Описанная картина — одна из многих иллюстраций к биографии Иеремии, который постоянно противопоставлял себя иерусалимским пророкам. Обе стороны начинали словами: “Так говорит Господь”, что весьма путало разбор правды и лжи. Об этой беде и сообщает Бог Иеремии: Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего (Иер 14:14). Смесь лжи и истины привела к тому, что нечестие распространилось на всю землю (Иер 23:15). Беда в том, пишет блаженный Иероним, что “ложь всегда подражает истине, и если бы она не имела некоторого правдоподобия, то не могла бы обманывать невинных” 46 . Партия лжепророков выбрала гибкую тактику; при этом часто в жертву приносились нравственные и религиозные принципы. Преподобный Ефрем Сирин разделил ложных пророков на две категории. К первой отнес тех, “которые у истинных пророков крали истинные их пророчества, и за тайну сообщали оные кому-нибудь одному, запрещая объявлять о сем другим”. Вторая категория — “род лживых пророков, которые говорят и то и другое, только бы сказать приятное они подобны тем, о которых выше сказал Иеремия, что ложные сны свои примешивают к вещаниям Духа, и обольщают народ” 47 . Блаженный Феодорит подмечает еще один тип ложных пророков. Они “различным образом обольщая жалкий народ, делают, что коснеет он в лукавстве” 48 . Таким образом, сформированная коалиция пророков-профессионалов активно паразитировала на истинном слове Божием. Им постоянно приходилось беспокоиться за свой довольно шаткий авторитет, поскольку посланные от Бога истинные пророки весьма смело ниспровергали их речи. Как раз в качестве такого примера можно упомянуть описанную выше схватку Анании с пророком Иеремией. Священное Писание рассказывает еще о том, как лжепророки вместе со всем народом изобрели способ погашать проповедь богоносных пророков. Лишь только начинала звучать пророческая речь, ее встречали смех и шутки. Пророк Иеремия все больше убеждался, что нечего питать надежды на народ, поскольку толпа окончательно выбрала лжецов.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Это будет знамение дому Израилеву». Очевидно, пророк так и сделал, и все эти действия имели реальное отношение к настоящему городу. По этому поводу в книге пророка Иеремии читаем ( Иер. 51:59–64 ): «Слово, которое пророк Иеремия заповедал Серайи, сыну Нирии, сыну Маасеи, когда он отправлялся в Вавилон с Седекею, царем Иудейским, в четвертый год его царствования; Серайя был главный постельничий. Иеремия вписал в одну книгу все бедствия, какие должны были придти на Вавилон, все эти речи, написанные на Вавилон. И сказал Иеремия Серайи: когда ты придешь в Вавилон, то смотри, прочитай все эти речи, и скажи: Господи! Ты изрек о месте этом, что истребишь его так, что не останется в нем ни человека, ни скота, но оно будет вечною пустыней. И когда окончишь чтение этой книги, привяжи к ней камень и брось ее в средину Ефрата, и скажи; так погрузится Вавилон, и не возстанет от того бедствия, которое Я наведу на него, и они совершенно изнемогут». Сделанное пророком Иезекиилем с изображением Иерусалима имело реальное отношение к самому Иерусалиму. 19 Глава XIV Молясь перед иконой святого, верующий как бы побуждает того молиться перед Богом от имени верующего. Таким образом, святые – это посредники между Богом и человеком; своей жизнью и смертью они убеждают Бога быть милостивым к человеку. Доказательством этого, является то, что христианин, поклоняясь иконе святого, намеревается, таким образом, почтить самого святого, тем самым верующий почитает заслуги святых, которые неотделимы от них самих. Почитающий святых, несомненно, заслуживает награду от Господа святых, которые становятся за него предстателями перед Богом. Они возносят его молитвы, усиливают их и просят их исполнения от имени молящегося. Бог силой божественной благодати наделил святых функцией посредника между Ним и верующими ради прославления святых. Он хотел, чтобы они делили Его радость и наслаждались тем же, чем и Он. Иногда Бог гневается на нас и отказывает нашим мольбам до тех пор, пока святые не походатайствуют за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Приблизительно через три с половиной года (половина седьмины 3,5 года) Христос был распят, на что указывают слова ( Дан 9:26–27 ). О рождении Христа от Девы. Пророк Исаия (один из четырех великих пророков) жил в Иудейском царстве приблизительно в VIII веке до Р.