17. Тогда Иеремия сказал Седекии: так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонскаго; то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой. 18. Аще же не изыдеши ко кнземъ цр Вавлнска, предастс градъ сей в рц Халдейст, и пожгтъ его огнемъ, и ты не спасешис рк ихъ. 18. А если не выйдешь к князьям царя Вавилонскаго, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их. Ст. 17, 18. Царю и его дому пророк говорит то же, что говорил и всем жителям Иерусалима в стихе Иер. 38:2  (ср. Иер. 21:9 ). Аще изыдый изидеши к воеводамъ цр Вавлнска=если добровольно предашься в руки их. Иер. 38:19–23 19. И реч црь Іереміи: азъ пасенїе имамъ Ідеевъ избжавшихъ к Халдеемъ, да не предадтъ м (Халдеи) в рц ихъ, и поргаютс ми. 19. И сказал царь Седекия Иеремии: я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы Халдеи не предали меня в руки их, и чтобы те не наругались надо мною. 20. И реч Іереміа: не предадтъ теб: послшай убо словес Гдн, еже азъ глаголю теб, и лчше ти бдетъ, и жива бдетъ дша тво. 20. И сказал Иеремия: не предадут; послушай гласа Господа в том, что я говорю тебе, и хорошо тебе будет, и жива будет душа твоя. Ст. 19–23. Почему царь Седекия опасался иудеев, добровольно предавшихся халдеям? За что они могли бы «ругаться» над ним, еслибы и он, хотя и позднее их, сделал то же, что они? Если они предались халдеям, по совету пророка Иеремии, не только спасая свою жизнь, но и видя спасение всего государства в добровольной покорности Навуходоносору: то в Седекии, державшемся союза с Египтом, они должны были видеть недостойного царя, действовавшего вопреки благу своего государства. Только выдали-ли бы Седекию халдеи иудеям? Седекия, по видимому, не понимал или, по своей нерешительности, не мог успокоиться на той мысли, что халдеи и его, как его предшественника Иехонию, в случае добровольной сдачи, взяли бы в плен, но поруганиям не подвергли бы. Пророк хочет успокоить царя именно на этом пункте: не предадтъ теб, повторяя затем слово Господне, клонящееся к спасению жизни царя. Но, понимая, что царь не склонен последовать совету пророка, Иеремия более говорит о том, чего должен ожидать царь в случае, если не предастся добровольно халдеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Вернувшись в Израиль, Илия встретил Елисея, которого Господь и избрал ему в преемники. Однажды они шли вместе и когда приблизились к реке Иордану, Илия сказал: «Пока я с тобою, проси меня, о чем хочешь». Он знал, что приближается кончина его земной жизни. Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия на это сказал ему: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь». И пошли они дальше. Вдруг явилась огненная колесница с огненными конями и унесла Илию. И упала к ногам Елисея милоть, верхняя одежда пророка, и поднял он ее. Когда он возвратился в Иерихон, все узнали, что дух Илии почиет на нем. Множество чудес совершил Елисей, помогая людям в их бедах. ( 4Цар.4:1–37 ). Три великих пророка Исаия Пророк Исаия родился в Иерусалиме около 765 года до Р. Хр. Он происходил из богатой семьи, но его всегда возмущали несправедливости, которые он наблюдал вокруг себя. Он знал, что Бог не хочет того, чтобы одни страдали в тесноте и бедности, а другие проводили время в праздности и наслаждениях. Призыв Исаии Исаия был еще совсем юн, когда Господь удостоил его удивительного видения. «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы... И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!.. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня». Исаия вразумлял трех царей Иудеи. Царь Ахаз так боялся могущественных ассирийцев, что стремился все для них сделать. Он даже присоединялся к их языческим молениям и пожертвовал им своего собственного сына. Исаия увещевал Ахаза, чтобы он обратился к Богу и прекратил бояться. Он даже передал ему знамение от Бога: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Но Ахаз пренебрегал Богом и продолжал предавать Иудею в руки ассирийцев. Иеремия Пророк Иеремия родился в конце владычества царя Манассии. Отец его Хелкий был священником в Анафофе в земле Вениаминовой. Поэтому и сам Иеремия был священником. Он служил Господу по крайней мере тридцать лет – от царствования царя Иосии до падения Иерусалима, когда народ Божий пленили и увели в Вавилон. Призыв Иеремии

