Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ [Косма] (1337, Москва - 9.06.1427, Кириллов Белозерский мон-рь), прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых), Белозерский, основатель Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Прп. Кирилл Белозерский. Икона из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. 1424–1448 гг. Иконописец прп. Дионисий Глушицкий (?) (ГТГ) Прп. Кирилл Белозерский. Икона из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. 1424–1448 гг. Иконописец прп. Дионисий Глушицкий (?) (ГТГ) Агиографические источники Основные сведения о К. содержат посвященные ему агиографические произведения. Житие святого написано Пахомием Логофетом (Сербом) в нач. 60-х гг. XV в. В. М. Яблонский выделил 2 редакции Жития: 1-ю, написанную Пахомием, и 2-ю, принадлежавшую его перу предположительно. Появление 2-й редакции, по мнению исследователя, представляло собой «механическое сокращение» 1-й и было вызвано целями «богослужебно-гомилетическими» ( Яблонский. 1908. С. 93). По мнению Г. М. Прохорова , 2-ю редакцию создал Пахомий «в литургических целях» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 9). Датировка редакций основывается на косвенных признаках. По мнению Яблонского, 1-я редакция создана между мартом и маем 1462 г. Верхняя граница основана на отсутствии в ранних списках Жития сведений о поставлении игумена Кириллова Белозерского мон-ря свт. Трифона на Ростовскую кафедру (хиротония состоялась 13 мая 1462). Нижняя граница определяется чтением: «...овогда повелен быв тогда самодержцем великым князем Василием Васильевичем». Исследователь сделал вывод, что редакция была написана после смерти вел. кн. Василия II Васильевича , последовавшей 27 марта 1462 г. Время написания 2-й редакции определяется по дате создания самого раннего списка - по мнению Яблонского, им следует считать рукопись 1475 г.: БАН Литвы. Ф. 19. 102. В совр. описаниях сборник датируется 80-90-ми гг. XV в. ( Морозова Н. А. Кириллические рукописные книги, хранящиеся в Вильнюсе: Кат. Вильнюс, 2008. С. 39). Ранние списки 2-й редакции уже имеют чтение о епископской хиротонии игум. Трифона. Т. о., можно предполагать, что 1-я редакция Жития К. предшествовала 2-й. Самые ранние списки 1-й редакции датируются 70-ми гг. XV в. (РГБ. Троиц. 764; СПбФИРИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 161), 2-й редакции - 80-90-ми гг. XV в. (ГИМ. Чуд. 151; РНБ. Соф. 1389; БАН Литвы. Ф. 19. 102). В Торжественниках из Кириллова Белозерского мон-ря читалась, как правило, 2-я редакция Жития (РНБ. Соф. 1419, 1389; F.I.257).

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ († 9.12.1589, Свято-Троицкий Печенгский мон-рь), прмч. (пам. 9 дек., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 28 дек.- в Соборе Кольских святых), Печенгский, Кольский, ученик прп. Трифона Печенгского, игум. Трифонова Печенгского во имя Св. Троицы мон-ря , и с ним преподобномученики братия и трудники (116 чел.) Трифонова Печенгского мон-ря (пам. 28 дек.- в Соборе Кольских святых) (перечень имен см.: Митрофан (Баданин) . С. 288-289). Прмч. Гурий Печенгский. Фрагмент иконы«Собор Кольских святых». 2002 г. Прмч. Гурий Печенгский. Фрагмент иконы«Собор Кольских святых». 2002 г. Г. как игумен Троицкого Печенгского мон-ря впервые упоминается в грамоте царя Иоанна IV Васильевича 21 нояб. 1556 г. («пожаловал есмя нашего царского богомолия, от Студенаго моря окияна с Мурманского рубежа, Пресвятые и Живоначальныя Троицы Печенгскаго монастыря игумена Гурия с братиею»; см.: Грамоты Кольского у. С. 437), к-рой мон-рю были предоставлены обширные владения и льготы. Из Жития прп. Трифона, основателя Печенгского мон-ря (Житие создано, возможно, в нач. XVII в. на основе более ранних записей), известно, что он приехал в Москву для получения царского пожалования в 1556 г. «со единопутным своим, Соловецкого монастыря неким праведным иноком». Надо полагать, что этим иноком Соловецкого мон-ря был представленный царю на утверждение буд. настоятель Печенгской обители Г. Приезду иноков предшествовало чудо. За день, когда царь шел к литургии, «явишася на пути два святолепна инока, царские же очи возлюби их честное явление», и царь беседовал с ними, для всех остальных иноки оставались невидимыми. (Исследователи высказывали мнение, что имя Г. как игумена мон-ря было вписано в грамоту позднее - после 1576, при возобновлении Иоанном Грозным жалованных грамот мон-рям и архиерейским домам; годом раньше все пожалования были отменены по воле Иоанна Грозного вел. кн. Симеоном Бекбулатовичем .)

