η συνεδησις — совесть поставляется свв. Отцами в числе сил и способностей человека наиболее важных, возвышенных, царственных. (Зарин С.М. Аскетизм… С.591). Совесть является как бы главным «регулятором» душевной и духовной жизни человека. Вероятно поэтому преп. Никита Стифат называет ее «законом ума души», который «сорадуется συνδεται) закону Божиему», т. е. заповеди (SC81. 106). 250 Преп. Никита Стифат в Сотницах 1:61 также связывает печаль с покаянием, причем саму печаль он считает двойственной, и именно печаль по Богу, а не печаль мира сего душеспасительна (1:60): «…печаль же по Богу весьма полезна и душеспасительна, она подает терпение в трудах и искушениях» — (Добротолюбие. Т.5. С.98). Различение двух видов печали .характерно для прел. Иоанна Кассиана, Евагрия, св. Иоанна Дамаскина. (Творения аввы Евагрия.С.214). 251 Обычная для христианской аскетики градация созерцаний по степени приближения к Богу. Например, у преп. Исаака Сирина: «одно созерцание передает подвижника другому созерцанию (η θεωρα τη θεωρια μεταδδωσι)». (Цит. по: Зарин С.М., Аскетизм… С.417). 252 η κατχρομαι — от η καταχρομαι (применять; утверждать; распоряжаться; растрачивать; злоупотреблять; убивать; брать в долг) — извращение (совр. катахреза — необычное или ошибочное сочетание слов вопреки несовместимости их буквальных значений; использование слова в несобственном смысле). 253 Быт.2:17. 254 1Ин.2:16. 255 Быт.2:16–17. 256 Быт.2:16. 257 Быт.2:17. 258 Силы души разделяются на разумную и неразумную также, как у преп. Иоанна Дамаскина в «Точном изложении…» (Кн.2. Гл.12(26). О человеке). (Св.Иоанн Дамаскин. Точное изложение… С.155). 259 η μοιρα — «часть; доля, удел; доля в наследстве; часть земли, область, владение; следующая кому часть, должное; судьба, рок, определение судьбы» (словарь Вейсмана). Здесь, возможно, имеется в виду «часть Бога», как у св. Григория Богослова (μοιρα Θεου) в 14 Слове (PG35. 865С ): «мы, будучи частию Божества и простекши свыше» (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.208), также и преп. Максим Исповедник в Амбигве (PG 91. 1080ВС) при толковании на указанное место св. Григория Богослова Об этом смотри в исследовании С.Л. Епифановича (Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие М.,1996. С.62, 36–37. Главы «Тайна творения, промысла и суда» и «Ареопагитики»), где данное воззрение увязывается с учением Ареопагита о причастности Богу всего тварного мира бытием, жизнью и движением, но более всего причастны Его разумом существа разумные (Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 1:5//Восточные отцы и учителя Церкви V века. М.,2000. С.264; PG3. 593ВС) В 47 гл. трактата преп. Никита употребляет αμοιροι πντη Πνεματος αγου υπρχοντες — «во всем лишенные причастия Святого Духа» в отношении еретиков. 260

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Вводимым в жизнь добродетельную к исполнению заповедей и избежанию грехов содействует страх мучений вечных. Тем же, которые через добродетель достигли до созерцания славы Божией, – иной, подобно тому, сопутствует страх, крайне страшный им из любви к Богу, страх чистый, который и содействует им к неуклонному пребыванию в любви Божией, так как они боятся страшного от нее поскользновения. Первым, когда они падают, уклоняясь от своей цели, и потом, раскаиваясь, тотчас встают, сопутствует первый страх с благими надеждами; а за вторыми, по зависти диавола погрешившими падением с высоты созерцания славы Божией, не тотчас последует второй страх, но их приемлет мгла некая и тьма осязаемая, полная малодушия, скорбения и горести с первым страхом мук. И если бы Господь Саваоф не сокращал оных дней такого нестерпимого скорбения, то не спасся бы никто из падающих сим образом (прп. Никита Стифат , 94, 105–106). Начавший страхом суда и преуспевающий в очищении сердца слезами покаяния, исполняется, во-первых, премудростью, так как страх начало ее есть, по реченному (см.: Притч. 