Однако бывают ситуации, когда святой не вызывает никаких сомнений, но в его честь нет ничего, кроме рукописных служб. Например, замечательный подвижник преподобный Григорий Синаит, которого очень почитают в Оптиной пустыни. Единственная служба ему, которая дошла до России, это греческая рукопись, не рассматривавшаяся церковными инстанциями даже в Греции. Поэтому те монастыри, которые захотят почтить память святого Григория, должны помнить: это текст еще не утвержденный. Некоторым компромиссом в таком случае может быть благословение правящего архиерея. Бывает, что архиерей своей властью благословляет употребление того или иного акафиста в пределах своей епархии до прохода официальной цензуры. Несколько советов начинающему гимнографу Если вы решили почтить святого новым текстом, то, прежде чем выкладывать его в Интернет, нести в редакцию епархиального журнала или подавать на рассмотрение церковной цензуры, покажите его специалистам. Во многих епархиях нашей Церкви сегодня есть семинарии, можно найти экспертов по языку, по грамматике, по богословию. По опыту знаю: как бы вдохновенно слова ни ложились на бумагу, текст не бывает свободен от ошибок и неточностей. Поэтому ему необходим отстраненный взгляд. Не стремитесь во что бы то ни стало подражать древним конструкциям. Гимнографов, реально пишущих на церковнославянском, крайне мало. Многие бессознательно русифицируют то, что пишут. Чем коверкать церковнославянский язык, лучше пишите по-русски. У нас есть прекрасные примеры молитв на русском: акафист митрополита Трифона (Туркестанова) «Слава Богу за все», молитва оптинских старцев. И, наконец, последнее. Если вы размещаете свой текст в Интернете, не забудьте сопроводить его такой надписью: «Данный текст воспроизводится по рукописи и не рассматривался церковной цензурой». Дабы никого не смущать и не вводить в заблуждение. Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

http://patriarchia.ru/db/text/1677513.ht...

господарем Стефаном III Великим (1457-1504), пожертвовавшим на это немалые средства ( Βαρλαμ (Αϒϒελκος). 1921. Σ. 47). Новое опустошение последовало в 1513 г. Помощь обители снова оказали правители дунайских княжеств. В актах 1513, 1575, 1626, 1627, 1628, 1671 и 1679 гг. идет речь о споре между Г. м. и Эсфигменом относительно владений, принадлежащих их подворьям на п-ове Халкидики ( Ζας, Καδς. 1998. Σ. 20). В 1513 г. игум. Никифора, видимо, сменил Спиридон, к-рый, согласно акту Протата за указанный год, приобрел для Г. м. келлию мч. Трифона в Карее для устроения в ней конака (представительства мон-ря). В том же документе сообщается, что Спиридон восстановил обитель на средства молдав. господарей, сделав ее лучше прежней. В документе 1530 г. он же упоминается в качестве строителя внешней стены, т. е. совр. «среднего крыла», включающего колокольню. С 1574 г. до наст. времени Г. м. занимает 17-е место в иерархии афонских мон-рей. Число насельников Г. м. в кон. XV - 2-й трети XVIII в. существенно колебалось. По подсчетам исследователей, выполненным на основании свидетельств паломников и монастырских посольств, в 1489 г. в мон-ре было 270 чел., в 1530/31 г.- 39, в 1561 г.- 70, в 1569 г.- 42, в 1634/35 г.- 127, в 1661 г.- 50, в 1677 г.- 60, в 1709 г.- 50, в 1765 г.- 40 чел.; в 1582/83 г. мон-рь, возможно, находился в запустении ( 2000. С. 99). В посл. четв. XVII в. Г. м. относился к числу беднейших афонских обителей. В 1678 г. его доля в синдоксии (общеафонских сборах на выплаты османским властям) равнялась 25 грошам, т. е. составляла не более 1/4 суммы, выплачивавшейся каждым из таких мон-рей, как Великая Лавра, Ватопед и Хиландар (Там же. С. 77). Мон-рь прп. Григория. 1744 г. Рис. В. Г. Григоровича-Барского После пожара, в 1762-1783 гг., мон-рь восстанавливал игум. Иоаким Скевофилакс из Акарнании, к-рый получил прозвище Макригенис (Длиннобородый) после происшедшего с ним чудесного знамения. Когда иноки из Г. м. пришли к нему в окрестности Малого скита св. Анны, куда он удалился для особого подвига, и попросили позаботиться о восстановлении обители, он сказал, что, когда у него вырастет борода, тогда произойдет и возрождение Г.

