VI 30; Hieron. De vir. illustr. 65; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 27; Sozom. Hist. eccl. VII 27 и др.) крайне скудны (см. собрание древних свидетельств о Г. Ч.: PG. 10. Col. 973-982). Свт. Григорий Чудотворец. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Свт. Григорий Чудотворец. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Согласно блж. Иерониму Стридонскому , Г. Ч. первоначально носил имя Феодор (Theodorus qui postea Gregorius appellatus est - De vir. illustr. 65). Евсевий Кесарийский, сообщая о том, что к Оригену в Кесарию Палестинскую стекалось много учеников из разных мест, отмечает, что из них он знает как наиболее выдающихся Феодора, к-рый тождествен со знаменитым среди совр. Евсевию епископов Г. Ч., и брата его свт. Афинодора (Hist. eccl. VI 30). Перемена имени была связана, вероятно, с крещением. По мнению А. Крузеля, Г. Ч. был 1-м христианином, носящим специфически христ. имя Григорий (бодрствующий, пробудившийся); исследователь отмечает также отсутствие сведений о том, что это имя использовалось у язычников, т. о., Г. Ч., вероятно, был 1-м человеком, носившим это имя ( Crouzel. 1969. P. 14. Not.). Святитель происходил из знатной и богатой семьи: мать хотела дать ему такое образование, какое получали дети благородного происхождения ( Greg. Thaum. In Orig. 56; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 900). Семейная обстановка, характер образования, планы относительно жизненной карьеры, язык произведений свидетельствуют о принадлежности Г. Ч. к потомкам греч. поселенцев в Неокесарии ( Сагарда. С. 130). Свт. Григорий Чудотворец. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. Cod. 5. Fol. 9v) Свт. Григорий Чудотворец. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. Cod. 5. Fol. 9v) Первоначальное воспитание Г. Ч. было языческим (In Orig. 48). В 14 лет он лишился отца. «Потеря отца и сиротство» были для него «началом истинного познания»: в это время он впервые «обратился к истинному и спасительному Слову» (Ibid. 49-50), однако внешне его жизнь не изменилась.

http://pravenc.ru/text/168083.html

По-видимому, приехавшими из Византии художниками была создана М. каролингского оратория Жерминьи-де-Пре, изображающая 2 ангелов над ковчегом Завета. Она выполнена в нач. IX в. по заказу Теодульфа, еп. Орлеанского, к-рый разделял иконоборческие взгляды своих визант. современников. Богоматерь с Младенцем на престоле. Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии К-польской. 867 г. Богоматерь с Младенцем на престоле. Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии К-польской. 867 г. После восстановления иконопочитания (843) в визант. искусстве, в т. ч. и в мозаичном убранстве храмов, происходят значительные изменения. К этому времени в творениях преподобных Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и др. авторов окончательно сформировалась теория образа (иконы) как средства, возводящего к Первообразу. Составляющие ее идеи прозвучали в проповеди К-польского патриарха Фотия (17-я гомилия), произнесенной им в соборе Св. Софии в К-поле по случаю восстановления там в 867 г. мозаичного образа Божией Матери. Существующее в конхе апсиды Св. Софии изображение Богоматери с Младенцем на престоле и образ арх. Гавриила на юж. стороне вимы были, вероятно, одними из первых, возникших после восстановления иконопочитания. Образы восходят к эллинистической традиции и напоминают изображения Небесных сил из ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Никее (VII в.). Вскоре после этих М. в Св. Софии появились образы отцов Церкви в тимпанах северной и южной стен (кон. IX в.), изображение коленопреклоненного имп. Льва VI Мудрого перед Христом над царскими вратами (кон. IX - нач. X в.), имп. Александра (912). Стиль этих М. иной: классическое начало отчасти уходит на 2-й план, образы становятся менее динамичными, более уплощенными, торжественными, отстраненными. Эти же черты стиля присущи М. купола ц. Св. Софии в Фессалонике (кон. IX в.). Мозаики центрального нефа кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 2-я четв. XI в. Мозаики центрального нефа кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 2-я четв. XI в. Важнейшим новшеством в декорации визант.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

