(37:7–10). А так как после снятии осады выход из Иерусалима сделался свободным, то Иеремия вместе с другими решил уйти оттуда на родину в удел Вениаминова колена. Но в самых воротах был схвачен, бит и как изменник заключен в мрачный ров или подземную темницу, где содержались государственные преступники (37:11–16 538 ). Отсюда после возвращении Вавилонян и возобновлении осады призывал его Седекия тайно и спрашивал: нет ли слова от Господа? Пророк отвечал ему: есть; ты будешь предан в руки царя Вавилонского (37:17). При этом напомнив о лживости пророков, обнадеживавших безопасностью, пророк просил царя не посылать его в прежнюю подземную темницу, в которой предстоит ему неизбежная смерть. Поэтому царь повелел переместить Иеремию в храмину темничную или во двор стражи под надзор и отпускать ему по хлебцу на день (37:18–21 539 ). Зато здесь Иеремия получил возможность говорить с народом и возвещал сему последнему, что остающийся в городе умрет или от голода, или от меча, или от моровой язвы, а добровольно предающийся Вавилонянам останется жив; ибо Иерусалим непременно будет взят Навуходоносором. Начальники народа, будучи недовольны такими предсказаниями Иеремии, выпросили у Седекии приказание и бросили пророка в безводный колодезь… и погрузился Иеремия в тину и грязь (38:1–6). Эта беззаконная и безчеловечная казнь поразила ужасом даже Ефиоплянина, евнуха, по имени Авдемелеха… и он, испросив дозволение у царя, с помощью тридцати человек извлек Иеремию из колодца и по прежнему поместил в темничном дворе (38:7–13 540 ). Презревший же отеческие предания Седекия растерялся среди обложивших бедствий, снова тайно призвал Иеремию и спрашивал у него наставления – как лучше поступить?! Пророк отвечал от имени Божия: «если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем… а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их» (38:14–18). Тогда царь, предварительно с клятвой обещавший полную покорность воле Божией, какую услышит из уст Иеремии, объявил пророку: никто не должен знать этих слов сих, и тогда ты не умрешь (38:19–24), и указал Иеремии способ скрыть правду от начальников народа (38:25–28 541 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

3 Иеремия 25:12 (ПНМ): «...А по прошествии семидесяти лет я призову к ответу царя Вавилона и тот народ, – говорит Иегова, – призову землю халдеев к ответу за их беззакония и опустошу её на века». 4 Дан. 1:1–2 (ПНМ): «...В третий год царствования Иоакима, царя Иуды, вавилонский царь Навуходоносор пришёл к Иерусалиму и осадил его. Тогда Иегова отдал в его руки Иоакима, царя Иуды, и часть принадлежностей из дома истинного Бога, и он принёс их в землю Сеннаар, в дом своего бога, и внёс эти принадлежности в сокровищницу своего бога». Дан. 2:1 (ПНМ): «...Во второй год царствования Навуходоносора приснились Навуходоносору сны, и его дух встревожился, и он уже не мог спать...» 5 Иер.28:2–3, 10, 11 (ПНМ): «...«Так говорит Иегова воинств, Бог Израиля: „Я сломаю ярмо царя Вавилона. Не пройдёт и двух полных лет, как я верну сюда все принадлежности дома Иеговы, которые Навуходоносор, царь Вавилона, забрал отсюда и унёс в Вавилон“». [...] Тогда пророк Анания снял ярмо с шеи пророка Иеремии и сломал его. И сказал Анания в присутствии всего народа: «Так говорит Иегова: „Не пройдёт и двух полных лет, как я точно так же сломаю ярмо Навуходоносора, царя Вавилона, которое на шее у всех народов“». После этого пророк Иеремия ушёл». 6 2Царей 24:1–2 (ПНМ): «...В дни Иоакима пришёл Навуходоносор, царь Вавилона, и три года Иоаким был его слугой, но потом восстал против него. Иегова посылал против него банды грабителей халдеев, банды грабителей сирийцев, банды грабителей моавитян и банды грабителей сыновей Аммона. Он посылал их против Иуды, чтобы уничтожить его, – по слову Иеговы, которое он сказал через своих служителей, пророков». 7 Иер.29:1–2 (ПНМ): «Вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима старейшинам, оставшимся среди пленного народа, священникам, пророкам и всему народу, который Навуходоносор увёл в плен из Иерусалима в Вавилон, после того как царь Иехония, царица, придворные, князья Иуды и Иерусалима, ремесленники и строители оборонительных сооружений вышли из Иерусалима».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