1, 7 ); потом разумом вместе и с советом, помощью которого избирает себе душеспасительные преднамерения. Сего же достигший, через исполнение заповедей, восходит он к ведению сущего и получает точнейшее ведение Божеских и человеческих вещей, а от сего, соделавшись весь жилищем благочестия, восходит в вышний град любви и является совершенным; и тотчас чистый страх – дар Духа приемлет его, чтобы хранить положенное внутрь его сокровище Царствия Небесного. Сей страх, будучи крайне спасителен, того, кто достиг высоты любви, делает трепещущим и на всякий подвиг готовым из боязни, как бы не ниспасть с таковой высоты любви, и не быть опять ввержену в ужас мук (прп. Никита Стифат , 94, 148–149). ...Без страха невозможно прямо перенестись к Божественной любви и, минуя любовь, возлететь к Уповаемому и почить в Нем (прп. Феогност, 92, 420). ...Имея... непогрешимым наставником страх Божий, с теплейшим усердием и всегдашней трезвенною мыслию, ходить вслед Божественного своего Первообраза (прп. Максим Грек , 69, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8-9 (Добротолюбие. Т.5. С.84). Ср.: гл.38 данного трактата. 79. - " наносить ущерб, вредить " , используется для обозначения духовного вреда. 80. 1Kop.2:14. 81. Рим.7:4. 82. 1Kop.2:13. 83. Ср., преп. Никита Стифат. " Третья умозрительных глав сотница. 78 " : " Не имея силы разуметь его,- так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), - Божеских ли или человеческих дел то касается, - он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению " (Добротолюбие. Т.5. С.157-158). 84. Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30. 85. Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542). 86. Мф.5:5. 87. Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на " Царство Небесное " ) 88. - верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222-223). 1Kop.6:19. 90. Рим.8:11. 91. ο ο ο - удовольствие и страдание, данная оппозиция перенята от преп. Максима Исповедника, например. Вопросоответы к Фалласию. введение (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.29). 92. Деление удовольствий на естественные и необходимые принадлежит эпикурейцам. 93. ευ - вовремя, кстати, в благоприятное время. 94. Быт.2:16-17. 95. Евр.5:13-14. 96. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11 (25). C.148(PG94. 913B, 917А). 97. Согласно преп. Максиму Исповеднику " О различных затруднительных местах Священного Писания " , " за всяким наслаждением следует страдание " . (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.27). 98. - от ο (пренебрежительно относиться; плохо обращаться; злоупотреблять) - злоупотребление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/585/...

О пределах жизни: SC 81, 366–411. Исповедание веры: SC 81, 444–463 (в одной ркп добавлен неизд. Hypotyposis). О студийских обычаях: SC 81, 486–507. Новые небеса и новая земля (отрывки): SC 81, 508–515. Письма (TLG 3099/2) SC 81. 228, 234–244, 246–290 [=TLG], 186 . Markesinis В. Un extrait d’une lettre de Nicétas Stéthatos à Philothée l’Higoumène//La spiritualité. 173–192. Исследования 187 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Преп. Симеон Новый Богослов и Никита Стифат //ВРЗПЭ 1961. 38–39. 41–47. 6 .114. 188 . Дионисий (Шленов) , иеромон. Тайна Рая: отрывки о рае из богословских сочинений преп. Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием)//БВ (новая серия). 2003. 3. 70–128. 189 . Ким О. С. Преподобный Никита Стифат и его трактат «О рае»//Начало. СПб. 1998. 6. 190 . Сидоров А. И. Путь христианского любомудрия (о преподобном Никите Стифате )//ЖМП 1992. 6. 33–45. пер. «Слова в вопросах и ответах " ]. 191 . Darrouzés J. Bulletin critique. 4. Notes. Un faux περ τν ζμων de Michel Cérulaire//REB 1967. 25. 290. 192 . Darrouzés J. Trois documents de la controverse gréco-arménienne//REB 1990. 48. 89–92. 193 . Golitzin Alexander, hieromonk. Hierarchy versus anarchy? Dionysius Areopagite, Simeon the New Theologian, Nicetas Stethatos, and their common roots in ascetical tradition//SVTQ 1994. 38:2. 131–179. 194 . Golitzin Alexander, hieromonk. Hierarchy vs. Anarchy? Dionysius Areopagita, Symeon the New Theologian, and Nicetas Stethatos//New Perspectives on Historical Theology: Essays in Memory of John Meyendorff/Ed. Nassif B. Grand Rapids, MI 1996. 250–276. 195 . Grondijs L. H. Der Heilige Geist in den Schriften des Niketas Stethatos//BZ 1958. 51. 329–354. 196 . Krausmüller D. Private as communal: Niketas Stethatos’s Hypotyposis for Stoudios, and patterns of worship in eleventh-century Byzantine monasteries//Work and worship at the Theotokos Evergetis 1050–1200/Ed. Mullett М., Kirby A. Belfast 1997. 