4. И се нын разршихъ т узъ, же на рк твоею: аще ти есть добро ит со мною в Вавлнъ, поид и полож очы мо на т: аще же ни, стани зд. се вс земл пред лицемъ твоимъ есть: что изволиши: и аможе восхощеши ит, там ид: 4. Итак вот, я освобождаю тебя сегодня от цепей, которыя на руках твоих: если тебе угодно идти со мною в Вавилон, иди, и я буду иметь попечение о тебе; а если не угодно тебе идти со мною в Вавилон, оставайся. Вот, вся земля перед тобою; куда тебе угодно, и куда нравится идти, туда и иди. 5. Ивозвратис к Годолїи, сн Ахїкамов, сн Сафаню, егоже постави црь Вавлнскїй в земл Ідин, и жив с нимъ сред людей, во всхъ благихъ пред очима твоима, еже ходити, и ход. и дад ем архїмагіръ пищ и дары, и пст его. 5. Когда он еще не отошел, сказал Навузардан: пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова, котораго царь Вавилонский поставил начальником над городами Иудейскими и оставайся с ним среди народа; или иди, куда нравится тебе идти. И дал ему начальник телохранителей продовольствие и подарок, и отпустил его. 6. И прїиде Іереміа к Годоліи сн Ахїкамов в Массифаъ, и сде сред людей своихъ ставшихс на земл. 6. И пришел Иеремия к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и жил с ним среди народа, остававшагося в стране. Предложение Навузардана Иеремия, в первой своей части (стих Иер. 40:4 ), направлено, очевидно, к тому, чтобы склонить пророка к переселению в Вавилон. Навузардан продолжает свою речь к пророку уже после того, как Иеремия своим молчанием в ответ на первую часть предложения довольно ясно дает понять, что он не хочет идти в Вавилон. Начальник телохранителей тогда соглашается оставить пророка под защитою Годолии. Обе части речи оканчиваются одинаково предложением идти и жить там, где хочет пророк. По воле повелителя халдеев, Иеремии не должно было делать насилия, а должно быть оказано благосклонное внимание (ср. Иер. 39:11  и сл.). Когда он еще не отошел ( Иер. 40:5 ): соответствующее евр. чтение допускает другой перевод, который по видимому лежит в основе и перевода 70 толковников: «он (Иеремия) еще не отвечал, и (сказал ему Навузардан): пойди к Годолии...». Смысл первого из этих предложений у 70 толковников выражен словами: ε δ μ= аще же ни... – В Массифаъ (стих Иер. 40:6 , также Иер. 40:8, 10, 12, 13, 15, 41:1, 3, 10 )=греч. Комплют. Μασσηφϑ, согласно с греческим Ватик. произношением того же имени в 1Цар. 7:5, 6, 11, 12, 16, 10:17 . Это произношение (=евр. ), вероятно, древнее другой формы Μασσηφ (=евр. масор. , принятой в настоящем месте по Ват., Александр. и Альд. текстам и в Суд. 10:17, 11:11, 34 по слав.=Александр. Альд. текстам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Конечно, как пророк и священник, Иеремия должен был знать обрядовой закон Моисея, и как показывают слова его в 17, 26; 31, 14; 33, 11 и 18, не только знает его, но и все упорядочиваемые им жертвы причисляет к тем благодатным дарам, какими Израиль будет пользоваться в благодатное время Мессии. И в приведенных словах 7, 21–23, Иеремия нимало не отрицает богоучреждённости культа, чего он не мог бы сделать без противоречия себе: в своей речи к народу Иеремия говорит не о культе закона Моисеева, который вполне соответствовал заповеди Иеговы и входил в круг того «пути», по которому должен был ходить народ еврейский, чтобы ему было хорошо, но о современном бездушном культе, о формальном почитании Иеговы наряду с Ваалами. Здесь речь пророка обращена к тому народу, который поставил мерзости в доме Господнем (7,30), который устроил высоты Тофета в долине сынов Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Господь не повелевал и что на сердце Ему не восходило (7,31); к народу, дети которого собирают дрова, отцы разводят огонь и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам (7,18). Этим почитанием иных богов рядом с Иеговой была нарушена вся основа союза, которая и состояла в том, что, говоря словами пророка, «Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», а не выражалась выполнением обрядовых предписаний, как это думал народ. Эту мысль Иеремия хочет доказать самой историей Синайского законодательства. Согласно с толкованием лучших экзегетов, слова «слушайтесь Моего гласа» и имели напомнить Исх.19,5 и указывали на законодательство Десятословия, обращённое ко всему народу по прибытии его к Синаю. Равным образом и выражение: «Ходить во всяком пути, который Я заповедаю вам» во всём Ветхом Завете встречается ещё только раз во Втор.5,30, именно, в заключении повторения тоже Десятословия, сделанного Моисеем. Таким образом, то и другое выражение пророка Иеремии ясно свидетельствует, что слова его, сказанные в 7, 21–23, имеют отношение именно к факту Синайского законодательства, когда Бог из туч и грома непосредственно говорил к народу и когда, действительно, не было сказано ни слова о жертве и всесожжении: тогда выражены были только основные нравственно-религиозные условия союза...