Х., его большая книга содержит пророческие речи и видения. В одной из бесед с иудейским царем Ахазом (царем Южного царства со столицей в Иерусалиме, которое объединяло жителей, принадлежащих к двум коленам – колену Иудину и колену Вениаминову) в преддверии ассирийского нашествия, когда Ахаз предполагал совершить некие оборонные мероприятия, пророк предложил ему вместо человеческих средств обратиться к истинному Богу. Тогда придет избавление от Ассира. Царь не поверил этому, пророк предложил царю просить у Бога какого-то знамения для уверения в том, что избавление будет. Царь отказался воспринять это, и тогда Пророк изрек знаменитые слова: «Се, Дева во чреве пришлет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис 7: 14 ). Вот то самое чрезвычайное знамение, которое подтвердит, что род Давидов не иссякнет в Иудее (Давид из колена Иудина). При описании благовестил праведному Иосифу евангелист Матфей цитирует эти слова, которые могут быть расценены теперь как знамение обручнику для разъяснения того, что происходит с Девой Марией ( Мф 1: 23 ). Об избиении младенцев. Пророчество находится в книге пророка Иеремии, еще одного из четырех великих пророков. Пророк Иеремия тоже жил в Иудее, но позже, чем пророк Исаия (в VII в. до Р.Х.), перед самым пленом вавилонским. В одной из пророческих речей Господь говорит Божьему человеку – Иеремии: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской» ( Иер 31:15–16 ). Формально эти слова в образной форме содержат утешение, потому что уже началось переселение израильтян из Иудеи на чужбину, в плен вавилонский. Рахиль, одна из двух жен Иакова, родоначальника 12 колен, похоронена в окрестностях Вифлеема ( Быт 25:19 ) – гробница ее почитается там до сих пор. Для пророка важно совпадение – место упокоение Рахили совпало с местом, где содержался в оковах Иеремия и те, кого ожидало отправление в Вавилон ( Иер 40:1 ). И пророк хочет сказать, что если бы она восстала из гроба, то стала бы плакать о потомках своих вместе с их матерями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Глава 32 1–15. Символическое действие, какое повелел Бог совершить Иеремии – покупка поля в г. Анафофе. 16–25. Молитва пророка о разъяснении смысла этого действия. 26–44. Божественное объяснение. Иер.32:1–15 . В то время, когда халдеи обложили со всех сторон Иерусалим и, когда уже не было сомнения, что они доведут осаду до желанного конца, Иеремия, заключенный в темнице на царском дворе, получил от своего родственника предложение купить участок земли в Анафофе. Пророк, согласно повелению Божию, купил участок и совершил по всей форме купчую запись в знак того, что со временем она понадобится, когда снова в этой земле иудейской возвращенные из плена ее обитатели станут покупать поля и виноградники. Иер.32:2 .  Тогда войско царя Вавилонского осаждало Иерусалим, и Иеремия про­рок был заключен во дворе стражи, который был при доме царя Иудейского. Здесь имеется в виду вторичная осада Навуходоносором Иерусалима, после того как он должен был уйти от Иерусалима на короткое время в виду приближения египетских войск. – О заключении Иеремии под стражу см. Иер 37.12–21 ст. – «Двор стражи» – это не темница, а скорее помещение для царской гвардии. Иер.32:3 .  Седекия, царь Иудейский, заключил его туда, ска­за­в: «зачем ты про­роче­с­т­ву­ешь и говоришь: так говорит Го­с­по­дь: вот, Я отдаю город сей в руки царя Вавилонского, и он возьмет его; Иер.32:4 .  