В. И. Х.- обязательный элемент программы храмовой декорации («Сошествие во ад» в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.,- Христос с крестом в левой руке стоит на сорванных дверях, выводит Адама, по сторонам - праведники в саркофагах, на первом плане - прор. Давид и царь Соломон; кафоликон мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос, 1042-1056,- рядом со Христом - св. Иоанн Предтеча со свитком; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130,- под композицией «Сошествие во ад» изображен «Страшный Суд»). Иконографическая схема почти без изменений повторяется на иконах (2 эпистилия XI и XII вв., складень, XII в., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; икона «Двенадцать праздников», XII в., ГЭ,- Спаситель представлен в центре с разведенными в стороны руками, как бы показывая язвы от гвоздей, по сторонам - Адам и Ева). В палеологовскую эпоху иконография В. И. Х. претерпевает нек-рые изменения: вводится большое число персонажей, в гробах изображаются воскресающие люди в саванах, композиция приобретает более порывистый и динамичный характер (напр., ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (Сербия), ок. 1265). В мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321) В. И. Х. помещено в конхе апсиды пареклесиона: Христос, стоящий на сорванных дверях ада, в миндалевидном сияющем ореоле, обеими руками держит Адама и Еву, изображенных восставшими из саркофагов; справа за Евой стоит Авель с пастушьим посохом, слева за Адамом - цари и пророки. Этот иконографический извод получил широкое распространение в XIV-XVI вв., в т. ч. в рус. памятниках, напр. в росписи ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (над Христом ангелы держат крест, увенчанный лавровым венком - знак победы над смертью), на псковских иконах (XIV в., ГРМ; XV в., ПИАМ; XVI в., ГТГ; XVI в., ГРМ). Последние имеют ряд особенностей: Христос изображается в красных одеждах, наружное кольцо мандорлы заполнено серафимами и херувимами; в пещере ангелы связывают сатану; сорванные с петель двери ада изображены вертикально стоящими внизу, а вверху над ними, под мандорлой,- раскрытые двери рая, куда устремлены взоры праведников; по наружному краю пещеры идет стена с башнями; над ореолом - ангелы.

http://pravenc.ru/text/155304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Неа-Мони [Греч. Να Μον - Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в.; в 1990 г. включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с византийскими мон-рями Осиос Лукас и Дафни . Н.-М. основан вскоре после 1042 г. местными монахами Никитой, Иоанном и Иосифом . Их Житие написано не ранее XV-XVI вв. и, по мнению совр. исследователей, содержит ряд недостоверных деталей. Согласно Житию, близ пещеры, в к-рой подвизались монахи, им явилась икона Пресв. Богородицы Оранты на горевшей и не сгоравшей миртовой ветви. Впосл. в Н.-М. икона почиталась как чудотворная. Помимо нее в мон-ре был святой источник, также посвященный Богородице. Чудесное явление иконы произошло в правление визант. имп. Михаила IV (1034-1041). Вскоре монахи посетили находившегося в то время в ссылке на Лесбосе придворного Константина Мономаха и рассказали ему о том, что от иконы им было видение, предсказывавшее, что Константин станет императором. Тот пообещал в случае исполнения пророчества построить ц. во имя Пресв. Богородицы на Хиосе. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал строительство мон-ря. На Хиос отправили столичных мастеров-строителей и художников. В июле 1049 г. главный храм (кафоликон) Успения Пресв. Богородицы был освящен. Возведение всего комплекса, как считают историки, завершилось ок. 1055 г., уже после смерти имп. Константина. Скорее всего в тот же период были созданы мозаики кафоликона. Русский путешественник В. Г. Григорович-Барский , неоднократно посещавший Н.-М. в 1725-1743 гг., сообщил, что видел в Н.-М. рельефную памятную надпись о начале строительства кафоликона 11 янв. 6553 г. от сотворения мира, т. е. в 1045 г. (надпись утрачена, вероятно, в 1822). В первые десятилетия своей истории Н.-М. находился в центре внимания визант. политической элиты. Ктиторами мон-ря были и имп. Константин IX, и его жена августа Зоя , и ее сестра Феодора . Особое покровительство монахам оказывал К-польский патриарх Михаил I Кируларий . Сохранились сведения о 8 хрисовулах и др. имп. актах, изданных для Н.-М. при Константине IX, большей частью между 1044 и 1051 гг. (RegImp, N 861, 862, 868, 878, 887, 892, 893, 902; Miklosich, Muller. Vol. 5. P. 1-13, 440-449). Часть из этих документов известна по рукописным копиям в собраниях Халкинской богословской школы, Святогробского подворья в К-поле и б-ки мон-ря св. Илии на о-ве Самос. Подлинные акты были утрачены в 1822 г.

