Не долго думал Никита, и предложил Насте выйти за него замуж. Та тоже полюбила Никиту и охотно дала согласие. Никита женился и стал хозяйствовать. Но крестьянский труд не привлекал его: ежедневные хозяйственные заботы мало давали пищи душе. Он решил сделаться священником. Тесть ввиду преклонного возраста согласился уступить ему свой приход. После некоторых хлопот в 1625 году на двадцатом году жизни, Никита сделался священником. С большим волнением принял священство Никита. Как человек глубоко религиозный, он очень серьёзно смотрел на свои обязанности священника и был очень огорчён, когда натолкнулся на полный индифферентизм к церкви его паствы. Во время богослужения в церкви не было никакого порядка. Обыкновенно, он читал одно, диакон другое, дьячок – третье. Никто из молящихся ничего не понимал. В церкви громко разговаривали, даже неприлично ругались. Никита прежде всего заменил многоголосие единогласием. Служба удлинилась, но зато каждый мог понять, что делается в церкви. Это сразу вызвало неудовольствие прихожан: стали роптать, что служба идёт долго. После одного такого столкновения с прихожанами о. Никита пришёл к о. Ивану и стал ему жаловаться на тяжёлое положение священника. – Ничего, не падай духом, говорил ему о. Иван, привыкнут, самим же потом будет нравиться. Всё от невежества. Да и мы сами отчасти в этом виноваты, не приучаем прихожан к благолепию церковной службы. Я ещё старался по мере сил. А что делают другие? Однажды я зашёл в церковь в одном селе, смотрю – поп служит святую литургию без служебника, и только говорит одни возгласы. Я потом спрашиваю его, зачем он так делает? А он мне отвечает: – Я уже прочёл служебные молитвы на дому, я так учился от старых попов! А пьянство как развито! На другой день после пьянства, ещё не протрезвившись, попы совершают литургию, сквернословят в алтаре, бранятся матерно! После праздников часто не бывает службы, потому что поп пьян. Где же тут может быть уважение к храму Божию?.. Сильно задумался Никита над словами о. Ивана, больно ему было слышать, что так унижается достоинство священника и решил он своей нравственной жизнью показать всем окружающим, как следует жить по Божьему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ni...

Девятилетним мальчиком Никита был отправлен в столицу, где уже находился его старший брат Михаил, впоследствии (с 1132г.) митрополит Афинский, человек весьма образованный, принадлежавший к кругу учёных при дворе Мануила Комнина. Под его руководством Никита получил прекрасное образование, в совершенстве изучив все современные науки, а потом поступил на государственную службу и быстро пошёл по лестнице служебных повышений и отличий. Около 1186г. он уже состоял секретарём при дворе малолетнего византийского императора Алексея II Комнина, находившегося под опекой своей матери, царицы Марии. Когда при дворе начались интриги, душой которых был Андроник Комнин, добивавшийся царского престола и, наконец, достигший своей цели (в 1183г.) путём убийства молодого царя, то Никита, как не сочувствовавший перемене правительства, должен был удалиться от двора, а потом – и из столицы. Во время этого вынужденного удаления от политических дел Никита, прекрасно изучивший раньше богословие и философию вместе с ораторским искусством, занялся изучением гражданского права и достиг в этой области знания такого совершенства, что сделался, по характеристике его брата Михаила, живым сводом законов, ходячим юридическим комментарием. В 1185г. Андроник Комнин был низвергнут с престола Исааком Ангелом, который и был провозглашён императором. С наступлением в столице политического затишья сюда возвратился и Никита Акоминат и снова был назначен на должность императорского секретаря. С этого времени Никита не оставлял государственной службы, стал принимать непосредственное участие во многих важных политических делах, пользовался расположением византийских императоров – Исаака II Ангела и Алексея III Ангела – и достиг больших служебных отличий, до должности великого логофета (государственного канцлера) включительно. Занимая высшие судебно-административные должности, Никита приобрёл большое богатство и проводил роскошную жизнь. Но в 1204г. в жизни Никиты Акомината произошла резкая перемена. 