Все эти сведения являются бесспорным доказательством того, что деятельность преп. Нила относится к концу IV началу V веков. Исходной же точкой при определении даты его рождения является нападение варваров на Синай, которое, будем считать, имело место в 410 году О летах старости преп. Нила мы находим свидетельства в " Narrationes " , а именно: в VI главе сам преп. Нил говорит о своем старческом изнеможении, а в другом месте его сын Феодул называет его " отцом-старцем " . Это дает повод предположить, что во время нападения варваров преп. Нилу было около 60 лет. Значит, дату его рождения можно отнести где-то к 350 году. Касательно происхождения преп. Нила мы имеем прямое свидетельство Никифора Каллиста, который пишет, что, благодаря своему высокому происхождению, преп. Нил был префектом Царьграда То, что преп. Нил и вправду происходил из богатой семьи, очевидно из " Narrationes " , где сам он говорит, что любовь к уединению победила в нем все и заставила покинуть дом, отечество, родственников, друзей, домочадцев и имение. Нет у нас никаких сведений и о том, были ли родители преп. Нила христианами или же язычниками, а также где преп. Нил был крещен и как протекала его молодость. Из уже упомянутых свидетельств монаха Георгия Амартола, Георгия Кедрина и Никифора Каллиста очевидно, что преп. Нил Синайский входил в круг ближайших учеников святителя Иоанна Златоуста. Однако прямого указания на это в трудах самого преп. Нила мы не встретим. И тем не менее из его смелых писем, направленных императору Аркадию, в которых он защищает гонимого святителя, четко видно, что преп. Нил принадлежал к числу преданных и пламенных почитателей святителя Иоанна Златоуста Чествуя в них святого Златоуста, он называет его " столпом Церкви " , " светом истины " , " трубой Христовой " . В трудах же самого преп. Нила ясно чувствуется литературное влияние свт. Иоанна Златоуста. Кроме свидетельствующих об этом двух писем имеется еще целый ряд других, которые, как доказал Haidacher, носят на себе отпечатки влияния свт. Иоанна Златоуста Помимо литературного влияния, неоспоримо подтверждающего знание преп. Нилом трудов свт. Иоанна Златоуста, имеются данные, допускающие предположение о том, что преп. Нил был лично знаком со свт. Иоанном Златоустом и пользовался его советами и поучениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

Стр. 70 вся пересказ и отчасти выписка из Алмазова, стр. 296.300.302 прим.5.303. Списанное первое примечание отмечено цитатой, а цитата в прим. 3 создает видимость, что у Алмазова взято только находящееся в тексте известие Герберштейна. Прим.4-ое выписано из текста книги Алмазова, стр. 303–304, и находящаяся у Алмазова под строкой цитаты вписаны в текст примечания. В конце неудачное сокращение Алмазова. Сказано о крещении мучеников Акиндина, Игнатия. Феодула, Филимона и стоит цитата (из Алмазова) на Четьи Минеи кн. VI, ч.II. Конечно, здесь говорится о крещении не всех перечисленных мучеников. У Алмазова еще цитаты: кн. XI л. 8 об., кн. XI л. 105 об. Стр. 71 списана вся и буквально. См. Алмазова стр. 304–306. В большом 2-м примечании слова св. Киприана, который взяты несомненно у Алмазова на стр. 304, потому что совпадают сокращения посредством многоточия, совпадают вставленные слова латинские, за исключением, разумеется, опечатки у о. Малиновского: luti, нужно – loti. В конце большой выдержки о. Малиновский ставит страницу по рус скому переводу творения св. Киприана. Но разве же из русского перевода взяты вставленные в тексте латинские слова? Примечания з-е и 4-е взяты с 306 стр. книги Алмазова. Стр. 72 вся пересказ и выписка из Алмазова, стр. 306,307,308.309,310,311. В 1-м примечании слова св. Иоанна Златоуста с цитатой по переводу СПБ. Академии. Но откуда же опять взялись вставленные греческие слова? Конечно, с 306 стр. книги Алмазова. Цитата во 2-м примечании: «См. о сем у Алмазова» стоит после буквальной выписки. К стр. 73 срвн. из книги Алмазова стр. 317. 318. 321. 320. 322. Средина стр. 74-ой выписана с 327 стр. Алмазова. Половина 75-й стр. – набор святоотеческих изречений из книги Алмазова, стр. 330.329–331, откуда берутся и цитаты: 1-ое прим. см. стр. 330 прим. 1; 2-ое прим. см. стр. 331 прим 1–2. Вся 76-ая стр. и часть 77-ой до конца параграфа – списаны у митрополита Макария (т. IV, стр. 110–113). Только к искаженной цитате из Фотия (в 3 примеч. на стр. 76) о. Малиновский прибавил сноску и на Макария. Но несомненно, что даже слова преп. Иоанна Дамаскина попали не из его творений, а догматики Макария, так как не случайно же о. Малиновский поставил (на стр. 77) мпоготочие именно там, где оно стоит у Макария!?