Выше мы видели, что при поставлении Климента половина Русских епископов была за митрополита из Русских, а решительное большинство их, по крайней мере, не против него. После сейчас сказанного позволительно думать, что желание епископов видеть на кафедре митрополичьей человека из природных Русских имело своей причиной не заботы о благе церкви, а что-либо другое, стороннее. Можно думать, что причиной было то же, почему чиновникам никакого нашего присутственного места не может нравиться, чтобы председателем у них был постоянно немец. Немец требует от Русских немецкой аккуратности и усидчивости и вообще всего немецкого, и не хочет знать, что многое, что для Немца: вздор, пустяки, совсем в русской натуре и в русской крови... Подобное, т. е. несходство народными характерами могло быть причиной и того, что епископы Русские недолюбливали своих митрополитов-Греков (Грек – человек тонкий и дипломат, а Русский – человек простой и несколько аляповатый: естественно, что одному тяжело и не совсем по себе было водиться с другим...). Есть ещё особый взгляд на дело, о котором мы должны сказать в заключение всего. Некоторые думают, что митрополиты-Греки были совершенно необходимы для Русской церкви в период до-монгольский, что без них она не могла бы существовать. С этим мнением, представляющим противоположную крайность тому, которое мы разбирали выше, также нельзя совсем согласиться. В самое первое время, конечно, необходимы были Греки. Но было бы странно думать, будто мы до такой степени были бесталанны, чтобы не могли обходиться без них целые сотни лет. Положим, что пример Илариона, который быв и всего третьим нашим митрополитом, был одним из самых лучших митрополитов за весь период до-монгольский, есть исключение. Но несомненно, что если не все кряду Иларионы, то вообще люди способные и достойные занимать кафедру митрополичью нашлись бы и в достаточном количестве. Первоначально, в продолжение лет 50, митрополиты наши имели свою кафедру не в Киеве, а в Переяславле. Именно – в том Переяславле, по древнему – Русском или Киевском, который в настоящее время есть Полтавский, и который находится на нашей или левой стороне Днепра в 94 ½ вёрстах вниз от Киева, лёжа не на самом Днепре, а в 8 ½ от него вёрстах, при слиянии рек Альты и Трубежа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Когда книга архимандрита Софрония (Сахарова) о старце Силуане Афонском стала широко известна за рубежом, многие зарубежные паломники стали спрашивать: где глава святого Силуана? «При игумене о. Авеле (Македонове) явили главу людям. Вымыли розовой водой, уложили в восьмигранный кипарисовый, очень красивый ковчег, на воздух, покрыли покровцом и выставили в паракосе, в котором не было святых мощей, так как старца Силуана еще не канонизировали. Паломники прикладывались с почтением к главе. Однажды, в Петров пост, приехал на Афон грек с четырнадцатилетним сыном, который страдал тяжелой болезнью. Бедного мальчика всего трясло и дергало. Отец попросил, чтобы их привели к главе старца Силуана. Схиархимандрит Серафим (Томин) по просьбе отца приложил главу Силуана к голове и к рукам мальчика. А к ногам забыл приложить. Через месяц отец с сыном приехали опять. Голова и руки у мальчика были спокойны, а ноги дергались. Тогда о. Серафим приложил главу старца Силуана к ногам отрока – тряска ног прекратилась. Так было явлено первое чудо от святых мощей преподобного Силуана» 94 . По мнению поверхностно знакомых с Православием людей, мощи святых должны представлять собой исключительно нетленные человеческие тела, в противном случае это будут уже не мощи. Понимание мощей как нетленного тела, сохраняющего первозданный вид, издревле бытовало в народной среде как элемент фольклорной традиции. В средневековых народных представлениях, густо замешанных на сказочных, мифологических мотивах, тела святых после смерти сами по себе должны были представлять некое чудо нетления, чудесной сохранности, отсутствия признаков тления и смерти 96 . Порой для возникновения стихийного культа почитания телесных останков не требовалось никаких знамений и исцелений, достаточно было признаков нетленности. В некоторых местностях, в отдаленных приходах возникали стихийные поклонения и почитания останков неизвестных людей, обретшихся нетленными из земли. Церковное начальство принимало серьезные меры к расследованию каждого отдельного факта.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

