Во второй половине IX века крестово-купольный храм становится преобладающей формой храмовой архитектуры в Византии. Широкому распространению этого типа храма способствовала его большая технологическая простота в сравнении с грандиозными купольными базиликами. Характерным примером крестово-купольного храма этого периода является церковь Пресвятой Богородицы в Скрипу (Беотия), построенная в 873–874 годах. В плане она представляет собой крест с куполом; в основе плана лежит трехнефная базилика, пересеченная в центре поперечным нефом. Храм богато украшен не только изнутри, но и снаружи: на главной апсиде храма имеются барельефы и медальоны с изображениями животных и богатым растительным орнаментом. Нередко план крестово-купольного храма представляет собой квадрат, расчлененный на девять пространственных ячеек (компартментов) четырьмя опорами купола: четыре конца креста вписаны в квадрат. По такому плану построен пятинефный храм монастыря Акаталепта в Константинополе, датируемый концом IX века. Если сравнить византийские крестово-купольные храмы рубежа двух тысячелетий с купольными базиликами VI века, то бросается в глаза существенное изменение пропорций в сторону «вертикализации». Византийский храм на протяжении всей второй половины первого тысячелетия постепенно «вытягивался» в высоту – как за счет сокращения длины западной части центрального нефа, так и за счет увеличения высоты стен по отношению к их длине. Кроме того, изменили форму купола храмов: они стали меньшими по диаметру, но большими по высоте, поскольку ставились теперь на высоких барабанах. В начале второго тысячелетия величественные крестово-купольные храмы возводятся в монастырях Святой Горы Афон – Великая лавра, Ивирон, Ватопеди. Выдающимися памятниками крестово-купольной архитектуры являются кафоликоны (соборные храмы) монастырей Неа-Мони на о. Хиос (1042–1056), Осиос Лукас (1011 или 1022) и Дафни (ок. 1080). Активное церковное строительство продолжается и в поздневизантийский период: к этому периоду относятся, в частности, собор Святой Софии в Трапезунде (между 1238 и 1263), церковь Панагии Паригоритиссы в Арте (1282–1289), церковь Спасителя монастыря Хора в Константинополе (нач. XIV в.). На рубеже XIII и XIV веков при некоторых византийских храмах возникают колокольни башнеобразной формы: в их возникновении ученые усматривают итальянское влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В рус. иконах XV-XVI вв. изображение В. получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы; справа под киворием - царь и царица; на 1-м плане - певцы. Самое раннее изображение такого извода сохранилось на таблетке из новгородского собора Св. Софии (кон. XV в., НГОМЗ), а также повторяется на следующих иконах: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ); «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ); трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ). Др. вариант той же иконографии представлен на иконе 1613 г. из мон-ря Бистрица в Румынии, где царь и царица стоят по сторонам от Патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот исторический вариант иконографии развился под влиянием парных изображений св. равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в., и др.) и получивших широкое распространение в росписях XII-XIV вв., а также встречающегося обычно на ставротеках изображения св. равноапостольных Константина и Елены, предстоящих в молении Кресту. В XVII в. такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в рус. искусстве. О связи иконографии св. равноапостольных Константина и Елены с праздником В. может свидетельствовать их изображение в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде (XI в.), освящение к-рого состоялось 13 сент. (в день праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, когда по рус. месяцесловам положено поклонение Кресту и в предпразднство В.). На иконе двухряднице (ГРМ, XVI в.) представлены оба иконографических варианта. Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. 399, 625; LCI. Bd. 7. Sp. 478; Смирнова Э. С. , Лаурина В. К. , Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 302-303, 315.