деталями. На берегу рядом со св. Иоанном Крестителем изображается дерево с прислоненной к нему секирой: на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Греции (30-40-е гг. XI в.), на иконе-тетраптихе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.), на мозаике Палатинской капеллы в Палермо на о-ве Сицилия (ок. 1146-1151) и др. Эти предметы иллюстрируют слова проповеди св. Иоанна Крестителя, призывающего к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3. 10; Лк 3. 9). В воде рядом со Христом или на берегу изображается крест на колонне: на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 299; 1-я четв. XI в.); на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас; на иконе-эпистилии из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI в.); на миниатюре из Евангельских чтений из мон-ря Дионисиат на Афоне (XI в.). Крест напоминает, что с момента К. Г. начинается общественное служение Спасителя, конечная цель к-рого - искупление крестным страданием грехов человеческого рода. Об этом говорится в тропаре 7-й песни канона предпразднства: «Мертвость Божественную знаменительне образующее, погружением в воде трикратным в Крещении Христу совостаем, тридневному востанию приобщающеся». Помимо 2 учеников св. Иоанна Крестителя в композицию включается и множество крещаемых - раздевающихся на берегу, прыгающих в воду, плавающих, как, напр., на мозаике собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). В палеологовскую эпоху выработанные ранее элементы иконографии К. Г. сохранялись, иногда видоизменяясь. Напр., олицетворение Иордана могло изображаться в виде небольшой фигурки в воде, рядом с к-рой помещали персонификацию моря - жен. фигуру в раковине или верхом на рыбе (в качестве иллюстрации вышеупомянутого 113-го псалма: «...море виде и побеже...»),- на мозаике ц. Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (после 1315); на фреске кафоликона монастыря Протат на Афоне (нач. XIV в.). Ранее эти образы встречались в иллюстрациях Псалтирей, напр. Хлудовской (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

