Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: «А мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием». Отвлекай всячески мысль свою от пересуд дел людских, а молись с усердием к Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом, потому что без помощи Божией мы ничего доброго не можем сделать, как и Сам Господь сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5). (преп. Амвросий) Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собою образ Божий. (преп. Никон) Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большею частию подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией. (преп. Амвросий) ОТНОШЕНИЕ К БЛИЖНИМ Со всеми людьми, встречающимися на жизненном пути, поступай так, как тебе хотелось бы, чтобы с тобой поступали. (преп. Никон) Без терпения и снисхождения к ближним жить невозможно. (преп. Никон) Если кто непокоен (т.е. немирен на тебя, а не высказывает сего), то угождай ему, будто не замечаешь сего. (преп. Амвросий) Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам. (преп. Никон) Надо быть ко всем почтительной. Будь ласкова, но не ласкательна. Поклонись, да скорее мимо проходи. (преп. Амвросий) Если между нами произойдет какое-либо недоразумение или нам покажется, что нам делают что-нибудь плохое нарочно, надо сейчас же попросту объясниться, и тогда всякое недоразумение исчезнет. (преп. Никон) Молчи пред всеми, и тебя будут все любить. (преп. Амвросий) Смотри на всех просто. (преп. Амвросий) Спасение наше и погибель наша — в ближнем нашем. Спасение зависит от того, как мы относимся к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий. (преп. Никон)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Видно, что стараешься и желаешь спастись, — только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтоб терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь (преп. Анатолий). ...А самое надежное спасение тебе одно — терпи все, что Бог пошлет: доброе и злое (преп. Анатолий). Но только и терпение твое не должно быть нерассудное, т. е. безотрадное, а терпение с разумом — что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, т. е. ясно, внимательно. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если и не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюб­ленною (преп. Анатолий). Вот ты говоришь, как тяжело было расставаться! А ведь это все на время. Опять увидимся. А каково будет расставаться там-то? Когда на веки и веки разлучит Господь друг от друга. А если потерпишь теперь, то всегда будем вместе с Господом, и с Ангелами, и со всеми святыми. И радости нашей никто не возьмет от нас. Так сказал Сам Господь (преп. Анатолий). Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо (преп. Никон). Чтобы был плод духовный, нужны известные условия: семя (слово) хорошее и почва хорошая. Плод созревает при наличии терпения. Сколько было случаев, когда чело­век, не видя ожидаемого плода, впадал в уныние, и все его труды пропадали. Надо иметь решимость все терпеть. Только тогда можно надеяться на получение желаемого. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) (преп. Никон). Терпение есть непрерывающееся благодушие (преп. Никон). В терпении надо стяжавать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами — необходим крест (преп. Никон). Искренность и твердость произволения испытывается именно терпением и временем (преп. Никон). Веруй, что если трудно приходится терпеть, терпишь по воле Божией и суду Божию праведному, ради спасения (преп. Никон). ..Ни матушки, ни батюшки тебя не спасут. А спасет тебя только один врач, сто раз тебе рекомендованный — терпение (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Анатолий). Мир тебе, АЛ Поздравляю тебя с началом вкушения монашеской славы, т. е. скорбей. Это венец наш. Это наша похвала. Это корень вечных наслаждений и Горнего величия! Вижу, что это тебе не крепко-то нравится, но тем лучше! Иначе и скорби потеряли бы свою цену и славу (преп. Анатолий). В скорби проси помощи Божией, потому что не вотще сказано во Святом Писании: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс.49, 15) (преп. Анатолий). Если все случающееся принимать близко к сердцу, то нас и на месяц не хватит (преп. Никон). Как скорби переносить? Положиться на волю Божию. А о тех, кто кого считает виновниками, думать, как у преподобного Марка Подвижника написано, что они только орудия нашего спасения... (преп. Никон). Все святые страдали, потому что они шли путем Спасителя, Который страдал, был гоним, поруган, оклеветан и... распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. «В мире скорбни будете. И вси желающие благочестно жити, гоними будут. Аще приступавши работати Господеви, уготови душу твою во искушение...» (Ин. 16, 33; Ср.: 2 Тим. 3, 12; Сир. 2, 1). Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией... (преп. Никон). Сила страданий не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит эти страдания. Иногда по видимому ничтожные обстоятельства причиняют человеку величайшее горе. Надо сочувствовать. И один и тот же факт по видимости разным людям причиняет страдания в разной степени. Это зависит от того, как человек прини­мает их (преп. Никон). В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их (преп. Никон). Скорби Избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали. «В трудех человеки не суть, сего ради одержит их гордыня до конца» (Ср.: Пс.72, 5—6). Мы должны жить в трудах и скорбях, должны получать раны (преп. Никон). Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу (преп. Никон).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Получивши помощь или исправив что благо, берегись помысла, хвалящего тебя, а других осуждающего. Это сеть вражия, закликающая в высоко-умие и все плоды добродетели отъемлющая. (преп. Макарий) Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь. (преп. Амвросий) Не осуждайте других, ибо одно это ходатайствует нам всякое осуждение пред Богом. (преп. Макарий) Пред Богом кающийся грешник любезнее, чем самомнящийся праведник. И потому берегись осуждать! (преп. Анатолий) Как только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй мне зрети мои согрешения и не осуждати брата моего». (преп. Нектарий) Никого нельзя осуждать, даже самого отчаянного грешника. (преп. Никон) Господь видит сердце человеков. А люди в суждениях своих всегда могут ошибаться, и тогда суждения эти бывают плодом простого празднословия. (преп. Никон) Как будешь кого осуждать, то скажи себе: лицемере, изми первее бревно из очесе твоего (Мф.7:5). Бревно в глазу — это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение, и был лучше. (преп. Амвросий) Пожалей, и не осудишь. (преп. Анатолий) Суд праведный должен относиться к нам самим, а не к другим, и не по наружным деяниям должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению. (преп. Амвросий) Надо твердо помнить этот закон духовной жизни: если в чем кого осудишь или смутишься чем-нибудь у другого человека, то тебя это же самое постигнет, ты сделаешь сам то, в чем осудил другого, или будешь страдать этим самым недостатком. (преп. Никон) Везде потребно и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других. (преп. Амвросий) Главное, что требуется от каждого человека,- это никого не осуждать. Кажется, просто, а начни исполнять — окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: «Прости», а враг внушает: «Отомсти обидчику. Он тебя поносит, и ты его поноси». Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним. (преп. Варсонофий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам, как монашествующих, так и других лиц, составляет существенную часть Таинства покаяния (преп. Амвросий). Откровение святыми отцами положено, чтобы легче спастись. Ибо путь спасения вообще труден, но кто спасается с откровением и вопрошением старших, тот много облегчает себе этот трудный путь! Спасайся! (преп. Анатолий). ...Матушке... не укосневай открывать все от врага навеваемые помыслы, и сие ко исцелению тебе послужит... (преп. Лев). Надо говорить помыслы м. И., помыслы и ослабеют. А откуда они, от гордости (преп. Амвросий). Помыслы записывать каждый день. А когда пойдешь к м. И. (для откровения), то выпиши их вообще, например, сердилась и т. п. (преп. Амвросий). все должно говорить; сказать, что осуждаю, и помыслы приносятся, а повторять их не надо. Это враг наносит. Ефрем Сирин называет это лаянием бесовским. Если спросит: какие? — тогда можно сказать (преп. Амвросий). ...Ходить на откровение легче всего и спасительнее. А потому ходи и все открывай (преп. Анатолий). Чужие дела не передавай (преп. Амвросий). Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей (преп. Амвросий). Батюшка строго приказывал — чужих грехов не говорить матушке Игуменье, но себя винить (преп. Амвросий). Надо говорить: приходят помыслы хульные против вас и осуждающие. (Если бывают помыслы против старицы или старца) (преп. Амвросий). Не рассказывать, где что делается (преп. Амвросий). Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысл целый день приражается, и ничего, а другой враз оцарапает — тот и нужно говорить (преп. Амвросий). Открывать помыслы очень полезно. Старайся держаться этого пути... (преп. Анатолий). Открывай, что можешь... Если не исправляешься, укоряй и осуждай себя. Господь и это примет за доброе дело (преп. Анатолий). К Матушке ходить я никого не понуждаю. А только советую, потому что на себе испытал, что открывать помыслы — облегчает тяготу душевную. А страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских) немощей и считай себя достойною скорбей (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться. (преп. Никон) Надо внимательно слова молитвы произносить, в смысл вникать, а не стремиться к слишком высокому. Ведь если мы неправильно читаем, не внимаем читаемому, то этим утешаем бесов. (преп. Никон) Во время усердной молитвы желаешь, чтобы видели, как ты молишься. Это бесы влагают помыслы тщеславия. Хорошо, что на них не останавливаешься. И впредь их должно презирать. (преп. Иосиф) Молитва есть пища души. Не морите же души ваши голодом, лучше пусть тело голодает. Не осуждайте никого, всех прощайте. Считайте себя худшими всех на свете, и спасены будете. Как можно больше смалчивайте. (преп. Иосиф) Молитва, пост и бодрствование над собою, т.