При таком противлении большинства любовь небесная искала хотя малого остатка верных, чтобы в них можно было успокоиться ей и помиловать непокорных, – и не находила ни в простом народе, ни в высшем обществе. «Пройдите по улицам Иерусалима и посмотрите и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли … ищущего истины? Тогда бы я простил его» ( Иер.5:1 ). Искание напрасно! «Я сказал сам себе, – продолжает Пророк. – Это чернь; они поступают глупо от того, что не знают путей Иеговы, закона Бога своего. Пойду к знатным и поговорю с ними; верно, они знают путь Иеговы … Но и сии все сокрушили ярем и разорвали узы» ( Иер.5:4–5 ). «Я приклонил ухо и вслушивался, но они не о том говорят; никто не раскаивается в пороках своих и не говорит: что я делаю? – все пустились бежать в сторону, как вырвавшийся из строя конь на сражении» ( Иер.8:6 ). Судьба виновных кажется уже решенной. Но не все ещё меры свои испытала Небесная милость против человеческого противления, и, следовательно, это последнее не оказалось еще решительным. Божия благодать, предуказываемая в Ветхом Завете, нашла же, – в ком ходатайствовать за преступных пред правосудием Божиим: это – в самом органе своем, в самом Иеремии, который явился чрез это светлым образом Христа – одного ходатая за грешных людей. Приникнем и к этой последней совершенно-небесной и Божественной борьбе правосудия и благодати: эта борьба составила для Иеремии тяжкий крест, живо и поразительно указующий на великий крест Христов. Вот зрелище, на котором ходатай и служитель милости спасающей прямо предстоит пред правосудием Божиим, видящим и осуждающим нечестивых. «Если пороки наши обвиняют нас пред Тобою, Иегова», – так молится и Иеремия, когда к внешним опасностям присовокуплялось еще наказание самой природы – крайняя засуха, – «Если пороки … обвиняют нас …, то сотвори ради имени Твоего … Надежда Израиля! Спаситель его во время скорби! Для чего ты как чужий на земли сей, как прохожий, который зашел переночевать?» ( Иер.14:7–8 ). Ответ на ходатайство Пророка был таков: «За то, что они так любили блуждать … Иегова не стал благоволить к ним, и ныне припонимает пороки их, и наказывает их» ( Иер.14:10 ). Пророк дерзает снова заступиться за народ свой, ослабляя вину его: «Вот пророки говорят им: не увидите меча … Пророки, – сказано ему в ответ, – пророчествуют ложное … От меча и голода погибнут сии пророки. И народ, которому они пророчествуют, раскидан будет по улицам Иерусалима» ( Иер.14:13–16 а). Иеремия не отступает. Он умоляет самим заветом благодати и славою Божиею умилостивиться: «Разве ты возненавидел Иудею? Разве душа твоя возгнушалась Сионом? … Не презри нас ради имени Твоего; не унизи престола славы Твоей, вспомни, не нарушь завета Твоего с нами … Не ты ли еси Господи Боже наш! И пождем тебе, Господи» ( Иер.14:19,21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Острижена будет голова у Газы 42 , опустеет Аскалон 43 . О меч Иеговы! доколе ты не успокоишься? Соберись в ножны твои, умолкни и успокойся. Но как тебе покоиться, когда Иегова повелел тебе, действовать? на Аскалон и на берег морской, туда послал его» (гл. 47). Горький опыт, так скоро и так сильно подтвердивший предсказания Пророка, не вразумил царя, не смягчил и не открыл сердца его для веры. В следующем, пятом году Иоакима, вероятно, по поводу бедствия, испытанного в истекшем году, объявлен был пред лицом Иеговы пост 46 всему народу Иерусалимскому и всему народу из городов Иудейских, пришедшему в Иерусалим. Пророк, задержанный, вероятно, своими врагами – священниками и князьями, не мог явиться в дом Иеговы. Но, не желая упустить благоприятный случай к обращению народа, он дал приказание ученику своему Варуху прочесть вслух народу в день поста в доме Иеговы все пророчества, которые он изрек об Израиле и об Иуде, и о всех народах. Все сии пророчества записаны были Варухом из уст пророка еще в прошлом году 47 . Варух исполнил приказание учителя. Он прочитал свиток в храме вслух для всего народа. Когда услышали об этом князья, собравшиеся в царском дворце, то призвали к себе Варуха и велели еще раз прочитать перед ними свиток. Пораженные грозным содержанием свитка, они посмотрели друг на друга с ужасом 48 , и спросили