http://pravenc.ru/text/2564792.html

Воздвижение Креста Господня: иконы Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту. 26 сентября, 2011 Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту. Зрелый вариант иконографии Воздвижения Креста Господня, характерный и для современных православных икон, получил развитие на русских образах XV-XVI вв. Он представляет собой многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы. На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту. Самые ранние варианты данного извода представлены на одной из «таблеток» (иконы-святцы), происходящей из ризницы новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ), а также на ряде других икон: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ), «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ), трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ) и др. Описанному иконографическому варианту Воздвижения Креста Господня предшествовали парные изображения святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках или стоящих по сторонам Креста, известные с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., стенопись кафоликона греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в., известная фреска Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, XI в, и др.). Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII-XIV вв. На иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии царь и царица представлены по сторонам от Патриарха, молитвенно воздев руки. В XVII в. такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве. Иконы Воздвижения Креста Господня

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

C XI в. Д.-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и св. Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судией (миниатюра из Евангелия XI в.- Paris. gr. 74; икона XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028; мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130). Многофигурный Д. Предстоящие Христу святые изображены в иерархическом порядке. Один из ранних примеров - 5-фигурный Д. Лимбургской ставротеки (X в.). Помимо Богоматери и св. Иоанна Предтечи, к-рые здесь представлены на противоположных, а не на своих традиционных местах (Богоматерь по левую, а Иоанн по правую руку Христа), здесь помещены архангелы в лоратных облачениях. За Богородицей - арх. Михаил, за св. Иоанном Предтечей - арх. Гавриил. Все святые изображены в рост по сторонам от тронного образа Христа. Объемно-пространственным вариантом 5-фигурного Д. (поясного) является мозаика свода нартекса и люнета над центральным входом в кафоликон мон-ря Осиос Лукас: над порталом помещен центральный образ Христа Пантократора с раскрытым Евангелием, в медальонах на сводах - Богоматерь с воздетыми руками, св. Иоанн Предтеча и 2 архангела. Деисус. Пелена. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ) Деисус. Пелена. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ) В 5-фигурном Д. на шитой пелене 2-й пол. XIV в. (НГОМЗ) по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, св. Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и 4 рус. святителями представлена на шитом воздухе кнг. Марии Тверской (1389, ГИМ). На псковской иконе кон. XV в. (центральная часть триптиха с Д. и избранными святыми) архангелы находятся на 2-м плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и св. Иоанну Предтече. В 7-фигурном Д. (др. название - «седмица») за архангелами помещаются изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (фреска в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, ок.

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. изображается как средовек, с темными волосами и бородой, в хитоне и гиматии, мц. Наталия - в хитоне и мафории; как правило, в руках у святых кресты. Мученики представлены на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; фреске собора Св. Софии Киевской , сер. XI в.; мозаике Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151; на миниатюре греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 56об., 125об.); в росписи кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде (на сев. грани юго-вост. столпа); на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., на мозаике, 1894-1907 гг., работы В. И. Павлова в соборе Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге; также в патрональных изображениях: предположительно на обороте чудотворной иконы Божией Матери Знамение , 1169 г.,- мц. Наталия (Анастасия?) и ап. Петр (по предположению Э. С. Смирновой , изображены праведные Иоаким и Анна); на поле иконы 2-й пол. XVII в. «Первый Вселенский собор» (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля - мц. Наталия и прп. Алексий, человек Божий ; на иконе «Прп. Михаил Малеин и мц. Наталия, с избранными святыми на полях», кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве (на голове у мученицы белый плат). В Большаковском подлиннике XVIII в. об А. сказано: «Рус аки Флор, ризы киноварь, у ворота вохра, испод лазорь, в правой руке крест, другая в ризе загнута» (26 авг.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что А. «молодой, скончался, лишенный рук и ног»; описание кончины мученицы не соответствует тексту жития: «Супруга его Наталия, положившая ноги его в сосуд, была обезглавлена палачом» (Ч. 3. § 22. Авг. 26). Сюжеты из жития А. и мц. Наталии - рождество А., мученичество, перенесение мощей А., чудеса,- сохранились на реликварии XII в. (Музей искусств в Чикаго), миниатюрах рукописи ок. 1483 г. (Vindob. 2619).

