Так же как и преп. Марк, термин «природа» использовал и другой полемист с несторианством – свт. Феодот, епископ Анкирский 306 , активный участник III Вселенского собора, который, по версии И. Кунца, возглавлял как раз ту епархию, в которой преп. Марк и написал сочинение «Против несториан». Акцент на Божестве Христа, как поясняет свт. Кирилл, был сделан полемистами с несторианством для того, чтобы отстоять Единство во Христе 307 . Для защитников православия было важным указать, что именно Бог Слово рождён от Девы, претерпел страдания и был прославлен 308 . Для обозначения человечества во Христе преп. Марк использует слова: «плоть» (σρξ) 309 , тело (σμα) 310 и «человек» (νθρωπος) 311 . Указывает он и на то, что Христос воспринял человека в полноте (τλειος) 312 . В сочинении «Прение схоластика с аввою Марком» преподобный пишет, что Господь соединился с нами и плотью, и духом (μν δι σαρκς κα πνεματος κοινωνσας) 313 . Преп. Марк приводит риторический вопрос несториан, которым они пытались показать абсурдность православного учения: «Бог распинается, или Бог умирает, или алчет, или утруждается?». На это он отвечал, что задающие этот вопрос забывают о Воплощении 314 или же скрывают его 315 . Вопрос, по преп. Марку, должен звучать так: «как это, что Христос умер, пострадал, алкал?» 316 . Но на прямой вопрос «Пострадавший за нас – Бог или нет?» преп. Марк отвечает утвердительно, делая соответствующие уточнения, что пострадал «Бог, но не лишённый человечества» 317 . О Рождестве Христовом, преп. Марк пишет, что рождён был не только Бог (γυμνς Θες) и не простой человек (ψιλς νθρωπος), а Христос, который и то и другое вместе (συναμφτερον) 318 . Может быть, по причине этой терминологической осторожности преп. Марк не использует именования «Богородица», так как в этом слове не уточняется, что Бог родился от Марии по человечеству. Говоря об исповедании апостола Петра ( Мф.16:13–18 ), преподобный, обращаясь к еретику, призывает его исповедать «рождённого от Марии Сына Человеческого как Сына Божия» 319 . А далее задаёт вопрос, о том, Кто такой Сын Человеческий, считая неправильным ответом тот, что Он – единственно Бог Слово, так и то, что Он – простой человек 320 . Здесь нужно учитывать, что в ту эпоху использование слова «Богородица» не было повсеместным, а преподобный писал своё сочинение «О Воплощении» для нужд исключительно местной церкви 321 . Это сильно отличает преп. Марка от других защитников православия, писавших в то время. Для последних защита православия во многом означала защиту именования «Богородица» 322 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Приближалась сырная неделя. Государь, приготовляясь к народному празднику, вспомнил и о Никоне, с которым в счастливые дни его жизни разделял он в это время богатую трапезу в своих царских чертогах. Он велел отправить к Никону от своего имени множество рыбы и напитков разного рода. Но Никон отказался принять подарки царя. Они напомнили ему невозвратимую утрату радостнейших дней жизни, когда любовь и дружба соединяли душу его с душой царя. Однакож общие просьбы братии монастыря смягчили, наконец, его твёрдость, и Никон с благодарностью принял милостыню царя. В прощальное воскресенье Никон пообедал в общей монастырской трапезе. По его распоряжению, к столу подавали яства и напитки, присланные ему от царя. Только одну дельву вина, говорит Шушерин, Никон приказал оставить до светлого Христова Воскресения, никому, однако же, не открывая своего намерения, с которым сделал такое распоряжение. Сам, между тем, не вкушал теперь во время обеда ничего, что подавалось из подарков царя. Некоторые из иноков Воскресенского монастыря, разделявших с ним заточение, следовали его примеру. Но другие, по недогадливости, вкусили от царской пищи и от царского пития. Никон подверг их за это, говорит Шушерин, церковной епитимии, как преслушников воли настоятеля. Настал великий пост, и Никон посвятил всего себя духовным подвигам. Было время, когда он на дни св. четыредесятницы удалялся в пустынное уединение, и там, среди совершенного безмолвия пребывал в посте и молитве. Теперь он далеко был от своего Воскресенского скита; но и среди общежительного монастыря, Никон продолжал сохранять принятый им устав для препровождения великих