митрополит Иоанн (Снычёв) СМИРЕНИЕ В чем состоит истинное смирение и что оно приносит человеку? Люби смирение: оно покроет тебя от грехов. ( Антоний Великий ). Стр. 22 (53). Будь готов отвечать на всякое слово, которое услышишь: прости меня, потому что смирение разрушает все козни врагов. ( Антоний Великий ). Стр. 22 (54). Прилежи делам, которые здесь предложу тебе, а именно: труду, нищете, странничеству, злостраданию и молчанию, потому что они соделают тебя смиренным. Смирением же доставляется оставление всех грехов. Смирение состоит в том, когда человек признает себя грешником, не делающим никакого добра пред Богом, когда он тщательно наблюдает молчание, когда вменяет себя за ничто, когда не усиливается, чтоб кто-либо принял его слово, когда отвергает собственную свою волю, удерживает зрение, имеет смерть пред глазами, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит, терпеливо переносит бесчестия и понуждает себя переносить труды и скорби. ( Антоний Великий ). Стр. 22 (55). На вопрос: в чем состоит смирение? авва Исаия отвечал: смирение состоит в том, чтоб человек сознавал себя грешником пред Богом, – не сделавшим ни одного доброго дела, благоугодного Богу. ( Авва Исаия ). Стр. 141 (40). Спросил я его: отец! что есть смирение? и как приобретается оно? Авва отвечал: смирение состоит в том, чтоб иметь послушание, отсекать волю падшего естества, удручать себя подвигами, любить чистоту, благодушно и терпеливо переносить оскорбления и обиды от ближнего. В этом заключается смиренномудрие. ( Авва Исаия ). Стр. 145 (59). Возлюби смирение: оно покроет тебя от грехов твоих. ( Авва Исаия ). Стр. 187(274). Смирение заключается в отсечении своей воли пред ближним в духовном разуме. ( Авва Исаия ). Стр. 216 (478). Старец на вопрос, в чем заключается смирение, отвечал: в том, если простишь брату, согрешившему против тебя, прежде нежели он попросит у тебя прощения. (Старец). Стр. 397 (124). Сказал старец: никогда я не нарушал моего чина, не ходих в высоких паче мене: постоянно углубленный в смирение, я никогда не подвергался смущению; все помышления мои сосредоточивались в молитве к Богу, чтоб Он совлек с меня ветхого человека. (Старец).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему“ ( Иак. 5: 14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете. Елей тогда приносили не только в жертву Богу ( Быт. 28: 18 . Исх. 29: 40 . Лев. 2: 4 . Чис. 28: 12 и друг.) и употребляли для освящения принадлежностей храма и богослужения ( Исх. 30: 23–29. 40: 9–11 ), но и для освящения Богом людей, которым чрез елеопомазание подавались: власть царская ( 1Цар. 15: 1. 16: 1 . 3Цар. 1: 34. 19: 15 . 4Цар. 9: 1–6 ), право священства ( Исх. 29: 7. 30: 30 . Лев. 16: 32 ) и дар пророчества ( 3Цар. 19: 16 ). В новом Завете елей употреблялся св. Апостолами для исцеления больных еще до страданий Спасителя: св. Апостолы, будучи посланы Христом на проповедь и получив власть больных исцелять и даже мертвых воскрешать ( Мф. 10: 8 ), «пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли“ (Map. 6: 12–13). Очевидно, Христос уже после славного воскресения Своего, когда в течении 40 дней являлся ученикам Своим, уча их о Царствии Божием, установил для исцеления больных и получения ими прощения грехов особое таинство св. Елеосвящения, о котором, как об известном уже всем христианам, напоминает св. ап. Иаков, говоря: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему“ ( Иак. 5: 14–15 ). Таким образом, по силе своего действия, таинство Елеосвящения является одним из важнейших таинств Церкви, ибо в нем подается больному человеку не только исцеление его тела, но и души от грехов ее. I