309–328. 197 . Michel A. Die Anticipation des Paschamales im Schisma des XI. Jahrhunderts//OCP 1936. 2. 155–163.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение Иисусовой молитвой и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением ( 108, 257 ). Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые в удалении от знакомства вне и внутри монастыря возделали себя чтением Писания и святых отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделывания, там – бесплодие ( 108, 564 ). Существенное делание монаха – молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом. Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы ( 109, 148 ). Затвори двери келлии твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений... Затвори двери сердца от ощущений греховных... и помолись ( 109, 171 ). Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими подвигами... внимательную устную и гласную молитву, за которую милосердный Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную ( 109, 188 ). В монастыре знай церковь , трапезную и свою келлию; в келлии же к другим братьям ходи только по уважительной причине ( 109, 206 ). Живя в монастыре, выходи из монастыря как можно реже; при отлучках как можно скорее возвращайся в монастырь ( 109, 206 ). По раздаянии имения нищим и по расторжении связи с миром первым делом для подвижника Христова должно быть удаление из среды соблазнов в уединенную иноческую обитель ( 109, 350 ). В келлии должно иметь только самые нужные принадлежности, по возможности простые: к излишним и красивым вещам немедленно является пристрастие в сердце, а ум по поводу их получает склонность к мечтательности и рассеянности ( 109, 351 ). В келлии должно заниматься... таким рукоделием, которое не возбуждало бы пристрастия ( 112, 18 ). Тот примет предосторожности против фарисейства, кто при вступлении в монастырь немедленно позаботится о правильном душевном делании. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Внутреннее делание, в соединении с болезнью сердца, приносит чистоту, а чистота-истинное безмолвие сердца; таким безмолвием доставляется смирение, а смирение соделывает человека жилищем Божиим ( 109, 291 ). Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов ( 108, 222 ). Имя Господа нашего Иисуса Христа-божественно; сила и действие этого имени-божественны, они-всемогущи и спасительны, они превыше нашего понятия, недоступны для него ( 108, 260 ). Величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и Неба, постижение его непостижимо приемлется младенческой простотой и верой ( 109, 240 ). Имя Богочеловека получило в молитвенном служении важнейшее значение, будучи именем вочеловечившегося Бога, победителя возмутившихся рабов и созданий-демонов ( 109, 240 ). Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвою к Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие имени Иисуса ( 109, 241 ). Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос-Жизнь. И имя Его- живое» Оно оживотворяет вопиющих им к источнику жизни, Господу Иисусу Христу ( 109, 243 ). Между непостижимыми чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов ( 109, 245 ). Имя Господа-паче всякого имени: оно источник услаждения... радости... жизни: оно-дух; оно-животворит, изменяет, переплавляет, боготворит... Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 109, 252 ). Брат спросил авву Пимена: «Что должно мне помышлять, безмолвствуя в келлии?» Старец отвечал: «Я подобен человеку, погрязшему в болоте по шею, с бременем на шее-и вопию к Богу: помилуй меня». Преподобный Пимен Великий ( 82, 329 ). Этим изречением изображается внутреннее делание Пимена Великого . Оно обратилось в молитвенный плач. «Помилуй меня! " -это выражение внедрившегося в душу плача. Плач, когда достигнет развития своего, не может облекаться в многомыслие и многословие: он довольствуется для выражения необъятного духовного ощущения самой краткой молитвой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 329 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Внутренняя история полемики может быть разъяснена вполне