В 605 Вавилонский царь Навуходоносор, – этот сильный «древний враг с севера», – победил при Кархамисе фараона Нехао, но по печальным семейным обстоятельствам должен был возвратиться на родину. Для пророческого взора победа Навуходоносора была не только началом конца, но как бы уже самым концом Иудейского царства. С этого времени пр. Иеремия считает самый плен народа. Он произносит свою знаменитую речь, которая является как бы пророческою программою всемирной истории или схемою мировых событий (гл. 25). Он положительно говорить, что за непослушание Израиля законам Иеговы и пророкам, его «вся земля будет пустынею и ужасом; и народы её будут служить царю вавилонскому 70 лет. И будет: когда исполнятся 70 лет, накажу царя вавилонского и тот народ, – говорить Господь,– за их нечестие, и землю халдейскую, и сделаю ее вечною пустыней» (25:11–12). Пророческий взор обнимает не только судьбы Иудейского народа, но и всех других царств (25:13–28, 46–51).– Так как божественный приговор над нечестивым, закоснелым народом был произнесен и оставался не изменен, то собственно миссия пр. Иеремии была уже окончена. И Господь повелел ему записать в книжный свиток то, о чем он проповедовал: «Может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать ему, чтобы они обратились каждый от этого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их» (36:3). Иеремия исполнил это повеление Господне при содействии ученика своего Варуха (36:4, 32). Но и после этого пр. Иеремия не мог прекратить своей деятельности «И подумал я: не буду я напоминать о Нем (т.е. об Иегове) и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истощился, удерживая его, и не мог " (20:9). Итак, пророк не мог противиться любви к людям, горящей, как факел, в его сердце, и шел проповедовать. Кроме того, в миссии пророка стояло не только искоренять и разорять, губить и разрушать, но и созидать и насаждать (1:10). Цель дальнейшей деятельности пророка и заключалась в том, чтобы среди предреченного к политической смерти народа насадить и возрастить зерно истинно верующих в Иегову, создать и укрепить тот «остаток» народа, в котором был бы залог будущего спасения его, а затем, насколько возможно, помочь и всему народу: избавить его от бесполезных страданий вследствие его упорства и дурной политики, сохранить в целости его святыни и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Однако Иеремии предстояло взойти и еще на одну ступень подвижничества — на ангельский путь безбрачия. Ветхозаветные евреи не знали такого пути; брак воспринимался как Божественная заповедь. Особое значение в браке отводилось чадородию. Иеремия, как известно, имел наследственное священство. Он должен был стать в своей родословной связующим звеном с будущим поколением в передаче семейной святыни. Однако ж он услышал противоположное о себе определение: И было ко мне слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем (Иер 16:1–2). Суровым было повеление Божие. Тяжелой оказалась данная ступень, что еще более усугубляло внутреннюю драму пророка. У него не оказалось даже того, на что имел право каждый еврей. Не с кем было поделиться выпавшими страданиями, поскольку не было своего собственного тыла, домашнего теплого очага, где бы можно было получить нежную супружескую любовь. Наконец из груди страдальца вырвался один из самых тяжелейших воплей, запечатленных на страницах Библии: Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: “у тебя родился сын”, и тем очень обрадовал его (Иер 20:14–15). Выдержал ли эти испытания блаженный страдалец? В хоре церковного предания различаем мы голос святого Феодора Студита: “Никто из святых не отчаивался при продолжительности испытаний и не изменялся при постоянстве скорбей” 24 . Наконец, утомленный страданиями отшельник, собрав все свои силы, воскликнул Богу: Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! (Иер 16:19). 