http://pravenc.ru/text/168364.html

На Кубань будет доставлен Крест с частицей Ризы Спасителя Москва, 13 ноября 2008 г. По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора 20 ноября на Кубань из Архангельской епархии будет доставлен Крест с частицей Ризы Господа нашего Иисуса Христа, сообщает Патриархия.ru . В Кресте также находятся частицы мощей святых угодников Божиих: Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, Иоанна Дамаскина, великомученика Иакова Персиянина, Иоанна Кущника, целителя Пантелеимона, мученицы Ирины, мц. Агафии, Григория Нисского, мч. Трифона, мч. Нестора, мц. Христины, мц. Параскевы, свщмч. Василия Амасийского, вмц Марины, прп. Сампсона Странноприимца, мч. Андриана, прп. Моисея Мурина, прп. Николы Святоши, прп. Дамиана Целебника, мц. Евфимии. До 19 октября святыня будет по очередности находиться в храмах г. Краснодар, затем до 27 января 2009 года будет доставлена в храмы 33 городов, станиц и населенных пунктов, находящихся в Екатеринодарской епархии. Крест изготовлен из серебра. Он состоит из основного корпуса с бортиками и внутренними переборками, в который помещены мощи святых. На лицевой стороне изображено Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Вверху изображен Господь Саваоф с нимбом в виде ромба. На тыльной стороне — надписания святынь, помещенных в крест. Согласно надписям в центре креста-мощевика помещена частица Ризы Господней (Спасителева Риза Алексея Митрополита). Примечательна история Святыни. В годы гонениий на Церковь при Советской власти святыня благоговейно сохранялась в семье православных христиан в Костромской области. Желая сберечь святыню от поругания, ее благочестивые обладатели спрятали ее среди домашней утвари. В 70-е годы XX века благочестивая прихожанка передала священнику местного прихода протоиерею Димитрию Нецветаеву старинную утварь, среди которой находился самовар. Долгое время он не привлекал к себе никакого внимания. Однако позднее вдруг раскрылось, что он хранил святыню Самого Спасителя — частицу Ризы Господа Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/28262.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Понедельник, 21 октября 2024 г. (8 октября ст.ст.) Седмица 18-я по Пятидесятнице Глас 8, Поста нет прп. Пелагии Антиохийской (457) . прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского, игумена (1482) . прп. Трифона Вятского, архимандрита (1612) . Собор Вятских святых. прп. Таисии Египетской (IV) . мц. Пелагии девицы, Антиохийской (303) . сщмчч. Димитрия (Добросердова), архиепископа Можайского, и с ним Иоанна Хренова, диакона, прмчч. Амвросия (Астахова), архимандрита, Пахомия (Туркевича), игумена, прмц. Татианы (Бесфамильной), инокини, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937) . сщмч. Ионы (Лазарева), епископа Велижского, прмч. Серафима (Щелокова), архимандрита, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского, пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и Елисаветы Курановой (1937) . прмч. Варлаама (Ефимова), монаха (конец 1930-х) . иконы Богородицы «Избавительница от бед» (Ташлинская) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Еф.4:25-32 Ев.- Лк.7:36-50 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. преподобной Пелагии Антиохийской Тропарь преподобной Пелагии Антиохийской, глас 8 В тебе мати известно спасеся, еже по образу:/приимши бо крест, последовала еси Христу,/и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/прилежати же о души, вещи безсмертней.//Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Пелагие, дух твой. Кондак преподобной Пелагии Антиохийской, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-10-...

