Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших» . Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами. В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима. Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений. Удивительную любовь к врагам являли в своей жизни святые. В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, как однажды толкаемый и оплевываемый прохожими Андрей заметил демонов, записывавших имена его обидчиков, – темные силы рассчитывали судить их за обиды святого в их смертный час. В ответ на это блаженный Андрей своей молитвенной силой стер бесовские записи и сказал: «Я упросил грозного моего Господина (так святой назвал Господа Бога – о. В. Д. ) не вменять им в грех то, что они бьют меня: ведь они не ведают, что творят». Как часто нам хочется буквально уничтожения наших обидчиков. Мы видим в них воплощение зла, думая, что люди неисправимы. А святой Андрей прозревал ценность души другого человека даже сквозь причиняемые ему обиды и молился о самом главном – спасении этих людей в вечной жизни. Искренняя молитва о врагах способна обращать людей от тьмы к свету Когда святую мученицу Татиану предали на мучения, то слуги распорядителя казни стали бить ее по лицу, а потом удицами терзали ее глаза. Святая не только не раздражалась на них и не желала им чего-то плохого, но стала молиться Господу, дабы Он подал им познание истины. И действительно, они увидели четырех Ангелов, окружавших мученицу, а души их ощутили всю мерзость своих грехов, они испросили у святой Татианы прощение и сами стали христианами. Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.

http://pravoslavie.ru/75872.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Се время благоприятное, се ныне день спасения 13.03.2017 455 Время на чтение 6 минут Митрополит Лимасольский Афанасий Святая и великая Четыредесятница - светлое и благоприятное поприще добродетелей, которое Церковь нам предлагает в определенный период и открывает нам свои двери, чтобы все мы с радостью и добрым расположением вошли в нее, дабы воспринять на себя особый подвиг и принести Богу как дар наше собственное время. «Се время благоприятное, се ныне день спасения», - такие умиленные слова мы слышим на вечерней службе. Се ныне время благоприятное для служения Богу, время покаяния и время спасения. Святая Четыредесятница характеризуется благодатью покаяния, которое привлекает благодать Святого Духа в сердце человека. По этой причине с первого дня святой Четыредесятницы Мать-Церковь полагает как фундамент прощение и оставление обид между нами. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный» (Ср.: Мф. 6: 14), - говорит Христос в Евангелии. Когда человек борется со страстями и немощами, он нуждается в присутствии Божественной благодати, потому что это не просто борьба собственными силами с самим собой, страстями, диаволом и миром (в отрицательном понимании этого слова). Также пост не является диетой, которую соблюдают ради телесного здоровья, по строго заданной программе, надеясь только на свои собственные ресурсы. У Великого поста совершенно другой смысл и предназначение. Смысл его состоит в привлечении Божественной благодати в сердце человека, в избегании греха, в том, чтобы умертвить страсти, мертвящие нашу душу. Сердце, очистившееся от страстей, Господь просвещает Своим Божественным светом, и оно становится способным узреть правильный путь в Царствие Небесное. Нам необходимы телесные подвиги и труд поста, но они нуждаются и в Божественной поддержке. Для того мы и просим прощения друг у друга, смиряясь друг перед другом, - чтобы Дух Святой освятил наши души и открыл наши глаза, дабы мы смогли узреть нашу собственную греховность и стали способными всецело развернуть себя к Богу и испросить прощения наших собственных согрешений. Потому что если весь наш подвиг не направлен на прощение грехов и благословенное состояние покаяния, то тогда он, к сожалению, остается бесплодным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Игумен Феофан Замесов: - Спаси Господи. Насколько я знаю, православная традиция такова, что, во-первых, мы можем просить прощения за те грехи, которые мы забыли или даже не осознали, что это грех, не называя их конкретно, потому что мы не помним эти грехи. А общими фразами: Господи, прости мне все согрешения, которые ты сам знаешь. Господи, прости мои грехи, которых я не ведаю, не помню по немощи памяти. Поэтому можно и так просить. А если молитва идет от сердца, Бог обязательно её примет. Во-вторых, есть немало брошюр, где досконально перечисляются многие грехи, но и те брошюры, которые стали книги, классические  - есть книжица: «В  помощь кающимся» по трудам святителя Игнатия Брянчанинова и «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина. И там, и там много напоминаний о грехах. И я много раз был свидетелем, когда люди, которые действительно по суете жизни, по немощи памяти, кто-то, может быть, по беспечности, забывали свои прегрешения. Благодаря этим книгам смогли вспомнить многое из того, что у них было в жизни. В некоторых храмах, даже я иногда, когда позволяет время службы, пытаюсь перечислять грехи, и это помогает людям.  Многие говорят: батюшка, спасибо, что подсказали, я как-то об этом и забыл совсем. Именно поэтому у нас есть таинство соборования в православной Церкви. И мы верим, что таинство соборования происходит при условии, что человек искренне приносит Богу покаяние, и ему прощаются все забытые грехи. Действительно, невозможно всё упомнить, жизнь наша набирает обороты всё больше и больше, очень много в жизни суеты. Современный человек ставить для себя столько целей одновременно! Раньше всё-таки немножко другой был ритм жизни, и вот в таком круговороте событий многие вещи ускользают из памяти и человек даже вовсе не замечает. Иногда он соверщает грех, и даже не осознает до конца, что это грех. Надо над собой работать. Я думаю, что искреннее покаяние, даже если человек не помнит грехов, кается, осознавая, что всё-таки было то, что он не может назвать, потому что забыл, но он в этом искренне кается. Бог всё равно такое покаяние примет.