http://pravenc.ru/text/63606.html

В программе декорации храма присутствуют редкие черты визант. искусства той эпохи, напр., совмещение композиций НЗ. Так, посредством изображения на одной плоскости зап. свода композиций «Преображение Господне» и «Воскрешение Лазаря» представлено сопоставление теофанического явления как избранным ученикам на горе Фавор, так и миру, узревшему изведение из гроба Лазаря. В сцене «Преображение Господне» внешние черты апостолов как представителей 3 возрастов восходят к росписям IX в., представленным в к-польском храме св. Апостолов. Иератичность и симметрия изображения способствуют восприятию 1-го плана в качестве главного места действия: в композиции «Преображение Господне» фигура Христа, поднявшегося над центральной горкой, занимает верхнюю ее часть; в «Воскрешении Лазаря» гора возвышается над Христом, Который протянул руку к Лазарю, выходящему из пещеры, и в данном случае фигура Христа символизирует духовную и чудотворную силу Спасителя, способного возвращать жизнь. В сцене «Вход Господень в Иерусалим» над фигурой едущего на белом ослике Христа также возвышается гора. В личном письме сохранены приемы античной живописи, к к-рым обращается визант. искусство эпохи Македонской династии, поэтому образы мучеников и святителей напоминают подобные же образы в медальонах и отдельные портреты во фресках крипты кафоликона в Осиос Лукас (ок. 1011), в росписях ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028), в Софийских храмах Охрида (ок. 1040) и Киева (40-е гг. XI в.). Росписи в юго-зап. части наоса и нек-рые в нартексе по стилю могут быть отнесены к раннему XII в. с характерными для этого времени стереотипными выражениями ликов, малоподвижными, повторяющимися постановками фигур, что тем не менее не мешает видеть в них к-польское происхождение («Введение Пресв. Богородицы во храм» на юго-зап. своде). На юж. стене размещены образы преподобных Алексия, человека Божия, и Иоанна Кущника (Каливита), напротив них, на столбе,- сщмч. Игнатия Богоносца и свт. Григория Акрагантского. Вверху, от купола, начинается композиция «Страшный Суд».

http://pravenc.ru/text/2566148.html

В XI-XII вв. в Юж. Европе (Италия, Германия) получил распространение тип приподнятых внутренних К. Их размещали в алтарной части и слегка заглубляли, а главный алтарь, к к-рому вели ступени, поднимали над наосом (ц. арх. Михаила в Хильдесхайме, XI в., Германия). Приподнятые К. часто сливаются с наосом (ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции, К.- 1038-1057; собор Модены, 1099-1106; ц. Сан-Дзено в Вероне, ок. 1122; собор Пармы, сер. XII в.). К кон. XII в. К. строили реже, в готических храмах функция хранилища мощей перешла к хору (к-рый в церквах этого времени расширяют или строят заново). К. все чаще стали использовать для погребений. В Новое время К. утратила литургическую функцию, однако известны исключения. Маленькая круглая К. Темпьетто Д. Браманте в клуатре рим. мон-ря Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502) построена на месте мученичества ап. Петра, чьи реликвии видны через окно-фенестреллу в полу,- вероятно, как напоминание об эпохе раннего христианства. Связь К. с храмами раннехрист. и особенно романского периодов определила возврат к этой архитектурной форме в кон. XVI в., в период Контрреформации. Погребальные функции К. позволили ей сохраниться в Новое время (собор св. Павла в Лондоне архит. К. Рена имеет К. под пространством всего храма) вплоть до ХХ в. В архитектуре Византии К. не столь многочисленны, а главное, они не получили того же значения, что в зап. традиции, и могут называться К. лишь условно. Так, в известнейшем центре паломничества, базилике вмч. Димитрия в Фессалонике (V-VI вв.), главным объектом почитания был свободно стоявший в наосе киворий, а не К., помещавшаяся вблизи терм, где пострадал вмч. Димитрий. В средневизант. период погребальные К. встречаются чаще, что отражает влияние романской архитектуры. Широко известны К. кафоликона мон-ря Осиос Лукас (20-е гг. XI в.), костница Бачковского мон-ря Болгарии (кон. XI - нач. XII в.), К. Хиландарского мон-ря на Афоне (XII в.) и др. В архитектурном отношении это, как правило, простые сводчатые субструкции, служившие выравнивающей платформой, к-рая необходима при строительстве в гористой местности. Часто они имели только конструктивное назначение (ц. в Асеновой крепости, Болгария) и лишь с течением времени становились погребальными помещениями, нередко украшенными росписью или др. декором. Так, в К. мон-ря прп. Иоанна Студита в К-поле (VI в.) были погребены монахи времени Латинского королевства, в нижнем этаже церкви мон-ря Мирелейон (К-поль, Х в., совр. мечеть Бодрум-джами) погребения устраивали только в XIV в. В юж. слав. землях встречаются переходные сооружения от погребального подклета к К.- такой тип образуют 2-этажные церкви-костницы.