и Седекия, царь Иудейский, не избегнет от рук Халдеев, но непремен­но пред­ан будет в руки царя Вавилонского, и будет говорить с ним устами к устам, и глаза его увидят глаза его; Иер.32:5 .  и он отведет Седекию в Вавилон, где он и будет, доколе не по­сещу его, говорит Го­с­по­дь. Если вы будете вое­вать с Халдеями, то не будете иметь успеха?» Здесь кратко сообщается содержание речей пророка о Седекии (ср. Иер 21.4 и сл.; Иер 34.2 и сл.; Иер 37.17 ). Иер.32:7 .  вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идет к тебе ска­за­ть: «купи себе по­ле мое, которое в Анафофе, по­тому что по праву родства тебе надлежит купить его». Иеремия, вероятно, был ближайшим родственником Анамеила, и потому этот последний, находившийся, вероятно, в тяжелом материальном положении, предлагает купить свой участок именно Иеремии, как того требовал закон Моисеев ( Чис 27.8–11 ; Лев. 25.25 ). Участок этот, конечно, лежал около стен Анафофа, так как тут обыкновенно левиты имели участки для пастбищ ( Чис 35.2 ). Если в кн. Лев. 25.34 такие участки запрещено продавать, то запрещение это касалось, вероятно, продажи их евреям из чужого колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.38:7 .  И услы­шал Авдемелех Ефиоплянин, один из евнухов, находив­шихся в царском доме, что Иеремию по­садили в яму; а царь сидел тогда у ворот Ве­ниаминовых. «Ефиоплянин». Из иностранцев обыкновенно брались евнухи для царского гарема. Над евреями закон не позволял производить операций оскопления, какой подвергались евнухи ( Втор 23.1 ). Иер.38:14–28 . Царь снова призывает к себе пророка для беседы, но Иеремия указывает ему на опасность, которая угрожает ему, если он будет давать совет царю, конечно, в прежнем направлении. Когда царь однако заверяет его, что не предаст его на смерть, что бы пророк ни сказал, Иеремия снова предлагает ему сдаться халдеям. Царь высказывает боязнь того, что там, в плену, над ним будут смеяться перебежчики-иудеи, но Иеремия говорит, что, в случае непослушания слову пророка, над царем будут смеяться женщины царского гарема, как над человеком слабохарактерным, поддавшимся неразумным советам вельмож. Царь, однако, не решается последовать совету Иеремии и отпускает его опять во двор стражи, взяв с него слово – держать в тайне от вельмож свой разговор с царем. Иер.38:14 .  Тогда царь Седекия по­слал и при­звал Иеремию про­рока к себе, при третьем входе в дом Го­с­по­день, и сказал царь Иеремии: я у тебя спрошу нечто; не скрой от меня ничего. Третий вход в храм неизвестно, где находился. Полагают, что это был особый царский вход из дворца во внешний двор храма. Иер.38:22 .  вот, все жены, которые остались в доме царя Иудейского, отведены будут к князьям царя Вавилонского, и скажут они: «тебя обольстили и пре­воз­могли друзья твои; ноги твои погрузились в грязь, и они удалились от тебя». В гареме осталось только несколько жен царя. Прочие, по стесненности положения, – не хватало в столице тогда даже и хлеба, – могли быть заблаговременно куда-нибудь отправлены из Иерусалима. Иер.38:27 .  И при­шли все князья к Иеремии и спрашивали его, и он сказал им согласно со всеми словами, какие царь велел ска­за­ть, и они молча оставили его, по­тому что не узнали ска­за­н­ного царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда к стенам Иерусалима подступило вражеское войско, Иеремию, обличителя грехов народа, как «пораженца» бросили в тюрьму, а потом – и в жидкую грязь опустошенного водосборника, и держали там «до исправления». Иеремия страдал, молился, просил вынуть его из грязи, в общем, вел себя далеко не героически – но замолчать он уже не мог. А к Богу Иеремия обратил такие слова: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (20:7–9). Так ветхозаветные праведники смотрели на свое служение. Они не просто пересказывали или записывали откровения свыше. Нет, они были живыми эмоциональными людьми и могли не соглашаться с Богом и даже