Беседа 40 на псалом 130 97 Пс.130:1 .  Песнь степеней. Господи! Не пре возносилось сердце мое и не пре возносились очи мои: не входил я в великое и дивное, что выше меня. 98 Не входил я в великое и дивное, что выше меня. 99 Чем и когда разумно хвалиться и неразумно? – Немаловажное дело – избегать людей над­менных. – «Если я не смиренномудрствовал... как вскормленное дитя к матери своей». – Побуждение к упованию на Бога. Что это? Павел называет неразумием – хвалить самого себя даже в случае необходимости, почему и говорит: «дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили» ( 2Кор.12:11 ). А пророк, неужели не знал этого, хвалясь теперь не пред двумя, тремя или десятью человеками, но, пред всею вселенною, и хвалясь так: я смирен и умерен, смирен чрезмерно и кроток? Это именно означают слова: «если я не смиренномудрствовал, но возносился душою моею (к Тебе), как вскормленное дитя к матери своей, то так и воздай душе моей» ( Пс.130:2 ). По­чему же он делает это? Потому, что это дело не всегда не­позволительно, но иногда бывает и необходимо, и даже слу­чается, что мы бываем неразумными не потому, что хвалимся, а потому, что не хвалимся. Потому и Павел говорит: «хвалящийся хвались о Господе» ( 2Кор.10:17 ). Так, кто не хвалится крес­том, тот неразумнее и несправедливее всех; кто не хвалится верою, тот презреннее всех; кто не хвалится и не превозно­сится этим, тот непременно погибнет. Вот почему апостол и говорил с дерзновением: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ). Также сказано: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» ( Иер.9:23, 24 ). А когда хвалиться худо? Когда мы де­лаем это, как фарисей. Почему же, скажешь, Павел сказал: «дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили»? По­тому, что он говорил о делах своей жизни и поведения, о которых не следовало говорить без нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкования на Псалмы, 1 Во вторую книгу четвёртого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошла первая часть его толкований на Псалмы (3-130 Псалмы). «Толкования на Псалмы» свт. Иоанна Златоуста принадлежат к лучшим его творениям и происхождение их относится к наиболее цветущему периоду его проповеднической деятельности в Антиохии (с 393 по 397 гг.), хотя окончательная форма этим беседам могла быть придана и позже. Можно думать, что великий учитель последовательно дал в своих Беседах толкование на всю Псалтирь, но до нас дошли они не все, так что и начинаются они прямо с изъяснения 3–го псалма. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ  ТОМ ПЯТЫЙ КНИГА ПЕРВАЯ   Набор и обработка текста Константина Варламова, Ульяновск   1. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 3. Значение надписания: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». — Почему Давид был гоним Авессаломом? — Что бывает источником греха, то служит и бичом наказания. — У большинства людей домашние бывают врагами по причине грехов; подтверждение этого примером Давида, Израильтян во времена Судей, Адама, Даниила и пророка из Иудеи. — Увещание — истреблять источник зол — грех. Гибель Авессалома и печаль Давида о погибающих. 2. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 4. Чью молитву слышит Бог? — Под правдою разумеется вся добродетель всецело; от неправды — и надменность. — И при праведности нужна молитва, как приносящая великие блага. — Мы не столько умоляем Бога чрез других, сколько чрез самих себя. — С каким расположением души нужно приступать к молитве? Распространение в скорби и слова апостола о плодах перенесения скорбей. Не смотря на свою правду, Давид молит о помиловании. — Свойства угодной Богу молитвы, которую Он слышит. — Кто разумеется под сынами человеческими тяжкосердыми и отчего происходит жестокосердие? — Зачем любите суету и ищете лжи. — Как события из жизни праведников ведут к Богопознанию? — Уверенность Псалмопевца в том, что Господь услышит его молитву и почему многие бывают не услышаны? — Вредное действие несправедливого гнева и польза — справедливого. — Благотворность