чтеца: как он написал все это? Варух отвечал, что Пророк из уст своих произносил ему все сии слова, а он писал в этот свиток. Тогда они сказали Варуху: пойди, скройся ты и Иеремия, чтоб никто не знал, где вы, потому что мы должны передать в уши царю все слова сии. Выслушав их, царь тот же час приказал одному из придворных прочитать ему свиток. Царь тогда жил в зимнем дворце и перед ним горела жаровня. Едва выслушав три или четыре столбца, он вырвал свиток из рук чтеца, начав резать его писчим ножичком и бросать в огонь, пока истлел весь свиток. После того он дал повеление взять Варуха писца и Иеремию пророка. Но Бог сокрыл их так, что посланные не могли открыть их убежища. Иеремия взял другой свиток и приказал Варуху написать на нем из уст его все прежние слова, какие были на прежнем свитке, прибавив еще следующую угрозу царю: «ты сжег свиток сей, в котором написано было, что непременно придет царь вавилонский, и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот. За сие, так говорит Иегова о царе Иудейском – Иоакиме, не будет от него сидящего на престоле Давидовом и труп его повержен будет на зной дневной и на мороз ночной, и взыщу с него, и с племени его и с служащих при нем вину их, и наведу на них и на жителей Иерусалима все злое, что я говорил им» (гл. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

2Мак.1:28 . Покарай насилующих и обижающих с превозношением. 2Мак.1:29 . Насади народ Твой на месте Твоем святом, как сказал Моисей». 2Мак.1:30 . Жрецы же воспевали песнопения. 2Мак.1:31 .И когда сгорело жертвенное, тогда оставшеюся водою Неемиия велел полить большие камни. 2Мак.1:32 . Но как только это сделано было, вспыхнуло пламя: но жаром, сиявшим от жертвенника, было поглощено. 2Мак.1:33 . Когда же известно стало это дело, и поведано было царю Персов, что в том месте, где огонь скрыли переселенные жрецы, явилась вода после того, как и бывшие около Неемии заклали жертву: 2Мак.1:34 . тогда царь, по изследовании дела, поставив тут ограду, сделал капище. 2Мак.1:35 . И к кому благоволил царь, тем раздавал многие дары, которые сам получал. 2Мак.1:36 . Прозвали же сие бывшие около Неемии Нефтар, что значит, очищение. А многие называют то Неффаи. Глава 2 2Мак.2:1 . Обретается же в записках, что Иеремия пророк повелел переселившимся взять огонь: что показано выше [Смотри гл. 1, ст. 19]; 2Мак.2:2 . и что сей пророк, вручив переселенцам закон (Моисея), внушал им, чтобы они не забывали повелений Господа, и не прельщались бы помыслами, смотря на идолов золотых и серебрянных, и на украшение около них. 2Мак.2:3 . Говоря и другое подобное, он умолял их не отдалить закон от сердца своего. 2Мак.2:4 . Было в писании и то: как скинии и ковчегу повелел сей пророк, по данному ему прорицанию, следовать за ним. Когда же он отправился на гору, с которой Моисей, взошедши, видел наследие Божие [Разумей гору Нево за Иорданом. С вершины ея Моисей видел обетованную землю, названную здесь наследием Божиим]; 2Мак.2:5 . тогда, прибыв, Иеремия нашел дом пещерный, и внес туда скинию и ковчег и жертвенник фимиама, и загородил двор. 2Мак.2:6 . И пришедши некоторые из спутников его, чтобы обозначить путь туда, не могли найти его. 2Мак.2:7 . Когда же Иеремия узнал о сем, то попрекнув им сказал, что неизвестно будет место сие, пока не соберет Бог сонм народа, и милостив будет. 2Мак.2:8 . И тогда Господь укажет оная, и явится слава Господа и облако, как при Моисее являлось то и другое, как и Соломон, просил, чтобы место (храм) освятилось торжественно

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ответил Иеремия пред Господом: «Прости мне, мой Господь, Владыка, в руках Которого дыхание моей жизни, ибо Ты знаешь, о мой Господь, что с тех пор, как я вышел из утробы моей матери, я следовал Тебе, когда Ты посылал меня к Седекии царю. Если я заговорю с ним во имя Твое, он причинит великое зло мне, как и много раз, ибо он не хочет, чтобы я говорил с ним во имя Твое». Сказал Господь Иеремии: «Встань и иди к нему. Я посылаю тебя». Встал Иеремия и пошел, ища царя Седекию. Он нашел его у врат Вениамина сидящим, причем пророк Ваала пророчествовал ему ложно. Случилось же, когда царь Седекия увидел Иеремию пророка, он поднялся тотчас со своего трона, встал и приветствовал