12 апреля этого года Константинополь был взят латинскими крестоносными ополчениями и подвергнут ужасному опустошению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Возвратившись же домой, рассказал обо всем родителям. Те поняли, что голос означает божественное призвание их сына к иночеству, и так ему разъяснили. Никите в это время было не более двенадцати лет. Поэтому он не оставил тотчас родителей для исполнения призвания, но, положившись во всем на волю Божью, остался при них, и жил в послушании у них до самой их смерти, которая случилась вскоре. Похоронив родителей, Никита отправился в г. Ярославль, где прожил очень долго. В Ярославле он научился ковать гвозди и этим снискивал себе средство для пропитания. Занятие доставляло Никите более чем сколько, было нужно для удовлетворения его ограниченных потребностей. Он радовался этому, и весь излишек употреблял на милостыню бедным. Жизнь вел в неутомимом трудолюбии; усердно посещая храм Божий, горячо молился, помня голос в поле и прося его разъяснения, что вскоре и случилось. Из Ярославля Никита переселился в Москву. В Москве он стал работать с одним благочестивым Тверянином жена которого, была злая и блудница. Благочестивая жизнь друзей, их частые разговоры, чуждые всякой нескромности, почти постоянно общее времяпровождение за делом, были не по душе этой женщине. Чтобы избавится от всего этого, она решилась погубить своего мужа. С этой целью сварила кисель и, отравив, однажды за обедом подала мужу и, бывшему у них тогда, Никите. Те ничего не подозревали и поели. После обеда Тверянин немедленно умер, а Никита, хотя остался жив, но стал страдать желудочными болями. Болезнь так изнурила Никиту, что он не мог уже один работать и решился, продав изделия, идти в другое место. Когда же вышел для продажи, к нему подошел некто в рубище и спросил: «Никита, чем ты болен и что случилось с тобою? Расскажи мне подробно, без всякого смущения». Никита рассказал все, как было. На это незнакомец сказал: «Приходи, чадо Никита, в шестой час дня на ров, в собор Покровский, там увидишь меня; я дам тебе нечто выпить; молитвы Пресвятой Богородицы помогут тебе, и ты будешь здоров». Когда же Никита, в назначенный час, пришел к Покрову, незнакомец шел уже навстречу с небольшим сосудом; подавая этот сосуд, он велел, перекрестившись, выпить из него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Император собрал епископов с целью склонить их к ереси, но они остались верными последователями отцов Седьмого Вселенского Собора (787), которые осудили иконоборчество и утвердили иконопочитание. Тогда, в 815 году, еретики, поддерживаемые императором, на собранном в Константинополе соборе незаконно свергли святого Патриарха Никифора (806–815, † 828; память 13 марта и 2 июня) и на его место избрали из мирян еретика Феодота Касситера. Лев Армянин отправил многих православных епископов в ссылку, а на их место лжепатриарх иконоборец поставил еретиков. Затем император созвал всех игуменов монастырей и пытался вовлечь их в иконоборческую ересь. Но игумены, среди которых был и преподобный Никита, не поддержали императора и были подвергнуты гонениям. Преподобный Никита долгое время находился в темнице, где его кормили испорченным хлебом и водой. Каждый день к нему приходили еретики и всячески оскорбляли святого старца. Наконец император приговорил преподобного к ссылке в г. Масалеон. Много невзгод испытал преподобный Никита на пути к месту ссылки. Одежды его были ветхи, и он страдал от ветра и холода, так как была зима. Стража не давала старцу времени для отдыха, заставляла его спешить. Но не пробыл преподобный Никита в Масалеоне и недели, как император потребовал вернуть его, как и других игуменов, из ссылки. Обратный путь был еще более спешным и утомительным. В Константинополе преподобный Никита вновь был брошен в темницу. Через несколько месяцев ему обещали свободу, если он приобщится Святых Христовых Таин с лжепатриархом Феодотом. Преподобный Никита сначала отказался, но другие узники умоляли его принять Святые Дары от Феодота вместе с ними. Святой Никита уступил их просьбам. Но когда ему была дарована свобода, он глубоко раскаялся в содеянном. Безбоязненно преподобный стал учить людей держаться правых догматов, установленных святыми отцами Седьмого Вселенского Собора. Никакие угрозы не могли остановить святого Никиту. Тогда он вновь был сослан на остров святой мученицы Гликерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучения Ветхого Завета, что знал его наизусть. Так же с приходящими к нему много беседовал от Писания о пользе для души. По внушению искусителя он начал пророчествовать, и великая слава распространилась о нем, все дивились исполнению его пророческих словес. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве новгородского князя Глеба Святославича. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так что пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита не помышлял. Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской лавры поняли, что инок находится в опасном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата. Преподобные отцы, совершив многие молитвы о Никите, изгнали из него беса. После этого они спросили Никиту; знает ли он что-либо из книг Ветхого Завета. Никита клялся, что он никогда их не читал и даже оказался забывшим грамоту, так что отцы снова научили его чтению и письму. Тогда, придя в себя, Никита «исповеда грех свой и плакася о том горько, дав себе в великое воздержание и послушание, восприем чистое и смиренное житие, яко превзыти ему всех добродетелию». Человеколюбивый Господь, видя столь великие подвиги блаженного, а также и прежние его добродетели, принял его истинное покаяние. И как Петру, трижды отрекшемуся, Христос сказал после его покаяния: «Паси овцы Моя», так явил Свою милость Господь и покаявшемуся искренно Никите, ибо потом возвел его в епископа Новгородского. В 1096 году преподобный Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом (вторая половина XI века) в епископский сан и назначил на кафедру Великого Новгорода. В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» святитель Никита значится шестым Новгородским епископом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Н. зрелых лет, с широкой бородой средней длины; надпись: «преп(д). никита игум. серпуховск.». В «память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия Радонежского в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва был отпечатан лист с клеймами жития основателя Троицкого мон-ря, видом лавры и Собором Радонежских святых в среднике, где насчитывалось 54 сподвижника и ученика (ГИМ - экземпляр 1891 г., согласно подписи, «составил Толгского монастыря иеромонах Антоний»; РГБ - 1894 г.; см.: Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444). Н. изображен крайним справа в 4-м ряду, с длинными седыми волосами, разделенными на прямой пробор, и окладистой бородой (под 32, назван «Преп. Никита» без уточняющего эпитета; под 43 значится «Преп. Никита Костромский»). Подобная композиция («Построение Троице-Сергиевой лавры») находилась в сев.-зап. части храма Христа Спасителя - там были написаны мн. троицкие подвижники, ученики и последователи прп. Сергия, в т. ч. Н. (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83). Прп. Никита, игум. Боровский. Роспись на оконном откосе трапезной Троице-Сергиевой лавры. 2-я пол. XIX в. Прп. Никита, игум. Боровский. Роспись на оконном откосе трапезной Троице-Сергиевой лавры. 2-я пол. XIX в. Нек-рое разнообразие в иконографию Н. вносят иконы, написанные в кон. XX в. для серпуховского Высоцкого мон-ря. На них преподобный представлен в неск. иконографических вариантах. Так, на иконе «Собор Радонежских и Серпуховских святых» из Покровской ц. Н. - старец в 1-м ряду крайний справа, рядом с прп. Афанасием Высоцким (Младшим), облачен в рясу, мантию и схиму, на голове куколь, руки сложены крестообразно на груди. Мозаичный образ «Прп. Никита Серпуховской» расположен в интерьере колокольни обители: Н. изображен в островерхом куколе, правой рукой благословляет, в левой держит четки. Оригинальным иконографическим изводом выделяется икона, исполненная в академической манере, с наименованием «Сия св.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Трошин, Д. Б. и Г. Винокуровы и др.) и ярославского иконописца С. Н. Соколова. В Богоявленско-Анастасиином соборе хранится неск. совр. единоличных икон Н. и многофигурных композиций с его изображением. Ростовой образ «Прп. Никита Костромской» (иконописная мастерская «Московская икона») по иконографии близок к хромолитографии 1867 г., за исключением жеста рук: правая благословляющая отведена в сторону, в левой руке Н., как основатель мон-ря, держит 3-купольный храм. На поясной иконе-пяднице жест правой руки Н. возле груди такой же, как на литографии, в левой руке он держит модель Богоявленского собора (Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 1; Монастыри Костромской епархии. 