Блаженны те, которые просвещаются Божественным Светом, и видят немощность свою, и постигают срамоту души своей, потому что они будут плакать во всю жизнь свою и омоются слезами своими (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 57–58). Источник. ...Познай, наконец, не то, что окрест тебя, а что такое ты сам... (прп. Никита Стифат , 93, 102). ...Отказавшемуся однажды от многомятежия жизни и пагубной суетности ее, полезно, со многим вниманием и безмолвием, тщательно исследовать внутреннее свое, пока познает, что находит в себе Бога, так как Царствие Божие внутрь нас есть. Ибо, и таким образом действуя, едва кто сможет в продолжение многих лет изгладить из души худые образы (воображения) и древнюю вполне восстановить красоту для Того, Кто даровал ее (прп. Никита Стифат , 93, 114). Познай себя самого; и это есть воистину истинное смирение, научающее смиренномудрствовать и сокрушающее сердце, и сие самое делати и хранити понуждающее. Если же ты не познал еще себя, то не знаешь и того, что есть смирение, и делания и хранения его еще не коснулся: ибо познание есть конец делания заповедей (прп. Никита Стифат , 93, 121–122). Когда кто познает себя – а это требует многого совне охранения, упразднения от дел мирских и строгого испытания совести, – тогда тотчас внезапно приходит в душу и божественное некое паче слова смирение, приносящее сердцу сокрушение и слезы теплого умиления: так что тогда испытывающий его в себе действие почитает себя землею и пеплом, червем, а не человеком, недостойным даже и животной сей жизни, за превосходство сего дара Божия, в коем пребыть сподобившийся исполняется неизреченным некиим опьянением умиления, входит в глубину смирения и, из себя исшедши, ни во что вменяет все внешнее – яства, пития, одеяния тела, – как изменившийся добрым изменением десницы Вышняго (ср.: Пс. 76, 11 ) (прп. Никита Стифат , 93, 122). Познай свое ничтожество и постоянно содержи в мысли, что ты сам собою не можешь делать никакого добра, за которое оказался бы достойным Царствия Небесного... Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Начало греха – гордыня (прп. Никита Стифат , 92, 95). Источник. Если, оставлен быв благодатию, пал ты падением плоти, или языка, или помысла, да не покажется тебе сие удивительным или странным: твое это падение и по твоей вине (прп. Никита Стифат , 92. 95–96). Огнь, тьма, червь, тартар соответствуют страстям ...неутолимой жажде чувственных удовольствий, смраду греха зловонного, – кои, как задатки и зачатки адских мук, уже отзде начинают мучительно действовать в душах грешников, когда укореняются долгим навыком (прп. Григорий Синаит , 92, 186). ...Ум если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы (прп. Григорий Синаит , 92, 205). Источник. Кто же не ведает и не чувствует, что грешник хуже и бесов, как раб их и подданный, уже отзде с ними во тьму кромешную заключенный? (прп. Григорий Синаит , 92, 206). ...Как следствие греховности, приходят гражданские смятения и непорядки, принося с собою всевозможные виды зла и вселяя в зачинщиков мятежей и мятежников князя зла, который превращает их в зверей, и без преувеличения скажу, что он тех, которыми возобладает, делает приобретающими нрав демонов (свт. Григорий Палама , 26, 18). ...Кто в начатках греха раскаивается, тот не дойдет до конца его; и кто о малых грехах не болезнует, тот чрез них впадет и в великие (свт. Григорий Палама , 92, 288). Источник. Когда бываешь уранен, впадши в какое-либо прегрешение, по немощи своей или по худонравию своему (разумеются грехи простительные: недолжное слово сорвалось, рассердиться пришлось, мысль худая промелькнула, желание недолжное поднималось и подобно), не малодушествуй и не мятись попусту и без толку. Первое, что нужно, – не останавливайся на себе, не говори: «Как я такой потерпел это и допустил?!» Это вопль гордостного самомнения. Смирись, напротив, и, воззрев ко Господу, скажи и восчувствуй: «Чего другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного». И тут же возблагодари Его, что на этом только остановилось дело, исповедуя: «Если б не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а всеконечно впал бы еще в худшее что». Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

