20:14-18). Подобный вопль вырвался некогда из уст праведного Иова. Преподобный Ефрем Сирин, объясняя его смысл, писал: «он или как пророк предсказывал другим грядущие бедствия, или обнаруживал собственную свою скорбь по причинам не предосудительным, но скрытым от нас и превышающим наше разумение, и выражал ее такими словами, которые слагал и определял пророкам Сам Дух» т. 5, с. 478]. Тем не менее, проповедовал пророк Иеремия весьма усердно и везде. Мы видим его проповедующим в храме, мы видим его проповедующим у городских ворот. Мы видим его проповедующим в поле за городом, мы видим его обращающимся к царю и даже видим его проповедующим, сидя в заключении, во дворе страже. Только когда его опустили в яму, наполненную грязью, у него уже не было никакой возможности обращаться к народу, но, по милости Божией, он там провел не слишком долгое время, иначе бы погиб. Когда он пророчествовал в храме Господнем, по настоянию священника его забили в колодки. После освобождения, придя во двор храма, Иеремия возвещает о его грядущем разрушении. «С домом сим Я сделаю то же, что – с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли» (Иер. 26:6). Его пророчество вызывает разную реакцию. Некоторые требуют смерти пророку. Но находятся все-таки здравомыслящие люди, которые говорят, что в прежние времена пророчествовал о разрушении Иерусалима пророк Михей (Иер. 26:17-19), но не был казнен, а народ во главе с царем покаялся. Не нужно ли в случае с Иеремией поступить тем же самым образом, не пытаться убить Иеремию, а покаяться перед Богом и исправиться. Помимо устной проповеди, обращенной к жителям Иерусалима, пророк Иеремия по повелению Божию записывает слова пророчеств в книгу и передает царю (Иер. 30:2; 36:2). Когда эта книга попадает в руки царя Иоакима, то по мере того, как ему ее читают, он отрезает ножом куски от свитка и бросает их в жаровню, чтобы они сгорели. За это пророк Иеремия возвещает, что «не будет от него седящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной» (Иер.

http://sedmitza.ru/lib/text/431486/

Но особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Спасителе мира – Мессии. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и человеком, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви. Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы, приимет Дух Божий, будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет на небо. Основанная Им Церковь распространится по всей вселенной. Будущие страдания Спасителя Исаия описывает так ясно, как будто он видел их своими глазами ( Ис. 53 ). За ясность пророчества о Христе Исаию называют пророком-евангелистом. Существует древнее предание, что святой пророк принял мученическую смерть. За обличение царя Манассии в идолопоклонстве он был перепилен деревянной пилой. Пророк Иеремия Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века. Он проповедовал в ту трагическую эпоху, когда приближалось и совершилось падение Иудейского царства. Сын священника, он принадлежал к потомкам древнего священнического рода, ведущего свою родословную от первосвященника Авиафара. К пророческому служению был призван Господом в ранней молодости, в 626 году, на тридцатом году правления царя Иосии. Господь явился Иеремии и сказал, что Он еще до рождения избрал его пророком для народов. Но Иеремия стал отказываться от пророчества, ссылаясь на свою молодость и на то, что он не умеет красноречиво говорить. Тогда Господь коснулся его уст и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои». И далее Господь предупреждает его: «Смотри, я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер. 1:9–10 ). Получив такое повеление от Господа, пророк Иеремия в продолжение сорока лет нес нелегкое бремя своего пророческого служения еврейскому народу. В отличие от других пророков Иеремию называют плачущим пророком. Любя свое отечество всей душой, он с горькими слезами обличал нечестие своих современников и предсказывал им грядущее на них бедствие. Он предсказал, что Иудейское царство будет покорено нововавилонским царем Навуходоносором II, Иерусалим, и храм будут разрушены до основания, а народ будет уведен в Вавилон, где пробудет в неволе семьдесят лет. Для того, чтобы показать иудейскому народу, что произойдет с ним в недалеком будущем, пророк по повелению Божию надел на себя сначала деревянное, а