В 1448 г. К. стал игуменом в сложный для Белозерского мон-ря период нестроений, когда часть братии пыталась отстоять неизменность устава прп. Кирилла. К. был призван восстановить мир после неудачного игуменства Трифона, ставшего настоятелем после Иннокентия и Христофора, непосредственных учеников прп. Кирилла. Трифон был для Белозерской обители пришлым игуменом, не знающим Кириллова устава. Негативную характеристику игум. Трифону и его не названному по имени преемнику, по всей видимости Филофею (родному брату Трифона), дал в «Отвещании любозазорным…» прп. Иосиф Волоцкий: «Он же (вероятно, игум. Филофей.- Авт.) подобная прежнему (игум. Трифону.- Авт.) творяше: некоторая предания святаго Кирилла в небрежение полагаше, еще же в церкви на соборном пении и, на трапезе егда ядяху, любляше беседы творити и ненужная глаголати». Когда старцы обители Илия Чапей и Игнатий Бурмака пытались вразумить игумена, он их бил жезлом, потом «устыдеся своего жесточества, отиде от них» ( Иосиф Волоцкий. 2001. С. 102). Можно утверждать, что прп. Иосиф имеет в виду Филофея (а не К.), потому что в «Отвещании любозазорным…» говорится о коротком периоде, когда «бесчинствующий игумен» управлял мон-рем, а К. был настоятелем 22 года. К. приложил все усилия, чтобы восстановить в монастыре порядки прп. Кирилла. Он пригласил Пахомия Серба, написавшего по его благословению Житие преподобного. Пахомий, знакомый с К., характеризовал его как настоятеля «достойна игуменом глаголатися, мужа, от многых лет в трудех постничьскых състаревшася» (БЛДР. 1999. Т. 7. С. 134). В Житие прп. Кирилла был внесен раздел, начинающийся со слов «Бяше же устав блаженаго Кириила…», с характеристикой общежительных норм Белозерского мон-ря, к-рый восходит скорее всего к нравственно-дисциплинарному сборнику «Старчество». По мнению Никольского, в игуменство К. в мон-ре стало сказываться «несколько отчетливее нерасположение к покупкам вотчин» ( Никольский. 1897. С. 12). В отличие от предшественников К. не приобретал постоянно земельные участки, но все же делал покупки.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

В 2011 г. учреждена епархиальная медаль прп. Трифона Печенгского 3 степеней. В 2013 г. в честь 1025-летия Крещения Руси впервые в истории епархии архиеп. Симон совершил таинство Крещения в водах Белого м. В 2016 г., когда праздновалось 100-летие основания Мурманска, епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) , к-рый заложил капсулу с первосвятительским благословением на месте алтаря буд. Спасо-Преображенского кафедрального морского собора в Мурманске. 28 нояб. 2003 г. было установлено празднование Собору Кольских святых. В него включены: прп. Трифон Печенгский (XVI в.), прп. Феодорит Кольский (XVI в.), прп. Варлаам Керетский (XVI в.), преподобные Авксентий, Аксий и Тарасий Соловецкие, Кашкаранские (XVII в.), преподобномученики Иона и Герман Печенгские (XVI в.), прмч. Гурий Печенгский и иже с ним убиенная братия Трифонова Печенгского мон-ря, новомученики - иером. прмч. Моисей (Кожин) и послушник прмч. Феодор Абросимов. Общецерковное празднование Собору Кольских святых - 15(28) дек. Икона «Собор Кольских святых» написана с.-петербургскими иконописцами. Особо чтимыми в М. и М. е. являются икона свт. Николая с капсулой мира от мощей святого, икона прп. Серафима Саровского с частицами его мощей, икона прав. воина Феодора Ушакова с частицей его мощей (в храмах Мурманска), Тихвинская икона Божией Матери в церкви в Кашкаранцах и Тихвинская (Мурманская) икона Божией Матери в древнем поморском с. Варзуга. Архиереи: еп. Симон (Гетя; 27 фев. 1995-26 фев. 2019, с 26 фев. 2004 в сане архиепископа, с 8 окт. 2013 в сане митрополита), еп. Митрофан (Баданин; с 26 фев. 2019, с 17 марта 2019 в сане митрополита). Лит.: Наука и бизнес на Мурмане. Мурманск, 1999. 3(14): Храмы Кольского Севера; Митрофан (Баданин), иером. (впосл. епископ). Мурман православный. Мурманск, 2004; он же. Возвращение святыни//Миссионерская правосл. газ. 2008. 3/4. С. 6-7; Большакова Н. П. Мурманская епархия: Труды и достижения//ЖМП. 2008. 9. С. 56-81; она же. Мурманская и Мончегорская епархия от «А» до «Я»//Миссионерская правосл. газ. 2009. 5/6. С. 8-9; она же. Подвиг, украсивший рус. землю: 10 лет после гибели «Курска»//Там же. 2010. 7/8. С. 1, 4-5; Сухаревская С. Самая северная жен. обитель//Там же. 2009. 9/10. С. 12; Глаголев Я. Паломнический центр открывает двери//Там же. 11/12. С. 16; Кирьянова А. 15-летие Вознесенского кафедр. собора//Там же. 2012. 3/4. С. 3; Хлебникова О. Первый полковой священник на Северном флоте//Там же. 5/6. С. 7; Балагурова О., Кольцова Л. Крещение в водах Белого моря//Там же. 2014. 8. С. 2; Первосвятительский визит в Мурманскую митрополию//ЖМП. 2016. 10. С. 16-20.

