Рождество Христово. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Рождество Христово. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Мон-рь Осиос Лукас в Фокиде относится к числу имп. сооружений (построен имп. Романом II, 959-963). Высокое качество живописи, отличающейся иератизмом и суровостью, свидетельствует об особенностях заказа, соответствующих монашескому вкусу, а программные основы росписи указывают на высокую образованность ее составителей. Художники, расписывавшие наос, активно применяли контурный рисунок, придающий жесткость силуэтам. Ритмически четкое построение композиций порой достигает эмблематического характера, моделировка ликов становится графически условной. Большие, широко раскрытые глаза с крупными черными зрачками придают персонажам одинаковое выражение значительности. Мозаики нартекса отличаются большей свободой и живописностью. В изображении лика Христа Пантократора моделировка объемов достигнута с помощью тончайших живописных нюансов. Композиции «Умовение ног» и «Сошествие во ад» отличаются динамикой поз. Заказчиком росписи церкви мон-ря Неа-Мони на Хиосе (1042-1056) являлся имп. Константин Мономах, активно покровительствовавший развитию наук и искусств. Наос храма, как в Осиос Лукас, до сводов облицован мраморными плитами. В нишах, над к-рыми располагался несохранившийся купол, представлены сцены Евангельского цикла - от «Благовещения» до «Воскресения», куда кроме «Рождества» (не сохр.), «Сретения», «Крещения», «Преображения» и «Распятия Христова», вошло «Снятие с креста». Страстные сюжеты оказались также включенными в роспись наоса, причем приобрели за счет дополнительной сцены Евангельского цикла (Снятие с Креста) усиленное звучание. В парусах были изображены 4 евангелиста и 4 херувима. В конхе алтарной апсиды - Богоматерь Оранта, в апсидах боковых алтарных помещений - полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. Евангельский цикл продолжался в мозаиках внутреннего и внешнего нартексов (нартекса и экзонартекса), где подробно проиллюстрированы страстные события, завершающиеся «Вознесением» и «Сошествием» Св. Духа. Помимо сюжетных композиций в куполе нартекса, на стенах и сводах изображены святые в рост и в медальонах, среди к-рых пророки, мученики, мученицы и преподобные. Богатая, но сдержанная колористическая гамма (сочетание лиловых, коричневых, фиолетовых тонов), благородные типы ликов, умело построенные сложные многофигурные композиции, в т. ч. вписанные в узкие пространства тромпов,- весь строй живописи указывает на то, что ведущими в создании мозаик были к-польские мастера.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Ап. Матфей. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Ап. Матфей. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Заказчиком мозаик в кафоликоне мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056), очевидно работы столичной артели, считается имп. Константин IX Мономах. К-польская программа вновь приспособлена к пространству октагона, но в ином варианте. В конхе апсиды помещен образ Богоматери Оранты, в конхах апсид диаконника и жертвенника - архангелы Гавриил и Михаил. В 8 нишах экседр и тромпов подкупольного пространства - 8 сцен праздников и Страстей Господних. Праздничный цикл продолжается во внешнем нартексе еще 8 эпизодами. Кроме того, представлены св. воины, преподобные, пророки, столпники и др. Вариант программы не столь аскетичный, как в Осиос Лукас, но с более развернутым повествованием - пространство кафоликона дает возможность декорации многочисленных вогнутых поверхностей. Этот визант. ансамбль, один из самых роскошных в живописном