13 февраля 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Римма 13 мая 2023, 09:18 Святитель Никита, помолись о моих детях и внуках , о моих родных о здравии душевном и телесном, огради от зла, подай помощь во всех добрых делах! Прости меня грешную Лариса 13 февраля 2021, 10:56 Святой о. Никита! Моли Бога спасти от наваждений бесовских страну нашу Россию, чтобы мы ясно видели путь наш к Отцу, не обольщаясь ложью! Помолись обо мне и близких моих, святой о. Никита, чтобы спала пелена лукавства с душ наших и увидели бы мы путь наш ясно и имели мужество идти по нему... Во имя Отца, и Сына и святого Духа. Аминь. римма 27 мая 2020, 10:09 Святитель Никита, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, веди моих детей и внуков путем праведным, помоги нам в каждом добром деле, огради от всякого зла. Лариса 24 мая 2020, 13:03 Святитель Никита, помолись о моем бывшем муже Андрее, помолись, чтобы ему Господь помог бросить грех пьянства,блуда, а бо мне помолись, чтобы я, грешная Лариса, смогла простить, отпустить и не печалиться, что он меня бросил с тремя дочерьми. помолись, Никита о моих дочерях Марии, Анне, Екатерине, чтобы Господь помиловал их и сохранил их, вразумлял и чтобы дочерям не суждено было впасть в те грехи, которые были совершены мною в молодости. Святитель, Никита, заступись, молю вымоли мне грешнице отпущение грехов Людмила 13 февраля 2020, 11:45 Очень поучительно.Как бы и нам.грешным.в прелесть не впадать...Святитель Никита,слава Тебе. Олег 13 февраля 2020, 08:21 Святитель Никита, моли Бога о нас, Валентине, Ольге, Сергии, Любовии, Светлане, Олеге, Сергии, Евгении Татьяна 14 ноября 2019, 14:16 Святой Никита затворник помолись за Татиану, помоги с работой, с переездом, помоги создать семью. Помолись за Валентину, Наталию, Сергия, Сергия, Андрея, Любовь, Виталия, Людмилу, Олега. Нам очень нужна помощь. Низкий поклон за молитвенную помощь, Святые угодники Божии. ирина 13 мая 2018, 07:21 Святой Отче Никита моли Бога о нас. Дмитрий 5 мая 2018, 23:18

http://pravoslavie.ru/59420.html

Он был официально канонизирован Церковным Собором в Москве в 1549 г. 6 июня 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 7 июня 2021, 22:51 Преподобный Никита Столпник, с праздником. Помолись о здравие моей семьи Татьяна Артем 28 октября 2018, 21:02 Никита преподобный помоги прошу, дай мне и моей семье здоровья, счастья Вадим 6 июня 2017, 10:45 Преподобный Никита Столпник, моли Бога о спасении души моей грешной римма 6 июня 2016, 17:00 Преподобный Никита, столпник Переславский, помоги нам в работе, чтобы вся моя семья работала с удовольствием и хорошо зарабатывала. Татьяна 6 июня 2016, 10:23 Преподобный Никита Столпник! Помолись Богу о здравии и прощении моего сына, р.Б. Михаила. Вик 6 июня 2015, 08:32 Слава тебе Господи! tamara 6 июня 2014, 16:35 Преподобный Никита,столпник Переславский,моли Бога за меня и моих детей! Tamara Татьяна 6 июня 2014, 11:12 Преподобный отче Никита ! Ради милости Божей помолись за мою семью Дмитрия, Татьяну, Светлану, Людмилу, Екатерину. Помолитесь о вразумлении моей сестры Веры. Спаси Господи Вас!Мы в бедствии уже много лет . р 6 июня 2014, 10:35 Преподобный Никита, Столпник Переславский, помолись Господу Богу о даровании здоровья душевного и телесного мне, моей внучке, моим детям, бывшему мужу, моим крестникам, родным и близким мне людям. Даруй нам счастье, мир, успех в делах, любовь и радость. Во Имя отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Роман 6 июня 2014, 10:08 Моли Бога о нас, Преподобный Никита, Столпник Переславский. Людмила Кобулова 6 июня 2014, 09:46 Преподобный Никита,столпник Переславский,моли Бога за меня и моих детей р.б.Дмитрия. р.б.Валентина.Пошли нам благодать.Огромное спасибо за статью. Ольга 6 июня 2014, 09:33 Преподобный Никита Столпник! Помолись Богу за сохранение нашей семьи, исцеление р.Б. Сергия от грехов и порчи, и от злых духов нечисти. Прошу тебя , отрезви его от трехлетнего заблуждения, в котором он находится и разверни его в сторону семью нашей, отнеси от нашей семьи прелюбодейницу Фотинью. Помолись Богу о здравии и прощении рабов Божиих Сергия, Ольги, Екатерины, Татьяны, Нины, Анатолия, Александра. Спасибо!!!