2. Святой пророк Иеремия перед народом Божиим. Внешняя драма О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. Иер 9:1 2.1. Иеремия — мать Иерусалима Мать рождает и воспитывает своих чад. Своими нежными чувствами она окружает ребенка, заполняя его эмоциональные емкости. Всей своей жизнью она служит ему; все радости чада, которые встречаются в его жизни, становятся ее собственными, все его скорби и страдания пронзают и материнское сердце. Материнский образ следует дополнить красками воительницы, заступницы, когда при виде угрожающей ребенку опасности мать становится подобной неукротимой львице.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

4. И рекоша црю: да умретъ члвкъ той, к сей разслаблетъ рц мжей воюющихъ ставшихс во град, и рки всхъ людей, глагол к нимъ по словесемъ симъ: к человкъ сей не проповдаетъ людемъ симъ мира, но токмо 4. Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такия слова. Ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. 5. И реч црь Седекіа: с той в ркахъ вашихъ: понеже не можаше црь против имъ. 5. И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам. 6. И взша Іеремію, и ввергоша его в ровъ Мелхіинъ, сна царева, же бше во двор темничнмъ: и свсиша его ужами в ровъ, в ров же не бше воды, но тина, и бше в тин Іереміа. 6. Тогда взяли Иеремию, и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь.  – Ров Малхии был подобен тому рву или яме, в которой Иеремия сидел в доме Ионафана книгочия (ср. Иер. 37:16 ), и находился во дворе стражи, следов. рядом с царским дворцом (ср. толков. на Иер. 32:2 ). О цели, которой хотели достигнуть, ввергая сюда Иеремию, можно судить по первым словам речи, с которою обращаются к царю вельможи, слышавшие то, что говорит Иеремия народу. Да умретъ человкъ той: они хотели замучить его до смерти, которой пророк опасался уже и прежде, в доме Ионафана (ср. Иер. 37:20 ). Что сей разслаблетъ рц мжей воюющихъ, ставшихс во град, и рки всхъ людей, – это правда: пророк Иеремия не ободрял иерусалимлян к упорному сопротивлению халдеям; он советовал иудеям добровольно сдаться вавилонскому царю. Но что такой совет клонился не к благополучию, а во зло народу, – это было ложное заключение самих доносчиков. Ср. Иер. 21:9 . Сафаніа, сынъ Наань (=Ват. и Александр. сп. и Альд. изд.). Первое имя, согласно с евр., читается в сирском с гекзапл Оригена переводе: Сафатиа. Вместо «Нафань» в Комплют. изд., согласно с евр., читается Μαϑν, каковое чтение воспроизведено также и в сирско-гекзаплском переводе. – Имя лица, по слав.-греч. как здесь, так и в Иер. 37:3  называемого Иоахалом, по русскому переводу здесь произносится: Юхал, а в 37 гл. – Иегухал. Первая форма русского перевода есть сокращение второй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Таково яркое и несколько странное для древних иудеев пророчество Софонии – «ам», народ Божий времен Мессии, не блистательный народ, сильный и славный среди гоев-язычников, а наоборот, народ смиренный и простой; община Мессии – это не сильные и славные земли, а смиренные, не воины и вельможи Ягве, а бедняки. 10.3. Иеремия – бедняк Ягве Словам пророка Софонии скоро явилась прекрасная иллюстрация. Еще жив Софония, и вот приходит новый пророк, младший его современник – Иеремия. Иеремия – бедняк и обличитель. Мог бы спокойно служить себе священником, но не мог! – жизненный путь определен совсем другой. Чуткая, нежная душа в неистовом обличителе. Бедняк, ходящий по Иерусалиму. Бедняк Ягве, противостоящий вельможам и царским пророкам. Иеремия, пророк-бедняк – прообраз и провозвестник Мессии-бедняка. 