Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно — при нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи! Даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! Даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати! (преп. Антоний) Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения. (преп. Иосиф) Потерпи, и придет в свое время Утешитель. Господь сказал: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). Где не сможешь и не дозволяет здоровье, там смирись и упроси кротко, и главное — потерпи. А чего не стерпишь, укори себя и проси у Бога помощи. (преп. Анатолий) Самое надежное спасение одно — терпеть все, что Бог пошлет: доброе и злое. (преп. Анатолий) Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо. (преп. Никон) Чтобы был плод духовный, нужны известные условия: семя (слово) хорошее и почва хорошая. Плод созревает при наличии терпения. Сколько было случаев, когда человек, не видя ожидаемого плода, впадал в уныние, и все его труды пропадали. Надо иметь решимость все терпеть. Только тогда можно надеяться на получение желаемого. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). (преп. Никон) Терпение есть непрерывающееся благодушие. (преп. Никон) Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труд к терпению, которое для нас полезнее утешения, возвышающего душу. Видно, так Господу угодно. Скорби не могли бы постигнуть нас без попущения Божия — ради грехов наших. И самые эти скорби охраняют нас от других искушений. (преп. Моисей) В терпении надо стяжавать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами — необходим крест. (преп. Никон) Искренность и твердость произволения испытывается именно терпением и временем. (преп. Никон) Веруй, что если трудно приходится терпеть, терпишь по воле Божией и суду Божию праведному, ради спасения. (преп. Никон)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Никон отправился в Новгород, но по пути заехал за благословением к бывшему тогда уже почти при смерти митрополиту новгородскому Арсению. Войдя в его келью, митрополит Никон поклонился старцу в ноги и попросил у него благословения. – Не мне тебя благословлять, – ответил старец, – а ты меня благослови, патриарше, Никон! – Нет, отче святый! – возразил Никон, – аз грешный митрополит, а не патриарх. – Будешь, патриарх, – ответил старец, – благослови! Тогда Никон благословил старца, а старец благословил Никона. Долго раздумывал дорóгой Никон над предсказанием старца. И вспомнилось ему другое предсказание, колдуна, к которому он ходил вместе с монахами Макарьевского монастыря. – Все в руках Божьих, – подумал Никон и истово перекрестился. Приехав в Новгород, Никон начал заведывать не только духовными делами, но фактически стали во главе светской власти, ибо он должен был обо всём, что делается в Новгороде доносить государю, и Алексей Михайлович находился с ним в деятельной переписке, постоянно советуясь о всяких более или менее важных государственных делах. Зная это, нет ничего удивительного, что гражданские власти Новгородские обо всём советовались с Никоном. Прежде всего, Никон занялся делами благотворительности. Когда в Новгородской земле начался голод, и голодные толпами хлынули в город, прося хлеба, то Никон отвёл у себя во «владычном» дворе отдельное помещение, где ежедневно кормил голодных. Каждое утро подавали нищим по куску хлеба, а по воскресеньям раздавали деньги. Кроме того, Никон устроил несколько богаделен для призрения убогих. Вся эта деятельность Никона, однако, не помешала разразиться в Новгороде мятежу, в котором пострадал и сам Никон. Хотя Новгородская республика пала и покорилась Москве, но свободный дух её граждан остался. Вот почему новгородцы с глубоким недоверием относились ко всякому человеку, назначенному из Москвы. Таким был для них и Никон, несмотря на всю его благотворительную деятельность. К этому присоединилось враждебное отношение к Никону со стороны новгородского духовенства. Никон был человек крутой и энергичный. Лишь только он приехал, как стал заводить новые порядки, многоголосное пение заменил единогласием, сам он совершал богослужение с большой правильностью и торжественностью. Этого же требовал и от других. Благодаря этим изменениям служба значительно удлинилась, что вызывало неудовольствие как со стороны духовенства, так и прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ni...