http://pravoslavie.ru/62011.html

– Какого ты рода? – Я из простых, – ответил немного испугавшийся Никита. Тогда колдун поднял глаза к небу, вдохновенно и уверенно сказал ему: – Ты будешь великим государем над царством российским!.. Все были удивлены такому пророчеству. Но всех больше оно поразило Никиту. Несколько дней после этого он ходил задумчивый. Одинокий сидел он на берегу Волги и всё думал. – Что значат слова колдуна? Шёл уже пятый год пребывания Никиты в монастыре. Из худощавого мальчика Никита превратился в высокого, красивого, богатырского телосложения юношу. Стал развитым и образованным по тому времени человеком. Никита вполне свыкся с монастырской жизнью и забыл уже о жизни в семье. Только иногда он вспоминал о. Ивана, и в особенности его дочку Настю. – Большая, наверное, уже стала! – думал Никита. И когда он вспоминал о ней, становилось как-то неспокойно на душе. Однажды, когда Никита выходил после обедни из церкви, его кто-то окликнул. – Здравствуй, Никита! Никита обернулся и увидел стоящего недалеко мужика. – Что не узнаёшь? – продолжал тот. – Я из села Вельдеманова, сосед твоего отца. Никита узнал его. Оказывается, вельдемановский крестьянин пришёл на богомолье. Сообщил он Никите, что отец его стал уже стар, мачеха умерла, а теперь при смерти лежит его бабушка, которая хотела бы видеть перед смертью Никиту, да и отец просит Никиту вернуться. Задумался Никита. Долго бродил, обдумывая, не знал на что решиться. Потом в смущении пошёл за советом к о. Арсению. – Мой совет тебе – иди. Нужно послушать отца: умрёт – не увидишь. В монастырь всегда успеешь вернуться, ты молод!.. Никита послушался, собрал свои пожитки, кое-какие книги, которые он приобрёл в монастыре, и пошёл домой. Сильно билось сердце Никиты, когда он подходил к родному селу. С каждым деревом, с каждой лужайкой связано было много воспоминаний. Отец принял Никиту ласково, но скоро по возвращении сына стал хворать и умер. По-прежнему лучшими друзьями его была семья о. Ивана Сам о. Иван уже постарел, хотя и старался быть бодрым. Зато дочка его Настя стала умной и красивой девушкой. В большом волнении встретился с ней Никита. Никита чувствовал, что не прежняя детская дружба волнует его, а какое-то другое чувство властно заговорило в нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ni...