его. Сказал он: «(О) провидец 388 , есть ли слово Господне в твоих устах?». Сказал пророк ему: «Все слова, которые Господь сказал мне, я скажу тебе». Сказал царь ему: «Говори их». Тогда Иеремия сказал все слова, которые Господь сказал ему. Он сказал их царю Седекии. Когда царь услышал слова, которые Господь сказал ему через Иеремию, он весьма разгневался. Он сказал Анании: «Скажи все это жрецам Ваала, верно ли то, что этот человек безумный сказал мне». Анания же, лжепророк, возложил на голову свою рога железные. Он сказал царю: «Вот что Господь говорит тебе: «Ты пронзишь своих врагов рогами железными, как эти, и никто не сможет сражаться с тобой, и следы царя халдеев не достигнут этого места, и слово Господне не было в Иеремии». Когда царь услышал это из уст Анании лжепророка, он сказал: «Схватите Иеремию, и заберите его, и бросьте в яму грязи. Оставьте его там и дайте ему хлеб и воду печальные 389 , пока я не узнаю, достигло ли слово Господне Иеремии». И они взяли Иеремию, и бросили его в яму грязи по приказу Седекии царя. Сообщили Авдемелеху эфиопу, что Седекия царь бросил Иеремию пророка в яму. Он встал тотчас и пришел к царю. И когда царь увидел Авдемелеха эфиопа, почитаемого у Аг-риппы, царя Завулона 390 , сказал царь ему: «Добро пожаловать тебе! Ради чего Авдемелех пришел к нам сегодня?». Сказал Авдемелех ему: «Не прям ты, о царь, в твоих путях, потому что ты бросил пророка Господа в яму грязи. Ты погасил сегодня светило Израиля, который есть народ Божий». Сказал царь Авдемелеху: «Ступай, и вытащи его из того места, и отпусти его, чтобы он ушел». Авдемелех же взял веревку и тряпки. Он обернул веревки тряпками. Он сказал Иеремии: «Обвяжись ими под мышками (букв, «дай их под твои предплечья»)». Он сделал таким образом. Он вытащил его из ямы, отпустил его, и он ушел.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Иер.4:4 .  Обрежьте себя для Го­с­по­да, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открыл­ся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых накло­н­ностей ваших. Другой образ очищения души от грехов. И обрезание телесное делало человека чистым и способным принять участие в священном культе Иеговы. Но Иеремия знает высшую чистоту – обрезание сердца; ибо из сердца именно исходит все злое ( Мк 7.21 ). Если иудеи хотят приблизиться к Иегове, то они должны удалить из своих сердец, которым зло присуще от природы ( Быт 8.21 ), все дурные наклонности, которые делают их пред лицом Божиим людьми, имеющими крайнюю плоть свою еще необрезанною. Без этого – иудеи должны ожидать себе грозного суда Божия. Иер.4:5–18 . Суд над Иудеею, который Иеремия кратко изобразил в 1-й главе, здесь изображается с большею наглядностью. Именно: врагов Иудеи Иеремия представляет, во-первых, под видом льва, опустошающего страну, во-вторых, под видом бури, все разрушающей и, в-третьих, под видом охотников, которые устраивают облаву на зверя. Однако этот суд не есть нечто неизбежное для Иудеи и Иерусалима; под условием раскаяния иудеев пророк еще находит возможным обещать им спасение от гибели. Иер.4:5 .  Объявите в Иудее и раз­гласите в Иерусалиме, и говорите, и трубите трубою по земле; взывайте громко и говорите: «соберитесь, и пойдем в укреплен­ные города». Иер.4:6 .  Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь, ибо Я при­веду от севера бедствие и великую гибель. Пророк, от лица Божия, повелевает всеми возможными способами скорее оповестить по всей стране Иудейской о приближающемся нашествии врагов. Пусть иудеи из сел и деревень собираются в укрепленные города, среди которых Сион или Иерусалим занимает первое место, почему по дороге, ведущей к нему, должен быть поставлен издали видный значок, который бы указывал беглецам направление, по коему они должны спешить. – «Разгласите в Иерусалиме» – конечно, для того, чтобы жители столицы знали о том, что им придется принять много пришельцев из сел и деревень, и готовились к этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Иер. 51:59–64 59. Слово, еже заповда Гдь Іереміи пррок, рещ Сарею сн Ниріин, сна Маассеова, егда иде Седекіи цр Ідина в Вавлнъ, в четвертое лто црства ег: Сарей же б началникъ дарвъ. 