Некоторые разрушения претерпел монастырь и в 1780 году, когда известный клефт Андрицос Верусис выдержал в обители вместе с 95 соратниками осаду трехтысячного турецкого отряда и сумел вырваться невредимым. Наконец, 26 марта 1821 года епископ Салонский Исаия вместе со сподвижниками поднял в монастыре знамя восстания против турецкого ига, и обитель на долгие годы войны стала опорным пунктом греческих отрядов в Беотии и Фокиде. Главным событием новейшей истории монастыря стало возвращение мощей святого Луки из Венеции в 1986 году. Тысячи верующих ежегодно стекаются в монастырь, чтобы поклониться святому. С 1990 года монастырь св. Луки входит в реестр памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Сейчас монастырь является одновременно центром паломничества и туризма. В обители регулярно совершаются богослужения. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Комплекс монастыря в целом хорошо сохранился, в особенности это касается кафоликона (главный храм) и церкви Пресвятой Богородицы (первоначально была посвящены св. Варваре). Также хорошо сохранилась крипта кафоликона с фресками, трапезная, башня-звонница и остатки древних келий. В наше время посетители попадают в монастырь через южные ворота, тогда как исторически главный вход находился в северо-восточной части комплекса. Также дошли до нас " вордонарий " , где содержался монастырский скот, и " фотанама " - квадратное строение, где постоянно поддерживался огонь. Монастырь в древности располагал оборонительными сооружениями, водопроводом и цистерной для сбора питьевой воды, так что мог выдержать длительную осаду, что в Х веке было актуально для этой области. Древнейшая из сохранившихся церквей в монастыре - св. Варвары, ныне посвященная Пресвятой Богородице. Это здание было завершено два года спустя после смерти св. Луки, в 955 году, на деньги фиванского стратига, помогавшего строительству обители. Сейчас это здание оказалось встроенным в кафоликон. Здесь сохранилось несколько фресок XI-XII веков, а также очень известная фреска Х века, изображающая судью Израильского Иисуса Навина.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Постепенно вокруг скромной кельи с маленькой церковью стали собираться другие монахи, имена некоторых из них (Григорий, Панкратий, Феодосий) дошли до нас. Поддержку святому оказывали и столичные вельможи, занимавшие высокие посты в Константинополе, и сам император. С их помощью святой начал строительство церкви св. Варвары, но не успел увидеть воплощение своего замысла. Святой Лука скончался в 953 году, за несколько месяцев до этого предсказав свою кончину. Ему было 56 лет. Ученики погребли преподобного Луку в его келье. Общину возглавил монах Филофей, близкими соратниками которого были и другие ученики святого. После того, как сбылось пророчество преподобного об освобождении Крита, почитание его памяти многократно возросло. Нет сомнений, что церковь св. Варвары и кафедральный собор (кафоликон) были построены на богатые пожертвования из столицы империи. Так в отдаленной византийской провинции возник новый крупный духовный центр. Вход в монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Строительство монастыря приходится на конец Х - начало XI века, в период так называемого Македонского ренессанса, когда Византия вновь стала мощной державой, а успешные войны императоров Македонской династии расширили пределы империи. К XIII веку ситуация изменилась коренным образом: в 1204 году столицу империи Константинополь захватили крестоносцы, участники IV крестового похода. Господство западноевропейцев (греки называли их франками) распространилось и на материковую Грецию. Как сообщает Иоанн Апокавк, монастырь испытал значительные разрушения и потерял большую часть своих реликвий и богатств. На некоторое время монастырь был отдан католическим монахам-храмовникам. Во второй четверти XIII века франкский правитель Ахеи Годфрид II Виллардуин разграбил монастырь и лишил его главного сокровища - мощей преподобного Луки (они находились на протяжении веков в Италии, и лишь частица мощей обреталась на Афоне). Монастырь был вновь разграблен франками в 1312 году. Греческим православным монахам удалось впоследствии вновь водвориться в монастыре, но он потерял свое былое величие на долгие века франкского, а затем и турецкого владычества.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Центральным ансамблем монументального искусства Г. XI в. является приписываемая к-польским артелям декорация мон-ря Осиос Лукас. К периоду с кон. X до раннего XI в. относится роспись наружной стены нартекса ц. Богородицы с образом Иисуса Навина, выполненная приемом бесподкладочного письма: изображение строго вписывается в очертания лаконичного и цельного рисунка. Самая драгоценная часть декоративного убранства мон-ря - мозаики октагонального кафоликона во имя св. Луки (ок. 30-х гг. XI в.). В тромпах расположены праздничные сцены («Рождество Христово», «Сретение», «Крещение»), в куполе вимы - Сошествие Св. Духа, в конхе апсиды - Богоматерь на троне, ниже - 3-фигурный Деисус. В нартексе - праздничные сцены («Омовение ног», «Распятие», «Сошествие во ад», «Уверение ап. Фомы»), евангельский цикл предельно краток. Огромное место отведено образам преподобных, представленных в рост, поколенно и погрудно на стенах и сводах нартекса. Здесь же изображены св. воины, апостолы, святые мужи и жены. В куполе мозаики заменены росписями кон. XVI в. Кафоликон мон-ря Осиос Лукас - самый древний памятник, в к-ром размещением праздничных сцен в тромпах достигнута гармония архитектурного и изобразительного пространства. В иконографической программе передана строгая монастырская интерпретация к-польской системы декорации, а также ее приспособление к октагональному интерьеру. Эти мозаики - центральный памятник сурового аскетического стиля, сложившегося в К-поле. Им наряду со статичными малофигурными и плоскими композициями строгим форсированным и лаконичным рисунком, очищенным колоритом сближенных оттенков, присущ рафинированный аристократизм. Колористические решения интенсивны и богаты оттенками и полутонами. В соответствии с аскетической образностью в колорите много темного: черного, зеленого, коричневого. Росписи 2 капелл в зап. части храма (сер.- 3-я четв. XI в.) выполнены разными мастерами. В юго-зап. капелле представлены образы Иисуса Христа, Богоматери, св. Иоанна Крестителя и святых в рост преимущественно как монументальные иконы. На сводах - медальоны с поясными изображениями святых. Здесь преобладает графический стиль с форсированными контурами. Северо-зап. капелла примыкает к пространству, где хранятся мощи св. Луки, образ к-рого помещен в тимпане; в капелле представлены также избранные праздничные сцены, «Вознесение прор. Илии», образы Христа Пантократора с архангелами. Стиль росписи более свободен и живописен, восходит к традиции македон. ренессанса. Крипта - 3-я зона кафоликона, где имеются росписи. Здесь расположены сцены праздников и Страстей Христовых, а также поясные образы святых в медальонах на сводах. Стиль росписи соответствует общей строгости ансамбля и очень близок к стилю фресок собора Св. Софии в Киеве. Наконец, в диаконнике ц. Богородицы на своде и в арочном проеме, ведущем в виму, открыты росписи кон. XII в. столичного круга, сопоставимые с декорацией мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Кафоликон мон-ря Неа-Мони. 1042-1056 гг. Во 2-й пол. XI-XII в. мастера перерабатывали имевшиеся в их распоряжении композиции за счет варьирования отдельных форм. Наряду с упрощениями идей, заложенных в архитектуре кон. X - 1-й пол. XI в., развивались мн. художественные приемы, фасадный декор. В зодчестве Центр. Греции, на Пелопоннесе и в Эпире складывались общие принципы, стандартизировались решения планировки и отдельных форм. В то же время проявлялись и черты местных школ, особенно заметных в районах Арголиды и п-ова Мани на Пелопоннесе и в окрестностях Арты в Эпире. Несмотря на активное церковное строительство, архитектура греч. областей в это время отличалась нек-рой провинциальностью. Гл. обр. развивались варианты базовых композиций: крестово-купольной и т. н. крестово-октагональной. Архитектуру кафоликона мон-ря Осиос Лукас, но в новой манере воспроизводят 3 больших храма. Формы ц. свт. Николая в мон-ре Кампия в Беотии (2-я четв. XII в.) повторяют не только собор с обходом и хорами, но и обширную 4-столпную крипту, располагавшуюся под всей его площадью. Церковь сложена из тщательно вытесанных квадров розового камня, кирпич включен лишь в кладку барабана. Как и в Осиос Лукас, торцы рукавов, выделенные по сторонам лопатками и широкой аркой, прорезаны группами крупных окон, а барабан в отличие от образца имеет лишь 8 граней и соответствующих им окон. Церкви того же типа, Св. Софии в Монемвасии (ок. 1150) и Преображения Господня в Христиани (XII в.), наиболее величественные на Пелопоннесе. В пространстве монемвасийского храма нет хор, интерьер обобщенный и цельный, фасады не столь нарядны, но выглядят пластичнее, чем у храма в мон-ре Кампия. Эффектно выглядит сочетание песочного камня, кирпичных обрамлений окон и их беломраморных деталей с превосходными рельефами на капителях. Храм в Христиани, как и в Монемвасии, имеет приземистый многогранный барабан, окна к-рого чередуются с округлыми пилястрами. На основном объеме - 2 ряда окон, выведенных кладкой из плинфы. Жесткий ритм проемов, отсутствие мраморных резных деталей и кладка основы стен сплошным рядом каменных крестов из крупных блоков придают храму в Христиани монументальную строгость и нек-рую холодность.

