Содержание От издательства Время земной жизни - краткий отрезок на пути в Вечность - дано человеку для покаяния. Но память человеческая слаба, и сам человек слаб и изменчив и оттого часто нуждается в напоминании: чего ради он создан, откуда ниспал, к чему призван. Душа его все больше спит, между тем как дни проходят, подобно бесследно исчезающим каплям дождя, и конец дольнего странствования неотвратимо приближается. Сего-то ради Церковь и установила выделить из общего течения дней особый, ни на что не похожий период - время Великого поста, время пробуждения души, плача о грехах, когда, помышляя о близком и страшном суде и как бы перед собою зря Всемогущего Судию, приходит человек в сердечное сокрушение и раскаяние. Но и это, впрочем, святое время может быть похищено у нас житейскою суетою и попечением о вещах скоропреходящих, если не позаботимся мы сами расположить свою душу внимать помыслам благим и спасительным, умиляющим и оживотворяющим сердце. Потребны в дни Великого поста размышления благочестивые и богоугодные, заставляющие забывать о тленном и устремлять свой взор к нетленному - Вечному Небесному Царству. Образец таких размышлений - в проповедях братского духовника обители Преподобного Сергия архимандрита Кирилла (Павлова), из которых и составился этот небольшой сборник. Речь проповедника невитийственна, слова тихи и благоуветливы, но вчитываешься в них, и постепенно замедляет свой бег, останавливается быстротекущее время, разрешается от тяжести нечувствия, словно отогревается застывшая душа, и - драгоценный дар Богу - слезы проливаются от сердца сокрушенного и смиренного… Слово в Прощеное воскресенье О прощении обид Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный , - говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, - аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 и 15). Это - первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10. О таинстве Покаяния Прообразом таинства Покаяния были ветхозаветные священнодействия: жертва за грех и всесожжения, а также обряд с «козлом отпущения». Читай об этом Лев.16 . Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также жертвы за грехи, предображали Христа, Который будет прощать грехи и понесет грехи всех людей. Господь (мало того, что знает грехи всех) еще требует личного сознания человека в грехе и раскаяния: Господь взывает к Адаму после его грехопадения: Адам, где ты? ( Быт.3:9 ). Призыв к покаянию Каина: «сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию: ( 1Пет.3:18–21 , ср. 2Пет.2:5 ). Призыв Ионы к ниневитянам: ( Ион.3 , ср. Мф.12:41 ). Исповедание и прощение грехов в Ветхом Завете священно: «если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой... и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» ( Лев.16 ). Проповедь покаяния Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» ( Мф.3:2–8 ). Проповедь Христова о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Отец отдал суд Сыну: «Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну...» ( Ин.5:22 ). Христос Сам сначала прощал на земле людям грехи: «Иисус говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Сын Божий отдал часть суда и священникам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это дунул» ( Ин.20:21–23 ), (Златоуст о священстве III, 5, стр. 60). Господь обещал даровать Апостолам и их преемникам право прощать грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). После Своего Воскресения Господь даровал право прощения грехов Апостолам я их преемникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

архиеп. Евдоким (Мещерский) Ноябрь 11. – О «вере. Вера есть уверенность в чем-нибудь невидимом, непостижимом. Как ни ясно это понятие веры, но простой – неученый все не поймет, что это такое вера – уверенность. Ему нужно указать на что-нибудь такое видимое, в чем бы он веру видел. Скажи и докажи – это такое требование, без удовлетворения которому никого ни в чем не уверишь. Скажи и докажи или покажи, укажи. 12. Иоанна Милостиваго. Он учил: Братия и чада моя не скоры бывайте ко осуждению: многажды бо грех согрешающаго видим, покаяния же его, отай творимаго не вемы. Божественная литургия, за умершия совершаемая, зело душам помогает. Бысть в Персиде пленник и проч. Жена, в тяжек грех впадши и сего не могущи исповедати Отцу Духовному студа ради, како молитвами Его получи прощение. 