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Образ великомученицы Екатерины включался в большинство церковных декораций средне– и поздневизантийского периода, если там изображались святые жены. В монументальной живописи великомученица Екатерина также нередко изображается со святыми женами, известными даром целительства. На мозаике нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI b.) великомученица Екатерина представлена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой. Иконописные изображения святой Екатерины во многих случаях связаны по происхождению с монастырем великомученицы Екатерины на Синае: ранняя житийная икона – «Великомученица Екатерина с 12 клеймами жития» (начало XIII b.); с великомученицей Мариной Александрийской великомученица Екатерина представлена на иконе XI века; среди избранных святых – на иконе «Распятие» (ок. 1100); на нижнем поле диптиха «Великомученик Прокопий. Богоматерь «Киккская»» (посл. четверть XIII b.) (все находятся в монастыре великомученицы Екатерины на Синае). Образ великомученицы Екатерины включали в состав минологиев. В мучении она представлена в минейном цикле из 6 икон 2-й половины XI – начала XII века (монастырь великомученицы Екатерины на Синае). В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение святой Екатерины приобрело особенную роскошь (церковь Вознесения в Веррии (ок. 1315). По моде того времени ее волосы были уложены под сетчатым головным убором, в ушах – продолговатые висячие серьги (двойные или тройные), на голове – высокая корона (икона XIV b. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае). Иногда великомученицу Екатерину представляли с распущенными волосами: фреска из церкви Панагии Гуверниотиссы на острове Крит (XIV b.); предположительно на 2-сторонней иконе «Святая Екатерина и святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV b., Византийский музей в Афинах). В поствизантийское время облик великомученицы с волосами, уложенными под сетчатый головной убор (обычно красного или синего цвета), и длинными серьгами был более распространен: в церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм в Склаверохори на острове Крит (критские мастера, XV b.); на иконах из монастыря великомученицы Екатерины на Синае: «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» (мастерская Андреаса Рицоса, 2-я пол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Уже в ранних памятниках М. часто изображали с обнаженным мечом или вынимающим меч из ножен, что станет типичной чертой его иконографии, как, напр., в росписи Диреклы-килисе (1-я четв. X в.), на миниатюре в рукописи из афонского мон-ря Дохиар (Ath. Doch. 5. Fol. 216), на мозаике кафоликона Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), в росписи ц. свт. Николая Каснициса в Кастории (2-я пол. XII в.). Вмч. Меркурий убивает имп. Юлиана Отступника. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Вмч. Меркурий убивает имп. Юлиана Отступника. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Встречаются отступления от достаточно устойчивой иконографии образа святого. На синайской иконе X в., где конный М. поражает имп. Юлиана Отступника, святой изображен безбородым; тот же безбородый тип представлен на пластине из собора Сан-Марко (ок. 1000) и на иконе «Деисус и святые» (2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Иногда М. с длинной бородой, как, напр., на фреске в ц. св. Георгия в Кастории (1547), а также в некоторых произведениях древнерусского искусства. Особой темой в агиографической литературе, нашедшей воплощение в иконографии, является Сказание об убийстве М. имп. Юлиана Отступника. Этот сюжет впервые встречается в рукописи Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 409v, 879-882 гг.) в качестве иллюстрации ко «2-му обличительному слову Григория против царя Юлиана». На листовой миниатюре в 3 яруса изображены (сверху вниз): Юлиан Отступник, осаждающий персид. г. Ктесифон; свт. Василий Великий, возносящий молитву о поражении Юлиана Отступника; М., повергающий Юлиана Отступника,- святой на коне стремительно несется на врага и поражает его копьем, император падает на землю со своего коня ( Brubaker L. Vision and Meaning in Ninmh-Cenmury Byzantium: Image as Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. Camb., 1999. P. 232-234). М., поражающий Юлиана Отступника копьем, изображен: на полях рукописи Слов Григория Назианзина (Ath. Pantel. 6. Fol. 242v); на иконе X в. (?) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае - здесь же показан ангел, к-рый указывает на меч воина как на орудие возмездия, а с небес М. ниспосылается венец; на фреске в ц. св. Меркурия на о-ве Керкира (1074); на иконе XV в. из Верии. Особенно распространен в поздневизант. искусстве видоизмененный иконографический тип этого сюжета, когда М. пронзает императора не сидя на коне, а стоя, как, напр., на фреске в мон-ре Пантелеимона в Айе (Фессалия) и на иконах из собрания М. Лаци в Афинах, из музея Бенаки в Афинах, из Лавры св. Афанасия на Афоне (все - XVII в.).