Слово 32 (1) Посланное к некоему брату христианину – о покаянии, где показывается, что надобно делать тому, кто после того, как впал в грех и приобрел злой навык, покаялся и положил начало исправлению. 1. От Божественных Писаний научены мы, брате мой, что не должно никогда, ни по причине множества грехов наших отчаиваться, ни опять, слишком много полагаться на силу епитимий, возлагаемых духовным отцом за грехи наши, так что ни тому, кто встал от падения, то есть престал от грехов, не следует слишком дерзать сего ради, ни тому, кто пал, не следует отчаиваться; но и кто много нагрешил, да дерзает о покаянии, и кто в небольшие впал погрешности, да не думает, что получит прощение грехов своих за одни свои добрые дела, но да явит и он покаяние, – и покаяние не то, которое объявляется словами или показывается постом, сухоядением, долулеганием и другими подобными лишениями телесными, хотя и это все идет к делу, но которое бывает в сокрушении и болезновании души и сердца, – каковое показал и пророк Давид, при всем том, что жил в мире и был обременен многими необходимыми заботами. Ибо он, размыслив сам с собою, сколь благого и щедрого Владыку прогневал тем, что сделался преступником заповедей Его и оказался неблагодарным к Нему, забыв многие и неисчетные дары Его и благодеяния, всю жизнь свою болезновал о том душою и горькие проливал слезы, как сам удостоверяет в том. Он сам себя поражал чувствами своего несчастия и бедственного положения, сам себя всячески сокрушал и смирял, рыкая от воздыханий сердца своего, как нам каждодневно возвещают о том псалмы его. Такие скорбения причинял сам себе Давид, когда покаялся, несмотря на то, что был царь и должен был заботиться о толиком народе, о жене и детях, о доме и царстве. Что также сделал Манассия и все другие, покаявшиеся после него, о коих знаешь и сам ты, как то: Петр, верховный из Апостолов, мытарь, разбойник, блудница? И что приводить многих, – что сделал блудный сын, иждивший отцовское наследие с блудницами и мытарями? За какие дела все эти получили прощение грехов своих? За посты ли свои или бдения? За милостыни ли, розданные бедным, или за другой тяжелый для тела труд? Нет, не за это получили они прощение, а за искреннее раскаяние, за сокрушение и болезнование сердца, за слезы, излитые ими из глубины души, по причине осуждения их совестию своею. Пришедши в чувство грехов своих, каждый из них осуждал и окаявал себя, и плакал от души, и за это получал прощение грехов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

ПРОЩЕНИЕ Прощение грехов получает тот, что перестает грешить Всего мира грехи потреблены на древе крестном, но отпущения грехов только сподобляются от Бога, которые престают грешить, каются за грехи и веруют во Христа, умершего за грехи наши и воскресшаго. Нет же тамо истиннаго ПОКАЯНИЯ, но притворное и ложное, где сердце злобою и гневом исполненное (3:222). Чтобы получить прощение грехов, надо самому оставить ближнему Истинные христиане, когда исповедают грехи свои пред Богом, и отпущения их от Него просят, то и сами человекам согрешения их оставляют, якоже научал их Христос молитися: «Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» ( Мф. 6, 12 ). Того ради, христианине, нам должно разсуждать тое, что придает Господь по молитве той: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 14–15 ), то есть должны и мы оставлять ближним нашим согрешения их (3:222). Должны и сами оставить долги должникам нашим, когда хощем оставление долгам нашим получить от Бога. Иначе и нам не оставятся, якоже глаголет Господь: «Аще отпущаете человеком согрешения их: отпустит и вам Отец ваш небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 14–15 ) (2:38). Получившему прощение от Бога и самому следует прощать ближнему Но так великую от Бога получившему грешнику милость должно и самому являть милость ближнему своему, и прощать ему согрешения его, да