возражать Ему. Но, в отличие от большинства современников, они не могли обходить Его слова безразличным молчанием. Самый яркий эпизод такого «неумения молчать» связан с первой в Библии пророческой книгой. До Иеремии пророки проповедовали устно, он стал первым пророком-писателем, продиктовав пророчества своему помощнику Варуху. Иеремии было запрещено приходить в Храм, поэтому от его имени там должен выступить Варух. Когда он прочел грозные слова народу, все были удивлены и напуганы. Варуха с его свитком вызывали в царский дворец к самому царю Иоакиму. Стояла зима, царь сидел перед жаровней с раскаленными углями, писец стал читать свиток, а царь постепенно отрезал от него прочитанное и бросал прямо на угли, пока не сжег всё. Но Иеремия получил от Господа повеление восстановить прежний текст, что он и сделал ( Иер 36 ). Рукописи, вопреки сказанному в знаменитом романе М.А. Булгакова, может быть, и горят, но вот пророчества не остаются не услышанными, их слова не падают в пустоту. Пророческий народ

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Пр. Иеремия, обличая лжепророков в том, что они не умеют или не желают отличать истинные откровения Божии от собственных измышлений и простых сновидений, при этом указал на то, что они не обнаруживают и попытки к тому, чтобы узнать истинную волю Божию, и если обращаются к нему с вопросом: «какое откровение (бремя) от Господа?» то с этим вопросом они соединяют совсем другой смысл, разумея под словом бремя не вообще волю Божию, но понимая это слово в смысле тяжкого бедствия, угрожающего от Бога (см. выше 33 ст.). Имея в виду такое отношение к откровениям Божиим со стороны лжепророков, пр. Иеремия: а) убеждает их к тому, чтобы они старались узнать, что есть воля Божия (35 ст.) и б) угрожает им наказанием Божиим за то, если они будут спрашивать лишь о том, какое бедствие им угрожает (34 и 36 ст.). 37–40 ст. В этих заключительных словах пр. Иеремия, повторяя высказанное выше (35 ст.) увещание «спрашивать истинного пророка (не о том, какое бедствие угрожает от Бога, а) какое вышло откровение от Бога» (37 ст.), присовокупляет при этом, что «если они и после этого будут спрашивать о бремени в смысле бедствия, а не в смысле откровения (ср. 33 ст.), то за это они будут тяжко наказаны: «если-же вы еще будете говорить: бремя Господне (т. е. станете спрашивать истинного пророка о том, какое бедствие угрожает от Бога), то посему (сего ради) так говорит Господь: так как вы говорите это слово – бремя Господне, не смотря на то, что Я послан к вам сказать, не говорите: бремя Господне (38 ст. ср. 36 ст.); то за это (сего ради) Я возьму и удалю (повергу) от лица Моего вас и город ваш, который я дал вам и предкам вашим (39 ст.), и отдам вас на вечное поношение и на вечный срам, который никогда не забудется» (40 ст.). Выражение: Аз возму и повергу вас от лииа Моего – значит то же, что изгоню вас из земли вашей. Это видно из снесения настоящих слов с другими подобными: отвергу вас (иудеев) от лица Моею, якоже отвергох всю братию вашу, все семя Ефремово (7:15), где пророк угрожает царству иудейскому участью подобною той, какая уже постигла царство израильское (семя Ефремово); а это последнее было тогда уже рассеяно в плену ассирийском. Следовательно в таком же смысле нужно понимать и угрозу пророка в отношении иудейского царства (ср. 4Цар. 24:20 ). Удаление же иудеев в плен называется удалением от лица Божия в том смысле, что в земле обетованной на избранном месте, именно в Иерусалиме ( 3Цар. 8:16 ), Господь благоволил принимать иудеев с молитвами и дарами в храме пред лицом Своим ( Втор. 16:16 ); с удалением же в плен они лишились возможности являться в храм иерусалимский пред лицом Господа (ср. об этом толк. на Ис. 1:12 ). 10. Утешительные пророчества пред открытием суда Божия над иудеями и предсказания о временах нового завета. Глава 30

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010