8–11. Упоминание о благости Божией переносит псалмопевца к размышлению о проявлениях ее в мире в отношении к согрешающим (ст. 8–9) и к верным хранителям божеств. закона (ст. 10), и это размышление снова вызывает у него покаянную мольбу о прощении его тяжкого греха, который подвергает его праведному гневу и наказанию Божию (ст. 11). и. Блгъ и правъ Гдь, сег ради законоположитъ согршающымъ на пт. 8. Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, . Наставитъ на сдъ, начитъ своимъ. 9. направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим. 8–9. Благость Божия соединена с праведностью ( блгъ и правъ Гдь), потому, в отношении к грешникам, направлена к их исправлению и обращению в истинный и святой путь добродетели (ст. 8), и притом простирается преимущественно на кротких и смиренных из них, т. е. тех, которые, согрешая по немощи человеческой, не ожесточаются во зле, не противятся вразумляющим и исправляющим действиям Промысла ( Пс.94:8 ; ср. Ис.1:19–20; 6:10 ), но смиренно сознают грехи свои, с кротостью принимают и переносят заслуженные наказания и с сокрушением сердца молят Господа о помиловании, вразумлении и укреплении в добре ( Пс.50:5, 6, 11, 12, 19 ; ср. 3Цар.8:46–49 ; 2Пар.7:14 ). – Таких согрешающих Господь милостиво принимает, обращает и направляет от греховного к добродетельному образу жизни, наставляет и укрепляет к исполнению всего, что требуется по суду правды Божией, т. е. заповедей Божиих ( судъ=закон, ср. Пс.18:10 б ; 113:121:137), просвещает и вразумляет к совершеннейшему познанию путей Своих, т. е. богооткровенного закона и всех действий Божеств. промысла ко спасению людей (ср. ст. 4). Слав.-гр.-лат. будущее вр. глаголов: законоположитъ, наставитъ, начитъ – букв. пер. еврейского 2-го аориста, который здесь выражает описательное настоящее (ср. русск. пер.). Слав.-греч. – законоположитъ (=букв. законъ дастъ – древне-слав. Псалт. Амфилохия; ср. Вульг. legem dabit) согршающымъ на пт,=даст согрешающим собственно не закон, который уже дан им, но только нарушается ими, а Свое божественное руководительство и Свою благодатную помощь к соблюдению откровенного закона на пути их жизни (ср. Пс.118:33–86 ). Яснее бы и правильнее перевести эти слова, как советует и бл. Феодорит, по переводу Симмаха: показуетъ согршающий пть, как тоже с евр. выражение переводится в слав.-грек.-лат. в 1Цар.12:23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

261 С собственноручного черн. подлинн., хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, T.II; докум. 74 и 75. Копия с этого докум., хранит. в азиатском департ. минист. иностр. дел, 262 Настоящее письмо адресовано на имя графа А. П. Толстого. Последний, препровождая копию с него, при письме от 29 марта, к митрополиту Филарету, между прочим, писал: «меня и в прежних сообщениях о. Антонина, по временам, удивляли некоторые весьма странные мысли, а в настоящем письме показалось совершенно неожиданным предположение его сделать от Св. Синода запрос великой церкви о симонии. Покорнейше прошу ваше высокопреосвященство сообщить мне мнение ваше: уместно ли приводить в исполнение сие предположение, и что вы изволите признавать полезным отписать архимандриту Антонину». Письмо графа и копия с письма арх. Антонина хран. в архиве Св. Синода, 95, m.II; док. 77. 263 Разумеется газета Византис, статьи 1 и 4 марта, в коих изложен соборный акт об извержении из сана епископов Илариона, Авксентия и Паисия. 264 С собственноручного черн. подлинн., хран. в архиве Св. Синода. Опись 94, T.II; докум. 