удо­влетворительно на основании дошедших до нас памятников. В памятниках греческой полемической литературы по вопросу об опресноках усматриваются три главных направления: крайнее или поле­мическое, умеренное или примирительное и среднее, сближавшееся на известных пунктах с тем и другим. Сторонниками крайнего направления были: Лев Ахридский, Никита Стифат , патр. Михаил Керуларий, русские митрополиты Георгий и Никифор, Леонтий м. Преславы, Никита Никейский, Евстратий Никейский, Никита Сеид, Иоанн Антиохийский, Ни­колай Мефонский и Иоанн Клавдиопольский. Представителями среднего направления в XI в. были: Никита Давид Пафлагонский, Иоанн II м. русский, а в XII – Георгий Корцирский и Феодор Куропалат. Представите­лями умеренного или примирительного направления были: Петр Антиохийский и  Феофилакт Болгарский в XI веке, а в XII веке представителем этого направления явился Никита Никомидийский. В памятниках латинской группы, не смотря на большее однообразие проводимых в них основных взглядов сравнительно с памятни­ками византийской литературы, также можно различать два направления: крайнее и умеренное. Представителями первого были: папа Лев IX, кардинал Гумберт, неизвестный писатель против греков конца XI века и Анзельм Гавельбергский, а второго – Доминик Градский и Анзельм Анзельм Кэтербюрийский. Исходный пункт как греческих, так и латинских полемистов был один и тот же, именно убеждение в законности и правильности евхаристийной практики своей церкви при выборе хлеба для совершения таинства евхаристии. Доказательства в пользу своей евхаристийной практики как у греческих, так и у латинских полемистов заимствуются из шести источников: 1) из примера совершения евхаристии Иисусом Христом, 2) из разбора этимологического значения слова Sptot (хлеб), употребленного в евангелии при изложении факта учреждения Спасителем таинства евхаристии, 3) из практики совершений этого таинства во времена апостольские и в древней церкви вообще, 4) из сопоставления ветхого завета с новым, 5) из ученая св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

Симеон Новый Богослов , 76, 393–394). ...Тот, кто толкует о последних степенях совершенства новоначальным и, особенно, более ленивым из них, не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять (прп. Симеон Новый Богослов , 92, 52). Которые трудами подвижническими соделали себя чистыми от всякой скверны плоти и духа, те стали приятелищами бессмертного естества через дарования Духа. До сего же достигшие полны суть света благого, от коего исполнены будучи в сердце тихим миром, отрыгают благие словеса, и премудрость Божия течет из уст их в ведении Божеских и человеческих вещей, и слово их чистое вещает о глубинах Духа (прп. Никита Стифат , 92, 154). Которые же от своих помыслов говорят, прежде стяжания чистоты, те прельщены духом самомнения (прп. Григорий Синаит , 92, 212). Различно бывает устно произносимое к научению других слово, по различию способов, коими собирается; ибо иное бывает от учения, иное от чтения, иное от деяния, иное от благодати. Но как вода, всюду одинаковая но естеству, претворяется и прелагается в свойственное инде ей особое качество по различию лежащего под нею перстного вещества, так что и на вкус бывает то горька, то сладка, то солона, то кисла, так и слово, произносимое разно, бывает соответственно нравственному строю каждого и разное потому производит действие и неодинаковую приносит пользу (прп. Григорий Синаит , 92, 216). Остерегайся говорить сурово и высокоточно, ибо то и другое крайне ненавистно и заставляет подозревать, что ты очень суетен и слишком много о себе думаешь (прп. Никодим Святогорец , 69, 105). Источник. ...Ныне, более нежели когда-либо, настоит крайняя нужда в основательной проповеди и изучении христианства. Но теоретическое изучение требует, чтобы... ему сопутствовало... учение деятельное (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 5). Источник. Особенно молитесь, приступая к слову... и во время ведения речи... Ибо слово от сердца с Божиим благословением не может быть бесплодно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 26). