах христианин не должен падать духом и устрашаться, «колеблясь уповать на Бога, но ему надо быть смелым, потому что с ним Господь, благоустрояющий дела его и укрепляющий во всех напастях, и с ним Дух Святой, научающий тому, что отвечать противнику» (III, 373). Мудрый святитель учит, что весьма важно для усовершенствования знать, чего бояться, не от всего приходить в ужас, «не робеть при всяком шуме, страшась и нестрашного. Ибо таковых осуждает псалом: «...тамо убояшася страха, идеже не бе страх» ( Пс. 13: 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Поэтому, хотя бы обстоятельства угрожали смертью, опасностью, совершенною погибелью, не переставай надеяться на Бога и ожидать от Него спасения, потому что для Него все легко и удобно, и из безвыходных обстоятельств Он может доставить выход. Не тогда только надейся получить Его содействие, когда дела твои текут счастливо, но особенно тогда, когда настанет волнение и буря, когда будет угрожать крайняя опасность; тогда–то особенно Бог и показывает Свою силу. Таким образом смысл слов пророка следующий: должно надеяться на Бога постоянно, во все время, во всю жизнь. « Ибо у Господа милость и великое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его » (ст. 6). Что значит: « ибо у Господа милость »? Здесь, говорит, сокровищница и источник человеколюбия, постоянно текущий. Где милость, там и избавление, и не просто избавление, но « великое » избавление и беспредельная пучина человеколюбия. Итак, хотя бы грехи предавали нас погибели, мы не должны падать духом и отчаиваться. Там, где милость и человеколюбие, не требуется строгого отчета в грехах, так как Судия, по великой милости Своей и по расположению к человеколюбию, многое прощает. Такой судия — Бог, готовый и расположенный постоянно миловать и давать прощение. « И Он избавит Израиля от всех беззаконий его ». Если Бог таков, если везде источается великое человеколюбие Его, то несомненно, что Он спасет и народ Свой, и избавит его не только от наказания, но и от грехов. Зная это, будем и мы призывать и просить Его, и никогда не отступать, получим ли мы, или не получим. Если в Его власти — дать, то в Его власти и то, когда дать; Он Сам точно знает для этого время. Итак, будем просить, молить, уповать на Его милость и человеколюбие, и никогда не отчаиваться в своем спасении, но будем делать должное с нашей стороны, и тогда несомненно последует нужное с Его стороны, так как у Него неизреченная благость и беспредельное милосердие, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 130 1 Песнь степеней. Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. 1 Песнь степеней. Господи! Не превозносилось сердце мое и не превозносились очи мои: не входил я в великое и дивное, что выше меня. 2 Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою. 2 Если я не смиренномудрствовал, но возносился душою моею (к Тебе), как вскормленное дитя к матери своей, то так и воздай душе моей. 3 Да уповает Израиль на Господа отныне и до века. 3 Да уповает Израиль на Господа от ныне и до века!   Чем и когда разумно хвалиться и неразумно? — Немаловажное дело — избегать людей надменных. — « Если я не смиренномудрствовал… как вскормленное дитя к матери своей » — Побуждение к упованию на Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ради малого сего стыда, который мы переживаем сегодня перед одним нестрогим и благоговейным человеком, получившим от Духа власть вязать и решить 114 , по милости Божией избегнем нестерпимого того постыжения. Потому что невозможно обрести отпущения ни одного из всех [грехов] иначе, как через их открытие. Ибо Церковь не случайно приняла на себя совершать этот труд, но исходя из наставлений и примеров Ветхого и Нового [Заветов]. Сказал: исповедуюсь, говорит [Давид], Господу в беззаконии моем, и Ты простил нечестие сердца моего 115 ; я смирился, и спас меня Господь 116 ; скажи ты сначала беззакония свои, чтобы оправдаться 117 ; исповедайте друг другу согрешения 118 . Об этом и в Законе предписано, чтобы согрешающие принимались исповеданием через священника и очищались жертвами сообразно прегрешениям 119 . И Давид преподал пример, раскаявшись в убийстве и прелюбодеянии, пролив слезы и исповедавшись перед Нафаном, а также сочинив покаянный псалом 120 , призывающий милость Божию. И Манассия, покаянием оправдавшийся и спасшийся 121 , явился столпом покаяния. И предтеча Спасителя блаженный Креститель настаивал на исповедании и покаянии, взывая ко всем: покайтесь 122 , и крестя приходящих к нему и исповедующих грехи свои, как написано 123 . Прежде же всего Господь, Который и апостолам Своим это передал, чтобы они совершали покаяние, словами проповедовал: покайтесь 124 , делами же принимал исповедание – сперва от Петра, когда тот сказал Ему: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный 125 , и