не тоежде узнает на себе, что узнал должник оный евангельский, тьмою талант царю своему обдолжившийся, который, получивши от царя своего милость, не хотел клеврета своего помиловать, и, великаго долга своего по единой царя своего милости свободившися, не хотел малого долга брату своему оставить, – чего ради гневу царя своего подпал, и долг свой тяжкий паки на себе увидел (3:111). Прощающий получает милость от Бога Да подвигнет к тому нас великая польза наша, которую оставляющии ближнему обиды приобретают. Ибо кто оставляет согрешения ближнему, тому удобный приступ к благости Божией открывается просить во имя Христово своим согрешениям прощение: «аще отпущаете», глаголет Христос, «человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный». Напротив того, заключается тому дверь к получению милосердия Божия и прощения своих согрешений, кто ближнему согрешений не оставляет, как Христос Господь наш явно о сем объявляет: «аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (2:360).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

В этих изречениях выражена та главная мысль псалма, что прощение грехов для человека-грешника есть высочайшее благо, или, что то же – блаженство. Давид впал в грех и собственным стыдом познал, как тягостно и бедственно состояние человека, терзаемого совестью, в сознании себя под гневом Божиим. Но он искренно раскаялся пред Богом и получил полное прощение, а потому, восчувствовав внутренний мир, полное спокойствие совести, отсутствие чувства стыда и смущения пред людьми и страха наказания праведного суда Божия, особенно же – сознание близкого общения своего с Богом и ощущение Его отеческой любви и милости, говорит: как счастливы, как блаженны те, которые и по соделании греха не бывают презираемы Богом, но возбуждаемые благодатью Его, обращаются к покаянию и получают прощение! Таковое состояние блаженства души недоступно для человека-грешника, пока он пребывает в своем грехе, но он достигает его, как скоро искренним раскаянием получает прощение грехов. Блажен, кому оставлены, т.е. прощены долги – беззакония, и чьи грехи покрыты милосердием Божиим. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, т.е. не поставляет в вину и не угрожает наказаниями праведного гнева Своего, «и в чьем духе нет лукавства», – так переведено с еврейского выражение: ниже есть во устех его лесть – т.е. кто искренно раскаялся в своих грехах, не допускал в своей совести никакого лицемерия, чтобы извинять себя пред Богом ( Пс.140:4 ; 1Ин.1:8 ) или оправдываться пред людьми ( Лк.16:15 ). Давид как пророк предвидел и предрек здесь искупление грешного рода человеческого крестною жертвою Христа Спасителя и дарование людям прощения грехов чрез веру в Божественного Искупителя ( Рим.4:5–6 ), в установленных Им таинствах крещения и покаяния. Поэтому в христианской Церкви с древних времен Пс.31 , как песнь о благодатном оправдании, назначен был для пения при совершении таинства крещения, в чине которого он и занимает место вслед за погружением крещаемого в воду, а сам Давид, составитель покаянных псалмов, поставляется в пример и образец познания и исповедания грехов для всех грешников кающихся (10-я утренняя молитва).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Глава 3. Таинство Покаяния § 1. Духовный смысл Таинства Покаяния Теперь обратимся к следующему церковному Таинству – Таинству Покаяния. По слову святителя Филарета, «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». 123 По мысли же известного греческого богослова Хрстоса Андруцоса, «Таинство Покаяния есть Богоучережденный обычай; в нем Бог через иерея прощает совершенные после Крещения грехи тем, кто искренне кается и исповедает их священнику». 