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Отцы наши грешили, их уже нет, А мы несем наказание за беззакония их. 418 В указанном месте книги пророчеств Иеремия говорит, что с наступлением нового завета «уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей оскомина на зубах», но каждый будет умирать за свое беззаконие». Иеремия осуждает эту распространенную в его время поговорку. Отсюда, он, будто бы, не мог сказать приведенных слов 7 стиха 5 главы книги Плач. Но в том же ли смысле употребляется в книге Плач рассматриваемое изречение, в каком оно ходило в народе, и в каком оно осуждается Иеремией? В народе оно имело такой смысл: «невинные дети должны нести ответственность за грехи своих отцов». Седьмой стих пятой главы, следовательно, только в том случае подтверждал бы мнение о не подлинности книги Плач, если бы говорящие представляли в нем самих себя совершенно неповинными в бедствии. Такая мысль однако же чужда книге Плач. Сознание виновности, по вышесказанному, составляет один из главных мотивов этой книги. По элементарным правилам экзегетики, (Пл.5:7) нужно объяснять в связи с контекстом речи, а, следовательно, и с теми местами, где говорится о виновности народа. В этой же связи 7 стих пятой главы получает такой смысл: «отцы наши согрешили, и вот, мы должны нести наказание не только за свои грехи, но и за их» (ср. Исх.20:5 ; 4Цар.23:26 ). Понимаемое в таком смысле, изречение 7 стиха не только нимало не противоречило бы воззрениям Иеремии, но стояло бы в полном согласии с ними. Иеремия прямо говорит: «отцы ваши оставили Господа, а вы делаете еще хуже, чем они» ( Иер.16: 11, 12 ). Другое противоречие представители рационалистической критики указывают между (Пл.2:9): Не стало закона, И пророки ее не сподобляются Видений от Господа и ( Иер.42 :, 4, 9 и д.), где говорится об откровении, бывшем Иеремии после разрушения Иерусалима. 419 Насколько однако же несостоятельно это возражение, можно судить уже потому, что даже Кениг, противник подлинности, и тот говорит, что изречение (2:9) «не стоит в противоречии с ( Иер.42:4 , 9); так как в нем разумеются такие пророки, которые занимали средину между истинными и ложными, и пред которыми выставлял свое превосходство пророк ( Ам.7:14 )». 420 Хотя с последней половиной замечания Кенига – совсем не обоснованной – нельзя согласиться, тем не менее никакого противоречия с свидетельством книги Иеремии в рассматриваемом месте книги Плач нет. Слова 9 стиха 2 главы допускают такое объяснение, после которого никакого противоречия с ( Иер.42:4, 9 ) в них не остается. Как можно судить по общему смыслу этого стиха, в нем идет речь о пророчествах, какие бы могли служить для народа утешением в бедствии. А между тем ничего утешительного в откровении 42 главы книги Иеремии нет. Вот почему Иеремия – если бы он был автором книги Плач – даже и после откровения 42 главы мог сказать, что «пророки не получают видений от Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Ст. 1, 12. В девятый год царствования своего... пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его,... усилился голод в городе... И взят был город,... и царь