112 Епископ Агафангел (Соловьев) : Слова: Отцу Господа моего, составляют объяснение псалма 109, 1 и выражают собою веру в грядущего Мессию, обетованнаго Избавителя человеческого рода. Сирский и Арабский перевод читают только: я воззвал к Отцу моему на небе. (( Агафангел (Соловьев) , еп. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с кратким объяснением. – СПб., 1859 г., – с. 383.) 114 В статье «Давид» в «Православной энциклопедии» приводится также гипотеза, согласно которой «Ледавид» может указывать на сборник, из которого заимствован псалом/Православная энциклопедия. – М., 2006. – Т. XIII. – С. 550. 116 У родоначальника левитов Левия были сыновья: Гирсон, Кааф и Мерари. Они стали родоначальниками племен колена Левиина. 119 Такого рода надписания встречаются уже в древней шумерской литературе. На глиняной табличке III тысячелетия до Рождества Христова, содержащей текст предания «О сотворении мира», имеется запись мелодии и сопроводительные пояснения: «песнь под литавры», «песнь под барабаны», «плач на флейте». 126 Романов Б. Псалмопевец Давид и русская поэзия/Псалтирь в русской поэзии. – М.: Ключ, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – С. 16. 127 Романов Б. Псалмопевец Давид и русская поэзия/Псалтирь в русской поэзии. – М.: Ключ, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – С. 19. О стихотворных переложениях М.В.Ломоносова см. статью О.А. Державиной «Стихотворные переложения Ломоносова//Ломоносов и русская литература. – М., 1987. – с. 189–199. 130 См.: Филарет, святитель митрополит Московский. Толкование 2-го псалма/предисловие иером. Ианнуария (Ивлиева) /Богословские Труды. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академию – М., 1986. – С. 281–294. 133 См. славянский перевод стиха 7: «Возвещаяй повеление Господне. Господь рече: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». 146 Симон (Новиков), иером. Митрополит Московский Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета. – Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1959. – С.105. 168 Кирилл, святитель, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. – М., 1991. – с. 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

118 Кстати, именно поэтому на великие праздники святых (24 и 29 июня, 29 августа) не поется на утрене канон Богородице, тогда как на праздники святых бденных и полиелейных обязательно полагается канон Богородице или праздника (в предпразднство или попразднство). 121 Число 532, составляющее пасхальный цикл или период, является произведением (наименьшим общим кратным) чисел 19 (цикл Луны, то есть через 19 лет повторяются фазы Луны) и 28 (круг воскресных дней, то есть через 28 лет повторяется последовательность воскресных дней). 129 Такой принцип можно метко охарактеризовать словами: «все что можно опускается, остальное – растягивается». 130 В богослужебных книгах словом последование называется собрание молитвословий одного рода, то есть или изменяемых, или неизменяемых, относящихся к определенному богослужебному дню. Одни последования содержат только неизменяемые молитвословия (в Служебнике и Часослове), другие же заключают в себе одни изменяемые песнопения (Октоих, Минея, Триодь). Само название «последование» (ακολουθα – «следование, порядок») произошло оттого, что молитвы и песнопения, которые находятся в последовании, следуют за молитвами, находящимися в других богослужебных книгах (см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. С. 95). 131 Исключением является 17-я кафисма (118-й псалом), которая разделяется не только на три «Славы», но и на две половины: перед 94-м стихом («Твой есмь аз, спаси мя») печатается слово «среда», то есть середина. 132 В современных изданиях Псалтири Следованной устав о чтении Псалтири расположен на с. 211–215. 133 «Егда же прилучится в те дни празднество, в нихже глаголется на утрени по 3 кафисмы, и тогда глаголем на утрени две кафисмы, а 3-ю рядовую на вечерни» (Типикон, глава 17-я). 134 Аллилуйные службы – богослужения, подобные великопостным, которые свое название получили потому, что на утрене в эти дни вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа». Аллилуйные службы полагаются в определенные дни Рождественского, Петрова и Успенского постов (например, 19, 26 ноября, 7 и 10 июня, 3 и 4 августа). Устав аллилуйной службы находится в Типиконе в последовании 15 ноября. Основные отличия аллилуйных служб от обычных вседневных богослужений: присутствуют многие великопостные особенности, в том числе и молитва преподобного Ефрема Сирина , часы совершаются с междочасиями и изобразительными, отменяется литургия. И хотя Поместный Собор 1917–1918 г рекомендовал возобновить аллилуйные службы и в ежегодных «Богослужебных указаниях» излагаются особенности их совершения, все равно в приходской практике, к сожалению, аллилуйные службы пока не находят достойного места.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