124 Как уже говорилось прежде, покаяние по-гречески звучит как μετνοια (метанойа) и означает «перемена ума». В Покаянии человек обновляется и изменяется, духовно очищается и преображается. Покаяние, строго говоря, завершается даже не тогда, когда человек покаялся на Исповеди перед священником. Окончательное покаяние – как подлинная перемена ума – наступает, когда человек оказывается перед возможностью повторить тот или иной грех, но его не повторяет, потому что этот грех уже не имеет в нем своего начала, своего корня, своего основания. Хотя не будем забывать и о том, что центральным, важнейшим моментом покаяния все же является исповедание греха перед иереем и очищение души христианина от этого греха силой действующей в Таинстве Покаяния Божественной благодати. Вообще говоря, процесс покаяния включает в себя несколько логически последовательных этапов, главнейшим, но, как уже было сказано, не единственным из которых является исповедание грехов кающегося перед священником. Сначала человек проходит стадию раскаяния, осознавая всю низость своего падения и отступления от Бога. Однако такой простой констатации собственной греховности отнюдь не достаточно. Необходимо еще достичь обращения к Богу – начать искать прощения грехов и Божественной милости. Третий этап доступен для грешника в Церкви Христовой – через исповедание грехов перед Богом и священником в Таинстве Покаяния. Следующий – четвертый – этап покаяния зависит уже не от человека, но от Бога, дарующего кающемуся Своей благодатью разрешение грехов, или очищение. Здесь Господь обновляет ум и волю человека, подает ему силы и в дальнейшем бороться с искушениями. Наконец, пятым этапом покаяния можно считать укоренение в добродетели – как твердость христианина в его следовании по пути Спасения, как свободу от манящих к себе искушений и как преодоление «наркотической» зависимости от некогда совершенного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О прощении грехов и об исцелении 22.07.2014 Рубрика: Воскресные проповеди Метки: Седмица 6-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице Сегодняшнее Евангелие — о прощении грехов и об исцелении. Мы видим, что Христос, после того как Его не приняли в земле Гергесинской, приходит в другое место. Его естество, Его жизнь заключается в том, чтобы делать добро. Если Он отвергнут в одном месте, Он спешит в другое. Есть люди, которые слышать ничего о Нем не хотят, и есть люди, которые жадно хотят хотя бы что-то о Нем узнать и прикоснуться хоть к краю Его одежды. Пусть иногда кажется, что Христос совсем изгоняем с земли, и нет Ему места в нашем мире. Мы знаем, что до конца мира будут люди, верные Ему. И Господь приходит, чтобы совершить чудо исцеления людей, самых, казалось бы, расслабленных и духовно, и телесно. Сегодняшнего евангельского расслабленного приносят его друзья. У него была такая болезнь, что он мог придти ко Господу, только будучи носимым другими людьми. Когда человек сам не может придти ко Господу, его могут принести к Нему другие люди. И Господь не отвергает такое обращение к Нему. Человек может быть хромым, больным, безногим. Младенцы сами не могут придти ко Христу, но когда с верой приносят в храм маленьких детей, чтобы они причастились, Господь призирает на веру тех, кто приносит Ему этих детей. Мы видим, что Господь совершает чудо исцеления, когда люди приходят к Нему и являют настоящую веру. У друзей расслабленного вера была крепкая. Они верят, что Господь может исцелить, и что Он больше всего на свете хочет исцелить всех, кто болен какой угодно болезнью. Вера их смиренная. Хотя этот человек, в параличе находящийся, сам ни шага не может сделать, чтобы придти ко Христу, они не просят, чтобы Господь к ним пришел, а сами смиренно приносят своего больного друга к Нему. На самом деле, мы должны бы всегда первыми приходить ко Христу Богу. Но если внимательно посмотреть на жизнь, не бывает так, чтобы Он не пришел к нам первым. Когда нам немного приоткрывается тайна подлинного смирения, нам становится понятно, что мы никогда не достигнем того смирения, которое есть у Христа.

