Григорий, архиеп. Омиритский, ум. ок. 552. 10 дек. Григорий Двоеслов, папа Римский, ум. 604. 12 марта. Григорий, еписк. Акрагантийский 7 и 23 ноября. Григорий, и с ним другой Григорий, мучч. Цареградские 767 г.. при Конропиме, с Василием и др. 28 ноября. Григорий, архиеп. Александрийский, при Льве иконоборце. 5 ноября. Григорий, преп. Акритский 9 в. 5 янв. Григорий Декаполит, преп. 9 в. 20 ноября. Григорий. преп. Печерский, ум. 1094. 8 янв. Григорий Синаит, преп. 13 в. 8 авг. Григорий Палама, архиеп. фессалонитский 14 в. 14 ноября. Григорий, преп. Вологодский, ум. 1442. 30 сент. Гурий, Самон и Авив, мучч. Едесские, первые два ок. 306, последний ок. 322 года. 15 ноября. Гурий, архиеп. Казанский, ум. 1563. 4 дек. и 4 окт. Д Давид, царь Израильский, с Иосифом Обручником и Иаковом Богобратом. 26 дек. (В нед. по Р. Хр.) Давид преподобномуч., с Миной и Иоанном. 12 апр. Давид, преп. Фессалийский, ум. ок. 540. 26 июня. Давид преп., прежде бывший разбойник. 6 сент. Давид, сын Феодора князя Смоленского, ум.1321, с отцом и братом Константином. 19 сент. и 5 марта. Давикт, муч. Мелитинский при Максимиане, и дочь его Каллисфения. 4 окт. Дада, муч. Доростольский ок. 303 г., с Максимом и Квинтилианом. 28 апр. Дада, Гаведдай, сын Сапория, царя Персид., и Каздоя. мучч. Персидские. 29 сент. Далмат, преп. Цареградский 5 в., с Исаакием и Фавстом. 3 авг. Дамиан, безмездный врач, муч. Римский при Карине, с Космою. 1 июля. Дамиан, бессребреник Асийский, с Космою. 1 ноября. Дамиан Аравлянин, бессребреник, муч. Киликийский при Диоклетиане, с Космою и др. 17 окт. Дамиан, пустынник Сирийский 5 в. 23 февраля. Дамиан пресв., преп. Печерский, ум. 1071. 5 окт. Данакт чтец, муч. Иллирийский. 16 янв. Даниил пророк и три отрока. 17 дек. Даниил, муч. Палестинский, с Памфилом пресв., постр. от Фирмилиана 309 года. 16 февр. Даниил, из 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Даниил столпник, ум. 489. 11 дек. Даниил, преп. Скитский 5 в. В субб. с. Даниил, в схиме Стефан, исповедник, преп. Иерусалимский 10 в. 17 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

15 Фрагмент от слов «Доблий же убо Варфоломей обычнаа възаконениа на оше–ствие родителем сътворь» и до слов «и ошед мирьскых печалей, и оставль дом отца своего» (Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. Отд. 1. С. 82) определил как заимствование из Жития Федора Эдесского В. Яблонский, но ошибочно посчитал это чтение первичным (Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. С. 277—279). Между тем отмеченный текст является вставкой во Второй Пахомиевской редакции и отсутствует во всех других редакциях. 16 Похвала Сергию от слов «Сицевая отца течениа, сицеваа дарованиа» и до слов «и многы монастыря обьще житье проходящим добродетелное и чюдное воз–движе» (РНБ, F. I. 306. Л. 107 об. — 108) заимствована из Жития Афанасия Афонского (ср.: Троиц. 749. Л. 405 об. — 406; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 263—263 об.). 17 Текст ее публикуется в 4 части настоящей книги. 18 Рассказ об устроении Сергием обители: «начят съзидати блъшую обитель чет–верообразно, в лепоту зело, посреди же церковь блъшую красну, отвсюду видиму, трапезу же и келии и вся, еже подобает на потребу» (РНБ, F. I. 306. Л. 81 об.) — на самом деле почти дословно заимствован из Жития Афанасия Афонского (Троиц. 749. Л. 358; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 191 об.). Вставной характер фрагмента следует из того, что в нем описывается устройство общежительного монастыря, а попал он в рассказ, повествующий о периоде особножительства Троицкой братии. Описание возвращения Сергия с Киржача в Троицкий монастырь (РНБ, F. I. 306. Л. 92—92 об.) основано на соответствующем тексте из Жития Афанасия Афонского (ГИМ, Единоверч. 62. Л. 210). В рассказе о Куликовском сражении определение Диитрия Ивановича как «победоносного», выражение «победу светлую взем на сверепыя варвары» (РНБ, F. I. 306. Л. 98—98 об.) — заимствованы из Жития Афанасия Афонского (ГИМ, Единоверч. 