http://pravenc.ru/text/168091.html

За оградой З. п. находилось 4 странноприимных корпуса для посетителей. При обители были устроены кожевенный, свечной, кирпичный, алебастровый и известковый заводы, переплетная, иконописная, столярная, токарная, кровельная, малярная, портняжная, сапожная мастерские. На рыбном заводе пос. Ачуево при войсковой ц. во имя свт. Григория Богослова в 1887 г. был учрежден особый причт из братии З. п. Наказной атаман Кубанского войска предоставил войсковой дом при заводе для проживания священнослужителей обители. По инициативе архим. Мартирия с 1881 г. действовала лавка для продажи книг и икон, с 1896 г.- одноклассная церковноприходская школа для детей из ближних селений, к-рые обучались иконописи, живописи, портняжному, сапожному, слесарному, плотницкому и др. ремеслам. Школьный курс преподавал выпускник семинарии Д. Гонарюк, иконописи обучал иером. Амвросий (Татаринский). Святыни Почитались икона Успение Божией Матери в сребропозлащенной ризе - дар митр. С.-Петербургского Исидора (Никольского) . Игумен афонского Пантелеимонова монастыря Макарий передал З. п. ковчежец с частицей Креста Господня, а также частицы мощей 36 святых, в т. ч. святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, сщмч. Харалампия, великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца, мучеников Феодора Тирона и Трифона, мц. Параскевы, прп. Нила Афонского и др. Материальное положение Отведенные З. п. в 1878 г. 350 дес. земли, согласно протоколу землемера Кубанской обл., находились «в сильно гористой местности, изрытой крутыми оврагами», и были «неудобны» для возделывания и не приспособлены «для домашней промышленности» (ГА Краснодарского края. Ф. 318. Оп. 2. Д. 2605. Л. 63, 89, 99). Поэтому наиболее рентабельным братии представлялось развитие скотоводства и коневодства. В марте 1882 г. иером. Мартирий обратился к начальнику Кубанской обл. С. А. Шереметеву с прошением обеспечить пустынь «возможно большим земельным наделом» для развития коневодства (Там же. Ф. 574. Оп. 1. Д. 2441. Л. 2-3).

http://pravenc.ru/text/182521.html

С. 93-101; 10. С. 119-132), «Градо-Ирбитская Сретенская церковь» свящ. А. А. Кузовникова (1869. 20. С. 263-270; 23. С. 287-295), «Кунгурский Благовещенский собор» свящ. Н. А. Старицына (1869. 24. С. 297-308). Из опубликованных агиографических материалов значительную часть составляют статьи, посвященные житиям и подвигам свт. Стефана Великопермского и др. Пермских святых, напр. «Св. Великопермские святители Герасим, Питирим и Иона» прот. Леонида Зубарева (1917. 2/3. С. 32-37; 7/8. С. 124-126; 11. С. 183-188), а также почитанию в Пермском крае прп. Трифона Вятского, напр. «Преп. Трифон на берегах Камы и Чусовой» С. Н. Подосенова (1868. 29. С. 502-510; 30. С. 513-522). Часть исторических и этнографических статей связана с историей миссионерства, напр. «Из истории просвещения св. крещением верхотурских инородцев» (1868. 41. С. 683-690; 42. С. 702-709) и «Крещение чердынских вогуличей» (1868. 43. С. 718-722) К. Покровского, анонимная ст. «Сведения об инородцах, обитающих в пределах Пермской епархии (преимущественно в религиозном отношении)» (1874. 39. С. 387-394; 40. С. 395-403), «Материалы для истории Пермской миссии» прот. А. Луканина (1877. 15, 18, 23-26, 28-33, 35-38; 1878. 6, 11). Множество публикаций посвящено истории раскола в Приуралье и миссионерской работе с местными старообрядцами, напр. «Беспоповцы поморского толка в Оханском уезде Пермской губернии» прот. А. Луканина (1868. 14, 16, 17, 21, 24, 25, 28, 31, 34, 37, 47, 48, 50-52), «Преосвященный Аркадий [Фёдоров] как деятель по обращению раскольников Пермской епархии в недра Православной Церкви» свящ. И. Словцова (1874. 21-24, 28-32); среди археографических публикаций примечательна заметка о старообрядческой рукописи XIX в. из б-ки Пермской ДС «Рукопись на бересте» П. С. Богословского (1914. 6/7. С. 107-110). В неофиц. отделе печатались также речи и проповеди правящих архиереев, ректоров ДС и местного духовенства, в т. ч. свящ. Ф. Зубарева, прот. А. Луканина, прот. А. Т. Пурикордова, свящ. Н. А. Попова, прот. С. А. Луканина, прот. Г. Остроумова и мн. др., а также многочисленные назидательные и полемические статьи, напр. «Какого рода школу для православного народа представляет современный театр» Кычигина (1899. 6, 7, 9/10-12), «Нечто о гр. Л. Н. Толстом и его учении» А. Высотского (1899. 15/16. С. 381-387), «Христианство как единственная религия мира на земле и благоволения в людях» свящ. В. Г. Морозова (1909. 36. С. 744-754), и школьно-учебные материалы, популярные заметки по медицине, некрологи, библиография и объявления.