http://radonezh.ru/analytics/kak-prosit-...

иером. Иаков (Цветков) Святым первоверховным апостолам, Петру и Павлу 21 Кондак, глас 6-й. Подоб. Плотскаю Твоею пришествия. Да прославятся, верные, Петр и Павел, сия всечестная двоица апостолов: они – истинные ловцы вселенной и (вместе) столпы и утверждение (Христовой) Церкви. Стечемся, верные, к торжеству памяти их, и подучим прощение прегрешений; ибо они проповедали седящим во тьме, прославляя Тебя, явившагося и просветившаго все. Икосы ,(Επ τ πλθος) Троице, Единице и Боже мой, даровавший сие треблаженное (имя Твое) для испрошения помощи, – ко множеству Твоих щедрот я, окаянный, прибегнул; ибо припадаю к Тебе, моляся с верою и надеждою, (на самом) деле и вместе с любов1ю: обнови и во мне, Всевышний Отче, во утробе моей, дух правый ( Пс.50:12 ), как (соделал Ты) древле пророку Давиду, восклицавшему (к Тебе о семь); да почтив славословиями мудрых Петра и Павла, с верою воспою при торжестве памяти их, и прославлю Тебя, Явившагося и просветившаго все. (δο) Вот (ныне) день Господень благоприятный, настоящее торжество праздника, верные; притечем с сокрушением к мудрым ученикам Господа, и получим оставление грехов, прощение прегрешений и жизнь вечную. Ибо великий Кифа, – он же и Петр, – прияв ключи небесные, после сего навсегда уполномочивается (κληρδυται) связывать и разрешать прегрешения. Итак прибегнем к нему с любовию, любители добродетелей, – к нему и вместе к Павлу, да прославим в песнях Явившагося и просветившаго все. (Συνεορτζει) Ныне, в день памяти сих славных апостолов Христовых, Петра и Павла, вместе с нами, верные, таинственно празднуют и чины (πληθη) ангельские: ибо они, созерцая сих мужей, сияющих славою Христовою, сорадуются им. Поскольку сии (последние), быв соучастниками Его (Божественных) таин и Его собеседниками, пребывают вечно на небесах; они и здесь, долу, были близкими сообщниками Ему во плоти; тем более, притом, – Кого не могут зреть небесные чины, Тем Самым обладая, и проповедуя (о Нем), они ясно созерцали Явившагося и просветившего все. (Πτρος) Петр, это основание всех верных, начальник (ξαρχος) апостолов, исполнявши проповедание о Христе, не престает (доселе) приводить неверных к вере в Бога. Павел, – великий ум, благозвучныя (духовный) гусли, муж исполненный бладатию, (почему) и сам научает мудрствовать горняя а не земная ( Кол.3:2 ): ибо, подлинно, (говорить он), ничего не стоять (ο ξια) здешния бедствия (δειν) в сравнении со славою, какая будет дарована нам, братие, от Господа Бога ( Кол.3:2 ., Рим.7:18 ). Посему поспешим тщательно с песнопениями к Явившемуся и просветившему все.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Взыскание погибших». XIX в. (ц. Воскресения Христова в Тарусе) Икона Божией Матери «Взыскание погибших». XIX в. (ц. Воскресения Христова в Тарусе) (празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет. Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери. «В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ., по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210 ´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается. «В. п.» из с. Бор Тарусского у. Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага.