http://pravenc.ru/text/2564368.html

Прав. Иосиф Обручник изготовил стол, за к-рым Св. Семейство обедало. В работе ему помогал божественный отрок Иисус. Согласно церковному Преданию, на кипарисовой крышке этого стола евангелист Лука написал икону Божией Матери ( Степанов. 2010. С. 66). На кипарисовых досках выполнены известные чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская», «Донская», «Виленская», «Влахернская», «Холмская», «Троеручица», «Боголюбская» и др. (Там же. С. 68-82). В богослужебных текстах К. упоминается среди древесных пород. Так, из него был сделан Крест Христов: «на кипарисе, и певке [певг - сосна или ель - см.: Дьяченко Г. М., свящ. Полный церковно-слав. словарь. М., 1993. С. 412], и кедре вознеслся еси Агнче Божий» (Октоих. М., 1981. Т. 1. С. 463). Из К. были сделаны Голгофские кресты в храмах. В Воскресенском соборе Новоиерусалимского мон-ря, воздвигнутом патриархом Никоном († 1681), на Голгофском месте стоит кипарисовый крест XVII в. ( Гнутова С. В. Крест в России. М., 2004. С. 67; Авдеев А. Г. Елеонский крест Патриарха Никона//Ставрографический сб. М., 2001. Кн. 1. С. 274). Кийский крест для Крестного мон-ря патриарха Никона также был изготовлен из К. ( Гнутова С. В. Крест в России. М., 2004. С. 272; Кийский крест Патриарха Никона/Сост.: М. В. Осипенко. М., 2000. С. 12). В Вятском музее хранится кипарисовый крест прп. Трифона Вятского († 1612). На гробнице блж. Иоанна Власатого Ростовского († 1580) лежал кипарисовый крест ( Степанов. 2010. С. 57). Ароматное кипарисовое дерево не подвержено порче жучком, поэтому написанные на К. иконы хорошо сохраняются (Там же. С. 17-19). В рус. храмах можно встретить иконы кон. XIX - нач. ХХ в., написанные в афонском стиле. В 1670 г. боярин Б. М. Хитрово вложил в Троице-Сергиев мон-рь «образ чюдотворца Сергия, на кипариснои цке построенъ» ( Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г. М., 2008. С. 131). В Венском соборе свт. Николая иконостас выполнен из К. ( Степанов. 2010. С. 87). Гробницы с мощами свт. Филиппа Московского († 1569), прп. Евфросинии Полоцкой († ок. 1173), благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских († 1228), прп. Сергия Радонежского († 1392), прп. Александра Свирского († 1533), прп. Серафима Саровского († 1833) и др. святых, к-рые вкладываются в раку, были изготовлены из К. (Там же. С. 88-100).