13. Иоанна Златоуста . Таковыя болезни приходят человеком грехов ради их, говорил Зл. больному, и маловерия ко Христу. Аще убо всею душею веруеши, яко мощен есть Христос исцелити тя, и отступиши от первых злых дел твоих, то узриши славу Божию. Вечер 9 час. С чего начать? – От кого мне узнать, чему я должен веровать, как я должен жить, что я должен делать, на что должен надеяться? Как нам должно и надобно жить в этой жизни? 14. А. Филиппа. – Нафанаил под смоковницею молился Богу. Иисус Христос , как Бог, видел это. Опять литургия, литургия, Божественная литургия. Как получить от Бога благословение? – Благослови Его, и Он благословит тебя. 15. Благословение Божие – помощь, вразумление, подкрепление от Бога. Если, начиная дело с благословения Божия, и не сделаешь и не кончишь своего дела, или не хорошо кончишь, то уже и это хорошее дело сделаешь, что Бога восхвалишь, благословишь. Хорошее дело славить Бога. За это Он рано ли поздно ли прославит тебя; в стыде не останешься, не в этом, так в другом деле тебе поможет, подкрепит, ободрит, вразумит. 16. Один грешник долго мучился, скорбел о том, что он грешен, – мучился, скорбел и никак не мог успокоить себя. Что ты мрачен, печален? спросил его некто, пришедший к нему. – Так что-то не весело, отвечал он сначала, а потом прибавил: грехов ради моих скорблю.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Беседа 18. Евангелие от Матфея, глава 6, 12. «Отче наш. 5» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея; мы продолжаем цикл бесед по Четвероевангелию. Сегодня мы рассмотрим пятое прошение из Молитвы Господней «Отче наш». Это прошение следующее: Мф.6:12 . «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Первая часть этого прошения есть молитвенное обращение к Богу о грехах наших; вторая часть прошения выражает готовность кающегося принести плод покаяния. В этих двух аспектах мы и будем рассматривать данное прошение. Итак, это прошение исследует вопрос об отношении к нашим долгам, то есть грехам. В Православном Катехизисе сказано: «В Молитве Господней под наименованием долгов наших следует понимать грехи наши. Грех называется долгом, потому что мы всё получили от Бога и должны всё отдать Богу, то есть всё подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием» (417). Причем ответственность пред Богом не есть сугубо частное дело отдельно взятого человека. Мы несем ответственность пред Богом как народ, как члены сообщества, которое называется Государством, как семья, как Церковь . Общественное складывается из личного, а личное – из общественного. Мы не можем совершенно отмежеваться от коллективных грехов общества, к которому мы принадлежим (равно как его светской, так и его религиозной составляющей); точно так же и общество испытывает на себе влияние как наших дурных (грешных), так и наших добрых (праведных) поступков. Поэтому изменение наших отношений с ближними всегда сказывается и на нашем, и на их собственном духовном состоянии. Если, например, мы вернули все наши долги ближним нашим, то мы прекратили наличие напряженного отношения между ними и нами и обрели нравственную свободу и независимость. Еще лучше, если мы сами простили долги другим людям, которые были должны нам. Иными словами, со своей стороны мы должны все сделать, чтобы никому из человеков не быть ничем должным. Вы можете задать вопрос, а что произойдет, если кто-то откажет нам в примирении и не простит нам наших грехов и не примет нашего прощения?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вопрос: Для чего нужна исповедь? Как отличить покаяние от самоедства? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Без покаяния невозможна духовная жизнь. Для спасения и наследия вечного блаженства необходимо постоянное покаяние и исправление своей жизни. Проповедь Господа нашего Иисуса Христа началась с призыва: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Все люди грешны. Грех вошел в мир по вине прародителей (Рим.5:12), но и каждый человек, имея падшую природу, неизбежно согрешает. Первородный грех врачуется в таинстве крещения. Для освобождения же от ига личных грехов необходимо покаяние. К этому призывает Божественное откровение: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? (Иез.18:31). В ветхозаветных библейских текстах используются еврейские глаголы: шув (обратиться, возвратиться) и нахам (сожалеть, раскаиваться в чем-либо). В новозаветных священных книгах понятие покаяние выражается греческим словом метаноэйн (изменять образ мыслей). При некоторых смысловых различиях все три слова выражают сущность покаяния – отказ человека от самооправдания и перемену прежней жизни. При этом святые пророки решительно выступали против внешнего покаяния. Пророк Иоиль призывает раздирать не одежды, а сердца (2:13), а великий Предтеча Господень Иоанн предостерегает от притворного и внешнего покаяния: сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3:8). Для покаяния нужна вера: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1:15). Глубина и полнота покаяния зависят от степени устремления человека к Богу. Человек не только хочет получить от Бога прощение греховных поступков, но ищет живого реального общения с Ним, как источником всего благого. Покаяние новообращенных отличается от духовно опытных тем, что у первых главным движущим мотивом является страх наказания, а у совершенных – любовь к Богу. Совершенному мучительно и тяжело, когда неверным своим поступком он оскорбил святость Божию. О значении любви к Богу для совершенного покаяния и полного прощения грехов говорит Сам Господь Спаситель: А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк.7:47). Сущность нравственного переворота, совершающегося через покаяние, заключается в том, что кающийся человек центр тяжести своего бытия переносит с себя на Бога и ближних, ибо в основе любых нравственных пороков (как чувственно грубых, так и утонченных) лежит эгоистическая воля, стремящаяся к самоугождению.

http://pravoslavie.ru/6932.html

Глава 5. Левит Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Книга Левит более, чем любая другая, представляет собой сборник правил и установлений. В ней всего два кратких повествовательных эпизода. Прежде чем говорить об этих установлениях, нужно сказать, что в нашей современной жизни мы их не исполняем, и практическая ценность ее для нас равна нулю. Возникает перед нами вопрос, нужна ли нам эта книга, стоит ли бумагу переводить, чтобы ее печатать? Традиционный ответ звучит так: «Интересно, как древние евреи жили, какие у них были традиции, обычаи». Интересно, конечно же, но стоит ли на это тратить свое драгоценное время? Какое это к нам имеет отношение? К нам это имеет отношение самое прямое в связи с тем символическим и прообразовательным значением, которое скрыто во всех установлениях этой книги. Во-первых, несомненно, что святость, к которой призваны были члены израильского общества, есть то же самое, к чему призваны мы с вами. Во-вторых, во всех установлениях этой книги содержится указание на Иисуса Христа как на первосвященника Нового Завета, на жертву, которой Он очистил нас от греха. Поскольку Христос есть содержание всей нашей жизни, есть Тот, Кого мы любим больше всего, то, естественно, что все указывающее на Того, Кто нами любим, к Кому мы более всего стремимся, должно быть для нас ценным. В этой связи для нас необычайно дороги и ценны указания книги Левит, какими бы они странными на первый взгляд нам ни казались. 5.1. Постановления о жертвах Именно весь строй ветхозаветных жертв, начиная от жертвы пасхальной, которая совершалась первой при Исходе, и кончая хлебным приношением, несомненно, нам указывает на ту единственную жертву, благодаря которой люди действительно получили очищение и искупление, и прощение всех своих грехов. Не случайно, когда Иоанн Предтеча на Иордане говорит своим ученикам: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29), то, по крайней мере, некоторые из них поняли, о чем идет речь, хотя сам этот образ без ветхозаветных своих оснований непонятен. Логичнее было бы указать: слон или бык, который берет на себя грехи мира, потому что крупное животное может много грехов понести. Тем не менее, образ этого агнца совершенно понятен, и то, каким образом он может взять на себя грехи мира, тоже совершенно понятно для слушателей Иоанна Предтечи.