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Помыслы же и вправду кажутся благими большинству светских людей – избавить больных от страдания в ближайшей перспективе, избавить человека от несовершенства в дальнейшем. Однако, известно, куда вымощена дорога благими помыслами, и Церковь во все века подходила к боли, страданиям, болезням двояко. «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится… Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:13-15). Казалось бы, основываясь на Писании, это должен быть чуть ли не единственный подход Церкви к решению всех проблем со здоровьем и страданиям. Но тем не менее и среди евангелистов есть врач – Лука, и среди святых помимо св. Трифона и прп. Ипатия Целебника, лечивших наложением рук, есть св. Орест, свв. Косма и Дамиан, св. Кир и Иоанн, св. Диомид, прп. Агапит Печерский и, разумеется, св. Пантелеймон – врачи по профессии, искавшие пути излечения телесных недугов в травах, хирургии и прочих доступных им по тому времени способах. Да и лазареты названы именно в честь Лазаря Четырёхдневного, поднятого от смерти милостью Божией. То есть христианство и православие, в частности, не были противниками медицины и не считали лечение и новые методики помощи больным чем-то богопротивным и неестественным. 11 Более того, христиане видели в медицине необходимый и Богом дарованный противовес иным технологиям, существовавшим наравне с врачебными: гадалками, колдунами и прочими. Интерес христианства к правильному лечению человеческого тела и облегчению его страданий не случаен, а исходит из любви к ближнему и стремлению спасти тело, не губя душу. Когда в 1280х годах в Италии были изобретены очки, то первыми их пользователями были монахи-книгочеи (один из возможных изобретателей – пизанский доминиканский монах фра Алессандро да Спина) и такому стремительному расширению человеческих возможностей зрения Церковь ни на Востоке (на Руси очки известны с XV века), ни на Западе не противились, считая допустимым исправлять недостатки организма. Равно как и не противились слуховым рожкам, а позже аппаратам для слабослышащих, протезам и коронкам, переливанию крови и пересадке кожи. Церковь не настаивала на необходимости страданий, более того, за каждой Литургией мы молимся «о избавитися нам от всякия скорби» и «Христианския кончины живота нашего, безболезненны». Церковь не воспринимала тело человека, как нечто абсолютно неизменное и неприкасаемое, не опасаясь, что вышеперечисленные изобретения «по своему произволу изменяют и «улучшают» Божее творение» 12 . «Мы убийцы не тела, а страстей», говорил св. Пимен Великий. Церковь не требует подвига аскезы от каждого её члена, не считает, что все должны отказываться от операций, протезов, обезболивающих и прочих медицинских достижений.

http://pravmir.ru/vzglyad-pravoslavnogo-...