Викторин, митрополит Ижевский и Удмуртский (Костенков Виктор Григорьевич) Дата рождения: 10 мая 1953 г. Дата хиротонии: 23 февраля 2014 г. Дата пострига: 15 сентября 2013 г. Страна: Россия Биография: Родился 10 мая 1953 г. в г. Сарапуле Удмуртской АССР. Воспитывался в верующей семье, дед был ктитором Воскресенского храма г. Сарапула, в этом храме с раннего детства проходил послушание в алтаре и на клиросе. В 1970 г. окончил среднюю школу 13 и поступил в Удмуртский государственный педагогический институт. В 1976 г. переехал в г. Казань, где по благословению епископа Казанского и Марийского Пантелеимона проходил различные послушания в Никольском кафедральном соборе. 7 января 1979 г. рукоположен в сан диакона к храму Казанской иконы Божией Матери г. Чистополя. В том же году поступил на заочное отделение в Московскую духовную семинарию . В 1980 г. переведен на должность диакона в Рождество-Богородицкий храм г. Йошкар-Олы Марийской АССР. В 1983 г. рукоположен в сан священника и назначен в храм Святой Троицы г. Ижевска Удмуртской АССР. Окончил обучение в Московской духовной семинарии. В 1985-1988 гг. — настоятель храма прп. Трифона Вятского в с. Каменное-Заделье Балезинского р-на Удмуртии. В эти же годы по авторскому проекту началось строительство первого в советское время храма в Удмуртии — в честь св. вмч. Георгия Победоносца в г. Глазове. В 1988 г. назначен настоятелем Успенского храма г. Ижевска. С 1990 г. по благословению епископа Казанского и Марийского Анастасия занимался строительством и воссозданием вновь переданных храмов в городах Волжск, Буинск, Васильево. Начинал первые богослужения в Раифском монастыре. С 1992 г. по благословению епископа Ижевского и Удмуртского Палладия восстанавливал храмы и налаживал приходскую жизнь в населенных пунктах: Ува, Нылга, Киясово, Норья, Бабино, Юськи, Бураново. В 1993 г. по благословению архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая  назначен на восстановление кафедрального собора св. блгв. кн. Александра Невского. За труды на благо Русской Православной Церкви был удостоен митры и права служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до «Отче наш».

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198979...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Водоча Вóдоча [македон. Водоча, Манастир Свети Лeohmuj], муж. мон-рь во имя св. Леонтия, действующий. Расположен в 4 км к западу от г. Струмица (Республика Македония). Монастырская церковь являлась кафедральным собором Тивериопольских (Струмицких) епископов. Она была построена на развалинах раннехрист. базилики V в., раскопки к-рой ведутся в наст. время (обнаружены 2 комплекса бань, трапезная и др. постройки). Согласно местному преданию, на этом месте после битвы у горы Беласица (1014) по приказу визант. имп. Василия II были ослеплены 14 тыс. воинов болг. царя Самуила. В 1-й пол. XI в. здесь был построен из камня и кирпича крестово-купольный храм типа «вписанного креста», освященный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В нач. XII в. к нему с вост. стороны пристроили большой храм типа «свободного креста». Т. о., собор состоял как бы из 2 зданий, расположенных одно за другим, причем западное выполняло функцию нартекса. В XIV в. достроили притвор, в XVII в.- открытую галерею. В 80-90-х гг. XX в. в мон-ре возвели небольшую ц. во имя свт. Григория Паламы и прп. старца Иосифа Спилиота, за стенами мон-ря - ц. во имя мч. Трифона. Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в. Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в. Древнейший слой росписей собора был выполнен в 1-й пол. XI в.: изображения диаконов Исавра и Евпла в алтарной части, вмч. Пантелеимона на юго-зап. столпе (сейчас находятся в Народном музее в Скопье). По мнению В. Джурича, они стилистически близки к фрескам собора Св. Софии Охридской. Судя по сохранившимся фрагментам, в диаконнике располагались сцены протоевангельского цикла («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Возвращение Иоакима и Анны из храма» и «Благовещение Иоакиму»). Возможно, цикл продолжался на юж. стене: один из фрагментов является частью композиции «Введение Богородицы во храм».