Кроме писем папы, легаты привезли в Константинополь и стали распространять полемическое сочинение «Против греческой клеветы». Всё сочинение написано в неспокойном, вызывающем тоне. «Вы потеряли рассудок», «дурак, если бы молчал, считался бы умным», «глупость ваша всем известна», — такие и подобные резкие выпады встречаются здесь часто. Касается это сочинение ряда обрядовых вопросов и заканчивается угрозой анафемы. В очень спокойном тоне ответил на это сочинение монах Студийского монастыря, ученик прп. Симеона Нового Богослова, пресвитер Никита Стифат. Начинается его ответ с напоминания о любви, которая «все терпит, не превозносится, не ищет своего» и т. д. Никита пишет, что держащиеся опресноков находятся ещё «под сенью закона». Второе замечание Никиты касается поста в субботы Великой Четыредесятницы. Никита говорит о нарушении латинянами 64 апостольского правила, как известно, возбраняющего пост по воскресеньям и субботам (за исключением Великой Субботы). У латинян это нарушение имело место в Великую Четыредесятницу, когда 64-ое апостольское правило выполнялось ими лишь в отношении воскресных дней, в то время как субботы Великой Четыредесятницы у них причислялись к постным дням. Об этом отступлении латинян говорит и 55 правило VI Вселенского Собора, на которое тоже ссылается Никита Стифат. Третье замечание Никиты касается совершения латинянами полной Литургии в постные дни Великой Четыредесятницы, при том в обычные утренние часы дня, вопреки 49-му правилу Лаодикийского собора и 52–му правилу VI Вселенского собора. Последнее, четвёртое замечание касается обязательного безбрачия духовенства. Отметив эти четыре канонических нарушения, Никита увещевает римлян избегать их, чтобы быть «светлыми очами всего мира и едиными с нами, вашими собратиями». Заканчивает своё писание Никита следующими словами: «Приветствуем вас во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков». Кардинал Гумберт в ответном сочинении разразился бранью по адресу автора этих замечаний: «Ты глупее осла… Тебе место не в Студийском монастыре, а в цирке или лупанаре… Ты столько наблевал, что в извращении божественного учения не уступаешь скверным и бешеным собакам — Иулиалу и Порфирию… «(Migne, P.L. 143, col. 983–984). Возражение Никиты против обязательного целибата Гумберт расценил в своем ответе как николаитскую ересь и стремление «превратить Церковь Божию в синагогу сатаны и иезавелинскую блудницу» (P.L. 143, col. 997). Заканчивается это сочинение такими словами: «А ты, жалкий Никита, доколе не обратишься, будь анафема от всей Церкви Христовой со всеми, кои слушаются твоего превратного учения».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Эту подробность следует иметь в виду, т. к. впоследствии Гумберт будет утверждать (и это единственный источник подобных сведений), что Стифат признал свою неправоту и что после этого между ними состоялось полное примирение. Если предположить, что до Стифата дошли обвинения Гумберта, то такое примирение означало бы, что Стифат признал справедливость обращенных к нему проклятий и то, что он написал свои сочинения по внушению дьявола. Все это, как и тот факт, что Стифат впоследствии после якобы состоявшегося примирения с латинянами и признания им своей неправоты, оставался весьма почитаемым в «прозимитском» Константинополе богословом и старцем, ставшим игуменом Студийского монастыря, заставляет усомниться в верности сообщения Гумберта, хотя наверняка здесь утверждать ничего нельзя. Тем не менее есть основания считать, что в том или ином виде диспут между Стифатом и Гумбертом действительно имел место, и, возможно, под давлением императора Стифат нечто сказал или совершил, что могло быть истолковано латинянами как жест примирения. Взаимное непонимание в этом конфликте, наряду с действительно существенными расхождениями, было весьма заметным, так что вполне могло быть, что очная встреча часть из таких недоразумений действительно устранила, что Стифат и мог признать, а Гумберт мог трактовать это как сдачу им позиций. Факт тот, что имени Стифата не имеется рядом с именем Кирулария в анафемах, наложенных впоследствии легатами на византийских церковных лидеров (это можно трактовать как подтверждение, что латиняне перестали считать Стифата своим противником, но не может считаться прямым доказательством его «покаяния» перед ними). Как бы то ни было, видя непреклонность самого Кирулария, папские легаты утром 16 июля 1054 г. положили на алтарь храма Св. Софии хартию об отлучении (Chartam excommunicationis) . Эта хартия содержала длинный список обвинений в адрес Михаила Кирулария, Льва Охридского и патриаршего сакеллария Константина, а также анафематствовала их и всех их сторонников, но впрочем, нельзя сказать, что она являлась актом разрыва с Константинопольской Церковью в целом.

