Altchristliche und byzantinische Kunst. B.; Neubabelsberg, 1914. Bd. 2. S. 461; в рус. переводе: Комеч. 1987. С. 90-91). Близкие храмам «на восьми опорах» типы композиции по масштабу, формированию подкупольного квадрата 8 опорами, особенностям их ритма и конструктивным решениям (тромпы в основе подкупольного перехода) разрабатывались в Закавказье VI-VII вв. (Аван и Рипсиме, Мастара). Сходство заметнее, если с визант. храмами «на восьми опорах» сопоставить хронологически более близкие храмы, напр. ц. Св. Креста на о-ве Ахтамар (915-921), собор св. Апостолов в Карсе (30-е гг. X в.), собор в Мартвили (X в.), в к-рых угловые конхи или конические тромпы, чередуясь с основными подкупольными арками, включены в основу парусной, сферической формы, завершенной кольцевым карнизом. Исторические события X - нач. XI в. (аннексия В. и. арм. царств, переселение царских родов на отдаленные территории В. и., их проникновение в гос. элиту, в т. ч. на имп. трон) могут служить обоснованием появления близких черт в визант. храмах. Возможно, подобные композиции были основательно переработаны к-польскими мастерами и распространились на периферии В. и. ( Mango. 1976. P. 222) либо послужили импульсом для переосмысления структур эпохи Юстиниана ( Комеч. 1987. С. 91). Возможно, греч. крестово-октагональные церкви появились в результате самостоятельного пути развития архитектуры В. и. с использованием конструктивных приемов (напр., применение тромпов), свойственных соседним традициям (арм. или мусульманской) ( Krautheimer. 1986. P. 340). При этом слабо учитывается возможность местного фактора, ведь почти все известные памятники находятся на территории Греции. Возможно, здесь, напр. в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, этот тип получил совершенное воплощение. Как и типологически близкая ц. Неа-Мони на Хиосе, кафоликон Осиос Лукас неоднократно копировался в более упрощенных формах (наиболее ранний пример - ц. Сотира Ликодиму (совр. Троицы) в Афинах (1044)), однако в целом его стиль, навеянный к-польским влиянием, не имел продолжения в Греции, где возобладала местная традиция.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Попытка возродить идею большого К. эпохи имп. Юстиниана была сделана в XI в. в храмах типа «октагона на тромпах». Наиболее выразителен относящийся к сложному типу кафоликон мон-ря Осиос Лукас (1011 или 1030-1040). Здесь крупный К. с окнами в основании водружен на 12 столбов, образующих квадрат. Подпружными арками, которые обозначают пространственный крест, соединены 4 средние пары, а углы квадрата заполнены парусными тромпами, т. о. образуя октагон в основании К. Вокруг центрального подкупольного пространства идет 2-ярусный круговой обход. Монастырские храмы в Дафни (1080) и Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056) в упрощенном виде повторяют основную идею храма-мон-ря Осиос Лукас. Церковь Благовещения в мон-ре Грачаница. Ок. 1315 г. Церковь Благовещения в мон-ре Грачаница. Ок. 1315 г. В архитектуре визант. мира К. стал неотъемлемой частью церковного здания, своего рода символом самой Церкви, осеняя средокрестье, где располагался амвон. Однако вплоть до Нового времени размер К. в архитектуре христ. Востока оставался не слишком большим. На Кавказе строили сложные центрические купольные храмы нередко с многолепестковыми планами и с К., имевшими характерное коническое завершение (грандиозный ярусный храм Звартноц в Армении, 641-666, с планом в форме тетраконха из колонных экседр, вписанного в ротонду, сохр. руины; тетраконхи с угловыми нишами: Аванский собор близ Еревана, собор Джвари в Мцхете, оба - рубеж VI и VII вв.; октоконховый храм Зоравар в Армении, VII в., сохр. руины; 6-конховые храмы Гогюба и Таоскари в Грузии, X-XI вв., и др.). Переход от подпружных арок к К. в подавляющем большинстве закавказских памятников совершается посредством тромпов, иногда расположенных в неск. ярусов вперебежку. На Пелопоннесе, Балканах и особенно в Др. Руси (см. ниже) получили распространение 3-, 5- и многокупольные храмы. В Греции они были весьма разнообразны (3-купольная ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028, с 2 К. над нартексом; 5-купольная ц. св. Андрея в Перистере, 870-801, с малыми К. по странам света). В средневизант. период сложился устойчивый тип 5-купольных храмов с малыми К. по углам (ц. Панагия Космосотира в Феррах, ок. 1150; церковь мон-ря вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония, 1164; ц. Паригоритиссы в Арте, Греция, 1282-1289; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1310-1314). В Сербии группа 5-купольных храмов представлена памятниками т. н. моравской школы (ц. Благовещения в Грачанице, ок. 1315; ц. Вознесения в Раванице, 1375-1377; ц. Св. Троицы в Ресаве, 1406-1418). Малые К., расположенные по углам центрального, могли освещать круговой обход (Фессалоника) либо располагаться над углами наоса (Нерези).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Мозаика Распятия Христова. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) / Монастырь святого Луки открыт круглый год. Вход для граждан Греции бесплатный, иностранцы должны приобрести билет. Не следует посещать монастырь в легкой одежде, например, в шортах. Монастырь открыт для посещения ежедневно. Во время действия летнего расписания (с 3 мая по 15 сентября) монастырь открыт с 8 утра и до 14:00, затем с 16:00 до 19:00. В остальное время года доступ в монастырь разрешен с 8 до 17 часов без перерыва. Престольные праздники обители отмечаются 7 февраля и 3 мая (по новому стилю). В Великую пятницу совершается ночная служба и крестный ход с плащаницей. В первое воскресенье после 25 марта (Благовещение) обитель празднует годовщину греческого национально-освободительного восстания против турецкого владычества. В 9 часов утра совершается праздничный молебен, а в час дня в монастыре проходят народные гуляния с участием ансамблей народных танцев из Фокиды. В первое воскресенье после 6 декабря (день возвращения мощей св. Луки) также в 9 часов служится торжественный молебен. Если позволяет погода, то совершается крестный ход с мощами святого. Телефоны монастыря: 22670-22797, 210 321 3571. новогреческое klephtos (буквально - вор) - греческие крестьяне-партизаны, боровшиеся против турецкого господства крипта (лат. crypta, от греч. krypte - крытый ход, сокровенное место) - в Древнем Риме - сводчатое подземное помещение; в западноевропейской средневековой архитектуре - часовня под алтарной частью храма для почетных погребений притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм греч.тутрапоп - в античной архитектуре - треугольное, западающее вглубь поле фронтона, обрамленное со всех сторон карнизом. Тимпан часто украшается скульптурой. Ап(б)сида - полукруглая ниша в восточной части византийских храмов, предназначенная для размещения алтаря В помощь посетителям и паломникам Мозаики кафоликона Монастырские здания Жизнь монастыря через века

