Для того, чтобы это учение святых отцов Церкви стало более понятным, остановимся подробно на учении преподобного Никиты Стифата, где анализируются три этапа духовной жизни. Преподобный Никита является носителем Предания, выразителем традиционного взгляда Православной Церкви на духовное возрождение. " Три есть степени в преуспевающих в восхождении к совершенству: очистительная, просветительная и таинственная, или совершительная. Первая свойственна новоначальным, вторая - средним и третья - совершенным. По трем сим степеням восходя по порядку, рачительный подвижник возрастает в соответствии с возрастанием Христа и приходит в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова (Еф.4,13) " Преподобный Никита Стифат В своих трудах преподобный Никита Стифат постоянно говорит об этом восхождении: " Согласно чинам и степеням любомудрой жизни, нам всем следует идти вперед и усердно восходить к надлежащему, будучи всегда движимыми о Боге и никогда не знающими остановки в добре. Таким образом от деятельного подвига нужно восходить к естественному созерцанию твари; от него - к таинственному богословию Слова и в нем (богословии) почить от всех дел телесного подвига как имевших место прежде для смирения тела и для получения отчетливого знания истинного различения. Если же мы не получили знание этого различения и не знаем, как идти вперед и устремляться к совершенству, то тогда мы хуже тех, кто живет по миру. Получившие же это знание не помышляют ни о пределе преуспеяния, имеющего цену, ни об остановке в восхождении до тех пор, пока не взойдут к надлежащим другим достоинствам и пока не успокоятся в устремлении к ним " . Это восхождение предполагает ступени очищения сердца и просвещения ума: " Сперва нам нужно в очистительном чине стать чистыми от материальной скверны помыслов, затем обрести просвещенные и озаренные мысленные очи в другом чине, просветительном, что завершается через таинственную, скрытую в Боге премудрость. Таким образом следует восходить в науке священного познания, служащей посредством тем в приобретении нового и старого сокровища (Мф.13,52), кто имеет уши (Мф.13,9), чтобы стать щедрыми обладателями таинственных сокровенных идей этой науки, сопричисленными к лику избранных, имеющих духовный слух, и отделяемыми от менее совершенных, чтобы не давать святыни псам и не метать бисер Слова перед свиноподобными душами, которые оставят его без употребления " . Преподобный Никита Стифат

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/212/...

Душевные люди . Весь внутренний их мир движется согласно природе. Все состояние их жизни – межа зла и добродетели, неправедности и праведности. «Добродетели они избегают из-за ее суровости и затруднительности, а зла избегают, чтобы не утратить похвалы от людей» (прп. Никита Стифат ). Они пребывают во мгле, ибо не хотят ни обид себе, ни обид другому, ибо в последнем случае придется просить прощения. Но у них есть собственная мерка для суда, по которой они и судят обо всем. Их путь в жизни подобен путешествию в лунную ночь, при свете звезд. Поэтому душевный человек, «едва лишь озаряемый мерцаниями звезд, потихоньку шагает, часто спотыкаясь о камни неразличения, ушибаясь при падении» (свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы). Душевный человек не имеет части в плодах Святого Духа и потому упускает Божественный свет, «раскрывающий ум к пониманию Писаний: так что не может человек даже выслушать объяснения Писаний другими людьми» (прп. Никита Стифат ). Примеры душевных людей в Новом Завете – священник и левит из притчи о добром самарянине, которые не разбойничали, но и не помогли брату. И таков же старший сын из притчи о блудном сыне: он был послушен, но не хотел простить брата. Поэтому если плотские люди бессердечны, то душевные люди жестоки и надменны сердцем. Мысль о том, что они не сделали зла, вселяет в них гордость. Духовные люди . Весь ход их жизни пребывает сверх природы. «Они положены в серебряном ковчежце любви и бесстрастия». Когда их оскорбляют, они терпят и любят обидчиков. Они не ограничиваются только тем, что не любят зло, но желают блага и работают для него вопреки любым трудностям. Они не только не творят обид, но и, претерпев обиды, не унывают и даже радуются, на что душевные и плотские люди смотрят как на странность. «Капля Духа жизни Божественной оросила их и уязвила сердце их рачением божественным к Небесному Царю Христу». «И окрыляются они к созерцанию творения, и от сего получают знание существующих вещей посредством премудрости, сокрытой в Боге, и становятся для людей солью и светом, как и изрек Господь» (прп. Никита Стифат ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