http://pravenc.ru/text/166461.html

и. ( Комеч. 1987. С. 156-160). Собор Св. Софии в Киеве. 1037 - 1045 гг. Интерьер. Вид с востока Собор Св. Софии в Киеве. 1037 - 1045 гг. Интерьер. Вид с востока В 1037 г. в Киеве кн. Ярослав Мудрый заложил собор Св. Софии - крупнейший памятник не только рус., но и визант. зодчества той эпохи (размеры вместе с внешними галереями - 42 ´ 55 м, величина подкупольного квадрата (7,75 м, или 25 греч. футов) уступает кафоликону Осиос Лукас или ц. вмч. Георгия в Манганах). Традиц. визант. композиция вписанного креста была расширена дополнительными нефами, продольными и поперечным, над к-рыми устроены хоры, превращенные в светлые, торжественные залы, полностью открытые в пространство наоса, что не соответствовало совр. визант. решениям, где общее пространство дробилось на коридоры и молельни. Большой масштаб соотносится со сложностью и множественностью однородных элементов (пространственных ячеек, лопаток, арок), к-рые отличаются весомостью и массивностью, что сообщает развитию пространства ритм размеренной и торжественной процессии, выступы лопаток обособляют пространственные ячейки, этому эффекту способствует живописная организация с обилием одиночных изображений, торжественностью предстоящих фигур, перекрытия «не кажутся единой осеняющей поверхностью» ( Комеч. 1987. С. 212). Дробление больших плоскостей подобно ритму мраморной облицовки, напр. в кафоликоне Осиос Лукас или ц. Пантократора в К-поле, полихромные мозаические полы в наосе по технике и мотивам (ковровые геометрические композиции) аналогичны к-польским. Посвящение главного собора Киева, как и возведенных кн. Ярославом церквей вмц. Ирины и вмч. Георгия, строительство Золотых и Серебряных ворот восходят к к-польским образцам. Построенные в сер. XI в. Софийские соборы в Новгороде и Полоцке стали началом развития визант. архитектурного типа на Руси. Во 2-й пол. XI в. сформировался особый вид 3-нефного храма типа вписанного креста, ставший каноническим для последующего развития древнерус. зодчества. Вслед. уменьшения площади хор, оставшихся только над нартексом, исчезло многоглавие. В это же время закомары, характерные для визант. архитектуры, завершающие фасады по периметру, применялись активнее, чем в Византии, в храмах к-рой круговые ритмы более характерны для интерьеров, чем для наружного облика зданий. Само появление закомар связано с желанием выявить внутреннюю структуру храма, но формирование позакомарного завершения здания зависит от эстетического осмысления и создания декоративного эффекта при разработке объемной композиции. Тип закомарного храма, выработанный рус. искусством к нач. XII в., не только стал итогом определенного периода в восприятии визант. архитектурного наследия, но и предопределил поиски рус. мастеров, до XVI в. занятых проблемами завершения ( Комеч. 1987. С. 318).