ушел дорогою к равнине,... и настигли его на равнинах Иерихонских,... и отвели его к царю Вавилонскому... И сыновей Седекии закололи пред глазами его; а самому Седекии ослепили глаза,... и отвели его в Вавилон... пришел Навузардан,.. слуга царя Вавилонского.,.. И сжег дом Господень,... и все домы в Иерусалиме.... и стены вокруг Иерусалима,... народ, оставшийся в городе... и прочий простой народ, выселил Навузардан... Только несколько из бедного народа земли оставил... Этот краткий и сжатый очерк последней судьбы народа Божия и его столицы современные пророки Иеремия и Иезекииль дополняют следующими печальными подробностями, которые предшествовали сему событию, сопутствовали ему и за ним последовали. События, предшествовавшие падению царства Иудейского. С восшествием на египетский престол сильного и могучего царя Вафрия 694 (у Геродота – Априс, – внук Фараона Нехао), легкомысленный Седекия заключает с ним оборонительный союз против Вавилонян и увлекает в этот союз Сирийские народы, а также Моавитян и Аммонитян 695 . Но, прежде, чем окреп этот союз, Седекия, для отвода, отправляет в Вавилон посольство с изъявлением верноподданичества 696 , и даже сам с этой целью туда путешествует 697 . Но потом он отказывает Навуходоносору в подчиненности и дани 698 , несмотря на свою клятву в верности именем Бога 699 . Ложные пророки поддерживают безумные надежды вероломного царя Иудейского и его народа; но Иеремия надевает хомут и носит его перед всеми, в знак близкого порабощения царю Вавилонскому, и таковые же хомуты посылает союзникам Иудейским 700 . А к переселенным уже пленникам Иудейским Иеремия шлет письмо с трогательным и картинным увещанием терпеливо ждать окончания плена через семьдесят лет и с грозными прещениями на ложных пророков 701 , понапрасну волнующих народ. То, о чем писал Иеремия из Иерусалима, пророк Иезекииль в самой стране плена картинно изображает своими вдохновенными речами, к которым присоединяет он различные символические действия, означающие нужду и горе, приближающиеся к Иерусалиму (Лежание 390 дней на левом и 40 дней на правом боку. Ячменный хлеб, испеченный, вместо дров, на навозе. Истребление волос с головы и бороды – мечом, огнем и ветром) 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор , избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти ( 2 Мак 2 ). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого. Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет . Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе . Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию . Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии ( Мф. 16, 14 ). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием " Книга пророка Иеремии " . Иеремии принадлежит также книга под названием " Плач Иеремии " , а также приписывается особое " Послание к вавилонским пленникам " ; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств ( 23 , 24 , 25 ), во 2-й Книге Паралипоменон ( 2 Пар. 36, 12 ) и во 2-й Книге Маккавеев . В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: " И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " ( Мф. 27, 9 - 10).