отношении, воплощает строгий монументальный стиль сер. XI в., к-рый выходит за пределы аскетической образности. Композиции многофигурные и подвижные, жесткость рисунка растворяется в живописной трактовке. Эмалевидный колорит богат, он включает мощные, сочные цветовые пятна и их тончайшую нюансировку. Трактовка ликов сходна с трактовкой ликов мозаики юж. галереи Св. Софии в К-поле, где представлены имп. Константин IX Мономах и имп. Зоя. В сцене «Сошествие во ад» кафоликона мон-ря Неа-Мони в образе царя Соломона скрыт еще один портрет Константина IX Мономаха, бывшего заказчиком реставрации храма Гроба Господня в Иерусалиме до 1048 г., где в апсиде ротонды в той же сцене помещено его изображение. К тому же периоду относятся памятники монументальной живописи на островах. К слою 1052 г. в ц. Прототрони на о-ве Наксос принадлежат высокого уровня росписи купола и сводов трансепта с праздничными сценами - графического стиля, выполненные артелью, связанной с К-полем. Тем же временем датируются церкви св. Меркурия и свт. Николая на о-ве Керкира - образцы строгого аскетического стиля.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Барабан церкви Феотокос Панагия мон-ря Осиос Лукас. Кон. X в. Барабан церкви Феотокос Панагия мон-ря Осиос Лукас. Кон. X в. Тип вписанного креста с куполом на 4 колоннах был развит в кафоликонах Афона, связь к-рых со столичной архитектурной традицией очевидна. Идея совмещения этой структуры с 3 экседрами могла быть подсказана композициями кавк. крестово-купольных триконхов, но получила на Афоне новое воплощение, основываясь на художественных и строительных традициях к-польской школы. Впервые новая композиция, повлиявшая на архитектуру монастырских церквей на севере Балканского п-ова, появилась при строительстве кафоликона мон-ря Ватопед (972-985; внешние размеры, исключая экседры,- 20,30×13,50 м), затем - в кафоликоне Иверского мон-ря, предположительно при его перестройке в 1029-1030 гг. (основан в 972-985). Ок. 1002 г. к поперечным рукавам кафоликона Великой Лавры на Афоне, первоначально крестово-купольного здания с мощными подкупольными устоями, формирующими небольшие угловые пространства, были пристроены 2 экседры. В чистом виде 4-колонный тип храма в Македонии появился с незначительным опозданием, когда после победы имп. Василия II в 1018 г. в возрождавшейся Фессалонике была построена ц. Халкеон Панагии (освящена в 1028). Необычным в этом классическом 4-колонном храме является 2-ярусное расположение окон в ступенчатых нишах 8-гранного барабана, в чем прослеживается ориентация на формы первоначального барабана соборного храма того же города - Св. Софии. Церковь Панагии Халкеон в Фессалонике. Ок. 1028 г. Церковь Панагии Халкеон в Фессалонике. Ок. 1028 г. Возможно, в Г. были сформированы родственные между собой др. типы храмов с куполом, опирающимся на пристенные опоры. Начало развитию одного из них, иногда условно именуемого крестово-октагональным, было положено возведением кафоликона мон-ря Осиос Лукас (1022), признанного шедевром визант. зодчества. Основное пространство наоса составляет широкий купольный квадрат с тромпово-парусным переходом к круглому основанию купола. С востока к этому пространству примыкает 3-частный алтарь. 3-сторонний обход с хорами во 2-м ярусе прерывается узким зап. рукавом, своды поперечных рукавов присутствуют над средними секциями боковых участков хоров. Торцы рукавов раскрыты 3-частными проемами, расположенными в 2 ярусах, и окнами в люнете - явление, редчайшее для архитектуры Г. Многогранный многооконный барабан и характер внутреннего убранства отражают столичные художественные вкусы.