Святые врата монастыря, 2012 г. Что касается братии монастыря на Печенге, то она всегда была «не простой», насельники в полной мере соответствовали страстным чертам юности своего отца основателя. О том, что такова есть воля Божья о сем монастыре и таков крест дан Трифону от Господа, возвещал его друг прп. Варлаам Керетский: «сподобился ты еси обитель воздвигнути и братию собрати, будут бо зде людие и села зле неукротимы, яко дивии звери, твоей ярости и острожелчию подобящася» . По мере того, как возрастал в Духе преподобный Трифон, сокрушая свои «ярость и острожелчие», так же и умирялся дух его братии: «Аще и питаемые роптати не престают, но ты сих зверство на кротость в благоразумие приведе, молитвами непрестанными и пением и бдением» . Эти строки из тропаря канона раскрывают нам все величие едва ли не самого главного жизненного подвига преподобного Трифона Печенгского. Это подвиг великих старцев древности, образец которого дал преподобный Иосиф Волоцкий в своем настоятельском служении братии, с его самоотверженной попыткой спасти высокие подлинные монашеские идеалы в наступивших принципиально новых российских условиях. Тогда преподобный Иосиф взвалил на себя задачу, решение которой едва ли по силам смертному. Организационными мерами, жесткой дисциплинарной регламентацией, силой личного примера и молитвенного подвига постараться воспитать идущих в его монастырь новых людей в духе истинного монашества. Точно так же и Трифон, несмотря на упомянутые «ярость» и «неукротимость» братии, с которыми ему вплотную довелось столкнуться, все же сумел благодатной силой своей великой святости преобразовать «сих зверство на кротость» и привести в «благоразумие». Путь, которым вел братию Трифон, весьма не прост, но он единственно был возможен в той ситуации, и посвященные ему древние молитвенные тексты нам тот путь ясно раскрывают — «молитвами непрестанными, и пением, и бдением». Трифон в отношении своих чад выполнил долг духовного отца, и «их Христу чистыми представил». — В чем это выразилось, какова была судьба Трифоновской братии?

http://pravmir.ru/trifonov-pechengskij-m...

Наиболее многочисленной религ. орг-цией в Н. является лютеран. Норвежская церковь (НЦ), к-рая насчитывает 3 740 920 членов, или 70,6% населения (кон. 2017). Значительная миграция за последние 40 лет привела к быстрому появлению различных религ. деноминаций на территории страны. В 2017 г. в 793 религ. общинах, не относившихся к НЦ, были зарегистрированы 619 222 чел. (11,7% населения), в христ. общинах, не относящихся к НЦ,- 6,4% населения: католики составляли 2,87%, пятидесятники - 0,74, православные - 0,42, члены Евангелическо-лютеранской свободной церкви Норвегии - 0,37, свидетели Иеговы - 0,24% и др. Ислам исповедовали 2,9% населения. Наравне с религиозными в Н. также существуют философские и мировоззренческие общины, в к-рых зарегистрированы приблизительно 1,8% населения. 1% населения распределился между представителями проч. религий (буддизм, индуизм, сикхизм и т. д.). Примерно 17,7% населения не причисляют себя ни к одной религиозной или мировоззренческой орг-ции. Православие На территории Н. действуют 5 приходов РПЦ: во имя св. равноап. вел. кнг. Ольги в Осло (3206 чел.), во имя св. блгв. кнг. Анны Новгородской в Тронхейме (979 чел.), в честь Богоявления в Бергене (727 чел.), во имя вмц. Ирины в Ставангере (440 чел.), во имя прп. Трифона Печенгского в Киркенесе (157 чел.), а также общины в Тромсё и в Баренцбурге (архипелаг Шпицберген). Приходы РПЦ в Н. относятся к благочинию Патриарших приходов в Н., осуществлять архипастырское окормление патриарху помогает руководитель управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. В стране действует Свято-Троицкое общество - добровольное объединение прихожан РПЦ, задача к-рого сделать традиции РПЦ более доступными для говорящих на норвежском языке. Церковь свт. Николая в Осло. 2015 г. Фото: Kjetil Ree Церковь свт. Николая в Осло. 2015 г. Фото: Kjetil Ree Старейший в Н. правосл. приход свт. Николая Чудотворца в Осло, основанный в 1931 г. в юрисдикции Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата , зарегистрирован под названием «Православная Церковь в Норвегии - приход св. Николая» (Den ortodokse Kirke i Norge - Hellige Nikolai menighet), имеет отделения в Бергене, Бигстаде, Будё, Грейпстаде, Нейдене, Ставангере, Тромсё. К приходу свт. Николая также относится скит св. Трифона Печенгского в Скабланне. В 2017 г. числилось 997 прихожан. В наст. время из-за возникшего на рубеже 2017 и 2018 гг. конфликта между управляющим Экзархатом архиеп. Иоанном (Реннето) и настоятелем прихода Иоанном (Йохансеном) канонический статус прихода не определен. По заявлению Иоанна (Йохансена), приход временно находится в непосредственном подчинении К-польскому Патриархату. На кон. 2017 г. в юрисдикции Экзархата официально зарегистрирован также приход св. Халльварда в Осло (23 чел.). В юрисдикции митрополии Швеции и всей Скандинавии Константинопольской Православной Церкви находится приход в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Осло (1433 чел.).