дней св. четыредесятницы. Уединённая молитва , строгий пост и непрестанные труды были неразлучными спутниками его во всё время св. поста. В один из дней св. четыредесятницы, после утреннего богослужения, которое совершалось в его кельях, Никон рассказал братии свой сон прошедшей ночи. «Представилось мне, – говорил Никон, – будто я нахожусь в каком-то обширном, великолепно устроенном здании. Сюда приходит ко мне протопоп большого московского Успенского собора Михаил, и просит у меня благословения на освящение одной церкви. «Я, – говорил Никон, – вздумал провести его по всем комнатам этого здания. Вот мы прошли с ним две-три комнаты, из которых одна другой лучше и прекраснее. Наконец, вступили в самую лучшую, и остановились, изумлённые и поражённые её великолепием. Когда мы удивлялись её великолепию, вдруг является пред нами светлый и благообразный юноша, и спрашивает нас: «Чему вы удивляетесь?» Как не удивляться такому великолепию? – отвечал я, – говорил Никон. «Так знаешь ли, что это за здание? – опять спросил меня юноша, – говорил Никон. – Это здание сооружено и украшено твоим терпением, – и прибавил, – но постарайся скончать своё течение; а ныне говорю тебе, что ты вкусишь своего хлеба». После этих слов, говорил Никон, юноша сделался невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Никандр , муч. египетский, 5 июня. Никандр , преп. псковский, 24 сент. Никанор , ап. из 70, 28 дек. и 28 июдя, (видящий победы, греч.). Никита (победитель, греч.), муч. готфский, 15 сент. Никита , муч. хадкидонский, исповедник, 28 мая. Никита , еп. аполлониадский, 20 марта. Никита , преп. цареградский, 11 окт. Никита преп., исповедник, игумен мидикийской обители, 3 апр. Никита , блаженный цареградский, сокровенный угодник Божий, 9 сент. Никита затворник, еп. новгородский, 31 январ., 30 апр. и 12 мая. Никита , столпник переяславский, 24 мая. Никифор (победоносец, греч.), муч. корпнфский, 31 янв. и 10 марта. Никифор , муч., пострад. в Антиохии сирской, 9 фев. Никифор , муч. кесарийский, 13 ноября. Никифор , патриарх цареградский, исповедник, 13 марта и 2 июня. Никифор преп., игумен монастыря Катавада, 19 апр. Никодим (побеждающий народ, греч.), 2 авг. Никодим просфорник, преп. печерский, 31 окт. Никола святоша, князь черниговский, 14 окт. Николай (побеждающий народ, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Николай , архиеп. мирликийский, 6 дек. и 9 мая. Николай исповедник, игумен студийский, 4 февр. Николай воевода, цареградский монах, 24 дек. Николай Кочанов, юродивый новгородский, 27 июля. Никон (побеждающий, греч ), преп., муч. сицилийский, 23 марта. Никон , муч. антиохийский, 23 сент. Никон , мучен. мелитянский, 7 ноября. Никон , пр. игумен печерский, 23 мярта. Никон Сухой, пр. печерский, 11 дек. Никон , преп. радонежский, 17 ноября. Никострат (победоносное воинство, греч.), протоскриниарий, муч. рижский, 18 дек. Никтополион (Никтополитиан, ночью занимающийся дедами государственными, греч.), воин, муч. севастийский. 3 нояб. Нил (река сего имени в Египте, т. е. черная, индийское сдово), еписк. египетский, 17 сент. Нил постник, преп. синайский, 12 ноября. Нил , пр. столобенский, 7 дек. и 27 мая. Нимфодора (дар нимф, низших языческих богинь, гр.), мученица вифинская, 10 сент. Нина равноапостольная, 14 янв. Нирса еписк., муч. персидский, 20 ноября. Нит или Нита (блистающий, светдый, лат.), мученик, с Неонилою и др., 28 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Учитель и сожитель в келлии великого аввы Сергия. Он был совершенный ученик совершенного учителя и на нем почил дух наставника его; а потому и Никоново имя было, как изъяснился древний жизнеописатель его, «яко священие некое обносимо», еще во время земной жизни его (Житие преп. Никона, сост. митр. Филаретом). Урожденец г. Юрьева-Поволжского, Никон пожелал видеть равноангельного старца, пришел а Троицкую обитель и просил Сергия принять его в число учеников своих, но авва послал юношу к ученику своему Афанасию в Высоцкий Серпуховский монастырь. После двухлетнего смиренного послушания, Никон, уже удостоенный священства, с согласия Афанасия, опять пошел к преп. Сергию и на этот раз был принят им с радостию и навсегда оставлен в его обители. На Никоне почил дух Сергия и великий старец за шесть