Господь ответил: не бойся, отныне будешь ловить человеков 126 , и от Матфея мытаря и Закхея, когда они открыли свои хищения и неправды, и Он принял их, и ел с ними, и сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию 127 . И блудниц, пришедших с покаянием, Он принял 128 , и взятую в прелюбодеянии 129 . Разбойника, исповедавшего свои [грехи] на кресте 130 , и Петра, отрекшегося и в покаянии пролившего слезы, принял и показал первым из учеников 131 ; также и Павла, прежде гонителя, который не только обвиняет себя пред всеми в том, что совершил до крещения, говоря, что я прежде был хулитель и гонитель и обидчик 132 , но и о том, что было с ним после [крещения], смиренно говорит: Христос пришел спасти грешников, из которых я первый 133 , и я недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Святой мученик Сухий и 16 его сподвижников грузин были знатными вельможами при дворе албанского (агванского) правителя (кавказская Албания — государство на территории нынешнего Азербайджана). Сопровождая дочь албанского правителя Сатенику, супругу армянского царя Артаксара (88–123), святой Сухий и его 16 сподвижников оказались в Арташате, древней столице Армении (город был разрушен римлянами позднее, в 163 году). Там проповедовал грек-христианин Хризос, просвещенный и рукоположенный во иерея святым апостолом Фадеем († ок. 44 г., память 21 августа/3 сентября). Вельможи уверовали во Спасителя и твердо решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Все семнадцать новообращенных грузин последовали за Хризосом в Месопотамию. Во время крещения в водах Евфрата, совершенного иереем Хризосом, они удостоились видеть Господа Славы Иисуса Христа. У места крещения святые мученики воздвигли честной крест и наименовали его «Крестом Благовещения». При крещении иерей Хризос дал всем святым новые имена: старшему — Сухий (вместо Багадраса), а его сподвижникам — Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима. После мученической кончины блаженного Хризоса святой Сухий стал духовным руководителем братии. Вскоре все переселились в дикую местность на гору Сукакети, недалеко от горного селения Багреванди. Здесь бывшие вельможи вели самую строгую подвижническую жизнь, пищей им служила скудная горная растительность, а питьем — холодная ключевая вода. Новый правитель языческой Албании Датианос узнал о том, что его бывшие вельможи приняли христианство и поселились в молитвенном уединении. Он поручил своему приближенному Барнапасу с отрядом воинов уговорить их вернуться ко двору и обратиться к прежней вере. Барнапас разыскал святого Сухия и его сподвижников, но они соблюдая обет служения Богу, отвергли все уговоры. Тогда по приказу Барнапаса святой Сухий и его сподвижники были крестообразно пригвождены к земле и преданы сожжению. Умирая, святой Кондрат, а за ним и другие мученики стали петь 21-й псалом. После сожжения их тела были изрублены и разбросаны по всей горе Сукакети, отчего мученики и получили название месукевийских (правильнее — Сукакетских). Это совершилось в 123 году (по другим данным — в 130 году; афонская пергаментная рукопись XI века Иверского монастыря указывает 100 год).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Т. I. Стб. 130 (6523), Т. II. Стб. 115 (6523). Согласно уникальному сообщению «Летописца Переяславля Суздальского» (3-я четверть XV века), великий князь «скончася 73 лет» – ПСРЛ. М., 1995. Т. 41. С. 44 (6523). 8 ПСРЛ. Т. I. Стб. 80 (6488); СПб., 1863. Т. XV. Стб. 73 (6488); Мальгин Т. С. Зерцало Российских государей. СПб., 1794. С. 82. 9 Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе//Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 27–29 (далее СБГ); Чтение о святых мучениках Борисе и Глебе//Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 5– 6 (далее ЧБГ). Объяснение выбора крестильного имени см.: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI веках. М., 2006. С. 477–478, 520–522. Странно, что авторы не указывают на очевидную связь в выборе имени Бориса-Романа с именем его возможного деда, византийского императора Романа II. 14 Во время этой службы были прочитаны: Псалом III, 2; XXXVII, 3, 18; CXIII, 1–3; XXI, 13, 17 и VII, 2. 16 В древнерусском тексте эпизод о принесении шапки Бориса как доказательстве убийства был утерян и дошел до нас только в своем отображении в миниатюре. См.: Айналов Д. В. Очерки и заметки по истории древнерусского искусства. IV. Миниатюры Сказания о святых Борисе и Глебе Сильвестровского сборника//Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. СПб., 1910. Т. 15. Кн. 3. С. 73. 19 ПСРЛ. Т. I. Стб. 135–136 (6523), ЧБГ. С. 7, 11, СБГ. С. 39; Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 210. 23 TM. Lib. VIII. Cap. 32; Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о русско-скандинавских матримониальных связях//Скандинавский сборник. М., 1982. Т. XXVII. С. 107–115; Мельникова Е. А. Скандинавия во внешней политике Древней Руси (до середины XI в.)