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Здесь же, в подвале Георгиевской церкви устроили гробницу основателя монастыря игумена Трифона, по легенде, мученически убитого в 1597 г. «литовскими людьми». Это мало достоверно, так как этот год был спокойным, литовских набегов здесь быть не могло, в связи с тем что в 1582 г. Россия и Речь Посполитая заключили мирный договор, действовавший до 1610 г. На месте погребения Трифона Городецкого была устроена деревянная рака, которая накрывалась коврами. Весной 1845 г. Городец посетила некая Олимпиада Шишкина, автор путевых записок. От местной жительницы она узнала, что здесь был «мужеский монастырь и что в деревянной церкви под спудом, мощи его основателя, преподобного Трифона… – И далее сообщала: – Провели нас в глухой подвал и там показали бедную гробницу, по-видимому, совершенно забытую… В бывшей монастырской церкви образа очень древние… Замечателен образ хорошего греческого письма: Успение Божией Матери». В 1851 г. Георгиевская церковь была основательно поновлена «на сборную сумму заботами священника Василия Ильинского и церковного старосты, крестьянина села Городец Григория Михайлова». Обновленная Георгиевская церковь осталась деревянной, холодной, на каменном фундаменте, снаружи обшитой тесом под покраску. Успенский придел был снесен. Высота церкви достигала 5,7 м до карниза. Колокольня отсутствовала. Церковь венчала одна скромных размеров глава. Здание было двухэтажным. На втором этаже находилась собственно церковь, на первом, в подцерковье, размещалась часовня с гробницей игумена Трифона, который стал почитаться как месточтимый святой. Деревянная рака над его могилой была заменена на мраморную. Таким мы видим храм на фотографии 1920-х гг. Георгиевская церковь погибла вскоре после войны. Второй этаж был разобран полностью. Первый, с гробницей прп. Трифона, сохранили, переделав в отдельно стоящее здание часовни. На беломраморной раке сделана надпись церковной вязью, которая повествует о покоящемся здесь городецком старце. В 1973 г. архитектурным отрядом ЛГУ под руководством археолога В.А. Булкина был раскопан фундамент Георгиевской церкви, построенной в 1791 г. Раскопки выявили, что храм был «простой и очень архаичный по планировке, мог быть поставлен на месте деревянной церкви XVI столетия» (Г.С. Лебедев).