http://sedmitza.ru/lib/text/430958/

Глава 5. Таинство Елеосвящения (Соборования) § 1. Духовный смысл Таинства Елеосвящения Как пишет святитель Филарет Московский , «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные». 202 По возвышенному определению блаженного Симеона Солунского образа воздействия на христианина этого Таинства, «Елей есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен Божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божью и умилостивлять Его». 203 Таинство Елеосвящения, или Соборования, в наших храмах чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним батюшкой) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божья, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни. По слову святого Николая Кавасилы , «Таинство Елея… приемлющим его дарует и исцеление от телесной болезни, и отпущение грехов». 204 Иногда приходится слышать о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи: однако следует иметь в виду, что это достаточно позднее представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической или древней святоотеческой традиции. Впрочем, у ряда живших уже в Новое время весьма авторитетных церковных писателей мы эту идею все же находим. Так, преподобный Амвросий Оптинский говорит: «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божья будет на сие».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Глава VIII. Отец Амвросий – старец Кроме внешних, нападение еже по вся дни, и попечение всех церквей. Кто изнемогает, и не изнемогаю; кто соблазняется, и аз не разжизаюся; аще хвалитися ми подобает, о немощи моей похвалюся ( 2Кор. 11, 28–30 ) Чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас ( Гал. 4, 19 ) Первые годы старчества Старчествовать о. Амвросий начал еще при жизни о. Макария и, конечно, с его благословения и под его руководством. Здесь мы считаем необходимым указать, что старчество необходимо различать от духовничества. Духовничество есть принятие исповеди кающегося христианина и разрешение грехов его по власти, данной пастырям Церкви Господом Иисусом Христом; старчество не связано с таинством покаяния и состоит в том, что один человек открывает другому человеку, более опытному в духовной жизни, состояния души своей и получает от него полезный совет и руководство, отнюдь не соединенные с прощением грехов его. Духовником может быть только священник, старцем может быть и не имеющий священной степени мирянин, старицею может быть и женщина. Конечно, старчество может быть совмещаемо и с духовничеством, но это не обязательно. В обителях духовники назначаются высшим начальством из лиц, заслуживающих быть таковыми по своему высоконравственному образу жизни, опытности и, наконец, по своему возрасту. Старцы не назначаются. Избрание старца есть дело добровольное. Старец – лицо неофициальное. Бывали печальные явления, когда те, кого и братия обители, и богомольцы-миряне единодушно признавали своими старцами, не признавались таковыми и подвергались гонению со стороны монастырского начальства или епархиальной духовной власти. Так было со старцами Феодором и Леонидом на Валааме, так было со старцем Леонидом в Оптиной пустыни, со старицей Анфией в Белевском женском монастыре. Незадолго до своей смерти о. Леонид в одном из своих писем к монахиням так говорит о различии между старчеством и духовничеством и о пути «старчества» вообще. «Неужели многократные опыты наших наставлений от Божественных писаний и святых богоносных отцов, – писал старец, – не могли удостоверить вас в истине спасительного пути, коим шествовали преподобные отцы, которым мы тщимся подражать по мере сил наших? Хотя недостойны и скудны в добродетелях, но желаем вам, хотящим спастися, шествовать путем, указанным нам ими; а потому не мало огорчает нас ваше малодушие… Рассматривая едва не по тонку действие врага рода человеческого, видим, как он тщится, под предлогом истины, совратить вас с пути избранного, с пути добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Глава XXV. Об епитимиях и четырех, бывших в древности, местах А) Эпитимия должна назначаться сообразно с качеством греха и степенью раскаяния грешника I. Иоанн Златоуст : а) «Ты согрешил? Войди в церковь , – покайся: здесь врачебница, а не судилище, здесь не истязуют, но дают прощение во грехах» (т. II, стр. 328, Бес. 3-я о покаянии). б) «Меру покаяния надобно назначать не только по свойству грехов, но и вместе сообразуясь с свойством духа и состоянием самих грешников» (Толк. на 2-е Коринф., изд. 1843 г., стр. 347). II. Св. Василий Великий : а) «Врачевание измеряти не временем, но образом» (2 пр.). Зонара: «Не временем должно определять покаяние, но образом; так что если согрешивший относится к