http://pravenc.ru/text/383977.html

О. В. Л. Иконография Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) предписывает так изображать Л. Э.: «Святой Лука Стирийский, молодой, с остроконечною бородою, говорит: «Бог, имиже весть неизреченными судьбами, прославит место сие»» (Ерминия ДФ. С. 171; 26 в разд. XIII «Преподобные отцы наши отшельники»). Руководство для иконописцев 1910 г. так указывает писать Л. Э. под 7 февр.: «Типом грек, лицом и телом сух, взором скромен, с менее чем средней величины бородой, с проседью, волосы просты; одежда - убогая власяница и короткая мантия. В руке хартия с надписью: «Исцеляти болящия есть дело Божия силы, скорбныя же утешати приличиствует тем, иже имут слово и премудрость во устех своих»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 181). В мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.) встречаются самые ранние изображения Л. Э., вероятно, отражающие черты его земного облика. В люнете сев.-вост. части кафоликона, в часовне над мощами Л. Э., к-рая соединяет оба храма мон-ря, помещена полуфигура святого на золотом фоне. Она близка к типу ктиторского портрета и расположена на одном уровне с образами отцов Церкви. Святой изображен в позе оранта, как средовек, с клинообразной недлинной бородой рыжеватого цвета в виде 2 соединяющихся книзу прядей. На голове - куколь черного цвета с полосой белого орнамента по центру и коричневой вставкой спереди. Под складками мантии видны белые узоры схимы и аналав. Живость облику святого придает устремленный в сторону взгляд. Как покровитель мон-ря Л. Э. изображен на фреске в сев.-вост. часовне, через к-рую проходили на поклон к его раке. В зап. части этого помещения изображены Пресв. Богородица с Младенцем («Одигитрия»), св. Кириак, свт. Николай, возможно, святые Косма и Дамиан и Л. Э. На юж. стене, рядом с аркой прохода, представлена композиция с молением к Л. Э. старца - настоятеля мон-ря игум. Филофея, построившего кафоликон (справа). Л. Э. изображен с короткой остроконечной рыжеватой бородой, в охристом подризнике, коричневой мантии, в черном куколе с коричневыми перекрещивающимися деталями-вставками. Он в свою очередь обращается с молением к благословляющему Спасителю в небесном сегменте. У него недлинная остроконечная рыжеватая борода. Изображение Л. Э. есть также в медальоне на своде крипты мон-ря Осиос Лукас (рядом - прп. Афанасий Афонский и, возможно, прп. Никон Метаноите; фрески крипты датируются 30-ми гг. XI в.; их программа была изменена при реставрации в 1820).

http://pravenc.ru/text/Луке ...

Хорошо сохранилась крипта под кафоликоном, выстроенная в форме креста. Первоначально крипта служила местом захоронения мощей святого Луки, однако в наше время там находится только пустая рака, в то время как мощи святого положены в верхнем храме. Сравнительно недавно были освобождены от слоя штукатурки и отреставрированы фрески крипты, датируемые началом XI века. В сводах потолка изображены апостолы и преподобные, а также монахи монастыря и его настоятель, ктитор храма Филофей. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Сам кафоликон построен около 1012 года. Храм выстроен в крестово-купольной системе, обычной для византийского церковного зодчества того времени. Его внешний вид характеризуется нарядной разноцветной кладкой кирпича и двумя рядами полукруглых окон с колоннами. Цоколь здания построен с использованием в качестве материала остатков античного храма Деметры, находившегося на этом месте. Но при этом основной акцент сделан не на внешний вид, а на внутреннее убранство храма. В плане храм представляет крест с тремя нефами в центральной части и нартексом в притворе. В центре возвышается очень большой девятиметровый купол, в круглом тимпане которого - 16 небольших световых окон. Тяжесть купола, распределенную через так называемые паруса, принимают на себя четыре мощных столба, упирающихся в пол в глубине храма так, что наблюдатель под куполом не видит их огромной толщины и получает впечатление, что невесомый купол как бы парит в воздухе. Мозаики, выполненные на золотом фоне, отражают каждый луч света, попадающий в храм из-под купола и из окон первого этажа и гинеконита (место для женщин) усиливая впечатление легкости всей конструкции. Помимо знаменитых мозаик, храм украшен также фресками в галерее второго этажа (гинеконите). Последнее крупное строение монастыря - трапезная. Во время Второй мировой войны, в 1943 году, она была повреждена бомбардировками и восстановлена в последние годы. Это большое двухэтажное здание, помимо трапезной, включавшее в древности ряд монастырских служб. В здании были найдены несколько фресок. Сейчас там находится экспозиция византийских находок с территории монастыря.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010