Ум ослепляется сими тремя страстями: сребролюбием, тщеславием и желанием удовольствий... Источник. Разум и вера – совоспитанники естества нашего – притупились ни от чего иного, как от них (прп. Марк Подвижник , 89, 529). Источник. ...Мы путь совершаем в жизни сей, путь тесный и прискорбный, долгий и тяжелый. И инаковым пути сему быть нельзя, так как всю жизнь должно нам сохранять девство и целомудрие и соблюдать подчиненность и послушание; и при этом помышления низлагать и всякое возношение взимающееся на разум Божий и пленять всяк разум в послушание Христово (ср.: 2Кор. 10, 4–5 ), и все другое делать, что с сим неразрывно связано... (прп. Феодор Студит , 92, 557). ...Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал: Сыне Давидов, помилуй мя ( Мк. 10, 48 ) (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 453). ...Ни юность нисколько не вредит, ни старость не пользует, когда нет разума и страха Божия (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 456). Источник. Умным зрением приемлем свет Божественный, ведение сокровенных тайн Божиих; душевным вниманием восхождение (возникновение) в сердце помыслов располагаем с разумом (или распоряжаемся ими, различая хорошие от худых); разумным рассуждением, как вкусом распознаем виды разумений, и те, которые произрастают от горького корня, или преобразуем в сладкую пищу для души или совсем отбрасываем, а которые от былий добрых и злачных ограждаются, те приемлем... (прп. Никита Стифат , 93, 84). Оружиями веры и мечем духовным, иже есть глагол Божий (ср.: Еф. 6, 17 ), победив духа сребролюбия, закалаем его, и вместе с тем с помощью слова премудрости востекаем к созерцанию существующего, словом разума становимся выше ничтожества видимых благ, и в царских дворах любви упокоеваемся под действием многобогатых сокровищ упования (прп. Никита Стифат , 93, 93). Разум находит и аскетических пять чувств: бдение, богомыслие, молитву, воздержание и уединение. Кто сочетает с сими чувствами свои чувства, именно – зрение с бдением, слух с богомыслием, обоняние с молитвой, вкус с воздержанием, осязание с уединением, – тот скорее очистит ум свой и, утончив его ими, соделает его бесстрастным и зрительным (преп. Никита Стифат , 93, 108).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Преп. Никита Стифат в своем трактате и раскрывает содержание этого движения: от рая – первозданного Эдема до рая – Небесного Иерусалима. В учении о рае преп. Никита следует св. Иоанну Дамаскину : «Некоторые, конечно, представляли себе рай чувственным, другие же – духовным. Однако мне, по крайней мере, кажется, что, подобно тому как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священный его храм был чувственным и вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказали, в месте божественном и прекрасном, душою же он жил в высшем и более прекрасном месте, живущего в нем Бога имея своим жилищем» 77 . В своем трактате преп. Никита рассматривает человека состоящим из двух природ, поэтому, соответственно этим двум природам, есть и два рая – один умопостигаемый, другой – чувственный. После грехопадения мы изгнаны в этот видимый мир, который Никита называет другим раем: «видимый этот мир, словно иной второй рай, один не больший другого великолепием благодати, но равный всем видом, да и действительно наполненный наслаждением» (гл.8). Здесь надо еще раз отметить принципиальность момента. Преп. Никита Стифат ведет рассуждения о двух раях, в его терминах – осязаемом и умопостигаемом. Более подробно, осязаемый – это воспринимаемый чувствами, внешний, видимый, рай бывший реальным в земной истории. Сложнее понятие умопостигаемого рая, здесь приходится рассуждать в категориях платоновского мира идей, ближайшими синонимами будут духовный рай, умный, идеальный, внутренний, невидимый. Это один из сложных моментов для понимания трактата, верно уловить глубину смысла, вкладываемого в антиномии: видимый и невидимый, осязаемый и умопостигаемый, внешний и внутренний. Основное внимание преп. Никита уделяет умопостигаемому раю. Причем считает, что такого понимания умопостигаемого рая, как находящегося в нашей душе, ранее не было ни у кого из святых отцов (гл.18). Содержание понятия «рай» у преп. Никиты уточняется по мере того, как он углубляется в богословие, переходя от рассуждений о человеке к размышлениям о тайне Святой Троицы. Но главная суть понятия «рай» остается неизменной – как место «делания и хранения», т.