http://pravenc.ru/text/166461.html

О строительстве др. церковных сооружений известно меньше, в т. ч. из-за их плохой сохранности. От XII в. сохранились интересные примеры экзонартексов с легкой, прозрачной аркадой перед кафоликонами мон-рей Осиос Лукас и Дафни, открытая галерея при ц. Капникарея в Афинах с чередованием столбов и колонн в основе аркады и с завершением фасада зигзагом из 4 щипцов. В эту эпоху начали формироваться крупные монастырские архитектурные комплексы (Осиос Лукас, Осиос Мелетиос, первые крупные афонские мон-ри). Внутренний двор, в середине к-рого расположены кафоликон или группа церквей, обстраивался по периметру (квадратному или в виде неправильного многоугольника) помещениями жилого и хозяйственного назначения. По этим границам возводили оборонительные сооружения - стены и башни. Наиболее интересными и крупными среди ранних построек были трапезные, строившиеся в виде длинного сводчатого зала с полукруглой экседрой (Осиос Лукас, Великая Лавра на Афоне), как исключение - в виде купольного зала (св. Иоанна Богослова на Патмосе). Поздневизантийский период Завоевания крестоносцев в нач. XIII в. привели к изменению культурной среды в Г. Латиняне, франки, осевшие в нек-рых областях Центр. и Юж. Греции и на островах, развернули не только фортификационное и дворцовое, но и церковное строительство в готическом стиле или в его оригинальном слиянии с местной традицией. Церковь Капникарея в Афинах. XI в., галерея - XII в. Церковь Капникарея в Афинах. XI в., галерея - XII в. Развитие визант. архитектуры после нек-рого перерыва продолжилось на территориях греч. царств, в мон-рях Афона и на нек-рых островах. Развиваясь в контакте с искусством латинян, визант. архитектура осталась верна традиц. художественным принципам, но в архитектуре нек-рых памятников Эпира и Пелопоннеса заметно влияние готических форм и приемов. В кон. XIII - сер. XV в. активно развивались местные школы зодчества в Эпирском царстве со столицей в Арте, в Фессалонике и окрестностях, в Морее (на Пелопоннесе) со столицей в Мистре.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Для балканского зодчества можно выделить 2 источника: К-поль и Фессалонику, с к-рыми были связаны композиция, техника и декор построек Афона ( Krautheimer. 1986. P. 375). Их элементы, такие как триконх, параклисы (часовни, добавленные по сторонам нартекса), глубокий нартекс (лити), были восприняты монастырским строительством как на самом Афоне, так и на севере Греции и Балкан. Церковь св. Апостолов в Афинах. Ок. 1000 г. Вид с востока Церковь св. Апостолов в Афинах. Ок. 1000 г. Вид с востока В архитектуре материковой Греции доминировала отличная от к-польской школы техника клуазонне с использованием большого количества камня. Первоначально грубая, она эволюционировала к кон. X в.: хорошо отесанные каменные квадры обрамляли кирпичом в один ряд по вертикали и в 2 ряда по горизонтали в сочетании с вставками куфического орнамента, мотивы к-рого иногда создавали фризами из терракотовых плиток (ц. св. Феодоров в Афинах, ок. 1065). С сер. XI в. мастера стали применять кирпичные фризы с узором в виде меандра, как в Епископской ц. в Дрополисе, близ Арты (X в.), или в ц. Панагии Кумбелидики, в Кастории. В Греции неизвестны или редко использовались системы полуколонн, пилястр, наложенных арок, уступчатых ниш, характерных для столичных памятников. Вместо рельефной выразительности и светотеневой игры в художественном решении фасадов главенствуют фактурность и полихромность. Не применялся мотив раскрытого рукава креста с 3-частными окнами на фасаде ( Krautheimer. 1986. P. 379-381), узкие высокие окна группировались по 2 или 3, иногда объединялись аркой или орнаментированным тимпаном. Мон-рь Осиос Лукас в Фокиде. Кафоликон 1022 г. и ц. Пресв. Богородицы. X в. Вид с востока Мон-рь Осиос Лукас в Фокиде. Кафоликон 1022 г. и ц. Пресв. Богородицы. X в. Вид с востока С кон. X в. архитектурные формы приобрели больше изящества, барабаны глав украшали аркатуры на тонких колонках, образующие линию карниза. В ц. Пресв. Богородицы (Феотокос Панагия) мон-ря Осиос Лукас (X в.) 4 колонны с орнаментированными капителями (2 коринфские и 2 с геометризированным орнаментом) в пространстве типа вписанного креста поддерживали систему арок и сводов чистых и ясных форм.

