Грехи и их последствия 09.01.2017 07:47:23 Архимандрит Амвросий (Юрасов)   Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/12/14/21-00.html Послушница Маргарита Кулагина: - Сегодня Церковь чтит память Святого Филарета Милостивого, который всей своей жизнью явил нам пример примирения, послушания и полного упования на волю Божью. К сожалению, не все из нас обладают этими качествами. Мы часто ропщем, не выдерживаем испытаний и совершаем ошибки. И сегодня мы побеседуем на тему «Грехи и их последствия». Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Когда человек согрешает, это не значит, что грех уходит и больше никогда не возвратится. Грех находится с нами всегда, уходит в вечность, если мы не покаемся. Но если мы покаялись, то этот грех - большой или малый снимается с души. Грехи бывают разные. Можно согрешить мыслью, словом, а можно и делом. Можно человека просто по плечу ударить, а можно ножом поранить  или выстрелить в него и тогда человек умрет. И точно так же, когда человек совершил грех словом - это одно, а когда смертно согрешает, то он убивает свою душу, лишает её благодати. Но особенно страшны смертные грехи - это убийство, блуд, самоубийство. Человек, допустим, убил себя, он переходит в тот мир, в мир духовный, он уже не сможет покаяться в этом грехе и этот грех идет с ним в тот мир. Поэтому надо стараться в жизни избавиться от смертных грехов, от грехов мысленных и словесных. Знаю из опыта, если кто-то кого-то осудил в грехе, допустим, в блудном, то не сегодня, завтра, осудивший человек может это повторить, то есть сам совершит этот грех. Поэтому нам Господь сказал: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены, прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37). Это сказал не простой человек, а сам Творец. Почему? Потому что все мы -  подсудимые, а Бог - это судья и мы все нуждаемся в помощи Божьей и в прощении Его. Видя, что ближний согрешает, не осуждаем его, но молимся, чтобы Господь помог ему избавиться от всякого греха. Осуждать не надо.

http://radonezh.ru/text/grekhi-i-ikh-pos...

Как мы становимся должниками перед Богом Архимандрит Кирилл (Павлов) о вечном законе правды 20 августа, 2017 Архимандрит Кирилл (Павлов) о вечном законе правды Слово архимандрита Кирилла (Павлова) в неделю 11-ю по Пятидесятнице. Прощение — такое легкое средство к оправданию грехов Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос неоднократно в Евангелии учит о прощении обид ближним, чтобы и нам были прощены наши грехи. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15) — сие средство к оправданию от грехов самое легкое, вполне доступное для всех и всегда зависящее от нашей воли. Казалось бы, что по указанию такого легкого средства к оправданию все грешники должны воспользоваться им для своего спасения и в обществе христианском не останется ни единого грешника. Но Господь Сердцеведец предвидел, что страстное, самолюбивое и злопамятливое сердце человеческое менее всего способно покориться этой заповеди смирения и кротости, что даже между самими последователями Его многие будут глухи к слышанию и косны к исполнению сей спасительной заповеди, — поэтому Господь находил нужным многократно говорить об этом. Одним из таких возвышенных поучений о прощении обид является притча, которая была предложена в прочитанном ныне Евангелии. Для своего назидания повторим ее содержание. Господь бывает немилостив к нам, если мы сами немилостивы Во время беседы Господа с учениками о том, как надо поступать, когда согрешит перед нами в чем-либо брат наш, святой апостол Петр, слушая слово о прощении обид, спросил Господа: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21-22). То есть сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат твой, должно прощать ему всегда, тем более никогда и ни в каком случае не должно мстить ему. И в подтверждение этой заповеди Господь сказал нам чудную притчу — изобразил учение Свое в примере одного неоплатного должника, который был уже прощен и помилован, но за жестокость к собрату своему снова предан жестокому мучению — чтобы нам легче было видеть, что бывает с теми, которые не прощают ближним согрешений их, и чтобы мы поняли, что произойдет в подобном случае с нами:

http://pravmir.ru/kak-myi-stanovimsya-do...