е. преображения человека. В письме к Григорию софисту он подчеркивает, что рай – это просто наименование некой духовной реальности, которую можно усмотреть в разных предметах: «Сначала раем называется и именуется сам Бог , к Которому Павел, восхищенный, был поднят и от Которого слышал «слова неизреченные», какой утверждает, которые невозможно человеку слышать ( 2Кор.12:4 ). Затем – Церковь верных, имеющую, как насаждения жизни, святых, питающих делом и словом «алчущих и жаждущих правды» ( Мф.5 6) Божией. После этого все творение, являющее величие Бога и славу Его для нас людей, потому что от красоты его (творения) мы поднимаемся к Создателю, как считает и Соломон ( Прем.13:5 ). Кроме них – и божественное Писание, и сам цельный человек и мудрая жизнь по Богу» (письмо 6.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Преподобный Никита, именуемый Затворником, впоследствии епископ Новгородский, когда был юношей и жил в Печерском монастыре, тогда однажды стал просить игумена, чтобы он позволил ему жить в уединении, в затворе. Игумен возбранял ему это и говорил: «Не ходи, чадо, а лучше оставь праздность и работай на братию, а в затворе как раз бесы прельстят тебя». – «Нет, отче, – отвечал Никита, – я крепко стану против бесов и буду молить Бога, чтобы мне дал дар чудотворений». Игумен продолжал: «Выше силы желание твое, сын мой, берегись же, чтобы гордость не погубила тебя; я повелеваю тебе служить братии, и если послушаешь меня, то за послушание венец от Бога получишь». Никита, однако, не послушал игумена и ушел в затвор. Что же вышло? Раз, когда он стал на молитву, то услыхал, что кто-то еще с ним молится. При этом ощутил еще и благоухание. Никита подумал: «Должно быть это Ангел; иначе, если бы был кто другой, то не молился бы со мною и благоухания Духа Божия не ощущалось бы». И сказал Никита: «Господи, явись мне, чтобы я мог видеть тебя!» Голос отвечал: «Не явлюсь тебе, чтобы ты не загордился». Никита сказал со слезами: «Нет, не загоржусь, и что повелишь, все исполню». Тогда дьявол, видя, что юный затворник в его власти, продолжал: «Человеку невозможно видеть меня, но я пошлю к тебе Ангела моего, и он будет с тобой, ты волю его твори». И после этого тотчас стал бес пред ним в образе Ангела. Никита, падши, поклонился ему. Бес сказал: «Ну, отселе ты уже больше не молись, а читай только книги, а молиться я за тебя буду». Затворник поверил сказанному, перестал молиться, стал читать, стал учить других и даже пророчествовать. Но удивительное дело! Никита изучил лучше всех Ветхий Завет , прочитал еще множество жидовских книг, Евангелия же и других Богодухновенных книг Нового Завета не только не хотел читать, но даже и слышать о них не мог равнодушно. И поняли все, что Никита совсем прельщен от дьявола, и пришли к нему великие старцы, и молитвою отогнали от него беса, и взяли его от затвора. Тут только Никита понял, насколько он был близок за непослушание к конечной погибели, раскаялся и уже всецело отдал себя в волю настоятеля и старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Вмч. Никита. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Вмч. Никита. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Согласно апокрифическому Мученичеству (BHG, N 1343), Никита Никомидийский был сыном рим. имп. Максимиана (285-305, 307-308, 310). Однажды ночью ему явился Христос в сопровождении ангелов и показал знамение Св. Креста, назвав Никиту мучеником. После того как сын императора поклонился Кресту, Спаситель вознесся на небеса. На следующий день Никита обошел весь город, разыскивая того, кто смог бы растолковать ему видение. Некая женщина, по имени Иулиана, показала ему свой энколпион, после чего Никита понял смысл увиденного. Он пришел к отцу, обвинил его в нечестии, снял с себя воинские доспехи и облачился в нищенские одежды. Никита обратился к Богу с молитвой, прося направить его по верному пути. Ночью ему явился арх. Михаил, и Никита возблагодарил Бога. Мальчик-раб, по имени Иулиан, услышал молитву Никиты и донес Максимиану, что его сын поклоняется Богу христиан. С этого дня император искал удобного случая, чтобы вернуть Никиту в язычество. Однажды Максимиан увидел сына молящимся, подошел к нему и спросил, кто его околдовал: Георгий, Кирик или еп. Власий, к-рого подверг пыткам его брат Дамиан (вероятно, речь идет о сщмч. Власии Севастийском (пам. 11 февр., † ок. 316, при имп. Лицинии, по др. версии - при имп. Диоклетиане). Затем император пригрозил сыну страшными мучениями, если тот не принесет жертву идолам. Никита отказался повиноваться. Тогда Максимиан попытался соблазнить его прекрасной девицей, однако тот не притронулся к ней, а откусил свой язык и бросил отцу. Максимиан приказал положить Никиту на ложе с колесами и спустить с крутой горы, думая, что т. о. убьет сына. Но когда солдаты во главе с военачальником пришли к тому месту, куда упало ложе, то увидели сына императора целым и невредимым. Они уверовали во Христа, и Никита крестил их. Отец приказал бить святого воловьими жилами, смоченными в уксусе и желчи.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