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Всегда надейтесь только на Бога, но никак не на человека. Тогда всякое зло будет отпадать от вас, как отрубленная ветка. (преп. Варсонофий) Одно воззрение на Всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу. (преп. Моисей) Всеобщий и всезлобный враг — диавол, хотя и многие творит подсады нам, но ничтоже успеет, если мы будем уповать на Бога. (преп.Лев ) Господу Богу все возможно есть — не точию отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много. (преп. Антоний) Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает. (преп. Антоний) О домашних и на домашних не скорби. Пошла к Богу — и жди от Бога. Он надежнее всех князей и сынов человеческих. И настоящею жизнью не увлекайся. Спокойна — благодари Бога, скорбна — опять благодари Бога. И жди всегда милости Божией. (преп. Анатолий) Хотя к человекам мы и должны обращаться за помощью душевной и телесной, но успеха в сих обращениях должны ожидать от руки Господней. (преп. Никон) Никогда нельзя надеяться на человека. Это — великая и роковая ошибка. Без определения на то Божия не защитит и не утешит человек. Бессилен человек без Божией помощи. (преп. Никон) Если будем прибегать ко Господу, то Он посетит нас, войдет в наше сердце, защитит нас, покроет от всяких искушений, будет для нас столпом крепким от лица вражия и приведет нас незаблуд-но к крайнему пределу наших желаний и стремлений, к вечному блаженству, в Царство Небесное. (преп. Никон) Какая будет выгода воину без брани? — Он неискусен и немужествен. И монаху без борьбы нельзя стяжать души в терпении и увенчану быть от Подвигоположника. Не изнемогай духом и не унывай в противностях, но обращайся ко Господу с смиренным молением и веруй, что приидет к тебе помощь. (преп. Моисей) УТЕШЕНИЕ Утешениям или предваряет, или последует мятеж, а сему причиною наше страстное устроение; страсти наши суть дверь, затворяющая пред нами сию духовную радость. (преп. Макарий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Если будут хвалить, должно молчать — ничего не говорить. (преп. Амвросий) Похвалам о себе не внимай и бойся их, помни — кто-то из святых отцов говорит: если кто хвалит тебя, жди от него и укоризну. (преп. Иларион) Должны нас устрашать всякая слава и похвала человеческая, ибо, по учению святых отцев, «не только приемляй славу от человек, но даже и слышай шум словес сих с услаждением, лишается вечно славы». Не попусти, Господи, нам увлечься услаждением здешней суетной славы! (преп. Макарий) Истинный монах не корит и не хвалит. (преп. Амвросий) ПРАВДА Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией. (преп. Никон) ПРАЗДНИК К празднику всегда враг старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. Но Господь милостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через сорок, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник. (преп. Варсонофий) Продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении. (преп. Антоний) Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцев, делать добрые дела. (преп. Никон) ПРАЗДНОСЛОВИЕ Разговоров избегай, и вообще всякого греха, а поползнешься, кайся, и Господь поможет тебе, и будешь искуснее и осторожнее. А главное, никогда не смущайся. (преп. Анатолий) Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку. (преп. Никон) ПРИМИРЕНИЕ Ежели вы свое собственное сердце умиротворите к гневающемуся на вас, то и его сердцу Господь возвестит примириться с вами. (преп. Иларион)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

29 авг. 1894 г. речь, посвященную И., произнес в Оптиной пуст. приехавший из Москвы иером. Трифон (Туркестанов ; впосл. архиепископ Дмитровский). В 1896 г. начался сбор материалов для составления жизнеописания И. по инициативе старца Иосифа (Литовкина), к-рый передал разным людям вопросы о его биографии и получил ответы (Там же. Ф. 214. Опт. 307-1. Опт. 307-2). В результате появился «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», составленный, вероятно, архим. Агапитом (Беловидовым) и опубликованный в ж. «Душеполезное чтение» (отд. отт.: М., 1899). В 1995 г. этот текст был переиздан с нек-рыми дополнениями. Переписка И. сохранилась в архиве Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 65-73). Мощи И. были обретены 13 февр. 1995 г. при восстановительных работах в Казанском соборе. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи были перенесены во Введенский собор наместником Оптиной пуст. архим. Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими. Над мощами стали читать Псалтирь, совершать литии. 