каждодневного суда совести. — Что называется жертвой правды? — Безрассудство сомнений в Божественном промысле и сердечная уверенность Псалмопевца в получении духовных, а также и земных благ. — Не Зевс и другие боги язычников посылают дождь и другие земные блага, и что такое Зевс. — Свидетельство богодухновенных пророков о Боге откровения. — Мудрое распределение благ земных в мире; внутренний мир у людей, преданных Богу, и тяжкие бедствия внутренней борьбы, испытываемые теми, кто предан страстям. — Что значат слова: в мире вкупе усну и: единого на уповании вселил мя еси ? — Увещание избегать общества порочных людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Псалом 25 представляет как бы исповедь благочестивого псалмопевца пред Богом, в которой он, с полною готовностью подвергнуться самому строгому испытанию суда Божия (ст. 12), доказывает непорочность свою пред Богом и совершенную невиновность в общении с дурными, – лживыми, коварными, жестокими и корыстолюбивыми людьми (ст. 3–5 и 10–11), и свидетельствуя об особенной любви своей к дому Божию и к благоговейному, торжественному богослужению (ст. 6–8), молит Господа, в случае посещения гнева Его, не погубить его вместе с нечестивыми (ст. 9), чтобы, стоя твердо и безопасно па пути добродетели, он мог всенародно прославлять Его (ст. 12). В надписании псалом приписывается Давиду, и так как все черты изображения в нём псалмопевца совершенно соответствуют отличительным свойствам характера Давида и весь вообще псалом по мыслям и выражениям сходится с псалмами Давидовыми (ср. с Пс.5 и в частности ст. 1а с Пс.7:9 и 34:24; ст. 16 с Пс.24:2 , 20б и 21; ст. 2 с Пс.16:2–3; 138:1 и 23 и 7:10б; ст. 3 с 24:5 и 10; 100:1 и 3; ст. 4–5 с Пс.100:3–8 ; и 138:21–22 ст. 6–8 с Пс.22:66, 24:4–6, 27:2; 60:5 ; ст. 9–10; Пс.27:3 ; ст. 11 с Пс.17:21–24 и 24:21; ст. 12 с Пс 21:23 и 26; 34:18; 39:10), то нет никаких оснований сомневаться в том, что он действительно написан был Давидом. Принимая во внимание что исповедание псалмопевцем пред Богом своей непорочности и совершенной невиновности в единомыслии и общении с лживыми, коварными, готовыми на мздоимство и всякое злодеяние людьми даёт предполагать существование или распространение против него каких то обвинений, вызывавших его на подобные оправдания, а изображение им при этом своей любви к дому Божию и богослужению ведет к заключению, что все это происходило уже после устроения сионской скинии и введения в богослужение псалмопения (ст. 7–8 ср. 1Пар. 15:16 и 16:4–5), – можно с вероятностью предполагать, что псалом этот, подобно как и близко сходный с ним 5-й написан был пред восстанем Авессалома, когда тот с своими единомышленниками, с намерением возбудить в народе недовольство царём Давидом, старался распространять о нём разные невыгодные слухи, обвиняя его в неправосудии и жестокости, и особенно в том, что он окружил себя дурными, бесчестными, своекорыстными людьми, при которых нет возможности в самом справедливом деле добиться правосудия ( 2Цар.15:2–6 ср. 16:7–8). Слухи о распространении подобных плевел без сомнения доходили до Давида и возмущали его душу, но уповая, что Господь не попустит восторжествовать клеветникам, он не принимал против них никаких мер и только искал себе успокоения в частом посещении устроенной им Сионской скинии и в молитвенном исповедании души своей пред Богом 130 · Очень вероятно, что в одно из посещении скинии при подобных обстоятельствах и излился из души Давида рассматриваемый псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В различных слав. списках Иерусалимского устава присутствует указание о пении начала предначинательного псалма игуменом или экклисиархом, напр.: «Оттуду начинает вышьшим гласом или игумен или еклисиарх во глас 8 Благослови душе моя Господа» (РГБ. Ф. 304. 