1. Рождение и воспитание Патриарха Никона, при крещении названного Никитою В 1605 году около 24-го мая в деревне Вельдеманове Нижегородской губернии, нынешнего Княгининского уезда, у благочестивых родителей, крестьян Мины и Мариамны, родился сын, в святом крещении названный Никитою. Господь судил, чтобы Никита научился испытывать и переносить страдания с раннего детства своего. Мать ребенка, вскоре по рождении его, умерла. Отец женился на другой жене. Мачеха оказалась злою для Никиты и почти не кормила, не одевала его. Томимый голодом, мальчик Никита однажды направился к погребу за пищею. Мачеха подбежала, столкнула его в погреб и едва не ушибла до смерти. Мучимый зимним холодом, Никита однажды влез в печь и уснул в ней. Мачеха положила в печь дрова и зажгла их. От дыму и сильного жара малютка закричал. Хорошо, что в избе, на эту пору, была бабушка его. Услышавши крик, она выбросила дрова и спасла своего внучка. Тогда мачеха решилась отравить Никиту ядом: подмешала в пищу мышьяку и дала пасынку есть. Господь и здесь сохранил отрока. Почувствовавши тошноту, Никита стал пить воду. Выпитая в большом количестве вода уничтожила силу яда. Через несколько времени Никита сказал отцу, что желает учиться грамоте. Отец отдал его в обучение грамоте, так как видел в нем необыкновенно хорошие дарования. Здесь, на стороне, отрок отдохнул от страданий, причиняемых ему мачехою, и скоро выучился грамоте. По обучении Никита возвратился в дом родительский и помогал своему отцу в крестьянских работах. Но душа его жаждала всецело работать Господу, на свободе от житейских попечений, в уединении и безмолвии. Никита знал, что около Нижнего Новгорода есть монастырь, соответствующий желаниям души его. Монастырь этот называется Печерским и отстоит от села Вельдеманова верст на сто. Туда, в эту обитель, и предпринял путь Никита. 2. Никита в монастырях Печерском и Макарьевском Подходит к Нижнему Новгороду богобоязненный отрок Никита и видит: на склоне горы приютилась обитель иноков; под горою вблизи протекает величественная Волга; город отстоит от обители версты на четыре. Обитель эта Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Сюда, в этот Печерский монастырь и принят был послушником Никита. Ему тогда было лет двенадцати не более. Чрезвычайно рад был благочестивый отрок, что здесь, в монастыре, несколько раз, в каждый день, мог присутствовать за богослужением. А чтобы не пропустить ни одной службы, чтобы приходить к божественной службе всегда к началу, отрок Никита летом даже и ночевал на колокольне, у благовестного колокола. Через несколько времени ревностный отрок перешел в другой монастырь, Макарьевский Желтоводский, который еще более соответствовал его желаниям. Здесь Никита и решился остаться навсегда. Но когда отец Никиты узнал, что сын находится в Макарьевском Желтоводском монастыре, то послал к нему своего друга неотступно просить возвратиться в дом родительский. Никита отвечал, что не оставит обители иноческой. Посланный сказал, что о нем день и ночь печалится отец его и от сильной печали потерял свое здоровье; о нем сокрушается и бабушка его, немощная старушка. Никита повторил, что он не выйдет из обители иноков. Тогда посланный объявил, что отец и бабушка Никиты находятся при смерти. Никита уступил любви сыновней, залился слезами и собрался в путь к дому родительскому. 3. Никита принужден оставить монастырь и вступить в брак В доме родительском Никита не нашел больными отца и бабушку. Однако ж они, в самом деле, скоро заболели и умерли. Совершивши надлежащее погребение их и поминовение, любитель жизни иноческой стал готовиться в обратный путь свой, в монастырь. Тут приступили к нему родные и стали сильно просить его не покидать отцовского дома в такой горести, в такой нужде, а остаться в нем, вступить в брак и поддерживать хозяйство отца своего. Просьбы родных и почтение к памяти родителей заставили Никиту остановиться. Он не возвратился в монастырь и чрез несколько времени вступил в брак. Но и после сего Никита занят был заботами не столько о хлебопашестве и прочих потребностях домашнего хозяйства, сколько о чтении священных книг и посещении богослужения. 4. Никита в духовном звании и в сане священника