19 февр. того же года замироточила икона Живоначальной Троицы во Введенском соборе. 20 февр. заупокойную литию совершил Пинский еп. Стефан (Корзун) . 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. Мощи И. почивают в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 40. Д. 11; К. 65. Д. 45-46; Ф. 214. Опт.-306, Опт.-307-1, Опт.-307-2. Лит.: Трифон (Туркестанов), митр. Настоятель Оптиной пуст. священно-архим. схим. Исаакий//ДЧ. 1894. 10. С. 289-294; Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия//Там же. 1898. 12. С. 621-635; 1899. 1. С. 165-170; 2. С. 223-231; 3. С. 452-466; 4. С. 639-647; 5. С. 3-19; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2002; Оптинский архим. Исаакий//ЖПодв. Авг. С. 413-448; Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). [Козельск], 1995; Криволапов В. Н. Житие прп. и богоносного отца нашего Исаакия//Курские тетради: Курск и куряне глазами ученых. Курск, 1998. Тетр. 2. С. 25-32; Письма прп. оптинского старца иеросхим. Илариона. [Козельск], 1998; Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. [Козельск], 2002. С. 289-311; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 118-128; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т.

http://pravenc.ru/text/674766.html

Прошёл год по удалению Никона в Воскресенский монастырь. В Москве тогда распространился слух, будто крымский хан идёт на Россию. Сердце царя обратилось с дружеской заботливостью к патриарху, жившему в беззащитном Воскресенском монастыре. К нему отправлен был думный дьяк Алмаз Иванов с поручением – предложить Никону переселиться в другое безопаснейшее место. «Инде, кроме Москвы, ближних градов нет», – отвечал ему Никон на предложение, и потом продолжал: «и зде нам пребыти не у чего, а в дальние места ехать не на чем, и ты царскому величеству доложи, где нам изволить жить» 600 . Дьяк отправился обратно в Москву. Между тем патриарх давно уже всего более желал личной беседы с царём. В монастыре заговорили, что орда уже приближается к самым московским пределам. Никон поспешил за Алмазом в Москву. Здесь он остановился на Воскресенском подворье, и дал знать о себе царю. Вместо радушного приёма, какого ожидал Никон, отправлен был к нему тот же Алмаз Иванов с вопросом: «Зачем он прихал?» – «По присылке царского величества и для ради варварского нахождения», – отвечал Никон. Ответ Никона был передан царю. Три дня после того Никон не получал от царя никакой вести. Наконец, дума царская присудила отослать Никона в калязинский монастырь. С таким объявлением опять отправлен был к нему Алмаз Иванов. «Не лучше ли в Зачатейский монастырь, что в Китай город, в углу, у Зачатья?» – сказал ему Никон. «Да там тюрьма», – отвечал дьяк. «О том-то и я говорю, – заметил Никон 601 и продолжал, – аще не угодно царскому величеству наше пришествие, мир и благословение, то мы пойдём в своё строение, в Воскресенский монастырь, а в Калязин монастырь не идём» 602 . «Поезжай, не упрямься, чтоб большего дурна не учинилось», – возразил дьяк. Но Никон просил свидания и личного объяснения с государем. Государь прислал к нему того же дьяка спросить: «О каких нуждах хочет он говорить с государем?» Никон не дал ответа дьяку. Наконец, государь снова прислал к Никону того же дьяка сказать, чтобы он явился во дворец вечером. В назначенное время Никон допущен был до личного свидания с царём, впрочем, в присутствии бояр. Никону оказаны были все почести патриаршие: царь и бояре принимали от него благословение, и царь даже посадил Никона возле себя на том месте, где сидел он в счастливые годы своего патриаршества 603 . Но искреннего разговора у него с царём не было. Даже не упомянуто было в речах и об оставлении Никоном патриаршего престола 604 . Только государь дал Никону позволение, осмотреть, если он захочет, построенные им монастыри, и потом звал его в следующий день на царский обед, но Никон отказался, сказавшись, что рано утром думает ехать из Москвы. По выходе от царя, Никон посетил царицу и всех членов царского семейства, и затем возвратился на своё подворье. На другой день он уже опять жил в воскресенском уединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