242. Л. 22 об., 1-я пол. XVI в.), восходящее к аналогичной ремарке в греч. источниках: «Предстоятель или екклисиарх начинает во услышание на 4-й плагальный глас Благослови душе моя Господа» ( προεστς ρχεται ϒεϒωντερον κκλησιρχης ες πλ. δ Ελϒει ψυχ μου: Sinait. gr. 1096, XII в.; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 21). По аналогии с этим правилом в слав. традиции пелись и др. песнопения всенощного бдения, преимущественно псалмы («Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелей, кафизмы, «Хвалите Господа с небес»), что подтверждается соответствующими ремарками в певч. рукописях c нач. XVII в. и богослужебной практикой старообрядцев. Так, в певч. рукописях можно обнаружить следующие указания: «посем правыи лик поет головщик первую кафизму» (ГИМ. Син. певч. 1354. Л. 4, сер. XVII в.), «также начинает правого крылоса головщик кафизму 1-ю славу», «полиелос начинает праваго лика головщик велегласно» (ГИМ. Син. певч. 1191. Л. 5 об., 49, сер. XVII в.), «на утрени по ексапсалмех начинает головщик равным гласом» (Там же. Л. 36), «первыи в лику начинает псалом 1-й кафизму 1-ю» (РНБ. Кир.-Бел. 646/903. Л. 5, 1-я пол. XVII в.), «кафизму начинает един настоящий певец» (ГИМ. Хлуд. 130. Л. 74 об., нач. XVII в.), «начинает псалом Давидов 140 настоящий певец един» (Там же. Л. 78), «начинает правыя страны настоящий певец един велегласно Господи помилуй трижды. Слава. И ныне. Таж кафизму» выписана с нотацией] (Там же. Л. 89 об.), «начинает левая страна настоящий певец един вторую славу» (Там же. Л. 90), «начинает правыя страны един» [полиелей] (Там же. Л. 95 об.), «красно гласом воздвизает головщик» [Хвалите Господа со небесо] (РГБ. Ф. 304. 429. Л. 152 об., 1-я пол. XVII в.). В старообрядческих литургических источниках подобные указания систематизированы. В «Уставе обители святаго Богоявления на Выгу реце», отражающем особенности богослужения поморских старообрядцев, сказано, что предначинательный псалом поет «головщик правого лика един», «Блажен муж» и «Господи, воззвах» «запевает правого лика головщик» (Саратов, 1911. Л. 6 об., 7; тем не менее в поморском «Обиходе» указание к предначинательному псалму: «Поем сие велегласно» (Л. 3), но к 1-й кафизме: «Начинает правого лика головщик» (Л. 6)). В «Кратком уставе» еп. Арсения Уральского для старообрядцев белокриницкого согласия указание на З. присутствует для предначинательного псалма, стихов «Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелея (Уральск, 1908. Л. 7 об., 10, 11 об., 37 об.).

http://pravenc.ru/text/182591.html

Содержание Пс.130:1. Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои..   1. Этот краткий псалом, требующий скорее аналитического, нежели проповедческого рассмотрения, дает нам урок смирения и кротости. Поскольку у нас есть большое количество других мест, говорящих о смирении, то нет нужды повторять сейчас то же самое. Конечно, мы должны помнить, как велик недостаток нашей веры, стоящей в смирении, когда мы слышим пророка говорящим о нём как о равнозначном совершению превосходнейших дел: «Господи, не вознесеся сердце мое». Ибо утесненное сердце — замечательнейшая жертва в глазах Божиих (ср. Пс. 50:19). Поэтому, сердце не должно возноситься преуспеванием, но, по страху Божию, смиренно держаться в пределах кротости. Ниже вознесостеся очи мои.    2. Точное значение греческого перевода выражает иной смысл: οδ μετεωρσθησαν ο φθαλμο μου, т.е. «не возносились» от одного объекта ради взгляда на другой. Покамест, глаза должны «возноситься» в соответствии со словами пророка: «Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто сотвори сия вся» (Ис. 40:26). И Господь говорит в Евангелии: «Возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже» (Ин. 4:35). Далее, глаза были возведены, однако, не переместили взгляд на что-либо иное, но пребыли неподвижно на том, к чему возводились.    3. Затем следует: Ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене.    