покаянию с пренебрежением, то десятилетие не только должно быть выполнено, но и увеличено; если же исправляет свой грех рачительно, то и десятилетие должно быть сокращено; все это предоставляет (Василий Вел.) рассуждению испытующего совести» (Полн. Корм., стр. 162). Вальсамон в толков. на 21-е пр. Василия Великого : «Больше в епитимии предоставлено на усмотрение духовного врача» (см. Полн. Кормч.). б) 74-е правило: «Аще кто бы то ни был из падших в вышеописанные грехи, исповедавшись, соделается ревностным в исправлении, то прияши от человеколюбия Вожия власть разрешати и связывати, не будет достоин осуждения когда, видя крайне усердное, исповедание согрешившего, соделается милостивее н сократит епитимию». Зонара: «Исчислив различные сроки епитимий за различные грехи, Василий Великий предоставил, наконец, все дело архиереям. Ибо им именно вверено от Бога связывать и разрешать... и если сокращать определенные сроки, то не будут достойны осуждения». Вальсамон «Местный архиерей, если увидит, что кто-либо, подвергшись епитимии за какой-нибудь грех , принял врачевание епитимии с благодарением и с горячим усердием показывает покаяние, должен сократить срок епитимьи, не боясь осуждения за то, будто нарушает каноническую строгость относительно сроков епитимий... Есть различие между судьями, назначающими телесные наказания тем, кто сделался виновным в преступлении, и епископами, которые определяют церковные епитимии исповедующим духовные грехи. Ибо те без царского повеления не могут ни увеличивать, ни уменьшать определенные законом наказания, а эти, принимая на себя тягость наших грехов, как имеющие при том отдать за нас отчет Богу, по своему рассуждению и увеличивают и уменьшают епитимии; поэтому-то они имеют власть не только сокращать сроки епитимии, но и заменять одну епитимию другой» (Полн. Кормч. стр. 365–366).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Глава первая. Религия 1. Первая обязанность человека (Прот. И.Рождественского) Самая первая, самая святая обязанность для каждого человека есть искренняя любовь к Богу, охота к молитве и усердие к церкви Божией. Когда Господь наш Иисус Христос жил на земле, Он очень любил детей за простоту их и незлобие: часто беседовал с ними и даже ставил их в пример взрослым. Любите же, дети, Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, всей силой нежных и добрых сердец ваших; вспоминайте чаще о Нем, как о вашем благодетеле, и молитесь ему усердно каждый день. 2. О молитве (Из поучений прот. Р.Путятина) Если мы не имеем усердия к молитве, то это усердие может возбудиться в нас, когда мы будем молиться постоянно. Усердная и пламенная молитва не вдруг приобретается: она не есть собственно упражнение, а следствие, и так сказать, награда уже за постоянное упражнение в молитве. Таким образом, от нашего усилия во время молитвы может родиться в душе нашей молитвенный жар. Так от движения происходит теплота и в холодном теле человека. «Молясь с принуждением, говорит св. Макарий, с нетерпеливостью, мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться с радостью в покое; молитва с принуждением состоит в нашей воле, а молитва в покое есть дар благодати. И так, ни в каком случае не надобно оставлять молитвы; но надобно, сколько возможно, принуждать себя к молитве. И потому, когда звон колокола созывает христиан на молитву, иди и ты, как бы тебе ни не хотелось молиться; когда приходит время сна, или наступает утро, непременно читай свои молитвы, как бы ни тяготила тебя твоя леность и беспечность. Грехи, конечно, служат препятствием успеху наших молитв. Наши грехи, как облака, препятствуют изливаться на нас лучам Божия благословения; вопль страстей, как шум моря, не допускает нашим прошениям доходить до слуха Божия. Но ужели посему грешник и не должен молиться? Нет, он-то и должен молиться; ему-то и необходима молитва . Ибо и ум наш просвещается светом истины, когда мы молимся Богу, Который есть вечная истина: и сердце наше воспламеняется огнем любви, когда мы молимся Богу. Который есть беспредельная любовь; и воля наша направляется к добру, когда мы молимся Богу, Который есть верховное Добро. Оттого-то и бывает, что иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником, приступает к молитве оскверненным нечистотами греховными, а отходит убеленным благодатию паче снега. Таким образом, грешник своей молитвой может исходатайствовать себе у Бога прощения грехов, а по прощении грехов будет исполнено и прошение его: пройдут греховные облака, утихнут вопли преступных страстей, – и Бог, как солнце после мрачной бури, явится к нему с Своим благословением, и молитва его, как фимиам, будет приятна для Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010