Каноны или Книга Правил Символ веры На церковнославянском Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. На современном русском Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых. Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и сопрославляемого, говорившего через пророков. В едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь (истинно так)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

Кто оценит покаяние? Исповедь как возможность пожаловаться 24 июня, 2016 Исповедь как возможность пожаловаться Тему исповеди постоянных прихожан продолжает священник Димитрий Туркин, клирик храма Святителя Николая Мирликийского у Соломенной Сторожки (Москва). Исповедь – не приложение к таинству Причащения Исповедь нельзя рассматривать в отрыве от других средств духовной жизни. Исповедь, пост и молитва, Святое Причастие – всё это имеет одну цель – спасение души человека. Но не секрет, что исповедь нередко всё еще оказывается приложением к таинству Причащения, причем иногда довольно формальным. А такой подход умаляет ее собственную ценность, ту благодатную силу, которую человек получает от Бога через прощение грехов. В нашей Русской Церкви исторически сложился такой подход: обязательная исповедь перед каждым причастием. И это оправдано нашими национальными особенностями и позволило нашей Церкви сохранить ее лучшие традиции. Но Церковь не музей, а живой организм, в нем может и должно быть развитие. Многое меняется в последнее время в жизни Церкви. Христиане в наше непростое время стараются причащаться Святых Христовых Тайн чаще, чем это было раньше. К этому их призывают авторитетные пастыри, да и сама жизнь с ее трудностями и бедами. При этом регулярная исповедь обнаруживает тот неприятный факт, что исповедовать приходится одни и те же грехи. Во всяком случае, у кающихся складывается именно такое ощущение. Многим прихожанам это представляется неразрешимой проблемой. Когда это происходит из раза в раз в течение долгого времени, то вызывает в них естественное ощущение формализма в своих действиях и при этом духовной неуспешности, несостоятельности. Да, простое перечисление грехов на исповеди может быть и формальным, без глубокого осмысления и раскаяния. Но ведь не у всех и не всегда так. Кто может вполне оценить качество покаяния? За это ответственны и кающийся, и священник. Под пристальным наблюдением Цель покаяния (по-гречески метанойа – изменение) – исправление падшей природы человека. То есть сознательная борьба христианина со своими греховными страстями и его духовный рост. Регулярная исповедь дает возможность пристального наблюдения за колебаниями, которые происходят в духовной жизни человека.

http://pravmir.ru/kto-otsenit-pokayanie/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСПОВЕДЬ [греч. ξομολγησις; лат. confessio (peccatorum)], один из основных элементов таинства Покаяния в христ. Церкви; представляет собой устное или письменное изложение своих греховных поступков и помыслов перед священнослужителем в надежде обрести их прощение у Бога по молитвам Церкви. И. обычно сопровождают покаянные молитвословия и священнодействия над кающимися, а завершают чины разрешения от грехов и примирения с Церковью. О богословии таинства и о покаянных обрядах см. ст. Покаяние ; см. также Анафема , Говение , Духовник , Епитимия , Пост , Публичное покаяние и соответствующие разделы статей о разных литургических обрядах: Амвросианский обряд , Армянский обряд , Восточно-сирийский обряд , Галликанский обряд , Испано-мосарабский обряд , Коптский обряд , Римский обряд . Принятое в рус. дореволюционной традиции деление И. на 2 типа - общую (публичную) и частную (тайную) не вполне отражает разнообразие ее форм на протяжении истории. Основные критерии для выделения разных типов И.: кто является совершителем И.; участвует ли в И. вся церковная община и какова ее роль; в какой момент и как происходит разрешение от грехов; является ли И. повторяемой и насколько часто возможно ее совершение. Одним из распространенных типов И. в древней Церкви была И., связанная с т. н. каноническим покаянием (покаянной дисциплиной). Основным совершителем таинства в этом типе И. выступал епископ, отлучавший грешников и принимавший кающихся через возложение рук в присутствии всей общины, к-рая выступает свидетелем покаяния грешника, хотя само исповедание грехов чаще всего совершалось тайно (перед епископом или назначенным пресвитером). Епитимией всегда являлось отлучение от причащения на разные сроки. В древности прохождение канонического покаяния, а следов., и И. перед ним часто было однократным в течение жизни и уподоблялось «второму крещению». Эта форма И. официально не была отменена, однако постепенно вышла из употребления.