http://drevo-info.ru/articles/5704.html

Поэтому и другой пророк свидетельствует, говоря: «о, если бы я не был мужем, имеющим духа, и лучше бы я говорил ложь» ( Мих. 2. 11 ). Иона же, напротив, печалится, зачем он солгал, и укоряется Господом, что полезнее пророку солгать, чем погибнуть такому множеству людей (Ион, гл. 3). И чтобы не показаться одобряющим предсказание лжепророка, он, не оскорбляя лжеца, доказывает истину из примера других. Ст. 7–9. Только послушай слово сие, которое я говорю в слух тебе и в слух всего народа: пророки, которые от начала были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и голод. Пророк, который предсказывал мир, тогда только будет признан за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбудется слово его. Иеремия мог сказать Анании: ты говоришь ложь, обманываешь народ; ты не пророк, а лжепророк. Если бы он сказал это, то и лжепророк мог отвечать Иеремии тем же; поэтому Иеремия не оскорбляет его и обращается к нему как к пророку. Не только, говорит, мы с тобою пророки, но прежде тебя и меня были многие другие, как например Исаия, Осия, Иоиль, Амос и прочие. Они пророчествовали, говорит, многим землям и не малым, а великим царствам, возвещая им войну, бедствия и недостаток во всем. И напротив, были другие, обещавшие мир и благоденствие. Приговор тех и других оправдывался не лживою лестью, а исходом обстоятельств. Таким образом о себе и Анании Иеремия говорит ссылаясь на пример других, что истинность пророков оказывается тогда, когда наступит исход обстоятельств. Тоже сказал и Господь чрез Моисея (Второз. гл. 23), что пророк обнаруживается концем пророчества. Нужно заметить и то, что упрекает лжеца не грозно, не сурово, а с надеждою на силу истины, и отлагает решение на будущее время, чтобы слушатели подождали исхода дела. Ст. 10–11. И снял Анания пророк ярмо, (которое по еврейски mutoth), с выи Иеремии пророка и сокрушил его. И сказал Анания пред глазами всего народа, говоря: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, чрез два года дней с выи всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Бог обращался к пророку Малахии, говоря: «И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф. Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его» (Малахия 2,4-6). Он также говорил пророку Захарии: «Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим пророкам, разве не постигли отцов ваших? И они обращались и говорили: как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами» (Захария 1,6). Свидетельство пророков и апостолов Божьи пророки и апостолы свидетельствовали, что Бог говорил с ними и вдохновил их записать пророчества и учение, чтоб они стали вечным законом для человечества. Ниже мы цитируем часть этих свидетельств. Пророк Давид сказал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Царств 23,2). Пророк Исайя пишет: «Народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Исайя 40,7.8). «Отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их» (Исайя 34,16). Пророк Иеремия записал: «И было слово Господне ко мне: «что видишь ты, Иеремия?» Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» (Иеремия 1,11.12). Пророк Иезекииль описывает: «По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня» (Иезекииль 3,16.17). Иисус Христос говорит своим апостолам: «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Матфея 10,20 ). Апостол Павел свидетельствует: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Коринфянам 2,12.13).

http://azbyka.ru/dostovernost-biblii

Иер. 28:5–9 5. И реч Іереміа пррокъ ко Ананїи лжепророк пред очима жерцевъ, и пред очима всхъ людей стощихъ в дом Гдни, 5. И сказал Иеремия пророк пророку Анании пред глазами священников и пред глазами всего народа, стоявших в доме Господнем; 6. И реч Іереміа: поистинн так да сотворитъ Гдь, да утвердитъ Гдь слово тво, еже ты прорицаеши, еже возвратити сосды дом Гдн, и вс преселенны из Вавлна на мсто сїе. 6. И сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие Господь! да исполнит Господь слова твои, какия ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие! 7. Обаче слышите слово сї, еже азъ глаголю во ушы вашы, и во ушы всхъ людей: 7. Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе и вслух всего народа: 8. Прроцы бывшїи прежде мен, и прежде васъ вка, прорекоша на мнги земли, и на црства велика рати и погбленїи и глад: 8. Пророки, которые издавна были прежде меня, и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. 