//Внешняя политика Древней Руси. М., 1988. С. 45–49. 27 Пламя и дым из захоронений – явление известное в истории. Так, государь Иван III в 1471 году видел такое явление при посещении им Хутынского монастыря (в 10 верстах вниз по течению реки Волхов в Ладожское озеро, на правом берегу).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так соединяются в русском народе две культуры - книжно-церковнославяская и разговорно-народная, образуя единое Православное сознание, единый духовно-нравственный идеал и единый русский язык. Псалтирь в русском переводе с греческого текста LXX /Пер., введ. и примеч. П. Юнгерова. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.51-52. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4. М., 1982. С. 230. Этимологический словарь славянских языков . Праславянский лексический фонд  /Отв.ред О.Н.Трубачев. Вып. 15. М., 1988. С. 59-60. Псалтирь в русском переводе … С.12. Добродомов И. Г., Пильщиков И. А . Облучок (Из заметок о лексике и фразеологии «Евгения Онегина»//Живое слово и жизнь. Памяти В.Я.Дерягина: Сборник статей. Архангельск, 2002. С. 81-87.   Πνευμα ευθς (греч. ευθς - прямой, искренний, правый). Псалтирь в святоотеческом изъяснении . Св.-Успенская Почаевская лавра, 2003. С. 199. Толковая Псалтирь . М.:Донской м-рь, 2003. С. 314. Курсив мой ( Н.А .) Сербскохорватско-русский словарь /Сост. И. И. Толстой. М., 1982. С. 427. Болгарско-русский словарь /Сост. С.Б.Бернштейн. М., 1966. С. 495. Преображенский А.Г . Этимологический словарь русского языка. М., 1958. 1120-1121. Толковая Псалтирь . С. 130. Псалтирь в русском переводе … С. 120. Толковая Псалтирь . С. 118. Феофан Затворник Вышенский , свт . Псалом сто осмнадцатый. М., 1891. [Репр.: М., 1995]. С.29. Там же. С. 35-36. Вопрос о соотношении концептов «правда» и «истина» в последнее время в науке обсуждался, напр., Черников М.В. Концепты «правда» и «истина» в русской культурной традиции//Общественные науки и современность. М., 1999. 2. С. 164-175. Восток по-церковнославянски и есть восход , ибо глагол « тещú » значит « бежать, быстро двигаться » . Ср.: « Петр же востав течé ко гробу ». - Но Петр встав побежал ко гробу (Лк 24. 12). В этом его отличие от русского глагола « течь » , который употребляется только по отношению к жидкостям. Таким образом, современное понятие «электрический ток » означает быстрое движение электронов и восходит к древнему славянскому корню. Этот же корень мы видим в словах: ис ток , ис точ ник.

http://pravoslavie.ru/38227.html

Тем глаголет и Псалом, иже пристоит 130 : благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путъ мой, си есть живот мой, непорочен, сиречь чистый и добродетелный, и прочая. Таже вешает епигонатий о поясе. Сей являет победу смерти и воскресение Спаса, иже имать образ и вид меча. И молитва сие являет, яко глаголет: препояши оружие Твое по бедре Твоем силне 131 . К Христу обращся, пророк глаголет: о, Силне, препояши оружие Твое, си есть мечь Твой, на бедре Твоем. Сиречь вооружися и борися с мучителем. Оружия же Христова не суть мечи и копия, но сила мучителная, юже употребляше на враги. «Силна» нарече Его за божество, еже соедйнися с Христом красотою Твоею и добротою Твоею – красотою души и добротою добродетели. «Красоту» и «доброту» глаголет за безгрешное. И наляци, и спей, и царствуй истины ради, и кротости, и правды. И распространи оружия Твоя и стремление Твое, да будут спешна дела Твоя, и царствуй, помагая немощным и безсилным. Сие глаголем в молитвах: да приидет царствие Твое. Сия вся делай и побеждай. Глаголет Сам Господь: Аз есмь путь и истина. Паки: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем 132 . Сице бо лепо нам исполнити всяку правду. Или сотвори оная, яже выше рекохом, да сееши на земли истину, и кротость, и правду, вместо лжи, и суровства, и неправды. 5. Приемлет нарукавницы, яже знаменуют вседелателное Божие, яко вся дела созидания Той сотвори. Сие глаголет и молитва: десница Твоя, Господи, прославися в крепости, и руце Твои сотвористе мя. Можеши, Господи, дати ми силу, да священнодействую таинства Твоя, и возмогу воздети руце мои, поне единою в день творити молитву пред царствием Твоим. 6. Таже налагает фенолий 133 (сиречь ризу), или сакк, аще есть, или полиставрий (сиречь многокрестный), яже знаменуют червлену ризу, в нюже облекоша Христа в страсть; наипаче же сакк и полиставрий знаменуета благодать Божию, промыслителную и хранителную во всех, за нюже Бог явися человек в мире, яко же и мы, и претерпе нас ради крест и страсти честныя. 7. И конечне налагает омофорий, емуже подобает соделану быти от руна, и обвивает о рама и сопреди, и созади, и на персех крестообразно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010