http://bogoslov.ru/article/690636

Свидетельствую о чудесной помощи святителя Никиты Новгородского. У меня была травма плеча, после того, как я приложился к раке с мощами святителя Никиты Новгородского, почивающими в храме Софии Новгородской, рука тут же исцелилась. Слава и благодарение Богу и святителю и чудотворцу Никите! 16 февраля 2018, 11:31 Святой угодниче Божий Никита моли Бога о моем любимом внуке Никите! римма 13 февраля 2017, 08:36 Святитель Никита, огради меня и моих родных от всякого зла, помоги нам в учебе и работе, не остави нас своим предстательством. Вероника 27 мая 2016, 16:08 Святой угодниче Божий Никита моли Бога о нас р.б Вероники, Александра, Евгиния, что бы встали мы на путь божий и жить по Евангелию 27 мая 2016, 06:49 Святитель Никита! Моли Бога о нас, грешных! Избавь нас от бесовских наваждений и прелести. Фаина 26 мая 2016, 16:14 Святитель Никита, затворник Печерский, Епископ Новгородский! Моли Бога о нас! Аминь! 10 мая 2016, 11:06 Святителю, отче Никито! Моли Господа о мне грешном! Дай зрение духовное и найти путь истинный. Помоги не ошибиться в моих начинаниях. Лена Булатова 8 января 2016, 13:54 Святой угодник Божий, Никито! Умоли Господа Бога исцелить меня от слепоты духовной. Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Господи! Молитвами святого Никиты, спаси, сохрани и помилуй мя. natalja 25 июля 2015, 17:56 Svjatoj chudotvorec NIKITO, umoli Gospoda Nashego darovati mne iscelenija duhovnogo i telesnogo, blagodarju Tebja svjatoj NIKITO za pomoshj r.B. Natalja Алексей 31 мая 2015, 20:18 Святитель Никита, затворник Печерский, моли Бога обо мне грешном, исцели мои очи душевные и телесные! Хелена 26 мая 2015, 21:56 СВЯТИТЕЛЬ НИКИТА ЗАТВОРНИК ПЕЧЕРСКИЙ МОЛИ БОГА О МОИХ ДОЧЕРЯХ ВЕРЕ И АНАСТАСИИ,ИСЦЕЛИ ИМ ЗРЕНИЕ,ПОВРЕЖДЕННОЕ ПО РОЖДЕНИИ,ВРАЗУМИ ИХ ТЕРПЕТЬ НУЖДУ,ЛИШЕНИЯ,НАУЧИ УВАЖАТЬ СТАРШИХ ,ЛЮБИТЬ ГОСПОДА И ЛЮДЕЙ,БЫТЬ ПОСЛУШНЫМИ И ЗАБОТЛИВЫМИ! БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ,СВЯТИТЕЛЬ НИКИТА! михаил 25 мая 2015, 07:42 Св. Отче Никита моли бога о нас! Бматушка помолись о моей дочери Р Б Магдалине и муже РБ Михаиле . Дочь перестала ходить в храм, огрызается . Муж после работы выпивает . Помоги батюшка Никита нашей семье. Помолись о прощение нам грехов . Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.Раба Божия Мария