9. Пррокъ прорекій миръ, пришедш слов познаютъ пророка, егоже посла имъ Гдь в вр. 9. Если какой пророк предсказывал мир,  то тогда только он признаваем был за пророка, котораго истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка. Понимая эту опасность и видя в то же время, что словами Анании собственная речь Иеремии представляется как будто лживою, что к ней внушается недоверие, святый пророк хочет убедить народ, что было бы незаконно признать слова Анании за несомненную истину и самого его за истинного пророка. Закон ( Втор. 18:22 ) повелевал выждать и посмотреть, исполнится ли слово человека, выдающего себя за пророка. Вероятно, Анания в первый раз являлся в качестве пророка: только в таком случае становятся понятными слова пророка Иеремии Иер. 28:8, 9 . Сами по себе, слова Анании представляются Иеремии сочувственными: так да сотворитъ Гдь, да утвердитъ Гдь слово тво. Иеремия не желает зла народу; он готов всегда молиться за народ (ср. Иер. 14:11 ). Если он советует покорность вавилонскому царю, то только для того, чтобы не навлечь новых, более тяжких несчастий на страну, сделать существование в ней сносным и даже благополучным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

343 Разве, в самом деле, другие пророки отличались меньшей живостью и пламенностью духа? Почему же у них этот прием так сравнительно редок? 344 Заметим здесь кстати, что, по нашему мнению, совершенно справедливо Пьюзей восстает против крайностей той школы ученых, которые на «пророков» смотрят преимущественно, как на «поэтов», и потому свободно усматривают в языке Малахии «упадок пророческого духа» (Pusey, 595). Пророк от поэта, во всяком случае, отличается тем, что последний всегда сознает себя глашатаем чисто субъективных настроений, стремлений и образов; пророк же всегда сознавал себя вестником самой объективной истины. 348 Cornill, 201. В общем, впрочем, он относится к нашему пророку довольно дурно и несправедливо, находя его изложение «совершенно казуистико-диалектическим». 353 2Мак.2:4–8 : «Сей пророк (Иеремия), по бывшему ему божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, восшед, видел наследие Божие. Пришед туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда пришли потом некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее.» Не невероятно, что предание это существовало и в 5 веке. 354 Чрезвычайно знаменательно с этой точки зрения в надписании книги пророка Малахии (см. в коммент. § 4) 355 Позволим себе привести здесь одну трогательную легенду, показывающую, как после Навуходоносоровского разгрома должен был каждый еврей смотреть на Библию : Глава семейства спрашивает поочередно отдельных его членов, что спасли они из своего имущества, когда враг погнал их от родного очага, из страны отцов. – «Тонкое полотно, белый ковер и золотое кольцо для носа», отвечает умная мать. Но отец ей советует ковер и полотно кинуть в огонь, а украшение – глубоко в Евфрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Эти угрозы Иеремии не оказали желаемого действия: пророку не верили, гнали и преследовали его (37, 13–18; 38, 1–3). Только однажды под влиянием тяжелых бедствий осады Иерусалима царь Седекия и начальники иудейские сделали попытку нравственного исправления, дав клятвенное обещание исполнять закон о рабах, который они прежде нарушили, и отпустить их на свободу (34, 8–9). В это время Навуходоносор, осаждавший Иерусалим, узнал о приближении египетских войск, идущих на помощь осажденным, и снял на некоторое время осаду с Иерусалима, чтобы идти навстречу египтянам (37, 5–11). Тогда иудейские вельможи, думая, что опасность миновала, снова поработили отпущенных на свободу рабов. Пророк Иеремия грозно обличил этот вероломный поступок, предсказав возвращение халдеев (34, 10–22). Предсказание исполнилось: Навуходоносор, разбив египтян, снова осадил Иерусалим и эта осада продолжалась до его падения в 586 году до Р.Хр. (39, 2; 52, 7). 3 . Предрекая нечестивым иудеям бедствия, пророк от имени Бога утешал их пророчествами о том, что вавилонское пленение будет временным и, что по истечении 70 лет, они снова возвратятся в свое отечество (25, 11–12). Тоже самое возвестил Иеремия в своем письме к вавилонским пленникам, уведенным вместе с Иехонией в 597 г. «Так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на это место... И взыщите Меня и найдите... и возвращу вас из плена и соберу из всех народов» (29, 10–14) (ср. 30, 2, 8–10; 31, 4–5, 8–9, 11–14, 23–25; 33, 6–13). Чтобы возможно сильнее запечатлеть в сердцах народа эту отрадную надежду, пророк во время осады иудейской столицы по повелению Божию совершает символическое действие: он покупает землю у своего родственника Анамеила из Анафофа, составляет письменный договор – документ об этой покупке и отдает его ученику своему Варуху на хранение (32, 6–15). Тем самым пророк Иеремия уже не словами, а самым делом убеждал своих соотечественников в том, что предстоящий им плен будет иметь конец, и что они снова возвратятся в свою землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010