http://moral.ru/iscelenie/

Скачать epub pdf Благая весть о прощении грехов Евангелие – это благая весть о прощении грехов. Как сказал апостолам воскресший Искупитель, «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:46–47 ). В Иисусе Христе «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» ( Кол.1:14 ). Писание много раз уверяет, что как только люди покаются, так сразу с радостью и великой охотой Бог их простит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Образы прощения неверной жены у Осии ( Ос.2:19 ), блудного сына ( Лук.15:22–24 ) или благоразумного разбойника ( Лк.23:43 ) подчеркивают, что Бог прощает даже самые возмутительные грехи и оскорбления – как только люди в них каются. Тем не менее люди часто предпочитают тащить бремя греха по жизни, отравляться его ядом и упираться с великим усилием, чтобы как-нибудь не рухнуть прямиком в Божье прощение, которое их поджидает всё это время. Почему? Что мешает людям принять милость Бога? Мы попробуем это рассмотреть. Бремя греха Как-то в новостях я прочитал историю человека, который не справился с управлением грузовиком и стал виновником автокатастрофы. Погибло несколько человек. Водитель покончил с собой. Бывает, что до самоубийства не доходит, но человек губит себя, разрушает свою жизнь, отвергает всякую радость и утешение именно из подсознательного желания наказать себя. У Экзюпери в «Маленьком принце» есть очень реалистичный диалог между принцем и пьяницей: Пьяница: Я пью, чтобы забыть... Маленький принц: Но ты пьёшь, чтобы забыть о чём? Пьяница: Забыть, что мне стыдно. Маленький принц: Чего ты стыдишься? Пьяница: Мне стыдно пить. За человеческой тягой к саморазрушению может стоять это неискупленное чувство вины. Люди пьют, принимают наркотики, совершают грехи за грехами и преступления за преступлениями, иногда даже прямо наносят себе раны, чтобы избавиться от чувства вины. Чтобы как-то искупить её, «отстрадать» и выйти на волю из своей внутренней тюрьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Сортировать по Исключить новости От прощения грехов человек получает радость Некоторые люди сетуют, что после исповеди не чувствуют в душе никакого изменения: мол, исповедь мне совсем не помогает – видно, такой я неисправимый грешник. 26 августа, 2010 Некоторые люди сетуют, что после исповеди не чувствуют в душе никакого изменения: мол, исповедь мне совсем не помогает – видно, такой я неисправимый грешник. Я хотел бы сказать сегодня несколько слов о такой проблеме. Некоторые люди сетуют, что после исповеди не чувствуют в душе никакого изменения: мол, исповедь мне совсем не помогает – видно, такой я неисправимый грешник. Конечно, дело здесь вовсе не в том, что человек очень грешен. Все должно быть как раз наоборот: чем более грешным чувствует себя кающийся, тем большую радость получает после исповеди. Я, как священник, знаю это на опыте: когда над человеком, который искренне покаялся, читаешь разрешительную молитву, то иногда у него даже невольно вырывается вздох облегчения. Ты и сам в это время чувствуешь какое-то ликование. Иногда человек, уходя с исповеди с улыбкой, испытывает некоторую неловкость: как же так, я рассказал о таких грехах, а мне легко и радостно? Но в этом и есть удивительная сила таинства: от прощения грехов человек всегда получает радость. И тем печальнее, что чувствуют эту радость далеко не все. Почему? Потому что подходят к таинству исповеди неправильно. Я скажу сегодня лишь о некоторых распространенных ошибках. Часто человек, придя на исповедь, ограничивается упоминанием двух-трех грехов. А иные считают, что никаких грехов у них вовсе нет. Это чаще всего люди, которые начали ходить в храм уже в преклонном возрасте. Они не очень понимают или не хотят понимать, что такое грех. Приходит такой человек и молчит. Священник начинает его спрашивать: «Такой-то грех у вас был? А такой-то?» Человек в возмущении: «Да как вы смеете?!» Мол, я пришел, такое одолжение сделал Богу, а тут еще про какие-то грехи спрашивают. Случается, люди даже жалобы пишут: «Как священник посмел спросить меня о том-то и том-то?» Отчего это происходит? Оттого, что они не грешат? Конечно, нет – оттого, что они не видят своей греховности .

http://pravmir.ru/ot-proshheniya-grexov-...