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

(триморф, греч. τρμορφος, τριμρφιον, τριπρσωπος παρστασις). Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) В послеиконоборческий период становится типичной сокращенная иконографическая схема, включающая всего 3 фигуры - Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. В центре изображается Христос, стоящий (икона «Деисус со святыми на полях», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или восседающий на престоле, с закрытым Евангелием, к-рое Он придерживает левой рукой, правой - благословляет (эпистилии темплонов с 12 праздниками, XII в., там же). Слева (по правую руку Христа) - Богоматерь с молитвенно сложенными руками, справа - с тем же молитвенным жестом св. Иоанн Предтеча. Такие изображения известны в монументальной живописи (мозаика кафоликона мон-ря Ватопед, кон. X - нач. XI в.), в прикладном искусстве (Арбавильский триптих, слоновая кость, X в., Лувр, Париж,; ставротека из Сайднайского мон-ря , перегородчатая эмаль, XI в., ГЭ). Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Наряду с изображениями в рост встречаются поясные Д.-триморфы (в юго-зап. вестибюле собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. XIII в.). Идейное содержание деисусной композиции, ее соответствие евхаристическим молитвам обусловило включение Д.-триморфа в роспись центрального алтаря: в люнетах над окнами центральной апсиды кафоликона мон-ря Осиос Лукас (20-е гг. XI в.) помещен поясной Д.; в росписи алтаря собора Св. Софии в Киеве (1037) над центральной апсидой находятся медальоны с поясными образами Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. Д.-триморф включался в состав визант. эпистилиев темплонов в качестве средника праздничного ряда. В Грузии и Каппадокии Д.-триморф часто является главной композицией алтаря и помещается в конхе центральной апсиды (Дирекли-килисе, Каппадокия, X в.,- рядом с Христом в апсиде изображены поклоняющиеся ангелы); так же украшена центральная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.). В Византии Д.-триморф как главная композиция в конхе апсиды встречается в росписи погребальных капелл: в крипте монастыря Осиос Лукас; в мавзолее серб. иерархов в ц. св. Апостолов (Спаса) в Пече (1260); в парекклисионе ц. Богородицы Паммакаристос в К-поле (1311-1320). Иконы Д.-триморфа создавались на Балканах в поздне- и поствизант. периоды. Спаситель, как правило, изображается с раскрытым Евангелием, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи помещаются на 2-м плане, за престолом (икона «Деисус со святыми на полях», кон. XIV - нач. XV в., ГТГ; икона из Бачковского мон-ря, 1495, Нац. художественная галерея, София), иногда в сильно уменьшенном размере (икона изографа Николы, 1703, Нац. художественная галерея, София). На Руси иконы Д.-триморфа встречаются реже (напр., икона Д. (оглавный), нач. XIII в., ГТГ; псковская икона «Деисус с Параскевой и Анастасией», XV в., НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