http://pravenc.ru/text/155067.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Преподобноисп. Никон (Беляев), иером. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (Беляев Николай Митрофанович; 26.09.1888, Москва - 8.07.1931, дер. Козлово Пинежского р-на Северного края (ныне Валдокурье Пинежского р-на Архангельской обл.), преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из купеческой семьи. Гимназистом получил совет от свящ. Симеона Ляпидевского, настоятеля храма «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке, по праздникам непременно ходить в церковь: «Это наш долг пред Богом». Стал посещать храм и в будние дни, вместе с братом Иваном начал петь и читать на клиросе, прислуживать в алтаре. В 1905 г. за участие в демонстрации весь класс, в котором учились Николай Беляев и его брат Сергей, был исключен из гимназии. Это подтолкнуло Николая к осмыслению жизненного пути. Вместе с др. братом Иваном он более тяготел к духовной жизни. Чтобы молиться более сосредоточенно, не отвлекаясь на чтение и пение, они стали посещать храм Василия Блаженного, Казанский собор, Благовещенский собор, ц. вмц. Варвары на Варварке, Чудов мон-рь в Кремле. Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г. Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г. В 1906 г. Николай Беляев поступил на физико-математический факультет Московского ун-та. Через полгода Николай практически перестал посещать учебные занятия, посвящая вместе с братом Иваном все время посещению богослужений в московских храмах. После одной исповеди в Чудовом мон-ре они практически отказались от мирской жизни, как отметил впосл. Николай в дневнике, «в Чудовом мон-ре совершилось чудо милосердия Божия над нами…». Братья вытянули по жребию название мон-ря, куда намеревались поступить, это была Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . Получили благословение от Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова ; впосл. митрополит), наместника московского Богоявленского мон-ря. 24 февр. 1907 г. прибыли в Оптину пуст. Настоятель архим. Ксенофонт (Клюкин) благословил братьев немного пожить в мон-ре, но Николаю, как бывшему участнику революционного движения, в приеме послушником отказал. Братья работали трудниками при скотном дворе. Николай стал близок к прп. Варсонофию (Плиханкову) , к-рый говорил юноше, что их «сердца настроены на один лад…» (Житие. 1996. С. 53). Пробыв в обители Великий пост, братья вернулись в Москву, где прожили 8 месяцев.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Мурманск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 68.970663; 33.074918 Россия, Мурманск Мурманск, Мурманская область Россия Свято-Никольский собор Мурманск (до 1917 — Романов-на-Мурмане) — город на северо-западе России, административный центр Мурманской области . Население — 305 236 чел. (2015). Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Один из крупнейших портов России. За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя. Содержание Православие в Мурманске [ править править код ] Начало православной миссии на Кольском полуострове связано с деятельностью прп. Трифона Печенгского (середина XVI века). Епархия располагается на всём протяжении Мурманского и Терского берегов Кольского полуострова, в историческом центре Русского заполярья. Православие приходит на эти земли с русскими «колонистами» из Новгорода. С XIII в. процесс колонизации, а значит и христианизации, приобрел системный характер, что связано с распространением монастырских хозяйств на Терском берегу, а затем и севернее. В XVI и в конце XVII в. прошли две волны христианизация местного населения саамов. Новый виток развития православной миссии на Кольском севере приходится на рубеж XIX и XX в., когда под протекцией правительства С.Ю. Витте активно осваивался Мурманский берег. Это период активного строительства и возобновления храмов почти во всех населённых пунктах Мурмана. Революция, Интервенция и начавшиеся репрессии загнали Церковь в подполье. К концу 30-х гг. XX в. на территории будущей Североморской епархии не осталось ни одного прихода. Во второй половине XX в. большинство населённых пунктов на Терском и восточном Мурманском берегах обезлюдели, некоторые полностью исчезли с исторической карты. С другой стороны в этот период вырастают новые города – базы Северного флота. С конца 1980-х гг. начинается медленное возрождение Православия на Кольской земле. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мурманск