http://pravenc.ru/text/1684682.html

Согласно Житию архиеп. Новгородского Ионы, П. Л. после кончины митр. Московского свт. Ионы (1462) получил от новгородского владыки заказ на составление «последования памяти его и службы канона», посвященных Московскому святителю. Это поручение П. Л. выполнил, а каноны прп. Сергию Радонежскому и прп. Михаилу Клопскому, а также Житие последнего писать не стал, т. к. «готовяшеся самъ ити в Московскиа страны». В кон. 1461 - нач. 1462 г. П. Л. вернулся в Москву. В это время он мог составить «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню», к-рое датируется 1461-1462 гг. и атрибутируется ему нек-рыми исследователями. В нач. 1462 г. по поручению вел. кн. Василия II Васильевича († 1462) и митр. Феодосия (1461-1464) П. Л. отправился в Кириллов Белозерский мон-рь, чтобы собрать там материалы для Жития его основателя. Он пробыл в обители, видимо, до мая 1462 г., т. к., по наблюдению Яблонского, в самой ранней редакции Жития прп. Кирилла еще не упоминается о поставлении 13 мая 1462 г. кирилловского игум. Трифона во архиепископа Ростовского ( Яблонский. 1908. С. 92). К этому периоду М. А. Шибаев относит сотрудничество П. Л. и недавно пришедшего в Кириллов мон-рь книжника Евфросина : при составлении своего келейного сборника Евфросин привлек серб. агиографа для написания известных последнему сказаний об афонских мон-рях - об этом свидетельствует автограф П. Л., обнаруженный Шибаевым в евфросиновском сборнике РНБ. Кир.-Бел. 22/1099 ( Шибаев. 2008). Кроме того, П. Л. поделился с Евфросином своими запасами бумаги ( Шибаев М. А. Бумага в России XV в.//Актуальные вопросы истории бумаги и бумажного производства: К 40-летию со дня выхода в свет книги З. В. Участкиной «Из истории рос. бумажных мануфактур и их водяных знаков»: Мат-лы и сообщ. первых науч. чт. СПб., 2003. С. 36-37). Написав Житие, агиограф составил Службу прп. Кириллу. В нач. 60-х гг. XV в. П. Л., вероятно, вернулся в Троице-Сергиев мон-рь. Однако между 1464 и 1470 гг. он находился в Новгороде и работал над циклом, посвященным прп. Савве Вишерскому. Существует предположение, что во время составления Службы святому П. Л. тяжело болел (все богородичны канона объединены темой исцеления от болезни). По мнению А. Г. Боброва, П. Л. в этот период участвовал также в новгородском владычном летописании, будучи автором статей Летописи Авраамки за 1458-1469 гг. ( Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001. С. 233. Примеч. 56).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

В 1968 г. в М. был построен парекклисион прп. Нила Мироточивого, куда со Св. Горы была передана частица мощей святого. В 1973 г. в монастырь было проведено электричество, начались росписи собора афинским иконописцем Х. Вуцасом. В 1975 г. число насельниц достигло 22 чел. Был сооружен водопровод, отремонтировано подворье сщмч. Харалампия. В 1989-1993 гг. был построен новый собор, 3-нефная купольная базилика, освященная в 1996 г. Она была расписана афонским братством иконописцев Пахомиев в 1994-2004 гг. Ими же выполнены иконы для иконостаса, изготовленного в 1993 г. резчиком по дереву К. Фасурасом. Хотя мон-рь освящен в честь Успения Пресв. Богородицы, престольный праздник («панегирик») совершается 23 авг., в день отдания Успения, чтобы это торжество не совпало с престольными праздниками др. крупных богородичных мон-рей Пелопоннеса. В М. хранятся частицы мощей сщмч. Харалампия, св. бессребреника Космы, мч. Трифона, свт. Василия Великого, вмч. Пантелеимона, прп. Феодосия Великого (Киновиарха), прп. Нила Мироточивого и др. В наст. время в М. подвизаются 16 монахинь, игумения с 2015 г.- Парфения (Дели) (Δπτυχα. 2016. Σ. 720). Сестры занимаются рукоделием, изготовлением ладана и оливкового масла. Лит.: Γριτσπουλος Τ. Α. Μαλεβς, Μον//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 540-541; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1998. Τ. 2. Σ. 86-88; Ανυσα, μον. Ιστορικν κα θαματα Ιερς Μονς Παναγας Μαλεβ. Αγιος Πτρος Κυνουρας, 2001; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθνα, 20023. Σ. 267; Νεκτριος (Ζιμπολας), ρχιμ. Σαρντα εκνες τς Παναγας. Αθνα, 2004. Σ. 126-129; Ιορδνογλου Α. Μονς Κυνουρας - Μαντινεας. Αθνα, 2009. Σ. 44-63. Рубрики: Ключевые слова: ЛУКУС мон-рь в честь Преображения Господня, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/2561718.html