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Совесть грешника пробудилась до самой глубины своей. Никита понял, что его промысл – тоже, что грабеж и убийство людей. Горе мне, много согрешившему, сказал он с глубоким вздохом и, не сказав более ни слова, вышел из дома с мольбою к Господу: «настави мя, Господи, на путь твой». В глубокой скорби о грехах Никита явился в монастырь вм. Никиты, что от Переяславля в 3 верстах и пав к ногам игумена омывал пол слезами своими. Что за скорбь у тебя, сын мой? – скажи мне, спрашивал игумен. Никита рассказал все грехи свои и бывшее видение и умолял принять его в обитель. Можешь ли ты вдруг подчиниться послушанию, столько лет, прожив на своей воле? – сказал игумен Никите. «Готов выполнять все, что повелишь, отче», отвечал Никита. Пробудь же три дни при вратах монастырских и исповедуй грехи свои, сказал настоятель. В глубоком раскаянии сел Никита при вратах монастыря и всем входящим и исходящим исповедовал грехи своей жизни. Потом за обителию, сняв с себя одежду, сел ногой в тростниковое болото. Спустя три дня игумен послал посмотреть, что делает Никита? Брат, не найдя его у ворот, нашел его лежащим в тростнике; пауки и мошки осыпали его, а иные ползали по земле и кровь текла из тела, изъязвленного ими». Брат рассказал игумену о том, что видел. Игумен и братия пошли и нашли Никиту в положении изумительном. Что это ты делаешь, сын мой? – сказал игумен. Он едва мог проговорить от изнеможения: «спаси, отче, погибающую душу». Игумен «велел принесть власяную одежду, облек его: взяв за правую руку, ввел в монастырь и учинил достойным обетований, принадлежащих ангельскому образу». Никита в тесной келлии проводил ночи в молитве, в пении псалмов, в чтении жития святых. По благословению игумена он возложил на себя тяжелые вериги. По ночам, выходя из обители, выкопал два колодца, – один близ монастыря св. муч Бориса и Глеба, другой близ потока студеного. 283 – Разгораясь в любви к св. жизни, построил он себе столп и прокопал небольшой проход под церковь , которым ходил на общественную молитву ни кем невидимый; мало и того – подвижник носил на голове каменную шапку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Совесть грешника пробудилась до самой глубины своей. Никита понял, что его промысл – то же, что грабёж и убийство людей. Горе мне, много согрешившему, сказал он с глубоким вздохом и, не сказав более ни слова, вышел из дома с мольбой к Господу: «настави мя, Господи, на путь Твой». В глубокой скорби о грехах Никита явился в монастырь вм. Никиты, что от Переяславля в 3-х верстах, и, пав к ногам игумена, омывал пол слезами своими. – «Что за скорбь у тебя, сын мой? скажи мне», – спрашивал игумен. Никита рассказал все грехи свои и бывшее видение и умолял принять его в обитель. «Можешь ли ты вдруг подчиниться послушанию, столько лет прожив на своей воле?» сказал игумен Никите. «Готов выполнять всё, что повелишь, отче», отвечал Никита. «Пробудь же три дня при вратах монастырских и исповедуй грехи свои», сказал настоятель. В глубоком раскаянии сел Никита при вратах монастыря и всем входящим и исходящим исповедовал грехи своей жизни. Потом за обителью, сняв с себя одежду, сел ногой в тростниковое болото. Спустя три дня игумен послал посмотреть, что делает Никита? Брат, не найдя его у ворот, нашёл его лежащим в тростнике; пауки и мошки осыпали его, а иные ползали по земле и кровь текла из тела, изъязвлённого ими. Брат рассказал игумену о том, что видел. Игумен и братия пошли и нашли Никиту в положении изумительном. «Что это ты делаешь, сын мой?» сказал игумен. Он едва мог проговорить от изнеможения: «спаси, отче, погибающую душу». Игумен велел принести власяную одежду, облёк его; взяв за правую руку, ввёл в монастырь и учинил достойным обетований, принадлежащих ангельскому образу. Никита в тесной келье проводил ночи в молитве, в пении псалмов, в чтении жития святых. По благословению игумена, он возложил на себя тяжёлые вериги. По ночам выходя из обители, выкопал два колодца, – один близ монастыря св. муч. Бориса и Глеба, другой близ потока студёного 412 . Разгораясь в любви к св. жизни, построил он себе столп и прокопал небольшой проход под церковь , которым ходил на общественную молитву никем невидимый; мало и того – подвижник носил на голове каменную шапку 413 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010