10.4. Пророчество Захарии о Царе кротком От общины бедняков Ягве пророческий взор переходит, наконец, к Ожидаемому народами ( Быт. 49:10 ), и Он – Царь Кроткий! Один из последних иудейских пророков Захария во времена строительства второго храма, когда в смирении и бедноте вернувшиеся из Вавилона иудеи начали строить новую жизнь на родине, на земле отцов, возвещает возрождающемуся городу: Ликуй от радости, дщерь Сиона, Торжествуй, дщерь Иерусалима: се царь твой грядет к тебе, Праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице И на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9:9 ). На ослице и на молодом осле входит в Иерусалим мессианский Царь – бедняк, Царь кроткий, чтобы собрать бедняков Ягве; это они – дщерь Сиона; это они – дщерь Иерусалима, это им ликовать от радости, только они, бедняки Ягве, могли торжествовать при входе Царя кроткого, Бедного, но умного Юноши ( Еккл. 4:13 ). Это Он из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным ( Еккл. 4:14 ), выйдет на царство для бедных. Это Он скажет с гневом: ... горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение ( Лк. 6:24 ). Это Он предостережет: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие Мф. 19, 23–24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сыновья Ионадава, сына Рехавова, выполняют заповедь отца своего, которую он заповедал им, а народ сей не слушает Меня... За то дому Рихавлю так сказал Иеремия [ст.18 – 19]: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, – за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни. Между людьми пречасто случается, что дети строго выполняют приказ или заповедь отца своего; между тем как мало таких, которые бы с точностию выполняли заповеди Отца Небесного. 36 глава. Варух записывает слова пророчества из уст Иеремии пророка, сидевшего в темнице, и прочитывает их в преддверии новых врат дома Господня в слух всех людей. Некто Михей докладывает царю о пророчествах, записанных Варухом, – о завоевании царем Вавилонским земли Израильской. Варуха призывают и спрашивают, откуда он взял эти слова. Тот отвечал, что Иеремия пророк от уст своих послал ему все словеса. Иоаким, царь Иудейский, сжег листы, на которых записаны были слова пророчества. Господь разгневался на это и изрек плачевную судьбу Иоакиму, повелев на новом свитке опять написать то же, что было прежде. Глава 37. Дивны дела Господни: к наказанию людей Небесный Судия – Бог, употребляет как орудия (не стесняя, однако же, свободы, тех же людей) или насекомых, или голод, или огонь – всех и все с одинаковою властию и силою. Все покорно Ему как Господу. Иеремия сидит в темнице, которая сделана в доме Ионафана-книгочия. Пророк просил царя не ввергать его в нее, чтоб ему не умереть; вероятно, в ней было очень дурно. Но его не послушали и повергли в нее, давая ему извне один хлебец на день. Глава 38. Некоторые из знатных иудеев слышали, что пророчил Иеремия, именно: что оставшийся в городе умрет от меча, голода и мора, а убежавший к халдеям будет жив и что город будет предан Богом царю Вавилонскому. Царю сказали, что этот человек должен умереть, потому что он расслабляет руки людей сражающихся оставшихся в городе, и не предсказывает мира, а только одни несчастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

При всем идолопоклонническом извращении, народ все-таки в крайности полагал свое упование на Иегову, надеясь, что Он окажет ему защиту против могущественнейшего врага. Народ находился в крайнем возбуждении, и в опасении за свое будущее, стекался на храмовую площадь, как будто бы там можно было найти верное убежище. При этом приносились многочисленные жертвы, многие надевали грубые волосяные одежды, посыпали голову пеплом, как бы надеясь этими знаками скорби отвратить надвигающееся бедствие. Иеремия повелел своему верному ученику Баруху записать ту пророческую речь, в которой он несколько лет пред тем предсказал о непреодолимой силе тогда только-что возникавшего халдейского царства, пророчествуя, что все народы кругом Иудеи и она сама подвергнутся игу его. Когда