http://pravenc.ru/text/383977.html

В. с учеником прп. Феодором на сев. стене хайкаля (алтарного придела) св. Марка, мон-рь Абу-Макар (XI-XII вв.), фигура на сев. стене среди др. егип. отцов - церковь мон-ря прп. Антония Великого (XIII в.). Седым старцем с остроконечной бородой, с непокрытой головой, с волосами на прямой пробор он изображен в монастырских храмах Византии: в мозаиках углового юго-зап. компартимента в кафоликоне Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), в нартексе на юж. арке в кафоликоне Неа-Мони на о-ве Хиос, в виме пещерной кельи Енклистры мон-ря прп. Неофита близ Пафоса (ок. 1183). Борода святого средней длины и заостренная, состоит из неск. прядей, окружающих выраженный подбородок. Внешние черты П. В. на мозаике в Осиос Лукас почти идентичны облику др. великих аскетов христ. Египта, напр. прп. Макария Великого. П. В. облачен в охристый хитон, черные аналав и мантию, в руке он держит крест; в Енклистре прп. Неофита - хитон желто-коричневый, мантия красноватая. Образ П. В. помещали в крупных храмах, напр. на мозаике в кафедральном соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале на о-ве Сицилия (1180-1190) - в сев.-вост. часовне, где П. В. представлен рядом с преподобными Арсением Великим и Саввой Освященным. Как правило, его изображали среди преподобных, в рост, на стенах и сводах (Осиос Лукас) или в медальонах (Неа-Мони, Монреале). Прп. Пахомий Великий. Роспись ц. Богородицы Левишки в Призрене. 1310–1313 гг. Фото: В. Заварицкая Прп. Пахомий Великий. Роспись ц. Богородицы Левишки в Призрене. 1310–1313 гг. Фото: В. Заварицкая На Балканах П. В. могли помещать рядом с местночтимым преподобным, как на фресках Никольской ц. в Бояне (1259),- в паре с прп. Иоанном Рильским (юго-вост. часть нартекса, в аркосолии). Среди святых на зап. стене или прилегающих к ней стенах в наосе, в нартексе он представлен в ц. Богородицы Перивлепты (Климента) в Охриде (ок. 1295), в ц. Богородицы Левишки в Призрене (1310-1313), в мон-ре Добрун (ок. 1343). На фресках Вознесенской ц. мон-ря Раваница (ок. 1387) на сев. стене, в простенке окон (рядом с преподобными Варлаамом и Иоасафом), голова святого покрыта синим, украшенным 3 белыми крестами куколем; таков же облик П.

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

Со следующим периодом формирования принципов раннекомниновского искусства связан ряд храмов в разных областях Г. К времени ок. 1100 г. относят выполненные столичной артелью мозаики кафоликона мон-ря Успения Пресв. Богородицы в Дафни близ Афин. Его иконографическая программа во многом повторяет декорацию кафоликона мон-ря Осиос Лукас, но здесь она более развернута. В куполе помещен погрудный образ Христа Пантократора, в барабане - фигуры 16 пророков в рост, в апсиде - Богоматерь с Младенцем на троне, по сторонам в нишах - стоящие архангелы, на своде вимы - Этимасия, в жертвеннике - св. Иоанн Креститель с праотцами Аароном и Захарией, в диаконнике - святители Николай Мирликийский, Григорий Акрагантский и Григорий Чудотворец. В тромпах и на стенах трансепта в 2 регистра расположены обширные циклы жизни Христа и Богородицы, продолжающиеся в нартексе. На зап. стене - композиция «Успение Богоматери». Иконографические изводы подробные. В отличие от кафоликона Осиос Лукас основа образности этого ансамбля, редкого по яркости художественного решения,- выражение не аскетизма, но божественной красоты рая. Колорит поражает богатством, обилием прозрачных оттенков, сопоставленных с золотом и серебром. Мягкий, изысканный рисунок растворяется в живописной трактовке. Здесь используется статуарная трактовка персонажей, неоклассические стилизации, напр. в фигуре Христа в сцене «Крещение». Композиции гармоничные и уравновешенные, их размещение в структуре программы строго рационально. Пропорции изображений удлиненные, разделка дробная, линейная, движения и моделировка объемов плавные, использовано много новых приемов облегчения и дематериализации образов, свойственных комниновской эпохе. Мч. Вакх. Мозаика кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Мч. Вакх. Мозаика кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Ряд мозаик этого периода сохранился в Сев. Греции. Монументальный образ Богоматери на троне в конхе апсиды собора Св. Софии в Фессалонике работы местных мастеров относят к рубежу XI и XII вв. Для этой мозаики характерно сочетание массивной, крупной формы и активной линии. В ц. св. Феодоров (Старая Митрополия) в Серрах создана мозаическая декорация апсиды, включавшая композицию «Евхаристия» (нач. XII в.). От нее сохранилась фигура ап. Андрея, трактовка к-рой отражает следующий шаг в формировании линейной раннекомниновской стилистики. В кафоликоне мон-ря Ватопед на Афоне 2 мозаики раннего XII в.- Деисус (возможно, 1109) в люнете над главным порталом и образ свт. Николая в люнете над порталом, между парекклисионом и нартексом (из нартекса),- принадлежат к столичному изысканному и строгому искусству аскетической ориентации.