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Храмы 2-й пол. XI в. имеют много общего с церквами Византии: так, фундаменты ц. Богородицы Влахернской Кловского мон-ря в Киеве позволяют реконструировать ее по типу кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде; остатки Михайловской ц. в Переяславле (кон. 80-х гг. XI в.), самой ранней среди городских построек, позволяют представить ее композицию близкой храмам Гюль-джами или Календерхане-джами в К-поле (обе построены в 50-х гг. XI - кон. XII в.). При всей очевидности самостоятельного пути развития до XII в. зодчество Др. Руси представляет собой явление в рамках визант. художественной культуры. В последующее время самобытная рус. архитектура оставалась открытой в т. ч. и визант. влиянию. Визант. зодчество в X-XI вв. оказывало влияние на архитектурные школы Италии, напр. Рима и сев. областей, где иногда появлялись храмы с композицией вписанного креста (напр., ок. Казино, близ Милана), применялись галереи, тройные аркады, многогранные апсиды, импостные блоки. В Юж. Италии после отвоевания в 970 г. Апулии и Калабрии и учреждения резиденции визант. катепана в Бари вплоть до норманнского вторжения 1071 г. было построено много церквей визант. типа, напр. ц. Каттолика в Стило (X-XI вв., Калабрия) типа вписанного креста с 4 куполами в углах, выступающими над кровлями; пропорциями и упрощенностью пространства они похожи на пещерные церкви Каппадокии и, возможно, строились под влиянием зодчества Пелопоннеса ( Krautheimer. 1987. P. 402-403). Иная ветвь многокупольных композиций с дополнительными главами над рукавами креста представлена собором в Каносе (X-XI вв.), облик к-рого, вероятно, непосредственно восходит к ц. св. Апостолов в К-поле ( Epstein A. W. The Date and Significance of the Cathedral of Canosa in Apulia, South Italy//DOP. 1983. Vol. 37. P. 79-90). Визант. влияние продолжалось и после 1071 г.: церковь-усыпальница гр. Боэмунда в Каносе (1101) имеет структуру вписанного креста, собор в Мольфетте (XIII в.) - базилики с 3 куполами по оси среднего нефа, ближайшей параллелью к-рой являются композиции церквей Кипра. Материалом для южноитал. построек служил гл. обр. грубо обработанный камень, техника кладки и декор близки памятникам горных провинций Греции. На Сицилии и ближайших островах построек визант. образца сохранилось мало: Сан-Костанцо на Капри (кон. X - нач. XI в.) и ц. Марторана в Палермо (1143) имеют структуру вписанного креста, простота внешнего декора контрастирует с богатым внутренним убранством.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Видимо, в этот же период началось формирование иного образа И. З., ставшего традиционным в К-поле и за его пределами: аскета, иссушенного телом, согбенного, с высоким лбом, со впалыми щеками и с пронзительным взглядом. В «иконописном подлиннике», приписываемом Ульпию (Елпию) Римлянину (IX или X в.) и содержащем заметки об облике праотца Адама, пророков, Иисуса Христа, апостолов Петра и Павла и 11 отцов Церкви, И. З. назван Антиохийским и описан как «человек очень маленького роста, с большой головой на плечах, чрезвычайно худощавый, с длинным носом и широкими ноздрями, очень бледный. Глазные впадины ввалившиеся, большие глаза иногда блестят добродушно, хотя в целом его облик соответствует настроению скорби, печали. У него плешивый, высокий лоб, отмеченный множеством морщин. Его уши большие, борода короткая и очень редкая, светлого цвета, близкого к седине» (см.: Χατζιδκης Μ. Εκ τν Ελπου το Ρωμαου//ΕΕΒΣ. 1938. τ. 14. Σ. 413; Mango C. А. The Art of the Byzantine Impire, 312-1453: Sources and Documentes. Toronto, 1986. P. 214). Такой тип изображения святого был избран для миниатюр Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 178, 353, 1-я четв. XI в.), для имп. минологиев, созданных в К-поле в 1034-1041 гг. Этот образ усвоен столичными мастерами мозаик и воспроизведен в ансамблях 30-40-х гг. XI в.: в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.), поясное изображение И. З. помещено в нишу юго-вост. столпа; в соборе Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.) фигура И. З. в рост находится в алтаре вместе с др. образами К-польских святителей. В мозаиках собора Св. Софии Киевской еще сохраняются детали разработанного к-польскими мастерами IX в. типа: фигура И. З. монументальна, но изменился лик святителя - волосы светлее и короче, лоб выше, вместо округлой бороды короткие, разделенные пробором прядки, впалые щеки, морщины вокруг носа и рта. Появилась ранее не встречавшаяся деталь - из-под правого края фелони виден не только поруч, но и рукав подризника. В надписи использовано сокращение прозвания Хризостом в хризму. Фронтальное изображение И. З., как и др. св. отцов, на мозаиках собора Св. Софии Киевской, вероятно, соответствует древнейшей схеме украшения алтарной апсиды (над престолом и синтроном), используемой в нек-рых рус. росписях в кон. XII в. (фрески ц. Спаса Преображения на Нередице, 1199), а также в ц. Богородицы в Ахтале (между 1205 и 1216).