http://pravenc.ru/text/675011.html

Мученичество Никасия Реймсского. Витраж капеллы кафедрального собора в Суассоне, Франция. XIII в. Более подробно о Н. повествует Флодоард Реймсский в «Истории Реймсской Церкви» (сер. X в.- BHL, N 6075). По свидетельству историка, Н. был известен как основатель кафедрального собора Пресв. Богородицы, к-рый он построил по Божественному повелению. Святой заботился о вверенных его попечению людях, усердно молился о прощении грехов паствы и об отвращении Божия гнева от народа. В то время жители Галлии вели неблагочестивую жизнь, пренебрегали заповедями Божиими, впадали в различные ереси и заботились лишь о земных удовольствиях. За это Господь покарал их: в Галлию вторглось жестокое племя вандалов, к-рые разрушали города и убивали христиан всех возрастов. Вслед за Гинкмаром реймсский историк сравнил Н. с др. епископами, жившими в эпоху варварских вторжений и старавшимися отвратить гнев Божий от народа, а также вернуть его к истинному исповеданию веры. Н. призывал паству к покаянию, убеждал не бояться принять мученическую кончину от вандалов, которые, как считалось, были язычниками и ненавидели христиан. Когда варвары напали на Ремы, епископ решил не покидать город. Жители Рем, изнуренные длительной осадой и голодом, обратились к Н. с просьбой помолиться о них и дать совет: следует ли им сдаться в плен или сражаться до конца за свободу родины. Епископу было открыто в Божественном откровении, что Ремы не устоят под натиском вандалов, однако он призвал сограждан не страшиться смерти и мужественно пострадать за Христа ради очищения от грехов и спасения души. В день падения города Н. вместе со своей сестрой, девой Евтропией, которая всегда следовала за братом, встал на пороге ц. Пресв. Богородицы и прославлял Бога песнопениями. Когда епископ произносил стих псалма «Прильнула душа моя к полу...» (Пс 118. 25), вандалы отсекли ему голову, но из уст отрубленной головы раздалось окончание этого стиха: «Оживи меня, Господи, по слову Твоему» (Флодоард привел стихи псалма в лат. пер. блж. Иеронима из Галликанской Псалтири). Евтропия, видя, что жестокие вандалы готовы сжалиться над ней из-за ее красоты, подбежала к палачу брата и ударила его по лицу, так что по воле Божией у него выпали глаза. Тогда деве перерезали горло, и т. о. она сподобилась мученического венца. В то же время варвары убили диак. Флорентия и некоего Иокунда. После гибели Евтропии вандалов охватил внезапный страх: они словно бы увидели небесное воинство, готовое отомстить им за содеянное преступление, и услышали ужасающий вой, раздававшийся из церкви. Тотчас захватчики бежали из города, бросив награбленное. Христиане похоронили Н. и Евтропию в базилике на кладбище св. Агриколы; впосл. на могиле святых совершалось множество чудес.