http://pravenc.ru/text/166461.html

При входе в нартекс кафоликона мон-ря, в люнете верхнего окна над порталом, на внешней зап. стороне храма находится фреска «Успение Луки»: святой окружен братией, его душу принимают ангелы. Фреска XIV в. с образом Л. Э. сохранилась в ц. вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике - на западной грани 2-го столба юж. колоннады центрального нефа. Святой стоит, держа руки перед собой в жесте принятия благодати,- с ладонями, обращенными наружу. На нем, как и в мозаике и на фресках Осиос Лукас, коричневая мантия и охристо-желтая ряса, черный куколь покрывает голову. Овал лица святого - узкий, борода недлинная, остроконечная. Как образ Л. Э. атрибутируется изображение преподобного с подписью «    » на хорах ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320). Святой изображен в рост, обе руки подняты в благословении; он в черном куколе с остроконечным завершением и в мантии. Золотисто-охристый фон, на к-ром он представлен, сближает его образ с «портретом» в мозаиках Осиос Лукас. На появление фигуры Л. Э. в мон-ре серб. кор. Милутина, по мнению Б. Тодича, оказало влияние почитание преподобного в Фессалонике; оно могло быть связано с какими-то личными обстоятельствами Милутина, заказчика росписи, поскольку хоры предположительно служили местом пребывания или особого поминовения ктиторов. Выбор Л. свидетельствовал и об осведомленности мастеров, приглашенных для росписи из Фессалоники или К-поля. В составе преподобных Л. Э. присутствует в афонских росписях на сев. стене трапезной Вел. Лавры (1535, мастер Феофан Критский), на пилоне сев.-зап. части лити в кафоликоне мон-ря Хиландар (ок. 1320). Изображения Л. Э. встречаются в минологиях: в пергаменном минологии к-польского письма на февр.-июнь (XI в., б-ка ун-та Мессины - Mess. Salvad. 27. Fol. 58v), происходящем из мессинского мон-ря Сан-Сальваторе, он помещен под 9 февр., в рост, с подписью: «Лука новый». В более позднее время его образ утратил черты, свойственные изображению на мозаиках и фресках монастыря Осиос Лукас. В настенном минологии в ц.

http://pravenc.ru/text/Луке ...