§1. Жизнеописание Преп. Иосиф родился в Сицилии в конце VIII – начале IX веков. Там он получил первоначальное образование. Затем вместе с родителями преп. Иосиф переехал в Фессалию, где он 15-ти лет от роду поступил в Солунский монастырь. Там он проводил строгую постническую жизнь; питался сухим хлебом и спал на земле. Время он проводил в молитве и переписывании книг. За такой аскетический подвиг преп. Иосиф был рукоположен во пресвитера. Сблизившись с уважаемым аввой, преп. Григорием Декаполитом , преп. Иосиф отправился с ним в Константинополь. Вскоре, по повелению императора Льва Армянина, началась вторая волна иконоборчества. Преп. Иосиф вместе с преп. Григорием полагал все силы для защиты иконопочитания и укрепления верных. Православные решили отправить преп. Иосифа в Рим с просьбой к Римской Церкви прийти на помощь в борьбе с иконоборчеством. Морские разбойники, нанятые императором Львом, схватили преп. Григория и его спутников-иконопочитателей и передали их в критскую тюрьму. В тюрьме преп. Иосиф всячески поддерживал и утешал исповедников. Так прошло шесть лет. Из темницы преп. Иосиф был освобожден только после кончины императора Льва. Он вернулся в Константинополь, где устроил иноческую обитель при храме свят. Иоанна Златоуста (преп. Григорий в то время уже скончался). Будучи однажды в Фессалии, преп. Иосиф получил мощи св. апостола Варфоломея, которые привез в свой монастырь. Преподобный желал прославить св. апостола песнословиями, но сразу не решался взяться за сие дело. После пятинедельного поста, преп. Иосиф сподобился явления св. апостола Варфоломея, который предрек, что песни преподобного усладят вселенную. После этого чудесного случая преп. Иосиф постоянно занимался гимнографическими трудами. При императоре Феофиле преп. Иосиф вновь был сослан за свою верность святым иконам. Из ссылки он был возвращен св. императрицей Феодорой, восстановившей иконопочитание. После сего преп. Иосиф занимал видные церковные должности в Константинополе и, в частности, нес послушание духовника столичного клира. Как духовник, преп. Иосиф пользовался очень большим авторитетом; он прозорливо видел скрываемые грехи, но не обличал за это, а старался доводить исповедующихся до добровольного раскаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Чем кто больше скорбей здесь несет, тем легче тому войти в вечное Царствование. (преп. Анатолий) Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией. (преп. Никон) В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их. (преп. Никон) Господу хочется, чтобы мы смирились и походили бы на Него, Смиренного и Кроткого, и понесли бы, подобно Ему, скорби, хотя и не такие, какие Он нес за наши грехи, а маленькие и в тысячную долю, а мы и совсем не хотим Божиего, а чтоб непременно было — хоть хуже, да наше. (преп. Анатолий) Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией, и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу. (преп. Никон) Когда скорби обуревают души наши и колеблется сердце наше, смущаются мысли наши, единое прибежище — Господь. (преп. Никон) Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями. (преп. Никон) Потерпим немного, и получим вечное блаженство. Предадим забвению все утехи и радости земные — они не для нас. Сказано: где сокровище наше, тут будет и сердце наше (ср.: Лк.12:34), а сокровище наше на небеси, поэтому будем стремиться всем сердцем к Небесному Отечеству. Там все скорбное наше превратится в радость, поношение и уничижение — в славу, печали, слезы