Варух занес это пророчество в свиток, Иеремия велел ему открыто прочитать содержите свитка пред храмом в присутствии собравшегося народа столицы и страны. Отсюда народ должен был узнать, что надвигающуюся опасность пророк уже предвидел и предвозвещал раньше. Иеремия надеялся этим пробудить в народе сознание своей виновности и заставить его всем сердцем обратиться к Богу. Сам пророк почему-то не мог выступить с проповедью, вследствие чего и заменял его Варух. Но этот последний сначала не решался приступить к этому делу, опасаясь худых для себя последствий. Содержанием речи ему, очевидно, приходилось увещевать собравшийся народ к покорности Навуходоносору, между тем как народ собрался у храма для того, чтобы молить об избавления от этого бедствия. В таком затруднительном положении Варух воскликнул: «горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя» ( Иер. 45:3 ). На это Иеремия отвечал ему полуукоризненно, полунежно: «так говорит Господь: вот, что я построил, разрушу, и что насадил, искореню, – всю эту землю. А ты просишь себе великого: не проси». Всякий отдельный человек во время столь тяжких переворотов и бедствий должен жертвовать собою. Варух наконец согласился и принял на себя данное ему поручение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Сначала Седекия года три оказывал покорность царю вавилонскому ( Иер.51:59 .); потом приступил к союзу, образовавшемуся против Навуходоносора. Когда пришли в Иерусалим послы от Эдома, Моава, Аммона, Тира и Сидона, чтобы договориться с царем и советниками его об общих мерах к свержению тягостного для всех ига Халдеев: тогда Иеремия получил повеление от Господа возложить на шею деревянное ярмо, послать такое же ярмо к царям сих народов и царств и сказать им, что Иегова отдает все земли сии в руку Невухаднецара, царя вавилонского, и что народ, который не преклонит своей шеи под ярмо царя вавилонского, истреблен будет рукой его. Такт, же говорит он и Седекии, не вразумившемуся примером своего предшественника, и советникам его: «преклоните шею свою под ярмо царя вавилонского, и служите ему и народу его, и живите, – зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Иегова о том народе, который не будет служить царю вавилонскому»? И священникам и всему народу говорит пророк: «не слушайте слов пророков своих, которые вам говорят: «вот уже скоро возвращены будут из Вавилона сосуды дома Иеговы»; они вам ложь предрекают. А если они пророки, и если у них есть слово Иеговы; то пусть умолять Иегову воинств, чтоб вещи, оставшиеся в доме Иеговы и в дом царя иудейского и в Иерусалиме, не перешли в Вавилон. Ибо так говорит Иегова воинств о сих вещах: в Вавилон будут отнесены и там останутся до того дня, когда Я взгляну на них, и велю возвратить их на место сие» (гл. 27). Однако ложные пророки продолжали свое дело, и один из них, именем Анания из Гаваона, публично говорил в храме: «Спустя два года я возвращу на место сие все сосуды дома Иеговы, которые Невухаднецар царь вавилонский взял из сего места и перенес в Вавилон, говорить Иегова, и царя Иехонию и всех переселенных в Вавилон я возвращу на место сие; ибо сокрушу ярмо царя вавилонского». Когда Иеремия стал опровергать его, Анания снял с его шеи деревянное ярмо и разбил, говоря: «так Иегова сокрушит ярмо Невухаднецара царя вавилонского, и через два года снимет его с шеи всех народов». Тогда Иеремия делает себе ярмо железное и, ставши пред Ананиею, говорит: «ты сокрушил ярмо деревянное, но я возложу железное ярмо на шею всех народов сих, говорить Иегова. А тебя свергаю с лица земли, в сем же году умрешь: ибо ты произнес возмущение против Иеговы». И умер лжепророк Анания в том же году в седьмом месяце (гл. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