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Блж. Феодорит, толкуя пророка Софонию, также отмечает, что бедняки Господни люди кротки и смиренны, и есть спасаемые останцы Израилевы. Исполнение этого пророчества блж. Феодорит видит, в первую очередь, на апостолах: «И сие ясно указует нам на лик апостольский, ублажая который, Владыка сказал: блажени кротции, яко тии наследят землю ( Мф. 5:5 )» ч. V, Толк, на пр. Софонию, гл. 3]. 11.8. Пророчества об остатке Израилевом во время Вавилонского плена Наступила иудейская катастрофа. Народ иудейский уведен в Халдею в плен, некоторая часть народа осталась на земле Израиля, а иные бежали, спасаясь, в Египет. В это время пророчествует бедняк Ягве Иеремия. Подобно допленным пророкам, он называет остатком часть иудеев, уцелевших от переселения в Вавилон и оставшихся на Святой Земле. Так, строго остерегая оставшихся иудеев от попытки спастись бегством в Египет, пророк говорит: Выслушайте ныне слово Ягве, вы, остаток Иуды: так говорит Ягве Саваоф, Бог Израилев: если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, и пойдете, чтобы жить там, то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской ( Иер. 42:15–16 ). Подобным образом говорит пророк Иеремия и в других местах. Остаток Иуды – оставшиеся в Святой Земле. Но у Иеремии появляется и совершенно новая мысль – мессианское будущее он видит не за уцелевшими от плена, а именно за уведенными в плен! Пророку Иеремии дается видение двух корзин с хорошими и плохими смоквами, в котором открывается, за которой частью иудеев мессианское будущее. Ягве показал мне: И вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Ягве, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских, с плотниками и кузнецами, и привел их в Вавилон. Одна корзина была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние, а другая корзина – со смоквами весьма худыми, которых по негодности их нельзя есть. И сказал мне Ягве: что ты видишь, Иеремия? Я сказал: смоквы, смоквы хорошие весьма хороши, а худые весьма худы...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Разве Израиль раб? Или он домочадец? Почему он сделался добычею? – задается вопросом пророк Иеремия и констатирует: – Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей…» (2.14–15). Да и потомки Олега Святославича – «Ольгово хороброе гнездо» – хоть и далеко залетело в степь половецкую, но «не было оно обиде порождено, ни соколу, ни кречету, ни тебе, чръный воронъ, поганый половчине!» (с. 14). А в результате неблагочестивого похода Игоря Святославича Русская земля превращается в пустынное место: «Тогда бо по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупиа себе деляче…» (с.16). «Тоска разлияся по Руской земли; печаль жирна тече средь земли Рускыи…» (с. 18). «Уныша бо градомъ забралы, а веселие пониче» (с. 19). «А погани съ всехъ странъ прихождаху съ победами на землю Рускую» (с. 17). «А погани сами, победами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по беле отъ двора» (с. 18). В чем причина разорения Израиля египетским царем Навуходоносором, пленения и переселения иудейского царя Седекия в Вавилон в 586 г. до Р.Х.? «Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время когда Он путеводил тебя? – объясняет Израилю пророк Иеремия. – И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? И для чего тебе путь в Асирию, чтобы пить воду из реки ее?» (2. 17–18). Нил такой же символ Египта, как Великий Дон символ Половецкой степи. К нему направляет свои полки Игорь Святославич, поскольку «спалъ князю умь» и не разглядел он Божественное знамение; т. е. «очи духовные» затмило тщеславное желание князя «искусити Дону великаго». «Хочу бо, – рече, – копие приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, (…) а любо испити шеломомь Дону» (с. 11). Самовластие человека проявляется в том, что он сам, не оглядываясь на Бога, направляется свои стопы и в результате творит грех. «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» – констатирует Иеремия (10. 23). А автор «Слова» поступками князя Игоря как бы «опровергает» слова пророка, на самом же деле приводит примеры самовластия Игоря: «…А всядемъ, братие, на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону» (с. 10). «Игорь къ Дону вои ведетъ!» (с. 12). Нъ рекосте: «Мужаимеся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю си сами поделимъ!» (с. 21)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Иеремия продолжал свои обличения, говоря теперь открыто против Иоакима. Подлинный «сын Давидов» лишь тот, кто исполняет веления Божии, а нарушитель закона теряет право быть «предводителем народа Божия»: Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? Отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему было хорошо. Не это ли значит знать Меня? – говорит Господь. Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти И к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие! (22,15–17) Пророк был бы немедленно брошен к тюрьму, если б на столицу Иудеи не обрушились новые тревоги. В 605 году в битве при Кархемише Навуходоносор разгромил фараона, а вскоре венчался на царство в Вавилоне. Иерусалиму нужно было решать – сохранить ли верность Египту или перейти под власть халдеев. Иеремия выступил снова с проповедью, в которой объявил Навуходоносора «бичом Божиим», посланным для вразумления Израиля. Он требовал, чтобы Иоаким подчинился халдейскому царю (25,1–17). В декабре 604 года Навуходоносор предъявил Иоакиму ультиматум. И как раз в это время ученик пр. Иеремии Варух переписал его книгу пророчеств и публично прочел их в Храме (гл. 36). Об этом донесли царю. Он велел принести ему свиток и прочесть его. По мере того как царь выслушивал две-три строки, он брал из рук чтеца книгу, отрывал от нее часть и бросал в жаровню. Этим он хотел показать, что считает все пророчества Иеремии злокозненным бредом. Но пророк снова продиктовал Варуху пророчества, которые были еще более суровыми, чем прежние. Иеремия был арестован в Храме, его в колодках поставили, как у позорного столба. Он видел, что стал ненавистен всем: его считали врагом отечества и хулителем Храма. Ему хотелось навсегда перестать проповедовать, вернуться домой и предоставить событиям идти своим путем. Но Господь побудил его стоять до конца. Душевное состояние пророка передает его псалом: Ты влек меня, Господи, и я увлечен,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Со слов Иеремии следует, что после смерти Иосии в Иудее были вновь восстановлены «капища Ваалу в долине сыновей Енномовых» (32:35), где приносились человеческие жертвы. Широкое распространение получили культы египетских и месопотамских богов: «Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда, и сколько улиц в Иерусалиме, столько вы наставили жертвенников постыдному, жертвенников для каждения Ваалу» (11:13). Иеремия скорбит о падении нравов в городах Иудеи и на улицах Иерусалима: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияние иным богам... Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят... устами своими говорят с ближними своими дружелюбно, а в сердце своём строят ему ковы... Изумительное и ужасное совершается в сей земле, – с горечью в устах сообщает пророк,пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это» (7:18. 9:5,8. 5:30–31). Иеремия жил в судьбоносную для Палестины эпоху, когда происходил передел мира и рождались новые мировые державы. Гибель Ассирии в корне изменила расстановку сил в Передней Азии. Как уже было отмечено, в 609 году царь Иосия потерпел поражение от египтян при Мегиддо и Иудея вынуждена была платить тяжёлую дань серебром и золотом. Так продолжалось до 605 года, когда вавилонское войско царевича Навуходоносора разбило египтян при Каркемише ( Иер.46:2 ). Иудея вновь оказалась между молотом и наковальней: с одной стороны набирающий мощь Вавилон, с другой – всё ещё сильный Египет. В это время в Иудеи сильна была проегипетская группировка, к которой особенно тяготела придворная знать, и она оказывала сильное давление на последних иудейских царей. Против правящей группировки, тяготеющей к Египту, выступил пророк Иеремия. В своих пламенных речах он требовал отказа от борьбы с Вавилоном, считая её безнадёжной и ведущей к гибели. Проповедь Иеремии, предрекавшего Иудейскому государству гибель в неравной борьбе с вавилонским царём Навуходоносором II, вызывала постоянное недовольство властей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Когда Иеремию уводили, он попросил царя взять его из подземелья: «Не возвращай меня в дом Ионатана, писца, чтобы мне не умереть там». Царь приказал оставить заключенного в караульном помещении при дворце. Это спасло Иеремии жизнь. Новое место заключения было гораздо более сносным. Иеремии давали по куску хлеба в день; в условиях надвигающегося голода и это было благодеянием. Узник стал пользоваться относительной свободой и постепенно приходил в себя. К нему допустили друзей, и верный Барух снова мог быть рядом со своим наставником. И тогда-то в душе пророка пробудились новые силы и совершился разительный перелом. Четверть века говорил он только о бездне, в которую падает Иудея, теперь же, когда