http://pravenc.ru/text/2565328.html

Ноябрь 1877 года 4 ноября. Пятница. Время молитвы, например время литургии, есть время Божие, которое всецело принадлежит Богу и душе, и сокращать это время ради человекоугодия или из-за мирских выгод есть тяжкий грех . Священнику во время богослужения надо сознавать свое высокое небесное достоинство как служителя Божия и совершителя пренебесных Таин и не раболепствовать людям ради суетной славы или житейских выгод, не страшиться лица человеческого, этой травы, сегодня зеленеющей, а завтра увядающей. Что нам нужнее, необходимее всего в жизни по благодати и по естеству, того мы просим у Господа чаще и настоятельнее, например просим в ектениях мира свыше и спасения душ наших, мира всему миру, соединения церквам, благочестия и святыни Святейшему Синоду, епископству, пресвитерству, диаконству, причту и всем людям; благопоспешество императору и всему дому его, христолюбивому воинству; благорастворения воздуха и изобилия плодов земных или дня всего совершенна, мирна и безгрешна, Ангела мирна, хранителя душ и телес, прощения и оставления грехов, доброго и полезного душам, в мире и покаянии скончати прочее время живота нашего, христианской кончины живота нашего – всё это крайне необходимо для всех нас. Благодарение Господу, умудрившему тако святых апостолов и святых отец Духом Святым составить такие прекрасные молитвы и моления для всей Церкви, для всего общества верных! Благодарю Тебя, Господи, за бесчисленные очищения грехов моих, вольных и невольных, и за бесчисленные обновления мои благодатию Твоею, и за бесчисленные Божественные силы Твои во мне, коими я избавлялся от великих бед, теснот, скорбей, болезней. Как Дух благодати и святыни по свойственной Ему любви и ревности стремится закалить, утвердить человека верного во святыни и добродетели, так и дух злобы, по свойственной ему злобе и ревности адской, стремится закалить и утвердить человека, неверного Богу, не радящего об исполнении заповедей Божиих, во всяком грехе, в злобе, зависти, гордости, невоздержании, в мерзости, в унынии, малодушии, страхе, ропоте, непослушании, лукавстве и в прочих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О необходимости внешнего богопоклонения, или обрядов и символов христианских «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12: 1 ); «ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии“ ( 1Кор. 6: 20 ). Как частная, домашняя молитва христианина, так и общественное богослужение христиан сопровождаются обрядами и символами. Обрядами называются такие священные действия, посредством которых во время молитвы и богослужения выражается известная истина веры христианской, какое-либо священное событие из жизни Христа и Его Церкви или известное настроение души молящегося христианина. То же самое означают священные символы, или знаки, употребляемые христианами во время молитв и богослужений. Так, например, обряд троекратного погружения в воду крещаемого обозначает, что он, крестившись во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, умер для греха и воскрес для обновленной жизни во Христе Иисусе ( Кол. 2: 11–12 ), получив в крещении прощение грехов ( Деян. 2: 38 ). Белые одежды, надеваемые на крещенного, служат символом, то есть знаком, чистоты его души, омытой от грехов в крещении и записанной в книге жизни.“ ( Откр. 3; 5; 7; 9 ). Крестное, например, знамение выражает величайшие истины христианской веры: три первые сложенные вместе персты обозначают нашу веру в Св. Троицу, Единосущную и нераздельную, два последние персты, пригнутые к ладони, означают нашу веру во Христа, как Бога и человека; совершением самого крестного знамения мы наглядно показываем, что верим во Христа, пострадавшего и распятого на кресте за грехи всего мира и за нас грешных. Крест есть символ, или знак, победы Христа над диаволом, грехом и смертью , знак нашего спасения, знамение Сына Человеческого ( Мф. 24: 30 ), символ любви к Распятому, принадлежности человека-христианина к Христовому стаду. Коленопреклонение и поклоны – символы нашего смирения и покаяния пред Богом и т. п. Нет ни одной христианской веры, последователи которой не имели бы у себя тех или иных священных обрядов и символов, и сами сектанты, отвергающие внешние православные обряды и телесное богопоклонение, по необходимости удержали некоторые общехристианские обряды и завели свои, ими придуманные. Да это и понятно: Господь создал человека не только из души, а и тела, почему он должен прославлять Творца своего не только душею, но и телом. Если бы мы были бесплотные духи, как ангелы, то молились бы Богу только духом, но, будучи телесны, должны молиться Ему и телом, «должны прославлять Бога в телах наших и в душах наших, которыя суть Божии“ ( 1Кор. 6: 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