122 Brands Reisen, herausgegeben durch Heinrich-Christian von Henn in Vesel, 1702 S. 218. Legat. Pol. Lith in Mosc., descr. a Таппего ed. 2. p. 75. 124 От 18 века сохранился перечень богослужебных книг или агенд, употреблявшихся (хотя неизвестно в каком объеме) в старой лютеранской общине, которым ничто не препятствовало быть в употреблении и в 17 в. Вот эти агенды: 6 главных членов христианского катехизиса; коллекты, которые в праздничные дни читались пред алтарем, пред полуденным богослужением и после него; вопросы, для исповедания грехов пред духовником; покаянная молитва, читаемая по четвергам пред всей общиной; покаянная молитва, возносимая во дни годичного покаяния, покаянные псалмы: 6, 25, 32, 38, 42, 51, 91, 102, 130, 143; краткое наставление к совершению св. крещения в церкви и на дому; формула крещения взрослых; увещание к приступающим к принятию св. таин; чин совершения бракосочетания ; чин богослужения, совершаемого в воскресные и праздничные дни: утреннего (от 8 до 9 ч.), полуденного (от 12 до 1 ч.) и вечернего (от 1 1/2 до 3 ч.). Главное богослужение или проповедь отправлялось в таком порядке: после молитвы Пресв. Духу, наставник школы читал Евангелие и Отче наш . Хор пел под орган: Господи Боже, Отче, Слава в вышних. Орган (без хора) исполнял: единому Богу в вышних да будет хвала. Потом читали пред алтарем коллект и апостол; с помощью органа пели Haupt-Lied и символ веры . Наконец, всходил на кафедру пастор и после краткой молитвы ко Спасителю или св. Духу, пропетой им под орган, произносил проповедь. Кто желал, причащался (Fechner II В. S. 454–456). Богослужебная практика в Московской реформатской церкви 17 в. была весьма несложна: сначала пели псалом, потом читался приличный дню текст, далее снова следовало пение псалма, наконец, произносилась молитва и проповедь. (Brand’s Reis. S. 218.) 125 Пол. Соб. Зак. 1 т. гл. X и XIX, 40, гл. XX; 70, 71, гл. XXV, II. Уложение выделяло иноземцев из общей массы населения и по другой статье: воспрещало им «держать у себя в работе, по крепостям и добровольно, Русских людей» (гл. 25); но этот закон, как увидим, оставался без исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

124. СЛОВО БОЖИЕ ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ ТАК:   «Кого Он предузнал, тем и предопределил» (Рим. 8:29).   125. В ИЗЛОЖЕНИИ ВЕРЫ ВОСТОЧНЫХ ПАТРИАРХОВ ОБ ЭТОМ СКАЗАНО: Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й). 126. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ? Промыслом Божиим называется имеющее место вслед за сотворением мира и человека действие Божие по отношению к миру и особенно к человеку. 127. ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ ЕСТЬ НЕПРЕСТАННОЕ ДЕЙСТВИЕ всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. 128. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ? О промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый — о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке.   О втором члене Символа веры. 129. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА «ИИСУС», «ХРИСТОС», «СЫН БОЖИЙ»? Сыном Божиим называется второе лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом , когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю. 130. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ИИСУС»? Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом. 131. ЭТО ИМЯ НАРЕЧЕНО БЫНУ БОЖИЮ ПРИ РОЖДЕНИИ ЕГО НА ЗЕМЛЕ, потому что Он родился спасти людей. 132. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ХРИСТОС»? Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа. 133. КОГО НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ? Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей , первосвященников и пророков .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

124. Слово Божие говорит об этом так: Кого Он предузнал, тем и предопределил (Рим 8:29). 125. В изложении веры Восточных Патриархов об этом сказано: Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й). 126. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ? Промыслом Божиим называется имеющее место вслед за сотворением мира и человека действие Божие по отношению к миру и особенно к человеку. 127. Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. 128. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВ. ПИСАНИИ? О промысле Божием в св. Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6:26). В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый — о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке. О втором члене Символа веры. 129. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА “ИИСУС”, “ХРИСТОС,” “СЫН БОЖИЙ”? Сыном Божиим называется второе лицо Св. Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю. 130. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ИИСУС”? Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом. 131. Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей. 132. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ХРИСТОС”? Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Св. Духа. 133. КОГО НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ? Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

126. Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие по отношению к миру, и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим. 127. Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. 128. О Промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: " Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? " (Мф.6,26). В этом изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особый - о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке. О втором члене Символа веры 129. Имена Иисус Христос, Сын Божий следует понимать так. Сыном Божиим называется Второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда еще ожидалось Пришествие Его на землю. 130. Имя Иисус означает Спаситель, и оно наречено Архангелом Гавриилом. 131 Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей. 132. Имя Христос означает Помазанник, и оно произошло от помазания Священным Миром, через которое подаются дары благодати Духа Святого. 133. Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков. 134. Иисус, Сын Божий, называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Духа Святого. Таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. 135. Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть Истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. 136. Священное Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин.1,1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

129. Об отношении к духовным лицам Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних – Златоуста; говори духовнику грехи Твои – и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность. Молитвы читай утром и вечером следующие: Трисвятое, Отче наш , 12 Господи помилуй, Псалом 50-ый, Символ веры , Богородице и некоторые поминания; после сего клади 10 поясных поклонов с молитвой: Боже, очисти мя грешного. 18 сентября 1854 года 130. О войне Воодушевление народа (по случаю войны) здесь необыкновенно. Смешны французы и англичане! Фактически доказывают, что, России необходимо владеть Босфором, без чего её береговые владения на Черном море всегда могут подвергаться, и на большем протяжении, нападение врагов. 3 августа 1855 года 131. О Н.Н. Муравьеве Николай Николаевич (Муравьев) глубоко добрый человек. Многие отнюдь не подозревают в нем этого качества, напротив того, считают холодным, потому что он не льстив и не ласков, между тем как Истинная любовь строга и, являясь в делах, не нуждается в личине-ласковости и льстивости, которыми непременно прикрывает себя самолюбие для обмана ближних. 17 сентября 1855 года 132. О статье «Слово о смерти” Мне бы желалось переслать к Тебе «Слово о смерти»; надеюсь это сделать по прошествии некоторого времени, когда мы справимся здесь с этой статьей, потому что она очень велика, с подробностью излагает таинство смертное и показывает, как надо жить, чтобы умереть благополучно. Мое здоровье очень плохо: совсем не выношу воздуха; пока в келии-чувствую себя порядочно, лишь вышел, как начинаю пухнуть; 5 февраля 1856 года 133. О собственном стремлении в уединение Мое желание переместится из шумной Сергиевой пустыни в уединение, чтобы там тщательнее приготовиться к переходу в вечность, разгорается более и более. Когда получу от Тебя письмо из Ставрополя, тогда напишу об этом подробнее. 14 февраля 1856 года