2009. С. 106). Аналогичный образ, решенный в иной колористической разработке, хранится на раке Н. в крипте Богоявленско-Анастасиина собора (иконописец Соколов из Ярославля). В более традиц. манере написана поясная икона Н.: правая рука святого возле груди в двуперстном жесте, в левой - свиток (хранится у раки Н. в крипте Богоявленско-Анастасиина собора; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 36). Прп. Никита Костромской. Икона. Рубеж XX и XXI вв. Иконописная мастерская «Московская икона» (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Икона. Рубеж XX и XXI вв. Иконописная мастерская «Московская икона» (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Кроме того, иконописцем Соколовым были созданы новые изводы: «Прп. Никита Костромской - покровитель града Костромы» (Богоявленско-Анастасиин собор; см.: Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001). Кострома, 2001. С. 10; Александр (Могилёв). 2005. С. 5); «Прп. Никита Костромской в молении чудотворному Феодоровскому образу Божией Матери» (крипта Богоявленско-Анастасиина собора); «Преподобные Сергий Радонежский и Никита Костромской в молении Святой Троице» (из иконостаса ц. во имя вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского в подклете Богоявленско-Анастасиина собора); «Преподобномученики Богоявленского монастыря и прп.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Я. И этого ничего не сказано, ты это от себя выдумываешь. Не то ты читал. Ты читал, что папа последнему антихристу предтеча, а не сам он, папа, последний предтеча, – что же ты замолчал? Никита Семенов. Ты меня сбиваешь. В голове кругом пошло. Я. Успокойся, я на истинный путь желаю поставить тебя, а не сбиваю. Никита Семенов. Дальше-то вот как о папе написано: его же Христос истинный обличити своих угодников пошлет, т. е. Илию и Еноха. Кого это – его же обличити пошлет? Папу, иже на престоле в Риме. Кто повелит убить? опять папа. Видишь, как понятно. Я. Понятно из этого только твое заблуждение, – и это, во-вторых. Никита Семенов. В каких, во-вторых? Я. Во-первых, папа римский не антихрист, как ты неправильно толкуешь. И Христос истинный пошлет пророков обличать не папу, и не папа повелит убить их, – это и есть – во-вторых. Понял теперь, в чем твое заблуждение во-вторых? Никита Семенов. Не понял. Я. Если не понял, то я тебе растолкую и поясню. Никита Семенов. Ты скажи прямо: Христос пошлет пророков Своих кого обличать? Я. Господь пошлет пророков Илию и Еноха обличать самого антихриста, а не предтечей его, и убиты будут они не предтечами, а самим антихристом. Правду ли сказал я? Никита Семенов. Что правда – то правда; против этого ничего не говорю; а все же как будто бы папа повелит убить пророков, и он – антихрист. Я. Да ты, простота, взял бы хотя одно то во внимание, как выражена самая речь-то: Христос Илию и Еноха пошлет; стало быть, когда эта речь писалась в Кирилловой книге, Христос еще не посылал Илию и Еноха. Он же, окаянный антихрист, повелит убить их, – опять в будущем времени сказано. Никита Семенов. Когда же и кто написал Кириллову книгу? После падения Рима или ранее? Я. Кириллова книга есть ни что иное, как сборник разных статей о разных предметах, составленных разными известными и неизвестными лицами в разные времена. Книга эта названа Кирилловою потому, что в начале ее помещено сказание Кирилла Иерусалимского о втором пришествии и об антихристе, протолкованное белорусцем Стефаном Зизанием. Но Стефан Зизаний, живший в конце 16-го и начале 17-го столетия, когда римская Церковь находилась уже в отпадении от восточной Православной Церкви, должен был писать о посланничестве пророков и повелении убить их не в будущем, а в прошедшем времени, а святитель Кирилл Иерусалимский , живший в 4-м веке и скончавшийся в 386 году по Рождестве Христовом, не мог указывать и не указывал на папу римского, как на антихриста, потому что епископы римские сияли тогда православием . Что, старик, скажешь на это?