Синод УПЦ принял решение о внесении имени блаженной Параскевы, Христа ради юродивой, в месяцеслов Украинской Православной Церкви под именем блаженная инокиня Параскева Старобельская, с установлением памяти в день ее преставления и обретения мощей 17/30 октября (старый/новый стиль). 19 июня 2014 года решением Синода Украинской Православной Церкви блаженная Параскева причислена к лику местночтимых святых Северодонецкого епархии. Также принято решение об установлении дня празднования Собора Старобельск святых 14/27 мая (старый/новый стиль). В состав Собора Старобельск святых решено включить: 1) сщмч. Константина, митрополита Киевского; 2) сщмч. Павла, епископа Старобельского; 3) сщмч. Илариона, иерея; 4) сщмч. Иосифа, диакона; 5) свт. Мелетия, архиепископа Харьковского; 6) свт. Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического; 7) свт. Филарета, архиепископа Черниговского; 8) свт. Митрофана, епископа Воронежского; 9) свт. Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца; 10) прп. Иосифа Оптинского; 11) прп. Германа Святогорского; 12) прп. Трифона Святогорского, исповедника; 13) прав. Димитрия Горского; 14) блж. инок. Параскеву Старобельскую. Синод УПЦ заслушал информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о состоянии дел в Ужгородской Украинской Богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия. 23 апреля 2013 г. Учебным комитетом при Священном Синоде Украинской Православной Церкви была проведена проверка высшего духовного учебного и научного заведения Украинской Православной Церкви «Ужгородская Украинская Богословская Академия имени святых Кирилла и Мефодия». По результатам проверки было выявлено несоответствие учебных программ требованиям Концепции высшего духовного образования Украинской Православной Церкви, а также нарушение Устава об управлении Украинской Православной Церкви. В соответствии с п. 1.3 раздела I Устава Ужгородской Украинской Богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия Украинской Православной Церкви, основателем Академии является Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви. УУБА осуществляет свою деятельность под руководством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины согласно п. 1.5. Раздела I Устава Ужгородской Украинской Богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/76051.html

Соч.: Ист. описание Николаевской Берлюковской пуст. М., 1889; Акафист св. мц. Вере, Надежде и Любови и матери их Софии. СПб., 1893. М., 1992; История подлинного Нерукотворенного образа Спасителя. М., 1894. СПб., 2000; Жизнь и страдания св. мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. М., 1897; Жизнь и творения св. Ефрема Сирина, проповедника покаяния. М., 1897; Житие, чудеса и открытие честных мощей новоявленного угодника Божия св. Феодосия Углицкого, архиеп. и чудотворца Черниговского. М., 1897; Сказание о мытарствах прп. Феодоры. М., 1897; Великий пост: Святоотеческое учение о посте и беседы христианина со своей душой во дни св. четыредесятницы. М., 1898. СПб., 2000; Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия. М., 1898; Жизнь и страдальческая кончина св. вмч. Евстафия Плакиды, супруги его Феопистии и детей их Агапия и Феописта. М., 1898; Жизнь и чудеса св. вмч. и Победоносца Георгия. М., 1898; Жизнь св. Макария Египетского. М., 1898; Жизнь и страдания св. мч. Трифона и почитание его в России. М., 1898, Жизнь и страдания св. вмц. Варвары. М., 1899; Жизнь и страдания св. вмц. Екатерины. М., 1899; Явления и чудотворения святых семи архангелов. М., 1899, 1996; Ад и рай: Святоотеческое учение о вечных муках ада и вечном блаженстве рая и видение рая святыми. М., 1900, 2003р; Жизнь и покаяние прп. Марии Египетской. М., 19002; Покровители брака: Жизнь св. мучеников Гурия, Самона и Авива и св. чудотворцев муромских кн. Давида и кнг. Евфросинии, в иночестве Петра и Февронии. М., 1900; О памятниках древнерус. иконописи в Берлюковской пуст.//Моск. ЦВед. 1901. 30. С. 348-351; Плач Пресв. Богородицы при Кресте Господнем. М., 1901; Небесные друзья трезвости: Жизнеописания прп. Моисея Мурина и св. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского. М., 1903, 1996; Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904 (то же, под назв.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003р); Правосл. мон-ри Рос. империи: Полный список. М., 1908.