Наиболее опасно — ходить среди вещей ничтожных и не задерживаться среди «дивных». Божьи глаголы — «велики»; Он Сам — «дивен» в вышних: ка%к, тогда, может Псалмопевец ставить себе в заслугу то, что он не ходит среди вещей «великих» и «дивных»? Здесь есть еще слова: «что выше меня», которые показывают, что — хождение не среди тех вещей, которые люди обычно считают «великими» и «дивными». Ибо Давид, пророк и царь, некогда был уничижен и презрен, и недостоин сидеть за столом своего отца, но обрел благоволение у Бога, был помазан в царя, вдохновлен пророчествовать. Царствование не сделало его надменным, он не был движим ненавистью: он любил тех, кто преследовал его, оказывал честь своим мертвым врагам, щадил своих, виновных в кровосмешении и убийстве, детей. В его положении правителя он был презираем, поскольку был уязвляем как отец, страдал как пророк; вдобавок, он не призывал возмездия, как мог бы пророк, не настаивал на наказании как отец, не отмщал за обиды как правитель. Таким образом, он не ходил среди вещей «великих» и «дивных», которые были выше его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3195...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КОНТОПЕТРИС Георгий Контопетрис [греч. Γεργιος Κοντοπετρς], доместик, визант. мелург. Самое раннее упоминание о нем содержится в Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458). Г. К. был учеником прп. Иоанна Кукузеля и, следов., жил не ранее 1-й пол. XIV в. ( Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 127). В Пападики 2-й пол. XIV в. (Cutl. 457) Г. К. назван «дважды доместиком» (διπλοδομστικος). Из той же рукописи известно, что сын Г. К. Михаил также был доместиком и мелургом: ему принадлежит версия причастна «Чашу спасения» на 4-й плагальный (8-й) глас. В Пападики 1425 г. (Ivir. 985) распев псалма «На реках Вавилонских» надписан как творение Михаила Контопетриса. Распевы Г. К. наряду с творениями др. мелургов составили основу греч. певч. книг Пападики и Матиматарий и широко представлены в рукописях периода калофонического пения, хранящихся в различных собраниях: Cutl. 399 (сер. XIV в.), 456 (1443); БАН. РАИК. 154 (1430), 42 (сер. XVIII в.); Konstamon. 86 (1-я пол. XV в.); РНБ. Греч. 126 (2-я пол. XV в.), 130 (нач. XVIII в.), 132 (посл. треть XVIII в.), 711 (кон. XVIII в.); Ivir. 973 (нач. XV в.), 1120 (1458), 974 (1-я пол. XV в.), 984 (сер. XV в.), 993 (сер. XVII в.); РНБ. Александро-Невская лавра Ю I2 (нач. XIX в.) и др. Чаще всего в рукописной традиции встречаются распетые Г. К. стихи больших (т. е. с мелизматическим мелосом) аниксандариев на 4-й плагальный глас (Пс 103. 20, 24, 29а, 31а, 32, 33а, 34 с особыми припевами, напр.: «Слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю» - Pantel. 978, ок. 1820-1830). Нек-рые из этих стихов имеют двойное авторство: Иоанна Кукузеля и Г. К. (Philoth. 122, 1-я пол. XV в.). На 2-м месте по числу списков стоят стихи 1-го антифона 1-й кафизмы (чаще всего из Пс 2, реже из Пс 1 - Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в., и Пс 3 - Ivir. 973) на 4-й плагальный глас с кратимами (отдельный стих часто именуется πρλογος). Из муз. творений Г. К. сохранились стихи полиелея на 2-й плагальный (БАН. РАИК 154), на 1-й (Philoth. 122; Ivir. 973) и на 4-й гласы (Konstamon. 86), антифон на полиелее преподобным, мученикам и иерархам на 4-й глас «Будет праведник» (Пс 111. 6 - Cutl. 457; Philoth. 122; Ivir. 974; 985), антифон на праздники Богородицы «Слово благо» на 1-й глас, псалом «На реках Вавилонских» на 3-й глас (Ivir. 974), мегалинарии (Песнь Богородицы) «Сущую Богородицу» на 2-й плагальный (6-й) глас (Ivir. 993; 1120), причастен «Хвалите» на 2-й плагальный глас (Cutl. 457, Ivir 974), мелизматические вставки-кратимы, часто называемые πρλογος, 4-го гласа (Ivir. 974; 977, кон. XV - нач. XVI в.; БАН. РАИК. 154; Xeropot. 270, кон. XV в.; 287, 1724 г.), иногда имеющие особые наименования (πολυτρισμα, βιλα - Ivir. 976, 1-я пол. XVI в.; ξυλικς - Ivir. 964, 1562 г.; στρτα παλαι - Doch. 336, нач. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/164379.html