О присутствии ангелов в момент крещения в Евангелиях не сообщается, но об этом упоминают песнопения службы: «Како обнажение Небеснии видят Ангели?», «Ужас бе видети Небеси и земли Творца, на реце обнажщагося и Крещение от раба за наше спасение приемлющаго, яко раба. И лицы Ангельские дивляхуся страхом и радостию», «Якоже на Небеси, с трепетом и чудом предстояху во Иордане силы Ангельские». Склонённые фигуры ангелов и их покровенные в знак почтения к святыне руки указывают на то, что они являются восприемниками при таинстве Крещения (эту роль в древней Церкви иногда играли диаконы и диакониссы) . Крещение Господне. Фрагмент эпистилия. Икона. 2-я пол. XII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В средневизантийский период иконография Крещения Господня обогащается ещё несколькими деталями. На берегу рядом со св. Иоанном Крестителем изображается дерево с прислонённой к нему секирой: на мозаике кафоликона монастыря Осиос Лукас в Греции (30–40-е гг. XI в.), на иконе-тетраптихе из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.), на мозаике Палатинской капеллы в Палермо на острове Сицилия (ок. 1146–1151) и др. Эти предметы иллюстрируют слова проповеди св. Иоанна Крестителя, призывающего к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3: 10; Лк 3: 9). В воде рядом со Христом или на берегу изображается крест на колонне: на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 299; 1-я четв. XI в.); на мозаике кафоликона монастыря Осиос Лукас; на иконе-эпистилии из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XI в.); на миниатюре из Евангельских чтений из монастыря Дионисиат на Афоне (XI в.). Крест напоминает, что с момента Крещения начинается общественное служение Спасителя, конечная цель которого — искупление крестным страданием грехов человеческого рода. Об этом говорится в тропаре 7-й песни канона предпразднства: «Мертвость Божественную знаменительне образующее, погружением в воде трикратным в Крещении Христу совостаем, тридневному востанию приобщающеся».

http://bogoslov.ru/article/6172058

воскрешения дочери Иаира, Преображения, моления о чаше (в мозаиках «Умножение хлебов», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды» центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (ок. 526); в композиции «Преображение» в конхе центральной апсиды кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565); в сцене «Вознесение» в апсидах часовен XVII, XLII в мон-ре Бауит (VI - нач. VII вв.) и на оборотной стороне ампулы 10 из Монцы), а также как участник событий, описанных в Деяниях св. апостолов (в сцене «Избрание ап. Матфея» (Деян 1. 15-26), на миниатюре Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.). В памятниках 1-й группы встречаются изображения И. З., представленного погрудно в медальоне (imago clipeata): напр., на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494-519); в ц. Сан-Витале в Равенне (546-547); на тканой иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на оборотной стороне ампулы 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди 12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в кафедральной ц. во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553). Вместе с братом, ап. Иоанном Богословом, И. З. изображался в иллюминированных Псалтирях как молодой человек в белых одеждах, напр. на маргинальных миниатюрах Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об., сер. IX в.), где стихи Пс 76 проиллюстрированы изображением Крещения Господня, персонификациями 2 рек и образами 2 молодых апостолов, видимо как воплощение избранных сынов Иаковлевых и Иосифовых, а также, возможно, в связи с прозванием братьев-апостолов «детьми грома». Единоличные изображения И. З. встречаются в монументальной живописи: в мозаиках и фресках кафоликона Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где он дважды изображен в медальоне - на арке нартекса и на своде крипты. Ростовой образ И. З. включался в декорации поствизант. храмов (росписи в наосе кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, 1547). В иконописи единоличные изображения И. З. чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из мон-ря ап.