92. Копия с этого мнения находит. в азиатск. департ. министр. иностр. дел, 267 По настойчивому требованию греков, в особенности ионийцев, угрожавших беспорядками. Порта выслала Илариона в Кутайя, а Авксентия в Воло, наход. на другой стороне Босфора. См. «Совр. Церк. вопр.», стр. 39; Русск. Вестн., 1892 г., май, стр. 418. 268 С собственноручного черн. подлинн., хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, T.II; докум. 76 и 78. Копия с этого докум., хранит. в азиатском департ. минист. иностр. дел, 270 Паисий, природн. грек, воспит. афинского универс., сначала митр. смирнск., а потом филиппопольск., где отменил возношение имени патриарха при богослужении, за что, вместе с Илларионом и Авксентием, и подвергся церк. наказанию. Русск. Вестн., 1882 г., май, стр.418. 274 С собственноручного черн. подлинн., при коем находится и копия хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 95, T.II; докум. 80 и 81. Копия с этого мнения хранит. в азиат. департ. минист. иностр. дел,

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

584 Эта битва произошла близ крепости Зелы; именно после нее в Рим были посланы знаменитые слова Цезаря: veni, vidi, vici. 585 Гай Валерий Триарий, легат Лукулла, одержал победу в 72 г. до н. э. над митридатовым флотом в битве при Тенедосе. 586 Эти слова свитедельствуют о том, что власть на Боспоре была в отсутствие Фарнака узурпирована Асандром. 587 Митридат Пергамский, выдававший себя за сына Митридата Евпатора, был близким соратником Цезаря и за это получил было после смерти Фарнака Боспорский престол, однако в борьбе за него против Асандра погиб на Боспоре. 589 Легендарный скифский мудрец Анахарсис, приехавший во времена Солона в Грецию и прославившийся там своей мудростью, описан уже у Геродота (IV, 76–77). 590 Это имя использовано Лукианом для обозначения скифа также в публикуемом ниже диалоге «Токсарис, или дружба». Ни один античный автор не упоминает его, кроме Лукиана. Само имя связано с греческими обозначениями лука (τξον) и лучника (τοξτης), что выдает вымышленный характер «скифского» имени (лук со стрелами были известны как атрибут скифского вооружения). 591 Так могли обозначаться служители Великой матери Кибелы, носившие высокий колпак. Возможно, здесь имеется в виду сословие скифских жрецов энареев, описанное Геродотом (IV). 594 Замолксису, которому поклонялись геты, каждые пять лет приносили в жертву «вестника», который должен был сообщить ему об их просьбах (подробнее см. у Геродота – IV, 94–96). 595 Имеется в виду Боспор Киммерийский (совр. Керченский пролив), на берегах которого располагалось Боспорское царство. 597 На самом деле, выбритая борода была больше признаком римлян, а не греков. Лукиан явно модернизирует древнеафинскую жизнь. 598 Скифский царь с таким именем из других источников неизвестен. Геродот называет отцом Анахарсиса некоего Гнура, сына Лика, правнука Спаргапита (Her. IV, 76). 600 В диалоге участвуют некий грек Мнесипп и скиф Токсарис. Лукиан уже использовал имя Токсарис в сочинении «Скиф, или гость» (см. выше и там же примеч.). 601

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20) Исправляющего должность доцента Ильи Громогласова о сочинении студента Магнитского Ивана на тему: «Арсений Грек. Его жизнь и деятельность»: «Содержание и план этого сочинения достаточно ясно обрисовываются подробным оглавлением его, помещенным на стр. 302–305. В общем автор следует в изложении сообщаемых сведений хронологическому порядку, хотя и не без некоторых отступлений, не всегда достаточно —94— обоснованных. Что касается фактических данных о жизни и деятельности Арсения Грека, то они сполна заимствованы из печатных источников и пособий. Заслуга г. Магнитского состоит в тщательном подборе и умелой группировке этих данных, недостаток которых он старается восполнить, по возможности, предположениями и догадками, не всегда, впрочем, удачными и основательными (стр. 28, 122, 186 и др.). Пользуясь некоторыми источниками из вторых рук, он точно указывает свои ближайшие пособия, не