и воздыхания — в утешение, болезни и труды — в вечный безболезненный покой. (преп. Иларион) В наших скорбях человеки лишь орудия, а власти над нами не имеют. Итак, потерпим все! (преп. Никон) Скорби суть точно как жезл отеческий, поднимаемый от любви отца на бесчинствующих чад своих, дабы тем их исправить и сохранить в добронравии, что послужит им пользою на всю жизнь их. Божий же Промысл простирается к пользе душ наших, дабы спасти в будущей жизни. (преп. Лев)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Воздержание имей по силе и обрати внимание на внутреннее делание: самоукорение, смирение, терпение, любовь; ближних не зазирай и не осуждай, свои грехи и немощи смотри. (преп. Макарий) Воздержание умеренное полезнее всего. (преп. Никон) ВОЛЯ Не доверять себе и не следовать своему разуму и воле есть путь ко смирению; без него же, хотя бы и доброе что было нами сделано,- Богу неприятно. (преп. Макарий) Вот так-то будет лучше — повиноваться и отвергать свою волю. Будешь так поступать, и впредь во всем будет хорошо и радостно. (преп. Исаакий) Не беспокойся много об устройстве судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время. (преп. Амвросий) Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо, и неприятное будет приниматься как должное. Все, что ни совершается, ведет ко спасению душ наших, и при этом великая премудрость и глубина открывается. Любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим.8:28). (преп. Никон) В сем мире ничего не бывает постоянного. Гляди на улицу: утром был дождь, а в полдень ясно, а к вечеру опять холодно. То ветер, то тихо, то гроза, то жара; так и в нашей жизни — всегда будь готова следовать воле Божией, нравится ли то нам или нет. (преп. Анатолий) Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости… Заповеди Божий были и есть всегда основанием жизни. Предайтесь воле Божией. (преп. Никон) Прежде чем что-либо сделать, помолись и подумай, будет ли это разумно и Богу угодно. (преп. Никон) Где воспоследует воля Божия, там никакие пресильные препятствия не преодолеют. (преп. Лев) Искреннее желание служить Господу Богу и вручение всецело и себя, и всего, и всех в волю Божию, всеблагую, совершенную, приносят сердцу мир Божий, даже при переживании различных скорбей, и внешних, и внутренних, душевных. Молись Богу о удалении напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой. Предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства, и настоящие, и будущие, предавай близких сердцу, ближних твоих воле Божией, всесвятой и премудрой… Слава Богу! Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу человека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все! (преп. Никон)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

641.             Софроний, патриарх Иерусалимский. 11 марта. 655.             Мартин, папа Р., исповедник. 14 апр. 660.             Зосима преп., еп. Сиракузский. 30 марта. 662.             Максим исповедник, преп. Цареград. 13 авг. 681.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 6-й. 23 янв. 682.             Агафон преп., папа Р. 20 февр. 686.             Феодор, архиеп. Цареград. 27 дек. 8 век Григорий, еп. Акрагантийский. 23 ноября. Фалассий, преп. Ливийский. Субб. с. Антиох, преп. Палестинский. Субб. с. Иоанн Савваит, современник Иоанна Лествичн. Субб. с. Виталий, преп. из обители Серида. 22 апр. Павсикакий, еп. Синадский. 13 мая. Иоанн, преп. Раифский, друг Лествичника. Субб. с. Георгий преп., Хозевит. 