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Великий канон Андрея Критского , читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста Песнь первая Ирмос: Помощник и Покровитель стал во спасение мне, Он — мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его, - ибо Он славно прославился. Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. С чего начну я оплакивать деяния жизни моей окаянной, где начало, Христе, положу рыданию нынешнему, но прощение согрешений дай мне, по благосердию Твоему. Ступай, душа окаянная, вместе с твоею плотию, Создателю всех исповедуйся, и впредь уже воздержись от прежнего неразумия, и Богу принеси покаяния слёзы. Адама первозданного преступлению подражая, вижу себя обнаженным от Бога, от вечного Царствия и блаженства, из-за грехов моих. Увы мне, душа окаянная! Зачем первой Еве ты уподобилась? ибо видела худо — и соблазнилась, и, уязвлённая тяжко, древа коснулась, и снеди, не рассудив, вкусила дерзостно. Не Ева плотская — но мысленная Ева восстала во мне, помысел страстный, всегда показующий сладкое, но неизменно горькое вкусить подающий. По заслугам Адам из Эдема был изгнан, единственную Твою, Спасе, заповедь не соблюдший, - я же — что потерплю, всегда отметающий слово Твоё животворное? Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Троица, сущности всякой превысшая, Троица, Которой в Одном поклоняемся, возьми грехов моих тяжкое бремя, и дай мне умиления слёзы, по благосердию Твоему. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.  Предстательство и надежда Тебя воспевающих, Богородица, возьми грехов моих тяжкое бремя, и кающегося прими меня, Владычица Чистая. Песнь вторая Ирмос: Внемли мне, небо, — и голос возвышу, и Христа воспою, от Девы пришедшего плотию. Внемли мне, небо, — и голос возвышу, слушай, земля, песнь покаяния к Богу и Ему славословия. Воззри на меня, мой Бог и Спаситель, милующим оком Твоим, и прими горячее моё исповедание. Более всех людей согрешил я, один я Тебе согрешил; но Ты — Бог, — помилуй творение Твоё, Спасе. Образ мой — страстей моих безобразие: так сластолюбным стремлением

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18–32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 6я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (29): от Матфея, 9:1–8 1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. 2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. 3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. 4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? 5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? 6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. 7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. 8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении этой недели, Недели о Расслабленном предлагается утешительная истина об отпущении грехов. Здесь мы видим: а) что Иисус Христос отпускает грехи всем тем, y которых Он находит истинную веру и искреннее раскаяние, соединенное с печалью о грехах (ст.2); б) что такое отпущение грехов дарует Иисус Христос своей божественной властью (ст.3–5) и дарует всеобъемлюще, уничтожая все горестные следствия греха (ст.6–7); в) что, удостоившись прощения грехов , надобно оставить прежний, расслабленный грехом, образ жизни (ст.7), и прославлять Отца небесного за Его благодать (ст.8), принося Ему плоды, достойные Его милости, и ежедневно возрастая в вере, любви и надежде (ср. Гал. 5:22; Иак. 2:17 ). Всматриваясь, в частности, в каждый стих дневного Евангелия, проповедник может извлечь для себя темы: Ст. 2. “О христианском попечении о больных.” “Чему духовно-больные могут поучиться от телесно-больных?” “Не должно злоупотреблять своим телом.”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Св. Иоанну, как Божию посланнику и предтече Спасителя, предстояло прежде всего очистить души людей от плевел лжеучения, а затем и возвестить необходимость решительной перемены всего существа грешника – его мыслей, желаний, поступков. И великий пророк всей силой вдохновенного слова звал народ оставить навсегда губящие его предрассудки, принести глубокое искреннее раскаяние в совершённых грехах, удалиться от всякого зла и направить свою волю, свои расположения только к тому, что есть добро, чисто, свято сотворить «достойный плод покаяния» ( Мф. 3, 8 ). «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». Другим вопрошавшим он отвечал: «Ничего не требуйте более определенного вам... Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» ( Лк. 3, 10–14 ). Такое покаяние и плоды его вселяли в каждую сокрушающуюся душу надежду на близ стоящее совершенное прощение грехов ( Мк.1, 4 ). Эта надежда наполняла сердца окружающих св. Иоанна великим духовным утешением и отрадой, ибо, по слову Константинопольского Святителя, «прежде креста Христова нигде не видно отпущение грехов: оно везде приписывается крови Его» 152 . – Св. Предтеча явился первым вестником милосердия Божия о наступившем времени прощения грехов через достойное покаяние. Призывая к крещению покаяния, св. Иоанн требовал от приходящих к нему исповедовать свои грехи. «И крестились от него в реке Иордане, – повествует св. ев. Марк, – исповедуя грехи свои» ( Мк.1, 5 ). Эта исповедь складывалась из сердечного сокрушения и устного перечисления содеянных проступков перед избранным Божиим служителем. В законе Ветхого Завета есть прямая заповедь об исповеди – «И сказал Господь Моисею, говоря, – читаем в книге Числ, – скажи сынам Израилевым, если мужчина или женщина сделает какой-либо грех... то пусть исповедуется во грехе своем» ( Числ.5, 5–7 ). В том же Ветхом Завете имеется немало указаний грешнику не коснеть в тайне в своих грехах ради ложного стыда, а исповедовать их ( Сир. 4, 30 ), показывается гибельность коснения во зле и раскрывается спасительность откровенного раскаяния. " Я, – восклицает псалмопевец Давид, – открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «Исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Скачать epub pdf (Вступительный доклад на Пастырском Совещании 1958 г.) Согласно определению нашего Катихизиса, «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом». Это Таинство ведет свое начало от времен, еще предшествовавших выходу Господа Иисуса Христа на общественное служение человеческому роду. Приходившие к Иоанну Крестителю, который «проповедывал крещение покаяния в отпущение грехов, исповедывали грехи своя» ( Мк. 1:4–5 ). Окончательно же это христианское Таинство установлено было Господом Иисусом Христом. Еще во время Своей земной жизни, до Своих крестных страданий, Он обещал Своим Апостолам даровать власть отпущения грехов: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» ( Мф. 18:18 ). По Своем же воскресении Господь Иисус Христос действительно даровал Апостолам эту власть, когда, явившись им, Он дунул и сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» ( Ин. 20:22–23 ). Для чего нужно это Таинство, если уверовавший во Христа и крещеный «во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», как мы знаем из того же Катихизиса, «умирает для жизни плотской, греховной, и возраждается от Духа Святого в жизнь духовную, святую»? Таинство покаяния нужно потому, что, несмотря на благодатное духовное возрождение грешника в Таинстве крещения, возрожденный все же не перестает быть сыном согрешившего Адама, наследником поврежденной грехом природы последнего. Грех не перестает воздействовать и на возрожденную силою благодати Божией природу, но только не имеет прежней власти свободно и самовольно порабощать себе крещеного. Хорошо говорит об этом святитель Феофан Затворник в своей замечательной книге: «Путь ко спасению», останавливая наше внимание на знаменательных словах Апостола, говорящего в послании к Римлянам о значении Таинства крещения: «яко ктому не работати нам греху... грех вами да не обладает» ( Римл. 6:6,14 ). Это дает нам разуметь, что то, что в расстроенной падшей природе составляет силу, влекущую ко греху, не истребляется в конец в крещении, а только поставляется в такое состояние, в коем не имеет над нами власти, не обладает нами, и мы не работаем ему. Оно в нас же находится, живет и действует, только не как господин. Главенство с сих пор принадлежит уже благодати Божией и духу, сознательно себя ей предающему. Св. Диадох , объясняя силу крещения, говорит, что до крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует; после же сего, благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне. Он изгоняется из сердца, как враг из укрепления, и поселяется вне, в частях тела, откуда и действует раздробленно набегами. Почему и есть непрестанный искуситель, соблазнитель, но уже не властелин: беспокоит и тревожит, но не повелевает (Добротолюбие часть 4, 79 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Святые Тайны Вопрос 460 . Некоторый христолюбивый муж спросил того же старца: должно ли любопытствовать о Божественных Тайнах, и, приступая к ним, грешный осуждается