62. Л. 183 об., 196 об.) В рассказе о преставлении Сергия добавлена фраза: «Тогда лице святого свет–ляшеся яко снег» (РНБ, F. I. 306. Л. 107 об.) — она также выписана из Жития афонского подвижника (Троиц. 749. Л. 408 об.; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 267 об.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Твори чаще Иисусову молитву — повеселеет на сердце. Только постарайся выковыривать гниль сердечную, т.е. не увлекайся в нецеломудренные помыслы. (преп. Анатолий) Иисусова молитва есть необходимейшее оружие в деле нашего спасения. Но кто берется за нее, должен ожидать искушений и приготовиться к борьбе внутренней, к борьбе с помыслами. Бесы не любят Иисусовой молитвы и всячески мстят человеку, бьющему их этим мечом. (преп. Варсонофий) Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметный плод этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления и т.д. — все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она бесшумно совершает свое дело. (преп. Варсонофий) МОЛЧАНИЕ Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида. (преп. Варсонофий) Помни монашеское правило — не начинать говорить самому, не быв спрошенным. (преп. Никон) Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, — как она благотворно действует на душу! Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте, и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений. (преп. Моисей) Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит. (преп. Никон) Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение. (преп. Амвросий) МОНАШЕСТВО О монастырской жизни должно не семь раз, но семьдесят раз хорошенько обдумать, и потом уже однажды навсегда решиться вступить в обитель святую на жизнь монашескую. (преп. Антоний) Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз. (преп. Амвросий) Монашество есть образ смирения, и до оного достигают множеством браней и искушений, на которые и надобно себя приготовлять, а Господь силен нас укрепить. (преп. Варсонофий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

когда на Патриарший престол взошел Иоаким, а лично Царь до смерти своей в 1676 г. исполнял нередко самыя прихотливыя желания Никона. xliii) Никон в ссылке не признавал суда 1666 г. над собой каноническим Никон всегда подписывался Патриархом и писал Царю в январе 1672 г.: «Собор судивших меня Патриархов Паисия и Макария я ставлю ни во что, потому что Патриархи ушли с своих престолов, и на их места поставлены другие. Я повинуюсь Константинопольским Патриархам и прочим Вселенским Патриархам, занимающим свои престолы». Далее Никон просил прощения за то, что об этом говорил и писал Царю в досадительной форме, просил прощения и милости, приписывая, что от Бога Царь получит награду, что не мстил ему за это. xliv) Царь делает послабления Никону, когда с его вторым браком обезсиливаются Милославские После 1672 г., когда Царь только что вступил в брак с Наталией Кирилловной Нарышкиной, в Москве значительно обезврежена была партия врагов Никона, и Царь имел возможность делать Никону всевозможные послабления; предоставил ему свободу передвижения, так что Никон ездил по соседним монастырям, развил хозяйство, принимал массу народа, до 40 человек в день, для лечения лекарствами, которыя выписывал из Москвы или составлял сам. За это время враги Никона составили много клевет, и, когда со смертью Алексея Михайловича, они вошли в силу, то выместили ему тяжелым заключением в Кирилловом монастыре, последовавшим по доносам самых низкопробных людей без всякого следствия и суда. xlv) Никон считает суд 1666 г. несчастьем для русского государства и Церкви Никон почитал величайшим грехом деяния восточных Патриархов, и, как всякий грех, он в его глазах должен был дать тяжелыя последствия. «Если неразумная запретительная клятва восточных Патриархов осуждением Русского