выдавая чужой учености и чужих мнений за свои собственные. Тем приятнее и обязательнее рецензенту оценить достойным образом положительные качества работы скромного исследователя: исчерпывающую полноту данного им свода всех доселе известных в печати сведений об одном из главных деятелей книжной справы при п. Никоне , умение всегда держать внимание на главном предмете исследования, не загромождая его излишними деталями третьестепенного значения, спокойную объективность и благородную гуманность суждений о лице, в отношении к которому так легко было бы, вслед за некоторыми авторитетными предшественниками по работе, впасть в тон сурового обличителя, наконец – ясность, сжатость и обработанность изложения, в котором почти не замечается значительных стилистических дефектов. В качестве кандидатской диссертации сочинение вполне удовлетворительно». 21) Исправляющего должность доцента Евгения Воронцова о сочинении студента Масюкова Иннокентия на тему: «Рабы чужестранцы у евреев»: «Тема сочинения г. Масюкова настолько ограничительна, что передача содержания его работы является ненужною. В виду скромного материала касательно рабов чужестранцев на страницах Библии г. Масюков ввел в свою работу и данные о рабах евреях (до 47 стр. bis). Вступительные замечания ознакомляют с библейской терминологией в области сервитута и заимствованы главным образом из превосходной монографии André. L’esclavage chez les anciens hébreux. Étude d’ archéologie biblique. Paris. 1892. Влияние взглядов André замечается во всей работе, хотя автор её ви-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9. Фома Аквинский. Op. cit. [Цитируемое сочинение] I, quaest. 36, art. 2,4. 10. Аквинат идет еще дальше: для него Лица Пресвятой Троицы суть отношения: " persona est relatio " [лицо есть отношение] (Op. cit. I, quaest. 40, art. 2). 11. Т. де Реньон удивляется тому, что в столь основательных трудах греческих отцов не развиты соображения в духе Филиокве. " Не служит ли это доказательством того, - говорит он, - что при их понятии о Троице соображения эти просто и не могли возникнуть? " И сам же отвечает на свой вопрос весьма многозначительным признанием: " Действительно, на уровне понятий все они [рассуждения о Филиокве] предполагают, что природа предваряет лица и последнее является как бы расцветом первой " (Regnon. Th. de. Etudes de theologie positive sur la Sainte Trinite [Очерки положительного богословия Святой Троицы]. Т.1. Paris, 1892. Р.309). " Латинская философия сначала рассматривает общую природу саму в себе и затем доходит до ее выражения. Греческая философия сначала рассматривает выражение, а затем, в него проникая, находит природу. Латинянин видит в Лице модус природы, грек видит в природе содержания Лица " (Ibidem [Там же]. Р.438). 12. Иоанн Дамаскин, св. De fide orthodoxa [Точное изложение православной веры] I,8//PG 94,820-824. Ср. также уже цитировавшиеся места из свт. Григория Богослова: Oratio 20,11//PG 35,1077; Oratio 31,8//PG 36,141. 13. Точнее, модуса существования. Мы находим это выражение прежде всего у свт. Василия Великого: De Spiritu Sancto [О Святом Духе], 18//PG 32,152; и позднее, например: Иоанн Дамаскин, св. De fide orthodoxa I,8//PG 94,828; I,10//PG 94,837. Его также часто употребляет Григорий Кипрский: Apologia [Защитительное слово]//PG 142,254 et passim [и ниже]. 14. Григорий Богослов, свт. Oratio 31, theologica quinta, 9: " Быть нерожденным, рождаться и исходить - дает наименование: первое - Отцу, второе - Сыну, третье - Святому Духу, так что неслитность Трех Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве Божества. Сын - не Отец (потому что Отец - один), но то же, что Отец. Дух - не Сын, хотя и от Бога (потому что Единородный - один), но то же, что Сын. И Три есть Единое по Божеству и Единое - Три по личным свойствам, так что нет ни Единого, в смысле Савеллиевом, ни Трех - в смысле нынешнего лукавого разделения " (PG 36,141-144).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/316/...