АСАФ [евр.  ,   - собиратель, греч. Ασφ], сын Берехии из колена Левия , родоначальник одной из основных династий храмовых певцов и музыкантов, т. н. сынов А. Царь Давид , учредивший регулярное богослужебное пение при скинии , поставил его начальником одного из 3 хоров, игроком на кимвалах (1 Пар 6. 39; 16. 5; см. также в ст. « Музыка и муз. инструменты в Библии »). После перенесения ковчега в Иерусалим Давид впервые воспел «через Асафа и братьев его» псалом (1 Пар 16. 7). Впосл. сыны А. играли ведущую роль в богослужении Второго храма, поскольку только певцы из этой династии упоминаются среди возвратившихся из плена (Езд 2. 41; Неем. 7. 44). Свящ. Писание особенно отмечает их пророческое служение (1 Пар 25. 1-2; 2 Пар 20. 14-23). Позднее авторитет А., чьи псалмы пелись при восстановлении служения в храме при царе Езекии, приравнивался к Давидову (2 Пар 29. 30). Именование А. «прозорливцем» (   ) и пророческий характер его псалмов позволяют говорить о нем как о храмовом пророке ( Gese. S. 147-158). В талмудической традиции, согласно одной версии, А. помогал Давиду в написании псалмов (Бава батра 14b), по др.- А. жил в эпоху плена и, видя разрушение храма, радовался, что Господь «излил гнев Свой только на бревна и камни» (Эха Рабба 4. 14). Именем А. надписано 12 псалмов (49, 72-82). В святоотеческой традиции не подвергалось сомнению надписание этих псалмов ( Athanas. Alex. Expos. in Ps. XLIX; LXXVI//PG. 27. Col. 229; 345), но высказывалось мнение, что А. записал их «под влиянием пророчества Давида» ( Theodoret. Interpretatio in Ps. LXXVI//PG. 80. Col. 1143c). Блж. Августин , основываясь на переводах имени А. (лат. congregamio, греч. συναγωγ), усматривает в нем собирательный образ синагоги, т. е. собрания верных Богу людей в ВЗ, из к-рого впосл. произошли апостолы (Enarrat. in Ps. LXXII//PL. 37. Col. 916sqq). А. П. Лопухин считал псалмы 73-78, 82 принадлежащими потомкам А. (Толковая Библия. Т. 4. С. 130). На основании описанных в псалмах событий более позднего периода их авторство, приписываемое А., ставится под сомнение библейской критикой. Псалмы 75-77, 79 обычно датируют временем ассир. нашествия (кон. VIII в. до Р. Х.). Считалось, что псалмы 73 и 78, содержащие предсказания о разрушении храма, были написаны во времена разрушения Иерусалима Навуходоносором II (587 до Р. Х.), но новейшие текстологические исследования показывают их синхронность с остальными псалмами А. (В. Weber).

http://pravenc.ru/text/76584.html

Солоницевка. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь бывшего села Гавриловка /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1719. Год утраты:Не установлен. Адрес: Харьковская область, Харьковский район, пгт Солоницевка Координаты: 49.99166, 36.05556 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С. Гавриловка, Христорождественская церк., постр. в 1719 г. старан. прихож.; деревян., однопрестольн. От г. Харьк. в 130 в. Ближ. почт. конт. в г. Лебедине в 24 в. Земли усадеб. 1½ дес., пахот. 33 дес. Прихож. м. п. 710, ж. п. 625. Капитал причта 2060 р. Причта по штату полож.: священ. и псаломщ. Жалов. священ. 294 р., псалом. 98 р. Помещение для причта церковн. Школа земская. Приход. попечит. нет. Священ. Симеон Стеллецкий 65 л. Из высш. отдел. духовн. семин. Свящ. 1861 г., на настоящ. месте 1898 г. Состоит законоучител. местн. школы. Послед. нагр. камилавка 1901 г. Псаломщ. Михаил Малиженовский 29 л. Из 3 кл. дух. учил., псаломщ. 1896 г., на настоящ. месте 1898 г. Церк. стар. крест. Андрей Стреляный с 1897 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Гавриловка лежит к востоку от Харькова, в 20 км от него. Образовалась Гавриловка в 60-х г.г. XVII ст. переселенцами из хуторов сл. Обычной. Местный корреспондент в ответе на анкету, разосланную харьковским комитетом по созыву XII археологического съезда, писал, что по архивным документам церковь в Гавриловке построена в 1789 г. из дуба. Впоследствии к притвору достроили притвор, соединивший церковь с колокольней. Нам не удалось исследовать эту церковь в натуре. Обмеры её и чертежи проделал архитектор В.К. Троценко. Фото внешнего облика церкви – из коллекции Харьковского университетского музея искусства. План церкви состоит из центрального прямоугольника, вытянутого в направлении восток-запад (редкий вариант), и двух шестигранников, вписанных в квадрат, – алтаря и притвора.