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

4. Сион и Храм. Истинное богослужение. Неприкосновенность Иерусалима понималась как знак неотменимости обетований Божиих. Однако благоволение к Сиону и Храму возможно только при условии, что люди хранят Завет Господень: Пс 9. Справедливость суда Божия. Пс 45. Сион — скала верных и символ обетования. Пс 47. Бог спасает верных от их врагов. Этот псалом, как и Пс 45, относится к эпохе похода Синахериба (см. т. 1, §33). Пс 75. Тщетность попыток врагов сокрушить оплот веры. Пс 86. Грядущий Иерусалим — Община верных. В псалмах 83, 119–124, 129, 130, 132, 133 содержатся песнопения паломников. Строки некоторых из них соответствуют числу ступеней Храма, по которым поднимались богомольцы. Псалмы 49, 74, 81, 102 перекликаются с проповедью пророков VIII–VI веков (Амоса, Осии, Исайи, Михея). Они учат, что истинное служение Богу не может ограничиться жертвами и обрядами, ибо основа его — верность Творцу и Его Заветам: Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною. Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; Ибо Мои все звери в лесу, и скот — на тысяче гор… Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои, И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня. (49,7) 5. Страждущий человек взыскует Бога-Спасителя. Многие псалмы являются молитвами-сетованиями, которые обращены к Господу от лица гонимого, страждущего человека («бедняка Господня» — эбиона). Экзегеты не пришли к единому мнению, когда в этих псалмах речь идет о личности, а когда о народе. Но церковное прочтение Псалтири предполагает оба аспекта. С одной стороны, в этих псалмах выражаются личные чувства верующего, его боль, его уныние и упование, но одновременно это и голос Церкви, которая проходит по истории среди бурь и искушений. Эта часть Псалтири во все века находила наибольший отклик у верующих. В ней библейская вера раскрывается как вера в спасение , вера в Бога-Заступника. Псалмопевцы нередко рисуют состояние души, находящейся на грани отчаяния. Но неизменно, даже в самых трудных обстоятельствах, торжествует надежда на Спасителя (Пс 3–6, 7, 10, 12, 15, 16, 24, 27, 30, 37–39, 42, 53–58, 63, 68–70, 82, 85, 87, 90, 93, 139–142).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   Деян. 7:60; Еф. 3:14.    Лк. 22:62.    Творения. Т. 2. Беседа о статуях XX. СПб., 1896. С. 224.    Творения. Т. 1. Беседа о статуях IX. С. 110.    Нахимов Н. Вера, молитва и жизнь православного христианина. СПб., 1910. С. 33.    Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. С. 8, § 13.    Мф. 15:8-9; ср.: Ис. 29:13; Иер. 6:20.    Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 103.    Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Сергиев Посад, 1892. С. 348.    Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102.    Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67.    Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267.    Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519.    Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. Киев, 1907. С. 823 (в примечании). В псалмах: 17, 20, 28, 29, 32, 46, 65, 74, 95, 97, 102, 104, 116, 117, 133, 144—150 и др. пророк Давид то сам восхваляет Господа, то зовет к этому все Божье творение. Замечательными образцами хвалебной молитвы в Ветхом Завете еще служат: псалом хваления Анны (1 Цар. 2:1-10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1-6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1-18) и др.    Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321.    Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого.    Там же.    Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты».    Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130.    Там же.    Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11.    Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94.    Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12-23), царя Соломона (3 Цар. 8:22-53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15-20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1-14), псалмы 142, 118 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Благодаря постоянному общению Константинополя с Иерусалимом и, отсюда, взаимодействию того и другого патриарших уставов, полиелей в XI-XII в. входит и в святогробское иерусалимское богослужение и занимает место третьей кафизмы по зимнему расписанию, предваряя непорочны (Дмитриевский. Богосл. страстн. и пасх. седмиц, стр.4–5) . Это же место он занимает в списках иерусалимского устава XII-XIII века (Кекелидзе. Лит. груз. пам., стр.318 и Дмитриевский . Типика, m.III, стр.54, 61) . При этом любопытно, что некоторые памятники еще в XIII веке имеют специальные указания, запрещающие петь полиелей на воскресных бдениях и даже зимнего периода года (Дмитриевский. Типика, m.III, стр.402) . Следует заметить, что в состав полиелея рассматриваемого времени входили не только 134 и 135 псалмы, но и 136. В XIII-XIV веке, как видно из некоторых списков иерусалимского устава, его в праздничные дни зимнего периода года стали заменять другими псалмами (Там же, стр.130) , которые затем уступили свое место так называемым избранным псалмам. Результатом замены в декабрьские и январские праздники 136 псалма другими, избранными, оказалось то, что он уцелел лишь в службах трех недель, предшествующих великому посту, чаще всего падающих на февраль месяц. Праздничное, а не покаянное значение этого псалма в данных службах подтверждается указанием современного типикона петь этот псалом “с аллилуией красною” и записью его в певческих книгах XV-XVII столетий демественным распевом, которым исполнялись торжественные песнопения, главным образом, литургии, архиерейского богослужения и т.п. Несколько слов об изобразительных псалмах и величаниях, поемых на праздничных утренях вслед за полиелеем. В 1910 г. в Трудах Киевской Духовной Академии вышла статья В.И.Барвинка “Время происхождения праздничных величаний и избранных псалмов в чине всенощного бдения” (кн. декабрь, стр.584–611). В этой статье автор приводит мысль, что избранные псалмы представляют собой творения византийского ученого монаха Никифора Влеммида (р.1197 г., 1272 г.), величания же к ним были написаны гораздо позднее, в XIV-XV вв., и представляют плод творчества монаха Филофея (из Валахии) и некоего “блаженного Макария”. Обоих последних В.И.Барвинок считает южными славянами и уверяет, что греческая церковь не знала величаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010