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Преп. Никита Стифат , формально соглашаясь с Никитой Коронидским, тем не менее говорит о том, что этот возглас относится ко всей жизни нашей, сопоставляя этот возглас с заповедью, данной Богом Адаму. В трактате «О Рае» преп. Никита Стифат дает следующее толкование возгласу диакона: «Двери! Двери! Вонмем!»: «Поэтому ведь и запрещено Богом, сказавшим: «А от дерева познания добра и зла, не ешьте от него; ибо в день, в который вы вкусите от него, смертию умрете» ( Быт.2:17 ). Ибо естественным образом наблюдение нашего тела и созерцание его устройства увлекает несовершенного, даже и не желающего, в ведение гладкости удовольствия, и не только, но и, как сказано, в непристойные волнения и представления: справедливо ради него (несовершенного) изрекается присно для нас божественный возглас: «Двери! Двери! вонмем!» Посредством удвоения осязаемых дверей учреждена охрана от недостойных помыслов и самих, я утверждаю, чувств, через которые смерть имеет обыкновение входить в душу человека» (гл.16). Здесь речь идет не только о внешних дверях храма, но, прежде всего, о внутренних «дверцах чувств» каждого человека. Преп. Никита Стифат пишет пространное письмо софисту Григорию с разъяснением своего толкования возгласа: «Двери! Двери! Вонмем!» В нем он придерживается принципов толкования литургии Дионисием Ареопагитом 70 . Иерархия есть тот фокус, в котором сосредотачиваются лучи духовного света, и оттуда они разливаются на обыкновенных членов Церкви. Применительно к лицам различной духовной зрелости и таинства церковные усвояются различно. Он проводит разделение не только между оглашенными и верными, но и последних различает по степени преуспеяния. Преп. Никита так говорит о лайках: «Ибо если божественные отцы закрыли вход к жертвеннику для всех лаиков – ибо одним только царям, приносящим дары, был позволен от них (отцов) вход туда, – как возможно вообще им (лаикам) даже и приближаться к жертвеннику, когда совершаются божественные (таинства), а не то чтобы на них бросать нечистый взор и совсем безнаказанно обдумывать совершаемое в них страшное и божественное?» (письмо 8.3). Говоря, что слушающие понимают сказанное в меру своего духовного преуспеяния, преп. Никита заключает: «То, что собственно, во время бескровной жертвы слово побуждает иподиаконов к тому, чтобы приступить к вратам храма и запереть, как сказано, вход неверным и оглашенным, говоря: «двери, двери, вонмем», знаю и я, но не только это, однако, и всем верным запереть врата чувств от блуждания вне и не вникать без страха в совершаемое со трепетом иереями в алтаре» (письмо 8.5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Вдруг Лиля громко вскрикнула, выпростав из-под платка руку, протянула ее кверху: - Вазочка, вазочка! Действительно, на верху часового футляра, отделанного бронзой, стояла бронзовая вазочка с львиной головой и виноградными листьями на ручках. Никита никогда почему-то не замечал ее, но сейчас узнал - это была именно та самая вазочка, которую он видел во сне. Никита подставил к часам стул, вскочил на него и в ту же минуту увидел на книжном шкафу два горящих лиловым огнем глаза. У Никиты пополз мороз по спине. Глаза мигнули, двинулись, и со шкафа свесилась голова. Она разинула рот и слабо мяукнула. Это был кот Василий Васильевич, ловивший каждую ночь мышей в библиотеке. - Вась, Вась,- заискивающим голосом позвал Никита. Кот мягко спрыгнул на пол и начал тереться головой о спинку стула и мурлыкать. - Никита, да что же вы, умереть можно с вами! - крикнула, даже ногой топнула Лиля. Никита приподнялся на цыпочки, запустил пальцы в вазочку и на дне ее ощупал что-то твердое. Никита зажал это в кулак и спрыгнул со стула. Кот отскочил, фыркнул, поднял шерсть. - Бежим, нашел, скорее,- крикнул Никита. И дети пустились что было силы бежать через комнаты. За ними, беззвучно по лунным квадратам, скакал Василий Васильевич, опустив хвост. Дети выбежали в прихожую, сели на сундук, на волчий мех и, запыхавшись и дыша, глядели друг на друга. У Лили горели щеки - Ну,- сказала она. Никита разжал пыльные пальцы. На ладони его засветилось синим камушком золотое, тоненькое колечко. Лиля молча всплеснула руками. - Какое колечко! Слушайте, это наверное волшебное колечко. Что же мы с ним будем делать? Никита взял ее руку и надел колечко на палец. Лиля слабым голоском сказала было: " Нет, почему же мне, оно так же и ваше " . Но когда колечко было надето, она обхватила Никиту руками за шею и поцеловала. - Никита, вы лучше всех на свете. - Лиля, вот что,- проговорил Никита, собрав все присутствие духа,- я вам посвятил одни стихи, про лес. - Он вытащил из кармана бумажку со стихами и подал Лиле. Стихи были прочитаны ею, потом им, вслух. Лиля с глубоким уважением и восторгом глядела на Никиту. Он сказал, что завтра же начнет писать целую книгу стихов и посвятит ее Лиле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4262...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010