http://sobory.ru/article/?object=09579

По-видимому, в нач. зимы 1556/57 г. Г. прибыл в Печенгский мон-рь. Согласно Житию прп. Трифона, «преподобный игумен Гурий» с братией мон-ря весной 1557 г. встречал вернувшегося на Печенгу прп. Трифона. На время настоятельства Г. приходится расцвет хозяйственной деятельности Печенгского мон-ря, занимавшегося солеварением, речным и морским промыслом, включая китовую ловлю, имевшего свои верфи, мельницы, скотные дворы, являвшегося основным центром русско-голл. торговли. По рассказу, содержащемуся в Житии прп. Трифона, 15 дек. 1583 г. «игумен, и братия, и вси ученицы» прощались с отходившим ко Господу прп. Трифоном. Преподав последнее наставление братии, св. старец прослезился и, когда игумен спросил его о причине слез, сказал: «На сию обитель будет тяжкое искушение, и от острия меча умучатся мнози, но не ослабевайте, братия моя, упованием на Бога». Пророчество исполнилось 9 дек. 1589 г., когда ворвавшийся в мон-рь отряд финнов из Эстерботнии (подданных швед. короля) убил находившихся в обители «во службах сущих иноков и мирских», затем окружил Зосимо-Савватиевскую ц., в к-рой завершалась литургия. Многие из братии обратились к игумену за благословением дать бой в храме. Однако Г. повелел продолжить литургию, исполнить волю Божию, возвещенную им прп. Трифоном, и принять мученические венцы. Захватчики ворвались в храм и умертвили всех присутствовавших («ради тяжчайшего мучения иных пополам пресекоша, другим ноги и руки отсекоша, иных вдоль разсекоша»). Г. и прмч. иеродиак. Иосифа они особо жестоко пытали, надеясь узнать, где спрятана монастырская казна. Однако иноки ничего не сказали, и разбойники зарубили их, после чего, ограбив монастырские храмы, сожгли здания с останками преподобномучеников. В монастыре вместе с Г. погибло 95 чел. В кон. XIX в. в Норвежском гос. архиве был обнаружен поименный список убиенной братии (95 чел.), составленный дат. сборщиком податей, который побывал на пепелище вскоре после трагедии. Первым в списке значится имя игум. Г.- Igumandt Gurrij. Всего, согласно Житию прп. Трифона, мученическую смерть от рук финнов в дек. 1589 г. приняли 116 насельников и трудников Печенгского монастыря: «...иероиноков, иеродиаконов, иноков 51 человек, да слуг и служебников работных 65 человек».

http://pravenc.ru/text/168364.html

Анализ причин серьезных искажений в изложении обстоятельств жизни святых Кольского Севера показал, что они подчас лежат в сфере идеологического противостояния и за ними скрываются серьезные проблемы, имевшие место как в церковной истории в целом, так и в истории православия на Кольском Севере в XVI–XVII вв. Кроме того, ряд формальных, «искусственных» мест, встречающихся в изложении жития прп. Трифона Печенгского и ряда иных святых, может служить иллюстрацией известной особенности средневековых житий, связанной с сознательным дистанцированием от фактического жизненного материала. Именно по этой причине описание жизни Трифона Печенгского, «писанное самовидцами» и сохранившееся в «малых книжицах и писаниях кратких», а также недавно открытые Каноны северным святым оказались не вполне соответствующими общепринятому житийному типу, согласно которому «преподобный, основатель обители» должен быть «от юности изряден постник, кроток, милостив», с детских лет пребывая либо в церкви, либо в лесу, в пустыни в непрестанной молитве. Так, лихая юность Трифона, этого неукротимого атамана, державшего в страхе всю Каянь и Восточную Ботнию, была решительно исключена из житийного рассказа, и о том, что он «много крови пролил и много народу ограбил», более не вспоминалось. В результате агиографическое величие духовного подвига Печенгского подвижника свелось к воспеванию основанного им монастыря как «самого крупного религиозного торгово-промышленного центра» на Крайнем Севере, а индивидуальные черты его, прямо скажем, непростого характера и личный подвиг преображения были приведены в соответствие с требованиями, предъявляемыми к «идеальному святому», путем написания нового, «типического» начала к его житию. Что же касается древнего жития современника и сомолитвенника преподобных Трифона и Феодорита прп. Варлаама Керетского, то оно, видимо, показалось столь вопиюще «несоответствующим» и «соблазнительным», что «пригладить» его просто не представлялось возможным. Подвиг Варлаама как раз и состоял в небывалой силе покаяния о содеянном страшном грехе убийства. Но если он убийца, то на него есть закон, и место преступнику в остроге. Какая уж тут святость? Повсеместное почитание преподобного, чудеса его и явления — это конечно хорошо, но закон и порядок превыше всего. Поэтому вскоре подлинное житие прп. Варлаама Керетского, которое использовал в 1557 году книжник Сергий (Шелонин), создавая «Канон преподобному Варлааму…», исчезло, к сожалению, навсегда.

http://e-vestnik.ru/science/problema_dos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010