http://pravenc.ru/text/171685.html

В 1382 г., во время набега на Москву хана Тохтамыша, М. П. м. был разграблен, братия и настоятель архим. Симеон убиты (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 145). Согласно летописному известию, в 1404 г. митрополит «постави… в Киеве наместника своего Феодосиа, архимандрита Спасково» (Там же. Т. 11. С. 191; в статье не называется город, в к-ром находился Спасский мон-рь). В XV в. М. П. м. постепенно утрачивал свои позиции, что было обусловлено появлением московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря (первое время митрополичьего), московского в честь Вознесения Господня женского монастыря , перенявшего «у Спасского функции места пострига, уединения и погребения для женщин из государевой семьи. Не позднее конца XIV в. у великокняжеской семьи появился домовый собор - Благовещенский… При всем том среди московских настоятелей спасскому архимандриту всегда принадлежало первое место» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 226). В 1394 г. появился каменный домовый храм и у княгинь - ц. Рождества Пресв. Богородицы. Среди известных настоятелей М. П. м.- архимандриты Иоанн (1346), хиротонисанный во епископа Ростовского, Михаил (Митяй) (1376-1379), избранный митрополитом Московским и всея Руси, но так и не добившийся кафедры, Сергий (Азаков) (упом. в 1389), Трифон (впосл. архиепископ Ростовский), Вассиан I (Рыло) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45-46, 57, 126, 155; Т. 24. С. 185, 187). Житие прп. Паисия Галичского, составленное, вероятно, во 2-й пол. XVII в., при описании событий, относящихся к 50-м гг. XV в., упоминает «Спасского Задворного монастыря… архимандрита Трифона», причем непосредственно перед чудовским архим. Никандром ( Авдеев А. Г. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009. С. 320, 356), что может косвенно свидетельствовать об иерархической соотнесенности 2 кремлевских мон-рей. В Чудовском собрании ОР ГИМ хранится рукопись творений свт. Григория I Великого Двоеслова 1-й пол. XV в. с недатированной записью, сделанной полууставом того же столетия, о том, что она поступила по вкладу от спасского архим. Германа «в дом святей Богородицы в Пафнотьев монастырь по своей души» (Описание рукописей Чудовского собр./Сост.: Т. Н. Протасьева. Новосиб., 1980. С. 187-188. 320; Т. Н. Протасьева датирует настоятельство архим. Германа 1467-1482 гг. У Строева одноименный настоятель упомянут в марте 1474 ( Строев. Списки иерархов. Стб. 142)).