Первое издание Истории Рос. Иерархии, так и последующее ему второе издание, начиная с архиепископа Захарии до епископа Алексея Титова, всех тверских владык поместило под титулом тверских и старицких. Но тут ошибка: на соборе, в мае 1589 года, повысившем епархии, было предположено основать епархию Дмитровскую, с титулом епископа Дмитровского и Кашинского. Почему Захария в соборном определении в январе того 1589 года об учреждении в России патриаршества, именованный тверским и кашинским, в мае того года писался уже не Кашинским, а Тверским Старицким (Госуд. Грам. II, 94:99). Когда же учреждение Дмитровской епархии, неизвестно почему, не состоялось, to вскоре после того тверские архиереи по-прежнему опять начали титуловаться тверскими и кашинскими, например, тот же Захария в соборном определении 1598 года титулован уже тверским и кашинским. (Археогр. Акт. IV, 42). (21) Феоктист. Ростовский митрополит Филарет грамотою от 30 ноября 1606 года извещал, что Феоктист, архиепископ тверской и кашинский, собрав духовных, приказных и боярских детей своей кафедры с гражданами Твери, убедил, что тверитяне под сим городом разбили приверженцев Лжедмитрия и пленных в большом количестве отослали в Москву на распоряжение царя Василия Шуйского. (Археогр. Акт. II. 132, Истор. Рос. Госуд, Карамз. ХП, пр. 66). Когда Тверь была взята поляками, то сей патриот пленный был отослан к Тушинскому самозванцу, откуда, услышавши победоносное приближение Шуйского-Скопина к Сергиевой Лавре, бежал, но на дороге в Москву изрублен поляками осенью 1609 года (Ист. Рос. Госуд. Карамзина XII изд. Эйнер. стр. 76, примеч. 312, 508. Летопись о мятеж. стр. 175. Лет. по Никон. списку VIII, 131. Истор. Росс. церкв. Муравьева, стр. 200). (22) Арсений II, грек, прежний архиепископ елассонский. Служа при московском Архангельском соборе для поминовения царского рода, он управлял тверской епархией заметно с того времени, как Феоктист отведен был в плен. В это время титуловался иногда просто архангельским, а временем архангельским, тверским и кашинским, например, в соборной грамоте Строгановым о займе денег на войско, посланной в половине 1613 года, именован архиепископом архангельским, но на этой грамоте подписался: «Архиепископ Архангельский, Тверской и Кашинский». (Археогр. акт. III, 4:7). Архангельским, тверским и кашинским подписался 1614 года, марта 24 на апостоле, принадлежащем И. Н. Царскому. (Опис. старопеч. славянской библиот. Царского, стр. 43). В хронографе музеума Румянцевского CCCCLXI в каталоге тверских архиереев после Акакия помещены: 16) Варсонофий; 17) Савва; 18) епископ Феодорит; 19) архиепископ Захария; 20) архиепископ Феоктист; 21) Арсений Грек.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

164 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 2000. – С. 94, 364, 91; Алпатов М. В. Феофан Грек. Theophanes the Greek. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – С. 130, 134–138, 110, 111; Попов Г. В. Феофан Грек. – М.: Арт-Родник, 2002. – 49–52. 165 Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской галереи/Альбом репродукций. – М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. – Илл. 32. 166 Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. – М.: Искусство, 1966. – С. 110–116; Алпатов М. В. Андрей Рублев. – М.: Изобразительное искусство, 1972. – С. 17–45. 168 Палама Григорий, архиепископ. Триады в защиту священнобезмолвствующих. – М.: Канон, 1995. – С. 50. 