http://pravenc.ru/text/200321.html

Кафоликон мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос. 1042 - 1056 гг. Рисунок-реконструкция интерьера На основе форм и принципов, существовавших ранее на периферии, зодчими к-польского круга были разработаны новые типы церквей, к-рые Краутхаймер, в частности ( Краутхаймер. 1986. P. 337-341), разделяет на 5 основных: 1) укороченный греч. крест в плане, как в ц. Архангелов в Сиге (ок. 780), формируется большим подкупольным квадратом с неглубокими сводами по сторонам, к востоку примыкает апсида, зап. часть сообщается с нартексом посредством трибелона - церковь мон-ря Хора в К-поле (Кахрие-джами, после перестройки нач. XII в.), церковь в Куршунлу в Вифинии (2-я пол. XII в.); 2) октагонально-купольный, вероятно к-польский по происхождению, как в кафоликоне мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056), центральное пространство к-рого представляет собой квадратный зал с 8 пристенными пилястрами, во 2-м ярусе угловые и плоские осевые широкие ячейки преобразованы в округлые ниши, завершаемые конхами, их арки включены в парусную конструкцию под барабаном; 3) смешанный тип, соединяющий греч. крест с октагоном, как в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (1011 или 1022), в Дафни (ок. 1080), где в центре - подкупольный квадрат с 3-частным алтарем на востоке и с 3 др. сторон 2-ярусный обход (в Дафни 1-ярусный), к-рый пересекают до внешних стен сводчатые рукава креста более узкие, чем сторона подкупольного квадрата; углы квадрата перекрыты большими коническими тромпами, расположенными на одном уровне со сводами рукавов и сферической поверхностью парусов; 4) здания с амбулаторием (обходом), развивающие тему купольной базилики с галереями, встроенными в структуру крестово-купольного храма, открывающимися в подкупольное пространство (чаще всего аркадами), напр. церкви Христа Акаталепта, или Богоматери Кириотиссы в К-поле (XII в., ныне Календерхане-джами); 5) вписанный крест - самый распространенный в средневизант. время; с ним отчасти были связаны и крестово-купольные композиции с полуизолированными угловыми компартиментами и куполом на 4 опорах, формируемых углами стен; их истоки можно видеть в церквах типа Осиос Давид в Фессалонике, развитые образцы - ц. Атик-Мустафа-джами в К-поле (IX в.) и основное ядро кафоликона Великой Лавры на Афоне (963).