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Сей святый апостол Иаков, сын Иосифа Обручника Пречистыя Богородицы, первый епископ во Иерусалиме быв, Самим Христом освящен, и той первее литургию написа и изложи, Сам Господь наш Иисус Христос научи его. А когда Господь наш Иисус Христос воплотися, и Пречистая Богородица беже с Ним в Египет со Иосифом Обручником, тогда Иаков с ними бежа; пишется Иаков тогда млад» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 177-178). В Строгановском иконописном подлиннике (XVIII в.) под 23 окт. его предписывалось изображать как старца с длинной бородой. Основным признаком для атрибуции изображения И. является надпись: «Иаков, брат Господень» (Ικωβος αδελθος θες). Древнейшим, вероятно, был тот извод, где И. изображен как апостол (в хитоне и гиматии) и с омофором на плечах. Таким он представлен на пластинке, исполненной в технике перегородчатой эмали, в составе иконы из собрания Г. С. Строганова (ГЭ) с визант. эмалевыми образами XI-XII вв. («Распятие», «Христос во гробе» и «Свт. Григорий Богослов») и чеканными изображениями XIV в. (вселенские святители и Успение Пресв. Богородицы); на миниатюре в Евангелии из мон-ря Ватопед (Ath. Vatop. 762. Fol. 330а, кон. XI в.) - И. в омофоре, облаченный в синий хитон и розовый гиматий, с Евангелием в руках, стоит рядом с ап. Петром, ниже - апостолы Иоанн Богослов и Иуда. Этот вариант изображения И. воспроизводился и позднее, напр. в росписях ц. Пресв. Богородицы мон-ря Ахтала (нач. XIII в.) - в хитоне и гиматии, на плечах омофор, на руках поручи (виден только правый), на покровенной левой руке - Евангелие. Достаточно рано появился вариант изображения И. в одеждах святителя (фелонь, омофор): на мозаике на крестовом своде сев. рукава трансепта в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) - погрудно в медальоне, в белых одеждах (фелонь?), с омофором с крупными черными крестами, на покровенной левой руке - Евангелие, правая поднесена к груди; на фреске в юж. приделе на сев. своде в ц. Св. Софии в Охриде (1060) - с подписью на греческом, читаемой как «Иаков брат, епископ Иерусалимский».

http://pravenc.ru/text/200153.html

В алтарной части собора представлены почти все прославленные иерархи раннего времени. Сохранилось 31 изображение святителей, первоначально было не менее 41; отсутствие некоторых имен можно объяснить разрушением части мозаик. Образов мучеников сравнительно немного. Среди них преобладают группы (5 мучеников Персидских, 5 мучеников Севастийских, 40 Севастийских мучеников), что, вероятно, было призвано подчеркнуть общую идею мученичества, а не представить отдельные факты конкретных житий. Сохранилось 9 изображений св. целителей. Вмч. Пантелеимон представлен в центре наоса, симметрично образу основателя монастыря. Подобное расположение св. врачей и их число подчеркивали значение целительского дара прп. Луки. Большое внимание уделено преподобным: образы 20 св. монахов представлены в наосе, по 2 - в юго-зап. капелле и в сев.-вост. компартименте, 15 - в крипте, 5 изображений сохранились на галереях. В кафоликоне собраны представители монашества всех основных регионов, живших во все века, вплоть до времени возведения храма. Особо выделены основатели монашества, настоятели монашеских обителей, составители наиболее важных «руководств» к монастырской жизни, монахи-аскеты. Изображения настоятелей и монахов О. Л. свидетельствуют о внимательном отношении к истории своей обители, о ее прославлении в ряду древнейших мон-рей. Фрески крипты, как полагают большинство исследователей, были выполнены одновременно с декорацией ансамбля кафоликона. Система росписи в сокращенном виде воспроизводит структуру верхнего храма, здесь также преобладают изображения святых. На 10 крестовых сводах, перекрывающих все пространство, представлены 40 медальонов с образами святых, в апсиде - Деисус, в люнетах на стенах - 8 сцен («Вход в Иерусалим», «Распятие», «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Снятие с Креста», «Положение во гроб и жены-мироносицы у гроба», «Уверение Фомы» и «Успение Богоматери»), около входа и на зап. стене сохранились изображения нескольких монахов и прп. Луки Элладского. Двенадцать апостолов размещены на 3 сводах по оси «восток-запад»; воины и мученики - на 3 сводах по оси «север-юг»; преподобные - на 4 угловых сводах. На сев.-вост. своде среди преподобных имеется образ единственного святителя, Афанасия Великого, являвшегося св. покровителем одного из игуменов мон-ря. В софите центрального крестового свода изображен медальон с хризмой в окружении 4 воинов. Св. воины представлены также на 2 соседних, юж. и сев. сводах. В софите ближайшего к алтарю свода написана десница Христова.