ли как недостойный? Ответ . Придя в святой храм для принятия Тела и Крови Христовых и принимая оные, внимай себе, чтобы несомненно веровать истине сего Таинства. А как сие бывает, не любопытствуй, по сказанному: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое... и... Кровь Моя». Господь дал нам их во оставление грехов ( Мф. 26, 26 ; Мк. 14, 22 ). Надеемся, что кто верует так, тот не осудится, а кто не верует, уже осужден. Итак, не воспрещай себе приступать, осуждая себя как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостаивается отпущения грехов. И в Писании видим приступавших к Нему с верою и слышавших оный Божественный глас: «прощаются тебе грехи твои» ( Мф. 9, 2–5 ; Мк. 2, 5 ; Лк. 7, 47–48 ). Если бы приступавший к Нему был достоин, то он не имел бы грехов; но как он был грешник и должник, то и получил прощение грехов. Послушай и Самого Господа, Который говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лк. 5, 32 ), и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф. 9, 12 ). Итак, признавай себя грешным и болящим и приступи к Могущему спасти погибшего (см. Мф. 18, 11 ; Лк. 19, 10 ). 461 . Вопрос того же, подобный предыдущему. Владыко, объясни мне, как Владыка наш Спаситель Христос допустил Иуде предателю причаститься Тайной Вечери? Святой же Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея говорит: «Надлежит недостойному воспретить Причащение страшной, таинственной трапезы». И святой Павел (см. 1Кор. 11, 29 ) говорит, что таковой подлежит суду, а это не попускает никому, сознающему в себе согрешения, дерзнуть когда-либо приступить к оной честной и страшной Тайне и причаститься жизни, в ней сокровенной. Итак, как должно поступать в сем деле, ибо я, как грешный, весьма смущаюсь сим. Ответ . Бог допустил Иуду причаститься Тайной Вечери, дабы показать великое Свое человеколюбие и то, что Он до последнего издыхания терпит человеку, желая ему покаяться, «чтобы грешник...

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Скачать epub pdf Слово в Прощеное Воскресенье Радость покаяния и причащения св. Тайн. Необходимость прощения врагам согрешений их «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6,14–15 ). О, если бы мы, возлюбленные о Христе мои чада, сознавали все спасительное значение для нас этих слов Христовых! Мы всецело бы тогда, всем своим сердцем искали этого отпущения наших грехов от Бога, жили бы свято, неразрывно соединялись бы со Христом и сделались самыми близкими и любящими Его детьми для участия в Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. Во всей полноте испытал на себе спасительную силу этого божественного отпущения благоразумный разбойник. За покаяние на кресте он получил от Христа прощение всех своих грехов и потому тотчас после своей смерти введен был Господом в рай для вечного блаженства в Небесном Царствии. Точно так же во всей силе испытала блаженство сего отпущения и преподобная Таисия. После обращения ее прп. Иоанном (Кодовым) она сразу и решительно оставила свою нечистую жизнь и тотчас в сопровождении св. Иоанна отправилась в женский монастырь, чтобы вступить в число инокинь для пламенного Богоугождения. Но на пути в монастырь она скончалась, и прп. Иоанн видел, какой великий огненный столп поднялся от умершей Таисии до самого неба. Из этого дивного видения преподобный понял, что за истинное покаяние Таисии, т.е. за бесповоротное оставление прежней греховной жизни и за решимость служить только Единому Богу, Господь даровал ей полное отпущение грехов и в один час, как благоразумного разбойника, удостоил райского блаженства. В некоторой мере блаженство этого отпущения испытывают и обычные верующие благочестивые люди. Недавно мне передавали, что один из прихожан нашего храма более десяти лет не исповедовался и не причащался, после чего решился приступить к сим великим таинствам. Исповедь его была чистосердечная, и потому после нее он почувствовал точно пуды свалились с его плеч. А после причастия он ощутил неземной мир в душе своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Храм Божий Мысли о. Иоанна Кронштадтского . – К милостыне и милосердию приводит нас, скорее всего храм Божий, его пастыри и учители, его