к) ( II Nap. XXXV, 9 ) – из начальников левитов. Он пожертвовал левитам для жертвы пасхальной овец пять тысяч и пятьсот волов. Во II кн. Ездры ( II Eзд.I, 9 ) вместо Шемаия читается: Самей и в пожертвовании – семьсот волов; л) ( I Eзд. VIII, 13 ) – из глав поколений, из последних сыновей Адоникама, возвратившихся в царствование Артаксеркса с Ездрой из Вавилона; м) ( I Eзд. X, 21, 31 , Неем. Х, 8 ) – из давших обязательство возвратить своих жен иноплеменных; н) ( I Eзд. III, 29 ) – сын Шехании, сторож восточных ворот храма, из чинивших стену Иерусалимскую; о) ( Heeм. VI, 10 ) – сын Делаии, сына Мегетавелова. Когда возобновление стены Иерусалимской (совершенное в пятьдесят два дня) приходило уже к концу, некоторые из врагов Неемии хотели под видом доброжелательства вызвать его от работ, может быть, с злым умыслом даже относительно личной его безопасности. В числе таких доброжелателей был Шемаия. Когда пришел к нему Неемия, он заперся и сказал: пойдем в Дом Божий, внутрь храма и запрем за собою двери храма, потому что приидут убить тебя, и приидут убить тебя ночью. Но Неемия не принял услуг Шемаии; п) ( Heeм. XII, 6, 18 ) – из возвратившихся из плена с Зоровавелем; р) ( Heeм. XII, 34 ) – из начальствующих в Иудее при освящении возобновленной стены Иерусалимской при Ездре и Неемии; с) ( Uep. XXVI, 20–23 ) – отец Урии, из Кариафиарима, который именем Господа пророчествовал, при царе Иоакиме против Иудеи, точно такими же словами, как Иеремия. Князья и народ были возмущены обличениями и пророчеством Иеремии и требовали от царя смертной казни пророку. Та же участь угрожала Урии. Царь искал умертвить его. Урия скрылся в Египет. Но посланные царем вывели Урию из Египта и привели его к царю Иоакиму, и он умертвил его мечом, и бросил труп его, где были простонародные гробницы. Иеремия был спасен Ахикамой, сыном Сафана. См. Иеремия . т) ( Uep. XXIX, 24–32 ) – нехеламитянин, из Вавилона. Сей Шемаия возмущал иудеев против пророка Иеремии и в этом смысле посылал письма в Иерусалим к народу, священнику Софонии и ко всем священникам. Так, между прочим он писал Софонии: Господь поставил тебя священником, чтобы ты был между блюстителями в Доме Господнем за всяким человеком, неистовствующим и пророчествующим, и чтобы ты сажал такого в темницу и в колоду: почему же ты не запретишь Иеремии пророчествовать у вас? Софония прочитал это письмо вслух пророку Иеремии. Пророк Иеремия именем Божиим изрек грозный суд на Шемаию за то, что присваивает себе звание пророка, которого не был удостоен от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

И вот с этого времени начинается особенно тяжелая жизнь для пророка – невыразимые страдания как физические, так и нравственные. Утвердившись на престоле, Навуходоносор в 601–600 г. подчинил себе Иудею ( 4Цар.24:1 ). Но Иудейский царь Иоаким только три года оставался верным Навуходоносору, а затем отложился. Навуходоносор явился под стенами Иерусалима (в 597 г.), чтобы наказать восставших. Иоакима в это время уже не было в живых, и престолом владел сын его Иехония. Навуходоносор взял его и многих «сильных земли» в плен; при этом также были захвачены сосуды и различный драгоценности из храма и дворца ( 4Цар.24:12–16 ). Воцарился Седекия. Он, по-видимому, был человек добрый, но до крайности слабохарактерный. Он высоко уважал пр. Иеремию, но не имел решимости следовать его указаниям. При нем получили особую силу князья, ложные пророки и беззаконные пастыри. Под влиянием речей пр. Иеремии царь Седекия выражает чувства покорности вавилонскому царю: сначала посылает послов к нему, а затем идет и сам (29:3, 51:59). Иеремия, пользуясь случаем, посылает переселенным с Иехонией иудеям в Вавилон послание (29:3), где убеждает их спокойно жить и добровольно служить вавилонскому царю. В знак неизбежности плена, вопреки ложным пророкам, Иеремия носит узы и ярмо (27:2). Однако слабый царь не устоял и под влиянием князей заключил союз с Египтом, отложившись от вавилонского царя. Последний двинул свои войска к стенам Иерусалима и осадил его. Осада продолжалась 1½ года (52:4... 