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Однажды, выбрав удобный случай, Никита тайно удалился из родительского дома в Нижегородский Печерский монастырь. Явившись к благочестивому старцу Анании он, по ходатайству сего последнего, был принят в число клириков. Здесь Никита с любовью начал упражняться в чтении слова Божия и пении священных песней. Ревность его ко храму Божию была столь велика, что он не хотел опустить ни одного Богослужения и всегда спешил в храм прежде других. Боясь по своей молодости (ему было тогда только 12 лет) проспать время утреннего Богослужения, он придумал ложиться спать на кладе благовестного колокола, чтобы таким образом при первом звуке благовеста пробуждаться и спешить на утреннее славословие Бога. Пять лет отрок Никита провел в этой обители в подвигах благочестия. Никита снова в мирской жизни – проходит церковные должности Отец Никиты, после долгих поисков, узнал наконец о местопребывании своего сына и пожелал возвратить его домой. С этою целью он послал к сыну одного из своих знакомых, – чтобы уговорить Никиту возвратиться в родительский дом. Посланный прибегнул к обману. «Если не поспешишь возвратиться к отцу и бабке твоей, то уже не увидишь их более в живых» сказал он Никите. Чувство горячей сыновней любви победило, и Никита возвратился в родительский дом. Между тем вскоре после сего отец и бабка Никиты действительно умерли. Тогда он, отдав им последний долг, вознамерился снова удалиться в обитель. Но родственники стали убеждать его не покидать родительского дома, а вступить в брак и продолжать хозяйственные дела своего отца. Никита уступил желаниям их, остался дома и вступил в брак. Связав себя мирскими узами, он более однако ж заботился о духовном, чем о житейском; душа его искала наслаждений духовных. Никита любил храм Божий и Богослужение более всего, и потому старался найти себе место церковного служителя. Желание его скоро исполнилось; в одном селе, невдалеке от той деревни, где жил Никита, оказалось праздным причетническое место; его-то и занял Никита. Спустя год после сего, по желанию прихожан, знавших благочестивую жизнь его, он был избран к сей же церкви во священники, и еще два года провел в сем сане. Никита строгий пустынножитель в ските Анзерском

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/kr...

Здесь надлежит сделать некоторые выводы. Противники Стифата были как раз ярко выраженными сторонниками натуралистического представления о рае, почти доведённого до своего логического конца, хотя, возможно, и выраженного не в столь грубой форме, как у хилиастов. Иными словами, в XI в., будучи совершенно на новом этапе богословского понимания сравнительно со временами древнего хилиазма, Церковь столкнулась с той же самой идеей, противоречащей и не соответствующей христианскому учению, a priori присутствовавшей с первых шагов христианского богословия. Во времена Стифата мы вновь видим попытку пред- —121— ставить будущее блаженство и спасение в свете прошедшего, без учёта полнейшего преображения и изменения всего мира в силу открытой миру Христом возможности непосредственного богообщения. В контексте вышесказанного прп. Никита Стифат вовсе не был изобретателем какого-либо нового учения, каковым его, хотя и самым благожелательным образом, пытается представить А. Венгер (отнюдь не случайно не указывающий ни на кого из предшественников), но ревностным защитником церковного предания. Итак, прп. Никита Стифат решительно отказывается признать необходимость существования чувственного рая после первого, а тем паче после второго Пришествия Христова. В неприятии чувственного истолкования рая он приходит к пониманию рая как полного единения со Христом, в сравнении с которым всё прочее теряет всякое значение и в земной жизни, а тем более в вечной. Основатель Студийского монастыря, в котором всю жизнь подвизался прп. Никита Стифат , прп. Феодор Студит писал: «Ради Христа мы должны пренебречь даже раем в Эдеме» (πρ Χριστο κα ν δμ παρδεισος μν καταφρονητος) 445 . Это высказывание, даже если оно не было известно прп. Никите, несомненно, очень созвучно воззрениям его духовного отца и учителя. Прп. Симеон Новый Богослов в «Поучении» 34, 16 приводит слова от лица Христа: «Я вместо чувственного рая стал в Моих рабах умопостигаемым раем, в котором помещу всех верующих в Меня» (γ εμι αντ το ασθητο παραδεσου νοητς παρδεισος γεγονς ) 446 . 5. Влияние учения прп. Никиты Стифата о рае на последующую традицию

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010