http://pravenc.ru/text/2459067.html

В 1822 г., во время резни христ. греч. населения на Хиосе, устроенной турками, в Н.-М. искало убежища множество христиан. Большинство из них были убиты, в т. ч. погибло ок. 200 монахов. Жертвы резни похоронены в часовне Св. Креста неподалеку от входных ворот Н.-М. Мон-рь серьезно пострадал от пожара и разграбления; в кафоликоне сгорел иконостас, были повреждены мозаики вост. части храма, погибли архив и б-ка. В 1857 г., при настоятеле Григории Фотине, начались масштабные восстановительные работы, были заново выстроены стены мон-ря. Григорий Фотин изучал историю Н.-М., в 1866 г. он открыл в архиве мон-ря Илии Пророка на Самосе рукописные копии неск. утраченных хрисовулов Н.-М. Они вскоре были опубликованы Сакеллионом и позднее переизданы в собрании визант. юридических памятников Ф. Миклошича и Й. Мюллера. К кон. XIX в. открыты и изданы копии документов Н.-М. в рукописях б-к Халкинской школы в К-поле 85) и Святогробского подворья в К-поле (145, παλ. 160). 22 марта 1881 г. произошло землетрясение, к-рое разрушило купол и часть др. элементов конструкции кафоликона, а также колокольню. Постройки были восстановлены в 1900 г., но мозаики кафоликона понесли ряд невосполнимых утрат. К сер. XX в. монашеская община Н.-М. пришла в упадок; в 1952 г. мон-рь был преобразован в жен. обитель. В 2001 г. здесь проживали 3 монахини. Ныне мон-рь вновь действует как мужской, хотя число насельников по-прежнему невелико (Δπτυχα. 2016. Σ. 939). Архитектура Комплекс мон-ря занимает территорию ок. 17 тыс. кв. м, состоит из главного храма (кафоликона) Успения Пресв. Богородицы, 2 небольших церквей - Св. Креста и вмч. Пантелеимона, трапезной, монастырских келий, приемного зала (триклиния), на территории также имеется цистерна для сбора и хранения воды, Н.-М. окружен стеной. Все постройки были возведены в визант. эпоху, впосл. частично или полностью перестраивались. Архитектура и мозаики кафоликона представляют собой образец к-польского искусства эпохи Македонской династии. Кафоликон относится к т. н. островному варианту церквей с октагональным подкупольным пространством ( Krautheimer. 1965. P. 243), который отличается от материкового типа, представленного храмами мон-рей Осиос Лукас и Дафни. По мнению современных исследователей, ближайшей аналогией храму Н.-М. являются комплексы монастыря св. Георгия в Манганах (сер. XI в.; см. в ст. Большой дворец в Константинополе ), а также Килисе-джами в К-поле ( Ousterhout. 1992; Mango. Les monuments. 1976; Bouras. 1982).