е. хранение своих мыслей и чувств, делают нас победителями врагов нашего спасения. Самое трудное из этих трех дел есть молитва — вечная добродетель, которая вследствие упражнения обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения, следовательно, подвига. (преп. Варсонофий) Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно — об этом мы не знаем. Он Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй. (преп. Анатолий) Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное, умиленное настроение души, необходимо молчание. Иногда даже простое, по-видимому, даже незначительное слово может нарушить и спугнуть, как птичку, из души нашей умиление. (преп. Никон) Не забывай молитвы — она жизнь души. (преп. Никон) Необходимо хранить плод молитвы. Он погубляется, теряется очень часто от празднословия сразу после молитвы и от мечтания, которое есть то же празднословие, но лишь с самим собой. Молчание после молитвы весьма полезно: оно удерживает молитву в уме, сердце и даже на устах вслух себе. (преп. Никон) Мы не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть. (преп. Иларион)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Смирение — это нечто великое и божественное, а путь к нему — считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться. (преп. Никон) Смирять себя всеми силами старайся. И мысль, что тебя не любят, есть чисто бесовская. К тому ж мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать. (преп. Анатолий) Будь же хоть и грешна, но смиренна. И будешь мирна. А на смиренных-то Господь и призирает. (преп. Анатолий) Нам, ищущим спасения, при исполнении заповедей Божиих самонужнейшие есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освещает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доставить многожеланного мира. (преп. Лев) Где смирение не обитает, тамо презорство и высокомудрие пребывает. (преп. Лев) Что живешь плохо, не унывай, а смиряйся, и Господь призрит на смирение твое паче подвигов великих, но не смиренных. (преп. Анатолий) Без смирения нельзя спастись. Какое бы здание добродетели вы не возвели, оно рухнет без смирения. (преп. Никон) Оставь обманчивую мысль, что ты в отдаленном месте будешь смиряться и будешь переносить всякое попрание и уничижение, а лучше смирись в настоящее время и в настоящем месте, где живем, и считай себя мысленно под ногами всех, т.е. считай себя достойною всякого попрания, и уничижения, и досаждения. (преп. Амвросий) Прощение преподается тем только, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит. (преп. Никон) Смиренно считая себя всегда, до самой смерти, способным ко всякому греху, к малому и большому (по нашему пониманию), надо усердно молиться Господу о помощи, «да не внидем в напасть». Самомнение не заботится о хранении себя и бывает причиной великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека. (преп. Никон) Спрашиваете: «Каким путем идти к Богу?» Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым Помощником и любвеобильным Отцом Небесным, смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающему его благодати Божественной и удаляющему от него милосердие Божие. (преп. Нектарий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? — то скажи своему помыслу: теперь поздно говорить — опоздала (преп. Амвросий). Будь сама к другим снисходительна (преп. Амвросий). Нужно ближнего успокаивать, — и с тобой то же может быть (преп. Амвросий). Сама живешь нерадиво, а с других строго требуешь, чтобы исполняли все (преп. Амвросий). Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить (преп. Амвросий). Шуточками лучше высказывай, когда непокойна (немирна на кого) бываешь (преп. Амвросий). Не должна вмешиваться в их (вместе живущих) спор. А уйди в свою келью, возьми бутылку воды и полей между ними; особенно же каждой можно говорить. Скажи К.: мы без щей насидимся, — ни я, ни ты не умеем варить, а другой скажи: потерпи — она Петербургская (преп. Амвросий). Не должно выбирать сестру по духу, а то будет по плоти (преп. Амвросий). Будь проста, и все пройдет. Считай себя хуже N. Если будешь внимать себе, то найдешь, что ты действительно хуже N. (преп. Амвросий). Смотри на всех просто (преп. Амвросий). Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Е—да. Прошла, и только. Это значит, думать просто. А то при виде проходящей Е—ды подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у ней такой-то. Вот уже это непросто (преп. Амвросий). Если непокойна то скажи: все по своим местам! Себе внимать и Авву Дорофея читать! — Напиши это и где-нибудь приколи (преп. Амвросий). Ты ей, N, раз уступишь, а она тебе десять раз (преп. Амвросий). Когда ты непокойна на N, то клади поклоны от 3 до 9 с молитвой: Господи, якоже веси, помози рабе Твоей N.. и за ее молитвами меня, окаянную, помилуй. — Тогда клади поклоны, когда непокойна (немирна), а то не надо (преп. Амвросий). ...