Первосвятителя, наложенная на весь русский народ не снимется, добра ждать нечего», говорил Никон Стрешневу, сообщавшему ему в марте 1669 г. о смерти царицы Марии Ильинишны. С своей точки зрения Никон видел в этом суде несчастье не только для себя, но для всей Русской Церкви и Русского государства, и он изменил бы себе, если бы он дал Царю прощение за его действия в отношении к Русской Церкви, в каких бы личных отношениях к нему он ни состоял в последние годы жизни Царя, присылавшего посланных узнать о нуждах Никона, посылавшего ему поклоны, величавшего его св. великим отцом, исполнявшего почти все его желания по обиходу жизни, и присылавшего такие ценные подарки, что Никон давал деньги взаймы монастырям и даже занялся опять своей любимой деятельностью – благотворительностью. xlvi) Никон отказывает в формальном прощении даже умершему Царю

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Видения продолжались у него и в последующей жизни. По словам его жизнеописателя и келейника Шушерина, в это Соловецкое время «диавол велию брань нача воздымати на Никона: бесы давляху его и другие пакости деяху». Никон еще более прибавил себе молитвенных подвигов. Но избыток сил, очевидно, требовал какого-то подвига не затворнического, а деятельного, практического. Мудрый Елеазар взял Никона с собой в деловую поездку в Москву, как умного советника. В Москве Никон представлялся вместе с Елеазаром царю Михаилу Федоровичу. Вернулись они оба к себе с деньгами для построения каменного храма. Никон торопил с постройкой, а Елеазар оттягивал, считал это излишней роскошью. Никон не вынес ссоры и убежал. В небольшой лодке с мужиком-помором он пустился в путь на берег материка. Но в буре они едва не погибли. Спаслись, пристав к острову Кию, около устья Онеги. В 15-ти верстах от города Онеги впоследствии Никон в память этого спасения выстроил тут свой личный монастырь – Крестный. Из устья Онеги Никон прошел пешком 120 верст в Кожеезерскую обитель на острове Коже, Каргопольского уезда. Здесь по благословению настоятеля Никон опять начал подвиги уединения. Через три года по смерти настоятеля монахи избрали Никона игуменом и послали его на поставление в Новгород (1643 г.). В 1648 году Никон по делам монастыря прибыл в Москву. Молодой царь Алексей при первой же встрече возжелал иметь Никона на Москве. Никон его очаровал. Царь чтил Елеазара, ибо, по словам отца своего Михаила Федоровича, и самым рождением своим царь Алексей обязан был молитвам этого старца. Царь Алексей Михайлович не отпустил Никона из Москвы. Сделал его архимандритом Ново-Спасского монастыря, который был родовым монастырем-усыпальницей Романовых. Таким образом, Никон стал как бы домовым царским священником. Новый архимандрит обстроил, украсил монастырь и завел в нем строгие порядки. Царь зачастил в монастырь, а Никон – к царю. Тотчас к новому любимицу царя потекли челобитные. Он оказывал протекцию и тем приобретал популярность.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

А ныне де о престоле ничего не говорю, как де изволит великий государь и вселенские патриархи. Вселенские патриархи велели честь святые правила амасийскому митрополиту по-гречески, а по-русски чол рязанский архиепископ Иларион. Кто покинет престол волею без навета и тому впредь не быть на престоле. И Никон патриарх говорил: те де правила не апостольские и не вселенских соборов, и не поместных соборов, он де Никон тех правил не приемлет и не внимает. Павел митрополит крутицкой говорил: те де правила приняла святая апостольская церковь . Никон говорил: тех де правил в русской кормчей книге нет, а греческие де правила не прямые, те де правила патриархи от себя учинили, а не из правил, после вселенских соборов все де враки, а печатали де те правила еретики, а я де не отрекался престола, то де на его затеяли. И вселенские патриархи говорили, что их святые греческие правила прямые. Тверской архиепископ говорил: как он Никон отрекался с клятвою патриаршеского престола, и они его молили, чтоб не покинул престола и возвратился; и он де Никон патриарх говорил, что он одинова отрекся и к тому не будет патриарх, аще возвратится анафема будет. И Никон патриарх говорил, что его не звали и он с клятвою не отрекался престола. И архиереи говорили, что его звали и он не послушал, и тому де свидетельство многое. И околничей Родион Матвеевич Стрешнев говорил: как посылал в то время в соборную церковь великий государь ему Никону патриарху говорить боярина князя Алексея Никитича Трубецкова и его, для чего он престол патриаршеский оставляет и хочет ити, и он де Никон патриарх говорил, что он Никон обещался на патриаршестве быть три лета, а ныне де не буду патриарх. И Никон патриарх говорил, что он не воспящается на престол, волен де великий государь. Думный дьяк Алмаз Иванов говорил: Никон де патриарх говорил и писал к великому государю в грамоте о действе вайя, что ему не подобает возвратитися на престол, яко псу на своя блевотины, так ему на патриаршество. И Никон патриарх говорил, что он того не говаривал и не писывал к великому государю. Не токмо де его Никона и Златауста Иванна изгнали неправедно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

С благословения старца Елеазара иеромонах Никон предался особым подвигам поста, молитвы и воздержания. Помимо положенных молитвословий вечерни, утрени, кафизм, канонов, утренних и вечерних молитв, Никон в каждое «дненоществие» прочитывал всю Псалтырь и совершал по тысяче земных поклонов с Молитвой Иисусовой, до крайности сокращая время сна. Притом он нес иерейское послушание в церкви скита. В этих условиях Никону пришлось лицом к лицу столкнуться с тем, с чем сталкивались все истинные аскеты и подвижники благочестия. Духовные подвиги его оказались нестерпимы для врага человеческого спасения и выманили демонские силы на открытое противоборство. Как повествует Шушерин, когда Никон решался отдохнуть немного от трудов своих, «тогда абие нечистии дуси приходяще к нему в келлию, его давляху и иныя пакости и страшилища многообразными своими мечты деяху, и, от труда ему почити не даяху». Страдая от таких напастей, Никон стал читать еще и молитвы от обуревания злыми духами и каждый день совершать водоосвящение, окропляя святой водой свою келлию. Напасти прекратились. Но главное, – Никон вышел победителем в борьбе со страхом перед силами зла. Так в трудах, подвигах, молчании и молитвенном общении с Богом прошло почти три года. Однажды старец Елеазар собрался в Москву за милостыней на постройку каменной церкви в ските и взял с собой иеромонаха Никона, на которого, следовательно, особенно полагался. Никон оправдал доверие преподобного. Они побывали в Москве у «многих благородных и благочестивых» людей, били челом самому государю Михаилу Федоровичу и, собрав около пятисот рублей (по тем временам сумма, достаточная для постройки храма), вернулись в Анзер. Но здесь Никона подстерегало неожиданное искушение. Из самых благих побуждении (чтобы разбойники, узнав о деньгах, не перебили братию) Никон стал предлагать Елеазару или поскорее начать строительство, или отдать деньги на сохранение за надежные стены Соловецкого монастыря. Старцу эти предложения были не но душе, и он стал гневаться на Никона. Никон скорбел, старался достичь примирения, но не смог и решил покинуть скит. Трудно теперь в точности выяснить, что все-таки произошло. Невероятно, чтобы утверждающий себя в строгом иноческом послушании Никон дерзнул как-нибудь оскорбить старца, от которого принял постриг. Невероятно также, чтобы святой Елеазар всерьез возненавидел своего постриженника за доброе желание обезопасить обитель или не смог по-отечески простить ему даже грубость, если таковая и была допущена. Может быть, Елеазар, как наставник монахов, счел неполезным для подвижника столь живой интерес к вещам, не касающимся его духовного подвига. Как бы