8 янв. Анастасий преп., исповедник с преп. Максимом. 21 января. Ок. 730.       Ипатий, еп. Ефесский, и Андрей пресв., мучч. 21 сент. Герман, архиеп. Константинопольский. 12 мая. 740.             Землетрясение в Цареграде. 26 окт. 716–741.       Иулиан, Маркиан, и другие, мучч. при Льве Исаврянине. 9 авг. Георгий Лимнеот, пр. Олимпийский, исповедник. 24 авг. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник. 10 окт. Василий, еп. Парийский, исповедник. 12 апр. Иоанн, еп. Поливота Асийского. 1 дек. Ок. 742.       Петр, пресв. Капетолийский, мученик Дамасский от Агарян. 1 окт. 745.             Стефан исповедник, еп. Сурожский. 15 дек. 761.             Андрей, преп. Критский, муч. Цареград. 17 окт. 767.             Стефан новый, Василий, другой Стефан, два Григория и др., мучч. Цареградские. 28 ноября. 741–775.       Иаков преп., исповедник при Копрониме. 21 марта. Анфуса преп., дочь Конронима. 12 апр. Анфиса преп. и 90 сестер ее, страдавшие за иконы. 27 июля. 780.            Иоанн Дамаскин, Савваит. 1 дек. 781.            Павел, патриарх Цареград. 30 авг. Феофил новый, муч. Кипрский от СарацИн.30 янв. 787.             Собор Никейский 2, Вселенский 7. 11 окт. 780–790.       Михаил, преп. Зовийский, и с ним 36 иноков, мучч. от СарацИн.1 окт.; 790.             Исихий, преп. Вифинский. 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Георгий Монах (IX век), а вслед за ним Никифор Каллист (XIV век) называют преп. Марка учеником свт. Иоанна Златоуста. Но и это по основаниям, изложенным в исследовании, является маловероятным. В конце XIX века И. Кунц на основании «Послания к монаху Николаю» предположил, что преп. Марк был настоятелем монастыря близ Анкиры в Галатии, после удалился в пустыню, возможно пустыню Иудейскую. И, возможно, именно о нем, как об отшельнике авве Марке, содержится повествование в «Луге духовном » Иоанна Мосха. Гипотеза И. Кунца о том, что преп. Марк был настоятелем монастыря в окрестностях Анкиры, получила широкое распространение среди современных исследователей. Г. Чедвиг попытался отождествить преп. Марка с тем Марком, о котором упоминает в своих двух письмах Севир Антиохийский, как о, возможно, уклонившемся от правильного для него вероисповедания (монофизитства). Но другие исследователи привели серьезные доводы против этой гипотезы и сейчас её можно считать опровергнутой. Рассматривая исторические свидетельства и современные гипотезы относительно жизни преп. Марка, следует признать, что нет надежных сведений ни о жизни, ни даже о том, где жил преп. Марк. Если ранее преп. Марк ассоциировался преимущественно с египетским подвижником, описанным у Палладия и Созомена, то в современной литературе преобладает версия, что местом жительства преподобного писателя была Малая Азия. С большей уверенностью, исходя из времени датировки трудов «О Мелхиседеке» и «Против несториан», можно сказать только то, что преп. Марк жил в начале IV века. Во втором параграфе «Свидетельства древних церковных авторов о творениях преп. Марка» приводятся сведения о прямом и косвенном цитировании творений преп. Марка древними церковными писателями, а также их отзывы на эти творения. Первое по времени упоминание о творениях преп. Марка содержится в «Душеполезных поучениях» преп. аввы Дорофея Газского (VI век). Его слова приводят преп. Иоанн Лествичник (ок. 575 – ок. 650), преп. Исихий Синаит (вероятно VIII-X век) , преп. Иоанн Дамаскин (до †754 г.). О клевете на сочинения преп. Марка и их несостоятельность пишет преп. Феодор Студит(†826 г.).