http://pravenc.ru/text/383977.html

Монументальное строительство оказалось невозможным на оккупированных мусульманами территориях Ближ. Востока, М. Азии, в большей части империи оно почти пришло в упадок, тем не менее развитие визант. архитектуры продолжалось в отдельных регионах, напр. в Причерноморье, Греции, в меньшей степени в К-поле и отдельных областях М. Азии. Однако творческая активность не угасла. Наоборот, в архитектуре В. и. появились разнообразные варианты крестово-купольных храмов. Кроме типа вписанного креста с куполом на 4 колоннах, это большие храмы с 2-ярусным обходом центрального крестообразного пространства: церкви Св. Софии в Фессалонике (после перестройки в VII или VIII в.) и Климента в Анкаре (VI-IX вв.). При перестройке ок. 753 г. ц. Св. Ирины в К-поле приобрела крестово-купольную композицию. Сведения об архитектуре В. и. этого времени доступны во многом лишь по археологическим источникам. Средневизантийский период В X-XI вв. восстанавливались и укреплялись города, росло их население. В большей мере эта эпоха была отмечена строительством мон-рей, как городских, так и расположенных в сельской местности. Многие основывались ок. сер. X в., в т. ч. в Греции такие, как Осиос Лукас (Фокида), Дафни (Афины), Осиос Мелетиос на горе Китерона (Аттика), Неа-Мони на о-ве Хиос, мон-ри на Афоне, Патмосе. Монастырские комплексы в отличие от прежних имели замкнутый характер: жилые и хозяйственные постройки располагались по периметру большого двора, в центре находилась соборная церковь (кафоликон) или группа церквей. Такая структура напоминает группировку помещений внутри двора в больших жилых домах (сохр., напр., в Афинах), эгейских по происхождению. Интенсивное развитие К-поля возобновилось еще при имп. Василии I Македонянине (867-886), к-рый восстановил неск. юстиниановских построек, в т. ч. собор Св. Софии и ц. св. Апостолов. Со 2-й четв. IX в. на протяжении 100 лет перестраивался и украшался Большой имп. дворец, включавший неск. комплексов-кварталов. Дворцовый комплекс был дополнен 8 новыми церквами.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Архитектура посл. трети XII в. в возвысившемся гос-ве Рашка (Сербия) в Моравской долине ввиду географического положения испытала сильное влияние архитектуры Далмации и побережья Адриатики: через них из италийских школ проникали черты зап. романики, отразившиеся, напр., в ц. Богородицы Евергетиды в Студенице (основана кор. Стефаном Неманей, 1183). В вост. части Сербии, где оставалась сильна визант. традиция, тот же король возвел ц. свт. Николая в Куршумлии (ок. 1168), к-рая сложена в технике скрытого ряда и представляет собой развитие визант. типа «редуцированного» креста с большим куполом на высоком барабане, венчающем зал наоса (хронологически ей близка церковь в Куршунлу на азиатском побережье Мраморного м.), и переработанный вариант далматорашской композиции. Церковь св. Апостолов в Фессалонике. 1310 - 1314 гг. Церковь св. Апостолов в Фессалонике. 1310 - 1314 гг. Церкви Греции XI-XII вв. относятся к храмам типа вписанного креста на 4 колоннах, имеют массивные, не расчлененные внизу стены, упрощенную технику кладки; наличие небольшого количества окон придает зданию статичность, а внутреннему пространству жесткую ограниченность (напр., церкви Асоматон, Богородицы в мон-ре Кесариани, Афины). При возведении подобных сооружений использовали элементы и более ранних визант. зданий (сполии), напр. мраморные колонны, редко во внешней декорации - сплошную кладку из мраморных блоков, как в ц. М. Митрополия с престолом св. Елевферия (ок. 1200, Афины). Еще большая декоративность кладки, активное включение орнаментированных розеток и вставок присущи, напр., ц. Спасителя близ Амфисы (XII в.) в Центр. Греции или церкви в Мербаке в Арголиде (2-я пол. XII - нач. XIII в.); эти черты станут характерными для начального этапа поздневизант. зодчества ( Krautheimer. 1986. P. 395). Развитие монастырского зодчества в Центр. Греции, Македонии, Сербии привело к формированию нового типа притворов - лити, заменивших нартекс; они отличались большей глубиной, их перекрытия опирались на 2 свободно стоявшие колонны, напр. в ц. Панагии мон-ря Осиос Лукас, где нартекс был перестроен на рубеже X-XI вв.; в мон-ре Осиос Мелетиос - ок. 1150 г., в кафоликоне мон-ря Хиландар - нач. XIV в. Позже появился тип лити с перекрытием из пандативных или крестовых сводов над 9 ячейками, с опорой на 4 колонны, напр. в мон-ре Сагмата (1175). Широкое применение в то же время подобных построек в виде гавитов (или жаматунов) в Армении представляло параллельный процесс ( Mylonas. 1990). Поздневизантийский период

http://pravenc.ru/text/383977.html

Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Святые А., Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист изображались, как правило, вместе; одеяния и жесты традиционны для мучеников: облачены в богато украшенные хитоны и плащи, в руке держат крест. Их облик в памятниках визант. искусства в основном соответствует описанию, приведенному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., хотя есть и различия: А.- «молод, с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 10. 64), Аффоний - «молод, с раздвоенною бородою» (Ч. 3. § 10. 66), Пигасий часто изображен седовласым, с седой заостренной бородой средней длины, но в «Ерминии» о нем сказано: «молод, с круглою бородою» (Ч. 3. § 10. 65), Елпидифор и Анемподист, согласно тексту «Ерминии», «юные, без бород» (Ч. 3. § 10. 67), но лишь один из них обычно представлен без бороды (чаще Анемподист), др.- всегда с бородой. Их изображения сохранились в храмах Каппадокии: в Нов. Токалы, кон. X в.; в Гёреме 11, X в.; Киличлар-Кушлюк Гёреме, 1-я пол. XI в.; Диреклы-килисе в Белисирма, нач. XI в.; в ц. св. Феодора в Ешильоз, XI в.; а также: в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в., в ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в.; на миниатюре в Синаксаре, 3-я четв. XI в. (РНБ. Греч. 373. Л. 1об.); в зап. части наоса кафоликона Успения Богородицы мон-ря Дафни , ок. 1100 г.; на сев. стене нартекса ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (Греция), посл. треть XIII в.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в ц. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359-1360 гг. Сцена мучения представлена в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 155); во фресках трапезной Великой лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г. Единоличные изображения этих святых встречаются редко: А. представлен один в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере (Каппадокия), между 913 и 920 гг., в ц. Богородицы на о-ве Наксос (Греция), ок. 1056 г.; А. и Пигасий - в Баллы-килисе в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/63888.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010