В ночь под первое декабря Никон прибыл в Москву. —613— Пред своим отъездом Никон «исповедовался и причащался и маслом освящался» т. е. приготовился как бы к смерти. l-ro декабря в царской столовой избе был открыт для суда над Никоном собор, на котором присутствовали: царь с своими боярами, окольничими и думными, восточные патриархи с другими греческими архиереями, все русские архиереи и другие духовные члены освященного собора. На соборе царь, прежде всего, поставил следующие вопросы: кого следует послать звать Никона на собор? Патриархи ответили, что звать Никона на собор должен архиерей с двумя архимандритами. На вопрос царя: можно ли допустить, чтобы Никон шел на собор с преднесением креста и евангелия, или потребовать от него, чтобы он шел на собор «смиренным образом», патриархи ответили, что Никон может идти на собор с чем хочет. На вопрос царя: где посадить Никона, когда он придет на собор, и что делать, если Никон откажется на соборе сесть, или даже совсем откажется прийти на собор? патриархи ответили: что Никон должен сесть, по приходе на собор, на лавку по правую сторону от места государя, а во время допроса должен стоять, если же Никон не захочет сесть, то это его дело; а если Никон не захочет прийти на собор, то они, святейшие патриархи, «учнут ево, Никона, обличать за очи». Звать Никона на собор послан был Мефодий, епископ Мстиславский, с двумя архимандритами. Хотя патриархи и разрешили Никону идти на собор с преднесением креста, но Мефодий, вероятно получив на это инструкцию, старался уговорить и заставить Никона идти на собор без преднесения креста. Но Никон, всегда так чувствительный к малейшему проявлению своего патриаршего достоинства, решительно отказался идти на собор «смиренным образом» и упрямо настаивал на том, что он пойдет с преднесением креста. Между Мефодием и Никоном произошли об этом долгие пререкания, о которых немедленно докладывалось собору, и последний согласился наконец, чтобы Никон шел с преднесением креста. Никон сел в сани и отправился на собор. Проезжая мимо Успенского собора, где в то время совершалась литургия, Никон оста-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заглавие этой рукописи по Воскресенскому списку такое: «Возражение и разорение смиренного Никона, Божию милостию, патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа газскому митрополиту Паисию Лихаридиусу и на ответы Паисиовы». Вот самые вопросы: 1) можно ли архиерея, при переходе его на высшую епархию, митрополию или патриаршество, рукополагать снова, как был рукоположен Никон при переходе с новгородской митрополии на патриаршество? – 2) Хорошо ли Никон сделал, когда запретил исповедовать и приобщать разбойников? – 3) Прилично ли архиерею во время священнодействия украшаться богатыми одеждами? – 4) Имел ли право Никон, по удалении в Воскресенский монастырь, рукополагать священников, диаконов и пр.? – 5) Достаточно ли для низложения патриарха одного устного отречения его от престола, или надобно, чтобы он дал это отречение на письме? – 6) Виноваты ли архиереи, которые не остановили Никона от удаления в Воскресенский монастырь? – 7) Законно ли составился собор из русских архипастырей для суда над Никоном по удалении его в Воскрес. монастырь? – 8) Мог ли составить такой собор сам государь, или надобно было испросить позволение у патриархов? – 9) Как думать о том, что Никон называл этот собор сонмищем? – 10) Можно ли русским епископам судить русского патриарха? – 11) Справедливо ли Никон поступал, когда называл архиереев, особенно им посвящённых, не братией, а сынами? – 12) Согрешил ли Никон, приняв на себя титул великого государя? – 13) Прилично ли Никону называть новопостроенную им Воскресенскую обитель новым Иерусалимом? – 14) Действительно ли цареградский патриарх Герман называет жертвенник Вифлеемом, а престо – живоприемным гробом? – 15) Справедливо ли поступил Никон, упразднив коломенскую епископию? – 16) Прилично ли архиереям заниматься застройкою и заселением пустопорожних мест? – 17) Мог ли Никон, оставаясь в Воскресенском монастыре, называться патриархом московским, или он должен бы называться теперь патриархом новоиерусалимским? – 18) Имел ли право Никон, оставив свой престол, удалиться в Воскресенский монастырь? – 19) Можно ли признавать Никона патриархом московским, когда он живёт не в Москва, а в Воскресенском монастыре? – 20) Согрешил ли государь, оставив надолго вдовствующей Церковь Божию? – 21) Согрешили ли архиереи и бояре, которые долго не просили себе у царя патриарха? – 22) Имеет ли действительное значение проклятие, которому многих подверг Никон? – 23) Прилично ли архиерею бить кого-нибудь, посылать в ссылку? – 24) Законно ли Никон мог пользоваться данными ему от государя некоторыми гражданскими преимуществами? – 25) Справедливо ли государь делал, когда одного Никона дарил вотчинами и денежными пожертвованиями? – 26) О монастырском приказе. – 27) Какого наказания заслуживает Никон за то, что называет царя неправедным и мучителем?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