59. Слово, которое пророк Иеремия заповедал Сераии, сыну Нирии, сыну Маасеи, когда он отправлялся в Вавилон с Седекиею, царем Иудейским, в четвертый год его царствования; Сераия был главный постельничий. Ст. 59–64. Что Сераия был брат Варуха, так как отец и дед того и другого тожественны, судя по их именам (ср. Иер. 32:12 ), – это обстоятельство может объяснить нам, почему именно Сераии поручил Иеремия отнести в Вавилон список своего пророчества о судьбе столицы халдейской. Брату своего ближайшего ученика и помощника пророк мог доверять больше, чем кому-нибудь. По слав.-греч. переводу, Сераия называется начальником даров, и такое название значило бы тоже, что главный заведующий сборами податей (подати, дань царю называлась у евреев дарами – минха). Перевод русский (=масор.) называет Сераию «главным постельничим». – Нет достаточных данных для ответа на вопрос: зачем путешествовал Седекия, в четвертом году своего царствования, в Вавилон? Если посольство Седекии, о котором речь в Иер. 29:1–3 , было послано к царю вавилонскому для того, чтобы успокоить последнего относительно покорности иудейского царя в виду мятежнических планов некоторых соседних с Иудеею народностей (см. Иер. 27 гл. в начале): то можно дальше предположить также, что Седекия нашел нужным и лично съездить на поклон к Навуходоносору, когда узнал, что о пребывании послов соседних народов в Иерусалиме сделалось известным и вавилонскому царю и что этот последний стал сомневаться в верности Седекии. Царь иудейский хотел предупредить возможные, гибельные для его государства, последствия такого сомнения. 60. И написа Іереміа вс же имх прїит на Вавлнъ, во един книг вс словеса сї, же писана сть на Вавлнъ. и реч Іереміа к Сарею: 60. Иеремия вписал в одну книгу все бедствия, какия должны были прийти на Вавилон, все сии речи, написанныя на Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Ст. 1. Навузардан освободил Иеремию только в Раме, уже на пути пленных иудеев в страну плена. Между тем в Иер. 39:14  сказано было, что Иеремия получил свободу и отдан был под защиту Годолии еще в Иерусалиме, и притом тем же Навузарданом. Вероятно, в смутные дни выселения жителей Иерусалима Иеремия, получивший свободу, именно по этому самому (потому что он стал жить среди народа, Иер. 39:14 ) был связан вместе с другими. Навузардану невозможно было самому наблюдать за исполнением всех своих распоряжений, и пророк, вопреки воле халдейского царя, был связан по недоразумению. Недоразумение разъяснилось уже на дороге из Иерусалима в вавилонские земли: в Раме Навузардан дал новое повеление освободить Иеремию. Навзарданъ архїмагіръ. Последнее слово, оставленное без перевода греческое ρχιμγειρος (=главный повар), соответствует тому же еврейскому выражению, которое в Иер. 39:9  и сл. переведено (с вульгаты): «воевода» или «воевода воинств». Точнее русский перевод. – среды, Їерсалима и Їды преселенї. В виду как греческого, так и латинского переводов, согласных здесь с евр. текстом, чтение это можно было бы видоизменить следующим образом: «взя его... среди преселения Иерусалимля и Иудина ведомых в Вавилон». Иер. 40:2–6 2. И вз его архїмагіръ, и реч ем: Гдь Бгъ твой соглаголалъ есть сї на мсто сї: 2. Начальник телохранителей взял Иеремию, и сказал ему: Господь Бог твой изрек это бедствие на место сие; 3. И привед, и сотвор Гдь, коже реч, зан согршисте ем, и не послшасте гласа ег, и бысть вамъ глаголъ сей. 3. И навел его Господь, и сделал то, что сказал; потому что вы согрешили пред Господом, и не слушались гласа Его, за то и постигло вас это. Ст. 2–6. Что Навузардан знал об угрозах, с которыми пророк Иеремия (как и другие пророки) обращался к иудеям, – это также понятно, как и то, что Навуходоносору известно было о совете, многократно даваемом Иеремиею иудеям, – добровольно покориться халдеям (ср. толков. Иер. 39:11–14 ). Навузардан прямо говорит о Боге еврейском, Иегове, что Он привел в исполнение свою угрозу над народом, не слушавшим Его голоса. Это согласно с представлением древних язычников, по которому каждый народ имел и должен иметь своего бога или своих богов, измена которым влечет за собою наказание отступников (ср. Иер. 2:11, 22:8, 9 ). И бысть вамъ глаголъ сей=и совершилось над вами бедственное событие, о котором предсказывали вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010