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Комиссия по постановлению МАО продолжила существование как Комиссия по истории русской архитектуры. В 1879-1894 гг. Н. совмещал труды в МАО с активной деятельностью в Имп. московском археологическом об-ве (ИМАО) (с 1877 член-корреспондент, с 1878 действительный член) и состоящей при нем Комиссии по сохранению древних памятников (КСДП). Полемика с И. Е. Забелиным о первоначальном покрытии Успенского собора во Владимире, а также уничтожение следов древнего фронтонного покрытия в ходе реставрации привели в 1889 г. Н. к решению прервать труды в КСДП. Сотрудничество с комиссией Н. возобновил в сер. 90-х XIX в. и с 1906 г. до конца жизни состоял при ней в должности товарища председателя. В 70-х гг. XIX в. Н. совместно с Н. А. Артлебеном провел исследования Дмитриевского собора во Владимире, в результате чего было открыто первоначальное позакомарное покрытие. Н. самостоятельно и совместно с др. членами комиссии проводил осмотры большого числа древнерус. памятников церковного зодчества и осуществлял надзор за реставрацией их архитектуры (Покровского собора на Рву (1877, 1885, 1898, 1907), ц. Рождества Христова в Н. Новгороде (1878), ц. Рождества Пресв. Богородицы на М. Дмитровке (1881), ц. мч. Трифона в Напрудной слободе (1882), ц. Спаса Преображения в с. Михееве (1882), ц. Спаса Преображения в Вязёмах (1883), Успенского собора в Звенигороде (1883, 1885), ц. прп. Сергия в Пушкарях (1884, 1900), ц. прп. Марии Египетской при Сретенском мон-ре (1885), ц. Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке (1885), Преображенского собора в Переславле-Залесском (1886), Успенского собора во Владимире (1887-1889), Успенского собора в Ростове (1888), ц. св. Иоанна Богослова в Ростовском кремле (1888), ц. Грузинской иконы Божией Матери (1888), ц. Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1888, 1907), Успенского собора в Москве (1894, 1895), ц. свт. Николая Чудотворца в Драчах (1898-1899), Архангельского собора Московского Кремля (1903), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (1905), ц. св. Троицы в Голенищеве (1905), Данилова мон-ря в Москве (1905), Новоспасского мон-ря в Москве (1907-1908), ц.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

С. убедил его также принять монашество. После возобновления иконоборчества имп. Львом V Н. С. сначала присутствовал вместе с прп. Феодором на аудиенции у императора 25 дек. 814 г., а потом разделил с игуменом ссылку в Метопу на Аполлониадском оз. и далее отправился с ним в Вониту в феме Анатолик, выполняя роль слуги и секретаря при своем духовном отце. Вместе с Феодором он подвергался всевозможным лишениям и жестоким пыткам (как минимум 3 раза по 100 ударов бичом), но и тогда старался как мог помогать учителю, ухаживая за ним после бичеваний. После 3 лет заключения в Воните узников перевели в Смирну, где они оставались еще 20 месяцев в тюрьме с колодками на ногах. После убийства Льва V в дек. 820 г. они были освобождены и сразу отправились в монастырь св. Феодора для встречи с патриархом К-польским Никифором I . В нач. 821 г. Н. С. принимал участие в аудиенции у имп. Михаила II, на которой тот отказался возвращать патриарха Никифора на кафедру и восстанавливать иконопочитание. Феодор и Н. С. поселились в окрестностях Прусы, а затем на мысе Акрит в мон-ре св. Трифона. Лишь во время восстания Фомы Славянина (кон. 821-823) император приказал им переместиться в К-поль. После смерти игумена 11 нояб. 826 г. Н. С. позаботился о его погребении на о-ве Принкипе, а потом оставался там же у могилы Феодора. Туда в поисках духовного руководства к нему стекались многочисленные паломники, в т. ч. из высших сановников империи. Когда имп. Феофил в 833 г. возобновил гонения на иконопочитателей, Н. С. пришлось снова скитаться. В конце концов некая благочестивая женщина по имени Ирина подарила ему имение во Фракии, недалеко от К-поля, под названием Фирмуполь (впосл. мон-рь, тесно связанный со Студийским), где Н. С. и жил до восстановления иконопочитания в 843 г. В том же году он вернулся в Студийский мон-рь, однако в дальнейшем бывал там лишь время от времени, предпочитая уединенную жизнь в Фирмуполе. Игуменом в это время был прп. Навкратий Студит . После его смерти в 848 г. Н. С. по настоянию императора и патриарха Игнатия стал игуменом, но пробыл на этом посту лишь 3 года, когда, поставив преемником пресв.

http://pravenc.ru/text/2566140.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010