О Таинстве Покаяния I. Православное учение о таинстве Покаяния Покаяние есть таинство, в котором верующий, искренно раскаявшись, исповедуя грехи свои пред духовным отцом – священником, молитвами и видимым разрешением последнего – невидимо получает разрешение, прощениево грехах от Самого Господа Иисуса Христа и, таким образом, снова становится чистым, безгрешным, каким вышел из купели крещения. Такое определение покаяния, как таинства, установлено Господом Иисусом Христом, Который проповедью о покаянии начал свое служение роду человеческому ( Мф.9:2 ; Лк. 7:47 ), обещал и апостолам, а в лице их и преемникам их –епископам и пресвитерам, – дать сию власть: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18; срав. Ин. 20:21–23 ). Изъясняя эти слова, св. Иоанн Златоуст говорит: «как царь, посылая правителей, дает им власть и заключать в темницу, и освобождать из темницы, так и Христос облекает учеников такою же властью..., именно – вязать и отпускать грехи» (Толк. на Иоанна 523 стр.). Так Господь положил в Церкви Своей основание власти – отпускать грехи, которая, как при самих апостолах, так и после них, всегда оставалась в Церкви, и всегда должна остаться в ней, пока будут грешники, т. е. до второго пришествия Христова, до дня судного. Таковыми люди, оказывается, всегда были и будут ( 1Ин. 1:8 ), – если бы доступа к св. причастию лишены были грешные люди, т. е. не было бы таинства покаяния, то некому было бы совершить и «преломление», и заповедь Господа об этом ( Лк. 22:19 ) была бы напрасной. Напротив, Господь явился на землю спасти не праведников, но грешников, так как не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Лк. 5:31–32 ). Сектанты утверждают, будто православная Церковь своею исповедью не только не удерживает злых людей от грехов, но даже потворствует им, так как, по сектантскому пониманию, каждый член православной Церкви может грешить, сколько ему угодно, и затем, после самых тяжких грехов, в ней может получить прощение. Неправильность такого сектантского мнения достаточно обнаруживается уже из того, что пастыри располагают правом не только прощать грехи, но и оставлять на них, связывать ( Ин. 20:23 , Мф. 18:18 ), что в потребных случаях пастыри и делают. Кроме того, высказываясь так, сектанты оскорбляют не только Церковь , но Самого Господа Иисуса Христа, так как Иисус Христос не только нам заповедал извинять и прощать все вины других (Мф. 6:14–15, 18:22),но Сам ради прощения пострадал и прощает людям все грехи. 1Ин. 1:7–9 . Еф. 1:7 . Кол. 3:13 . Согласно Писанию, православная Церковь научает,чтобы люди не согрешали, согрешающим же она указывает на даровавшеготаинство Ходатая Иисуса Христа ( 1Ин.2:1 ). II. Основания из слова Божия для православного учения о таинстве Покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О том, как правильно провести радостные дни Светлой седмицы и не растерять то, что было приобретено в дни Великого поста, напоминает протоиерей Олег Стеняев . Христос воскресе! Пасха – это главный праздник в восточно-христианской православной традиции. С чем это связано? Когда Господь наш Иисус Христос умер на Кресте, и Его враги и Его друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту Жертву. И когда Бог Отец воскресил Своего Сына в Духе Святом и Сам Сын Божий восстал из гроба силой ипостасного Божества, это было свидетельство о том, что Жертва за наши грехи и преступления принята Богом. Христос воскрес, то есть Он есть Тот, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). «Сказав о нашей вере, апостол говорит также о неизреченном человеколюбии Бога, к Которому он всегда обращается, вынося на средину крест... Заметь, каким образом, указав на причину смерти, он обращает ее в доказательство воскресения. “За что Христос распят?” - спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить свое учение об оправдании как верой Авраама, которой он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов. Говоря же о смерти Христа, он говорит и о воскресении. Христос умер не для того, чтобы подвергнуть нас наказанию и осуждению, но чтобы облагодетельствовать. Ведь Он и умер и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными» ( Иоанн Златоуст , святитель. Гомилии на Послание к Римлянам). «Крещенные до страданий Христовых получили только прощение своих грехов... После же воскресения все, крещенные до и после, были оправданы установлением веры в Троицу, приняв Духа Святого, Который есть знак верующим, что они – сыны Божии... Страданием Спасителя побеждена смерть, которая прежде господствовала по причине греха, но она уже не осмелится властвовать над теми, кто оправдан» ( Амвросиаст . Комментарий на Послание к Римлянам).

http://pravoslavie.ru/92889.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010