месяцев до кончины передал ему настоятельство в своей обители. При игуменстве его было страшное нашествие неверных, под предводительством Эдигея; обитель Сергиева была разорена и сожжена, но Никон и братия временно удалились из нее и сберегли от расхищения некоторые святыни, книги и келейные вещи преп. Сергия. По отступлении татар, монастырь был отстроен весь заново, с новою деревянною церковью, но не на прежнем месте. В 1422 году 5-го июля преп. Никон изнес из земли нетленные мощи отца своего и временно поставил их в деревянном храме. А между тем созидался и украшался белокаменный храм св. Троицы, в котором, по освящении его, были поставлены и доныне почивают открыто мощи преп. Сергия. Достигнув глубокой старости, преп. Никон ум. 17 ноября 1428 года и погребен близ мощей великого его учителя. Память преп. Никона установлено чтить повсеместно в 1547 году. Над могилою его воздвигнута церковь во имя его. Житие сохранилось в двух редакциях: первое краткое, без предисловия и похвального слова, составлено Пахомием вероятно для службы и обыкновенно встречается в списках вместе с нею (Ключевский, стр. 152). Второе – Макарьевского времени. Эта редакция вызвана соборным постановлением праздновать всею церковью Никону, дотоле чтимому местно (Ключевский, стр. 247). Нач.: «кто убо исповедати возможет многая и великая Божия дарования». Напечатано при житии преподобного Сергия, изд. Азарьиным в 1646 году. По «Иконописному Подлиннику»: «преп. Никон подобием стар, сед, брада проста, подоле Николиной, а Сергиевой меньше, ризы преподобническия». (Филимонов, стр. 193). 194. Преподобный отец Михей келейник и ученик святаго Сергия чудотворца преставися в лето 6893 месяца маия в 6 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

3. Преп. Никон, игумен, преемник преп. Сергия, достойный ученик богоносного учителя; на нем почил дух великого аввы, а потому имя Никона было, как выразился древний жизнеописатель его, «яко священие некое обносимо» еще во время жизни его. Уроженец г. Юрьева-Поволжского, Никон пожелал видеть равноангельного старца, пришел в Троицкую обитель и просил Сергия принять его, но авва не принял юношу и послал его в Серпухов к ученику своему Афанасию (см. ниже, гл. III). После двухлетнего смиренного послушания, Никон, уже удостоенный священства, с согласия Афанасия, опять пошел к преп. Сергию и на этот раз был принят им с радостию и навсегда оставлен в его обители. Великий старец за шесть месяцев до кончины передал ему настоятельство в своей обители. При нем в 1408 году было страшное нашествие Татар, под предводительством Эдигея; обитель Сергиева была разорена и сожжена, но Никон и братия заранее удалились из нее и сберегли от расхищения некоторые святыни и келейные вещи препод. Сергия. По уходе Татар, монастырь был отстроен весь заново, с новою деревянною церковью, но не на прежнем месте. В 1422 году 5 июля преп. Никон изнес из земли великое сокровище святыни – цельбоносные мощи отца своего и временно поставил их в деревянном храме. А между тем созидался и украшался белокаменный храм св. Троицы, в котором, по освящении его, были поставлены и ныне почивают открыто мощи преп. Сергия. Достигнув глубокой старости, преп. Никон преставился 17 ноября 1428 года и погребен близ мощей великого его учителя. Память преп. Никона установлено чтить повсеместно в 1547 году. Над могилою его воздвигнута церковь во имя его. 4. Препод. Михей, любимый келейник преп. Сергия; «возливавший», по выражению Епифания, «воду на руце его». Он один из всех сподвижников Сергиевых удостоился видеть Матерь Божию, посетившую своего избранника. Скончался еще при жизни своего аввы, в 1385 году, мая 6. Мощи его почивают под спудом в небольшой церкви, освященной «в честь явления Богоматери препод. Сергию, при котором (видении) удостоился быть Михей».