Кафоликон мон-ря Осиос Мелетиос Мон-рь окружен укрепленной стеной, к-рая в плане образует трапециевидный прямоугольник (42×56,5 м). В юж. стене находятся 2 входа: древний, достаточно широкий, и построенный позднее - более узкий, расположенный восточнее первого. Внутренний двор с 3 сторон окружен кельями, с зап. стороны - трапезная, кухня и хозяйственные постройки. Центр монастырского двора занимает кафоликон. Это 3-апсидный крестовокупольный храм типа вписанного креста, его свод поддерживают 4 мраморные колонны; алтарная часть удлинена и напоминает ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Осиос Лукас (X в.). А. Орландос датировал строительство собора посл. четв. XI в. или нач. XII в. ( Ορλνδος. 1939/1940. Σ. 59). Первоначально храм был посвящен Спасителю или св. Таксиархам, в наст. время освящен во имя прп. Мелетия, основателя мон-ря. Сохранились небольшие фрагменты мозаичного пола наоса, выполненного из разноцветного мрамора. Ок. 1150 г. нартекс кафоликона был перестроен в просторный притвор-лити, его своды опираются на 2 колонны. Ранее западная стена нартекса находилась на месте, где сейчас расположены колонны. Об этом свидетельствует, в частности, сохранившаяся напольная мозаика между входом в храм и основанием колонн с изображением 5 хлебов. С сев. стороны лити находится аркосолий с саркофагом прп. Мелетия; часть пространства под лити занимает крипта. На вост. стене лити имеется фронтальное изображение прп. Мелетия, благословляющего правой рукой, в левой он держит исписанный свиток. К сев. приделу храма впосл. была пристроена часовня вмч. Георгия Победоносца, в к-рую ведет лестница, из-за чего северная и восточная части крыши кафоликона приподняты. В 1200 г. с зап. стороны к кафоликону был пристроен 2-этажный экзонартекс (внешний притвор); его 1-й этаж оформлен в виде галереи с колоннами, на 2-м этаже с юж. стороны, вероятно, располагалась б-ка, с сев. стороны были устроены покои, куда ведет наружная лестница, через которую можно попасть в южную часть 2-го этажа. В XVIII в. из-за угрозы разрушения в результате землетрясения проходы между колоннами на 1-м этаже были заложены, а с юж. стороны была пристроена подпорная стена. В настоящее время 3 прохода на западе и 1 на юге вновь открыты, т. о., внешний облик кафоликона стал более напоминать первоначальный, хотя надстроенные лити исказили облик здания: с южной и северной стороны появились 2 крыла; с юж. стороны также сооружена колокольня. Внешнее оформление храма характерно для XII в.: в частности, под черепицей крыши вместо обрамляющих карнизов видна зубчатая лента. Кафоликон сильно пострадал во время землетрясения в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/2581615.html

Медальоны с образом М. И. включены в мозаики монастырских кафоликонов, возведенных и украшенных при участии к-польских мастеров - Осиос Лукас в Греции (30-40-е гг. XI в.) или Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). В обоих случаях святой изображен погрудно, в монашеском облачении, с крестом в правой руке и левой, обращенной ладонью вперед. Образ подписан только именем. Несмотря на единство композиции и позы М. И., художественные особенности, присущие разным артелям и мастерам, привели к значительным различиям в облике святого. Так, в мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас М. И. представлен как старец с седыми волосами, расчесанными ровно на пробор, с заостренной к концу бородой, в темных одеждах. Аналогичный образ (также в медальоне) повторен и в росписи крипты кафоликона. В мозаиках внутреннего нартекса кафоликона монастыря Неа-Мони святой изображен средовеком, его волосы и короткая округлая борода исполнены смальтой пепельного и розового оттенков. Ризы выложены голубым и синим, крест составлен из ярко-голубой смальты. В книжной миниатюре с XI-XII вв. образ М. И. появляется в минологиях, чаще январских, реже августовских. Под 13 числом М. И. изображен в августовской Минее XI в. из мон-ря св. Нила в Гроттаферрате (Crypt. Da XII. Fol. 65v). Позднее в минологиях этот день сопровождается, как правило, образом именно М. И., будь то маргинальное изображение рядом с текстом или портрет святого в архитектурном окружении на отдельном поле. Он всегда облачен в иноческие одежды - желтую хламиду, темную рясу, из-под к-рой спускается темный аналав, на голове нет куколя, в правой руке перед грудью он держит крест; волосы седые, короткие, борода недлинная, чуть заостренная. Таковы, напр., изображения М. И. в месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 295) или на январской иконе из синайского гексаптиха (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае, фрагмент с фигурой М. И.- плохой сохранности). На миниатюре из минология XIII в. святой благословляет правой рукой, а в левой сжимает свиток (Paris. gr. 1561. Fol. 87); архитектурный задник композиции, вероятно, напоминает о фонах, украшавших имп. минологии XI в.

http://pravenc.ru/text/Максим ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010