http://sobory.ru/article/?object=58486

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет повествует о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве при царе Навуходоносоре. Десятки тысяч израильтян лишились своего отечества после проигранного иудейского восстания в 598 году до н. э. Вавилонское пленение длилось до правления Царя Кира, который позволил рабским народам вернуться в свои земли. Новозаветная Церковь толкует псалом как плач о греховном пленении и изгнании из Рая. Описание «На реках Вавилона, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, среди него, повесили арфы наши..» — эти слова из 136 псалма повествуют о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве при царе Навуходоносоре. Художник изобразил плач о потерянной отчизне. Пленённые евреи жили вне городов Вавилонского царства, среди рек, оплакивая потерянную родину. Как пишет блж. Феодорит Кирский , «предающиеся скорби обыкновенно уходят в места пустынные, и там оплакивают собственные свои бедствия. Посему и Иудеи, сидя на утесистых берегах рек, и размышляя о запустении своего столичного города, проливали обильные слезы, уподоблявшиеся речным потокам». На картине мы видим сидящих вдоль реки людей, которые схватившись за головы, оплакивают свое бедственное положение. Художник изобразил висящие на ветвях деревьев музыкальные инструменты: они молчат, потому что на чужбине они не могут воспользоваться ими – негде совершать богослужения. Господь наказал израильский народ за его вероотступничество, и горько оплакивая свое положение, находясь в пленении у жестоких вавилонян, люди, раскачиваясь в такт колеблемым ветром деревьям, сокрушаются о своих тяжких прегрешениях. Песнопение «На реках Вавилонских» — это одна из покаянных молитв, готовящих нас к Великому Посту. История Фугель прославился серией из более, чем 130 картин к Библии, оригиналы которых хранятся в Епархиальном музее Фрайзинга. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/na-rekah-vavilonski...

Псалом 130 По надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом приписывается Давиду. Поводом к его написанию из обстоятельств жизни этого царя можно считать его ответ на порицание Мелхолы при перенесении Кивота Завета в скинию Сионскую. Последняя в плясании царя пред этой святыней видела унижение его царского достоинства, которое, очевидно, полагала в строго рассчитанных и методически важных поступках царя, а не в таком простом, искреннем и безыскусственном поведении, каким отличался здесь Давид. Ответ его Мелхоле ( 2Цар. 6:20–22 ) очень близок к содержанию данного псалма, где Давид говорит о своем смирении. Господи, я никогда не был горд и искусственно надменен: это мне чуждо. Я как дитя, смиренно отдавался воле Господа. Да уповает также и Израиль на Него (1–3). Пс.130:1 .  Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. «Я не входил в великое и для меня недосягаемое» – то же, что «не надмевалось сердце мое», т. е. я не старался искусственно поддерживать свое достоинство, показывать в себе не то, что есть, а что хотелось бы видеть другим в возвышении моего достоинства. Давид всегда жил тем, что в нем было, так и в данном случае, искренно радуясь перенесению Ковчега Завета, он свою радость показывал в безыскусственных действиях. Пс.130:2 .  Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. Ребенок, отнятый от груди матери, привыкший к другой пище, спокойно сидит на ее руках, ничего от нее не требуя. С таким ребенком сравнивает себя Давид, с полной верой полагавшийся на помощь Божию и не предъявлявший к Нему никаких требований. Пс.130:3 .  Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек. Вероятно, представляет литургическую прибавку позднейшего времени. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010