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Необходимо человеку лично самому начать новую жизнь по разуму Святого Евангелия и Святой Церкви Христовой — как по внешним поступкам, так и по душе. (преп. Никон) Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его (Пс.36:31). Когда человек, так сказать, положит закон Божий, святые заповеди Божий в сердце своем, полюбит их, тогда он возненавидит грех, возгорится желанием жизни о Господе, будет удерживать себя от всякого греха. (преп. Никон) Надо раз и навсегда покорно подчиниться требованиям Церкви, как бы они ни были стеснительны. Да вовсе они и не так трудны! (преп. Варсонофий) Кто сознает себя недостойным грешником, тот плачет о своих грехах. А сознающий свое недостоинство и плачущий о своих грехах не может подвергаться гневу. Он будет кроток по примеру Спасителя, Который сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11:29). (преп. Никон) Слишком большое напряжение вредно. Можно потерять силы напрасно и обессилеть. Надо оградить себя железным кольцом заповедей. Каждое свое действие надо совершать только после того, как проверишь, согласно ли с заповедями, со Святым Писанием. И даже слова надо произносить после того, как помолишься и проверишь. (преп. Никон) Грех, прикрытый личиною добра, подкрадывается и повреждает души не поверяющих себя Евангелием. Евангельское добро требует самоотвержения, «отречения от своей воли и разума». (преп. Никон) Чтобы не потерять благодати Божией, паче старайся к приобретению памяти Божией. Нужно соблюдать слово Божие, или заповеди, как и Сам Господь сказал: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин.14:21). Таким же образом достигается искреннее служение Богу всем сердцем. (преп. Нектарий) Надо ближнего возлюбить, но возлюбить искренно, а не с расчетом. Любовь — это самое прекрасное, самое святое. Это такая красота! Но люди исказили ее, а она должна быть, как у Христа, когда Он за нас пострадал. (преп. Нектарий) 3мея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу; так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения Евангельских заповедей. (преп. Амвросий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

К аскетическим сочинениям преп. Анастасия можно отнести «Подвижнические главы» и аскетико-агиографическое сочинение о подвижниках Синайской горы «Неких святых отцов жития». §3. Учение 1.      Богословское наследие преп. Анастасия интересно для нас с двух точек зрения. Во-первых, как образец борьбы за чистоту Православия в период Христологических споров, а, во-вторых, как плод богословско-патристического синтеза. И в том, и в другом случае преп. Анастасий следует по стопам своих непосредственных предшественников – свят. Софрония Иерусалимского и преп. Максима Исповедника . 2.      К ведению догматической полемики преп. Анастасий советует подходить с рассуждением и тонкостью. Он излагает методы охранения ума и души от софистических ловушек еретической диалектики. 3. В области богословско-патристического синтеза, преп. Анастасий, как и другие представители такого рода литературы, стремится всецело основать свое творчество на святоотеческом фундаменте, для чего избирает лучшие мысли отцов и приводит достаточно много цитат. В этом плане он предварил появление преп. Иоанна Дамаскина , достигшего вершины в данной области церковной литературы. 4. При знакомстве с экзегетическим наследием преп. Анастасия стоит остановиться на толковании им шестоднева. Оно крайне Христоцентрично и экклезиологично. Он толкует шесть дней творения аллегорически, относя все прообразы исключительно ко Христу и Церкви Христовой. В истории Церкви он усматривает творческую реализацию плана Божественного Домостроительства. Праматерь Ева , по мысли преп. Анастасия, является первым прообразом Церкви и уже по одному этому заслуживает восхваления. 5. Имеется у преп. Анастасия важное свидетельство о том, что Господь Иисус Христос при распятии был пригвожден ко кресту четырьмя гвоздями (латинская традиция указывает три гвоздя). При этом преп. Анастасий дерзновенно заклинал Сыном Божиим будущих переписчиков, представлять только названный им (преп. Анастасием), образ распятия Спасителя. 6. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в своем церковно-литературном творчестве преп. Анастасий выступал на защиту икон против неких отрицателей иконопочитания. Вопрос почитания икон давно уже висел в воздухе, но в то время его еще заслоняла собой Христологическая тема. Зато век спустя, защитники иконопочитания, в частности, преп. Иоанн Дамаскин , успешно подкрепляли свою апологию икон ссылками на преп. Анастасия. Отдел третий. Церковная письменность на этапе защиты иконопочитания [VIII – середина IX вв.]