службы, поучение, наставление и примеры. Посмотрим же теперь, как смотрит на значение храма Божия наш уважаемый пастырь и как поучает нас относиться к храму Божию. Есть ли на земле место выше, святее, благотворнее, как храм Божий? Нет! Ибо в нем престол Божий, в нем страшные тайны совершаются, в нем наше обновление, освящение, примирение с Богом, усыновление: тут схождение Духа Святого, тут Троицы явление в Животворящих тайнах; тут наше обновление, обожение, тут просвещение, тут руководство наше к животу вечному, тут всегдашняя об нас молитва Церкви, как при жизни, так и по смерти нашей; тут отъемлется наше бремя греховное; тут решение и вязание грехов, тут единодушная и общая молитва, тут умиление с обильными слезами, тут утешение Св. Духа, тут утверждение и препоясание силою свыше нас немощнейших. Как любил Богоотец, царь и пророк Давид дом Божий! – Как любил его и наш Спаситель, Христос Господь, во дни плоти своей. А Матерь Божия воспиталась в нем, во святая святых. Как любили апостолы дом Божий! Стоя в храме, будь весь как на небе с Богом, ибо в храме все небесное: тут прославляется имя небесного Бога Отца и Сына и Св. Духа; он дом молитвы, дом, в котором совершаются поднебесные Тайны. Где всякий глаголет славу; тут прославляются и призываются в ходатаи о нас Пресвятая Богородица, все силы Небесные, все Святые, эти земные ангелы, небесные человеки; тут прославляются небесные добродетели Святых; тут общая молитва . Не о чем другом житейском, а о спасении душ, о прощении грехов, о преуспеянии в добродетели и даровании блаженного бессмертия душам нашим, – молитва на всех. Всякое житейское попечение должно отлагать в сторону при входе в храм и стоянии в нем. Храм преддверие неба и рая…и как бы самое небо, ибо в нем престол Божий, служение ангелов, частое схождение Святого Духа, совершение небесных, животворящих и страшных Таин, очищение грехов, подаяние святыни, причащение Божественных Тела и Крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Я.П. Бурлуцкий «Покаяние, по учению Св. Церкви, есть такое Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от Священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» 1 . В сем общем понятии о Таинстве Покаяния заключаются три частных понятия: I) понятие о том, что покаяние есть истинное Таинство, – II) понятие об образе совершения сего Таинства, и III) о плодах его. Подробное рассмотрение сих трех предметов, для сынов Православной церкви тем более необходимо, что она нередко видит в недрах своих людей, которые или не понимая, как должно, образа совершения покаяния и своих при сем обязанностей, дерзают приступать к нему без надлежащего внимания и благоговения, или же, не сознавая вполне важности и значения его в жизни Христианской, совершенно оставляют оное. I глава «Таинства, – говорит Блаженный Августин , – потому называются Таинствами, что в них иное видим, иное разумеваем» 2 . По сему и в покаянии, как Таинстве, Церковь различает: А) видимую, внешнюю его сторону, состоящую в устном исповедании грехов, совершаемом кающимся пред служителем Божиим, и Б) невидимую, именно – Таинственное действие благодати Св. Духа, очищающей грехи кающихся. То и другое, по ясному учению Писания и несомненному преданию Церкви, Сам Господь Своею властью и силою соединил в Таинстве Покаяния. Рассмотрим сие подробнее. А Устная исповедь грехов, как необходимое выражение памятования и сокрушения о них, существовала еще в Ветхом Завете. Начало ее можно видеть в образе Божественного суда над падшими прародителями. Господь вопрошал Адама: Адаме, где еси? ( Быт.3:9 ), – кто возвести тебе, яко наг еси ( Быт.3:11 )? – и Еву: что сие сотворила еси ( Быт.3:13 )? Всеведущий, конечно, знал как то, куда ниспал Адам своим грехопадением и от чего родилось в нем ощущение дотоле неощутимой наготы, так и образ прельщения жены и преступления мужа; а потому, если спрашивал их, то без сомнения только для того, чтобы возбудить к покаянию и исповеданию соделанного греха 3 . Тоже видим и в суде Божием над Каином, когда Господь отечески благоволил спрашивать его о соделанном преступлении, чтобы привести к раскаянию и исповеди ( Быт.4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010