170 Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV–XV вв. – М.: Византийский временник. – Т. 29. – С. 204. 172 Бояр О. П. К вопросу о «Звенигородском чине»//Древнерусское искусство XV–haчaлa XVI веков. Т. 1. – М., 1963. – С. 93; Ильин М. А. К датировке «Звенигородского чина»//Древнерусское искусство XV–haчaлa XVI веков. – Т. 1. – М., 1963. – С. 83–92. 173 Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин. М.; Л., 1951. –Т. 4 –С. 122–131. 176 Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XIV–XV вв. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1961 –1962. – Т. II. – С. 326–330. 177 Салтыков А. А. О значении ареопагитик в древнерусском искусстве (к изучению «Троицы» Андрея Рублева)//Древнерусское искусство XV–XVII вв. – М.: Наука, 1981. – С. 15, 19, 24. 178 Великие Минеи-Четьи, собранные всероссийским митр Макарием, над. Археограф, комиссией. Сентябрь, дни 1–13. – СПб.: Издание Археографической Комиссии, 1868, Сентябрь 9. – Стлб. 557–558. 179 Салтыков А. А. О значении ареопагитик в древнерусском искусстве: К изучению «Троицы» Андрея Рублева//Древнерусское искусство XV –XVII вв.: Сб. ст./Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. – М., 1981. – С. 15. 180 Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV–XV вв.//Византийский временник. – М.: Академия наук СССР, 1969. – Т. 29. – С. 208–210.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самое Светлое воскресение на вечерни тем же подобием выход был с Евангелием, а игумен крест держал. Также целование было, и греки игумену денги довали тем же подобием, что на завтрени; да у грек и во всю Светлую неделю после службы бываеть целование, что и на праздник. В понеделник на Светлой недели ходили греки на гору гулять, много было грек и турок. А то гулбища патриарх у турка откупаеть толко на три дни на Светой недели и даеть турку по 1000 ефимок. л. 93 об.//А гуляють толко да полъдня, а то турки изъбивают долов, кричать греком, ходя з дубъем: «Гайда, гайда, далов-де пошли!» Тут бывают со всяким овощем. A те ефимки патриарх у них же по церквам збираеть, старосты выбраны да с ящиками по церквам ходять. Греки на Светой же недели ходять по улицам, по монастырям с медведи, с козами, з бубнами, скрипицами, с волынками да скачють и пляшуть. Взявши за руки 20 человек и 30 да так вереницами, по дворам, по монастырям ходя, скачуть да пляшут, a греки денги дають. И к потриарху, и к л. 94.//митрополитом ходять, а они, миленкия, им денги дають, вином поять. Безъчинно ето у грек силно, у турак таковаго нет бесчиния. У грек, когда бываеть месяцу первое число, то все ходят попы со святою водою по домам, по кельям, покропять да цвет по окнам тычють: малодушные греки етим цветкам, и турки как есть малыя младенцы. О церковном уставе греческом, как поють и говорять, и как в церквах стоять, и како сами крестятца, и како младенцов крестять, и всякая поступка, вънешнея и духовная. л. 94 об.// В начале церковнаго пения греки, когда приидут в церков, так они шапок не снимають. Станеть в стойле (во всех церквах у них стойлы поделаны), а стоять в стойлах лицем не ко иконам, но на сторану, к стене, друг ко другу лицем, да так и молятся – не на иконы, но на стену, друг ко другу. И так во всю службу стоять в шапках; толка сниметь, как с переносом выдуть да кенанишная «Аллилуйя» пропоють, да и то тафей не скидають. А крестятца страмно: руку на чело възмахнет, а до чела далеча не данесеть да и отпустит к земли; отнюд не увидиш, кто б из л. 95.//грек на плече даносил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010