13 .06.1913 13 594). 496 . Никита Стифат , преподобный. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова , пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка. Пер. Л. А. Фрей-берг. – Церковь и время 2 (9), 1999. С. 151–208; 1 (10), 2000. С. 264–302. 497 . Никитина И. В., Половинкин С. М. «Московский авва». – Флоренский Павел , священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 9–38. 498 . Николаев Н. Запросы или агитация? – Казанский телеграф, 21 .03.1914 499 . Никон (Беляев) , иеромонах. Дневник последнего духовника Опти-ной пустыни. СПб., 1994. 500 . Никон (Рклицкий) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. I-X. Нью-Йорк, 1956–1964. 501 . Никон (Рождественский) архиепископ. Как учит Святая Церковь об именах Божиих? (выписки из святых отцов и церковных веро-определений). Афон, 1913. 502 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Великое искушение около святейшего Имени Божия. – Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 853–869. 503 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Живы ли мы? (мое доброе слово верующим интеллигентам). – Прибавления к Церковным ведомостям 1913. С. 1980–1994. 504 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Имебожники. Великое искушение около святейшего Имени Божия и плоды его. Сергиев Посад, 1914. 505 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мое доброе слово имя-славцам. Афон, 1913. 506 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мое доброе слово имяславцам. – Прибавлениях к Церковным ведомостям 41, 1914. С. 1864–1869. 507 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Мои дневники. Вып. 4. Сергиев Посад, 1914. 508 . Никон (Рождественский) , архиепископ. На опасном пути. – Прибавления к Церковным ведомостям 17, 1914. С. 788–794. 509 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Не пора ли одуматься? – Земщина, 20.06.1914 1701). 510 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия (из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон). – Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504–1521.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Видишь, вопрошатель и подражатель нечестия евреев: Христос не отвечал евреям, спрашивавшим его, и так же Он сделал, когда Его привели перед правителями ( Мф. 27, 11–14 ; Иоанн 18, 33–38; Иоанн 19, 7–12). Видишь ли, как язычник Пилат был склонен прощать Иисуса. А мы не делали обиды нашему царю и не назывались царями. Как я есмь то, что я есмь, так и он – то, что есть, ибо как они, отвергая Спасителя, кричали: «мы не имеем царя, но только кесаря», так эти кричат: не надо нам Патриарха, достаточно с нас Митрополита Крутицкого» (I, 297). Если в деле по обвинению в вознесении проклятия на царя, Никон защищал неподсудность своего духовенства царю в деле дисциплинарно-церковном, то в деле Сытина и Боборыкина он защищал неподсудность свою царю в гражданском деле. Никон говорил, что Церковь требует отдавать и рубашку, и сам отдал Боборыкину, вместо спора, всю кассовую наличность монастыря, в 10 раз превышавшую ценность самого спорного предмета. Никон так об этом разсказывает (I, 583–601): «Со времени ухода моего до сего дня царь упорствует в гневе своем на Патриарха Никона , за что, не знаю, и верит всяким ложным обвинителям, а добрых людей сослал. Царь не только подчинил себе Епископов, Архимандритов, игумнов, священников, но ищет, чтобы и Патриарх Никон выступил стороной в его суде с Романом Боборыкиным и Иваном Сытиным перед окольничьим Осипом Сукиным и думным дворянином Иваном Баклановским. Никон указал на неправильность этого им: даже Митрополита нельзя судить без Патриарха. Осип Сукин посмотрел в инструкции царя и сказал, что, если Никон не даст ответа по жалобам, то царь решит по своему. Никон ответил, что не боится царя, ибо есть у него свой Царь на небесах. Никон предложил, если надо, убить его, и грудь раскрыл, сказал, что не боится ни смерти, ни потери собственности, а в суд царя не пойдет, ибо это противно Божественным правилам. Никон приказал принести все наличные деньги (ибо Евангелие требует отдать и рубашку), их оказалось 600 руб. Никон сказал: если Никон кого обидел, пусть тот придет и возьмет свой ущерб в страхе Божием, и, если чего не хватит, то он снимет ризы с икон, отдаст и церковные книги, и колокола и скотину» Боборыкин взял эти 600 руб. за 67 четв. по предложению Сукина (цену, превышавшую в 10 раз рыночную).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010