там ни было, но Никон воспринял эту перемену отношения к себе настоятеля как пресечение прежней любви между ними и, после безуспешных попыток восстановить ее, решил уйти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Простирая взоры пастырской попечительности на отдаленные страны отечества и насаждая в них св. веру, Никон не оставлял без пастырского попечения и ближайших к нам по месту иноверных соотечественников. В страны приволжские, занятые татарами, черемисами и мордвой, начал проникать свет Христовой веры еще во время порабощения России монголами. В 1264 году была уже открыта сарайская епархия. С течение времени трудами никоторых русских подвижников и пастырей Церковь приобрела в тех странах многих членов. При первых патриархах наших деятельно совершалось обращение к вере Христовой татар и мордвы. Но патриарх Никон заботился сделать более. Он, когда еще был новгородским митрополитом (1651 г.), просил патриарха Иосифа посвятить Мисаила на рязанскую архиепископскую кафедру. Впоследствии же, когда сам стал патриархом, Мисаил был ревностнейшим сотрудником ему в деле обращения ко Христу мордвы и татар. Никон послал его обращать к св. вере мордву и татар в Шацком и Тамбовском уездах. Мисаил, с Божией помощью, успел крестить 4200 человек. Извещая об этом Никона, он просил патриаршего благословения снова отправиться в Касимов, Шацк и Тамбов для проповеди . Никон благословил ревность св. архипастыря. Мисаил, переезжая из одного места в другое, в святительской одежде, убеждал иноверцев принять св. веру Христову. В одном селе обращено им было разом 315 человек мордвы с женами и детьми. Но тогда же упорнейшие из суеверов собрались толпой, и стрелы посыпались в святителя. Пронзенный ими, Мисаил скончался мучеником веры. Но и среди предсмертных мучений не переставал вразумлять заблуждающих обратиться к вере во Христа Спасителя. Тогда Никон открыл другой путь к распространению святой веры среди иноверных соотечественников. Вятская область принадлежала тогда к епархии патриаршей. Никон знал, что она очень обширна, и среди множества населяющего ее народа есть много язычников, и у самых христиан тамошних остается еще не мало языческих суеверий. Между тем отдаленность ее от первопрестольного города патриаршей епархии не позволяла самим первосвятителям со всей точностью наблюдать за состоянием веры в тех странах. Никон открыл средство помочь этому неудобству. Вблизи самой Москвы существовала самостоятельная епархия коломенская. Никон с согласия царя и по решению собора, упразднил ее, а вместо нее открыл новую епископию – вятскую и велико-пермскую. Епископ Александр был первым святителем на новооткрытой кафедре. Никон определил ей из своих патриарших доходов в тех странах такой же оклад содержания, каким пользовался прежде епископ коломенский в своей епархии. В то же время царь приписал к ней из ближайших селений столько же душ крестьян, сколько принадлежало епископии коломенской. «И сие дело, – говорил Никон, – сделано к божественной славе и Божиим людям ко спасению».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Это было уже второе приглашение царю, ибо первое было перед вечерней, во время которой Никон совершал вынос Ковчега со святой ризой и отслужил молебен без царя в виду его отказа придти. На второе приглашение царь и ответил посылкой Ромодановского, который заявил, что «царское величество на Никона гневен, от того к заутрени не велел ждать себя и к литургии». Затем Ромодановский объяснил причины гнева царя, именно за то, что Никон называется «Великий Государь», и заявил от имени царя, что почитать его не будет. Никон увидел, что гнев царя выявляется уже в нарушении исконных обычаев, следовательно, клеветы боярские имеют силу, и он тут же заявил Ромодановскому для передачи царю: «и то говорено, что от немилосердия его государева иду из Москвы вон, и пусть ему государю просторнее без меня, а то на меня гневается, в церковь