http://pravoslavie.ru/59420.html

Как невозможно без воды вымыть загрязненное платье, так невозможно и душу омыть и очистить от скверн греховных без слез (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 263). Источник. ...Человек долг имеет ни единого дня в продолжение всей своей жизни не пропускать без слез, насколько это зависит от него самого; и если не имеет их, долг имеет, пока жив, искать их от всей души; ибо никаким другим способом невозможно очиститься от грехов и стать чистым сердцем (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 273–274). Источник. ...Слезы... от сердца источаемые, суть благоприятная жертва, Богу приносимая, в очищение скверны и срамоты оной страстной сласти (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 276). Источник. Слезы, проливаемые от покаянного сокрушения... как река, потопляют и разрушают все твердыни греха (прп. Никита Стифат , 93, 109). Не вкусившие сладости слез умиления и не ведающие, какова благодать их и каково действо, думают, что они ничем не разнятся от тех, кои проливаются по умершим, придумывая при сем многие виды предположений пустых и недоуменных умозаключений. Но они естественно прирождены; и когда гордость ума склонится к смирению, и душа смежит очи свои от прелести видимых благ и устремит их к одному видению первого невещественного света, отрясет всякое к миру чувство, и свыше утешения Духа сподобится, – тогда слезы, как воды источника, исторгаются из нее, услаждают чувства ее и исполняют мысли ее всякого радования и света Божественного; и не это только, но и сокрушают сердце, и ум в видении лучшего соделывают смиренномудрым. Всему этому невозможно быть в тех, которые плачут и рыдают по иным причинам (прп. Никита Стифат , 93, 133–134). Невозможно открыть источник слез без глубочайшего смиренномудрия, ни опять смиренномудрым быть без умиления, производимого наитием Духа, ибо умиление от смиренномудрия, и смиренномудрие от умиления Святым порождаются Духом. Они, как звенья цепи, держась друг за друга и единою благодатию связуясь, составляют неразрывный союз духовный (прп. Никита Стифат , 93, 134).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

11 Удивительным образом ожившие в стихах Мандельштама об «ином мире» в тонах античного Элизия: «О где же вы, святые острова, где не едят надломленного хлеба, Где только мед, вино и молоко, Скрипучий труд не омрачает неба…» («На каменных отрогах Пиерии», 1919). 12 этот образ, восходящий к Песни Песней (см. ниже статью М.Н. Эпштейна) получил развитие в русской барочной иконографии. См. напр.: Турцова Н.М. Икона Никиты Павловца «Богоматерь Вертоград заключенный»: Символика предметного фона//Филевские чтения. Тезисы конференции. 22-25 декабря 1997 г. М., 1997. 13 Вот как перечисляет другие (кроме первоначального Эдема) значения слова «рай» византийский богослов 11 века: «Во-первых, раем называется и именуется сам Бог … Затем – Церковь верных, имеющая в себе, как насаждения Жизни, святых, питающих житием своим и словом тех, кто жаждет и алчет правды Божией. Затем и все творение, являющее величие Бога Творца и славу Его нам, людям, ибо от красоты его (творения) мы восходим к Создателю, как и Соломон полагает. Сверх того – Божественное Писание, сам цельный человек и мудрая жизнь по Богу». Никита Стифат. «Послание к софисту». – Свящ. Николай Ким. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. Научное издание. – Алетейя. СПб., 2003. с. 209. 14 Традицию этой мысли (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Богослов, св.Григорий Нисский, преп.Максим Исповедник, преп, Симеон Новый Богослов, преп.Никита Стифат) обсуждает свящ. Николай Ким . – Свяш. Николай Ким. Op.cit., с. 30-38. 15 «И поэтому как в великом мире (Бог) насаждает в нем (в человеке) и другой божественный рай, так как в действительности украшен он бессмертными и вечноцветущими насаждениями и освещен Солнцем Правды Это же есть место Царства Небесного, которое расположено на восходе Солнца Правды, в земле кротких…. Далее в этом раю насаждено Богом само Древо Жизни и Древо познания добра и зла… Древо Жизни – это Дух Святой, живущий в верующем человеке…. Древо же познания добра и зла – это чувство (aisthesis), приносящее противоположные друг другу плоды, двоякое по природе». Никита Стифат. Трактат о рае. Гл. 19, 20. – Свяш. Николай Kuм.Op.cim., с. 109.

http://pravmir.ru/raj-tema-xristianskoj-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010