В пещере прп. Трифона в Норвегии установили икону Пресвятой Богородицы Североморск, 21 августа 2018 г.      Для православия на Кольской земле минувшая неделя отметилась значимым событием. В соответствии с договоренностями достигнутыми в прошлом году Североморской епархией совместно с норвежской стороной была установлена икона Пресвятой Богородицы в пещере преподобного Трифона Печенгского, находящейся в скале напротив м. Эльвенес у входа в Пасвикфьорд, в 1 км к северо-западу от г. Киркенес (Норвегия), сообщает сайт Североморской епархии . Эта пещера — место уединенной молитвы преподобного Трифона Печенгского является особо почитаемым местом как для местного населения так и для посещающих ее паломников. С древних времен этот молитвенный уголок являлся пещерным храмом с иконой Богородицы и, по инициативе Североморской епархии, в этом году было решено установить икону в самой пещере, а впоследствии закрепить на входе табличку с образом прп. Трифона и надписью на двух языках норвежском и русском. Делегацию Североморской епархии возглавил епископ Североморский и Умбский Митрофан. Его сопровождали: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Козачук, наместник Трифонов Печенгского монастыря игумен Давид (Дубинин), скитоначальник Борисоглебского скита монах Досифей (Белин). Норвежскую сторону представлял мэр коммуны Сёр-Варангер Руне Рафаэльсен. Также в числе организаторов мероприятия в этот день находился генеральный консул РФ в Киркенесе Сергей Валерьевич Шатуновский-Бюрно. Доставку участников к месту события на лодках под названием «Трифон» и«Борис и Глеб» организовал Ханс Хетлер.      По завершении официальной части состоялось неформальное общение Владыки Митрофана с господином Рафаэльсеном в ходе которого обсуждались дальнейшие совместные проекты, призванные укрепить зародившиеся дружественные связи и популяризировать почитание православных святынь на территории Норвегии. 21 августа 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/115245.html

Международный праздник плотницкого искусства, посвященный памяти прп. Трифона Печенгского, пройдет в Мурманской области 6 декабря 2007 г. 12:37 Международный праздник плотницкого искусства, посвященный памяти преподобного Трифона Печенгского основателя самого северного монастыря России пройдет с 8-9 декабря в городе Заполярный Мурманской области. Об этом сообщили в комитете по культуре и искусству Мурманской области. Участие в мероприятии примут около 50 народных мастеров Северо-Запада России из Санкт-Петербурга, Архангельской области, республики Коми, Мурманской области, а также Норвегии. Во время праздника будет работать ярмарка работ мастеров декоративно-прикладного искусства, и пройдут творческие соревнования умельцев резьбы по дереву в номинациях: «домашняя утварь», «скульптура», «деревянная игрушка», «функциональные предметы быта». Это уже пятый праздник плотницкого искусства на древней Печенгской земле, первый состоялся в 1995 году. Статус международного праздник получил в 2004 году, когда объединил художников Северо-Запада России и Норвегии. Значение мероприятия в том, что благодаря ему возрождаются старинные традиции плотницкого дела на севере, поддерживается интерес к плотницкому искусству со стороны современных мастеров и творческих коллективов. 9 декабря участники праздника посетят церковь в честь святых мучеников Бориса и Глеба на российско-норвежской границе, а также Борисоглебскую ГЭС. Преподобный Трифон Печенегский (в миру Митрофан) родился в 1495 г. в Новгородской губернии. Придя на Кольский полуостров, на реку Печенгу, к язычникам-лопарям, он изучил их язык и обычаи и стал проповедовать им веру Христову. Постепенно мудрым и кротким словом его многие язычники обратились ко Христу. В 1532 г. святой построил храм и основал при нем монастырь во имя Святой Троицы. В годы неурожая святой с несколькими братиями ходил в Новгородские земли, прося подаяния и отправляя собранное в монастырь. Достигнув старости, преподобный мирно почил о Господе 15 декабря 1583 г. в возрасте 88 лет. «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/334058.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010