Ты пошла книзу, что скоро и жизни не рада будешь. Как говорят: ни Богу свеча, ни миру калач. Что святые отцы хвалят, каким путем сами они шли и нам по любви своей для нашего облегчения завещали, ты поносишь, — говорю о пути старчества и откровения помыслов. Куда ты готовишь себя? Или надеешься избежать врат смерти? Ей, не избежишь! Пощади себя, сестра! (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И ведай, пред Богом кающийся грешник любезнее, чем самомнящийся праведник. И потому берегись осуждать! (преп. Анатолий). Как только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй мне зрети мои согрешения и не осуждати брата моего» (преп. Нектарий). Хорошо, что стараешься не осуждать ближнего и не гордиться: если будешь внимать себе, то Господь со временем поможет тебе, и получишь вечное спасение (преп. Анатолий). ...Просишь, чтобы тебе не осуждать других. Поистине нет легче для спасения этой добродетели. Тут ни трудов, ни поста, ни жертв, ни приношений. Просто: не судите и не судимы будете. Молю Господа, чтобы Он даровал тебе эту добродетель. (Хотя сам я ее и не имею.) (преп. Анатолий). Никого нельзя осуждать, даже самого отчаянного грешника (преп. Никон). Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собою образ Божий (преп. Никон). Господь видит сердце человеков. А люди в суждениях своих всегда могут ошибаться, и тогда суждения эти бывают плодом простого празднословия (преп. Никон). Надо твердо помнить этот закон духовной жизни: чем кого осудишь или смутишься чем-нибудь у другого человека, то тебя это же самое постигнет, ты сделаешь сам то, в чем осудил другого, или будешь страдать этим самым недостатком (преп. Никон). Ты с сопутствовавшей тебе монахиней скорбела на матушку Игуменью за то, что она без внимания оставляет таких людей, которые прежде благодетельствовали монас­тырю и с которыми она в течение многих лет имела общение, но от которых не ожидает более для обители пользы, которые, однако, могут влиять на других словом. Не твое дело судить действия игуменьи. Она над тобою приняла суд, а не ты над нею (преп. Иларион). Искушение это попустилось тебе не иначе как за осуждение твое противящихся игуменье, за что пришлось и самой впасть в противление начальству, тех вина противление, положим, еще дельнее была, а твоя совершенно из пустяков. Жалею я, что своим устроением привела ты и Матушку в изменение к себе, как сама пишешь ты: «замечаешь ее изменение», не знаю, в состоянии ли будешь ты поправить свои ошибки, разве только долгим временем и то не без труда?! (преп. Иларион).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всякий гордый прилог и о себе мнение считай немалым грехом, повергай себя пред Богом, проси прощения и помощи о избавлении от оного. (преп. Макарий) Если вы не будете подвержены искушениям и, не познавая своих немощей, будете токмо видеть свои исправления и на них полагать надежду спасения, то можно впасть в крайность высокоумия и прелести неисцельной, ибо враг когда не может кого победить страстьми и немощами, то влагает во ум высокоумие и мнение о себе, от которого впадают в прелесть и в помрачение ума. (преп. Макарий) Берегитесь помыслить о себе нечто высокое, за сие благодать Божия лишает своей помощи и предаемся страстям и духам в наказание. (преп. Макарий) Чрез послушание снискивается смирение, и познаем свою меру, избегаем о себе мнения. (преп. Макарий) САМОНАДЕЯНИЕ Когда замечаешь за собою самонадеяние, то, при случаях и при помощи Божией, самоукорением оно исторгнется. (преп. Макарий) САМООПРАВДАНИЕ Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле. (преп. Никон) Надо смиренно о себе думать и смирением растворить всякое свое делание, но ложное смирение, выставляемое в извинение своего нежелания и лености подвизаться, далече отогнать: «Где уже нам, грешным, это делать. То были люди святые…» Так приходится слышать тех, кто не хочет трудиться для своего спасения. Можно им ответить: да, это верно, но и святые, очень часто, прежде были великие грешники, стали святыми, подвизаясь, поэтому грешником себя считать — считай, а на добро себя понуждай. Будет польза. Самооправдание — корень зла. (преп. Никон) Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести, оно только больше расстраивает человека. (преп. Никон) Некого винить: злоба внутри нас. (преп. Никон) САМОПОЗНАНИЕ Мы не можем иначе познать себя, как в сооб ращении с ближними, принимая от них укоризны и досады, яко врачевство своим душевным язвам, и укоряя себя за нетерпение, а не их, но, напротив, благодарить их, что чрез них познали свою душевную немощь, смотрением Божиим. Имея же спокойствие, благодатию Божиею, опасайтесь увлекаться мнением о себе, да не паки тожде постраждете: враги не дремлют, они боятся только смирения. (преп. Макарий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010