http://pravenc.ru/text/158344.html

О святом крещении «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Иоан. 3: 5 ). «Вам принадлежит обетование и детям вашим“ ( Деян. 2: 39 ). Крещением называется такое неповторяемое ( Еф. 4: 5 ) таинство, в котором крещающийся, при троекратном погружении в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, получает благодать Божию, прощающую его личные грехи и очищающую его от греха всеобщего, прародительского, после чего человек делается сыном Божиим, облекается во Христа и стает членом Его святой Церкви, новою тварью во Христе. Что крещение не есть простой обряд принятия в общество верующих и обещания Богу доброй совести, как думают некоторые сектанты, и что оно не есть только союз Бога с человеком, как полагают другие, а что оно установлено Богом для омытия и прощения грехов человека, – видно из слова Божия: «Итак, говорит Анания Савлу, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса“ ( Деян. 22: 16 ). «Покайтесь, говорит апостол Петр народу, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа“ ( Деян. 2: 38 ). Что же такое прародительский грех? Это грех Адамов, тот грех, с которым рождается в мир каждый человек. Как от зараженного источника течет зараженный поток, так от зараженного грехом первого человека – Адама происходит все грешное человечество. Вот этот Адамов грех, переходящий в каждого, появляющегося на свет, человека, и называется прародительским, или всеобщим грехом. Что каждый человек рождается с Адамовым грехом, это видно из слова Божия: «Кто, говорит праведный Иов, родится чистым от нечистаго? Ни один“ ( Иов. 14: 4 ). Родившийся от благочестивых родителей царь Давид смиренно молится: «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мат моя“ ( Пс. 50: 7 ). Не говорит Давид: «во грехах“, а – «во грехе“, очевидно, разумея первородный, Адамов грех. Об этом грехе еще яснее учит св. ап. Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили“; или: «преступлением одного (то есть Адама) всем человекам осуждение“ ( Рим. 5: 12, 18, 19 ). Мы все, говорит ап. Павел, были (до крещения) по природе чадами гнева, как и прочие“ ( Еф. 2: 3 ). Что же произвел в человеке Адамов грех?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения (+видео, аудио) Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды 6 марта, 2022 Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Евангельское чтение в Прощеное воскресенье: Мф., 17 зач., 6, 14—21 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,  15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.  17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,  18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,  20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,  21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…» Проповеди в Прощеное воскресенье

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresenie...

Разделы портала «Азбука веры» Простится ли хула на Святого Духа человеку? Бог говорил, что всякая хула простится человекам, а хула на Духа Святого не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем. Да, Бог не говорил, не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающий в хуле. Но Бог и не сказал, что если мы покаемся, нам простится хула на Духа Святого. Почему люди считают, что это тоже прощающий грех, почему же тогда он не вошёл в список семи смертных грехов? Если спросить прощающий это грех или же нет, кто то отвечает что да, кто-то что нет. Если так же спросить почему не прощается хула, то кто-то говорит что это самоосознанное отвержение истины, кто-то говорит, что произношение плохих слов о Святом Духе просто не прощаются, ведь так было сказано Богом. Если я хулила Святого Духа, пренебрегала Богом, грешила и просто надеялась на прощение, то сейчас мне очень стыдно за это и мне хочется жить по новому, заново, получив Божье Прощение. Я не знаю, есть ли ещё надежда что я могу попасть в рай или же мне уже дорога в ад? Кому верить? Может я чего-то не знаю? Похожие вопросы 4 Ответа Мы должны понимать Священное Писание так, как учит Святая Церковь. А она учит нас, что искреннее покаяние смывает ЛЮБОЙ грех. Конечно, грехи могут быть настолько тяжелыми, что такой человек просто уже не будет иметь духовных сил для покаяния, даже если при этом и будет понимать свою неправоту. Так было с Иудой Искариотом, Львом Толстым и т. п. Хула на Святого Духа — тяжелейший грех. Но уже тот факт, что Вы каетесь, надеетесь на Божию милость и желаете начать жизнь заново, свидетельствует о том, что процесс Божьего прощения уже начался. Продолжайте каяться и двигаться по направлению к Богу. Он Сам уже вышел Вам навстречу. С уважением, Нет греха не прощаемого, кроме нераскаянного. Настоятельно рекомендую Вам ориентироваться на мнение святых отцов, чей ум просвящён Богом, а не на чьи-то мнения. См. Хула на Духа Святого . Бог есть абослютная и всесовершенная Любовь и Он хочет чтобы все люди спаслись. Осознание этих двух простых истин  даёт единственный ответ на Ваш вопрос. Нет такого греха, который бы не простил нам Бог в нашем покаянии. При толковании слов Священного Писания всегда лучше сверять своё понимание с толкованием авторитетных богословов и святых нашей Церкви. Святые мученики своей жизнью и смертью засвидетельствовали правду Божию о любви, спасении и покаянии. Помогай Вам Христос!