стало уже видно дно этой бездны, пророк впервые заговорил о спасении. Он даже выразил свои надежды во внешних действиях. При посещении родственника, к изумлению всех, он пожелал заключить формальный договор о покупке земли в Анатоте. Документ был составлен по всем правилам, и Иеремия попросил Баруха сохранить запечатанный свиток. Что могло это значить? Как можно было думать о каких-то участках, когда мало кто надеялся сохранить и самую жизнь? Пророк во всеуслышание объяснил свой поступок: «Так говорит Ягве Саваоф, Бог Израилев: дома, и поля, и виноградники снова будут покупать в этой земле». Перспектива эта представлялась столь несбыточной, что Иеремия должен был сослаться на прямое веление Божие. Сущий хотя и определил изгнание Своему народу, но Он же и вернет его после покаяния обратно. Вероятно, к этому времени относится и пророчество Иеремии об «Отрасли Давидовой» — Мессии. «Вот наступят дни, — сказал Ягве, — когда Я восстановлю для Давида праведную Отрасль, и он воцарится как царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. В дни его Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно» [ 2 ]. Националистов не интересовало это далекое будущее. Они были недовольны, что Иеремия снова начал действовать и говорить, и, решив навсегда разделаться с ним, потребовали от царя его казни. «Он ослабляет руки воинов, остающихся в этом городе, и руки всего народа, говоря им такие слова. Этот человек не блага желает народу своему, а бедствия», — говорили военные. «Он целиком в ваших руках, — растерянно отвечал Седекия, — я ничего не могу делать без вашей воли». Но все же пролить кровь пророка никто не решился. Покончить с ним решили иначе. Во дворе караульного помещения находилась глубокая яма; когда-то в ней была вода, но теперь высохла, и дно ямы наполнилось жидкой грязью. Туда на веревках опустили Иеремию и оставили умирать от голода и жажды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«И сказал я: о Владыка мой Ягве! Неужели Ты только обманывал этот народ и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас», а между тем меч доходит до души?» (Иер 4, 10). Как мучительно говорить это людям, едва только вкусившим радость освобождения! Но пророк не в силах противиться внутреннему голосу. Ему остается лишь оплакивать свой народ, страну и себя в жалобной песне: Утроба моя, утроба моя! Стонет сердце мое, не могу молчать. Ибо слышишь, душа моя, звук трубы и крики сражения… Мрак застилает глаза пророка, все вокруг погружается в пучину гибели. Гляжу я на землю и вот на ней разгром и запустение, На небеса и нет в них света. Гляжу на горы — и вот они сотрясаются, и все холмы колеблются. Иер 4, 19-24   Увы! Никаких уроков не извлекла Иудея из судьбы своей «сестры» — Северного царства. Теперь израильтянам дается последний день для покаяния; Север и Юг должны, объединившись, пойти по пути покаяния и исправления. «Возвратитесь, дети-отступники, — говорит Ягве, — ибо Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на гору Сион» (Иер 3, 14). Хотя Иеремия и разделял веру в мировую миссию Иерусалима, но он меньше всего думал, что для этого достаточно культовой реформы. Если люди обратятся к Богу со всей искренностью, то внешние символы богопочитания окажутся даже излишними: В те дни не будут говорить больше: «Ковчег Ягве, Ковчег Ягве!» Он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и уже не станет его. Иер 3, 16)   Пророчество Нафана исполнится, но исполнением его явится не освобождение Израиля от иноземных врагов, а сила его веры, которая просветит человечество: «В то время назовут Иерусалим престолом Ягве, и все народы ради имени Ягве соберутся в Иерусалиме и не будут более поступать по упорству злого своего сердца» (Иер 3, 17). Как страстно должен был желать пророк, чтобы эта вселенская Пятидесятница свершилась на его глазах! Но толпа, опьяненная политическими успехами, осталась глуха к его призыву: никто не любит, когда ему открывают глаза на его заблуждения; Иеремия же не был демагогом и не умел льстить народу. Во имя Израиля он начал борьбу с самим Израилем и не замалчивал его грехи, потому что хотел спасти его. Патриоты возмущались его речами, предпочитая слушать тех пророков, которые от имени Ягве сулили им новые победы. Между тем Иеремия больше, чем какой-либо из пророков, любил свой несчастный народ и многострадальную землю. Такая же суровая любовь позволила Данте назвать Италию рабой и домом разврата.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010