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Однако, в современных исследованиях, посвященных учению преп. Симеона Нового Богослова о Евхаристии, встречаются богословские оценки, значительно искажающие оригинальную мысль Святого по поводу исторического и евхаристического тела Христа Спасителя. Так, например, в Православной Энциклопедии, в статье, посвященной Таинству Евхаристии в богословии преп. Симеона Нового Богослова , мы находим утверждение о том, что, «называя воскресшее тело Спасителя “нематериальным”, преп. Симеон, вероятно, следовал богословской традиции, восходящей к Евагрию Понтийскому . Эта традиция оказала непосредственное влияние на ту линию развития византийского богословия Евхаристии, которая... (позже) была вытеснена крайним евхаристическим реализмом, восходящим к Apophthegmata patrum, преп. Анастасию Синаиту и другим святым отцам» 4 . Но если Евагрий придерживался отличной от библейской антропологии, принимая, в частности, оригенистские идеи о предсуществовании душ, то преп. Симеон был, несомненно, чужд ложного спиритуализма подобного типа, и одной из наших задач будет – выяснить истинный смысл термина «нематериальное» в его системе. Другими авторитетными исследователями опровергается высказанное выше суждение в плане признания того, что преп. Симеон все же придерживается традиционной для отцов Церкви библейской антропологии, а также евхаристического реализма. Так, митр. Иларион (Алфеев) обращает внимание на параллели в мысли преп. Симеона с яркими реалистическими высказываниями о Евхаристии преп. Ефрема Сирина и делает вывод «о всецелом единении» причастников «со Христом в Таинстве Евхаристии» в системе Преподобного 5 . Архиеп. Василий (Кривошеин) особенно отмечает учение преп. Симеона о «двойном характере Причащения» – чувственном и духовном, который «соответствует двум природам Христа» 6 . Исследователями было также отмечено значительное влияние на творчество преп. Симеона текстов преп. Макария Египетского 7 . По слову протопр. Иоанна Мейендорфа , «в то время как Евагрий отождествляет человека с “интеллектом” и мыслит христианскую духовность как дематериализацию, то Макарий понимает человека как психосоматическую целостность, предназначенную к “обожению”» 8 . Оригенистской и платонической антропологии Евагрия преп. Макарий противопоставляет библейское понимание человека и духовность, опирающуюся на реальность Крещения и Евхаристии как путей единения со Христом и обожения «всего человеческого бытия... включая телесный» 9 . Нашей задачей будет – еще раз подчеркнуть верность преп. Симеона именно святоотеческой традиции (в том числе и преп. Макария), а не оригенистским положениям Евагрия, как в антропологии, так и в евхаристологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Необходимо осознавать, что почитание преп. Исаака Сирина в Византии и на Руси, начавшись, скорее всего, с появления его творений, продолжается уже многие столетия. Первый греческий перевод его писаний был осуществлён в Лавре Саввы Освященного на рубеже VIII – IX вв. Впоследствии, встречаем цитирование слов преп. Исаака у таких отцов, как сщмч. Петр Дамаскин, затем у преп. Григория Синаита, преп. Каллиста, свт. Григория Паламы, преп. Никодима Святогорца и др. В славянский мир творения этого богомудрого отца начинают проникать с XII в. через переводимые в это время на славянский язык Пандекты Никона Черногорца. На Руси активное почитание преп. Исаака началось в конце XIV – начале XVI вв., на что повлиял преп. Нил Сорский, приводивший преп. Исаака в своём «Уставе». В это же время начинает фиксироваться и литургическое поминовение преп. Исаака в святцах и месяцесловах. С. Спасский указывает несколько рукописей Иерусалимского устава XV – XVI вв., где в святцах имеется поминовение св. Исаака Сирина, епископа Ниневии: днями его памяти отмечены 17 января, 28 января и 28 декабря . В некоторых афонских рукописях – 28 сентября. Однако, со временем в Греческой Церкви празднование памяти преп. Исаака в этот день прекратилось, что было причиной для скорби известного афонского старца, преп. Паисия Святогорца. Его рачением литургическая память преп. Исаака была восстановлена на Святой Горе Афон: в его каливе в этот день всенощное бдение совершалось непременно . Итак, как мы сказали, почитание преп. Исаака Сирина в Византии и на Руси началось с момента появления его творений, однако формального акта канонизации ни там, ни здесь не было. На этот счёт следует заметить, что таковая ситуация с преп. Исааком не является исключением: есть множество древних святых, досье канонизации которых отсутствует. Как справедливо замечает А. Муравьев: «Можно сказать без преувеличения, что судьбу сочинений мар Исхака решили переводы, прежде всего, перевод греческий, выполненный иноками обители св. Саввы Освященного Патрикием и Авраамием» . Важно отметить, что этот перевод был сделан с самых древних именно православных (мелькитских) рукописей VIII в. Пирар вслед за Броком называет ряд других православных (мелькитских) рукописей, с которых берёт своё начало греческая традиция : Parisinus syr. 378, Sinaiticus syr. 42, Vat. syr. 125, Sinaiticus syr. 14 . Поэтому почитание Исаака Сирина в православном мире как православного отца даже не столько законно, сколько исконно. А вот в западном мире произошла совсем иная ситуация: там " судьбу " преп. Исаака решило издание П. Беджана. Изданная им несторианская рукопись XIII в. Mardin/Scher 46 по факту знакомила западный мир с Исааком – несторианским писателем.

http://pravoslavie.ru/107684.html

Открыто исповедал свой грех отречения, от веры перед преп. Пахрмием и братией один инок чужого монастыря 308 . Это, если це ошибаемся, единственный известный случай в монастыре преп. Пахомия публичной исповеди явного смертного греха. Любопытно отметить, что сам преп. Пахомий заставлял исповедовать открыто помыслы, чтобы, известив таким путем монахов о грехе брата, изгнать его. Таковы факты, приведенные под строкой 309 . Интереснее случай публичной исповеди преп. Феодора Освященного. Собравший однажды к себе игуменов своих монастырей преп. Пахомий заставил их рассказывать в этом собрании свои грехи и сам начал исповедь. Но эта необычная мера была испытанием для степени смит рения преп. Феодора Освященного. После признания в грехе честолюбия преп. Феодор был подвергнут публичному двухлетнему покаянию, которое и выполнил. Исполняя подвиги покаяния, преп. Феодор другой раз исповедал публично в церковном собрании, что поддался помыслу честолюбия, и просил у братии прощения 310 . Эти случаи наглядно показывают, что организатор монашества употреблял публичную исповедь не так, как в мирской церкви, а чисто по-монашески. К тому же только один из приведенных случаев можно признать сакраментальной исповедью – вторичную исповедь преп. Феодора. При преемниках преп. Пахомия публичная исповедь, по-видимому, вовсе выходит из употребления в его киновиях. Этому содействовал преп. Антоний Великий (†  356), который, как известно, пережил преп. Пахомия (†  348 или 345). Преп. Антоний высказал свое принципиальное воззрение на Таинство покаяния и на способ совершения его в письме к преп. Феодору Освященному. «Объявляю, – пишет преп. Антоний, – что почти во всем мире многие люди, истинно поклоняющиеся Христу, согрешив после крещения, плакали и рыдали ( κλαυσντων κα πενϑησντων) и Бог , приняв плач и рыдание (τν κλαυϑμν κα τ πνϑος), простил грехи всех так поступавших даже до настоящего дня, в который передано тебе это Письмо. Итак, прочти его братьям твоим, чтобы и они, услышавши, радовались» 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010