http://azbyka.ru/vopros/prostitsya-li-xu...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Грех смывается только кровью О сути жертвы Начнем с самого главного вопроса (который задают все, кто хоть что-то знает об израильском богослужении, богослужении ветхозаветной церкви): о жертве – зачем совершается жертва, зачем убивать несчастных животных – ягнят, телят, зачем убивать голубей, как это было, когда Дева Мария принесла в храм Своего Новорожденного Сына (это праздник Сретения Господня) и принесла в жертву двух голубей? Каков смысл этой жертвы? В определенном смысле мы про это уже говорили, вспоминая историю Каина и Авеля. Мы должны понять одну важную вещь – Богу жертва не нужна: нет ничего, что бы мы не получили от Него. Все, что мы имеем, все, что можем принести Богу в дар, есть дар Божий – Он не нуждается в нашей жертве, и, кроме того, как это хорошо сказано в 49 псалме, Он Сам Духом Святым свидетельствует: разве Я вкушаю мясо козлов или овнов, разве Я пью кровь ягнят? Но если Он не нуждается в этой жертве, если она Ему ничего не может дать, зачем мы совершаем жертвоприношение, тем более такое кровавое? И первое, о чем надо задуматься: смерть любого жертвенного животного в израильском народе – это прообраз крестной Жертвы Спасителя. Каждый агнец, телец или козленок символизировал собой Небесного Агнца, Который взял на Себя грех всего мира. Но зачем же нужно было убивать столько животных? Закономерный вопрос. И здесь мы приступаем к важнейшей и очень болезненной теме. Смысл Жертвы Христовой, как и жертвы козлят и ягнят – без пролития крови не бывает прощения грехов. Если человек согрешил, он может очистить грех только с помощью крови. В Ветхом Завете человек, который совершал жертвоприношение, действительно получал какое-то очищение, достаточно ощутимую – по его вере – толику прощения, но совесть его не очищалась, сердце его не изменялось, поэтому победить грех, в нем живший, он не мог. В этом кардинальное отличие жертвы животных от Жертвы, которую совершил Иисус Христос, потому что Его Кровь таинственно действует на нас.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/14

Скачать epub pdf Слово в Прощеное Воскресенье. О тяжком грехе осуждения и о борьбе с этим грехом 70 Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших ( Мф. 6:14–15 ). Как не соответствует, мои возлюбленные о Христе чада, этим словам Христа наша действительность! Мы не прощаем наших ближних, когда они согрешают против нас, и потому живем в постоянной злобе и ненависти. А ненависть есть, после ереси, самый великий грех, который влечет за собою, как видно из притчи Спасителя о милосердном царе и безжалостном заимодавце, страшное наказание – адскую вечную муку за гробом. После смерти мы узнаем, что такое адская мука, и горько будем сокрушаться, что не слушали Господа и не прощали ближних своих, к чему Церковь призывает нас всегда, а в особенности перед наступлением великого поста. К несчастью, мы настолько предались нерадению, что не вразумляемся и не руководствуемся в своей жизни настоящими словами Христа, ибо диавол усыпляет нашу совесть, внушая нам такую мысль: «У нас нет ни к кому никакого зла, мы не питаем вражды и ненависти к ближним своим, мы их давно уже простили». Но если мы их простили и не имеем к ним злобы, то зачем же мы продолжаем их осуждать? Ведь осуждение есть источник злобы. Сначала надо осудить человека, а потом уже само собою возникает против него у нас чувство злобы и ненависти. Поэтому мы обманываем себя, когда говорим, что мы ближних своих уже давно простили и на них не злобимся. Только тогда не будет в нас этой злобы, когда мы перестанем их осуждать. Часто мы злобимся на ближних даже и тогда, когда говорим: «Я прощаю тебя», ибо говорим это с сознанием своей правоты; преподаем ближнему свое прощение, как самодовольный богач бросает милостыню нищему. Нет, не такого отпущения грехов нашим ближним Господь ищет от нас, а отпущения с сознанием, что в нашем столкновении с ними виноваты не они, а мы. Таким образом, только тогда наше прощение будет истинным, когда мы перестанем осуждать наших ближних и будем осуждать самих себя. Да, трудно, очень трудно этого достигнуть. Мы так привыкли к осуждению, так сроднились с ним, что оно сделалось для нас природою или дыханием, почему все наши разговоры наполняются осуждением ближних. Человек, который не осуждает других, есть необыкновенное явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010