http://pravenc.ru/text/2564792.html

Мч. Исидор Хиосский. Роспись ниши алтаря ц. Благовещения (Прототрони) на о-ве Наксос. VI–VII вв. Мч. Исидор Хиосский. Роспись ниши алтаря ц. Благовещения (Прототрони) на о-ве Наксос. VI–VII вв. Одно из ранних изображений святого с сохранившейся надписью над нимбом («ICI D POC») представлено на откосе левой ниши в алтаре ц. Благовещения (Прототрони) близ Халки на о-ве Наксос, Греция. Оно относится к 1-му слою росписей храма, датируемых VI-VII вв. Можно предположить, что изображение здесь И., не по чину представленного в алтаре, связано с особым почитанием на греч. островах святого, претерпевшего мученическую кончину на о-ве Хиос. Изображение на фреске достаточно условно: строго фронтальная постановка, широко раскрытые глаза, застывший взгляд, мощная линейная обводка черт, моделировку личного цветом заменяет штриховка красно-коричневой охрой на щеках, в области перегородки носа и у внешних уголков глаз, завитки волос в виде кружков. Хорошо сохранившийся лик святого, очевидно, представляет более раннюю иконографическую традицию, лишь частично соответствующую позднему описанию облика И. в Ерминии. Он изображен с кудрявыми короткими волосами ярко-каштанового цвета, без бороды, с небольшими усами; облачен в хитон и плащ, застегнутый на левом плече, в левой руке держит крест. В доказательство почитания И. на о-ве Наксос можно привести также фреску с фрагментом его изображения в ц. ап. Иоанна Богослова близ Халки (2-я пол. XIII в.) на юж. грани сев.-зап. пристенного пилона. Позже, очевидно после иконоборчества, сложился иной иконографический тип И.- с темными взлохмаченными волосами и короткой черной бородой. Так он представлен в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Керами на о-ве Наксос (2-я пол. XIII в.). В средневизант. время наибольшее распространение получили образы И. с короткой округлой бородой, как, напр., в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366). В поствизант. живописи И. изображался среди мучеников и воинов: в соборе мон-ря Варлаама в Метеорах (1548) - средовек с темными волнистыми волосами, образующими завитки за ушами; в соборе мон-ря Преображения в Метеорах (1552). Сцена усекновения главы И. представлена в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис Фукас)).

http://pravenc.ru/text/674882.html

В Пскове появление изображений Н. М. исследователи связывают с личностью свт. Нифонта , еп. Новгородского и Псковского († 1156). Свт. Нифонт был строителем Мирожского мон-ря в Завеличье, районе Пскова за р. Великой. В том, что в Преображенском соборе этой обители, расписанном в 30-40-х гг. XII в., появился образ Н. М., усматривают личную приверженность святителя памяти и почитанию св. покровителя г. Спарты, что, возможно, связано с принесением частицы мощей Н. М. в один из древнерус. центров - Киев или Новгород или с иными личными, неизвестными ныне обстоятельствами ( Сарабьянов. 2008. С. 68-70). Образ святого расположен в среднем ярусе, на юж. стене зап. ветви подкупольного креста собора, и композиционно почти дословно повторяет мозаику в Осиос Лукас: полуфигура с поднятыми вверх руками, характерными для жеста орации. Н. М. на мирожской фреске также представлен средовеком с темными короткими и клочковатыми волосами, но его борода короче, не закрывает обнаженную шею, разделена на 2 сходящиеся внизу пряди. Передний край оливково-зеленой мантии благодаря жесту рук приподнят, вверху, у ворота, видна часть темно-синей схимы, спускающейся широкой полосой ниже пояса, хитон охристый, типа туники, т. к. руки от локтя открыты. От надписи на кириллице кроме имени сохранилось буквосочетание «каян» - возможно, он был подписан как «каянный» или «покаянный», что отражает дословный перевод греч. прозвища Н. М. К изображению преподобного в росписи Мирожского мон-ря восходит его полуфигура в росписи собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря близ Пскова (ок. 1313). Святой занимает 3-е слева место в чине преподобных на вост. стене - рядом с аркой входа в жертвенник. Его волосы еще более всклокочены, нежели на 2 предыдущих изображениях, что, видимо, продиктовано желанием передать экстатический подъем душевного настроя Н. М. Образ святого в этой росписи появился скорее всего вслед. повторения программы монументальной росписи Мирожского мон-ря. «Портреты» Н. М. палеологовского времени сохранились в росписи визант. монастырских храмов: напр., на зап. стене юж. нефа кафоликона мон-ря Протат на Афоне (нач. XIV в.), в ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) в Мистре (1366).

http://pravenc.ru/text/2577575.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010