не ходит» (17 Возр.). Никон так был смущен, что послал ожидавшим его в Крестовой Палате церковным властям заявил, что не будет Патриаршего выхода, так что всенощная прошла без него. Никон решил оставить престол и заявить о причинах народу после литургии на другой день; приближенным он сказал об этом намерении тотчас по уходе Ромодановского, и они его уговаривали не уходить, особенно боярин Зюзин; Никон поколебался сначала, но потом сказал «иду де». Утром он заявил поддьяку о своем предстоящем уходе, послал купить клюку, простую палку, приготовить монашеское платье и простую телегу ехать после службы. Самую службу Никон решил обставить весьма торжественно, велел принести посох Митрополита Петра, велел певчим дьякам быть в лучших стихарях, заявив им, что провожают его последний раз. После торжественного входа в Успенский собор Никон послал за саккосом Митрополита Петра и омофором для облачения, которое задержалось из-за поисков. Церковь была переполнена. По причащении Никон сел перед престолом и послал письмо царю. Проф. Николаевский делает предположение, что Никон, повторяя в письме сказанное им на словах Ромодановскому о желании уйти из Москвы, мог хотеть удостовериться в истине слов Ромодановского о гневе царя, также непосредственно узнать, как будет царь реагировать на его уход, будет ли просить его остаться или нет, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Никон сел в свои сани, в которых приехал из Воскресенской обители и отправился на собор в преднесении пред ним креста. Все пространство, где следовал Никон, было занято народом до того многочисленным, что с трудом очищался путь для шествия его. Доехав до Успенского собора, в котором в то время совершалась божественная литургия и церковные двери были открыты, Никон вышел из саней и хотел было зайти в церковь , но лишь только стал подходить, как двери церковные от него затворили. Никон, сделав поклонение перед св. храмом, последовал далее к церкви Благовещения, где также совершалась обедня, но только стал он подходить к ней, как двери и этой церкви от него затворили. Никон наконец достиг дворца и поднялся в верх 328 . Никон явился на собор в преднесении креста, и, став близ царского места, читал входную молитву и молитву о здравии благочестивейшего государя и всего царского семейства, о святейших патриархах и о всех христианах. В то время как Никон совершал молитву царь и все присутствовавшие на соборе стояли. Окончив молитву, Никон поклонился до земли великому государю трижды, а патриархам дважды, за тем поклонился на обе стороны, где сидели архиереи и бояре. Патриархи пригласили Никона сесть. Окинув взором палату соборного заседания, Никон говорил: – «места, где бы мне сидеть, я здесь для себя не вижу, а с собою не принес. Я пришел узнать – для чего меня звали 329 . Государь сошел со своего места и став перед патриархами говорил: «От начала Московского государства ни от кого не было такого бесчестия, какое учинил бывшей патриарх Никон ; для своих прихотей, самовольно, без нашего повеления и без соборного совета, соборную церковь оставил и патриаршества отрекся, без всякой причины, никем гоним, и от того учинились многие смуты и мятежи, а соборная церковь вдовствует без пастыря девятый год. Допросите его, святейшие патриархи, для чего он патриаршеский престол оставил и ушел в Воскресенский монастырь?» – Патриархи объяснялись через толмача, которыми при этом случае был архимандрит Дионисий. На вопрос их Никон отвечал: «я хиротонисан на патриарший престол от константинопольского патриарха: есть ли у вас совет и согласие со вселенскими патриархами, константинопольским и иерусалимским, чтоб меня судить? Если есть – я готов дать вами ответ.» – «Совет и согласие с патриархами константинопольским и иерусалимским у нас есть» – отвечали патриархи и указали на свитки, которые положены были перед ними на столе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010