39:1, 4Цар.25:1 ). В это время страдания пр. Иеремии достигли высшей точки напряжения. Он предсказывает о скорой гибели Иерусалима и храма (34, 22) и хочет удалиться из преступного города в землю вениаминову; но когда он был в воротах города, то был схвачен и посажен в темницу, как дезертир (38:13...), а затем его бросают в грязную яму. Но прор. Иеремия не умолкает. Поражая нечестивых, он утешает боящихся Господа. «И ты, раб мой Иаков, не бойся,– говорит Господь,– и не страшись Израиль, ибо вот Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будете жить спокойно и мирно, и никто не будете устрашать его» (30:10). Словом, вавилонским пленом история израильского народа не оканчивается; наоборот, для него предстоит новая лучшая жизнь. Тогда Господь заключит с людьми новый совершеннейший завете (31:31034). Праведная Отрасль Давида тогда встанет во главе народа, и люди скажут (23:5–6): «Господь – оправдание наше!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о них, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, и возвратятся они из земли неприятельской»... ( Иер.31 ). «И напою я душу утомлённую, и насыщу всякую душу скорбящую» ... – прозревает затем в таинственном откровении Боговдохновенный пророк – величайшее утешение мира: пришествие в мир Спасителя... «Вот наступят дни, – говорит Господь, – когда Я исполню слово благое, которое Я дал дому Израилеву и дому Иудину. В те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни спасён будет Иуда, и Иерусалим будет жить безопасно; и сие есть имя, которым нарекут Его: Господь – оправдание наше!» ( Иер.33:14–16 ). Между тем и для Седекии увещания пророка оставались гласом, вопиющим в пустыне... Подобно царям предшественникам своим, вместо того, чтобы вразумиться словами Иеремии об исправлении пути своего и о покорном перенесении наказания Божия за грехи народа, он продолжал творить беззакония и также поверил лжепророкам, ублажающим народ обещаниями скорого освобождения от власти царя Вавилонского, и отказался платить ему дань. Иеремию же за обличения его 1 велел бросить в глубокий тинистый ров... Погруженный в тину по самую шею, едва не погиб Иеремия, но, встретив защитника в одном из приближённых царя, по имени – Авдемелехе, был извлечён из ямы и отведён в темницу 2 . Между тем слова его не замедлили исполниться. Иерусалим был осаждён царём Вавилонским, жители подверглись всем мукам голода во время продолжительной осады, и город наконец был взят. Сыновья Седекии в глазах его были умерщвлены; сам же Седекия, которому выкололи глаза, был в цепях отведён в Вавилон. Храм в городе был разрушен, жители уведены в плен; Иерусалим опустел, в стране Иудейской остались одни земледельцы, да пастухи... В то время, когда началось разрушение города, но прежде запустения церковного, освобождённый Иеремия взял скинию, устроенную Моисеем, и кивот завета со скрижалями, и при помощи священников и левитов отнёс эту святыню на гору Нафан, с которой открылась перед Моисеем обетованная земля... Здесь, положив в пещеру горы ковчег завета и алтарь кадильный, Иеремия заградил камнями вход в неё. Предание передаёт слова его, сказанные при этом случае священникам: «Господь отошёл от Сиона на небо и опять придёт с силой; а это будет, когда все народы станут поклоняться древу. Тогда Моисей вынесет из пещеры кивот завета, и Аарон разогнёт скрижали закона» ... Таким же образом скрыл Иеремия и огонь, постоянно со времён Моисея горевший в храме Иерусалимском; он скрыл его на дне глубокого и безводного колодца для того, чтобы Иудеи, по возвращении из плена Вавилонского, снова возожгли этот огонь в храме, который им предстояло построить.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010