Скачать epub pdf Седмица 21-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. ЗЗ. (7,36–50) ОБ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ СЛЕЗАХ Чем воздала Тебе, Господи, оная блудница, когда оставил Ты ей все долги ее? Купила только миро и пришла помазать ноги Твои. Дорога и прекрасна была любовь ее, победоносна была вера ее, потому что за миро и слезы очей своих получила от Тебя оставление грехов. У нее грехи, миро и слезы, а у Тебя милость и полнота щедрот. Миром помазала члены Твои и получила от Тебя прощение во грехах… Маловажен принесенный ею дар в сравнении с полученным оставлением грехов. В пламенеющий поток погружена была оскверненная эта грешница, и капли слез из очей ее угасили этот огненный поток. Каплями слез оросила она святые ноги Твои, и река огненная угасла, и запаление ее не обратило в пепел. Из очей оскверненной и нечистой грешницы истекшие воды пали на огненные волны, и они обратились вспять и не попалили ее (25,151). Сокровище Божества отверсто было перед грешницей, чтобы через приближение свое к Нему соделалась она образцом для кающихся. Вошла она в слезную купель, чтобы очиститься, и если бы устыдилась Света, то вышла бы из купели без оставления грехов. Взяла она с собою миро и слезы и пришла к Виновнику святыни, чтобы при омовении ее соблюден был весь чин Крещения. Немного воды влила она и смешала с драгоценным миром, и таким образом совершено там Таинство Крещения. Первосвященник Своею рукою изгладил и разрешил вины грешницы, которой прегрешения, скверны и студные дела были многочисленны (25,167). К животворному Огню, Который прикровен был плотию и воспламенял мир, приблизилась она телом своим: от сего и сама воспылала огнем, и погребены в ней терния грехов (25,168). Пусть кающиеся, подобно блуднице, принесут Богу несколько слез – они получат от Него оставление всех долгов (25,180). Приступи, грешник, к доброму Врачу, принеси слезы – это наилучшее врачевство (22,294). Слезами оросите, кающиеся, дверь дома примирения, потому что там найдете Иисуса, ноги Которого лобызала блудница, и Он готов оставлять долги бедному человеческому роду (25,180).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

20. О призывании святых и о молитв за умерших (Первая беседа с мнимо духовным христианином) В одно время пришел ко мне незнакомый человек спросить меня по одному нужному для него делу. Когда он вошел в мою келию, то, как я заметил, обычного поклонения святым иконам не сделал. Переговорив с ним о его потребности, я спросил его, какой он религии, или, выражаясь по-старообрядчески, какого упования. Пришедший ответил, что он духовный христианин. Я сказал: Знаю, что есть люди так себя называющие; но не осердись, если я скажу тебе, что мы попросту называем вас, за отрицание вами постов, – молоканами. Пришедший ответил: Зачем сердиться! Это правда. Потом, продолжая речь, он сказал: Мне желательно, если позволите, спросить вас о двух предметах религиозных. – О чем же именно? – спросил я. Пришедший: Мне весьма странным кажется, что вы веруете во единого Бога, а в молитвах своих, кроме Бога, прибегаете еще ко святым. Я спросил: А второй вопрос о чем? Пришедший: Другой вопрос – о молитве за усопших, чтобы прощены были грехи их. Я ответил: Прежде побеседуем о первом предмете; а о другом будет удобнее говорить, когда рассмотрим этот первый. И вот что я скажу тебе на первый твой вопрос: ко святым мы прибегаем с молитвою не как к Богу, а как к Божиим угодникам, могущим о нас ходатайствовать пред Богом о прощении наших грехов. Пришедший: Это именно и кажется мне странным, что святые, по вашему мнению, могут умилостивлять Бога своим ходатайством о прощении человеческих грехов. К чему нужно это ходатайство? Кто более знает наши нужды, кто более любит и милует нас, – Бог, или