затем – железное ярмо и в таком виде ходил по улицам Иерусалима. Однажды он купил у горшечника глиняный кувшин и на глазах старейшин города разбил его. При этом он сказал: «Так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд...» ( Иер. 19:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И здесь как примером настоящего патриотизма я хочу привести библейского пророка Иеремию. Мы знаем, что этот пророк отговаривал евреев от бессмысленного сопротивления вавилонскому царю Навуходоносору. Этот момент был предметом моей полемики с противниками христианского патриотизма, утверждавших, что патриотизм противоречит христианству, и приводивших пример Иеремии, чьими злейшими врагами явились еврейские «патриоты». На самом деле пророк Иеремия был в отличие от его противников, оголтелых псевдопатриотов, самым настоящим патриотом, который не хотел приносить народ в жертву национальному честолюбию. И неслучайно имя этого пророка вновь всплывает в Библии, во 2-й книге Маккавеев. Там сообщается о святом вожде израильского ополчения Иуде Маккавее, которому было видение во сне давно почившего пророка: «Вооружил же он [Иуда Маккавей] каждого не столько крепкими щитами и копьями, сколько убедительными добрыми речами, и притом всех обрадовал рассказом о достойном вероятия сновидении. Видение же его было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, - видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий. Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал: возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» (2-я книга Маккавейская, глава 15 , ст. 11-16). Святитель Николай Сербский в толковании на сие место говорит: «Обратите внимание и на то, как небо именует того, кого земля назвала обманщиком, и предателем, и преступником! Братолюбец - так нарицает его небо. Братолюбец , который много молится о народе . Уразумейте наконец, что святые на небесах усердно молятся о нас Богу!» [ 2]. Я думаю, что сие место Священного Писания не должно оставить никакого сомнения в том, что пророк Иеремия был патриотом своего народа. Хотя при жизни он, как следует из Писания, ни к какой защите Родины не призывал, а совсем даже наоборот, отговаривал от бессмысленного сопротивления. За это он был объявлен врагом и брошен в яму.

http://radonezh.ru/2022/03/14/ob-ukrains...

– Но ведь Иеремия не только бедствия, не только страдания предвозвещает – после поражения Иерусалима, в скорбные дни пленения иудеев он становится вестником их будущей радости – Божией милости, прощения, возвращения домой: Я не изолью на вас гнева Моего; ибо я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего ( Иер. 3, 12–13 ). Стало быть, Иеремия – и пророк любви Божией тоже? – Да, он и утешитель народа в бедствии. У всех ветхозаветных пророков, в том числе и у тех, у кого проповедь гнева и суда преобладает, все равно есть утешительные пророчества. Чем ближе к падению Иерусалима, тем явственнее слышим мы в проповеди Иеремии утешительные ноты. А после падения города пророк сообщает народу, уведенному в плен, что этот плен не вечен, что через семьдесят лет евреи вернутся в Иерусалим. Обратите внимание на еще одно символическое действие Иеремии – покупку поля (см.: Иер. 32, 1–16 ). Это во время осады Иерусалима, накануне поражения евреев, когда все уже рушится, а сам пророк за свои «пораженческие» пророчества по приказу царя Седекии находится под стражей. Тем не менее он совершает сделку, выкупает поле у специально пришедшего к нему родственника – по праву наследства, согласно иудейскому Закону об имущественных правах. И велит своему ученику Варуху положить обе купчие (запечатанную и открытую, как требует Закон) в глиняный сосуд, чтобы они оставались там на многие дни. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей (32, 15). Представьте, что в 1917 году кто-то стал бы продавать или покупать землю в России и тщательно прятать документы. Это примерно то же самое. В письме, которое Иеремия, оставшийся в Иерусалиме, посылает пленникам в Вавилон (см.: Иер. 29 ; речь идет о первой группе пленников во главе с Иехонией), говорится, что это не халдеи во главе с Навуходоносором переселили евреев в Вавилон, а Сам Бог – такова была Его воля: стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир ( Иер. 29, 5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Александр Македонский, по свидетельству Иоанна Мосха , перенес тело пророка в Александрию и устроил там в честь его монумент; этот монумент впоследствии возобновлен и украшен царицей Еленой. Также и Иудеи, которые при жизни пророка так преследовали его, стали благоговейно чтить святого пророка Иеремию после его смерти. Так как пророк Иеремия говорил в своих речах о прекращении феократии (3,1) и об исчезновении кивота завета (3,16); то Иудеи впоследствии стали думать, что Иеремия говорил о временном только прекращении феократии и о временном исчезновении кивота на время 70 летнего плена, и составили такую легенду, что будто пророк по взятии Иерусалима Халдеями скрыл в пещере горы Нево скинию Моисееву, кивот завета и жертвенник кадильный, сказал некоторым, что место сокрытия этих предметов «остается неизвестным, доколе Бог умилосердившись не соберет сонма народа, и тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее» ( 2Мак.2:4–8 ). Иуда Маккавей перед битвой с Никонором видел в сонном видении пророка Иеремию, украшенного сединами и славою, окруженного дивным и необычайным величием, который дал ему золотой меч и сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» ( 2Мак.15:12–16 ). Во второй книге Маккавейской Иеремия называется «братолюбцем, который много молится о народе и святом городе», т.е. Иерусалиме. §2. Особенности пророчества Иеремии по содержанию и способу изложения 1.Разности между переводом 70-ти и подлинниками книги пророка Иеремии. Пророк Иеремия есть пророк «угроз Божиих» и содержание его книги состоит преимущественно из предсказаний народных бедствий, разрушения царств и военного разгрома народов; утешительных пророчеств в его книге очень мало. Так как предсказываемые пророком Иеремией для своего отечества бедствия при его же жизни и исполнились и сам он лично претерпел эти бедствия и кроме того, вынес много страданий от нечестивых врагов своих среди Иудеев, то в содержании его речей ярко отразились личные чувства пророка, чувства скорби и печали и о своей бедственной участи, и о погибшем отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Подобное состояние пережил апостол Павел, когда был восхищен в рай 98 . При этом он не чувствовал самого себя, поскольку не мог сообразить, в теле ли он был или вне его. Его состояние ведал один Бог. Преподобный Максим Исповедник в своих “Главах о любви” разъясняет, что же в действительности происходит с человеком, удостоившимся Божественного созерцания. В десятой главе первой сотницы он говорит: “Когда влечением любви ум возносится к Богу, тогда он совершенно не чувствует ни самого себя, ни что-либо из сущих. Озаряемый Божественным беспредельным светом, он перестает ощущать все тварное подобно тому, как и чувственное око перестает видеть звезды, когда восходит солнце” 99 . Такое влечение любви и имел святой Иеремия. Именно оно послужило важнейшим условием боговидения. С другой стороны, боговидение, которое имел блаженный пророк, стало подтверждением его искренней жертвенной любви как к Богу, так и к своему народу. Такой образ пророка прекрасно изобразил преподобный Максим Исповедник в своих “Главах о любви”: “Любящий Бога не может не любить и всякого человека, как самого себя, хотя страсти тех, кто еще не очистился, и вызывают отвращение в нем. Поэтому, видя их обращение и исправление, он радуется радостью безмерной и неизреченной” 100 . Слова Иеремии: О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего (Иер 8:21; 9,1 и проч.) становятся ярким тому свидетельством. 2. Святой пророк Иеремия прообразует пришедшего во плоти Сына Я думаю, что, конечно, никто не святее Иеремии, который был девственник, пророк, освящен во утробе и самим именем прообразует Господа Спасителя. Ибо Иеремия значит: высокий Господа. Блаженный Иероним Стридонский Наступающий пятый век предуготовлял блаженному Иерониму Стридонскому весьма горячую пору. Его ожидала страстная полемика с последователями Оригена. В это же время он вступит в яростную борьбу с теми, кто отрицал превосходство девственности и монашества перед брачной жизнью.