http://pravenc.ru/text/2581613.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРТИНСКАЯ И МЕГАЛОПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Γρτυνος κα Μεϒαλοπλεως], епархия Элладской Православной Церкви. Мегалополь (совр. Мегалополи) был основан в 370 г. до Р. Х. и являлся одним из крупнейших городов в исторической обл. Аркадия на Пелопоннесе. Епископская кафедра существовала в Мегалополе уже в V в. Возникший в визант. период г. Христиануполь принято считать преемником античного Мегалополя, хотя археологами высказывались и др. мнения (напр., об отождествлении Христиануполя с совр. городком Христиани). В кон. XI в. Христиануполь становится митрополией ( Darrouz è s. Notitiae. P. 344). В это время был возведен собор в честь Преображения Господня, архитектурный тип к-рого близок к архитектурному типу кафоликонов Осиос Лукас и Дафни. Гортина (Гортиния), город к северу от Мегалополя, переживала расцвет в IV в. до Р. Х. На месте древнего города сохранились развалины 2 крепостных сооружений и святилища Асклепия, а также храм ап. Андрея, построенный в кон. Х в. на месте здания рим. эпохи. В средние века Гортина входила в состав Лакедемонской митрополии, а Христиануполь являлся кафедрой Христианупольской митрополии (в к-рую входили Фанарийская, Каритенская и Леондарийская епархии). В дек. 1833 г. Мегалопольская епархия была слита с вновь образованной Мантинийской епископией, а Гортинская разделена на 2 епископии - Эримантийскую с кафедрой в Димицане и собственно Гортинскую с кафедрой в Каритене. Вскоре после ухода на покой Гортинского еп. Прокопия обе части объединились в Гортинскую епархию. В 1852 г. Гортинская и Мегалопольская епархии были объединены в Гортинскую и Мегалопольскую епископию, к-рая в 1922 г. была возведена в ранг митрополии. Кафедра находится в Димицане (собор освящен во имя мц. Кириакии), зимняя резиденция митрополита - в Мегалополи. В наст. время в епархии 146 приходских храмов, 100 парекклисионов, 518 экзокклисионов (церквей и часовен в сельской местности), 146 кладбищенских храмов, 20 монастырских церквей.

http://pravenc.ru/text/166277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Акакий. Фреска ц. Спаса на Ковалёве в Новгороде. 1380 г. (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля, 26 или 27, 29 нояб. и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных). Рассказ прп. Иоанна Савваита об А. С. передан в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника (Слово 4 «О послушании»). Будучи послушником у одного сурового старца, юный А. С. подвергался постоянным поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через 9 лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя 5 дней старец поведал о смерти послушника др. старцу; тот усомнился в этом, и, когда они пришли в склеп, где был похоронен А. С., спросил лежащего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» - на что А. С., оказывая послушание и после смерти, ответил: «Обязавшемуся творить послушание невозможно умереть». Старец, бывший наставником А. С., был вразумлен этим чудом и провел остаток дней затворником в келье при гробнице. Гимнография Согласно большинству визант. Месяцесловов, память А. С. совершается 7 июля и 29 нояб. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203, 370). В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) память А. С. отмечена 26 нояб. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 14-115). Согласно принятому ныне в РПЦ Уставу, служба А. С. с каноном (4-го гласа) Феофана Начертанного († 845) с акростихом «Акакия избраннаго послушателя песньми пою», стихирами и седальном (4-го гласа) «Светлостию веры» поется 29 нояб. на повечерии. В греч. печатных афинских Минеях это последование отсутствует. Сохранился лишь стишной синаксарь по 6-й песне канона утрени 26 нояб. (Νομβριος. Σ. ), во многих же греч. рукописях служба выписана 7 июля. По первому печатному рус. Типикону 1610 г. положено совершать службу с Аллилуия 7 июля. Иконография А. С. изображается молодым, с темными волосами и очень короткой темной бородой, в монашеском одеянии (ряса, мантия, кукуль на плечах, схима). Его облик соответствует описанию, данному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в.: «Молодой, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 13. 60). Изображения А. С. сохранились в юго-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас , 30-е гг. XI в., в ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г.,- в руке держит свиток с надписью «Чадо послушания не умирает николиже» (атрибуция Н. В. Квливидзе); на рус. минейной иконе на июль, нач. XVII в. (ЦАК МДА), изображен безбородым; в трапезной мон-ря Хиландар на Афоне, 1621 г.

http://pravenc.ru/text/63802.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010