святые? Я ответил: Бог, как вездесущий и всеведущий, все наши нужды и потребности знает, о чем и в Евангелии сказано: «весть Отец ваш небесный, яко требуете сих всех» ( Мф.6:32 ). Как источник милости и любви, Он паче всех и милует и любит нас, по слову Псалмопевца: «якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ). Пришедший: А когда Бог все наши потребности знает лучше святых, и больше их любит и милует нас, то этим самым и доказывается, что призывание святых ходатайствовать за нас пред Богом излишне. И без их ходатайства Бог знает вполне наши нужды, любит и милует нас. Притом, это призывание не только излишне, – излишность еще не великая ошибка, – но им подается повод мыслить о Боге нечто недостойное Его величества, аки бы Он не настолько к нам милостив, сколько святые, – они своим ходатайством склоняют Его на милосердие к нам, а Он, будто бы, без их ходатайства, сам не оказал бы нам милосердия. Это может удалять нас от любви к Богу и внушать предпочтительную любовь к святым Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

- Вопрос, конечно, серьезнейший. Смотрите, кровь обрезания – это  залог прощения. Не бывает прощения без крови. То есть если крови нет - нет прощения. Это библейский принцип. Чтобы было прощение – должна быть кровь. Древняя кровь животных, закалаемых на жертвеннике, прообразует кровь Христа на кресте. Крест – жертвенник. Христос – жертва. Кровь Христа омывает нас до сегодняшнего дня. Она невинна, непорочна, она достаточная с избытком, чтобы нам спастись. Но и обрезание - это тоже кровавая вещь. Обрезывается человек по приказу. То есть, даже если нет ножа, то каменным ножом. Обрезываются всегда, даже в субботу. То есть суббота ниже обрезания, потому что кровь. То есть нужно кровь пролить. То есть кровопролитие вменяется в обязанность. И между человеком и Богом существует некая кровь. Вот кровь пролита -  как бы Бог доволен. Всё! Но дело не в том, что Бог хочет крови. Потому что если бы Он хотел ее, то дал закласть бы Исаака. Но нож в руке Авраама был удержан.  То есть Богу кровь не нужна. Нужна кровь символическая, при которой кровь пролита, и человек жив. Вот обрезание - это такое старозаветное таинство, при котором кровь проливается, а человек живет. И совершается завет с Богом через кровь и боль, и крик, и плач маленького ребенка.  Это все символизирует собой, что именно через кровь должно прийти прощение человеку. Ведь 8-дневный ребенок - он же невинный. Он  некое подобие Агнца Божьего. Грехов лишних не имеет. Однако же плачет, и Его режут. Так что здесь мы имеем, наверное, дело с пророчеством и образом, указывающим на кровь Иисусову. По грехам. Он дитя. У Него грехов нет. Однако Его казнят и мучают. Кровь течет. И первое кровопролитие Христово - это тоже обрезание. Его тоже обрезали. Он тоже плакал, как ребенок. Так что здесь мы имеем дело с некоей тайной, тайной крови, тайной общения с Богом. Я и Ты общаемся друг с другом, и Ты хочешь крови -  нужно, чтобы кровь пролилась. То есть, без пролития крови прощения нет. Поэтому Христос пролил кровь за жизнь человечества. Вот здесь мы  прикасаемся к некоей тайне  спасения и вообще жизни. Ведь  рождается ребенок в крови. Страдает и в кровях рождается. Одно дело быть задушенным, другое дело быть зарезанным. Там  кровь осталась, там кровь пролилась. Христос был распят. Он не был побит камнями. Кровь пролилась. И все это есть в некоем свернутом виде в обрезании. То есть дай мне кровь твою. А отцы сказали, между прочим, такую интересную заповедь: «отдай кровь и возьми дух». Кровь - это телесное, страстное. Вот гнев, уныние, похоть, зависть – это все  кровные вещи. Нужно пролить кровь, чтобы быть духовным.

http://radonezh.ru/text/menya-s-detstva-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010