http://bogoslov.ru/article/3508099

– Об уходе Никона в Воскресенский монастырь. – Никон возвышает власть Патриарха над отдельными Архиереями, но не над Собором. – О Соборах. – О Соборе 1666 года. – Правила церковные о созыве Соборов и нарушение их в 1660 г. – Никон о Соборе 1660 г. и о признании его Патриархом после ухода. – Никон об отсутствии своего отречения от кафедры. – Церковные правила о созыве Соборов. – Никон о деятельности Собора 1660 г. – Никон о неправильном понимании Собором 1660 г. природы его ухода, и о неправильном применении канонов к нему. – Никон о природе своего ухода. – Причины непризнания Никоном канонической силы за Собором 1660 г. – Архиерейская теория отношений Патриарха и Архиереев. – Докладная записка царю Вятского Епископа Александра, как представителя этой Архиерейской теории. – Никон не сторонник Патриаршего единовластия в Церковных делах. – Никон о каноническом и неканоническом объединении Епископов. – Голубинский о Соборах, созванных Никоном.Никон о составе Патриарших прав в Церкви. – Никон о совершении шествия в неделю Ваий Патриархом и другими Архиереями. – Никон о своем каноническом положении после ухода в Воскресенский монастырь. – Никон не допускает поставления нового Патриарха без своего участия. – Разногласия на Соборе 1660 г. о Никоне, и мнение Епифания Славинецкого. – Мнение Иерусалимского Патриарха Нектария об уходе Никона. – Уход Никона правительством сознательно истолковывается иначе, чем это было в действительности. – Протест Епифания Славинецкого против лишения Никона Епископского сана. – Постановление Собора 14 Августа 1660 г. и мнение архимандрита Игнатия. – Никон не отрекался ни от священства, ни от кафедры. – Смысл ухода Никона. – Приезд Никона в Москву в 1662 году и показания старца Аарона. – Приезд Никона в 1664 году. – Отстранение в январе 1665 г. от местоблюстительства Митрополита Ионы за принятие благословения от Никона. – Переговоры Никона с Собором об условиях отречения от кафедры в январе 1665 года. – Проект контръпредложений Никону на Соборе 1666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Объяснение кончилось тем, что Никон, получив дозволение, выехал в Воскресенский монастырь в двух плетеных кибитках, оставив подаренную ему царем карету в с. Черневе. В Воскресенском монастыре Никон не успокоился. Он рассылал грамоты, в которых называл себя Великим Государем (по примеру патр. Филарета), отнимал у соседей поместья и, как доносил стольник Баборыкин, проклинал даже царя. Последний донос вызвал следствие. Никон принял приехавших следователей грубо. Назвал митр. Паисия вором, собакою, мужиком; говорил, что тот дал ему, Никону, обещание «не слушаться царя» 50 . Боярину Одоевскому Никон говорил, что он еще патриарх, хотя тот показывал ему письмо, где Никон, отказываясь от патриаршества, говорит, что «яко пес на своя блевотины не возвратится» 51 . Следствие открыло, что у Никона заготовлена была бумага, которой он хотел отлучить царя Алексея Михайловича от церкви. Затем неожиданно Никон является в Москву, входит к заутрени в Успенский собор, берет свой жезл и служит с ростовским митрополитом Ионой литургию. Последовал запрос: зачем Никон приехал в Москву без царского ведома? Никон отвечал, что принес мир и благословение государю. Несмотря на то, его попросили удалиться. Никон отвечал текстом, что он отрясает прах с ног своих там, где его не приемлют. Полковник, назначенный в спутники ему, любезно заметил, что «этот прах подметут». На это Никон заметил: «разметет вас метла, явившаяся на небеси, хвостоватая звезда». В то время видна была комета. Очевидно, узнав о скором приезде для суда над ним вселенских патриархов, Никон хотел вновь сойтись с царем и отвратить грозу. Попытка не удалась. Патриарший жезл был отобран у него почти силой. Между тем на него получались новые доносы; между прочим, один из двух новообращенных евреев донес о том, что Никон отнял у них жен и живет с ними в связи. Настал собор для суда над Никоном. Никон настоял, чтобы ему идти на собор предшествуемому крестом, и в досаде, что ему не приготовили на соборе места, подобающего патриарху, простоял во все время чтения обвинительных актов против него. Чтение этих бумаг продолжалось 12 часов. Собор осудил Никона. Падение Никона было отчасти вызвано и личной враждой, которую он успел возбудить против себя. Духовенство не могло любить его потому, что он бил даже архиереев и анафемствовал против них 52 . Бояре ненавидели его. Стрешнев дал своей собаке кличку «Никон». Тем не менее, не смотря на общее нерасположение к Никону и на его государственные преступления, с ним поступили очень мягко: его только лишили патриаршего сана и удалили в Ферапонтов монастырь. Алексей Михайлович, назначивший Никона патриархом по собственному выбору, до того разочаровался этим выбором, что с этого времени положил назначать патриархов только по жребию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010