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Погиб пророк, очевидно, вскоре после разрушения Иерусалима. Ориентировочно называют цифру 580 год до рождества Христова (до нашествия вавилонян на Египет). Согласно преданию, пророк Иеремия, уведенный вместе с беглецами в Египет, был там своими же соплеменниками побит камнями за то, что не переставал пророчествовать и обличать их в непослушании воле Божией. Таким образом, его служение продолжалось около 50 лет. Уже в ветхозаветные времена пророка Иеремию почитали очень высоко. Во второй книге Маккавейской описано, как перед одним из сражений Иуде Маккавею в видении является пророк Иеремия, о котором при этом говорится, что он великий молитвенник и предстатель перед Богом за народ иудейский и за Иерусалим. Иеремия подал Иуде золотой меч, которым тот сокрушил врагов (2 Макк. 15:12–16). На вопрос Христа: « За кого почитают меня люди?» — апостолы ответили, что одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, третьи за Иеремию или за одного из пророков (Мф. 16:14). Таким образом, Иеремия стоял в народном сознании в ряду великих пророков: Иоанна Предтечи, Илии, так что и Самого Иисуса Христа за него принимали. 7.4. Значение послушания При чтении книги пророка Иеремии возникает вопрос. Не оправдывает ли противников пророка парадоксальность его требований — покориться царю Вавилонскому, и пророчеств о разрушении Иерусалима и храма Божия? Господь говорит через пророка: « Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо; ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: " слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо! " ». (Иер. 7:21–23). Следовательно, основанием для пребывания в Завете является послушание Богу. А волю Его надо исполнять так и тогда, как и когда Он этого хочет. Вспомним отказ и последующую попытку захватить землю обетованную (Чис. 14 гл.), вспомним непослушание Саула в случае с амаликитянами, о котором было сказано, что « непокорность есть [ такой же] грех, что волшебство, и противление [ то же, что] идолопоклонство» (1 Цар. 15:23). Так и здесь. Господь требует отказа от стереотипов мышления и «благочестия» ради того, чтобы из-под них оказалась вера, которая есть основание Нового Завета — « и Я буду вашим Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

«О Господи Боже (Яхве)! Я не умею говорить, ибо я еще молод.» И Яхве отвечает: «…все, что повелю тебе, скажешь.» ( Иер. 1:5–7 ). Иеремия в данном случае – уста Яхве. Момент его призвания совпадает с дарованием Божественного слова ( Иер. 1:9 ), обращенного к народам и царствам. Таким образом, он говорит так: «Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я – как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа, ради святых слов Его» ( Иер. 23:9 ). И именно слово «Яхве» делает Иеремию объектом насмешек и издевательств, но оно его поддерживает в служении пророка. Именно из него Иеремия черпает свое вдохновение. Пророк не использует слово, но служит этому слову. Чувства греха у Иеремии наиболее обострено, пророк чувствует грех, который проявляется в измене Богу, в невнимании к Слову Божию, в незнании Бога и Его промысла. Он говорит: «Даже учители закона не знают Меня, и ходите вслед иных Богов, которых вы не знаете». И в этом Иеремия кается за весь народ. «Возвратись отступница, дочь Израилева, –говорит Господь, – Я не изолью на вас гнева моего, ибо Я милостив, не вечно буду негодовать; признай только вину твою». (Иер.З, 12) Последняя тема – речь Иеремии в Храме, куда входит ряд тем, которые нужно знать, вернее их символы, которые встречаются и в других его пророчествах. Это «жезл миндального дерева» – он переводится, как бдительность; «кипящий котел» означает суд; «льняной пояс» – изничтожение, это повязка, которая символизирует его рабство (что на Христе осталось во время Его казни); «запрещение брака» – воздержание; «горшечник» – всемогущество Божие; «разбитый кувшин» – уничтожение; «две корзины смокв» – возможность выбора; «покупка поля» – дело веры; «зарытые камни» – покорение; «погруженная книга» – бедствие. Важнейшие предсказания : 1 . Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен ( Иер. 25:11 ); возвращение из пленения ( Иер. 29:10 ): восстановление Иерусалима ( Иер. 30:18 ); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос ( Иер. 31:31–34 ); объединение Иудеи и Израиля ( Иер. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Величайшей наградой для отважной женщины явилось то, что она была причислена к народу Божию. Более того, согласно Pesiqta Rav Kahana, Раав была взята в жены никем иным, как самим Иисусом Навином 125 , и их прямым потомком является пророк Иеремия: «Сказал Святой Израилю: Я сказал вам: «Предай их заклятию, хеттеев и аморреев, и хананеев» ( Втор. 20:17 ), но вы не сделали этого. Напротив, «Раав блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее, Иисус оставил в живых» ( Нав. 6:24 ). Вот, Иеремия произойдет от внуков блудницы Раав и будет вам то, что будет «тернами для глаз ваших и иглами для боков ваших» ( Числ. 33:55 ) 126 . Таким образом, тот факт, что Иисус не уничтожил полностью обитателей Ханаана, но оставил в живых большое количество населения – не только Раав и ее семейство – в последствии бумерангом ударит по Израилю: через Иеремию, потомка Раав, и его пророчества реализуется Божие наказание, предупреждение о котором содержится в книге Чисел. Если бы израильтяне строго следовали указаниям Закона, то, согласно мидрашам, им не понадобился бы и пророк Иеремия 127 . Впрочем, тот факт, что Писание обходит стороной личную жизнь Иисуса Навина, давал повод святым отцам полагать, что он был девственником и своей девственностью прообразовал Перводевственника Христа. «Иисус Навин… был девственник, ибо нигде не говорится, что он имел жену и детей» 128 . Итак, как бы там ни было в отношении Иисуса Навина, согласно иудейским источникам, от Раав произошел пророк Иеремия. Христианство идет еще дальше. Раав, наряду с другой иноплеменницей, моавитянкой Руфью – праматерь Мессии: «Салмон родил Вооза от Рахавы» ( Мф. 1:5 ) 129 . В образе Раав, по святоотеческой мысли, представлено все греховное человечество, воспринятое Христом в Его человеческой плоти. Сын Божий, восприняв природу человека, не возгнушался тем, что среди его предков по плоти была блудница Раав. Блудница, спасенная Иисусом Навином вместе с ее домом– прообраз спасенного Иисусом Христом заблудившегося, соблудившего от Бога человечества, символ божественного милосердия и человеколюбия. Спасение Раав – это спасение Церкви, собранной из грешников. «Как Иисусом Навином посланные соглядатаи спасли уверовавшую блудницу, знамением спасения дав ей вервь червлену (2:18), так апостолы Спасителя нашего древнюю блудницу, различным идолам преданную церковь , отвлекли от прежнего непотребства и сподобили вечных благ, не червленую вервь употребив знамением, но даровав ей спасение всесвятою Кровию. Посему никто да не думает, что Раав недостойна быть прообразом Церкви…» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Те гончары, что глину мнут ногами, Хоть раз бы пораскинули мозгами – Не стали б мять. Ведь глина – прах отцов. Не стоит так вести себя с отцами. Гончары знали, что он чудак. Знали, что муллы считают его вольнодумцем и говорить с ним небезопасно. Впрочем, султаны любят его. В Исфахане, Бухаре, Самарканде – всюду он почетный гость. Но говорить все-таки с ним опасно. Да и работать надо. Так думали горшечники, не поднимая глаз от гончарного круга. А поэт-астроном уходил молча, как и пришел, глядя под ноги и связывая в голове новые строки: Эти камни в пыли под ногами у нас Были прежде зрачками пленительных глаз… Точно так же, как в Бухаре заходил к гончарам в XI веке от Христова Рождества поэт и астроном Хаям, заходил к ним и живший гораздо раньше в Иерусалиме пророк Иеремия. Заходил, правда, не для отдыха, а потому что так повелел ему Бог. «“Встань, – сказал, – и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои”. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале» (Иер. 18: 2–3). Иеремия не был поэтом и астрономом. Он был пророк. Он носил в себе боль знания о будущем – о разрушении Иерусалима, – и с этой болью, с утраченным вкусом к жизни он ходил по улицам города. Смотрел, как идет дым из очагов, которые скоро остынут; как горячо спорят соседи о вещах, совершенно не важных в свете того, что случится с ними вскоре. Когда горшечник работал, Иеремия думал обо всем этом. «И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иер. 18: 4). И пока искусный человек привычно добился от глины того, чего хотел, придал ей нужную форму, было слово от Бога к Иеремии, слово, которое слышал Иеремия, но не слышал работающий гончар. «“Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? – говорит Господь. – Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему”» (Иер. 18: 6–8).

http://pravoslavie.ru/72331.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010